Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 19.08.1997 № 358

 

 

 

 

 

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО
                         РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

                          от 19.08.97 N 358
                              г.Саранск

 

                                       Утратило силу - Постановление

                                     Правительства Республики Мордовия

                                             от 06.03.2013 № 70

 

                   О программе развития образования
                   Республики Мордовия до 2000 года

 

     В целях  реализации  Закона Российской Федерации "Об образовании"
Правительство Республики Мордовия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить Программу развития образования  Республики  Мордовия
до 2000 года (прилагается).
     2. Руководителям  министерств  и  ведомств  Республики  Мордовия,
главам  районов  и  городов  обеспечить   выполнение   предусмотренных
указанной Программой мер.
     3. Министерству   финансов   Республики   Мордовия,  Министерству
экономики  Республики  Мордовия,  администрациям  районов  и  городов,
министерствам  и  ведомствам  предусматривать в государственных нуждах
Республики  Мордовия  финансирование  Программы  развития  образования
Республики Мордовия до 2000 года в пределах бюджетных ассигнований.
     4. Администрациям районов и городов республики в срок до 1 ноября
1997  г.   разработать   районные   (городские)   программы   развития
образования.
     5. Министерствам и ведомствам Республики Мордовия, администрациям
районов  и  городов  о  ходе   выполнения   настоящего   постановления
информировать Министерство образования Республики Мордовия ежегодно до
15 января.
     6. Министерству образования Республики  Мордовия  ежегодно  до  1
февраля   представлять   в   Правительство   Республики   Мордовия   и
Министерство экономики Республики  Мордовия  обобщенную  информацию  о
ходе  выполнения настоящего постановления одновременно с предложениями
о включении указанной Программы  в  государственные  нужды  Республики
Мордовия.
     7. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
Министерство  образования  Республики  Мордовия  и  отдел   социальной
политики Аппарата Правительства Республики Мордовия.

 

 

     Председатель Правительства
     Республики Мордовия                                      В.ВОЛКОВ

 

 

 

 

                                          Утверждена
                                          постановлением Правительства
                                          Республики Мордовия
                                          от 19 августа 1997 г. N 358

 

                              Программа
               развития образования Республики Мордовия
                             до 2000 года

 

     Разработка Программы развития образования Республики Мордовия  до
2000года велась под руководством Кадакина В.В. - министра образования,
авторским коллективом в составе:

 

Борискина В.И.             - первого зам. министра образования

 

Карпова И.И.               - зам. министра образования

 

Серебряковой В.И.          - зам. министра образования

 

Смоланова П.А.             - зам. министра образования

 

Макаркина Н.П.             - ректора Мордовского госуниверситета  им.
                             Н.П.Огарева

 

Макушкина В.М.             - ректора Мордовского  госпединститута им.
                             М.Е.Евсевьева

 

Кевбрина Б.Ф.              - директора кооперативного института  Мос-
                             ковского профессионального образования

 

Сухарева А.И.              - директора НИИ  регионологии при Мордовс-
                             ком госуниверситете им. Н.П.Огарева

 

Жидкина В.И.               - проректора Мордовского  республиканского
                             института  повышения квалификации работ-
                             ников образования

 

Есиной Т.М.                - начальника финансово  -   экономического
                             отдела Министерства образования

 

 

 

                               Введение

 

     Социально-экономические изменения         и        реформирование
государственно-политического   устройства   в   России   сопряжены   с
кардинальными переменами на уровне структур,  технологий, содержания в
системе образования и  взаимоотношений  образовательного  комплекса  с
другими сферами общества.
     Открытость России   мировому   сообществу   переводит    проблемы
образования из государственных в межгосударственные, общечеловеческие,
и решиться они  могут  в  настоящих  условиях  в  рамках  философии  и
педагогики  образования на основе системного анализа,  концептуального
подхода,    решения    системы    скоординированных     программ     и
научно-обоснованных проектов.
     Программа развития образования Республики Мордовия разработана  в
соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" на основе
анализа состояния образования в республике.
     Данный документ  является  организационной  основой осуществления
государственной политики Республики Мордовия в области  образования  и
построения   системы,  ориентированной  на  специфические  особенности
республики,  интеграцию   в   российскую   и   международную   системы
образовательных связей.
     В структуре программы выделяются следующие разделы:
     - аналитический   (анализ   состояния   структуры,  содержания  и
тенденций развития образования);
     - концептуальный (цели, задачи и этапы реализации программы);
     - собственно  программный  (система  мероприятий  по   реализации
программы).
     Демократические преобразования в стране позволили вести работу по
реформированию системы образования в республике, явились предпосылками
разработки настоящей Программы и создали условия для ее реализации.

 

                1. Общие проблемы системы образования

 

     В систему Министерства  образования  Республики  Мордовия  входит
1120  учреждений  с  контингентом  172675  учащихся  и  воспитанников.
Дальнейшее ее  развитие  будет  определяться  социально-экономическими
изменениями в обществе.
     Общие тенденции   спада   производства,   нарастания    инфляции,
нарушения денежного обращения негативно влияют на систему образования:
сокращаются   возможности   финансирования,   объемы    строительства,
материально-технического     и     учебно-методического    обеспечения
образования,  идет отток педагогических кадров.  Растет преступность в
подростковой   среде,   уменьшается   количество   детей,   посещающих
дошкольные учреждения, увеличивается количество детей с отклонениями в
развитии.
     Экономическая, политическая и социальная нестабильность  общества
неизбежно  ведет  к кризису системы образования.  Не допустить этого -
крайне важно,  так как образование -  основа  социально-экономического
развития общества. Об этом свидетельствует опыт индустриально развитых
стран.  Поэтому взгляд на образование как на непроизводственную  сферу
должен быть изменен, что позитивно скажется на решении сложных проблем
республики в целом.
     Для стабилизации  и  развития  образования  республики необходимо
обеспечить в полной мере выполнение Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании".    В    случаях,    не    предусмотренных    федеральным
законодательством,     необходимо     разработать      республиканскую
нормативно-правовую  базу  деятельности системы образования Республики
Мордовия.
     Важным направлением   деятельности,   обеспечивающим   стабильное
развитие,  является подготовка условий  для  перевода  образовательных
учреждений на нормативное финансирование.
     Дальнейшее обновление  содержания  образования  включает  вопросы
разработки программ на основе государственных стандартов,  создания их
учебно-методического обеспечения.
     Наряду с   обеспечением   единого  федерального  образовательного
пространства       необходимы       разработка       и        введение
национально-регионального компонента содержания образования.
     В новых социально-политических условиях крайне  важными  являются
возрождение  и  развитие  культурно-исторических  и  духовных традиций
народов, проживающих на территории Республики Мордовия.

 

             2. Цель, задачи и этапы реализации программы

 

     Целью Программы  является  сохранение   республиканской   системы
образования  и  ее  перевод  на  этап стабилизации развития,  создание
условий по реализации Закона Российской  Федерации  "Об  образовании",
формирование республиканской политики в сфере образования,  построение
системы образования,  востребованной интересами личности  и  общества,
ориентированной на специфические особенности республики и интеграцию в
государственную и международную систему образовательных связей.
     Цель программы  может  быть  достигнута  путем  решения следующих
задач:
     - разработка     республиканской     нормативно-правовой     базы
деятельности системы образования;
     - оптимизация структуры системы образования;
     - расширение рынка образовательных услуг;
     - переход на личностно-ориентированное образование;
     - обеспечение единого федерального образовательного  пространства
на  основе  внедрения  государственных  образовательных  стандартов  с
включением в них национально-регионального компонента;
     - развитие   кадрового,  финансового  и  материально-технического
обеспечения образования;
     - социальная  защита  участников  образовательного  процесса;
     - установление и развитие межрегиональных и международных  связей
и сотрудничества в области образования.
     Достижение целей обеспечивается рядом необходимых мер:
     - координация  усилий министерств и ведомств Республики Мордовия,
взаимодействующих с системой образования республики;
     - обеспечение  четкого  взаимодействия  всех звеньев образования,
реализация принципа непрерывности образования;
     - переход на нормативное финансирование.
     Программа реализуется в два этапа:
     первый -  1997-1998 гг.  - этап сохранения и стабилизации системы
образования.    На    данном    этапе    предполагается     подготовка
нормативно-правовой базы, новых условий финансирования, разработка мер
социальной защиты участников образовательного процесса;
     второй - 1999-2000 гг. - этап активного развития.
     Предполагается качественное преобразование системы образования на
основе   совершенствования   материально-технической   базы,  развитие
творческого потенциала педагогов.

 

        3. Анализ состояния структуры, содержания и тенденции
                         развития образования

 

                     3.1. Дошкольное образование

 

     В настоящее   время   в  Мордовии  функционируют  503  дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ),  из которых 194 находятся в  ведении
Министерства  образования,  309  -  других  министерств и ведомств.  В
республике образовано 18 комплексов "Школа - детский сад",  созданы  4
учреждения  компенсирующего  типа  для детей с нарушениями интеллекта,
речи,  зрения,  слуха.  Ежегодно увеличивается число групп в  ДОУ  для
детей с нарушениями речи и часто болеющих.
     В ДОУ воспитывается 35056 детей,  что  составляет  48,5  процента
детей  дошкольного  возраста.  Воспитание  их  осуществляют 4,6 тысячи
педагогов, из которых 90 процентов имеют педагогическое образование.
     Анализ состояния  дошкольного  образования  в республике позволил
выявить ряд позитивных тенденций.
     Реализуются права   педагогов   дошкольных  учреждений  в  выборе
содержания  и  методов   работы   с   детьми.   Расширяется   перечень
дополнительных  услуг (изучаются иностранные языки,  изобразительное и
музыкальное  искусство,   хореография   и   др.).   Ведется   обучение
дошкольников национальным языкам,  ознакомление с культурным наследием
и традициями народов Мордовии.
     Происходят положительные   изменения  в  характере  подготовки  и
переподготовки кадров.  В педагогических  учебных  заведениях  ведется
подготовка  воспитателей  национального  детского  сада,  практических
психологов,  воспитателей с дополнительной специальностью  (физическая
культура, иностранный язык).
     Наряду с позитивными тенденциями в дошкольном образовании имеется
ряд серьезных проблем.
     Анализ сети ДОУ свидетельствует о  ежегодном  ее  сокращении.  За
последние 3 года сеть ДОУ сократилась на 68 учреждений (12 процентов),
а численность детей в них уменьшилась почти на 5 тысяч (12 процентов).
На  период  до  2005  года  численность  детей  в  возрасте  до 5 лет,
составляющих базу для ДОУ, имеет устойчивую тенденцию к сокращению.
     Острой остается   необходимость   в   дифференциации   сети  ДОУ,
обновлении их материальной базы.
     Проблемой для   дошкольного  образования  в  республике  является
научно-методическое  и  информационное   обеспечение.   Педагогический
процесс в ДОУ не в полной мере обеспечен программами нового поколения.
Назрела необходимость  введения  национально-регионального  компонента
государственного   образовательного   стандарта  в  сфере  дошкольного
образования.
     В республике  пока  нет  общей  системы  развития  педагогических
исследований,  направленных на развитие  дошкольного  образования.  Их
тематика  часто  оторвана  от потребностей ДОУ республики.  Не ведется
разработка рекомендаций по семейному образованию дошкольников.
     Задачи:
     - сохранение и  дифференциация  сети  дошкольных  образовательных
учреждений с учетом потребностей населения;
     - внедрение государственных стандартов  дошкольного  образования,
разработка их национально-регионального компонента;
     - совершенствование   научно-методического   и    информационного
обеспечения;
     - развитие в учреждениях дошкольного образования  психологической
службы;
     - содействие развитию семейного дошкольного образования;
     - проведение лицензирования,  аттестации, аккредитации дошкольных
учреждений и аттестации педагогических работников.
     Направления и механизм реализации:
     - изучение и удовлетворение спроса населения  на  образовательные
услуги дошкольных учреждений;
     - поэтапная  передача  ведомственных  дошкольных   учреждений   в
систему Министерства образования;
     - переход   на   нормативное   финансирование   с    привлечением
внебюджетных финансовых средств;
     - обновление материальной  базы  в  соответствии  с  современными
требованиями;
     - расширение сети учреждений типа "Школа - детский сад";
     - разработка     республиканской     нормативно-правовой     базы
функционирования дошкольных учреждений нового типа;
     - подготовка  учебно-методических  пособий  для  изучения  родных
языков и литературы;
     - обеспечение  дошкольных  образовательных  учреждений комплектом
детской  литературы,  освещающим  быт,   обычаи,   культуру   народов,
населяющих Мордовию;
     - создание экспериментальных площадок для разработки и  апробации
новых программ;
     - организация экспертизы нетиповых образовательных программ;
     - совершенствование  повышения квалификации работников дошкольных
учреждений;
     - изучение,  обобщение  и распространение опыта лучших дошкольных
учреждений и педагогов;
     - развитие студийных и клубных форм работы с детьми и родителями;
     - организация  консультационных  пунктов  по  вопросам  семейного
воспитания и оказание образовательных услуг на дому;
     - совершенствование  механизма   лицензирования,   аттестации   и
аккредитации дошкольных учреждений.

 

                      3.2. Школьное образование

 

     Дневная образовательная школа
     В республике   полностью   сохранена   сеть   учреждений   общего
образования,  однако  современная  сельская школа становится все более
малочисленной.  Из функционирующих 807 школ 386 (47,8%)  малочисленных
(до 100 учащихся), из которых 157 с контингентом менее 10 учащихся.
     Происходит дальнейшее  углубление  дифференциации   структуры   и
содержания образования.
     Расширяется сеть школ,  работающих  в  режиме  лицеев,  гимназий,
школ-комплексов,  ориентированных  на  наиболее  полное удовлетворение
образовательных потребностей одаренных детей.
     В начальной  школе  расширяется  сеть  классов  с  разноуровневым
обучением, вводятся новые общеобразовательные системы и педагогические
технологии  (Л.В.  Занкова,  Л.Б.  Эльконина,  В.В.  Давыдова  и др.),
получило широкое распространение раннее обучение  иностранным  языкам.
Переход  школ на базисный учебный план позволил ввести интегрированные
курсы "Математика и  конструирование",  "Изобразительное  искусство  и
художественный  труд",  специальные  курсы для развития познавательных
способностей младших школьников ("История родного  края",  "Мордовские
народные игры" и др.).
     Дифференциация структуры и содержания образования в  школе  II  и
III ступеней направлена на развитие разноуровневого,  разнопрофильного
обучения  на  основе  учета  способностей,  интересов  и   склонностей
учащихся.   Увеличивается   число   классов  с  углубленным  изучением
различных предметов (в 1994 году - 200 в 54 школах,  1995 году - 534 в
79 школах,  в 1996 году - 536 в 81 школе), введены новые учебные курсы
("Граждановедение", "Основы экологии", "История и культура мордовского
края и др.), 200 школ республики перешли на Базисный учебный план.
     Для детей с низким  уровнем  обучаемости  в  школах  организованы
классы компенсирующего обучения.
     В практику  работы  школ   входят   профильные   классы.   С   их
организацией связано создание разных видов школ:  экологической (школа
N  7  г.Саранска),  педагогической  (школа-лицей  N  26   г.Саранска),
медицинской  (класс  в  школе-комплексе N 31 г.Саранска),  юридической
(школа N 23 г.Саранска),  экономической (бизнес-класс  в  школе  N  38
г.Саранска),   физико-математической  (школа-лицей  N  4  г.Саранска),
лингвистической (гимназия N 12 г.Саранска) и др.
     В основу  дифференциации  структуры  и  содержания  образования в
сельских школах заложены особенности сельской местности.  Это создание
школ     фермерской     направленности,     дающих    подготовку    по
сельскохозяйственным      профилям      с      учетом      сложившейся
социально-экономической   ситуации   в  селе  (Ялгинская  и  Луховская
г.Саранска, Пушкинская Ромодановского, Краснопресненская Ковылкинского
районов).  Ведется  работа по созданию системы воспитания у школьников
интереса к культурно-историческим ценностям народов Мордовии и  России
(национальная гимназия N 14 г.Саранска и др.).
     Расширяется сеть  школ  с  изучением   мокшанского,   эрзянского,
татарского языков (с 359 в 1993 году, до 385 в 1996 году). Обновляется
содержание образования в национальной школе.
     Приоритетное место  занимают  вопросы социальной защиты учащихся.
68,3  процента  школьников  получают  горячее  питание,  26  процентов
учащихся 1-9 классов воспитывается в группах продленного дня. Возросло
число выпускников основной  школы,  продолжающих  обучение  в  средней
школе  и  профессиональных училищах с 77 процентов в 1991 году до 83,6
процента - в 1996 году.
     В то  же  время  имеется  ряд  проблем,  сдерживающих  реализацию
основных образовательных задач.
     Слабым остается    научно-методическое   обеспечение   обновления
содержания образования и внедрения прогрессивных технологий обучения и
воспитания.
     Вызывает озабоченность отсутствие психологов в большинстве школ и
районных  психологических служб,  комплектование профильных классов не
по способностям, а по уровню обученности учащихся.
     Темпы износа материальной базы общеобразовательных школ опережают
темпы  строительных  и  ремонтных  работ.   Продолжает   расти   число
обучающихся  во 2-ю и 3-ю смены (1993-1994 учебный год - 16,0,  1994 -
95 учебный год - 16,3,  1996 - 97 учебный год - 16,7 процента), причем
в  г.Саранске  каждый  третий  ребенок  обучается во вторую или третью
смены.
     Задачи:
     - обеспечение гарантии бесплатного получения  среднего  (полного)
образования;
     - приведение  сети  общеобразовательных  школ  в  соответствие  с
потребностями населения в образовательных услугах;
     - оптимизация  сети  сельских  школ,   создание   интегрированной
образовательной системы в сельском социуме;
     - дифференциация сети школ и  классов  с  учетом  способностей  и
интересов  учащихся,  запросов  их родителей и образовательного заказа
государства;
     - обновление  содержания образования и педагогических технологий;
     - программно-методическое и  кадровое  обеспечение  малочисленной
сельской школы;
     - создание  условий,  обеспечивающих  развитие   различных   форм
получения образования;
     - удовлетворение образовательных потребностей на родном языке;
     - разработка  и  внедрение  национально-регионального  компонента
государственного образовательного стандарта;
     - углубление  государственно-общественного  характера  управления
образованием;
     - обеспечение    социальной    защиты   обучающихся,   работников
образования;
     - совершенствование материально-технической базы;
     - обеспечение финансовых  условий  для  деятельности  и  развития
школ,   оптимизация   финансовых  условий  деятельности  малочисленных
сельских школ.
     Направления и механизм реализации:
     - изучение потребностей населения в образовательных услугах;
     - разработка оптимальной модели малочисленной сельской школы;
     - создание  в  сельском  социуме  школ  фермерского  направления,
комплексов  "Школа  - детский сад",  образовательно-культурных центров
"Школа - клуб - библиотека - детский сад";
     - создание                развитой                республиканской
медико-психолого-педагогической  и  психолого-диагностической  службы,
психологизация учебно-воспитательного процесса;
     - развитие школьной и районной психологической служб;
     - создание системы работы с одаренными детьми;
     - расширение  сети  школ,  работающих  по системам развивающегося
обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова;
     - совершенствование  нормативно-правовой  и   учебно-методической
базы инновационных школ;
     - проектирование      личностно-ориентированного       содержания
образования,  учебных  планов  на  основе  базисного,  внедрение новых
курсов по экономике, праву и другим актуальным дисциплинам;
     - разработка       компьютерной      технологии      преподавания
общеобразовательных дисциплин;
     - формирование  банка педагогических идей и его использование при
дифференцированном подходе к обучению и воспитанию;
     - разработка концепции "Воспитание учащейся молодежи в Республике
Мордовия";
     - дальнейшая    разработка    научно-методического    обеспечения
предметов национально-регионального компонента;
     - образование  в  МРИПКРО  ВНИК по разработке учебно-методических
комплексов  национально-регионального  компонента  базисного  учебного
плана;
     - создание в МРИПКРО лаборатории экологического  образования  для
обеспечения нового регионального курса "Основы экологии";
     - совершенствование системы контроля деятельности школ на  основе
государственных образовательных стандартов;
     - проведение  лицензирования,  аттестации,  аккредитации  школ  и
аттестации  педагогических  работников,  совершенствование методики их
осуществления;
     - сокращение сменности занятий;
     - замена устаревшего фонда школьных зданий.
     Вечерняя (сменная) школа.
     За последнее десятилетие в республике произошло сокращение  числа
вечерних  школ  и  обучающихся  в  них  в три раза.  Во многих районах
республики их  деятельность  полностью  прекращена,  что  ограничивает
возможности молодежи в получении общего среднего образования.
     Задачи:
     - изучение  образовательных  потребностей  молодежи,  не  имеющей
основного общего и среднего (полного) общего образования;
     - освоение    различных   форм   реализации   общеобразовательных
программ: заочной, самообразования и экстерна;
     - создание необходимых условий для обучения молодежи,  не имеющей
возможности получить образование в дневной школе;
     - реализация   программ   общего   образования,   а  при  наличии
условий-профессиональных   программ   начального   и   дополнительного
образования;
     - оказание   различных   образовательных   услуг   населению   по
допрофессиональной подготовке;
     - обеспечение  финансовых   и   материально-технических   условий
деятельности вечерних школ.
     Направления и механизм реализации:
     - создание оптимальной сети вечерних общеобразовательных школ;
     - дифференциация  вечерних  (сменных)  школ  с  учетом   профилей
производств, на которых трудятся обучающиеся;
     - внедрение  нового  поколения   учебно-методического   комплекса
вечернего образования;
     - кадровое обеспечение вечернего (сменного) образования;
     - повышение квалификации педагогов вечерних школ;
     - разработка и  внедрение  нормативного  финансирования  вечерних
школ;
     - разработка  нормативно-правовых  и  учебно-методических   основ
оказания   вечерней   школой   дополнительных   образовательных  услуг
населению;
     - разработка механизмов лицензирования, аттестации и аккредитации
вечерних школ и аттестации педагогических работников.

 

                3.3. Реабилитация детей и подростков,
                      социальная защита детства

 

     Уровень сиротства,   числа   детей   и  подростков  с  аномальным
развитием отражают состояние общества. Эта система требует постоянного
внимания и заботы.
     Анализ статистической  отчетности,  изучение  положения   дел   в
районах, детских домах, школах-интернатах свидетельствуют об ухудшении
социально-экономического  положения  указанной  категории   детей.   В
1994-1995   годы   наблюдалось   увеличение   количества   трудных   и
малообеспеченных семей,  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей,  а  также  сирот  при живых родителях,  ведущих асоциальный
образ жизни.
     На 01.01.96  г.  в республике насчитывалось 3029 трудных семей (в
1992 г. - 1,3 тыс.), свыше 15 тысяч малообеспеченных, 14 тысяч с одним
родителем  (19 тыс.  716 детей),  10 тыс.  - многодетных (40 тыс.  327
детей).  Кроме того,  1200 детей - сирот и детей,  лишенных  попечения
родителей  находятся  под опекой (попечительством),  около 800 детей -
сирот обучаются и воспитываются в детских домах  и  школах-интернатах.
Их число по сравнению с 193 годом увеличилось в 2 раза.
     Контингент воспитанников интернатных учреждений  составляет  2525
детей и подростков,  из которых 5 процентов не имеют родителей, а у 95
процентов  детей  родители  отказались  от  них,  передав  на   полное
государственное обеспечение, или лишены родительских прав.
     Общая сеть   интернатных   учреждений   в   республике   остается
неизменной,  а  их контингент за последние годы растет.  Увеличивается
число  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения   родителей,
обучающихся  в  профессиональных училищах.  На начало 1996-97 учебного
года эта цифра составила 205  человек  (1994-95  учебный  год  -  171,
1995-96 учебный год - 194 человека).
     В республике   создана   и   постоянно   совершенствуется    сеть
специальных   (коррекционных)   образовательных   учреждений,  которая
включает в себя:  6 - вспомогательных школ-интернатов, 1 - для детей с
нарушением слуха,  1 - для детей с нарушением зрения,  4 - специальных
детских сада с нарушением речи,  зрения,  слуха  и  интеллекта.  Общий
контингент детей в них составляет более 1,5 тыс.  человек. Кроме того,
для оказания своевременной помощи  детям  с  нарушением  речи  имеется
дифференцированная      система      логопедических      пунктов     в
общеобразовательных  школах  (60)  и  групп  при  массовых  дошкольных
учреждениях  (90),  а также логопедических кабинетов при поликлиниках.
Ежегодно логопедическая  помощь  оказывается  более  2  тысячам  детей
дошкольного и школьного возраста.
     С учетом  социально-экономических  условий  меняется   профильная
направленность школ-интернатов и детских домов, обновляется содержание
обучения и воспитания детей.
     В республике  принят  Закон,  определяющий  меры  государственной
поддержки детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей  
дополнительных  социальных  гарантиях детей-сирот и детей,  оставшихся
без попечения родителей".
     Остается нерешенным    целый    комплекс    проблем   социального
образования:  социальных, научных и практических, решение которых дало
бы  возможность  не  только  изменить  структуру,  формы  и содержание
работы, но позволило преломить, перестроить в целом отношение общества
к данной категории детей, их бедам и нуждам.
     Одна из  основных  проблем  -  недостаточное  и   несвоевременное
финансирование  детских  домов  и  школ-интернатов.  В связи с этим за
последние  годы  значительно  ослабла  материальная  база   учреждений
общественного  воспитания.  Отсутствие  ввода дополнительных площадей,
увеличение  контингента   детей   способствовали   переполняемости   и
переуплотненности учреждений, нарушению санитарно-гигиенических норм.
     Из-за отсутствия финансовых средств прекращена подготовка  сурдо-
и тифлопедагогов.
     Большие трудности возникают в организации летнего труда и  отдыха
детей-сирот, их оздоровления в каникулярное время, которые обусловлены
отсутствием собственной загородной оздоровительной базы.
     Особую озабоченность  вызывает несовершенство системы диагностики
в республике.  Отсутствуют сколько-нибудь  достоверные  статистические
данные    относительно   числа   лиц   с   умственной   и   физической
недостаточностью,  что   очень   важно   знать   органам   управления,
практическим  работникам  и  ученым,  чтобы обеспечить успешную работу
системы специального образования.
     Среди социальных  проблем  аномальных  детей  -  профессиональная
подготовка,  социальная  адаптация  в   обществе   и   трудоустройство
выпускников специальных школ.
     Для успешной  подготовки  детей  с  недостатками  в  развитии   к
осознанному  выбору  профессии  и  их  адаптации  в обществе требуется
создать учебно-методическую и материальную  базу  с  учетом  специфики
контингента.  Эффективность  коррекционной и реабилитационной работы в
специальной  школе  резко  снижается  крайне  низким   их   оснащением
специальным учебным оборудованием.
     Задачи:
     - обеспечение      нормативно-правовой      базы     работы     с
социально-незащищенными категориями детей и подростков;
     - сохранение,  совершенствование  и  развитие сети учреждений для
детей-сирот и детей из малообеспеченных семей;
     - внедрение   новых   технологий   социальной   коррекции  детей,
нуждающихся в помощи государства;
     - научно-методическое  обеспечение  учреждений  коррекционного  и
интернатного типов;
     - обеспечение   воспитанникам   с   умственными   и   физическими
недостатками возможности развития своих способностей в целях  успешной
социальной    адаптации,    подготовки    к   трудовой   деятельности,
самообслуживанию и семейной жизни;
     - включение в штаты органов управления образованием освобожденных
инспекторов по охране прав детства;
     - реализация в полном объеме программы "Дети Мордовии";
     - целевое  финансирование  создания  новых  и   совершенствование
деятельности   действующих   специальных  (коррекционных)  учреждений,
детских домов и школ-интернатов;
     - увеличение вклада частных лиц,  фирм,  банков,  общественных  и
благотворительных организаций в решение проблем детства;
     - укрепление     материально-технической     базы     специальных
(коррекционных учреждений, детских домов и школ-интернатов).
     Направления и механизм реализации:
     - обеспечение единства действий министерств и ведомств республики
в реализации законных прав и социальных гарантий детей,  нуждающихся в
помощи государства;
     - предупреждение социального сиротства в республике;
     - обеспечение  своевременного  выявления  детей,  нуждающихся   в
помощи государства;
     - формирование банка данных  о  количестве  лиц  с  аномалиями  в
развитии до 18-летнего возраста;
     - приведение  количества  инспекторов  по  охране  прав детства в
соответствие с действующим положением;
     - совершенствование  существующей  сети  интернатных   учреждений
(разукрупнение, преобразование по семейному типу);
     - расширение сети детских домов и школ-интернатов с учетом  роста
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     - совершенствование  медицинского   обеспечения   в   специальных
(коррекционных) учреждениях, детских домах и школах-интернатах;
     - внедрение    в    специальные    (коррекционные)     учреждения
программно-методических    средств   нового   поколения,   современных
педагогических технологий и психолого-терапевтических методик;
     - обеспечение  социальной  и  трудовой  адаптации  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов;
     - создание  реабилитационного  центра,  способствующего адаптации
выпускников-сирот в трудовых коллективах и обществе;
     - квотирование  рабочих  мест  в  учреждениях и организациях всех
форм  собственности  для   трудоустройства   выпускников   специальных
(коррекционных)  учреждений,  детских  домов,  школ-интернатов,  общих
образовательных школ, ПУ, техникумов, ВУЗов;
     - создание  специальных  групп  в  действующих  ПУ и подготовка в
специальных  учреждениях  условий   для   начальной   профессиональной
подготовки    детей    с    отклонениями   в   развитии   -   создание
учебно-производственного комплекса "Школа-интернат-ПУ";
     - обеспечение  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, жильем;
     - создание   сети  психолого-медико-педагогических  консультаций,
комиссий.  Реорганизация  постоянно  действующей  Саранской  городской
психолого-медико-педагогической     комиссии     в     республиканский
медико-психолого-педагогический центр;
     - создание республиканского банка диагностических и коррекционных
методик;
     - инвентаризация имеющихся мест и  создание  необходимых  условий
для расширения и дальнейшей дифференциации специальных (коррекционных)
образовательных учреждений,  а также классов выравнивания для детей  с
задержкой  психического  развития и классов компенсирующего обучения в
общеобразовательных     учреждениях;
     - завершение строительства вспомогательной школы в г.Саранске;
     - открытие  в  г.Саранске  для  детей  с  задержкой  психического
развития специального дошкольного учреждения  или  отдельных  групп  в
каждом микрорайоне;
     - подготовка условий  для  перехода  специальных  (коррекционных)
образовательных   учреждений  на  9-летнее  обучение  в  целях  лучшей
социальной адаптации выпускников вспомогательных школ;
     - создание   необходимых   финансовых   условий   для   повышения
квалификации  работников  специальных  учреждений   через   проведение
межобластных курсов на базе МРИПКРО с приглашением специалистов РАО;
     - организация переподготовки педагогов,  работающих с аномальными
детьми;
     - разработка  и  совершенствование  механизма  лицензирования   и
аттестации    детских    домов,    школ-интернатов    и    специальных
(коррекционных) учреждений.

 

                   3.4. Дополнительное образование

 

     В республике 72 учреждения дополнительного образования, в которых
занимается 70,5 тыс. детей.
     В учреждениях   данного    типа    расширяется    сеть    кружков
экономической,         социально-психологической,        экологической
направленности.      Эти       учреждения       являются       основой
организационно-методической   базой   детско-юношеского   движения   и
способствуют его становлению и развитию.
     Остается острой   проблема   повышения   качества  дополнительных
образовательных услуг,  удовлетворения  социально-культурных  запросов
учащихся.    Одним    из   сдерживающих   факторов   является   слабая
материально-техническая база.
     Задачи:
     - организация диагностики склонностей, способностей и одаренности
детей;
     - создание в соответствии с потребностями обучающихся оптимальной
республиканской сети учреждений дополнительного образования;
     - совершенствование    традиционного    и    разработка    нового
программно-методического    обеспечения   учреждений   дополнительного
образования на основе вариативности образовательных программ;
     - разноуровневая дифференциация обучения и воспитания детей;
     - профориентационная работа с детьми;
     - усиление   допрофессиональной   и   закладка   основ  начальной
профессиональной подготовки школьников;
     - разработка  программ,  форм и содержания кружков краеведческого
направления;
     - аттестация    и    аккредитация    учреждений   дополнительного
образования;
     - развитие   дополнительных   образовательных   и   других  услуг
населению на хозрасчетной основе;
     - изучение  местных  народных  промыслов  и  создание при наличии
условий детских промысловых предприятий;
     - совершенствование материально-технической базы.
     Направления и механизм реализации:
     - изучение   уровня   охвата   и  потребностей  в  дополнительном
образовании  учащихся  образовательных  школ  и   приведение   его   в
соответствие с российским уровнем;
     - подготовка  условий  для  создания  учреждений  дополнительного
образования  в  каждом районе с учетом местных традиций и национальных
особенностей;
     - внедрение     государственных     стандартов    дополнительного
образования и разработка их национально-регионального компонента;
     - организация    системы    повышения   квалификации   работников
учреждений дополнительного образования;
     - подготовка    и    издание    методических   рекомендаций   для
руководителей кружков учреждений дополнительного образования;
     - разработка   материалов  по  аттестации  работников  учреждений
дополнительного образования;
     - создание   на   республиканской   станции   юных   натуралистов
лаборатории экологического мониторинга.

 

        3.5. Начальное и среднее профессиональное образование

 

     Начальная профессиональная школа
     В республике    действует   43   учебных   заведения   начального
профессионального образования,  трудится свыше 1,5 тыс.  работников  и
обучается   12,8   тыс.   учащихся  более  чем  по  100  профессиям  и
специальностям,  в том числе:  37 училищ с дневной формой обучения (из
них 20 - сельскохозяйственного и 17 - промышленного профиля),  а также
6  училищ  при  исправительно-трудовых  учреждениях   МВД   Российской
Федерации.

 

        Показатели численности учащихся ПУ Республики Мордовия

 

---------------------T-----------------------------------------------¬
¦                    ¦                       Год                     ¦
¦                    +-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+
¦Профессиональные    ¦1990 ¦1991 ¦1992 ¦1993 ¦1994 ¦1995 ¦1996 ¦2000 ¦
¦    училища         +-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦                    ¦                Отчет                    ¦Прог-¦
¦                    ¦                                         ¦ноз  ¦
+--------------------+-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----+-----+
¦Число               ¦   42¦   42¦   42¦   42¦   43¦   43¦   43¦   38¦
¦Численность         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦учащихся, чел.      ¦12555¦13216¦14241¦13909¦13968¦14088¦13239¦14090¦
L--------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------

 

     Училища республики  обеспечивают  ежегодную  подготовку   6,7-7,0
тысяч   квалифицированных  рабочих  и  специалистов  и  переподготовку
0,5-0,7 тысяч высвобождаемых работников и незанятого населения за счет
средств заказчиков.
     72,4 процента учащихся дневных профессиональных училищ  наряду  с
профессией   или   специальностью   получают  среднее  (полное)  общее
образование.
     На базе  училищ  N  20,  21,  22  и  32  г.Саранска  организованы
профессиональные  лицеи,  в  которых  ведется  подготовка  рабочих   с
повышенным     уровнем     квалификации    и    получением    среднего
профессионального образования.
     В училищах  N  3  (Торбеево),  7  (Ромоданово),  8 (Ардатов),  13
(Атяшево) ведется подготовка фермеров, а N 6, 30 и 32 п. Зубово-Поляны
и  г.Саранска  -  водителей  и  слесарей  по  ремонту  автомобилей для
Российской Армии.
     Целый ряд  училищ  приступил к подготовке рабочих и специалистов,
способных работать  в  условиях  рыночной  экономики  в  сфере  малого
бизнеса и предпринимательства.
     Осуществляется переход на подготовку  рабочих  в  соответствии  с
государственным стандартом профессионального образования.
     В практику подготовки кадров массовых профессий внедряются  новые
учебные планы и программы (модульные и типовые).  С 1994-1995 учебного
года училища перешли на подготовку рабочих широкого профиля по  новому
перечню  профессий.  С  учетом  новой экономической ситуации в учебных
программах увеличено количество часов по экономическим дисциплинам.
     По заявкам  Министерства  труда  и  занятости населения,  центров
занятости училища имеют возможность ежегодно переподготавливать  11-12
тысяч   высвобождаемых  работников  более  чем  по  100  профессиям  и
специальностям.
     Вместе с тем,  сдерживающее влияние на эффективность деятельности
учреждений начального профессионального  образования  оказывают  такие
факторы   как   несбалансированность  профессионально-квалификационной
структуры   занятых   в   народном   хозяйстве,   остаточный   принцип
финансирования  образования,  отсутствие научно-обоснованного прогноза
потребности квалифицированных рабочих и специалистов в республиканском
и отраслевом разрезе.
     Так на  1  января  1997  года  невостребованными  оказались  1632
выпускника училищ или 25,3 процента.
     В серьезном    кризисе    находится     учебно-методическое     и
материально-техническое обеспечение учебных заведений.
     Перестройка системы  начального   профессионального   образования
должна  быть  направлена  на приведение перечня профессий,  по которым
готовятся рабочие кадры,  в соответствие с потребностями рынка  труда,
на   освоение   углубленной   подготовки  по  современным  технологиям
производства,  робототехники,  компьютерных   технологий.   Необходимо
организовать выпуск специалистов, способных создать собственное дело в
сфере обслуживания населения.  На  случай  изменений  на  рынке  труда
целесообразна подготовка учащихся по комплексу смежных профессий.  Так
в строительных училищах необходимо вести  подготовку  специалистов  не
только  для работы на новостройках,  но и в ремонтных организациях,  в
коммунальном хозяйстве, в небольших фирмах.
     Новыми направлениями  должны  стать  подготовка  специалистов для
газового хозяйства и сферы обслуживания,  в первую очередь, для работы
в   различных   торговых,  посреднических  фирмах,  банках,  страховых
компаниях и т.д.
     Необходимо отказаться  от  узкой специализации училищ,  готовящих
кадры для сельского хозяйства и сделать  так,  чтобы  профессиональное
училище,  имеющееся в районе,  обслуживало,  как правило,  все отрасли
районного хозяйства.
     Необходимо отработать     систему     подготовки,    объединяющую
традиционную профессиональную подготовку,  со  знаниями,  необходимыми
для ведения бухучета, хозяйственного анализа, банковского дела и т.д.
     Задачи:
     - обновление  содержания начального профессионального обучения на
основе вариативности и многоуровневости с учетом интересов населения и
запросов производства;
     - подготовка    конкурентоспособного    на    рынке    труда    и
профессионально-мобильного рабочего;
     - адаптация системы начального  профессионального  образования  к
новым социо-экономическим условиям;
     - развитие    кадрового     потенциала     системы     начального
профессионального образования;
     - обеспечение  социальных  гарантий  выпускникам   и   работникам
учреждений начального профессионального образования;
     - обеспечение необходимых  условий  для  профессионального  роста
работников начального профессионального образования;
     - укрепление  и  модернизация  материально  -  технической   базы
учреждений.
     Направления и механизм реализации:
     - изучение   потребностей  населения  в  образовательных  услугах
системы начального профессионального образования;
     - приведение  номенклатуры  профессий  в соответствие с запросами
рыночной экономики;
     - развитие  фермерского  направления начального профессионального
образования;
     - освоение учебно-методического комплекса нового поколения;
     - создание профессиональных училищ инновационного типа;
     - подготовка   высококвалифицированных   инженерно-педагогических
кадров и других работников начального профессионального образования;
     - внедрение  федерального  компонента образовательных стандартов,
разработка   и    внедрение    национально-регионального    компонента
государственного образовательного стандарта;
     - создание   республиканской   системы   повышения   квалификации
работников начального профессионального образования;
     - совершенствование  методики  аттестации  работников  начального
профессионального образования;
     - проведение лицензирования, аттестации и аккредитации учреждений
начального  профессионального  образования и аттестации педагогических
работников;
     - создание  условий  для  развития  материально-технической  базы
училищ.
     Средние профессиональные образовательные учреждения.
     Среднее профессиональное  образование  в  Республике  Мордовия  -
неотъемлемая  часть  единой системы образования,  которая обеспечивает
экономику республики специалистами средней квалификации.
     В республике  имеется  дефицит специалистов среднего звена.  Так,
если по России  на  1000  работающих  приходится  172  специалиста  со
средним   профессиональным   образованием,   то   в  Мордовии  -  163.
Численность специалистов со средним специальным образованием  осталась
на уровне 1987 года.
     На дефицит кадров среднего звена оказали влияние:
     - нерациональное размещение сети ССУЗов;
     - ведомственная      разобщенность      учреждений       среднего
профессионального образования на территории республики;
     - несбалансированность спроса и предложения образовательных услуг
на рынке труда;
     - недостаточная учебно - материальная база (на  одного  учащегося
приходится 9,3 кв.м учебной площади).
     В связи с этим система среднего профессионального  образования  в
настоящее  время не соответствует социально-экономическим потребностям
региона и нуждается в реформировании.
     В Республике  Мордовия  функционирую  21 среднее профессиональное
учебное заведение,  в которых обучается 13270 учащихся, в том числе на
дневном  отделении  -  10296,  вечернем  -  194,  заочном - 27080.  Их
обучением   и   воспитанием   занято   810   преподавателей,   включая
совместителей.  На  протяжении  последних  десяти  лет  число  средних
профессиональных учебных  заведений  не  изменилось,  хотя  контингент
учащихся уменьшился на 23 процента.
     Наибольшее сокращение произошло в  1990-1995  гг.  в  техникумах,
колледжах,  готовящих кадры для крупных предприятий республики. Тем не
менее    по    численности    студентов    средних    профессиональных
образовательных  учреждений  на  10  тыс.  чел.  населения  Республики
Мордовия по Российской Федерации поднялась с 44-го места в  1990  году
на   35-е   в   1993.   Выпуск   специалистов  этими  образовательными
учреждениями на 10 тыс. чел. населения в 1994 г. составил 37 чел.

 

                Динамика численности студентов ССУЗов

 

----------------T----------------------------------------------------¬
¦               ¦                      Год                           ¦
¦               +----------------------------------------------------+
¦  Показатели   ¦1990/91|1991/92|1992/93|1993/94|1994/95|1995/96|2000¦
¦               +-----------------------------------------------T----+
¦               ¦                     Отчет                     ¦Про-¦
¦               ¦                                               ¦гноз¦
+---------------+-------T-------T-------T-------T-------T-------+----+
¦Количество     ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦ССУЗов         ¦    21 ¦    21 ¦    21 ¦    21 ¦    21 ¦    21 ¦  21¦
¦Численность    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦студентов, чел.¦ 14936 ¦ 14835 ¦ 13987 ¦ 13661 ¦ 12561 ¦ 12500 ¦2300¦
¦В том     числе¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦обучающихся  на¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦отделениях:    ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦дневном        ¦ 10601 ¦ 10735 ¦ 10438 ¦ 10242 ¦  9321 ¦  9300 ¦9200¦
¦вечернем       ¦   616 ¦   584 ¦   372 ¦   262 ¦   187 ¦   150 ¦ 100¦
¦заочном        ¦  3719 ¦  3516 ¦  3177 ¦  3157 ¦  3053 ¦  3050 ¦3000¦
¦Число   студен-¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦тов,   приходя-¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦щихся на  10000¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦       ¦    ¦
¦чел. населения ¦   155 ¦   154 ¦   145 ¦   142 ¦   131 ¦   131 ¦ 134¦
L---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-----

 

     Особенности экономики региона нашли отражение  в  структуре  сети
техникумов,  колледжей:  подавляющее  их большинство готовит кадры для
сферы  материального  производства  (34,2%   учащихся)   и   сельского
хозяйства (33% учащихся), остальные 32,8 процента для социальной сферы
республики.
     В средних   специальных  учебных  заведениях  республики  ведется
подготовка  по   41   специальности   и   ежегодно   выпускается   700
специалистов.  С  учетом развития рынка труда в республике,  появились
новые специальности:  "Бухгалтерский учет",  "Экономика  и  контроль",
"Правоведение",  "Менеджмент",  "Коммерция",  "Организация фермерского
хозяйства", "Страховое дело", "Маркетинг", "Медсестра общего профиля",
"Лабораторная диагностика".
     Расширяется объем  дополнительных  услуг  для   студентов   сверх
программных  требований  с  целью  приобретения дополнительных рабочих
профессий таких как:  токарь,  сварщик,  пользователь ЭВМ, массажист и
др.
     В системе    Министерства    образования    функционируют     два
педагогических  училища-колледжа  с  числом  обучающихся 1500 человек.
Подготовка педагогов  ведется  по  специальностям  "Учитель  начальных
классов",   "Учитель  изобразительного  искусства,  черчения,  труда",
"Воспитатель дошкольного учреждения".  Начата подготовка  педагогов  с
дополнительной   специальностью   "Учитель   иностранного   языка  для
начальных классов".
     В связи  с  активизацией  процессов  дифференциации и гуманизации
образования жизнь  настоятельно  требует  усиления  психологической  и
логопедической подготовки выпускников педучилищ.
     Традиционная специализация  педучилищ  на   подготовке   учителей
начальных   классов,   воспитателей   дошкольных  учреждений  может  в
ближайшее время привести к невостребованности выпускников. Современное
состояние системы образования и задачи,  стоящие перед школой, требуют
повышения квалификации педагогических кадров,  работающих в дошкольных
и  начальных  учреждениях.  Здесь  заняты  в  основном  специалисты со
средним профессиональным  образованием.  Оптимален  путь,  позволяющий
сочетать   богатый  опыт  практической  подготовки  учителя  начальных
классов,  накопленный в педагогических училищах,  с расширением  общей
культурной  и специальной подготовки за счет перехода на двухуровневую
систему обучения "училище-вуз".
     ССУЗы республики    располагают    необходимой   для   подготовки
специалистов  материальной   базой,   позволяющей   вести   подготовку
специалистов  среднего  звена  на должном уровне.  Но по установленным
нормативам потребностей дефицит общей  площади  составляет  до  40%  в
соответствии  с  контингентом  обучающихся  студентов по дневной форме
обучения. По ряду учебных заведений дефицит превышает 50%.
     Во всех   учебных   заведениях,  кроме  художественного  училища,
имеются столовые,  буфеты, но их наличие ниже нормативных потребностей
на 18%.
     15 ССУЗов   республики   обеспечивают   потребность   нуждающихся
студентов  в  общежитии,  а  5 техникумов,  расположенных в г.Саранске
общежитиями не располагают.  Общежития Зубово-Полянского педучилища не
отвечают своему назначению.
     21 ССУЗ в  республике  подчинен  6  министерствам  и  ведомствам.
Утратило свое значение положение о базовом предприятии, сведена к нулю
подготовка кадров на договорной основе, усложнилось проведение практик
студентов на предприятиях,  заводах,  создался резерв невостребованных
специалистов среднего звена.
     Для совершения  системы  профессионального образования необходимо
развивать  формы  интеграции  учреждений  среднего   профессионального
образования с общеобразовательными,  а также с учреждениями начального
и высшего профессионального образования.  На основе договоров с ВУЗами
республики необходимо обеспечить преемственность учебных планов ССУЗов
и профилирующих кафедр,  практиковать зачисление  выпускников  средних
профессиональных   учреждений   на  II  -  III  курсы  высших  учебных
заведений.
     Задачи:
     - сохранение сети ССУЗов в системе профессионального  образования
в Республике Мордовия;
     - сохранение объема приема студентов в ССУЗы республики;
     - совершенствование нормативно-правовой базы;
     - обновление  содержания  и  педагогических  технологий  среднего
профессионального образования;
     - внедрение   в    государственный    образовательный    стандарт
национально-регионального компонента;
     - обновление    учебно-методической     базы     и     разработка
научно-методического      обеспечения      предметов     регионального
образовательного компонента;
     - совершенствование    системы   контроля   деятельности   ССУЗов
республики на основе государственных образовательных стандартов;
     - укрепление материально-технической базы учебных заведений.
     Направления и механизм реализации:
     - создание   единых  условий  для  осуществления  Закона  РФ  "Об
образовании" для всех средних профессиональных учреждений  образования


Информация по документу
Читайте также