Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 29.11.2010 № 469

 

 

 

 

                            ПРАВИТЕЛЬСТВО
                         РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     

 

                     от 29 ноября 2010 года N 469
                              гаранск

 

                                   Утратило силу - Постановление 

                                 Правительства Республики Мордовия

                                         от 22.06.2015 № 377

 

                Об утверждении Программы по повышению
               эффективности расходов республиканского
                    бюджета Республики Мордовия на
                         период до 2013 года

 

     (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

                       от 06.06.2011 г. N 178)

 

 

     Правительство Республики Мордовия

 

                            постановляет:

 

     1. Утвердить прилагаемые;
     Программу по  повышению  эффективности  расходов республиканского
бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года;
     План мероприятий по реализации в 2011 году Программы по повышению
эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на
период до 2013 года.
     2. Исполнительным  органам  государственной   власти   Республики
Мордовия руководствоваться в своей деятельности положениями программы,
указанной в пункте 1 настоящего постановления.
     3. Рекомендовать   органам   местного  самоуправления  Республики
Мордовия  разработать  и  реализовать   муниципальные   программы   по
повышению  эффективности  расходов  соответствующих  бюджетов согласно
основным  положениям  программы,  указанной  в  пункте  1   настоящего
постановления.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
Первого  заместителя  Председателя  Правительства  - Министра финансов
Республики Мордовия Н.В. Петрушкина.
     5. Настоящее   постановление   вступает   в   силу   со  дня  его
официального опубликования.

 

 

     Председатель Правительства
     Республики Мордовия                                     В. Волков

 

 

 

     Утверждена
     постановлением Правительства
     Республики Мордовия
     от 29 ноября 2010 года N 469

 

                              Программа
     по повышению эффективности расходов республиканского бюджета
              Республики Мордовия на период до 2013 года

 

     (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия

                       от 06.06.2011 г. N 178)

 

     Программа по  повышению  эффективности  расходов республиканского
бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года (далее - Программа)
разработана  в  соответствии  с распоряжением Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р.
     1. Описание текущей ситуации        редакции      Постановления

Правительства Республики Мордовия от 06.06.2011 г. N 178)
     В   то  же  время  в  сфере  управления  общественными  финансами

сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем.

     Стратегическое планирование остается слабо увязанным с  бюджетным

планированием. Установление целей стратегического развития  республики

невозможно  без  тесной  увязки с  бюджетными  параметрами.  Ухудшение

условий  функционирования  экономики  неизбежно  приводит  к  снижению

доходов республиканского бюджета. Так, вследствие кризисных явлений  в

экономике сокращение собственных доходов республиканского бюджета  без

учета финансовой помощи из федерального бюджета в 2009 году  составило

20% к  уровню  2008 года,  в  2010 году  - 8,7%  к  уровню 2008  года.

Несмотря на рост, уровень собственных доходов республиканского бюджета

все   еще  недостаточен   для   обеспечения  выполнения   обязательств

республики  в  полной  мере,  создаются  предпосылки  для   увеличения

долговых обязательств, кредиторской задолженности.

     Сохраняются условия  и  стимулы  для  неоправданного   увеличения

бюджетных  расходов,   не  созданы  условия   для  мотивации   органов

государственной  власти Республики  Мордовия,  бюджетных учреждений  к

повышению  эффективности бюджетных  расходов  и своей  деятельности  в

целом.  Для  реализации  целей и  задач  Программы  необходимо  четкое

определение   полномочий   (прав  и   ответственности)   и   принципов

деятельности публично-правовых  образований, оптимизация  деятельности

органов государственной власти. Несмотря на последовательное ежегодное

снижение доли расходов на содержание органов государственной власти  в

общем объеме расходов  республиканского бюджета, темп роста  указанных

расходов продолжает  увеличиваться (в  2009  году он  составил 2,3%  к

уровню 2008 года, в 2010 году - 4,9% к уровню 2009 года).

     Планирование программных  и   непрограммных  расходов,  а   также

капитальных  и  текущих  расходов  методологически  не  взаимоувязано.

Внедрение   программно-целевого  принципа   организации   деятельности

исполнительных органов  государственной власти  Республики Мордовия  и

необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований

по  новым   принципам   требуют  изменения   процесса  составления   и

утверждения республиканского бюджета. Механизм планирования  бюджетных

расходов  программно-целевым  методом  предполагает  установление  для

каждого  направления расходования  целевых  показателей, что  позволит

проводить оценку эффективности бюджетных расходов, а также  определять

степень достижения целей конкретной программы. Несмотря на  стабильную

тенденцию к  росту (в 2007  году доля  расходов, формируемых в  рамках

программ, в общем объеме  расходов республиканского бюджета без  учета

субвенций на  исполнение  делегируемых полномочий  составила 18,8%,  в

2008  году -  21,8%,  в 2009  году  - 44,7%,  в  2010 году  -  58,3%),

существенная  часть  расходов  республиканского  бюджета  остается  не

охваченной программно-целевым методом.

     Не соответствует современным требованиям система государственного

финансового контроля. Финансовый контроль  играет немаловажную роль  в

повышении    эффективности   деятельности    исполнительных    органов

государственной власти Республики  Мордовия. Однако в настоящее  время

финансовый  контроль  недостаточно затрагивает  вопросы  эффективности

использования  бюджетных средств.  Переход  к программному  бюджету  и

внедрение  новых форм  финансового  обеспечения государственных  услуг

обуславливает  необходимость  принятия  мер по  повышению  качества  и

надежности    внутреннего    контроля,    осуществляемого     главными

администраторами бюджетных  средств, результаты  которого должны  быть

доступны  как органам  государственного  финансового контроля,  так  и

исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия.

     Формальным и  недостаточно   увязанным   с  бюджетным   процессом

остается применение  инструментов бюджетирования, ориентированного  на

результаты.  Деятельность  субъектов  бюджетного  планирования  должна

основываться на более четком построении системы целей и задач, а также

повышении  контроля  за   ее  результатами,  когда  объем   бюджетного

финансирования  каждого  субъекта  бюджетного  планирования   напрямую

зависит от достижения конкретных результатов деятельности.

     Остаются нерешенные  задачи   по   реорганизации  и   оптимизации

бюджетной сети. Количество  учреждений, финансируемых за счет  средств

республиканского бюджета, на 1 января 2010 г. составляло 261  единицу,

из  них  10  автономных.  Во  многих  учреждениях  действует   принцип

финансирования  исходя   из   необходимости  содержания   существующих

мощностей,  а  не  исходя  из  объемов  оказываемых  услуг.  Повышение

эффективности   расходов   государственных   учреждений   и   качества

предоставления государственных услуг  будет в первую очередь  зависеть

от реформирования бюджетной  сети путем изменения статуса  учреждений,

оптимизации  структуры  их  штатных  расписаний  в  части   сокращения

управленческого  персонала,   повышения  эффективности   использования

имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения.

     Продолжают расти     неэффективные     расходы,      кредиторская

задолженность   по   принятым   обязательствам.   Объем   кредиторской

задолженности ежегодно увеличивается в 1,1 - 1,5 раза, что обусловлено

в  первую  очередь  недостаточностью  собственной  доходной  базы  для

исполнения установленных расходных обязательств.

     Остается ограниченным опыт внедрения государственных заданий. С 1

января 2012  г.  все  бюджетные  и  автономные  учреждения  Республики

Мордовия  будут функционировать  на  основе государственного  задания,

предполагающего    использование   бюджетных    средств    максимально

эффективно. Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на

оказание   государственных   услуг  позволит   повысить   качество   и

доступность данных услуг, а также потребует совершенствования контроля

за выполнением государственных заданий. (Часть        в       редакции

Постановления         Правительства         Республики        Мордовия

от 06.06.2011 г. N 178)
     В то   же   время  в  сфере  управления  общественными  финансами
сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем:
     стратегическое планирование  остается слабо увязанным с бюджетным
планированием;
     сохраняются условия   и  стимулы  для  неоправданного  увеличения
бюджетных  расходов,  не  созданы  условия   для   мотивации   органов
государственной  власти  Республики  Мордовия,  бюджетных учреждений в
повышении эффективности бюджетных  расходов  и  своей  деятельности  в
целом;
     планирование программных  и  непрограммных  расходов,   а   также
капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
     не соответствует современным требованиям система государственного
финансового контроля;
     формальным и  недостаточно  увязанным   с   бюджетным   процессом
остается  применение инструментов бюджетирования,  ориентированного на
результаты;
     остаются нерешенные   задачи   по   реорганизации  и  оптимизации
бюджетной сети;
     продолжают расти      неэффективные     расходы,     кредиторская
задолженность по принятым обязательствам;
     остается ограниченным опыт внедрения государственных заданий.
     Необходимость достижения            долгосрочных            целей
социально-экономического  развития  республики  в  условиях замедления
темпов роста доходов республиканского бюджета увеличивает актуальность
разработки   и  реализации  системы  мер  по  повышению  эффективности
деятельности органов государственной  власти  Республики  Мордовия,  а
также  по модернизации управления общественными финансами в Республике
Мордовия.

 

                      2. Цель и задачи Программы

 

     Основной целью Программы является создание условий для  повышения
эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению
государственных функций и обеспечению потребностей граждан и  общества
в  государственных  услугах,  увеличению  их  доступности  и качества,
реализации долгосрочных приоритетов и  целей  социально-экономического
развития.
     Для достижения  цели  Программы  необходимо   решение   следующих
основных задач:
     обеспечение более  тесной  увязки   стратегического,   бюджетного
планирования   и   повышения   эффективности   бюджетных   расходов  с
мониторингом достижения заявленных целей;
     усиление роли   республиканского   бюджета   в  решении  вопросов
модернизации и инновационного развития региона;
     мобилизация налогового потенциала;
     создание условий   для   повышения   эффективности   деятельности
публично-правовых образований по обеспечению государственных услуг;
     создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса
к  повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных
преобразований;
     повышение прозрачности   и   подотчетности  деятельности  органов
государственной власти  Республики  Мордовия,  в  том  числе  за  счет
внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
     Для решения  указанных  задач  в  2011-2013  годах   предлагается
принять решения по следующим основным направлениям:
     внедрение программно-целевых принципов  организации  деятельности
исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;
     применение в полном объеме всех норм бюджетного  законодательства
в  части формирования республиканского бюджета на очередной финансовый
год и на плановый период;
     переход к утверждению "программного" бюджета;
     развитие новых   форм   оказания   и   финансового    обеспечения
государственных услуг;
     реформирование государственного финансового контроля;
     создание информационной   среды   и   технологий  для  реализации
управленческих  решений  и   повышения   действенности   общественного
контроля  за  деятельностью  органов государственной власти Республики
Мордовия;
     повышение   энергетической   эффективности  Республики  Мордовия.

(Дополнен   -   Постановление  Правительства  Республики  Мордовия  от

06.06.2011 г. N 178)

 

       3. Осуществление перехода к сбалансированному бюджетному
                 планированию на долгосрочной основе

 

     Сбалансированное бюджетное  планирование  на  долгосрочной основе
является необходимым условием решения задач Программы.
     Проведение предсказуемой   и   ответственной  бюджетной  политики
является важнейшей предпосылкой для обеспечения стабильности экономики
республики, которая:
     создает условия для устойчивого экономического  роста,  улучшения
инвестиционного   климата,  повышения  конкурентоспособности  региона,
основанной на инновационном развитии, дальнейшего повышения авторитета
республики в стране и за ее пределами;
     ведет к созданию высококвалифицированных рабочих мест;
     способствует повышению уровня и качества жизни населения.
     Ухудшение условий функционирования экономики вследствие кризисных
явлений,  продолжающейся  нестабильности неизбежно приводит к снижению
доходов республиканского бюджета,  то есть к  сокращению  возможностей
публично-правовых  образований  не  только  для  достижения заявленных
долгосрочных   стратегических   целей,   принятия   новых    расходных
обязательств с достоверными финансово-экономическими обоснованиями, но
и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
     Установление целей  социально-экономического  развития республики
и,  как следствие,  индикаторов их  достижения  без  учета  объективно
обусловленных    ограничений    дефицита   республиканского   бюджета,
ограничения заимствований  и  оптимизации  структуры  государственного
долга   привело   бы   к  снижению  ответственности  публично-правовых
образований  и   конкретных   должностных   лиц   за   результаты   их
деятельности.
     Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование
деятельности  исполнительных органов государственной власти Республики
Мордовия   и   органов   местного   самоуправления,    снижается    их
ответственность  за  определение  и  достижение  целей  и  индикаторов
результативности своей деятельности,  возникают стимулы к  постоянному
"раздуванию"   расходов,   не   имеющих  четких  критериев  оценки  их
необходимости и  достаточности  для  осуществления  наиболее  значимых
задач,   стоящих   перед   республикой  в  соответствующих  сферах,  в
результате решения которых был бы  достигнут  максимальный  финансовый
эффект.
     Таким образом,   для   повышения    эффективности    деятельности
публично-правовых   образований   необходимо  соблюдение  определенных
принципов, к которым относятся:
     надежность и  стабильность экономических прогнозов и предпосылок,
положенных в основу планирования республиканского бюджета;
     формирование республиканского   бюджета  с  учетом  долгосрочного
прогноза его параметров, основанных на реальных оценках;
     ограничение дефицита республиканского бюджета,  совершенствование
управления государственным долгом;
     стабильность налоговой базы республиканского бюджета;
     недопустимость увязки в ходе исполнения республиканского  бюджета
объемов расходов с определенными доходными источниками;
     полнота учета и прогнозирования  финансовых  и  других  ресурсов,
которые  могут  быть  направлены  на  достижение целей государственной
политики;
     планирование бюджетных   ассигнований   исходя  из  необходимости
безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
     принятие новых  расходных  обязательств при наличии четкой оценки
необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их
действия;
     принятие новых  расходных  обязательств   с   учетом   сроков   и
предложений по их реализации;
     соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых
расходных   обязательств,  в  том  числе  при  условии  и  в  пределах
перераспределения ранее принятых обязательств;
     создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
     Для дальнейшего   внедрения   указанных   выше    принципов    на
республиканском  уровне  планируется  реализовать  следующие  основные
меры:
     формирование долгосрочного    прогноза   социально-экономического
развития Республики Мордовия;
     использование для  целей  бюджетного планирования консервативного
прогноза;
     оценка возможностей  по  увеличению условно утверждаемых расходов
республиканского бюджета;
     сокращение наименее    эффективных   видов   финансовой   помощи,
повышение   концентрации   межбюджетных   трансфертов   на   важнейших
приоритетных направлениях;
     переход к индексации социальных пособий с учетом уровня  инфляции
в отчетном (текущем) году;
     обеспечение формирования  и  реализации  Адресной  инвестиционной
программы  Республики  Мордовия,  включающей планируемые и достигаемые
результаты осуществления инвестиционных расходов  с  учетом  отражения
информации,   содержащейся  в  этой  программе,  в  реестре  расходных
обязательств;
     установление порядка и критериев инициирования и принятия решений
по введению новых (увеличению действующих)  расходных  обязательств  с
усилением   ответственности   исполнительных  органов  государственной
власти Республики Мордовия за достоверность оценки их объемов и сроков
исполнения;
     инвентаризация и оптимизация действующих налоговых льгот;
     совершенствование организации   и   методологии   прогнозирования
кассового  исполнения   республиканского   бюджета   с   установлением
ответственности   главных   распорядителей   средств   за  качество  и
соблюдение показателей кассового плана;
     повышение эффективности  взаимодействия  органов  государственной
власти Республики  Мордовия  и  органов  местного  самоуправления  при
администрировании налогов и других платежей.

 

         4. Совершенствование разграничения полномочий между
                   публично-правовыми образованиями

 

     Наряду с осуществлением перехода к  сбалансированному  бюджетному
планированию на долгосрочной основе необходимо устранение дублирования
функций и полномочий между субъектами бюджетного планирования, которое
приводит  как  к  увеличению  бюджетных  расходов,  так и к размыванию
ответственности за результаты деятельности.
     Необходимо реализовать следующие меры:
     создание стимулов для  повышения  эффективности  государственного
управления  и  при  необходимости  санкций,  обеспечивающих соблюдение
законодательно установленных требований и финансовой дисциплины;
     проведение мониторинга  управления  муниципальным  долгом с целью
предотвращения рисков возникновения обязательств у местных бюджетов по
погашению накопленной задолженности;
     предоставлять межбюджетные    трансферты    с    учетом    оценки
эффективности  деятельности  органов  местного  самоуправления,  в том
числе  оценки  созданных  условий   для   привлечения   инвесторов   в
муниципалитеты.
     В целом   необходимо   создать   условия   для   стабильности   и
предсказуемости доходов местных бюджетов,  а также создать условия для
более  тесной  увязки  налогов,  уплачиваемых  налогоплательщиками   в
местные бюджеты,  с объемом,  качеством и доступностью предоставляемых
муниципальных  услуг  (осуществляемых   функций),   а   следовательно,
повышения   ответственности   органов   местного,   самоуправления  за
результаты проводимой ими политики.
     Одновременно необходимо   реализовать  принцип  администрирования
бюджетных доходов,  согласно которому главные администраторы бюджетных
доходов,  созданные соответствующими публично-правовыми образованиями,
должны  администрировать  только   доходы,   поступающие   в   бюджеты
соответствующих публично-правовых образований.
     Кроме того,   необходимо   оптимизировать    структуру    органов
государственной  власти и органов местного самоуправления республики и
оптимизировать расходы на их содержание.

 

        5. Государственные программы как инструмент повышения
                   эффективности бюджетных расходов

 

     Общими принципами   разработки   и   реализации   государственных
программ являются:
     формирование государственных    программ    исходя    из    четко
определенных долгосрочных целей  социально-экономического  развития  и
индикаторов их достижения;
     определение исполнительного   органа    государственной    власти
Республики   Мордовия,   отвечающего   за  реализацию  государственной
программы (достижение конечных результатов);
     установление для государственных программ, как правило, измеримых
результатов  двух   типов:   конечных   результатов,   характеризующих
удовлетворение  потребностей внешних потребителей,  и непосредственных
результатов,    характеризующих    объемы    и    качество    оказания
государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
     охват государственными   программами   всех   сфер   деятельности
исполнительных  органов  государственной  власти Республики Мордовия и
соответственно   большей   части   бюджетных   ассигнований,    других
материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
     наделение исполнительных    органов    государственной     власти
Республики  Мордовия  и их должностных лиц,  осуществляющих управление
государственными  программами  и  их   подпрограммами,   полномочиями,
необходимыми   и   достаточными   для   достижения  целей  программ  в
соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
     проведение регулярной  оценки  результативности  и  эффективности
реализации государственных программ,  в том числе оценки их  вклада  в
решение  вопросов  модернизации  и  инновационного  развития экономики
республики,   с   возможностью   их   корректировки   или   досрочного
прекращения,  а  также  установление ответственности должностных лиц в
случае неэффективной реализации программ.
     Состав подпрограмм    и    планируемые    результаты   реализации
подпрограмм  должны   определяться   государственной   программой,   а
бюджетные  ассигнования  на  их достижение должны утверждаться законом
Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной  финансовый
год и на плановый период.
     Ответственными за   разработку   и   реализацию   государственной
программы  на республиканском уровне должны быть определены конкретные
исполнительные органы государственной власти Республики Мордовия.
     На ведомственном    уровне    инструментом    стратегического   и
операционного планирования должны быть преобразованные в  соответствии
с  новыми  задачами  доклады  о  результатах  и  основных направлениях
деятельности исполнительных органов государственной власти  Республики
Мордовия.  Этот  же  инструмент  необходимо  использовать и в качестве
отчета о результатах деятельности,  который  должен  носить  публичный
характер и размещаться в сети Интернет.
     Для реализации изложенных подходов необходимо:
     1) утвердить    Порядок    разработки,    реализации   и   оценки
эффективности государственных программ;
     2) определить  перечень  государственных  программ и организовать
подготовку проектов государственных программ с отражением в них, в том
числе, следующих основных вопросов:
     обоснование цели  и  задач  программы,  ее  вклада  в  достижение
(реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического
развития Республики Мордовия;
     анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций,
основных проблем в соответствующей сфере;
     прогноз конечных  результатов программы,  характеризующих целевое
состояние,  изменение состояния уровня  и  качества  жизни  населения,
социальной  сферы,  экономики,  степени  реализации других общественно
значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
     перечень целевых   индикаторов   и   показателей  государственной
программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
     сроки реализации  государственной  программы  в  целом,  основные
этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
     перечень включенных    в    состав    государственной   программы
подпрограмм;
     обоснование общего     объема     бюджетных    ассигнований    из
республиканского   бюджета   по   годам   реализации   государственной
программы;
     3) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований
республиканского  бюджета  на  реализацию  государственных программ на
среднесрочный период с учетом необходимости  его  увязки  с  бюджетным
процессом;
     4) внести изменения в  Методические  рекомендации  по  подготовке
докладов  о результатах и основных направлениях деятельности субъектов
бюджетного планирования Республики Мордовия.

 

         6. Переход к программной структуре расходов бюджетов

 

     Внедрение программно-целевого принципа  организации  деятельности
исполнительных  органов  государственной  власти  Республики  Мордовия
повлечет      необходимость      программно-целевого      планирования
республиканского  бюджета  по  скорректированной на федеральном уровне
бюджетной классификации Российской Федерации.
     Необходимо осуществить  переход  от традиционных целевых статей к
целевым статьям,  отражающим  состав  государственных  программ  и  их
подпрограмм.
     В соответствии   с   принципами   разграничения   полномочий   по
регулированию  бюджетных  правоотношений  решение  этих вопросов будет
осуществляться каждым публично-правовым образованием самостоятельно.
     В отношении   республиканского   бюджета   Программа  исходит  из
необходимости,  возможности и целесообразности перехода начиная с 2013
года к программно-целевому принципу его представления.
     Утвержденные государственные  программы,  а  также  в  дальнейшем
отчеты  об  их  реализации  необходимо  представлять в Государственное
Собрание Республики Мордовия в составе сопроводительных  материалов  к
проекту  закона  Республики  Мордовия  о  республиканском  бюджете  на
очередной финансовый год и на плановый период.
     Существенные изменения   затронут  отражение  в  расходной  части
республиканского  бюджета  расходов  на  предоставление   межбюджетных
трансфертов  (целевые  субсидии  и  субвенции,  а  также  межбюджетные
трансферты территориальным  внебюджетным  фондам  будут  отражаться  в
соответствующих  функциональных  разделах  и подразделах классификации
расходов  бюджетов,  тогда  как  дотации,   предоставляемые   бюджетам
муниципальных   районов   (городского  округа),  останутся  в  разделе
"Межбюджетные трансферты" классификации расходов бюджетов).
     Кроме того,  виды и подвиды расходов,  согласно предполагаемым на
федеральном  уровне  изменениям,  станут  едиными  для  всех   уровней
бюджетов   категориями,   что   создаст  прямую  правовую  основу  для
санкционирования  расходов  в  процессе  исполнения   республиканского
бюджета.   Предлагаемые  изменения  повлекут  за  собой  корректировку
отдельных  позиций  классификации  операций  сектора  государственного
управления.
     Ведомственная структура расходов республиканского бюджета  должна
утверждаться  законом Республики Мордовия о республиканском бюджете по
главным распорядителям средств.
     Внедрение принципов  формирования программного бюджета необходимо
осуществлять при одновременном сохранении и усилении роли существующих
инструментов бюджетного планирования:  реестра расходных обязательств,
Адресной инвестиционной  программы  Республики  Мордовия,  обоснований
бюджетных ассигнований.

 

          7. Оптимизация функций государственного управления
               и повышение эффективности их обеспечения

 

     Данное направление Программы предполагает применение  в  процессе
реализации  государственных программ внутреннего контроля деятельности
соответствующих органов власти.
     Основными направлениями   повышения   эффективности  деятельности
исполнительных  органов  государственной  власти  Республики  Мордовия
должны стать:
     противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
     совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
     оптимизация состава   и   полномочий    исполнительных    органов
государственной власти Республики Мордовия, результатом которой должно
стать  сокращение  дублирования  функций   и   полномочий,   а   также
оптимизация численности государственных служащих;
     передача функций исполнительных  органов  государственной  власти
Республики  Мордовия,  не  отнесенных  к  основному виду деятельности,
специализированным   организациям,   создаваемым   для    обслуживания
одновременно   нескольких   органов,  или  размещение  государственных
заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
     повышение мотивации    руководителей    исполнительных    органов
государственной власти Республики  Мордовия  в  отношении  оптимизации
предельной  численности  работников центральных аппаратов и сокращения
бюджетных расходов на их деятельность;
     оптимизация в   исполнительных   органах  государственной  власти
Республики   Мордовия    соотношения    численности    государственных
гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся
должностями государственной гражданской службы Республики Мордовия;
     формирование "электронного правительства", в том числе переход на
оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий  органами
государственной власти Республики Мордовия в электронной форме;
     оптимизация межведомственного  взаимодействия,  в  том  числе   с
использованием  информационных технологий путем раскрытия информации о
деятельности органов государственной власти Республики Мордовия.
     Необходимо пересмотреть     методики     оценки     эффективности
деятельности исполнительных органов государственной власти  Республики
Мордовия,  в  которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности
органов  власти  об  эффективности   расходов,   оценку   результатов,
достигнутых  по  отношению  к  планам,  установление  при  возможности
соответствующих  критериев  для  измерения  качества,   количества   и
стоимости конечных результатов деятельности.
     Важной сферой    оптимизации    деятельности    публично-правовых
образований  является  управление государственной собственностью,  для
повышения  эффективности  которого  предлагается  реализация  мер   по
следующим основным направлениям:
     упорядочение состава имущества  публично-правовых  образований  и
обеспечение его учета;
     инвентаризация объектов государственной собственности, оформление
прав на них;
     замена практики передачи имущества,  специально приобретенного за
счет бюджетных средств одного публично-правового образования,  другому
публично-правовому  образованию  путем  предоставления   субсидий   на
соответствующие  цели,  распределяемых  по  прозрачным  критериям  (за
исключением  случаев  оборота   имущества,   передаваемого   в   целях
обеспечения полномочий публично-правовых образований);
     создание прозрачных   процедур,   определяющих   вопросы   аренды
государственного имущества;
     проведение анализа перечня изъятых из оборота  и  ограниченных  в
обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации
земельного фонда;
     оптимизация сети государственных унитарных предприятий;
     совершенствование приватизационных процедур;
     совершенствование системы    показателей   оценки   эффективности
использования государственного имущества.

 

              8. Повышение эффективности предоставления
                        государственных услуг

 

     Программой реформирования   региональных  финансов  в  Республике
Мордовия были заложены предпосылки для изменения сети  государственных
учреждений,  был осуществлен перевод бюджетных учреждений в автономные
учреждения в сферах средств  массовой  информации,  науки,  физической
культуры   и   спорта,  образования  и  иных  сферах.  Однако  процент
функционирующих в республике автономных учреждений в общем  количестве
государственных учреждений сравнительно невысок.
     Расходы на содержание подведомственной бюджетной сети  продолжают
планироваться наряду с применением государственных заданий на оказание
государственных   услуг,   необходимостью   содержания    существующих
мощностей.   Планирование  бюджетных  ассигнований  осуществляется  по
большей части методом индексации существующих  расходов,  сохраняя  их
структуру в неизменном виде.  В результате на первое место должен быть
поставлен вопрос повышения качества  государственных  услуг  и  только
потом оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение.
     Целями данного направления Программы являются:
     повышение доступности  и  качества государственных услуг в сферах
образования,  здравоохранения,  культуры,  социального  обеспечения  и
других социально значимых сферах;
     привлечение и удержание в бюджетной сфере
     высокопрофессиональных кадров;
     создание условий для оптимизации бюджетной сети;
     развитие материально-технической базы государственных учреждений,
в  том  числе  за  счет  более  активного   привлечения   средств   из
внебюджетных источников;
     снижение неустановленных  видов  оплаты   услуг   государственных
учреждений;
     внедрение в  деятельность  государственных  учреждений  элементов
конкурентных отношений.
     Для достижения   указанных   целей   в   республике    необходимо
осуществить  комплекс мероприятий по реализации Федерального закона "О
внесении  изменений  в  отдельные  законодательные   акты   Российской
Федерации   в   связи   с   совершенствованием   правового   положения
государственных (муниципальных) учреждений", направленных на повышение
эффективности   предоставления   государственных   услуг   в  условиях
сохранения (либо  снижения  темпов  роста)  расходов  бюджетов  на  их
оказание.  Будут  созданы  условия и стимулы для сокращения внутренних
издержек  учреждений  и  привлечения   ими   внебюджетных   источников
финансового  обеспечения,  повышения  эффективности  и  открытости  их
деятельности, а также возможности и стимулы для исполнительных органов
государственной    власти    Республики    Мордовия   по   оптимизации
подведомственной сети.
     Необходимо изменить  механизмы  финансового обеспечения бюджетных
учреждений, оказывающих государственные услуги:
     перевести бюджет  учреждения  с  1  января  2012  г.  со сметного
финансового  обеспечения  на  предоставление  субсидии  на  выполнение
государственного задания;
     предоставить право  бюджетным  учреждениям  зачислять  доходы  от
приносящей  доходы  деятельности  в  самостоятельное распоряжение этих
учреждений;
     исключить субсидиарную     ответственность     государства     по
обязательствам бюджетных учреждений;
     расширить права   бюджетных   учреждений  по  распоряжению  любым
закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного
движимого    имущества,    перечень   которого   устанавливает   орган
государственной  власти  Республики  Мордовия,   выполняющий   функции
учредителя соответствующего учреждения.
     Кроме того,  необходимо предпринять следующие меры,  направленные
на  создание  для  органов  государственной власти Республики Мордовия
условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений:
     упрощение процедуры    реорганизации        форме   слияния   и
присоединения)  и  ликвидации  учреждений  по  решению  исполнительных
органов   государственной   власти  Республики  Мордовия,  выполняющих
функции учредителей;
     установление правила  сохранения  объемов  бюджетных ассигнований
органам  государственной  власти   Республики   Мордовия   -   главным
распорядителям   бюджетных   средств   при   реорганизации   (слиянии,
присоединении) или ликвидации  ими  подведомственных  учреждений  (при
условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).
     Перевод бюджетных  учреждений  на  предоставление   субсидий   на
оказание  государственных  услуг  потребует совершенствования практики
формирования государственных заданий для государственных учреждений  и
их финансового обеспечения.
     Необходимо будет усовершенствовать Методические  рекомендации  по
определению  нормативных  затрат  на оказание исполнительными органами
государственной власти Республики Мордовия и находящимися в их ведении
государственными   учреждениями   государственных   услуг,   а   также
нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений,
внедрение   корректировки   финансового   обеспечения  государственных
учреждений по результатам выполнения государственного задания.

 

                 9. Развитие системы государственного
                         финансового контроля

 

     В целях  развития  системы  государственного финансового контроля
необходимо:
     осуществлять контроль  за  эффективностью использования бюджетных
ассигнований на основании критериев эффективности  и  результативности
их использования, закрепленных в нормативно-правовых актах;
     исключить возможность   необоснованных   проверок   хозяйствующих
субъектов.
     Государственный финансовый  контроль  необходимо  определить  как
деятельность  уполномоченных органов государственной власти Республики
Мордовия, направленную на контроль:
     соблюдения бюджетного   законодательства   и   иных   нормативных
правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
     достоверности, полноты  и  соответствия  нормативным  требованиям
бюджетной отчетности;
     правомерности, экономности,   результативности   и  эффективности
использования средств республиканского бюджета.
     Кроме того, следует организовать координацию развития финансового
контроля,  способствовать расширению профессиональной кооперации путем
обмена   идеями   и  опытом  в  области  государственного  финансового
контроля.

 

               10. Формирование комплексной контрактной
                    системы в Республике Мордовия

 

     В настоящее  время отсутствует полноценное правовое регулирование
имущественных отношений с участием публично-правовых  образований,  не
основанных  на  административном  или  ином  властном подчинении одной
стороны другой (контрактных отношений).  Для его  создания  необходимо
формирование в Республике Мордовия комплексной контрактной системы.
     Первоочередными задачами на 2011-2013 годы  являются  обеспечение
регламентированного  процесса  государственных  закупок:  планирования
закупок,  размещения  заказов  и  исполнения   контрактов,   а   также
обеспечение    интеграции   информационных   ресурсов,   связанных   с
размещением заказов и исполнением контрактов.
     В рамках  прогноза  социально-экономического  развития Республики
Мордовия  будет  вырабатываться   прогноз   государственных   закупок,
необходимых для реализации государственных функций и задач.
     Необходимо установить порядок:
     определения объема и структуры государственных нужд,  в том числе
в натуральном выражении,  исходя  из  расчетно-нормативных  затрат  на
оказание государственных услуг и выполнения функций;
     установления по наиболее крупным объектам государственных закупок
перечня   товаров,   работ   и   услуг,  необходимых  для  обеспечения
государственных нужд в очередном финансовом году и плановом периоде:
     определения начальных цен продукции для разных ее типов;
     проведения мониторинга цен,  предметов закупки,  производителей и
поставщиков товаров, работ и услуг.
     При планировании государственных закупок необходимо принимать  во
внимание   также   стоимость   последующей   эксплуатации   продукции,
обладающей длительным жизненным циклом.
     Нормативные правовые   акты,   регулирующие   стадию   размещения
государственного заказа, должны содержать положения о:
     необходимости утверждения   плана-графика   закупок   и   графика
заключения контрактов;
     порядке составления требований к предмету закупки;
     требованиях к  обеспечению  контрактов,  в  том  числе  в   части
разработки  и утверждения типовых форм банковских гарантий и договоров
поручительства;
     порядке определения начальной цены государственного контракта;
     необходимости проведения мониторинга  цен  на  товары,  работы  и
услуги по заключенным государственным контрактам.
     Изменения в нормативном правовом регулировании стадии  исполнения
государственных контрактов необходимо направить на:
     регламентацию организации  контроля  со  стороны   заказчика   за
исполнением  контракта,  издание  рекомендаций  по приемке продукции в
ходе исполнения государственного контракта;
     регламентацию участия   (наряду   с   представителями  заказчика)
специального представителя уполномоченного государственного органа для
реализации  возложенной  на него обязанности по защите прав,  свобод и
законных интересов других лиц или интересов  Российской  Федерации  по
отдельным   категориям   судебных   споров,   возникающих   вследствие
неисполнения государственных контрактов;
     установление требований  о  представлении  открытой информации об
исполнении государственных контрактов;
     установление обязанности    заказчика    применять   санкции   за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
     регламентацию действий  заказчика  в  случае  уменьшения  лимитов
бюджетных обязательств,

 

            11. Реформирование системы бюджетных платежей

 

     В настоящее время средства республиканского  бюджета  и  бюджетов
муниципальных  образований  Республики  Мордовия  сконцентрированы  на
единых счетах бюджетов,  открытых органам Федерального казначейства  в
учреждениях  Центрального  банка  Российской  Федерации,  что повысило
прозрачность и устойчивость финансовой системы республики в целом.
     Вместе с  тем  положение,  при  котором количество счетов органов
Федерального казначейства,  открытых в учреждениях Центрального  банка
Российской   Федерации,   соответствует  количеству  публично-правовых
образований,  приводит к  наличию  значительного  количества  отдельно
открытых   каждому  публично-правовому  образованию  счетов  по  учету
средств бюджетов.  Кроме того,  органам  Федерального  казначейства  в
учреждениях  Центрального банка Российской Федерации открыты счета для
учета операций государственных и  муниципальных  бюджетных  учреждений
Республики  Мордовия  со  средствами,  полученными от приносящей доход
деятельности,  а  также  со  средствами,  поступающими  во   временное
распоряжение.
     На счетах,  открытых Министерству финансов Республики Мордовия  и
финансовым  органам  администраций  муниципальных районов республики в
учреждениях  Центрального  банка  Российской  Федерации  и   кредитных
организациях     случае  отсутствия  учреждений  Центрального  банка
Российской Федерации  на  соответствующей  территории),  ведется  учет
операций по обеспечению наличными денежными средствами государственных
учреждений   республики.   Через   счета,   открытые   в   учреждениях
Центрального  банка  Российской  Федерации  и  кредитных организациях,
осуществляется исполнение бюджета Мордовского  республиканского  фонда
обязательного   медицинского   страхования,  а  также  учет  отдельных
операций медицинских учреждений и учреждений системы социальной защиты
населения.
     В условиях  проводимых  на  федеральном  уровне  мероприятий   по
оптимизации расчетной сети Центрального банка Российской Федерации,  а
также  по  развитию  платежной  системы  в  направлении  централизации
осуществления   расчетных   операций  является  актуальным  вопрос  об
изменении  принципов  взаимоотношений  платежных  систем  Центрального
банка  Российской Федерации и Федерального казначейства при выполнении
функции   по   кассовому   обслуживанию   бюджетов   публично-правовых
образований.
     При этом  потребуется  принять  необходимые  в   соответствии   с
законодательством   меры,   обеспечивающие  реформирование  технологий
бюджетных платежей с целью  их  унификации  с  банковскими  расчетными
технологиями, но при их большей оперативности и прозрачности.
     В процессе реализации такого подхода необходимо:
     обеспечить ускорение  распределения поступлений в республиканский
и местные бюджеты Республики Мордовия;
     упростить и унифицировать документооборот;
     создать возможность осуществления платежей  в  республиканский  и
местные  бюджеты  и  из  республиканского  и  местных  бюджетов  путем
применения современных банковских и иных платежных технологий;
     оперативно обеспечить  администраторов доходов республиканского и
местных бюджетов Республики Мордовия персонифицированной информацией о
платежах  каждого  плательщика  налогов,  сборов  и  иных обязательных
платежей.
     В рамках  реализации  указанных  мероприятий  в  2011-2013  годах
необходимо  подготовить  нормативную  правовую   базу   республики   в
соответствии  с  нормативными правовыми актами федерального уровня для
обеспечения реформирования системы бюджетных  платежей  до  2017  года
включительно.

 

            12. Развитие информационной системы управления
                      государственными финансами

 

     В настоящее  время  сформированы   основы   современной   системы
управления        государственными       финансами       на       базе
информационно-технологической       инфраструктуры        Федерального
казначейства,  обеспечивающей  полный  охват денежных операций сектора
государственного   управления    (кроме    операций    государственных
внебюджетных фондов).
     Однако современное  развитие  отношений  в   сфере   общественных
финансов  предъявляет новые требования к составу и качеству информации
о финансовой деятельности публично-правовых  образований,  а  также  к
открытости  информации  о  результатах  их деятельности.  Например,  в
Федеральном законе "О внесении изменений в  отдельные  законодательные
акты  Российской  Федерации  в  связи  с  совершенствованием правового
положения государственных  (муниципальных)  учреждений"  предусмотрено
создание  официального сайта в сети Интернет для размещения информации
о деятельности всех  государственных  учреждений  и  об  использовании
закрепленного  за  ними имущества.  В Законе Республики Мордовия от 15

июня  2010  г.   N 42-З  "Об  обеспечении  доступа  к   информации   о
деятельности    государственных    органов    Республики    Мордовия",
постановлении Правительства Республики Мордовия от  16  июля  2007  г.

N 333  "Об официальном сайте органов государственной власти Республики
Мордовия",  а также в других отдельных  нормативных  актах  поясняется
необходимость   представления   данных   о   деятельности  учреждений,
преимущественно в сети Интернет.
     В целях  удовлетворения  указанных требований,  а также повышения
качества управления государственными  финансами  необходимо  развивать
единую интегрированную информационную систему управления общественными
финансами (электронный бюджет), которая:
     обеспечит прозрачность   и   подотчетность  деятельности  органов
государственной  власти  Республики  Мордовия,   создание   механизмов
общественного   контроля   за   эффективностью   и   результативностью
деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом
доступе  информации  о плановых и фактических результатах деятельности
организаций  сектора   государственного   управления,   информации   о
стоимости   предоставленных   государственных   услуг,   в  том  числе
информации  в  разрезе  государственных  программ,   услуг,   объектов
финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
     повысит доступность  информации  о  финансовой   деятельности   и
финансовом  состоянии  каждого  публично-правового образования,  об их
активах и обязательствах;
     создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного
планирования,  проведения мониторинга достижения конечных  результатов
государственной     программы    и    непосредственных    результатов,
характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг;
     обеспечит интеграцию процессов составления,  исполнения бюджетов,
бюджетного учета и подготовки  финансовой  и  иной  регламентированной
отчетности публично-правовых образований;
     усилит взаимосвязь бюджетного процесса  и  процедур  планирования
закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований,
размещения  заказов  на  их  поставку  и  исполнения   государственных
контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
     позволит осуществить централизацию и  обеспечить  единство  учета
объектов государственной собственности.
     В рамках развития  системы  электронного  бюджета,  в  частности,
необходимо  создать  информационные ресурсы и республиканские реестры,
содержащие  информацию  об  организациях   государственного   сектора,
государственных   служащих,   государственных   заданиях,  оказываемых
услугах  и  деятельности  государственных  учреждений,   имуществе   и


Информация по документу
Читайте также