Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 25.02.2013 № 63

 

 

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

от 25 февраля 2013 года № 63

г.Саранск

 

 

Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты")

"Изменения в отраслях социальной сферы, направленные

на повышение эффективности здравоохранения в

Республике Мордовия (2013-2018 годы)"

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия

от 26.05.2014 № 249; от 25.05.2015 № 301; от 05.09.2016 № 450;

от 13.01.2017 № 11; от 30.01.2017 № 71; от 26.06.2017 № 367)

 

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074, Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р, Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2599-р, Республиканской территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Республики Мордовия медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 декабря 2012 г. № 470, Правительство Республики Мордовия

 

постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Мордовия (2013-2018 годы)" (далее - "дорожная карта").

2. Министерству здравоохранения Республики Мордовия:

совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, указанными в "дорожной карте", обеспечить реализацию мероприятий "дорожной карты" в установленные сроки;

осуществлять методическое сопровождение и мониторинг реализации "дорожной карты";

обеспечить достижение целевых показателей и индикаторов, определенных "дорожной картой";

представлять в сроки, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации, информацию (отчеты) о ходе выполнения мероприятий "дорожной карты".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

     

Председатель Правительства

Республики Мордовия

 

В. Сушков

 

     

     

     

Утвержден

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 25 февраля 2013 года № 63

(изложен в редакции

постановлением Правительства

Республики Мордовия

от 26 мая 2014 года № 249)

 

План

мероприятий ("дорожная карта")

"изменения в отраслях социальной сферы, направленные

на повышение эффективности здравоохранения

в Республике Мордовия (2013-2018 годы)"

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия

от 26.05.2014 № 249; от 25.05.2015 № 301; от 05.09.2016 № 450;

от 13.01.2017 № 11; от 26.06.2017 № 367)

 

I. Общее описание

 

Целью Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Республике Мордовия (2013-2018 годы)" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.

Территория Республики Мордовия 26,1 тыс. кв. км. Столица Мордовии - г. Саранск с населением 326,1 тыс. чел. на 1 января 2012 года. Протяженность с запада на восток около 280 км, с севера на юг - от 55 до 140 км. Население Республики Мордовия на 1 января 2012 г. - 825,5 тыс. человек. Городские жители составляют 61% от общего населения республики.

В состав Республики Мордовия входят 22 муниципальных района и городской округ Саранск. По плотности населения Республика Мордовия относится к группе территорий со средней плотностью (от 20 до 80 чел. на 1 кв. км).

Большой вклад в развитие здравоохранения Республики Мордовия внесли приоритетный национальный проект "Здоровье" и Программа модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2011-2012 годы (далее - Программа модернизации).

 

1. Итоги реализации Программы модернизации

здравоохранении Республики Мордовия

 

На начало реализации Программы модернизации сеть медицинских организаций Республики Мордовия, участвующих в программе государственных гарантий, с учетом трехуровневой системы оказания медицинской помощи включала на первом уровне 43 медицинские организации (51%), на втором уровне - 26 (31%), на третьем уровне - 4 (5%) (таблица 1).

 

Таблица 1

 

Распределение медицинских организаций

Республики Мордовия по уровням

 

№ п/п

Наименование типа учреждения здравоохранения

Количество учреждений

на 1 января 2011 г.

на 1 января 2013 г.

2020 год

Первый уровень (первичная медико-санитарная помощь)

1. Больничные учреждения

1.1.

Больницы, в том числе:

24

19

13

1.1.1.

участковая

7

2

0

1.1.2.

центральная (городская, районная)

17

17

13

2. Амбулаторно-поликлинические учреждения

2.1.

Поликлиники, в том числе:

15

14

11

2.1.1.

городская (взрослая)

7

6

5

2.1.2.

городская детская

4

4

4

2.1.3.

стоматологическая (взрослая)

3

3

1

2.1.4.

стоматологическая детская

1

1

1

3. Учреждения скорой медицинской помощи

3.1.

Станция скорой медицинской помощи

1

1

1

 

Итого:

40

34

25

4. Федеральные и частные медицинские организации

4.1.

Федеральные

2

2

2

4.2.

Частные

12

18

27

 

Всего:

54

54

54

Второй уровень (межмуниципальный для оказания специализированной медицинской помощи, преимущественно в экстренной и неотложной форме)

1. Больничные учреждения

1.1.

Больницы, в том числе:

8

9

11

1.1.1.

городская (взрослая)

1

3

3

1.1.2.

республиканская больница

1

1

1

1.1.3.

городская скорой медицинской помощи

1

0

0

1.1.4.

центральная (городская, районная)

5

5

7

1.2.

Специализированные больницы, в том числе:

5

4

4

1.2.1.

инфекционная (взрослая, детская)

1

1

1

1.2.2.

восстановительного лечения

2

2

2

1.2.3.

психиатрическая

1

1

1

1.2.4.

офтальмологическая

1

0

0

1.3.

Госпитали

1

1

1

2. Диспансеры

2.1.

Онкологический

1

1

1

2.2.

Противотуберкулезный

1

1

1

2.3.

Психоневрологический

1

1

1

2.4.

Наркологический

1

1

1

2.5.

Кожно-венерологический

1

1

1

2.6.

Врачебно-физкультурный

1

1

1

 

Всего:

6

6

6

3. Центры

3.1.

Гериатрический

1

1

1

3.2.

Консультативно-диагностический

1

1

1

3.3.

По профилактике и борьбе со СПИД

1

1

1

 

Всего:

3

3

3

4. Учреждения охраны материнства и детства

4.1.

Родильный дом

1

1

1

4.2.

Женская консультация

7

4

4

4.3.

Центр планирования семьи и репродукции

1

0

0

5. Учреждения здравоохранения особого типа

5.1.

Центр медицины катастроф

1

1

1

6. Частные медицинские организации

6.1.

Частные (центр гемодиализа)

1

1

1

 

Итого:

26

26

28

Третий уровень (региональные центры для оказания специализированной, том числе высокотехнологичной, медицинской помощи)

1. Больничные учреждения

1.1.

Больницы, в том числе:

4

3

3

1.1.1.

городская (взрослая)

1

1

1

1.1.2.

республиканская (взрослая)

1

1

1

1.1.3.

республиканская детская

2

1

1

1.2.

Специализированные больницы, в том числе:

0

1

1

1.2.1.

офтальмологическая

0

1

1

2. Учреждения охраны материнства и детства

2.1.

Перинатальный центр, в том числе:

0

1

1

2.1.2.

центр планирования семьи и репродукции

0

1

1

2.1.3.

женская консультация

0

1

1

 

Итого:

4

5

5

 

Всего:

84

85

87

 

В процессе реализации Программы модернизации количество государственных медицинских организаций первого уровня уменьшилось с 40 до 34 (40% в структуре медицинских организаций), однако отмечается рост частных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь первого уровня. Уменьшение произошло за счет реорганизации участковых больниц и перехода части из них на второй уровень. Медицинские организации первого уровня включают 504 фельдшерско-акушерских пункта, 17 врачебных амбулаторий, 2 участковые больницы и 18 частных медицинских организаций.

Количество медицинских организаций второго уровня осталось прежним (29% в структуре медицинских организаций), несмотря на реорганизацию внутри данного уровня. Количество медицинских организаций третьего уровня увеличилось с 4 до 5 (на 8%).

К 2020 году планируется уменьшение количества государственных медицинских организаций первого уровня - с 34 до 25 (29% в структуре медицинских организаций) при одновременном росте частных медицинских организаций и увеличение медицинских организаций второго уровня - с 26 до 28 (33%).

Структурные преобразования системы здравоохранения Республики Мордовия в процессе реализации Программы модернизации включали:

Первый уровень. Количество врачебных амбулаторий увеличено с 9 до 17 за счет открытия 8 врачебных амбулаторий. Впервые создано 132 домовых хозяйства.

Создана служба неотложной помощи при амбулаторно-поликлинических учреждениях, работающая во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.

Для лиц с кризисными состояниями и суицидальным поведением открыты 1 кабинет и 2 центра социально-психологической помощи, количество "телефонов доверия" увеличено с 1 до 3.

Второй уровень. Межрайонные центры развернуты на базе 6 государственных и 1 частного учреждения здравоохранения по профилям: перинатальные, сосудистые, травматологические, онкологические, инфекционные, наркологические, центр гемодиализа.

Третий уровень. Региональные центры развернуты на базе 5 государственных медицинских организаций по профилям: кардиохирургия, нейрохирургия, травматология, онкология, выхаживание маловесных детей, неонатальная хирургия.

По состоянию на 1 января 2013 г. в Республике Мордовия число учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, составляет 45 (юридические лица). Вышеуказанные медицинские организации включают следующие структурные подразделения: 504 фельдшерско-акушерских пункта, 36 отделений и офисов врачей общей практики (152 врача общей практики).

Сельское здравоохранение Республики Мордовия включает 12 амбулаторно-поликлинических учреждений: 10 поликлиник центральных районных больниц, 2 участковые больницы, 504 фельдшерско-акушерских пункта. Обеспеченность койками на 10000 населения - 27,1. Число посещений на одного жителя составляет 7,1.

Число врачей в сельской местности составляет 11,2 на 10000 населения. Обеспеченность средним медицинским персоналом составляет 46,3 чел. на 10000 населения.

Койка в круглосуточных стационарах в сельских районах работает с достаточной нагрузкой. Средняя занятость койки по центральным районным больницам составляет 322 дня.

Сеть фельдшерско-акушерских пунктов приведена в соответствие с численностью обслуживаемого населения. Размещение фельдшерско-акушерских пунктов основано на принципе обеспечения доступности для населения первичной медико-санитарной помощи.

Из общего числа сельских населенных пунктов (1313) - 207 (15,8%) населенных пунктов являются крупными, население в которых обслуживается 93 врачами общей практики и 17 фельдшерско-акушерскими пунктами; 617 (47%) населенных пунктов - средними, их обслуживают 273 фельдшерско-акушерских пункта; 489 (37,2%) населенных пунктов относятся к категории мелких, число жителей в которых не превышает 300 человек, в том числе 132 (11,2%) населенных пункта с численностью до 100 человек. Населенные пункты с числом жителей не более 100 человек, расстояние до ближайшего медицинского учреждения от которых составляет более 4 км, обслуживают медицинские работники 19 фельдшерско-акушерских пунктов, что удовлетворяет потребность населения в оказании доврачебной медицинской помощи в полном объеме. На медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний, осуществлению динамического наблюдения за больными диспансерной группы, пропаганде здорового образа жизни и развитию профилактического направления.

Кроме того, в соответствии с порядком оказания медицинской помощи больным терапевтического профиля, в 132 мелких населенных пунктах (с числом жителей менее 50 человек) в 2011 году организовано 132 домовых хозяйства. На базе них обеспечена связь с медицинским учреждением, в зоне ответственности которого находится данный населенный пункт, находятся носилки, средства иммобилизации, перевязочные средства, хозяева обучены приемам оказания первой медицинской помощи. На домовые хозяйства возложены функции по оказанию первой помощи. Таким образом, в республике достигнуто 100% обеспечение жителей малочисленных населенных пунктов первой помощью, оказываемой на базе домовых хозяйств.

В 2010-2012 годах было построено 47 новых зданий ФАП, отвечающих всем современным требованиям, в рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Строительство новых зданий ФАП крайне важно как для развития сельского здравоохранения, так и для развития сельского хозяйства в целом, в наиболее перспективных районах Республики Мордовия. В связи с вышеизложенным в план на 2013 год предполагалось включить строительство еще 23 новых зданий ФАП, расположенных в перспективных селах республики и находящихся в настоящее время в аварийном состоянии, однако финансовые средства по программе были выделены только на 2 ФАП (Ичалковский и Ардатовский районы). Необходимо построить еще 21 ФАП из запланированных.

На сегодняшний день в Республике Мордовия функционируют 503 ФАП, обслуживающихся 553 средними медицинскими работниками, средний возраст которых составляет 47 лет. Из них 108 человек (19,5%) - лица пенсионного возраста. Без совместной работы с органами местного самоуправления не решить вопрос обновления кадрового состава работников ФАП. Для этого необходима профориентационная работа с выпускниками школ, обеспечение жильем и социальные льготы.

В целях сокращения смертности от сосудистых заболеваний создана система первичных сосудистых отделений и регионального сосудистого центра (3+1), что позволяет обеспечить 100% охват взрослого населения медицинской помощью при сосудистых заболеваниях.

Однако расстояние до первичных сосудистых отделений не позволяет обеспечить во всех случаях доставку пациента в пределах "золотого часа", в связи с чем необходимо развертывание дополнительного первичного сосудистого отделения на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница".

В целях снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в республике создана сеть травматологических центров вдоль трассы "М-5 Урал", включающая 1 травмоцентр первого уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница № 4" и детский травмоцентр первого уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Детская республиканская клиническая больница", 2 травмоцентра второго уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Краснослободская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Зубово-Полянская районная больница", 1 травмоцентр третьего уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Торбеевская районная больница".

Расстояние до травмоцентров не позволяет обеспечить во всех случаях доставку пациента в пределах "золотого часа" с трасс регионального уровня, в связи с чем необходимо развертывание дополнительно трех травмоцентров второго уровня на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Комсомольская межрайонная больница", ГБУЗ Республики Мордовия "Ковылкинская межрайонная больница".

Для снижения смертности от онкологических заболеваний в республике создана система оказания онкологической помощи, включающая 1 региональный центр, 5 межрайонных онкологических кабинетов, 17 первичных онкологических кабинетов и 34 смотровых кабинета.

Для обеспечения маршрутизации пациентов планируется создание дополнительно одного межрайонного онкологического кабинета на базе ГБУЗ Республики Мордовия "Краснослободская межрайонная больница".

В настоящее время противотуберкулезная служба республики представлена:

головным учреждением - ГКУЗ Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" со стационарными койками (350 коек) и диспансерными отделениями (на 210 посещений в смену), которое оказывает противотуберкулезную помощь всему населению республики (825,5 тыс. чел.) и выполняет функции организационно-методического центра, координирующего проведение мероприятий, направленных на своевременное выявление и профилактику туберкулеза;

22 туберкулезными кабинетами в центральных районных больницах и туберкулезными отделениями, рассчитанными для лечения хронических форм туберкулеза в ГБУЗ Республики Мордовия "Зубово-Полянская районная больница" (на 25 коек) и ГБУЗ Республики Мордовия "Рузаевская межрайонная больница" (на 40 коек);

ГБУЗ Республики Мордовия "Большеберезниковский детский туберкулезный санаторий" (на 100 коек), двумя Государственными оздоровительными образовательными учреждениями санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении: "Шейн-Майданская санаторная школа-интернат Атяшевского района" на 125 мест и "Ширингушская санаторная школа-интернат" на 230 мест;

туберкулезными койками в специализированных учреждениях: Федеральная служба исполнения наказаний (245 коек) и ГАУЗ Республики Мордовия "Республиканская психиатрическая больница" (40 коек).

В целом современная противотуберкулезная сеть в Республике Мордовия насчитывает 437 стационарных коек, из которых 367 для взрослого населения и 70 для детей. Коек для лечения внелегочных форм туберкулеза 45, хирургических легочных 50.

Имеющееся в Республике Мордовия число круглосуточных туберкулезных стационарных коек соответствует потребности.

По Программе модернизации для укрепления материально-технической базы фтизиатрической службы было выделено 134461,2 тыс. рублей. Табель оснащения согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 1224н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом в Российской Федерации" обеспечен на 85%, в ГКУЗ Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" - на 95%. Всего получено оборудование в количестве 8 единиц на общую сумму 45429,3 тыс. рублей.

В соответствии с Программой модернизации проводится капитальный ремонт лечебных корпусов № 1 и № 2 ГКУЗ Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" в части замены инженерных систем в здании, ремонт кровли, приемного отделения и операционных. В результате состояние зданий будет приведено в соответствие с действующими нормативами, что позволит повысить качество оказания стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи. На эти цели выделено 89031,9 тыс. рублей.

В последние годы удалось улучшить эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в республике. Показатель смертности за последние пять лет сократился в 1,9 раза и составил 5,0 на 100 тыс. населения. Продолжает наблюдаться тенденция к снижению показателя общей заболеваемости туберкулезом с 60,9 на 100 тыс. населения (2011 г.) до 48,6 (2012 г.) (на 25,3%).

Охват населения профилактическими осмотрами стабильно сохраняется на уровне 76,5% (2011 г. - 76,5%). Удельный вес впервые заболевших лиц, у которых туберкулез органов дыхания выявлен активно, в 2012 году составил 72%. Доля фиброзно-кавернозного туберкулеза среди всех впервые выявленных больных туберкулезом легких снизилась с 2,8% (2011 г.) до 2,1% (2012 г.) и приблизилась к российским показателям (2011 г.: Российская Федерация - 2,0%, Приволжский федеральный округ - 1,5%). Доля закрытия полостей за счет консервативного лечения у впервые взятых на учет в 2012 году незначительно увеличилась с 71,4% (2011 г.) до 71,9% (2012 г.). Доля прекративших бактериовыделение среди впервые выявленных снизилась с 76,7% (2011 г.) до 72,4% (2012 г.).

Однако эпидемиологическая ситуация продолжает оставаться сложной, в том числе из-за несоблюдения режимов лечения социально неблагополучными больными, что привело к росту лекарственно устойчивых форм туберкулеза (с 156 до 169 человек) и, как следствие, недостаточно высоким показателям эффективности лечения.

Завершение строительства нового лечебного корпуса ГКУЗ Республики Мордовия "Республиканский противотуберкулезный диспансер" позволило привести палатные площади на одного больного в соответствие с требованиями санитарных правил (в палате не более 4-х больных; на 1-го больного не менее 8 кв. м), осуществить дальнейшее развитие стационарозамещающих технологий.

Для снижения материнской и младенческой смертности в Республике Мордовия функционируют 7 межрайонных перинатальных центров и ГБУЗ Республики Мордовия "Мордовский республиканский клинический перинатальный центр".

Межрайонные перинатальные центры организованы с учетом кадрового потенциала учреждений, возможности оказания круглосуточной реанимационной помощи женщинам и новорожденным, с радиусом доставки не более 100 км (время доезда от самой отдаленной точки - 1 час).

Организованы палаты интенсивной терапии для новорожденных в родовспомогательных учреждениях второго уровня, увеличено количество коек патологии новорожденных.

Динамика развертывания коек межрайонных и региональных центров по ряду профилей представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Динамика развертывания коек межрайонных

и региональных центров по ряду профилей

 

Наименование центра

Количество коек

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Сосудистый

150

150

150

Травматологический

130

130

140

Онкологический

200

200

220

Кардиохирургический

25

25

25

Перинатальный

0

130

130

Центр выхаживания маловесных детей

50

70

81


Информация по документу
Читайте также