Расширенный поиск
Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 18.07.2000 № ГС-307ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - КУРУЛТАЯ - РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О Программе развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы Принято Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 8 июня 2000 года. Одобрено Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 14 июля 2000 года. В соответствии со статьей 2 Закона Республики Башкортостан "Об образовании" Государственное Собрание Республики Башкортостан постановляет: утвердить Программу развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы (прилагается). Председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан К. Толкачев Уфа, 18 июля 2000 года ГС-307 Одобрена постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 года N 49 ПРОГРАММА развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003гг. ВВЕДЕНИЕ Происходящие в Республике Башкортостан изменения общественной жизни, вызванные ими политическая и экономическая реформы диктуют настоятельную необходимость углубления и совершенствования реформы образовательной системы. Организационной основой государственной политики Республики Башкортостан в области образования является республиканская программа развития образования. Поэтому выбор концептуальной модели дальнейшего развития образования осуществлен на основе результатов реализации Программы развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998гг. Реализация данной Программы позволила разработать региональную модель образования, ориентированную на специфические особенности республики, достижение мировых стандартов, интеграцию в российскую и международную систему образовательных связей. Реализация Программы развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998гг. позволила заложить основы: обновления содержания и технологий образования с учетом современных требований к ним; обеспечения преемственности и непрерывности образования на всех уровнях на основе альтернативных образовательных программ и современных тенденций развития учебно-воспитательного процесса; создания новых типов государственных и негосударственных учебных заведений; дифференциации и индивидуализации обучения на всех уровнях непрерывного образования; выдвижения на первый план в образовательной системе прав и интересов личности; усиления гуманистической и практической направленности содержания учебно-воспитательной работы; регионализации образования; максимального учета интересов и желания учащихся и их родителей в выборе типов общеобразовательных учреждений, содержания и технологии учебно-воспитательной работы; создания условий для творческой самореализации учителя; развития инноватики в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Программа развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003гг. (далее - Программа) является логическим продолжением и развитием основных целей, задач и направлений реформирования образования, изложенных в Концепции социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2005 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 января 1998 года N 3. Она углубляет и развивает основные положения Программы развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998гг., отвечает новым тенденциям общественного развития республики и соответствует основным направлениям Федеральной программы развития образования, утвержденной Законом Российской Федерации от 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ. В Программе: формулируются философские и концептуальные основы развития образования в Республике Башкортостан, предусматривающие преодоление противоречий и односторонности в реформировании образования; определяются приоритетные направления развития образования в республике; раскрываются содержание и организационные задачи реформирования образования; определяются сроки и последовательность их решения; структура и способы управления, формы контроля и оценки эффективности выполнения Программы. I. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХI ВЕКОВ И ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН 1.1. Основные тенденции развития системы образования в современных условиях Система образования является важнейшей сферой общественного воспроизводства, поэтому характер социально-экономического развития общества закономерно накладывает отпечаток на систему образования в целом и на деятельность институтов образования в частности. Вместе с тем образование, отражая социально-культурные процессы, выступает преобразующей силой, сферой формирования "человеческого капитала". Оно не только фиксирует характер изменений, происходящих в обществе, но и определяет его будущий облик, детерминирует его. При современных темпах обновления техники и технологии, форм организации труда требуется подготовка нового типа специалистов, способных не только наследовать культуру старшего поколения, обладать функциональной подготовкой, но и владеть творческим, созидательным мышлением. Образование должно быть ориентировано на перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социально-культурных традиций. Гуманистическая концепция народного образования практически означает введение нового типа образования, ориентированного на освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурноисторического процесса. В свете этой концепции образовательное учреждение становится важнейшим культурно-образовательным институтом. Его основная и стратегическая цель - подготовка интеллигентного, образованного и всесторонне развитого культурного человека, обладающего творческим мышлением, чувством собственного достоинства и ответственности, умеющего совершенствовать себя, строить гармоничные отношения с миром, природой, другими людьми. В современных условиях актуальным и необходимым является экологическое образование. В широком смысле экологизация поведения человека - это его отношение к природе, любовь к своей земле. Воспитание экологического самосознания - это воспитание нравственности, умение подчинить интересы одной личности общим интересам человечества, включая и отношения между поколениями. Все это достигается на основе гуманитаризации всей системы образования, культурного и свободного общения, педагогики сотрудничества и сотворчества, посредством использования новой технологии, активных форм и методов обучения и воспитания. Дальнейшее развитие образования, его технологизация и информатизация связаны с достижениями в области информатики, связи и искусственного интеллекта. Настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования и формированием рынка его услуг, попытками задействовать научный потенциал и передовой педагогический опыт. В условиях научно-технического прогресса, сложной структуры экономики образование должно обеспечивать: овладение основами знаний научной методологии; знания о мире, природе, технике, обществе, законах мышления и способах деятельности; способность наблюдать процессы, анализировать, интерпретировать результаты и предпринимать действия прогностического характера; знание и понимание природы человеческих отношений, способов общения в сфере социальной коммуникации; высокий уровень функциональной грамотности; способность нести ответственность; потребность в постоянном самообразовании и адаптации. Для обеспечения педагогического процесса новыми технологиями работы с учащимися принципиально важно использовать методы педагогического воздействия, учитывающие природу образовательных процессов, положительно влияющие на развитие личности. Качественно иного уровня обучения и воспитания можно достичь не только усовершенствованием сложившихся структур образования, но и за счет изменения подходов к развитию содержания и технологии образования, построения его личностно-ориентированной модели. Созданные по этому принципу учебные программы будут способствовать межпредметной и наддисциплинарной интеграции, что сделает их основой дифференцированного и индивидуализированного обучения. Для современной школы становится актуальной задача дальнейшего совершенствования дидактико-воспитательной системы, которая позволяет каждому учащемуся определить и выбрать свое направление обучения и развития. Государственный стандарт образования отражает обязательный минимум содержания образования, позволяет поднять ответственность субъектов образовательного процесса. Государственный стандарт образования является нормативным документом, он должен обеспечить единство требований к уровню образования независимо от типов городских или сельских учебных заведений. Практическая реализация задач образования с использованием современных методов, технологий и технических средств требует выполнения двух принципиальных условий: достаточного оснащения учебных заведении необходимыми средствами обучения, соответствующей теоретической и методической подготовки педагогов. Использование разнообразных форм, методов, средств, условий обучения позволит смоделировать учебный процесс подобно исследовательскому. Целостный механизм, при помощи которого возможна разработка и реализация программы развития образования, может функционировать на трех уровнях - местном, республиканском и федеральном. Основой реализации преемственности разных уровней образования является фундаментальное содержание знания, закладываемое в федеральном компоненте. В центре углубления реформы должна стоять задача повышения качества преподавания академических предметов как основы всего содержания образования. Важной задачей, стоящей перед системой образования в Республике Башкортостан и 1999-2003гг., является преодоление недостатков, сложившихся в образовательной сфере по ряду объективных и субъективных причин. К ним относятся: нарушение единства образовательного пространства, выражающееся в несовпадении содержания учебных программ в различных субъектах Российской Федерации, необоснованном распределении учебных часов по предметам и введении новых предметов без учета их реальной необходимости в образовательных учреждениях, вольном толковании содержания государственных образовательных стандартов; некорректная трактовка содержания государственных образовательных стандартов, проявляющаяся в их реализации без учета типов и специфики образовательных учреждений, особенностей субъектов образовательного процесса; упрощенное толкование гуманизации образовательного процесса как увеличения номенклатуры и объемов изучения гуманитарных дисциплин в ущерб естественнонаучным, что потенциально опасно разрушением накопленного позитивного опыта формирования научной картины мира; проявления социальной несправедливости при отборе учащихся в инновационные образовательные учреждения; опасность возникновения негативных тенденций на фоне национального возрождения народов Российской Федерации; непозволительная перегрузка учащихся; сложности кадрового обеспечения учебно-воспитательного процесса; трудности в создании в учебно-воспитательных учреждениях условий, соответствующих современным санитарно-гигиеническим требованиям. Таким образом, основными направлениями дальнейшего углубления реформы системы образования в республике, на которые ориентирована настоящая Программа, являются: правовое, организационное, научно-методическое обеспечение развития системы образования в Республике Башкортостан как подсистемы единого образовательного пространства Российской Федерации; оптимизация содержания регионального компонента образования с учетом национальных, языковых, культурных, географических и экономических особенностей Башкортостана; создание оптимальных условий для многообразия педагогических концепций и систем при обеспечении единства федерального и регионального компонентов образовательного стандарта; формирование качественно новой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, создающей условия для освоения новых и смежных педагогических специальностей и передовых педагогических технологий, что позволит учителю адаптироваться к постоянно меняющимся социально-профессиональным условиям; развитие научно-педагогических исследований, связанных с реформированием системы образования, обновлением содержания, программно-методическим обеспечением функционирования; возрождение школы как воспитательно-образовательного учреждения, обеспечивающего духовно-нравственное, зстетическое и физическое развитие детей как в учебном процессе, так и вне его; превращение общеобразовательных учреждений в центры социальной работы; определение примерных финансово-экономических показателей функционирования различных звеньев системы образования в Республике Башкортостан; обеспечение условий обучения и воспитания в соответствии с современными санитарно-гигиеническими требoвaниями. 1.2. Концептуальные основы развития народного образования в Республике Башкортостан Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации имеет республиканскую систему образования и воспитания, выступает гарантом получения гражданами образования, соответствующего их требованиям и способностям. Государство признает, что: право на образование является конституционным правом личности; образование должно обеспечить развитие общества и позволить всем его слоям неуклонно повышать качество жизни; удовлетворение образовательных запросов граждан может осуществляться за счет развития многообразия видов и типов образовательных учреждений, совершенствования программного и методического обеспечения; каждый ребенок в соответствии со своими способностями должен иметь возможность получить образование соответствующего уровня. Отказ от признания приоритетности образования как высшей ценности, сокращение объемов его финансирования, попытки перехода к платному образованию разрушают систему образования, снижают общественное внимание к ней, что чревато серьезными социальными последствиями. Необходимо добиться осознания обществом того, что образование, как и другие формы духовной деятельности, является основным механизмом социально-экономического развития. Важным аспектом развития народного образования является воспитание. Огромный потенциал демократизации, открывший путь к личной свободе как высшей ценности общества, может быть раздавлен примитивным бытием, нищетой, преступностью. Традиции воспитания, сложившиеся в обществе, требуют экстренной защиты ребенка и семьи от пропаганды вседозволенности и насилия, создания дружественной социальной среды для детей и подростков, подготовки их к жизни в изменяющемся мире. Молодой человек нуждается в поддержке при личностном самоопределении и формировании своих взглядов и позиций, необходимых для отстаивания прав и свобод личности, в том числе права на образование и профессиональную деятельность. Сегодня на первый план выходит проблема воспитания подрастающего поколения. Для достижения воспитательных целей необходимо: обеспечение благополучного детства; восстановление и формирование трудовой мотивации как основы самостоятельной и содержательной жизни граждан; повышение значения патриотизма и гражданственности; подготовка детей, подростков, молодежи к личной свободе и ответственности в демократическом обществе как наиболее эффективной и развивающей форме общественной самоорганизации и самоуправления; поддержка семьи и общественности в воспитании детей. В условиях экономического роста государством обеспечивается приоритет развития родных языков и культур в информационной, образовательной и воспитательной политике; осуществляется процесс активного приобщения граждан к культурно-историческому и духовному наследию многонационального народа республики. Развитие образования предполагает наличие четкой перспективы развития республики. В современном обществе основополагающую роль играет интеллектуальный труд, при этом существенно повышается общий образовательный уровень работника, что, в свою очередь, требует роста материальных и финансовых вложений государства в сферу образования, объединения усилий различных ведомств в решении проблем обучения, воспитания и развития детей, подростков, молодых людей. Функция воспроизводства общества должна быть реализована различными типами и видами государственных и муниципальных образовательных учреждений, обеспечивающих фундаментальную подготовку выпускников для активной жизни в обществе, к поступлению в российские и мировые образовательные центры. Необходимо сохранить все лучшее, что получено в наследство от отечественной системы образования: фундаментальность, высокий уровень образования, доступность, бесплатность образования и др. Приоритетными направлениями деятельности школы, выгодно отличающими ее от многих зарубежных школ, являются фундаментальное освоение накопленных знаний, изучение прежде всего естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, иностранных языков, расширение и углубление курсов информатики, граждановедения, права, экономики, психологии, валеологии. Одной из приоритетных задач, касающихся охраны окружающей среды и рационального природопользования, становится задача формирования экологической культуры и ответственного отношения к природе через экологическое образование, учитывающее национальные и культурные традиции, экологические проблемы и социально-экономические условия Республики Башкортостан. Республиканская школа призвана обеспечить широту кругозора и эрудиции на уровне мировых стандартов. В современных условиях школа часто вынуждена выполнять психотерапевтическую функцию как по отношению к детям, так и к семье. Распространение духовных ценностей, пропаганда здорового образа жизни, внедрение поведенческих моделей, сохранение народных традиций важнейшие условия формирования гражданина нового Башкортостана. Уровень развития образования является показателем достигнутого в обществе уровня жизни. Получение качественного образования является неотъемлемым правом человека и условием его профессионального развития, духовного совершенствования, самопознания. 1.3. Анализ состояния образовательной сферы Республики Башкортостан и основные направления ее совершенствования. Основные результаты выполнения Программы развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998гг. В настоящее время сфера образования в Республике Башкортостан включает и себя более 5730 образовательных учреждений, из которых 2020 дошкольных; 3259 общеобразовательных школ, школ-интернатов, гимназий, лицеев с общей численностью учащихся 689,7 тыс.чел.; 28 вечерних школ; 13 педагогических училищ (колледжей) с общей численностью обучающихся 9254 чел.; 121 учебное заведение начального профессионального образования; 261 учреждение дополнительного образования. Действуют 87 дворцов, домов пионеров, детского, юношеского творчества; 23 эколого-биологических центра и станции юных натуралистов; 35 технических центров и станций юных техников; 21 туристско-краеведческий центр и станция; 59 детско-юношеских спортивных школ; 36 клубов детско-юношеской физической подготовки и др. Функционируют 85 интернатных учреждений, включающих 31 общеобразовательную школу-интернат, 20 детских домов, 33 коррекционные школы и школы-интернаты, специальную общеобразовательную школу. Создаются реабилитационные центры и службы помощи и поддержки детей и подростков. В последние годы появились новые типы учебных заведений: начальная школа-детский сад, центры образования, кадетская школа и межшкольный учебный комбинат. Осуществляется переход к четырехлетнему обучению в начальной школе: 95,8% учащихся сельских школ, 60,4% учащихся городских школ республики уже занимаются по четырехлетней программе. Формируются и используются альтернативные программы и учебники. Обеспеченность образовательных учреждений республики учебниками федерального комплекта составляет 88,3%, республиканского комплекта 87,5%, регионального комплекта - 74,0%. В 1999/2000 учебном году 74,5% учащихся занимаются в первую, 25,2% - во вторую, 0,3% - в третью смену. Количество выпускников школ, награжденных золотыми и серебряными медалями "За особые успехи в учении", составило в 1999/2000 учебном году 2669 чел. В 1999/2000 учебном году проведены республиканские олимпиады по 19 учебным предметам. О высоком образовательном уровне учащихся свидетельствуют также результаты общероссийских и международных олимпиад и конкурсов. Результатом реализации Программы развития образования Республики Башкортостан на 1993-1998гг. явились позитивные качественные и количественные изменения в национальном образовании. Организовано изучение 14 родных языков, на шести языках ведется обучение. Действуют национальные школы, классы, группы. Открыты национальные гимназии, воскресные школы в городах и райцентрах. Наблюдается рост численности преподавателей, осуществляющих обучение на языках народов Республики Башкортостан. За прошедшие 5 лет и педагогических институтах и колледжах республики дополнительно открыты национальные отделения. Совершенствуется деятельность образовательных учреждений начального профессионального и среднего педагогического образования. Разработана и действует программа возрождения и развития народных промыслов. Возрос объем подготовки и переподготовки специалистов по договорам с предприятиями и службой занятости. Ведется обучение по дополнительным специальностям. Достигнуто значительное продвижение по пути структурносодержательной реформы в сфере образования, создания правовой, нормативно-методической и информационной базы ее развития, инновационных процессов в кадровой политике. Разрабатывается единая комплексная структура кадрового обеспечения системы образования. Система образования в Республике Башкортостан является одним из наиболее крупных социальных институтов, органически связанных с фундаментальными основами общественного устройства, его социально-экономической и политической организацией, с характером и доминирующей направленностью общественной жизни. Заключены соглашения о сотрудничестве между Министерством народного образования Республики Башкортостан и Государственным комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике, Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, Министерством культуры Республики Башкортостан, Министерством внутренних дел Республики Башкортостан. В целом система образования в Республике Башкортостан не только сохраняется, но и развивается. В 1998 году в республике построено 28 школ на 3317 ученических мест, в 1999 году - 30 школ на 5175 мест. В 2000 году намечено сдать в эксплуатацию школ на 7015 мест. Однако образовательная сфера испытывает определенные финансовые трудности, которые привели к неудовлетворительному состоянию материальной базы ряда учебных заведений, сокращению объемов учебного книгоиздания, обусловили задержки в выплате заработной платы работникам образования. Учитывая сложившуюся ситуацию, как в экономике республики, так и в системе народного образования, необходимо принять все меры по обеспечению стабильного функционирования образовательных учреждений, сохранив при этом существующую сеть образовательных учреждений и контингент учащихся. В связи с этим должны быть решены следующие проблемы: сохранение ведущей роли бюджетного финансирования при одновременном увеличении объемов инвестирования средств предприятий, учреждений, организаций и населения; обеспечение сбалансированной многоканальности финансирования с привлечением средств бюджетной системы, внебюджетных фондов, средств предприятий, общественных объединений и населения; увеличение доли собственных средств в учреждениях образования за счет платных услуг, расширения производственной деятельности и т.п.; переход на планирование по социальным стандартам, т.е. нормативное планирование и финансирование в расчете на одного учащегося (воспитанника). Постепенное улучшение экономических условий образовательной деятельности зависит от скоординированных усилий федеральных, республиканских и местных органов по увеличению бюджетных ассигнований на образование в сочетании с привлечением внебюджетных средств и улучшением использования ресурсов образовательных учреждений. 1.4. Цели, приоритеты и принципы развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003гг. Целями развития системы образования в Республике Башкортостан на данный период являются: обеспечение целостного развития личности обучающихся и их оптимальной подготовки к новым условиям жизни общества; реализация государственной образовательной политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития Республики Башкортостан; создание самостоятельной, учитывающей специфику республики единой системы образования, отвечающей современным требованиям в масштабе российского и мирового образовательного пространства; сохранение общедоступности и бесплатности полного общего и начального профессионального образования; формирование гражданина демократической России и нового Башкортостана; полный охват всех желающих различными формами национального образования, изучения родных языков и культур народов Республики Башкортостан; доведение уровня развития образования в Республике Башкортостан до общероссийского, создание необходимых условий для вывода системы образования в Республике Башкортостан на уровень мировых стандартов. В соответствии с данными целями приоритетами развития образования в Республике Башкортостан являются: оптимизация сети образовательных учреждений республики по ее регионам; организация системы начального профессионального образования в соответствии с потребностями народного хозяйства Республики Башкортостан; широкое внедрение всех форм республиканского образовательного стандарта; гуманизация и гуманитаризация образования как ориентация всей системы образования на жизненные потребности личности и ее целостное развитие; сохранение и повышение уровня знаний обучающихся по гуманитарным и естественным дисциплинам как базы профессиональной подготовки кадров для экономики Республики Башкортостан; обновление содержания, методики и технологии обучения, расширение инновационной деятельности; расширение и повышение качества преподавания экономических дисциплин, информатики, иностранных языков; совершенствование и обновление системы дошкольного воспитания и образования; укрепление взаимодействия научных и образовательных учреждений Республики Башкортостан, повышение научно-теоретического уровня разработки проблем образования; развитие дистанционных форм обучения; совершенствование подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; комплексное улучшение материально-технической базы образования в Республике Башкортостан; совершенствование системы социальной защиты педагогов, сотрудников образовательной сферы и учащихся и Республике Башкортостан; обеспечение необходимого финансирования системы образования и Республике Башкортостан, изыскание дополнительных, в том числе негосударственных, источников финансирования. Реализация названных целей и приоритетов будет опираться на следующие принципы: эволюционное развитие системы образования и в Республике Башкортостан с сохранением всего положительного, достигнутого на предшествующих этапах; сохранение общедоступности и бесплатного полного общего, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования (на конкурсной основе) с параллельным развитием дополнительных платных образовательных услуг; развитие всех форм образования в соответствии с Концепцией и Программой социально-экономического развития Республики Башкортостан на 1998-2000гг. и до 2005г.; оптимальное развитие сети образовательных услуг по регионам Республики Башкортостан; открытость системы образования в Республике Башкортостан, развитие широкого международного сотрудничества в данной сфере; дифференциация образовательных услуг, предоставляемых населению; формирование непрерывной системы образования, обеспечивающей оптимальное взаимодействие между его различными ступенями и формами; гуманизация и гуманитаризация системы образования; технологизация образовательных процессов как развитие инновационных комплексов для разработки рекомендуемых к широкому применению образовательных технологий нового поколения; научная обоснованность всех аспектов развития образования и воспитания в Республике Башкортостан; содействие сохранению национально-культурной самобытности народов Республики Башкортостан, гармонизации межнациональных отношений, формированию гражданина демократической России и нового Башкортостана; обеспечение оптимальных физиолого-гигиенических условий образовательного процесса, соблюдение санитарных норм во всех типах учебно-воспитательных учреждений; связь системы образования в Республике Башкортостан с наукой, культурой и производством. II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 1999-2000гг. Дальнейшее развитие образовательной сферы в Республике Башкортостан позволит oбecпeчить ее интеграцию в мировое образовательное пространство. Реализация целей и программных задач развития системы образования в Республике Башкортостан требует комплекса правовых, экономических, культурных, организационных и собственно образовательных процессов, направленных на: устойчивое развитие и функционирование системы образования в Республике Башкортостан; сохранение и развитие национальных культур, воспитание гражданственности и патриотизма; личностное и профессиональное развитие, гарантирующее достойный уровень жизни, духовное и физическое здоровье подрастающего поколения. II.1. Семейное воспитание и образование В обществе наметилась тенденция делегирования семьей функций воспитания, обучения и развития детей государственным и негосударственным образовательным учреждениям. Самоустранение родителей от выполнения своих функций во многом обусловлено их ориентацией на решение зкономических проблем семьи в условиях социальной нестабильности, а также отсутствием необходимых педагогических и психологических знаний. Повышение эффективности воспитания и образования подрастающего поколения Республики Башкортостан в большой степени зависит от согласованности усилий семьи, образовательных учреждений и общественности. В значительной мере этому способствует комплекс мероприятий, обеспечивающих оказание действенной психологической, педагогической и медицинской помощи семье в решении проблем ее полноценного функционирования, образования и воспитания детей. Решение данных задач предполагает следующую программу действий. II.1.1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Разработка концепции семейного воспитания и образования в Республике Башкортостан с учетом национальных особенностей. 1999-2000г. БГПИ, БИРО. 2. Разработка Положения о семейном образовании. 2000г. БГПИ, БИРО. 3. Разработка предложений по нормативно- правовому обеспечению взаимодействия семьи и школы. 2000г. Государственное Собрание РБ, Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ. II.1.2. Программно-методическое обеспечение 1. Разработка программы семейного воспитания и образования с учетом регионального компонента. 1999-2001г. Министерство народного образования РБ, БИРО. 2. Создание экспериментальных площадок для разработки содержания и технологий семейного воспитания и образования. 2002г. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ, БГПИ, БИРО. 3. Создание совета по координации научно-методических исследований в области содержания и методов семейного образования. 2000г. Министерство народного образования РБ. II.1.3. Кадровое обеспечение 1. Разработка системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области семейного образования и воспитания с привлечением профессорско-преподавательского состава ведущих вузов Республики Башкортостан 2000г. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. 2. Развитие и расширение службы психологической помощи семье (центры семьи и детства, семейные консультации, психологические службы дошкольных учреждений и школ, патронаж семейных психологов и т.д.). 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 3. Создание в структуре Башкирского института развития образования подразделения по педагогическому самообразованию семьи. 2000г. БИРО. 4. Возрождение и придание современной направленности системе педагогического всеобуча родителей ("Родительские университеты", "Школа молодой семьи" и т.д.). 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ, БИРО. 5. Подготовка специалистов для работы с различными типами семей. 1999-2003гг. БГПИ, БирГПИ, СГПИ, педколледжи. 6. Организация и проведение научно-практических конференций по актуальным проблемам семейного образования, воспитания и психологической помощи. Формирование системы педагогического всеобуча родителей. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ, Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, БИРО. II.1.4. Информационное обеспечение 1. Создание на башкирском телевидении и радио цикла передач, обеспечивающих педагогическое просвещение семьи и общественности. 2000г. ГТРК "Башкортостан". 2. Проведение мониторинга семей Республики Башкортостан в целях изучения потребностей населения в психолого-педагогической информации по проблемам функционирования и развития семьи, семейного воспитания и образования. 2001г. БИРО. 3. Разработка системы информирования населения о возможностях получения квалифицированной o6рaзовательной и психологической помощи. 2000г. Министерство народного образования РБ. 4. Издание популярных научно- методических пособий, сборников, рекомендаций, памяток. 1999-2003гг. БИPO, Башкирское издательство "Китап". II.2. ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ Вхождение в мировые социокультурные процессы развития образования способствует утверждению новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы. Это диктует необходимость разработки и внедрения образовательных программ, учитывающих природу ребенка и законы его развития. Основным требованием современного образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является создание субъектной позиции ребенка в системе его жизнедеятельности, познании, общении и разнообразных видах детской деятельности. Решение данных задач предполагает следующую программу действий. II.2.1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Разработка концепции дошкольного образования Республики Башкортостан с учетом разнообразия национально- региональных условий. 2000-2001гг. БИРО, Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ. 2. Разработка и утверждение республиканского государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 2000-2001гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 3. Разработка проекта положения о художественно-технической комиссии по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек в Республике Башкортостан. 2000г. Министерство народного образования РБ, БИРО. 4. Подготовка положения о перечне медицинских показаний, ограничивающих допуск лиц к педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. 2000-2001гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ. 5. Разработка и введение механизма лицензирования, аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в условиях Республики Башкортостан. 2000-2001гг. Министерство народного образования РБ. II.2.2. Программно-методическое обеспечение 1. Анализ и оценка соответствия новой образовательной стратегии программ, методических комплексов, используемых дошкольными образовательными учреждениями. 2000-2001гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, БГПИ. 2. Разработка методических пособий по использованию программ дошкольного образования национальных детских садов. 2000-2003гг. БИРО, Министерство народного образования РБ. 3. Внедрение передовых зарубежных технологии и программ развития детей дошкольного возраста. 2000-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ, БИРО, БГПИ. 4. Разработка методических рекомендации по реализации идей, содержащих принципы этнопедагогики, в образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений. 2000-2003гг. БИРО, Министерство народного образования РБ. 5. Организация республиканского конкурса на лучшую разработку программно-методического обеспечения национально-регионального содержания и форм образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. 2002г. Министерство народного образования РБ, БИРО. 6. Разработка и внедрение эффективных технологий обучения родному и иностранным языкам детей дошкольного возраста. 2000-2002гг. БИРО, БГПИ. 7. Развитие вариативной системы работы с детьми дошкольного возраста. Организация групп кратковременного пребывания детей, групп выходного дня, игровых и прогулочных групп, центров дошкольного образования, групп подготовки к школе. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 8. Организация консультативной, мeтодичеcкoй и диагностической помощи семье. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 9. Разработка программы образования дошкольников, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, обеспечение ее преемственности в концепции семейного воспитания и образования Республики Башкортостан. 2000г. Министерство народного образования РБ, БИРО. II.2.3. Кадровое обеспечение 1. Определение потребности дошкольных образовательных учреждений в высококвалифицированных специалистах на период 2000-2003гг., учет этой потребности при приеме на соответствующие факультеты вузов. 1999г. Министерство народного образования РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ, Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. 2. Разработка концепции подготовки кадров для дошкольных образовательных учреждении на период 1999-2003гг. 1999-2000гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. 3. Разработка гибких учебных планов подготовки и переподготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для дошкольных образовательных учреждений. 1999-2001гг. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, педвузы, педколледжи. 4. Открытие при БИPO центра повышения квалификации работников учреждений дошкольного образования, подготовки специалистов по диагностике физического и психического здоровья детей и готовности ребенка к обучению в школе. 2000г. Министерство народного образования РБ, БИРО. 5. Разработка концепции переподготовки работников учреждений дошкольного образования, направленной на освоение развивающих программ. 2000-2001гг. БИРО. 6. Разработка программы обмена опытом преподавателей вузов и ссузов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, предполагающей их стажировку в ведущих российских и международных научно-образовательных центрах. 2000г. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. 7. Осуществление целевого приема в вузы по специальности "психолог", "дефектолог", "социальный педагог", "воспитатель с правом обучения детей дошкольного возраста родному языку", "воспитатель с правом обучения детей дошкольного возраста иностранному языку", "специалист по физическому воспитанию детей дошкольного возраста", "специалист по эстетическому образованию детей дошкольного возраста". 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, вузы. 8. Координация деятельности служб психологической помощи детям. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. II.2.4. Информационное обеспечение 1. Организация на башкирском телевидении и радио цикла специальных передач по педагогическим, психологическим, правовым проблемам для работников дошкольных образовательных учреждений. 2000г. Министерство народного образования РБ, ГТРК "Башкортостан". 2. Издание методических материалов по проблемам дошкольного образования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ, Башкирское издательство "Китап". II.3. ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Перед общим образованием стоят следующие задачи: сохранение и укрепление имеющейся государственной сети начальных, основных и средних (полных) общеобразовательных школ; обеспечение бесплатного общего образования и платного сервисного (дополнительного) образования в государственных муниципальных учреждениях на основе государственных образовательных стандартов; завершение перевода начальной школы республики на четырехлетнее обучение; подготовка к переходу на 12-летнее обучение в полной средней общеобразовательной школе; изменение структуры содержания образования от фрагментарно-относительного к взаимосвязанному, целостному представлению о мире; обновление педагогического инструментария, распространение технологий развивающего обучения, вовлечение учителей в инновационную деятельность; совершенствование системы воспитательной работы во всех типах образовательных учреждений республики; проведение инвентаризации и сертификации авторских программ, инновационных работ в республиканском образовании, полное введение в действие государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего (полного) общего образования; сохранение здоровья детей с учетом закономерностей возрастной психофизиологии, педагогической психологии и медицины, создание безопасного пространства жизнедеятельности ребенка; гуманизация содержания общего образования. Развитие школы как носителя духовности народа, нравственного и физического здоровья нации - основной стратегический путь, на который призвана стать система образования республики. В основу педагогического мировоззрения XXI века должна быть положена гуманно-личностная педагогика; гуманитаризация образования не должна производиться в ущерб предметам естественно-математического цикла, являющимся фундаментом естественнонаучной картины мира. При этом нагрузка учащихся не должна превышать максимально допустимый объем учебной нагрузки, предусмотренный Санитарными правилами и нормами (СанПиН, 2.4.2-576-96) и Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан; поддержка и методическое обеспечение национальных школ за пределами Республики Башкортостан; формирование в республике спонсорской системы помощи образовательным учреждениям предприятиями различных форм собственности, направленной на поддержку и развитие образования. Решение данных задач предполагает следующую программу действий. II.3.1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Разработка типовых положений об образовательных учреждениях Республики Башкортостан. 1999-2001гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 2. Разработка республиканской программы компьютеризации общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан. 2000г. БИРО, Министерство народного образования РБ. 3. Разработка концепции и программы информатизации системы образования Республики Башкортостан. 2000г. БИРО. 4. Разработка республиканской программы "Сельская школа". 1999-2000гг. БИРО, Министерство народного образования РБ. 5. Разработка республиканской программы "Школьный автобус". 1999г. БИРО, Министерство народного образования РБ. 6. Разработка республиканской программы строительства новых школ взамен аварийных на 2000-2005 годы. 1999г. Министерство народного образования РБ. II.3.2. Программно-методическое обеспечение 1. Выполнение на базе БИРО и педагогических вузов республики исследовательской работы по определению оптимального соотношения различных компонентов образования в школах республики. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ, БИРО, БГПИ, БирГПИ, СГПИ. 2. Открытие сети сельских опорных школ Башкирского института развития образования в качестве образовательных, информационных, научно-методических центров развития общего, дополнительного и начального профессионального образования. 1999-2000гг. БИРО, органы управления образованием районов и городов. 3. Создание на конкурсной основе учебников, учебно-методических пособий, дидактических материалов, аудиовизуальных средств нового поколения, способствующих повышению качества образования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, вузы, издательства. 4. Обеспечение школьных библиотек программной художественной литературой. 1999-2003гг. Администрации районов и городов, Башкирское издательство "Китап" 5. Разработка, внедрение учебников, учебно-методических пособий по народной педагогике, адаптированной к современной школе. 1999-2003гг. АН РБ, Министерство народного образования РБ, БИРО, вузы. 6. Организация конкурсов на создание новых учебников республиканского компонента. 1999-2001гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 7. Отработка механизма формирования заказа на федеральный комплект учебников после проведения экспертизы специалистами БИРО, педвузов. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, вузы. 8. Создание районных, городских центров оздоровления детей, медико-диагностических и реабилитационных кабинетов в образовательных учреждениях республики. 2000-2003гг. Министерство здравоохранения РБ, Министерство народного образования РБ, главы администрации, руководители ОУО городов, районов республики. 9. Совершенствование политехнического образования школьников, разработка методических рекомендаций и учебных пособий по предмету "Технология". 1999-2003гг. АН РБ, БИРО, Министерство народного образования РБ, вузы. 10. Издание научно-методических пособий и нотных педагогических материалов, сборников, рекомендаций, памяток с учетом регионального компонента. 1999-2001гг. Министерство народного образования РБ, Министерство культуры РБ, Башкирское издательство "Китап". 11. Конкурсное развитие новых технологий образования, создание общего информационного пространства разработчиков и потребителей новых технологий образования. 1999-2003гг. Каби ет Министров РБ, Министерство народного образования РБ, БИРО, АН РБ, вузы. 12. Формирование структуры по гарантированному обеспечению республиканской системы образования учебными изданиями, изданию и реализации учебников в соответствии с гигиеническими требованиями к полиграфическим изданиям. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Башкирский республиканский учколлектор. 13. Реализация национально-регионального компонента содержания образования на основе внедрения Базисных учебных планов, разработка, апробация и внедрение государственных стандартов образования по национально-региональному компоненту; издание учебников и учебных пособии регионального компонента содержания образования; развитие народных промыслов Республики Башкортостан. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 14. Обеспечение образовательных учреждений полным учебнометодическим комплексом по истории, культуре, географии Башкортостана. 1999-2000гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, Башкирский республиканский учколлектор. 15. Финансовая поддержка ведущих научно-педагогических школ республики, создание временных научно-исследовательских коллективов по приоритетным направлениям педагогической практики. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. 16. Создание информационного банка общероссийских, международных программ и проектов в области образования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 17. Проведение мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ на межведомственной основе. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ. II.3.3. Кадровое обеспечение 1. Развитие системы непрерывного педагогического образования, включающей педагогические классы, педучилища, пединституты, учреждения дополнительного профессионального образования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 2. Создание при Министерстве народного образования Республики Башкортостан постоянно действующей комиссии по прогнозу обеспечения школ учителями и воспитателями, предоставлению заказов педагогическим учебным заведениям на подготовку специалистов. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 3. Развитие системы педагогической профессиональной ориентации старшеклассников и молодежи. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, педвузы. 4. Организация работы центров довузовской подготовки сельской молодежи в Бурзянском, Белокатайском, Зилаирском, Хайбуллинском районах. Оказание методической и практической помощи. 1999-2003гг. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, ректоры педвузов, Министерство народного образования РБ. 5. Сохранение целевого приема в педагогические учебные заведения по рекомендациям педколлективов и органов управления образованием. 1999-2003гг. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, педвузы, ссузы, Министерство народного образования РБ. 6. Организация подготовки в Башкирском, Стерлитамакском и Бирском педагогических институтах кадров по специальностям "дефектология", "социальная педагогика" и учителей для преподавания менеджмента, юриспруденции, социологии, культурологии, специалистов образовательных учреждений в пределах утвержденного плана приема. 1999-2003гг. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, педвузы, Министерство народного образования РБ. II.3.4. Информационное обеспечение 1. Создание при ГТРК "Башкортостан" редакции учебных программ. 1999-2003гг. ГТРК "Башкортостан", Министерство народного образования РБ, БИРО. 2. Создание республиканского информационного банка передового педагогического опыта, его обобщение и распространение. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, педвузы. 3. Выпуск серии педагогических изданий по распространению опыта инновационных учебных заведений республики. 1999-2003гг. БИРО. 4. Проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья детей в школах республики с целью использования полученных сведений в разработке плана оздоровительной работы в каждой школе. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ. 5. Обобщение опыта проведенной работы по охране здоровья детей. Издание сборника материалов с рекомендациями санитарноэпидемиологической службы. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ. II.3.5. Материальное обеспечение 1. Создание условий для развития материально-технической базы образовательных учреждений и соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных и санитарных правил и норм. 1999-2003гг. Кабинет Министров РБ, Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. 2. Восстановление учебно-технической промышленности и специализированной торговой сети для комплектования образовательных учреждений средствами обучения и инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным и лабораторным оборудованием, печатной продукцией. 1999-2003гг. Кабинет Министров РБ, Министерство внешних связей и торговли РБ, Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. 3. Строительство и ремонт зданий и сооружений образовательных учреждений. 1999-2003гг. Кабинет Министров РБ, Министерство строительства и жилищной политики РБ, Министерство экономики и антимонопольной политики РБ, Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. 4. Перевод школ, работающих в аварийных помещениях, в здания, отвечающие требованиям к образовательным учреждениям. Строительство спортивных залов в школах, где они отсутствуют. 1999-2003гг. Кабинет Министров РБ, Министерство строительства и жилищной политики РБ, Министерство экономики и антимонопольной политики РБ, Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. II.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Система подготовки квалифицированных работников для производственной и непроизводственной сфер - система начального профессионального образования - имеет важнейшее значение для развития экономики республики. Она должна удовлетворять потребности общества в квалифицированных кадрах, быть гибкой, чутко реагировать на потребности рынка труда. Продолжается процесс реформирования структуры начального профессионального образования: от отраслевой направленности к территориальной, в пользу профессий непроизводственной сферы в соответствии со спросом на рынке труда. Принимаются меры по повышению конкурентоспособности выпускников учреждений начального профессионального образования, в том числе путем дополнительного обучения вторым, смежным профессиям, востребованным работодателями, основам предпринимательской деятельности. Продолжается процесс стандартизации начального профобразования. Разработка регионального компонента требует соответствующего научного и учебно-методического обеспечения на республиканском уровне. Основными направлениями развития начального профессионального образования являются: обеспечение сохранения начального профессионального образования и развития его основных образовательных, культурных и профессиональных функций; осуществление подготовки квалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на основе самоопределения личности и ориентации ее на удовлетворение развивающихся потребностей общества; сохранение и развитие системы образовательных учреждений начального профессионального образования, в том числе инновационных (лицеев) и других видов учреждений начального профессионального образования, особенно по перспективным направлениям общественно полезной деятельности; обновление содержания начального профессионального образования в части исполнения национально-регионального компонента, педагогических технологий и профессиональной подготовки обучающихся. Решение данных задач предполагает следующую программу действий. II.4.1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Продолжение реализации Гoccтандарта начального профессионального образования и профессиoнальных училищах и лицеях. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 2. Разработка критериев изменения статуса учебных заведений начального пофессионального образования. 2000г. Министерство народного образования РБ. 3. Разработка примерного положения о конкурсе профессионального мастерства обучающихся и учебных заведениях начального профессионального образования. 2000г. Министерство народного образования РБ. 4. Разработка перечня профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной и форме экстерната не допускается. 2000г. Министерство народного образования РБ. 5. Разработка нормативной базы сотрудничества учреждений начального профессионального образования с работодателями по закреплению учреждений начального профессионального образования за предприятиями и управлениями сельского хозяйства Республики Башкортостан. 2000г. Министерство народного образования РБ. 6. Продолжение работы по переходу профессиональных учебных заведений от отраслевой направленности к территориальной, расширение подготовки специалистов к деятельности в непроизводственной сфере в соответствии со спросом на рынке труда. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство экономики и антимонопольной политики РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ. II.4.2. Программно-методическое обеспечение 1. Развивать систему профессиональной ориентации учащихся, предусматривающую участие в ее функционировании сотрудников всех министерств, госкомитетов и ведомств Республики Башкортостан. Разработать методику ранней профессиональной ориентации личности. 2001г. Министерство народного образования РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ, БИРО. 2. Осуществить учебно-методическое обеспечение регионального компонента в системе начального профессионального образования. 1999-2003гг. БИРО. 3. Внедрить в начальное профессиональное образование нетрадиционные формы обучения (очно-заочная, вечерняя, экстернат, дополнительные образовательные платные услуги). Развивать подготовку специалистов по дополнительным и смежным профессиям. 1999-2001гг. Министерство народного образования РБ, руководители учреждений начального профессионального образования. 4. Разработать программы и учебно-методические комплексы для подготовки специалистов по народным промыслам, вторым, смежным профессиям, основам предпринимательской деятельности. 1999-2000гг. БИРО. 5. Разработать методические рекомендации по аттестации инженерно-педагогических работников начального профессионального образования. 1999г. Министерство народного образования РБ, БИРО. 6. Разработать методики диагностики контроля качества начального профессионального образования. 1999-2003гг. БИРО. II.4.3. Кадровое обеспечение 1. Организовать при БИРО постоянно действующий семинар для руководителей учреждений начального профессионального образования по вопросам хозяйствования в новых экономических условиях. 1999-2003гг. БИРО. 2. Продолжить обучение руководящего состава профессиональных учебных заведений методике разработки рабочих учебных планов в соответствии со стандартами профессионального образования. 1999-2003гг. БИРО. 3. Совершенствовать систему повышения квалификации инженерно-педагогических работников с целью освоения ими новых педагогических технологий. 1999-2003гг. БИРО. 4. Провести подготовку необходимого количества мастеров производственного обучения по специальностям народных промыслов. 1999-2003гг. БИРО, БГПИ. 5. Организовать курсы повышения квалификации для подготовки инженерно-педагогических работников к аттестации на квалификационную категорию. 1999-2003гг. БИРО. 6. Совершенствовать методику проведения аттестации инженерно-педагогических работников с целью повышения объективности оценки уровня их квалификации. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. 7. Обеспечить стажировку мастеров производственного обучения и преподавателей спецтехнологий на предприятиях и в вузах республики. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, учреждения начального профессионального образования. 8. Внедрить психологическую службу в учреждениях начального профессионального образования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, учреждения начального профессионального образования. II.4.4. Информационное обеспечение 1. Создать информационную службу, обеспечивающую поиск, сбор и хранение информации. 1999г. БИРО. 2. Внедрять передовые информационные технологии. 1999-2003гг. БИРО. 3. Создать банк данных по ключевым вопросам начального профессионального образования. 1999г. БИРО. II.4.5. Материальное обеспечение 1. Обеспечить строительство и ремонт зданий и сооружений учреждений профобразования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 2. Осуществить меры по созданию условий обучения в соответствии с гигиеническими требованиями по обновлению и модернизации учебного оборудования, в том числе компьютерной техники. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 3. Осуществить меры по обеспечению учреждений профобразования материалами и инструментом для производственного обучения. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. II.5. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Особое внимание в решении задач образования следует уделить специальным образовательным учреждениям, которые играют важную роль в социальной реабилитации и адаптации воспитанников. В республике насчитывается более 15 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день в системе образования Республики Башкортостан действуют: 20 детских домов и 1 школа-интернат для сирот, в которых воспитываются 1556 чел.; 4 семейных детских дома, в которых воспитываются 25 детей; 33 специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты с общим количеством детей более 5 тысяч чел., в том числе более 380 детейсирот, 2 тысяч детей-инвалидов; 31 общеобразовательная школа-интернат с общим числом обучающихся и воспитанников 9 тыс.чел. Для осуществления диагностической, экспертной, консультационной деятельности и в целях оказания помощи несовершеннолетним, имеющим физические или психические особенности развития и нуждающимся в социальной адаптации, функционируют 13 психолого-медико-педагогических консультаций. Для социализации и профессионализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов существующая сеть специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов требует структурной перестройки. Приведение этих учреждений в соответствие с возникающими новыми условиями предполагает: совершенствование структуры психолого-медико-педагогической службы в республике; внедрение и развитие форм передачи детей на воспитание в семью; развитие сети специализированных дошкольных образовательных учреждений; расширение сети специальных коррекционных школ в соответствии с уровнем существующей потребности; обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья; создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников), формирование их здорового образа жизни; создание условий для полноценного питания обучающихся (воспитанников); обеспечение условий отдыха и санаторно-курортного лечения детей-сирот и детей-инвалидов. Решение данных задач предполагает следующую программу действий. II.5.1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Дальнейшая разработка проектов нормативно-правовых актов, обеспечивающих правовую защищенность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ, Министерство юстиции РБ. 2. Расширение правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-инвалидов. 1999-2003гг. Государственное Собрание РБ. 3. Социальная защита семей, имеющих или воспитывающих детей-инвалидов. 1999-2003гг. Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ, Министерство народного образования РБ, Совет Федерации профсоюзов РБ. II.5.2. Программно-методическое обеспечение 1. Разработка и внедрение эффективных методов образования и социальной реабилитации детей, содержащихся в специальных образовательных учреждениях, с учетом мировых достижений в данной сфере. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ. 2. Создание научно-методической базы защиты детства, разработка новых подходов к организации режима жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ. 3. Разработка учебных программ и учебников на родных языках для специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. II.5.3. Кадровое обеспечение 1. Определение потребности специальных образовательных учреждений в квалифицированных специалистах на период 1999-2003гг., учет этой потребности в открытии и корректировке плана приема на соответствующие факультеты вузов. 1999г. Министерство народного образования РБ, Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию. 2. Разработка и реализация концепции подготовки кадров для специальных образовательных учреждений. 2001г. Министерство народного образования РБ, Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ. 3. Подготовка учителей-дефектологов педагогическими институтами республики, воспитателей с дефектологической подготовкой в педагогических колледжах, возобновление очно-заочных платных курсов переподготовки педагогических кадров на базе БИРО. Осуществление целевого приема в вузы по специальностям "психология и коррекционная педагогика", "социальная педагогика", дефектологическим специальностям. 1999-2003гг. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, вузы. 4. Совершенствование системы подбора и подготовки специалистов в учреждениях для работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей, введение во всех рай(гор)оно штатных единиц инспекторов по охране детства. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. II.5.4. Информационное обеспечение 1. Организация и проведение научно-практических конференций по актуальным проблемам социализации и профессиональной подготовки воспитанников специальных образовательных учреждений. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, педвузы. 2. Организация централизованного мониторинга детей-инвалидов, детей-сирот. 1999-2003гг. Госкомстат РБ, Министерство народного образования РБ. 3. Издание популярных научно-методических пособий, сборников, рекомендаций, памяток для детских домов и специальных образовательных учреждений. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, БИРО. II.5.5. Материально-техническое обеспечение 1. Обеспечить строительство и ремонт зданий и сооружений специальных образовательных учреждений. 1999-2003гг. Министерство строительства и жилищной политики РБ, Министерство экономики и антимонопольной политики РБ, Министерство народного образования РБ. 2. Осуществить меры по обновлению и модернизации учебного оборудования, в том числе укрепление материально-технической базы детских домов, школ-интернатов, специальных учреждений для детей-инвалидов. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. 3. Выделение средств на приобретение автотранспорта для детских домов. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. 4. Расширить спортивные базы путем строительства новых спортивных комплексов. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 5. Создать базовые лагеря в экологически чистых районах с целью организации труда и отдыха воспитанников специальных образовательных учреждений. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 6. Открытие производственных мини-участков в структуре школ-интернатов на основе самоокупаемости (вязальный цех, минипекарня, механический цех, столярный цех, обувная мастерская и т.п.) для обеспечения школ-интернатов необходимой продукцией и профессионального обучения воспитанников. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ. 7. Переход на нормативное финансирование специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов. 1999г. Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. II.6. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Дополнительное образование представляет собой наиболее личностноориентированную структуру в системе образования. С 1997 года начался технологический этап развития дополнительного образования детей. Его основной задачей стало освоение и корректировка нормативно-правовой и программно-методической базы дополнительного образования. Основное внимание сосредоточено на создании условий для свободного выбора ребенком образовательной области, профиля программ и времени их освоения; достижении многообразия видов деятельности, удовлетворяющих самые различные образовательные и социальные потребности и интересы. Развитие дополнительного образования направлено на обеспечение дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития учащихся; удовлетворение их творческих потребностей в сфере досуга; организацию психолого-педагогического, социологического исследования внешкольного образования с целью диагностирования интересов и потребностей учащихся в дополнительном образовании, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей школьников, не реализуемых в школе, семье, других образовательных учреждениях. Решение данных задач предполагает следующую программу действий. II.6.1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Разработать структуру программы развития образовательных учреждений различных типов (дома детского творчества, спортивные школы, технические, станции юных натуралистов). 2000г. БИРО. 2. Разработать и освоить методики анализа эффективности деятельности учреждений дополнительного образования. 1999-2000гг. БИРО, Министерство народного образования РБ. 3. Выработать единые требования к учреждениям дополнительного образования и кадрам. 1999г. Министерство народного образования РБ, Министерство здравоохранения РБ. 4. Внести предложение о включении работников учреждений дополнительного образования в список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет. 1999г. Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан, органы управления образованием районов и городов РБ, руководители учреждений дополнительного образования. 5. Обеспечить вариативное обучение, воспитание и развитие детей в пространстве дополнительного образования, организовать и провести республиканский конкурс на лучшую образовательную программу учреждения дополнительного образования. 1999-2000гг. БИРО, Министерство народного образования РБ. 6. Создать банк данных состояния и развития учреждений дополнительного образования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, органы управления образованием районов и городов РБ. II.6.2. Программно-методическое обеспечение 1. Разработать и реализовать концепцию и программу формирования гражданина нового Башкортостана. 1999гг. БИРО, Министерство народного образования РБ, органы управления образованием районов и городов РБ, руководители учреждений дополнительного образования. 2. Создать при Башкирском институте развития образования научно-методическую структуру для разработки образовательных программ учреждений дополнительного образования и предоставления образовательных услуг специалистам по дополнительному образованию, оказания методической помощи педагогам в подготовке и совершенствовании образовательных программ, форм и методов работы с учащимися. 2000г. Министерство народного образования РБ, БИРО. 3. Разработать примерную тематику специальных научных исследований и методических рекомендаций, подготовить учебный план для всех групп педагогов и спецсеминар непосредственно для работников учреждений дополнительного образования, а также обобщить опыт авторских педагогических проектов в целях создания опытно-экспериментальных учреждений дополнительного образования. 1999г. БИРО, руководители учреждений дополнительного образования. 4. Создать каталог авторских образовательных программ дополнительного образования, направленных на развитие национально-регионального компонента содержания образования, предполагающих внедрение современных технологий социальнопедагогической работы и охватывающих основную проблематику. 2000г. БИРО, руководители учреждений дополнительного образования. 5. Определить координационные и информационно-методические центры по каждому направлению деятельности учреждений дополнительного образования: художественно-эстетическому, эколого-биологическому, техническому, спортивному и др. 1999-2000гг. Министерство народного образования РБ, БИРО, руководители учреждений дополнительного образования. 6. Создать республиканский центр творчества для детей и юношества. 2000г. Кабинет Министров РБ, Министерство народного образования РБ. 7. Оказать научно-методическую помощь учреждениям дополнительного образования в разработке программ собственной деятельности с учетом интересов и запросов обучающихся, потребностей семьи, образовательных учреждений, особенностей социально-экономического развития Башкортостана, культурных традиций различных наций. 1999г. БИРО, ОУО городов и районов. 8. Создать научно-методический банк данных. 1999-2003гг. БИРО, Министерство народного образования РБ. II.6.3. Кадровое обеспечение 1. Достичь качественно нового уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в сфере дополнительного образования. Осуществить личностно-ориентированный подход в переподготовке и повышении квалификации специалистов системы дополнительного образования с учетом специфики образовательных учреждений, направленности их профессиональной деятельности; содержания образовательных потребностей. 1999-2003гг. БИРО. 2. Разработать систему аттестации работников учреждений дополнительного образования, учитывающую специфику работы с одаренными детьми, трудными детьми, организации досуговой деятельности, профессиональной ориентации. 1999г. Министерство народного образования РБ, БИРО. II.6.4. Информационное обеспечение 1. Расширить связь со средствами массовой информации. Открыть соответствующие рубрики в журналах "Учитель Башкортостана", "Аманат", "Акбузат", в газете "Йэншишма". 1999-2000гг. Редакции изданий, руководители учреждений дополнительного образования. 2. Создать на Башкирском радио и телевидении цикл передач, обеспечивающих пропаганду детского музыкального художественного творчества учебных заведений дополнительного образования (детских музыкальных, художественных школ, детских школ искусств) и средних специальных учебных заведений искусства и культуры. 1999-2000гг. Министерство культуры РБ, ГТРК "Башкортостан". 3. Ежегодно подводить результаты творческой деятельности детей в Республике Башкортостан (фестивали, выставки, конкурсы, смотры, ярмарки и т.п.) . 1999-2003гг. Руководители учреждений дополнительного образования, Министерство народного образования РБ. 4. Разработка системы информирования населения о возможности получения творческой специальности в учебных заведениях системы Министерства культуры Республики Башкортостан. 1999-2000гг. Министерство культуры РБ. 5. Издание научно-методических пособий и нотных педагогических материалов, сборников, рекомендаций, памяток с учетом регионального компонента. 1999-2003гг. Министерство культуры РБ, Министерство печати и массовой информации РБ. II.6.5. Материальное обеспечение 1. Расширить сеть бесплатных учреждений дополнительного образования. 1999-2003гг. Министерство народного образования РБ, администрации районов и городов РБ. 2. Увеличить бюджетные ассигнования на финансирование учреждений дополнительного образования республики. 1999-2003гг. Кабинет Министров РБ, Министерство народного образования РБ. II.7. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА Динамика общественного развития нашей страны способствовала развитию новой педагогической сферы деятельности - социальнопедагогической работы. Так, с 1995г. по 1999г. в республике произошло значительное (на 385) сокращение общего числа дошкольных детских образовательных учреждений. Серьезную обеспокоенность вызывают дети школьного возраста, не посещающие школы и иные образовательные учреждения. Обострилась проблема социальной адаптации выпускников школ. Только в 1997г. 6,1% выпускников не сумели продолжить обучение или трудоустроиться. Увеличение количества детей и подростков, нуждающихся в государственной опеке и социально-педагогической помощи, делает весьма актуальным вопрос создания в республике целостной системы социально-педагогической работы. Решение данных задач предполагает следующую программу действий. II.7.1. Нормативно-правовое обеспечение 1. Разработать концепцию и программу социально-педагогической работы в республике. 2003г. БИРО, педвузы. 2. Определить статус социального педагога в структуре педагогических профессий. Разработать положение о социальном педагоге в Республике Башкортостан. 2000гг. Министерство народного образования РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ. 3. Создать при Кабинете Министров РБ комиссии по изучению материально-технических, образовательных условий в социальнообразовательных учреждениях. Предусмотреть возможность открытия домов для ребенка, детских приютов и приемников, территориальных центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальных приютов для детей и подростков, стационарных учреждений социального обслуживания. 1999-2003гг. Кабинет Министров РБ, Министерство народного образования РБ, Министерство финансов, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ, Министерство здравоохранения РБ, Министерство внутренних дел РБ, администрации районов и городов РБ. II.7.2. Программно-методическое обеспечение 1. Разработать программу социального образования для образовательных учреждений и ее варианты для оздоровительных центров, учреждений дополнительного образования. 1999-2000гг. Педвузы, БГУ, БИРО, Министерство народного образования РБ. 2. Разработать комплект программно-методического обеспечения социально-педагогической работы. 1999-2000гг. Педвузы, БГУ, БИРО, Министерство народного образования РБ. 3. Разработать учебный план и программу пятилетней подготовки социальных педагогов на базе общего среднего образования и полуторагодичной подготовки на базе высшего педагогического образования. 1999-2000гг. Педвузы, БГУ, БИРО, Министерство народного образования РБ, педучилища (педколледжи). II.7.3. Кадровое обеспечение 1. Открыть на базе БИРО отделение подготовки социальнопедагогических работников. 2002г. БИРО, Министерство народного образования РБ. 2. Разработать программно-методическое обеспечение подготовки социальных педагогов на базе основной педагогической профессии. 1999-2000гг. БИРО, педвузы и педучилища. 3. Проводить ежегодные научно-методические конференции-семинары по организации социально-педагогической работы в республике. 1999-2003гг. Государственный комитет РБ по науке, высшему и среднему профессиональному образованию, Министерство народного образования РБ, Министерство внутренних дел РБ, Министерство труда, занятости и социальной защиты населения РБ, Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РБ. II.7.4. Информационное обеспечение 1. Разработать программы и комплект методического обеспечения по социальной педагогике для учителей. 1999-2000гг. БИРО, Министерство народного образования РБ. II.8. ИННОВАТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ИННОВАЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Функционирование системы образования в Республике Башкортостан определяется установившимся содержанием, технологиями, нормативами и методами управления. Развитие же системы зависит от научно-методической значимости и объема образовательных новшеств, а также степени их распространения, определяющих прогрессивные изменения в системе образования. В республике в экспериментальном и функциональном режиме работают 70 гимназий (в том числе 3 республиканских), 43 лицея (в том числе 4 республиканских), 2 компьютерные математические школы. Кроме того успешно функционируют классы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, школы с профильным обучением. Накопленный опыт обновления и совершенствования содержания образования, процессов обучения и методов управления образованием, открытие и успешное функционирование инновационных образовательных учебных заведений представляют собой одно из магистральных направлений выхода системы образования на качественно новый уровень развития. Для поддержки научно-экспериментальных работ и инновационных образовательных учреждениях необходимо: активно развивать инноватику образования как раздел науки о закономерностях, механизмах, формах и методах обновления образования; разработать обоснованные критерии эффективной деятельности инновационных учреждений образования для оптимизации морально-материального стимулирования действительно лидерных учреждений; осуществлять отработку различных философскоконцептуальных моделей и их распространение в районах республики, не охваченных инновационными процессами; развивать образовательные технологии, без которых невозможно получение массового Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|