Расширенный поиск
Закон Верховного Совета Башкирской ССР от 29.10.1992 № ВС-13/32Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. N 696-з ЗАКОН Республики Башкортостан Об образовании (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 17.03.97 г. N 84-З; от 07.03.2001 г. N 198-З; от 25.07.2001 г. N 233-з; от 09.10.2002 г. N 357-З; от 05.01.2004 г. N 60-з; от 24.03.2005 г. N 165-з; от 28.09.2005 г. N 212-з; от 30.12.2005 г. N 273-з; от 31.03.2006 г. N 296-з; от 04.04.2006 г. N 300-з; от 03.11.2006 г. N 367-з; от 01.03.2007 г. N 415-з; от 20.07.2007 г. N 463-з; от 29.12.2007 г. N 515-з; от 28.02.2008 г. N 540-з; от 04.02.2009 г. N 93-з; от 15.07.2009 г. N 156-з; от 03.03.2010 г. N 227-з; от 30.04.2010 г. N 254-з; от 03.12.2010 г. N 335-з; от 03.05.2011 г. N 389-з; от 28.10.2011 г. N 448-з; от 29.12.2011 г. N 487-з; от 19.07.2012 г. N 577-з; от 06.12.2012 г. N 616-з) (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 25.07.2001 г. N 233-з) Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Основные понятия, применяемые в настоящем Законе: образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); получение гражданином (обучающимся) образования - достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом; система образования - совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.02.2008 г. N 540-з) органов, осуществляющих управление в сфере образования и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования; образовательная программа - документ, определяющий содержание образования определенных уровня и (или) направленности; (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з; от 28.10.2011 г. N 448-з) федеральные государственные образовательные стандарты - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) образовательное учреждение - юридическое лицо в форме некоммерческой организации, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников; родители (законные представители) - лица, выступающие законными представителями обучающегося, воспитанника в соответствии с законом. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2005 г. N 273-з; от 29.12.2007 г. N 515-з) Статья 2. Политика Республики Башкортостан в области образования (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. N 60-з) 1. Республика Башкортостан провозглашает область образования приоритетной. 2. Организационной основой (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. N 60-з)политики Республики Башкортостан в области образования является Республиканская программа развития образования, (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з)а также соответствующие федеральные программы развития образования, в осуществлении которых предусмотрено участие Республики Башкортостан. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.11.2006 г. N 367-з; от 29.12.2011 г. N 487-з) 3. Республиканская программа развития образования разрабатывается и утверждается на пять лет Кабинетом Министров Республики Башкортостан. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 4. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.12.2012 г. N 616-з) 5. В образовательных учреждениях в целях удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников в участии в основанных на самоуправлении различных видах совместной деятельности в добровольном порядке могут создаваться организационные структуры молодежных и детских организаций (объединений), правовое положение которых в деятельности образовательного учреждения определяется законодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 25.07.2001 г. N 233-з) 6. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 09.10.2002 г. N 357-З) Статья 3. Принципы государственной политики Республики Башкортостан в области образования Государственная политика Республики Башкортостан в области образования основывается на следующих принципах: (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, республиканских культурных традиций и особенностей в условиях многонациональной республики; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) преемственность всех типов образовательных учреждений, обеспечивающая возможность перехода от низших ступеней образования к высшим; 5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) ориентация на международные стандарты; 8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Статья 4. Законодательство Республики Башкортостан в области образования (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) Законодательство Республики Башкортостан в области образования основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Закона Российской Федерации "Об образовании", иных нормативных правовых актов Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Статья 5. Задачи законодательства Республики Башкортостан в области образования Задачами законодательства Республики Башкортостан в области образования являются: 1) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование; 2) создание (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з)правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Республики Башкортостан; 3) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Статья 6. Государственные гарантии прав граждан в области образования 1. Гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з)организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 2. Республика Башкортостан обеспечивает гражданам право на образование путем создания республиканской системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 3. Республика Башкортостан гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований с реализацией региональных, национальных, этнокультурных особенностей, а также устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об образовании». (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 3.1. В Республике Башкортостан гражданам оказывается содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделяемых в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в пределах соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов и (или) федеральных государственных требований в соответствии с республиканскими нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.12.2012 г. N 616-з) 4. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) 5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, Республика Башкортостан полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются законами Республики Башкортостан для государственных образовательных учреждений Республики Башкортостан и муниципальных образовательных учреждений. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) 6. Республика Башкортостан создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья) условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 09.10.2002 г. N 357-З) 7. Республика Башкортостан оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з; от 29.12.2011 г. N 487-з) Статья 7. Язык (языки) обучения 1. Граждане имеют право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых республиканской системой образования. Граждане в Республике Башкортостан имеют право на получение среднего (полного) общего образования на родном языке (языках народов, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан). (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.03.2001 г. N 198-З) Право граждан в Республике Башкортостан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений (национальных школ и др.), классов, групп, условий для их функционирования, в том числе подготовкой специалистов, осуществляющих образовательный процесс на языках народов Республики Башкортостан, и изданием комплекта учебников. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.03.2001 г. N 198-З) Национальная школа призвана способствовать развитию национального самосознания личности, национальных культурных традиций. 2. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.04.2010 г. N 254-з) 3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и (или) уставом образовательного учреждения. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.03.2010 г. N 227-з) Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования в рамках примерных основных образовательных программ. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования в рамках республиканского компонента содержания образования в объемах, предусмотренных государственными базисными учебными планами. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.09.2005 г. N 212-з) 4. Республика Башкортостан в соответствии с договорами и соглашениями с Российской Федерацией и ее субъектами оказывает содействие лицам башкирской национальности, проживающим вне территории Республики Башкортостан, в получении ими основного общего образования на башкирском языке. 5. Республика Башкортостан создает условия для изучения всеми обучающимися, воспитанниками русского языка, который является языком межнационального общения. 6. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) Статья 8. Обеспечение реализации региональных, национальных и этнокультурных особенностей в примерных основных образовательных программах (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 1. Республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере образования, принимает участие в разработке примерных основных образовательных программ в соответствии с региональными, национальными и этнокультурными особенностями на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 2. При разработке примерных основных образовательных программ в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей устанавливаются требования к: 1) структуре примерных основных образовательных программ по базисным учебным планам и (или) примерным программам учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 2) результатам освоения указанных в пункте 1 настоящей части примерных основных образовательных программ; 3) условиям реализации указанных в пункте 1 настоящей части примерных основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям. 3. Требования, указанные в части 2 настоящей статьи, разрабатываются не реже одного раза в десять лет. Глава II. Система образования Статья 9. Образовательные программы 1. В Республике Башкортостан реализуются следующие образовательные программы: (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки. 2. Основные общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 3. К основным общеобразовательным относятся программы: (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4. Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 5. К основным профессиональным относятся программы: (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 4) послевузовского профессионального образования. 5.1. В целях создания условий для художественного образования и эстетического воспитания граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств, в Республике Башкортостан реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в области искусств, обеспечивающим получение этими гражданами основного общего образования, среднего (полного) общего образования и среднего профессионального образования, удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся, направленных на развитие их творческих способностей, право на обучение по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения с учетом особенностей содержания и организации учебного процесса. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 6. Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з; от 29.12.2011 г. N 487-з) 6.1. Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. Основные образовательные программы высшего профессионального образования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании», включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования обязательные при реализации такой образовательной программы. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з; от 28.10.2011 г. N 448-з) 6.3. К структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры) устанавливаются федеральные государственные требования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, для обучающихся в ординатуре, интернатуре - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются Законом Российской Федерации «Об образовании», другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, либо соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, либо федеральными государственными требованиями, либо устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательными стандартами и требованиями. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 8. Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 9. К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 9.1. К минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств и срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 10. Федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры), к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки являются обязательными при реализации соответствующих образовательных программ имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями и научными организациями. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) Статья 10. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; вне образовательного учреждения - в форме семейного образования, самообразования; экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. 2. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральный государственный образовательный стандарт или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании». (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 06.12.2012 г. N 616-з) Статья 11. Учредитель образовательного учреждения 1. Учредителем образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; 2) российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы); 3) российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы); 4) физические лица. Допускается совместное учредительство негосударственных образовательных учреждений. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) 2. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только Российская Федерация или Республика Башкортостан. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. N 60-з; от 03.05.2011 г. N 389-з) 2.1. Функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, Республикой Башкортостан, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти Республики Башкортостан, органом местного самоуправления. В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам. Образовательные учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только Российской Федерацией. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) 4. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з)(В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (федеральное государственное образовательное учреждение) или Республикой Башкортостан (государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении Республики Башкортостан). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием. Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, Республики Башкортостан и муниципальных образований. 2. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) дополнительного образования взрослых; 5) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) 6) дополнительного образования детей; 7) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 8) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 3. Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Типовые положения об образовательных учреждениях, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) 4. Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей). При государственной аккредитации образовательного учреждения (за исключением случаев, установленных Законом Российской Федерации "Об образовании") устанавливается его государственный статус, подтверждающий или изменяющий тип и (или) вид образовательного учреждения. Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) 5. В представительствах образовательного учреждения ведение образовательной деятельности запрещается. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.03.2010 г. N 227-з) 6. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законодательством. 7. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) Статья 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения в обязательном порядке; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 2) учредитель; 3) организационно - правовая форма образовательного учреждения; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 09.10.2002 г. N 357-З) 4) цели образовательного процесса (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з), типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) правила приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основание отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей); (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) в) (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) г) осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам); (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами; (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з) е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.05.2011 г. N 389-з) ж) открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе Республики Башкортостан (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений); (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з; от 03.05.2011 г. N 389-з) 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: а) компетенция учредителя; б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования состава работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з; от 29.12.2011 г. N 487-з) 2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем. Порядок утверждения устава государственного образовательного учреждения Республики Башкортостан устанавливается Правительством Республики Башкортостан, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) 3. При необходимости регламентации указанных в настоящей статье сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения(Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з). 4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з) Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; укрепление и совершенствование правового государства; развитие общества. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества; (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) формирование духовно-нравственной личности. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательными стандартами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 5.1. Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 5.2. Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 03.12.2010 г. N 335-з) 5.3. Примерные основные образовательные программы должны учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 7. В образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, осуществляются получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2005 г. N 273-з; от 03.12.2010 г. N 335-з) 8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры. Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) 1.1. При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 19.07.2012 г. N 577-з) Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 25.07.2001 г. N 233-з) (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з; от 29.12.2011 г. N 487-з) 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся. В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией обучающихся. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена, если иное не установлено Законом Российской Федерации «Об образовании». Иные формы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, могут быть установлены: федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, для обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования; республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования, для лиц, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) при получении основного общего образования и среднего (полного) общего образования и выбравших экзамен по родному языку и родной литературе для прохождения государственной (итоговой) аттестации. Обучающиеся, освоившие интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, проходят государственную (итоговую) аттестацию, завершающую освоение образовательных программ основного общего образования и среднего (полного) общего образования, и государственную (итоговую) аттестацию, завершающую освоение соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 4.1. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта (далее - контрольные измерительные материалы). Сведения, содержащиеся в контрольных измерительных материалах, относятся к информации ограниченного доступа. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения сведений, содержащихся в контрольных измерительных материалах, в сети Интернет) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования. Лица, привлекаемые к проведению единого государственного экзамена, а в период проведения единого государственного экзамена также лица, сдававшие единый государственный экзамен, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в контрольных измерительных материалах сведений. Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющими управление в сфере образования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) 4-2. Результаты единого государственного экзамена признаются образовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования - как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з) 4-3. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен (далее -участники единого государственного экзамена), выдается свидетельство о результатах единого государственного" экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з) 4-4. Лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах единого государственного экзамена не истек, предоставляется право сдавать единый государственный экзамен в последующие годы в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з) 4-5. Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования предоставляется право использовать результаты единого государственного экзамена, сданного ими в течение года до призыва на военную службу. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з; от 15.07.2009 г. N 156-з) 4-6. Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена, если иное не установлено Законом Российской Федерации «Об образовании», определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з; от 29.12.2011 г. N 487-з) 4.7. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования, гражданам предоставляется право присутствовать в качестве общественных наблюдателей при ее проведении и направлять информацию о выявленных ими нарушениях в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, орган исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий управление в сфере образования, или орган исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей проводится по их заявлениям органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим управление в сфере образования, или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, или учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации и имеющих государственную аккредитацию, в порядке, установленном положением о системе общественного наблюдения при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования. Это положение утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) 5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и контроль качества подготовки выпускников, которым по завершении каждого уровня или каждой ступени образования выдаются документы государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим управление в сфере образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з; от 03.12.2010 г. N 335-з) 5.1. В целях информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования создаются федеральная информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования (далее - федеральная информационная система) и республиканская информационная система обеспечения проведения единого государственного экзамена (далее - республиканская информационная система). Организация формирования и ведения указанных информационных систем выполняется соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, и органом исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющим управление в сфере образования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) Орган исполнительной власти Республики Башкортостан, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, учредители российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования вносят в федеральную информационную систему сведения, необходимые для информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования. Образовательные учреждения, реализующие основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти Республики Башкортостан вносят в республиканскую информационную систему сведения, необходимые для информационного обеспечения проведения единого государственного экзамена. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы и республиканской информационной системы (включая перечень содержащихся в них сведений, порядок их внесения в информационные системы, порядок хранения, обработки и использования этих сведений и обеспечения к ним доступа, срок хранения и порядок обеспечения защиты этих сведений, порядок обеспечения взаимодействия информационных систем) устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы и организации, указанные в абзаце втором настоящей части, осуществляют передачу, обработку и предоставление полученных в связи с проведением единого государственного экзамена и приема граждан в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования персональных данных обучающихся, участников единого государственного экзамена, лиц, привлекаемых к его проведению, а также лиц, поступающих в такие образовательные учреждения, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области персональных данных без получения согласия этих лиц на обработку их персональных данных. 6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического или психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 7. Родителям (законным представителям), несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 8. Образовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. N 60-з; от 15.07.2009 г. N 156-з) 9. В местах проведения единого государственного экзамена, государственной (итоговой) аттестации обучающихся, олимпиад школьников, вступительных испытаний, проводимых образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования, во время проведения указанных мероприятий запрещается размещать, участникам указанных мероприятий и лицам, привлекаемым к их проведению, запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники (в том числе калькуляторы), за исключением случаев, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательное учреждение 1. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании" и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Порядок приема в (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) образовательные учреждения начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з) 1.1. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з) Прием в образовательные учреждения среднего профессионального образования в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования осуществляется на основании результатов отбора граждан, обладающих выдающимися творческими способностями в области искусств и физическими качествами, необходимыми для освоения соответствующих интегрированных образовательных программ среднего профессионального образования в области искусств. Порядок отбора граждан для приема в указанные образовательные учреждения в целях обучения по интегрированным образовательным программам среднего профессионального образования в области искусств на базе начального общего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2011 г. N 487-з) 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей), с уставом образовательного учреждения лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 07.03.2001 г. N 198-З; от 29.12.2007 г. N 515-з; от 15.07.2009 г. N 156-з) 3. Прием в образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на конкурсной основе, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами на условиях, определяемых учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условиями приема должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и направленности. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) Прием в (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з)образовательные учреждения среднего профессионального образования, образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования (на базе среднего (полного) общего образования), программам бакалавриата и программам подготовки специалиста осуществляется на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации в области образования. Результаты единого государственного экзамена, признаваемые как результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием, не могут быть ниже устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, минимального количества баллов по результатам единого государственного экзамена по таким общеобразовательным предметам, подтверждающим освоение общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Иностранным гражданам в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляется право поступления в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательным учреждением. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) При приеме в (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.10.2011 г. N 448-з)образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные образовательные учреждения вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з; от 15.07.2009 г. N 156-з) Государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме в такие образовательные учреждениядля обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по иным направлениям подготовки (специальностям). Перечень указанных образовательных учреждений, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей) формируется на основании предложений государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Порядок, критерии отбора и перечень указанных образовательных учреждений и направлений подготовки (специальностей), по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утверждаются Правительством Российской Федерации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) Перечень дополнительных испытаний и условия зачисления в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя. Перечень дополнительных вступительных испытаний и правила их проведения в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования объявляются такими образовательными учреждениями не позднее 1 февраля текущего года. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются: (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) а) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; б) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; в) граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя -инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Башкортостан; г) граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий. Преимущественным правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады. Победители и призеры олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з; от 15.07.2009 г. N 156-з) Чемпионы и призеры (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з; от 29.12.2007 г. N 515-з; от 15.07.2009 г. N 156-з) Граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, а также граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, пользуются преимущественным правом на поступление в федеральные государственные образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 28.02.2008 г. N 540-з) 4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, при условии успешного прохождения вступительных испытаний пользуются правом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, поступления вне конкурса в государственные (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 15.07.2009 г. N 156-з) образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего профессионального образования, а также на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 20.07.2007 г. N 463-з; от 29.12.2011 г. N 487-з) 5. Граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Если указанные граждане впервые после окончания военной службы по контракту обучаются на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, порядок отбора которых и предусматриваемый в соответствии с таким порядком перечень которых определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, их обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых указанным образовательным учреждениям. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) Общеобразовательные программы могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. (Дополнен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.12.2005 г. N 273-з) 2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, образовательные учреждения обязаны создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают получать образование в иных формах. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах. Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа управления образовательного учреждения. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 18. Дошкольное образование 1. Родители обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) 3. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 24.03.2005 г. N 165-з) 4. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 5. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями), регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 6. Органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 25.07.2001 г. N 233-з) (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 04.04.2006 г. N 300-з) Статья 19. Общее образование (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 1. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей), учредитель образовательного учРежДения вправе разрешить прием детей в образовательные учреждения для обучения в более раннем возрасте. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом. (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. N 60-з; от 29.12.2007 г. N 515-з) 3. Общее образование является обязательным. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 4. Требование обязательности (Исключен - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з)общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. (В редакции Закона Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) 5. (Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 29.12.2007 г. N 515-з) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|