Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 17.03.1997 № 84-ЗУтратил силу - Закон Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 01.07.2013 г. N 696-з ЗАКОН Республики Башкортостан О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" (В редакции Законов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 18.07.2005 г. N 208-з; от 10.10.2006 г. N 360-з) Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания Республики Башкортостан 11 февраля 1997 года. Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан 14 февраля 1997 года. Статья 1. Внести в Закон Республики Башкортостан "Об образовании" (Ведомости Верховного Совета и Правительства Республики Башкортостан, 1993, N 4, ст. 77) изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции: "ЗАКОН Республики Башкортостан Об образовании Республика Башкортостан как суверенное государство в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан" имеет республиканскую систему образования и воспитания, гарантирует каждому гражданину возможность развития личности, получения образования, соответствующего его требованиям и способностям, активного приобщения к культурно-историческому и духовному наследию многонационального народа республики. Республика Башкортостан обеспечивает развитие системы образования, соответствующие социально-экономические условия ее функционирования, права граждан на получение общих и профессиональных знаний, усвоение общекультурных ценностей, защиту интеллектуальной собственности, таланта и образованности. Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Основные понятия, применяемые в настоящем Законе: образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов); получение гражданином (обучающимся) образования - достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом; система образования - совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций; образовательная программа - документ (или комплект документов), определяющий в соответствии с государственным образовательным стандартом содержание образования определенного уровня и направленности; государственный образовательный стандарт - базовый нормативный документ, определяющий структуру и содержание образования данного уровня; образовательное учреждение - юридическое лицо в форме некоммерческой организации, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников; родители или лица, их заменяющие - лица, выступающие законными представителями обучающегося, воспитанника в соответствии с законом. Статья 2. Государственная политика Республики Башкортостан в области образования 1. Республика Башкортостан провозглашает область образования приоритетной. 2. Организационной основой государственной политики Республики Башкортостан в области образования является Республиканская программа развития образования, утверждаемая постановлением Государственного Собрания Республики Башкортостан, а также соответствующие федеральные и региональные государственные образовательные программы, в осуществлении которых в соответствии с договорами и соглашениями предусмотрено участие Республики Башкортостан. 3. Республиканская программа развития образования разрабатывается на пять лет Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 4. Кабинет Министров Республики Башкортостан ежегодно представляет Государственному Собранию Республики Башкортостан доклад о ходе реализации Республиканской программы развития образования. Доклад публикуется в печати. 5. В образовательных учреждениях в целях удовлетворения потребностей обучающихся, воспитанников в участии в основанных на самоуправлении различных видах совместной деятельности в добровольном порядке могут создаваться организационные структуры молодежных и детских организаций (объединений), правовое положение которых в деятельности образовательного учреждения определяется Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 6. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность первичных организаций, комитетов и других организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. Статья 3. Принципы государственной политики Республики Башкортостан в области образования Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Сохранение и развитие системой образования национальных культур в условиях многонациональной республики; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) преемственность всех типов образовательных учреждений, обеспечивающая возможность перехода от низших ступеней образования к высшим; 5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) ориентация на международные стандарты; 8) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. Статья 4. Законодательство Республики Башкортостан в области образования 1. Отношения в области образования регулируются Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Башкортостан. 2. Действие законодательства Республики Башкортостан в области образования распространяется на все образовательные учреждения на ее территории независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Статья 5. Задачи законодательства Республики Башкортостан в области образования Задачами законодательства Республики Башкортостан в области образования являются: 1) обеспечение и защита конституционного права граждан на образование; 2) создание социально-экономических условий и правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Республики Башкортостан; 3) разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти, органами местной власти и органами управления образованием различных уровней; 4) определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области. Статья 6. Государственные гарантии прав граждан в области образования 1. Гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным и политическим организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. 2. Республика Башкортостан обеспечивает гражданам право на образование путем создания республиканской системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. 3. Республика Башкортостан гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. 4. Затраты на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования, возмещаются гражданину Республикой Башкортостан в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение граждан в государственном или в муниципальном образовательном учреждении соответствующих типа и вида. 5. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, Республика Башкортостан полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются законом. 6. Республика Башкортостан создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В центрах реабилитации для граждан с отклонениями в развитии (иных социальных учреждениях соответствующего назначения) обеспечивается реализация образовательных программ начального общего, основного общего и начального профессионального образования. Общие требования к условиям их реализации устанавливаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 7. Республика Башкортостан оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законодательством Республики Башкортостан. Статья 7. Язык (языки) обучения 1. Граждане имеют право на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых республиканской системой образования. Граждане Республики Башкортостан имеют право на получение среднего (полного) общего образования на родном языке (языках народов, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан). Право граждан Республики Башкортостан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений (национальных школ и др.), классов, групп, условий для их функционирования, в том числе подготовкой специалистов, осуществляющих образовательный процесс на языках народов Республики Башкортостан, и изданием комплекта учебников. Национальная школа призвана способствовать развитию национального самосознания личности, национальных культурных традиций. 2. Выпускники общеобразовательных учреждений, обучавшиеся и получившие образование данного уровня на одном из национальных языков Республики Башкортостан, при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования имеют право сдавать вступительные испытания на этом национальном языке. 3. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем образовательного учреждения. Во вновь создаваемых образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, язык (языки), на котором организуется образовательный процесс, определяется учредителем, с согласия родителей или лиц, их заменяющих. 4. Республика Башкортостан в соответствии с договорами и соглашениями с Российской Федерацией и ее субъектами оказывает содействие лицам башкирской национальности, проживающим вне территории Республики Башкортостан, в получении ими основного общего образования на башкирском языке. 5. Республика Башкортостан создает условия для изучения всеми обучающимися, воспитанниками русского языка, который является языком межнационального общения. 6. Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами. Статья 8. Государственные образовательные стандарты 1. В Республике Башкортостан действуют государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и республиканский компоненты. 2. Республиканские компоненты государственных образовательных стандартов определяют национально-региональные особенности содержания основных образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях Республики Башкортостан. Порядок разработки, утверждения и введения республиканских компонентов государственных образовательных стандартов определяется Кабинетом Министров Республики Башкортостан, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. 3. Республиканский компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования утверждается Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Кабинета Министров Республики Башкортостан. 4. При реализации общеобразовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии устанавливаются специальные государственные образовательные стандарты. 5. Республиканские государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются в том же порядке по мере необходимости, но не реже одного раза в десять лет. Конкурс объявляется Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Глава II. Система образования Статья 9. Образовательные программы 1. В Республике Башкортостан реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). 2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. 3. К общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. 5. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. 6. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. Статья 10. Формы получения образования 1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; вне образовательного учреждения - в форме семейного образования, самообразования; экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. 3. Перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается, в части компетенции Республики Башкортостан устанавливаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Статья 11. Учредитель (учредители) образовательного учреждения 1. Учредителем (учредителями) образовательного учреждения (далее - учредитель) могут быть: 1) органы государственной власти Республики Башкортостан, органы государственного управления Республики Башкортостан и органы местной власти Республики Башкортостан; 2) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Республикой Башкортостан; 3) отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения (ассоциации и союзы); 4) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 5) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Республики Башкортостан; 6) граждане Республики Башкортостан, Российской Федерации, а также иностранные граждане. Допускается совместное учредительство образовательных учреждений. Изменение состава учредителей действующих государственных и муниципальных образовательных учреждений допускается в случаях, предусмотренных законодательством в области образования. В случае реорганизации органов государственной власти, органов государственного управления, названных в настоящей статье, и (или) органов местной власти Республики Башкортостан права учредителя переходят к соответствующим правопреемникам. 2. Учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Учредителем специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением могут быть только федеральные органы исполнительной власти и (или) орган исполнительной власти Республики Башкортостан. 3. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством в области образования. 4. Передача государственных образовательных учреждений, учредителями которых являются федеральные органы государственной власти, в ведение Республики Башкортостан, а также передача государственных образовательных учреждений, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Башкортостан, органы государственного управления Республики Башкортостан, в ведение федеральных органов государственной власти осуществляются по соглашению Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Башкортостан. При совместном осуществлении прав учредителя (совместном ведении) государственного образовательного учреждения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами государственного управления Республики Башкортостан объем полномочий каждого учредителя и порядок их осуществления определяются учредительным договором. Статья 12. Образовательные учреждения 1. Образовательные учреждения могут иметь следующие организационно-правовые формы, определяющие их правовое положение в системе образования: 1) государственное образовательное учреждение; 2) муниципальное образовательное учреждение; 3) негосударственное образовательное учреждение (частное образовательное учреждение, образовательное учреждение общественной или религиозной организации (объединения). 2. К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) дополнительного образования взрослых; 5) дополнительного образования детей; 6) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; 7) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 3. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или Кабинетом Министров Республики Башкортостан, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. 4. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 5. Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. 6. Образовательные учреждения вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законодательством. 7. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством в области образования, распространяются и на общественные организации (объединения), основной уставной целью которых является образовательная деятельность, только в части реализации ими дополнительных образовательных программ. Статья 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения в соответствии с настоящим Законом и гражданским законодательством; 4) цели образовательного процесса и задачи образовательного учреждения, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) порядок приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основание отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей или лиц, их заменяющих; 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: а) использования объектов права собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением; б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; в) источников и порядка формирования собственности образовательного учреждения; г) осуществления предпринимательской деятельности; 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: а) компетенция учредителя; б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования состава работников образовательного учреждения и условия оплаты труда; г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других), регламентирующих деятельность образовательного учреждения. 2. Устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством в области образования, разрабатывается им самостоятельно и утверждается его учредителем. 3. При необходимости регламентации указанных в уставе образовательного учреждения сторон его деятельности иными локальными актами последние подлежат регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения, если по своему смыслу они дополняют его положения. 4. Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Статья 14. Общие требования к содержанию образования 1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; укрепление и совершенствование правового государства. 2. Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества; подготовку к трудовой деятельности. 3. Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимся профессии и соответствующей квалификации. 4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Органы государственного управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. 6. Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ. 7. Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей или лиц, их заменяющих, за счет средств и силами заинтересованного ведомства, а допризывная подготовка в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования проводится в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, утвержденного органом управления образованием. 8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры. Статья 15. Общие требования к организации образовательного процесса 1. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно. Органы государственного управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин. 2. Органы государственной власти, органы управления образованием, органы местной власти не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в области образования. 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. 4. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. 5. Научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования осуществляются государственной аттестационной службой, не зависимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами. 6. Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического или психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. 7. Родителям или лицам, их заменяющим, несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся. Статья 16. Общие требования к приему граждан в образовательное учреждение 1. Порядок приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной законом, определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивающий прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. 2. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей или лиц, их заменяющих, с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 3. Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования производится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечивать зачисление наиболее способных и подготовленных граждан к освоению образовательной программы соответствующего уровня. Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, а также иные граждане, имеющие такую же льготу в соответствии с законодательством. Статья 17. Реализация общеобразовательных программ 1. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих. 2. Образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников. 3. Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей. 4. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей или лиц, их заменяющих, оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей или лиц, их заменяющих. Перевод обучающегося в следующий класс в любом случае производится по решению органа управления образовательного учреждения. 5. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Статья 18. Дошкольное образование 1. Родители обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного и физического развития личности ребенка в раннем детском возрасте. 2. Республика Башкортостан гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей младенческого возраста. 3. Республика Башкортостан гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения. 4. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. 5. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями или лицами, их заменяющими, регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. 6. Органы местной власти организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. Статья 19. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование 1. Общее образование включает три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. 2. Возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования определяются типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. 3. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными. 4. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. 5. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10-12 статьи 51 настоящего Закона, предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен. 6. По согласию родителей или лиц, их заменяющих, и местного органа управления образованием обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования. 7. По решению органа управления образовательного учреждения, принятому с согласия комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города, района, района в городе, за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, принимается с согласия также органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок сообщить местному органу управления образованием. Органы местной власти совместно с родителями или лицами, их заменяющими, исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. 8. Общеобразовательные учреждения по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями могут проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка проводится только с согласия обучающихся и их родителей или лиц, их заменяющих. Статья 20. Реализация профессиональных образовательных программ 1. Профессиональные образовательные программы, в том числе для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и инвалидов, реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, в том числе в специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Образовательные учреждения профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, реализуют указанные образовательные программы соответствующего уровня в целях подготовки работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня согласно перечням профессий и специальностей, устанавливаемым Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Башкортостан в пределах их компетенции, и уровням образования, установленным настоящим Законом. 2. Государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования реализуется в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. 3. Наличие любого другого профессионального образования не может служить основанием для отказа в приеме граждан в образовательное учреждение профессионального образования. Статья 21. Профессиональная подготовка 1. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. 2. Республика Башкортостан в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. 3. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях начального профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая межшкольные учебные комбинаты, учебно-производственные мастерские, учебные участки (цеха), а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, прошедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии. Статья 22. Начальное профессиональное образование 1. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании. 2. Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических училищах и иных образовательных учреждениях данного уровня). Статья 23. Среднее профессиональное образование 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. 2. Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. 3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования. 4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. Статья 24. Высшее профессиональное образование 1. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. 2. Высшее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). 3. Граждане, имеющие начальное профессиональное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Статья 25. Послевузовское профессиональное образование 1. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. 2. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Статья 26. Дополнительное образование 1. Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов. 2. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования; посредством индивидуальной педагогической деятельности. Статья 27. Документы об образовании 1. Образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения. 2. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации. 3. Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ. 4. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования, если иное не предусмотрено уставом соответствующего образовательного учреждения. Указанные в документах о начальном профессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образовании квалификации и в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. 5. В Республике Башкортостан устанавливаются следующие образовательные уровни (образовательные цензы): 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. 6. Лицам, не завершившим образование данного уровня, выдается справка установленного образца. Глава III. Управление системой образования Статья 28. Компетенция Республики Башкортостан в области образования В области образования ведению Республики Башкортостан в лице ее органов государственной власти подлежат: 1) определение и осуществление государственной политики Республики Башкортостан в области образования; 2) правовое регулирование отношений в области образования; 3) разработка и реализация республиканских и международных программ развития образования с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей Республики Башкортостан; 4) формирование органов государственного управления образованием Республики Башкортостан, руководство ими, назначение руководителей этих органов; 5) назначение руководителей образовательных учреждений республиканского подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; 6) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерального подчинения, если иное не предусмотрено законом и типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; 7) согласование назначений руководителей образовательных учреждений федерально-республиканского подчинения, а также образовательных учреждений, находящихся в совместном ведении Республики Башкортостан и других субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено учредительными договорами; 8) определение порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений; 9) установление дополнений к перечням профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование для Республики Башкортостан; 10) создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений республиканского подчинения; 11) лицензирование образовательных учреждений по программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного образования и выдача лицензий на право ведения образовательной деятельности по указанным программам; 12) организация и координация материально-технического обеспечения Республиканской программы развития образования и иных целевых программ в области образования; 13) разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях; 14) установление порядка лицензирования образовательных учреждений по программам дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования; 15) установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (за исключением образовательных учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования) и работников органов управления образованием; 16) регулирование трудовых отношений, установление норм труда и республиканских нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях; 17) установление республиканских компонентов государственных образовательных стандартов и эквивалентности (равнозначности) документов об образовании на территории Республики Башкортостан. Нострификация (признание эквивалентности) на территории Республики Башкортостан документов об образовании иностранных государств; 18) ежегодное формирование бюджета Республики Башкортостан в части расходов на образование, республиканских фондов развития образования; 19) установление: налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, а также целевых сборов на нужды образования в соответствии с законодательством; республиканских нормативов финансирования образования обучающихся, воспитанников из республиканского бюджета Республики Башкортостан и местных бюджетов; минимальных размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательных учреждений соответствующих профессиональных квалификационных групп и работников органов государственного управления образованием; льгот, видов и норм материального обеспечения различных категорий обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, а также педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; порядка предоставления гражданам и погашения ими личного государственного образовательного кредита; образовательного ценза педагогических работников; требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; 20) информационное и научно-методическое обеспечение республиканской системы образования, разработка в пределах своей компетенции примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин, организация издания учебной литературы и производства учебных пособий. Создание единой для Республики Башкортостан системы информации в области образования, интегрированной в соответствующую федеральную систему; 21) организация республиканской системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников органов государственного управления образованием; 22) контроль исполнения законодательства в области образования и государственных образовательных стандартов; 23) установление и присвоение государственных наград и почетных званий Республики Башкортостан работникам образования; 24) издание нормативных правовых актов в пределах своей компетенции; 25) регулирование отношений, связанных с созданием и распространением республиканского комплекта учебников на основе соответствующих республиканских государственных образовательных стандартов в части республиканского компонента; 26) координация деятельности в области образования с Российской Федерацией. Статья 29. Органы управления образованием в Республике Башкортостан 1. В Республике Башкортостан создаются и действуют следующие органы управления образованием: органы государственного управления образованием Республики Башкортостан; ведомственные органы государственного управления образованием; местные органы управления образованием. 2. Органы государственного управления образованием Республики Башкортостан создаются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан. Ведомственные органы государственного управления образованием создаются решениями министерств, ведомств и других органов государственного управления Республики Башкортостан по согласованию с Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Местные органы управления образованием создаются решением представительного органа местной власти по представлению главы местной администрации. 3. Деятельность органов управления образованием направлена на обеспечение Республиканской программы развития образования, федеральных и республиканских целевых, а также международных программ в области образования, государственных образовательных стандартов и функционирования республиканской системы образования на уровне государственных нормативов. Статья 30. Порядок разграничения компетенции в области образования органов государственной власти, органов местной власти и органов управления образованием в Республике Башкортостан 1. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти Республики Башкортостан определяются Конституцией Республики Башкортостан и иными законодательными актами Республики Башкортостан. 2. Разграничение компетенции в области образования между органами государственного управления Республики Башкортостан определяется Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 3. Разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местной власти определяется законами, устанавливающими правовые основы местной власти в Республике Башкортостан, и настоящим Законом. 4. Разграничение компетенции в области образования между представительными и исполнительными органами местной власти определяется в соответствии с законами, устанавливающими правовые основы местной власти в Республике Башкортостан, решениями представительных органов местной власти в пределах их компетенции. 5. Разграничение компетенции в области образования между административно-территориальными образованиями (район, город, район в городе, сельский населенный пункт, поселок), территория одного из которых является частью территории другого, если оно не определено настоящим Законом, регулируется соглашением между данными административно-территориальными образованиями, утвержденным соответствующими представительными органами местной власти. 6. Органы государственного управления образованием Республики Башкортостан не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к исключительной компетенции в области образования органов местной власти и создаваемых ими органов управления образованием, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан. 7. Органы государственного управления образованием Республики Башкортостан вправе инспектировать любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием на территории Республики Башкортостан по вопросам своей компетенции в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим органам государственного управления образованием. Статья 31. Компетенция органов местной власти Республики Башкортостан в области образования 1. Органы местной власти Республики Башкортостан ответственны за: реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным, республиканским и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях. 2. К исключительной компетенции в области образования органов местной власти Республики Башкортостан относятся: 1) планирование, организация, регулирование и контроль деятельности подчиненных им органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; 2) формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования; 3) обеспечение гражданам, проживающим на данной территории, возможности выбора общеобразовательного учреждения; 4) регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; 5) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 6) создание и ликвидация местных органов управления образованием, определение в пределах своей компетенции их структуры и полномочий, назначение и увольнение руководителей подчиненных органов управления образованием по согласованию с органами государственного управления образованием Республики Башкортостан; 7) назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением данного органа местной власти; 8) строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 9) контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов права собственности образовательными учреждениями; 10) использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; 11) установление налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, а также целевых сборов на нужды образования в соответствии с законодательством. 3. Органы местного государственного управления не вправе самостоятельно принимать решения по вопросам изменения структуры методической службы местных органов управления образованием без согласования с органом государственного управления образованием Республики Башкортостан. Статья 32. Компетенция органов государственного управления образованием 1. К компетенции органов государственного управления образованием в обязательном порядке относятся: 1) разработка и реализация республиканских целевых программ в области образования, реализация Республиканской программы развития образования, федеральных целевых, а также международных программ в области образования, в осуществлении которых принимает участие Республика Башкортостан; 2) разработка республиканских компонентов государственных образовательных стандартов; 3) установление эквивалентности (равнозначности) документов об образовании; 4) участие государственной аккредитации образовательных учреждений, содействие их общественной аккредитации; 5) установление порядка аттестации педагогических работников и требований к образовательным цензам педагогических работников образовательных учреждений различных типов и видов, кроме образовательных учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 6) формирование структуры республиканской системы образования; разработка дополнений к перечням профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональная подготовка и профессиональное образование, для Республики Башкортостан; 7) прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; 8) создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования; 9) разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений, а также материально-технической обеспеченности и оснащенности образовательного процесса; 10) прогнозирование развития сети образовательных учреждений, подготовка предложений по выделению из республиканского бюджета целевых субвенций на нужды развития образования; 11) контроль исполнения законодательства в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования. К компетенции органов государственного управления образованием относятся и другие вопросы, предусмотренные настоящим Законом. 2. Органам государственного управления образованием подконтрольны подведомственные им образовательные учреждения. В случае нарушения образовательным учреждением законодательства в области образования и (или) своего устава органы государственного управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения. Статья 33. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями в пределах собственных финансовых средств; 2) привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом данного образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование банковского кредита; 3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств; 4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; 5) организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса; 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин, годовых календарных учебных графиков; 8) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; 9) установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и республиканскими нормативами; 10) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования; 11) разработка и принятие устава образовательного учреждения; 12) разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов; 13) самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом; 14) самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации; 15) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона; 16) контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся, воспитанников дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством и правовыми актами органов местной власти; 17) обеспечение в образовательном учреждении интернатного типа условий содержания воспитанников не ниже нормативных; 18) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 19) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений; 20) содействие деятельности детских и молодежных общественных организаций (объединений); 21) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и предусмотренной уставом образовательного учреждения. 3. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством порядке ответственность за невыполнение обязанностей, определяемых уставом образовательного учреждения, в том числе за: 1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; 2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; 3) ущерб, причиненный здоровью обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и исполнения последними своих трудовых обязанностей по вине администрации образовательного учреждения; 4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; 5) иные нарушения законодательства. Статья 34. Порядок создания образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством. 2. В регистрации образовательного учреждения не может быть отказано по мотивам нецелесообразности. Отказ в регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы учредителем в суд. 3. Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление, решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей, устав образовательного учреждения, документ об уплате государственной регистрационной пошлины. 4. Уполномоченный орган в месячный срок производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий орган государственного управления образованием. 5. Права юридического лица у образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации. Статья 35. Порядок регламентации деятельности образовательного учреждения 1. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). 2. Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается органом государственного управления образованием, в ведении которого находятся образовательные учреждения соответствующих типов и видов, и уполномоченным на лицензирование данного образовательного учреждения в соответствии с законодательством в области образования или по его поручению другим органом государственного управления образованием (за исключением местных), органом местного государственного управления на основании заключения экспертной комиссии. Лицензия на право ведения образовательной деятельности образовательным учреждениям религиозных организаций (объединений) выдается по представлению руководства соответствующей конфессии. 3. Экспертная комиссия создается органом государственного управления образованием, осуществляющим лицензирование данного образовательного учреждения, или по его поручению другим органом государственного управления образованием (за исключением местных), органом местного государственного управления по заявлению учредителя образовательного учреждения и проводит свою работу в месячный срок. В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители органа государственного управления образованием, осуществляющего лицензирование данного образовательного учреждения, органа государственного управления образованием Республики Башкортостан (при лицензировании образовательных учреждений по программам высшего профессионального и послевузовского профессионального образования), соответствующего органа местной власти и (или) местного органа управления образованием, действующих образовательных учреждений, общественности. 4. Предметом и содержанием экспертизы являются установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья учащихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Содержание, организация и методики образовательного процесса предметом экспертизы не являются. 5. Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение. 6. Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем. 7. В лицензии, выдаваемой образовательному учреждению, фиксируются контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся, воспитанников и срок действия этой лицензии. 8. Отрицательное заключение по результатам экспертизы и основанный на нем отказ в выдаче лицензии образовательному учреждению могут быть обжалованы учредителем в суд. 9. Контроль за соблюдением образовательным учреждением независимо от его организационно-правовой формы предусмотренных лицензией условий осуществляет орган государственного управления образованием или орган местного государственного управления, выдавший лицензию. В случае нарушения этих условий лицензия подлежит изъятию. 10. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение. 11. Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации или Государственного герба Республики Башкортостан, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. 12. Свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения подтверждает его государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое дошкольным образовательным учреждениям и учреждениям дополнительного образования детей, подтверждает государственный статус соответствующего образовательного учреждения, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию этого образовательного учреждения. 13. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными органами государственной власти или по их доверенности органами государственного управления образованием Республики Башкортостан или местными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. 14. Аттестация образовательного учреждения проводится по его заявлению государственной аттестационной службой либо по ее поручению или по ее доверенности органами государственной власти Республики Башкортостан, органами государственного управления образованием Республики Башкортостан, органами местной власти с привлечением ведущих образовательных учреждений, общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением. 15. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех предыдущих лет подряд. Первая аттестация созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников. Первая аттестация создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. 16. Аттестационное заключение государственной аттестационной службы может быть обжаловано в суд только в части процедуры аттестации. Образовательное учреждение вправе потребовать повторной аттестации не ранее чем через 12 месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации. 17. Аттестация дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или лиц, их заменяющих, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учреждений дополнительного образования, а также вновь созданных экспериментальных образовательных учреждений проводится соответствующим органом государственного управления образованием в порядке, предусмотренном типовыми положениями об этих образовательных учреждениях. 18. Образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации по результатам аттестации. 19. Филиалы (отделения) образовательных учреждений проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию - в общем порядке, установленном для образовательных учреждений настоящим Законом. 20. Образовательные учреждения могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах. Такая аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства со стороны государства. Статья 36. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств образовательного учреждения или если учредитель принимает эти обязательства на себя. 2. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) образовательного учреждения его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу. 3. Передача государственных образовательных учреждений в ведение органов местной власти допускается только с согласия последних. 4. Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться: по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности не соответствующей его уставным целям. 5. Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. Статья 37. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением 1. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством и уставом соответствующего образовательного учреждения. 2. Управление государственным, муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. 3. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор) соответствующего образовательного учреждения. Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения устанавливается Правительством Российской Федерации. Статус руководителя государственного образовательного учреждения республиканского подчинения устанавливается Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерально-республиканского подчинения, государственного образовательного учреждения, находящегося в совместном ведении Республики Башкортостан и другого субъекта Российской Федерации, определяется в соответствии с учредительным договором. 4. Руководитель государственного или муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть: 1) избран коллективом образовательного учреждения; 2) избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем; 3) избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; 4) назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; 5) назначен учредителем; 6) нанят учредителем. В гражданских образовательных учреждениях высшего профессионального образования назначение ректоров не допускается. 5. Разграничение полномочий между советом образовательного учреждения и руководителем образовательного учреждения определяется уставом образовательного учреждения. 6. Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений совмещение их должностей с другими руководящими должностями (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне образовательных учреждений не разрешается. 7. Должностные обязанности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений, их филиалов (отделений) не могут исполняться по совместительству. Статья 38. Управление негосударственным образовательным учреждением 1. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. 2. Правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. Статья 39. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях 1. Государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, а также его учредителю рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. 2. Основаниями для рассмотрения высшим органом государственной аттестационной службы вопроса о направлении рекламации являются: 1) применительно к образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные программы: решение общего собрания родителей или лиц, их заменяющих, обучающихся, воспитанников образовательного учреждения; официальное представление отделения государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения; 2) применительно к образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образовательные программы: решение общего собрания (конференции) обучающихся, воспитанников образовательного учреждения; официальное представление государственной службы занятости населения. 3. Решение о направлении рекламации или об отклонении требований заявителей о рекламации принимается высшим органом государственной аттестационной службы и сообщается заявителям в месячный срок. Отказ государственной аттестационной службы от направления рекламации может быть обжалован заявителями в суд. 4. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновление государственной аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение. Глава IV. Экономика системы образования Статья 40. Отношения собственности в системе образования 1. Образовательному учреждению в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель передает в собственность или закрепляет за ним на праве оперативного управления объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). 2. Земельные участки государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляются в бесплатное пользование. Порядок предоставления земельных участков образовательным учреждениям, условия владения и пользования указанными земельными участками устанавливаются законодательством Республики Башкортостан. 3. Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или юридическим лицом, уполномоченным собственником. 4. Изъятие и (или) отчуждение объектов права собственности, закрепленных за образовательным учреждением на праве оперативного управления, допускается только по истечении срока договора между собственником и учредителем, если иное не предусмотрено договором и (или) законодательством. 5. Средства, полученные государственным или муниципальным образовательным учреждением от передачи в аренду закрепленных за ним на праве оперативного управления объектов права собственности, реинвестируются непосредственно в данное образовательное учреждение на нужды обеспечения и развития его уставной непредпринимательской деятельности (в том числе социального обеспечения). 6. Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты права собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дарения, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты права собственности. 7. Управление собственностью образовательного учреждения осуществляется органами управления образовательного учреждения в порядке, определяемом уставом образовательного учреждения. 8. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом. 9. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты права собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, реализуются в соответствии с уставом образовательного учреждения. 10. Государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе выступать в качестве арендаторов имущества. Сдача в аренду объектов права собственности, закрепленных за государственным и муниципальным образовательным учреждением, осуществляется собственником или по его поручению учредителем. 11. С государственных, муниципальных образовательных учреждений в случае, когда учредителем образовательного учреждения и собственником закрепленного за ним имущества являются органы государственной власти или органы местной власти одной и той же административно-территориальной единицы, арендная плата за пользование закрепленными объектами права собственности не взимается, а расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание несет учредитель (собственник), если иное не предусмотрено договором между учредителем и образовательным учреждением. 12. Государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат. Статья 41. Государственные гарантии приоритетности образования в Республике Башкортостан 1. Основой государственных гарантий получения гражданами образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования. 2. Республика Башкортостан гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования, а также защищенность соответствующих расходных статей республиканского бюджета и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции. 3. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов. 4. В целях привлечения инвестиций в республиканскую систему образования Республика Башкортостан в дополнение к федеральной предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Республики Башкортостан, а также предоставляющим свое имущество образовательным учреждениям в аренду. Размеры, порядок и формы предоставления этих льгот определяются законодательством Республики Башкортостан. 5. Работодатели несут ответственность за повышение профессиональной квалификации работников, с которыми они находятся в трудовых отношениях. Минимальные нормативы финансовых затрат на эти цели для предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также порядок использования финансовых средств на территории Республики Башкортостан устанавливаются Правительством Российской Федерации и (или) Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 6. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования их основной деятельности, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. 7. Родителям или лицам, их заменяющим, осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых республиканскими и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый подоходным налогом доход граждан. Республиканские нормативы финансирования затрат на каждом этапе образования в государственном, муниципальном образовательном учреждении, порядок выплаты указанных дополнительных денежных средств устанавливаются Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 8. Республика Башкортостан создает необходимые условия для развития сети учреждений дополнительного образования детей и оказывает материальную поддержку данным учреждениям, в том числе финансовую. Статья 42. Финансирование образовательных учреждений 1. Финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется его учредителем или самим образовательным учреждением в соответствии с его организационно-правовой формой, предусмотренной законодательством. Условия и порядок финансирования образовательного учреждения его учредителем определяется в уставе образовательного учреждения. 2. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения, а при отсутствии таких нормативов - на основе действующих нормативных правовых актов Республики Башкортостан. Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами местной власти образовательных учреждений норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. 3. Республиканские нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются законом Республики Башкортостан и являются минимально допустимыми. 4. Республиканские и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. 5. Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. 6. Нормативы финансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниже нормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальных образовательных учреждений на данной территории. 7. Негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ. 8. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и осуществления иной предусмотренной уставом образовательного учреждения деятельности, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. 9. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств, указанных в пункте 8 настоящей статьи, не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя. 10. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Прием обучающихся в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления по договорам с физическими лицами, а также негосударственными предприятиями, учреждениями и организациями не может составлять более двадцати пяти процентов приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). Данная норма не ограничивает право образовательного учреждения высшего профессионального образования на платное обучение иностранных граждан на основании соответствующих договоров. Статья 43. Особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования 1. Получение на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в пределах государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Башкортостан, средств местных бюджетов в зависимости от получения заданий (контрольных цифр) по приему студентов на бесплатное обучение и в соответствии с ними. 2. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Объемы и структура приема на обучение за счет средств республиканского бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Башкортостан. Объемы и структура приема за счет средств местного бюджета определяются в порядке, устанавливаемом соответствующим органом местной власти. 3. Финансирование, связанное с затратами на бесплатное обучение студентов государственных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования в связи с введением республиканского компонента государственного образовательного стандарта, производится за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а студентов муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, получивших государственную аккредитацию, - за счет средств бюджета Республики Башкортостан и средств соответствующего местного бюджета. В последнем случае норматив финансирования за счет средств бюджета Республики Башкортостан определяется Кабинетом Министров Республики Башкортостан. 4. В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов, в том числе устанавливают в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов социальные пособия (стипендии), другие пособия и льготы, в том числе по оплате питания, проезда к месту постоянного проживания и расходов на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия, а также устанавливает порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом. 5. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений. 6. Для организации социальной поддержки студентов, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования в порядке, устанавливаемом законодательством, действует специальная система кредитования в виде личного социального образовательного кредита. Статья 44. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно может иметь самостоятельный баланс и банковские счета, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|