Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13.10.2001 № 254ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 октября 2001 г. N 254 г. Владикавказ Об основных параметрах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2002 год Правительство Республики Северная Осетия-Алания отмечает, что за период 1998-2001 годы в экономике республики произошли глубокие качественные изменения. Увеличился объем валового регионального продукта, отмечены устойчивый рост во всех отраслях производства и сферы услуг, позитивное изменение отраслевой структуры производства. Производство выросло практически во всех отраслях промышленности. Экономический рост наблюдается в г. Владикавказе и большинстве районов республики. Увеличился розничный товарооборот и объем платных услуг населению. Стабилизировалось производство основных видов сельскохозяйственной продукции. Улучшилась финансовая дисциплина, значительно увеличились налоговые поступления в бюджет. Укрепление доходной части бюджета позволило активнее решать задачи развития социальной сферы. Положительные изменения отмечаются по ряду важнейших социальных показателей. Увеличились реальные денежные доходы населения, нормализовалось и находится на постоянном контроле положение с выплатой пенсий, снижена общая численность безработных. Существенно стабилизировалась демографическая ситуация. Прогнозом социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2002 год предусматриваются параметры устойчивого экономического роста на основе повышения инвестиционной активности республики. В целях развития экономических реформ и формирования условий, обеспечивающих закрепление позитивных результатов в развитии экономики, переход в 2002 году от антикризисного управления к стратегии подъема и устойчивого экономического роста, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет: 1. Одобрить доклад Министерства экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) об основных параметрах социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2002 год. 2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания в 2-х недельный срок разработать проекты распорядительных актов Республики Северная Осетия-Алания, регламентирующих сроки и порядок организации работ по выполнению важнейших программ и соглашений Правительства Республики Северная Осетия-Алания на 2002 год и среднесрочную перспективу, в том числе: Федеральной целевой программы "Юг России"; Протокола дальнейшего развития сотрудничества между Москвой и Республикой Северная Осетия-Алания от 16 сентября 2001 года; Соглашения между Министерством путей сообщения Российской Федерации и Правительством Республики Северная Осетия-Алания о взаимодействии в решении производственных и социальных вопросов в ходе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте от 29 сентября 2001 года. 3. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев), Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания, Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания (Туганова), Министерству строительства и архитектуры Республики Северная Осетия-Алания (Гусов), Государственному комитету Республики Северная Осетия-Алания по управлению государственным имуществом (Зангиев) ускорить разработку проекта республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 2002 год и в срок до 10 ноября текущего года внести его на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания. 4. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания, заинтересованным министерствам и ведомствам республики в IV квартале 2001 года разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания проект программы социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на период 2002-2004 годы. 5. Главам администраций местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики, Региональной энергетической комиссии Республики Северная Осетия-Алания (Хузмиев), Комитету жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (Меркулов) в процессе реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики увязывать плату за жилье и коммунальные услуги с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг. 6. Комитету Республики Северная Осетия-Алания по транспорту (Борадзов) с участием заинтересованных министерств и ведомств Республики Северная Осетия-Алания разработать и в I квартале 2002 года внести на рассмотрение Правительства Республики Северная Осетия-Алания проект республиканской целевой программы модернизации и развития материально-технической базы автотранспорта общего пользования Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2003 г.г. 7. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания, Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания при формировании проекта республиканского бюджета на 2002 год предусмотреть меры государственной поддержки предприятий республики в виде погашения части процентных ставок по банковским кредитам за счет средств республиканского бюджета. 8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания Баскаева С.А., Огоева У.С., Такоева С.К., Шубина Н.Е. Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания К. Каргинов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ОСНОВНЫМ ПАРАМЕТРАМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2002 ГОД Основные прогнозные показатели социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на 2002 год разработаны на основе анализа итоговых показателей экономического развития республики за период 1998-2000 г.г. и общих сценарных условий в соответствии с проектом основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Главной целью социально-экономической политики Правительства Республики Северная Осетия-Алания в 1998-2001 годах являлось обеспечение устойчивого экономического роста во всех отраслях материального производства и на этой основе создание базы для кардинального повышения жизненного уровня населения республики. Ключевыми задачами на этот период стали повышение уровня экономической самостоятельности республики, преодоление спада производства в ведущих отраслях народного хозяйства, развитие малого предпринимательства, совершенствование экономических условий функционирования и развития агропромышленного комплекса, развитие инновационной деятельности, достижение сбалансированности государственного бюджета, структурные преобразования в банковской системе, усиление мер социальной защиты малообеспеченных слоев населения, развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта. Однако, необходимо вспомнить экономическую ситуацию в республике, сложившуюся до 1998 года: огромная бюджетная задолженность по банковским кредитам, задолженность по пенсиям и зарплате бюджетникам (свыше 4-х месяцев), катастрофическая задолженность по детским пособиям; в отраслях производственной сферы задолженность по зарплате составляла по 7-8 месяцев, а в сельском хозяйстве свыше 12 месяцев, значительные бюджетные суммы, ранее выданные некоторым предприятиям, оставались неистребованными. Все сказанное только часть общей картины состояния экономики республики. В этой связи, в целях последовательного осуществления экономических реформ и формирования условий, обеспечивающих стабилизацию экономики, Правительством Республики Северная Осетия-Алания ежегодно, начиная с 1998 года, разрабатывались программы деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания по стабилизации социально-экономической ситуации и обеспечению устойчивого экономического роста. Программами на 1998-2001 г.г. предусматривался комплекс конкретных мер по наведению порядка в государственных финансах, упорядочению и экономии государственных расходов, повышению инвестиционной активности, формированию законодательной базы по привлечению инвестиций, структурной перестройке производства, сокращению неплатежей, углублению реформы в социальной сфере, обеспечению своевременной выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетных организаций, адресной социальной защиты малоимущих. Последовательная реализация программных мер, принятых Правительством Республики Северная Осетия-Алания в 1998-2001 годах, позволила впервые за последнее десятилетие обеспечить значительный прирост объемов производства, существенно повысить уровень жизни населения республики, кардинально улучшить ситуацию на рынке труда, что подтверждают показатели социально-экономического развития республики за 1998-2001 годы, приведенные в таблице N 1. Основные показатели социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 1998-2001 годы -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 9 мес. 2001 г. | |----------------------|-------------------------|-------------------------|-------------------------|-------------------------| | | физиче- | темп к пре- | физиче- | темп к пре- | физиче- | темп к пре- | физиче- | темп к пре- | | | ские еди- | дыдущему | ские еди- | дыдущему | ские еди- | дыдущему | ские еди- | дыдущему | | | ницы | году,% | ницы | году,% | ницы | году,% | ницы | году,% | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Валовый региональный | | | | | | | | | | продукт - всего | - | 101,0 | - | 104,0 | - | 105,6 | - | 105,0 | | (млн. руб.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Индекс физического | | | | | | | | | | объема промышленной | - | 101,6 | - | 113,9 | - | 109,0 | - | 105,4 | | продукции | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Инвестиции в основ- | | | | | | | | | | ной капитал (млн. | 734 | 98,0 | 994 | 117,2 | 1696,0 | 126,5 | 1200 | 130,0 | | руб.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Ввод жилья | 130 | 89,5 | 131,5 | 101,2 | 134,5 | 102,3 | 73,9 | 185,2 | | (тыс. кв.м.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Производство продук- | | | | | | | | | | ции сельского хозяй- | 1120,0 | 96,4 | 2184,1 | 113,1 | 2806,1 | 100,5 | 2322,0 | 108,3 | | ства (млн. руб.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | в том числе: | 123,5 | 58,4 | 177,9 | 144,0 | 150,2 | 84,4 | 192,3 | 128,0 | | - зерна (тыс. тонн) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | - мяса (тыс. тонн) | 39,8 | 100,5 | 39,9 | 100,3 | 41,5 | 104,3 | 33,1 | 103,3 | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | - молока (тыс. тонн) | 139,3 | 100,1 | 140,8 | 101,1 | 142,7 | 101,3 | 112,2 | 101,3 | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | - яиц (млн. штук) | 71,5 | 100,3 | 72,9 | 102,0 | 83,4 | 114,4 | 64,1 | 106,0 | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Перевезено грузов | | | | | | | | | | автотранспортом | 505,2 | 101,2 | 580,8 | 114,9 | 612,8 | 105,5 | 431,7 | 102,2 | | (тыс. тонн) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Оборот розничной | 2785 | 115,1 | 5896,5 | 109,0 | 7294,9 | 109,0 | 6743,5 | 109,3 | | торговли (млн. руб.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Платные услуги (млн. | 900,5 | 103,0 | 1681,8 | 108,4 | 2622,6 | 110,1 | 2306,6 | 90,4 | | руб.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Численность офици- | | | | | | | | | | ально зарегистриро- | 8,1 | 88,9 | 6,2 | 76,7 | 5,7 | 91,9 | 2,8 | 49,2 | | ванных безработных | | | | | | | | | | (тыс. чел.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Индекс потребитель- | | | | | | | | | | ских цен | - | 174,2 | - | 137,1 | - | 116,3 | - | 112,6 | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | в том числе: | | | | | | | | | | - продовольственные | - | 185,8 | - | 139,3 | - | 112,5 | - | 111,4 | | товары | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | - непродовольствен- | | | | | | | | | | ные товары | - | 182,1 | - | 128,7 | - | 117,8 | - | 106,7 | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | - платные услуги | - | 115,2 | - | 149,1 | - | 133,1 | - | 131,4 | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Реальная заработная | | | | | | | | | | плата | - | 96,2 | - | 74,1 | - | 119,9 | | 119,5 | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Прожиточный минимум | 666,0 | 178,0 | 685,0 | 102,8 | 783,0 | 114,3 | 794,0 | 101,4 | | (руб.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Реальные денежные | | | | | | | | | | доходы к соответ- | - | 92,0 | - | 96,0 | - | 131,4 | - | 120,1 | | ствующему периоду | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | Собираемость налогов | | | | | | | | | | в бюджеты всех уров- | 675,4 | 63,0 | 1318,9 | 119,4 | 2322,7 | 142,0 | 2359,9 | 118,5 | | ней (млн. руб.) | | | | | | | | | |----------------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------|-----------|-------------| | В том числе акцизы | | | | | | | | | | (млн. руб.) | 185,7 | 96,6 | 582,3 | 2,3 р. | 1245,9 | 2,2 р. | 1240,3 | 17,0 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- За указанный период промышленного производства возрос на 32,9 процента. Среднегодовой прирост объемов сельскохозяйственного производства составил 6,7 процента. Среднегодовой рост оборота розничной торговли - 109,0 процентов. Полностью ликвидирована задолженность по выплате заработной платы работникам социальной сферы. Со второго полугодия 1999 года выплата пенсий производится строго по графику и без задержек. Существенно сократилась задолженность по выплате заработной платы работникам отраслей материального производства, которая по состоянию на 1.01.2001 года составляла менее 1 месяца. Численность официально зарегистрированных безработных сократилась в 2,0 раза. Снижение численности безработных достигнуто в основном в результате роста объемов производства в реальном секторе экономики. В результате принятых Правительством республики мер существенно укрепилось состояние государственных финансов, возрос уровень собираемости налогов, значительно улучшилось финансовое положение предприятий. Значительный финансовый результат получен предприятиями алкоголь-производящей отрасли. В 2000 году поступление акцизных сборов увеличилось к уровню 1997 года в 9,5 раза. В результате доля акцизов в структуре доходной части республиканского бюджета составила 52,5 процента. На структуру бюджета и его пополнение существенно повлияла работа по легализации спирто-алкогольного сектора. За 2000 год доля акцизов в структуре налоговых поступлений составила 53,6 процента, а их собираемость увеличилась в 2,3 раза по сравнению с 1999 годом. Ликвидация теневых водочных предприятий позволила снизить уровень криминализации в этой сфере, что изменило отношение к республике со стороны федеральных органов власти. Валовой региональный продукт в 2000 году достиг 8625 млн. рублей, что на 10,5 процента выше уровня 1997 года. Динамика социально-экономического развития в 2000 году позволила обеспечить рост реальных денежных доходов на 25,9 процента. Темпы роста по этому показателю являются самыми высокими среди всех субъектов Северо-Кавказского региона. Реальная заработная плата увеличилась на 16,9 процента. Особо острой являлась проблема выплаты детских пособий. Для снижения напряженности в решении этой крайне сложной задачи Правительством республики с января 2000 года налажена и организована регулярная ежемесячная адресная выплата детских пособий, при этом в первоочередном порядке проводились платежи многодетным семьям и малоимущим слоям населения. В 2000 году выплачено около 70 млн. рублей, что позволило обеспечить полное погашение текущих долгов перед малоимущими семьями. Правительству Республики Северная Осетия-Алания в 1999-2001 г.г. удавалось удерживать под контролем ситуацию с ценами на продовольственные товары первой необходимости. Регулярно отслеживались и анализировались процессы ценообразования на важнейшие виды товаров первой необходимости. Активно использовались меры по ужесточению контроля за применением необоснованно завышенных цен ко всем торгующим организациям всех форм собственности. Использовалась гибкая система государственного регулирования цен с применением торговых надбавок. На качественно новом уровне проводилась государственная социальная поддержка малообеспеченных и остронуждающихся граждан республики. В рамках реализации Программы "Социальная поддержка инвалидов" за три года было выделено инвалидам республики более 300 единиц легкового транспорта. С учетом достигнутых показателей экономического роста республики в 2000 году удалось выстроить с Правительством Российской Федерации качественно новые экономические взаимоотношения. В 2000 году республика перечислила в федеральный бюджет 1160,4 млн. рублей, а получила трансфертов 947,9 млн. рублей, т.е. перечислила на 212,5 млн. рублей больше, чем получила. В опубликованном в официальной российской прессе рейтинге республика по итогам 2000 года занимает по разным оценкам 7-15 места в Российской Федерации по показателям, характеризующим социальную эффективность проводимых реформ в последние 3 года. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Выпуск промышленной продукции в 2000 году по сравнению с 1998 годом возрос на 24,2 процента. Структурные изменения в промышленности за период с 1998 года по 2000 год характеризуются снижением удельного веса продукции добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции с 7,7 процента до 4,6 процента. Выработка электроэнергии за анализируемый период практически сохранилась на прежнем уровне: 1998 г. 335 млн. кВт. часов, 2000 г. - 339,6 млн. кВт. часов (справка: 1996 год - 382,4 млн. кВт. часов). В цветной металлургии прирост общего объема производства продукции в 2000 году по сравнению с 1998 годом составил 47,5 процента. Более чем в два раза возросли объемы выпускаемой продукции в химической отрасли и в машиностроении. Несмотря на неудачный 1999 год (индекс физического объема - 89,5 %) уверенно закончила 2000 год деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Общий рост по отрасли за три года составил 172,1 процента. После многолетнего глубокого спада в легкой промышленности (в 1996 г. - 81,6 %, в 1997 г. - 84,2 %, в 1998 г. - 78,2 %) рост объемов за отчетный период составил 124 процента. За 1998-2000 годы в пищевой промышленности производство возросло в 2,7 раза. По состоянию на 1.01.2001 г. в республике действовало 871 малое промышленное предприятие (23 % от общего числа малых предприятий). В 2000 году ими произведено товаров и услуг на 304,9 млн. рублей, в т.ч. промышленной продукции на 279,1 млн. рублей (6,2 % от общего объема выпускаемой промышленной продукции). Предприятиями промышленности за отчетный период получено прибыли на сумму 510,9 млн. рублей. Положительных результатов добились предприятия цветной металлургии ("Электроцинк", "Победит"), стекольной ("Иристонстекло"), легкой ("Моздокские узоры"), химической промышленности ("Кетон", "Динамо") и машиностроения ("Электроконтактор"). В результате неплатежей и несвоевременных зачетов из 129 крупных и средних предприятий промышленности убытки получены 57 предприятиями, удельный вес которых составил 44,2 процента. ТРАНСПОРТ В результате принятых организационных мер за период с 1998 по 2000 г.г. улучшились показатели работы транспорта. За отчетный период перевезено около 605 миллионов пассажиров, в том числе железнодорожным транспортом - 2 млн. человек, автотранспортом - 305,5 млн. человек. Пассажирооборот равен 2625 млн. пассажиро-километров. Общий объем грузоперевозок в 1998-2000 годах составил 4,3 млн. тонн, в том числе железнодорожным транспортом - 2,5 млн. тонн, автотранспортом - 1,8 млн. тонн. Грузооборот - 590 млн. тонно-километров. Втрое снижен остаток грузов на железнодорожных прирельсовых площадках и на конец 2000 года составил 28,4 тыс. тонн. За отчетный период погружено 479 тыс. тонн грузов, подано 9626 вагонов. РДС "Севосетинавтодор" проведена значительная работа по выполнению намеченных объемов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог и искусственных сооружений на них. В несколько раз выросли объемы работ по приведению сельскохозяйственных дорог в нормативное состояние. За период с 1998 по 2000 г. выполнено дорожных работ на сумму 562,47 млн. руб., что в 8,7 раз больше, чем выполнено в 1997 г. в действующих ценах. ИНВЕСТИЦИИ Объем инвестиций в основной капитал, освоенный за 1998-2001 годы предприятиями и организациями всех форм собственности, по оценке составил 7613 млн. рублей (в сопоставимых ценах 2001 года) со среднегодовым ростом 117,2 процента по сравнению с 1997 годом. В структуре капитальных вложений увеличилась доля затрат на развитие социальной сферы. На эти цели в 1998-2001 годах использовано 3800 млн. рублей или 50 процентов всех затрат. В 1998-2001 годах на территории республики за счет всех источников финансирования построено 4596 новых благоустроенных квартир общей площадью 469,9 тыс. кв. метров. В 1998 году в республике была начата реализация Президентской программы "Государственные жилищные сертификаты". На обеспечение жильем граждан, уволенных и увольняемых с военной службы, за счет средств федерального бюджета в 1998-2001 годах выделено свыше 28,2 млн. рублей, в результате более 156 семей этой категории граждан смогли улучшить свои жилищные условия (11,8 тыс. кв. метров). Для обеспечения жильем участников ликвидации Чернобыльской АЭС получено 3,0 млн. рублей, за счет которых гражданами приобретено 28 квартир. В 1998-2001 годах выполнены значительные объемы по строительству жилья для особо нуждающихся в обеспечении жильем, отдельных социально незащищенных категорий граждан. В 1998-2001 годах осуществлена большая программа строительства объектов коммунального назначения. Введены в эксплуатацию инженерные коммуникации общей протяженностью 306,95 км, из них 250,26 км - газовые сети. Наибольшие объемы по газификации выполнены в Алагирском, Пригородном, Кировском, Ирафском и Моздокском районах. Сданы в эксплуатацию водозабор "Южный" в г. Алагире мощностью 32 тыс. куб. м воды в сутки, первая очередь канализации в г. Дигора мощностью 2 тыс. куб. м в сутки и протяженностью 3,2 км. Протяженность водопроводных сетей в республике за 1998-2001 годы увеличилась на 42,2 км. Из общего объема около 61 процента сетей введено в Моздокском и Ирафском районах. Построены сельские групповые водоводы в Ирафском и Дигорском районах протяженностью 24,4 км. По объектам народного образования обеспечен ввод общеобразовательных школ на 1676 учебных мест (пристройка к средней школе N 3 в г. Владикавказе, пристройка со спортивным залом к школе N 2 в г. Алагире, школы в с. Сухотское Моздокского района, с. Советское Ирафского района, с. Ногкау и закончена реконструкция школы в с. Галон Алагирского района, реконструировано здание Северо-Кавказского суворовского военного училища в г. Владикавказе). По отрасли "здравоохранение" за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования осуществлена реконструкция Республиканской детской клинической больницы, введена в строй детская молочная кухня в г. Владикавказе, выполнена реконструкция родильных домов NN 1, 2, построено здание для магнитно-резонансного томографа в г. Владикавказе. Значительные объемы инвестиций освоены по спортивному комплексу в г. Алагире, туберкулезной больнице в пос. Южный, поликлинике в г. Моздоке, начата реконструкция кардиологического корпуса Республиканской клинической больницы. За счет расширения и реконструкции существующих АТС емкость автоматических телефонных станций в республике увеличилась на 43,42 тыс. номеров, в том числе в сельской местности - на 8,13 тыс. номеров. Введены в эксплуатацию междугородные телефонные линии связи протяженностью 86,4 км (в Пригородном, Правобережном, Моздокском и Кировском районах), станция спутниковой связи, передвижная радио телефонная связь "сотовая" на 1,0 тыс. номеров в г. Владикавказе, радиорелейная линия связи 34,5 км г. Владикавказ г. Ардон. АПК Несмотря на сложное экономическое и финансовое положение, на повторяющуюся третий год подряд засуху и другие стихийные бедствия, наблюдается стабилизация и рост агропромышленного производства. Президентом и Правительством РСО-Алания принимаются меры по поддержке сельхозтоваропроизводителей. Выделяются целевые дотации, горюче-смазочные материалы, минеральные удобрения и средства защиты растений на условиях товарного кредита. Так, за 1998-2000 годы из республиканского бюджета на государственную поддержку сельских товаропроизводителей выделено 95,4 млн. рублей, в том числе на растениеводство 26,4 млн. рублей, на животноводство 55,3 млн. рублей, санитарно-оздоровительные мероприятия 5,7 млн. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 11.05.2001 г. N 118 "О состоянии и мерах повышения эффективности агропромышленного производства, усилении государственной поддержки агропромышленного комплекса в соответствии с Законом Республики Северная Осетия-Алания "О сельскохозяйственном товаропроизводителе" агропромышленный комплекс по состоянию на 01.09.2001 г. профинансирован за счет средств республиканского бюджета на 79,9 млн. рублей или 96,7 процента от предусмотренных объемов. Стабилизация развития отрасли за последние годы наглядно характеризуется в следующих показателях: Объем валовой продукции во всех категориях хозяйств к уровню 1998 года возрос на 13,6 процента. Укрепилась экономика сельскохозяйственных предприятий, удалось приостановить спад поголовья скота и производства животноводческой продукции, улучшились финансовые показатели предприятий АПК, активнее решаются социальные программы села, расширяются межрегиональные связи республики. Впервые за последние 5 лет в 2000 году в целом АПК закончил год с положительным результатом, и более 60 процентов сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий сработали рентабельно. Эта тенденция сохраняется и в текущем году. Валовой сбор зерна и подсолнечника в 2001 году в хозяйствах всех категорий по прогнозным оценкам возрос в 1,3 раза к уровню 2000 г., подсолнечника - в 1,3 раза. Ожидается больше произвести мяса, молока, яиц. Выполняя постановление Правительства республики от 17 июля 1998 года N 199 по развитию семеноводства, хозяйства за последние три года улучшили обеспеченность семенами озимых собственного производства. Под урожай 2001 года сельские товаропроизводители полностью были обеспечены семенами озимых культур высокого качества. Существенно улучшается семеноводство картофеля благодаря сотрудничеству со Всероссийским НИИ картофельного хозяйства, внедряются высокоурожайные сорта томатов итальянской селекции и интенсивная технология их возделывания. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК Оборот розничной торговли во всех каналах реализации за последние годы носит устойчивый темп прироста около 9,0 процентов и достигнет в 2001 году 9,5 млрд. рублей. В 2002 году оборот розничной торговли достигнет 11,3 млрд. рублей. На росте розничного товарооборота позитивно отразилось введение Закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания", в результате торговые предприятия не укрывают объемы товарооборота, так как платят фиксированный налог от занимаемой торговой площади и посадочных мест, а также появились средства для развития сферы торговли. Улучшению сферы обслуживания послужило развитие различных форм собственности. Негосударственный сектор стал достаточно мощным. Число торговых предприятий частной формы собственности составляет более 70 процентов от общего количества. В целом потребительский рынок республики достаточно насыщен товарами. Наблюдается стабилизация рынка по торговле отдельными видами продукции отечественного производства. Если по непродовольственным товарам предпочтение отдается по-прежнему импорту, то по продовольствию, в основном, отечественным продуктам. Постоянно проводится работа по изысканию дополнительных источников поступления в торговлю товаров народного потребления, особенно социально значимых для населения. С особым успехом проводится ежегодная ярмарка-выставка "Дни экономики Ставропольского края в Республике Северная Осетия-Алания", которая способствует активизации товарных рынков, оживлению деловых контактов между промышленностью, сельским хозяйством и торговлей. Общая сумма от реализации товаров на указанной ярмарке-выставке составляет около 2,0 млн. рублей. ФИНАНСЫ В результате целенаправленных мер, предпринятых Правительством, органами исполнительной власти РСО-Алания в 1998-2000 году, состояние государственных финансов в некоторой степени улучшилось. С ростом объемов произведенной продукции возросли доходы. По основным отраслям экономики в 1998 году предприятиями получено 70,4 млн. рублей прибыли, в 1999 году - 383,5 млн. рублей (333 процента в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года). За 2000 год предприятиями республики получено 517,0 млн. рублей, что составляет 108,7 процента к соответствующему периоду прошлого года. Значительного улучшения финансовых показателей добились предприятия промышленности. За 1998 год ими получено 40,9 млн. рублей прибыли, в 1999 году - 273,4 млн. рублей, что в 4 раза больше в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года, в 2000 году - 369,1 млн. рублей прибыли или 108,8 процента к уровню прошлого года. Удельный вес прибыли, полученной в промышленности, составляет в 1998 году 58,0 процентов от всей прибыли, полученной в отраслях экономики, в 1999 году - 71,3 процента. По итогам 2000 года удельный вес прибыли в промышленности составил 71,4 процента. Несмотря на положительные тенденции сокращения удельного веса убыточных предприятий, их количество все еще остается значительным. В целом по республике удельный вес убыточных из числа работающих предприятий по итогам 1998 года составил 52,4 процента, (в 1999 г. - 44,9 %, в 2000 г. - 41,9 %), в том числе в промышленности - 47,6 процента (в 1999 г. - 44,2 %, в 2000 г. - 41,8 %), на транспорте - 76,2 процента, (в 1999 г. - 70,0 %, в 2000 г. - 80,0 %), в строительстве - 42,0 процента (в 1999 г. - 22,5 %, в 2000 г. - 27,6 %) и в сельском хозяйстве - 66,6 процента (в 1999 г. - 52,2 %). Острой остается проблема недостатка оборотных средств. С ростом неплатежей основным источником их погашения продолжают оставаться кредитные ресурсы, что подтверждает продолжающаяся тенденция увеличения сроков их погашения и значительный опережающий рост кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской. За 1998 год кредиторская задолженность в целом по республике составила 2020,5 млн. рублей (в 1999 году - 2579,7 млн. руб., в 2000 году - 4055,0 млн. рублей). Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в целом по республике за 1998 год составило 864,8 млн. рублей или 42,2 процента, (в 1999 г. - 883,3 млн. рублей или 34,3 %, в 2000 г. - 14476,3 млн. рублей или 36,5 %). Положительное влияние на оздоровление государственных финансов оказало улучшение собираемости налогов. За 1999 год в бюджеты всех уровней поступило 1318,9 млн. рублей или 89,6 процента от планируемого объема, а к соответствующему периоду прошлого года 119,4 процента в сопоставимых ценах. За 2000 год прогнозировалось поступление налогов в сумме 1952,9 млн. рублей, фактически поступило 2461,5 млн. рублей, что составляет 126,0 процента к плану и 150,5 процента к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах. С ростом налогооблагаемой базы в 1999 году во все уровни бюджетов поступило налога на прибыль 108,4 млн. руб., что составляет 114,5 процента к уровню 1998 года в сопоставимых ценах. В 2000 году план поступления налога на прибыль выполнен на 137,9 процента, а к соответствующему периоду прошлого года поступило на 34,1 процента больше. В 1999 году алкогольпроизводящими предприятиями произведено спирта в 2,1 раза больше, водки и ликероводочных изделий - в 3 раза, вина - на 8 процентов больше, чем в 1998 году. С ростом налогооблагаемой базы в 1999 году поступило акцизов во все уровни бюджетов 582,3 млн. руб., что в 3,2 раза больше в действующих ценах и в 2,3 раза больше в сопоставимых ценах, чем в 1998 году. За 2000 год акцизов поступило 1318,8 млн. рублей, что составляет 152,2 процента к прогнозируемому объему и на 82,6 процента больше к уровню прошлого года. В структуре объема налогов на 1999 год доля акцизов планировалась в размере 37,7 процента, фактически поступило 44,1 процента (в 1998 г. - 28,2 %). За 2000 год удельный вес акцизов составил 53,6 процента от общей суммы налогов, поступивших во все уровни бюджетов. За 1999 год в консолидированный бюджет Республики Северная Осетия-Алания поступило доходов в сумме 1843,7 млн. рублей (в 1998 г. - 1142,2 млн. рублей), в том числе собственные доходы составили 907,7 млн. рублей или 49,2 процента (в 1998 г. - 43,8 %) от всей суммы доходов. Поступило из бюджета Российской Федерации 936,0 млн. рублей или 50,8 процента от всей суммы доходов. За 2000 год общая сумма доходов составила 2598,8 млн. рублей, в том числе собственные доходы - 1474,5 млн. рублей или 56,7 процента. Превышение доходов над расходами (профицит) в 1999 году составило 23,6 млн. рублей, за соответствующий период прошлого года дефицит составил 41,4 млн. рублей. За 2000 год доходы превысили на 16,3 млн. рублей расходы. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ За период с 1998 по 2000 годы на выполнение мероприятий и строительство объектов в соответствии с федеральными целевыми программами, реализуемыми в Республике Северная Осетия-Алания, привлечено финансовых средств (в ценах 2001 года) в размере 2787,8 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1484,2 млн. рублей или 53,2 процента, из республиканского бюджета - 445,0 млн. рублей (16 %), из местных бюджетов - 115,7 млн. рублей (5,4%), из прочих внебюджетных источников - 707,3 млн. рублей (25,4 %). В I полугодии 2001 года на выполнение федеральных целевых программ в республике выделено 348,4 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 203,1млн. рублей, республиканского бюджета - 53,02 млн. рублей. При этом капитальные вложения составляют 193,6 млн. рублей. Указанные средства были направлены на решение неотложных вопросов в социальной и производственной сферах. В соответствии с имеющей приоритетный характер Федеральной целевой программой "Дети России" в Республике Северная Осетия-Алания введены в эксплуатацию: Центр реабилитации детей-инвалидов на 50 мест в г. Владикавказе - по целевой Программе "Дети-инвалиды", Алагирский территориальный центр социальной помощи семье и детям - по целевой Программе "Развитие социального обслуживания семьи и детей", Республиканский центр профилактики правонарушений среди несовершеннолетних - по целевой Программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Созданные центры обеспечивались технологическим и реабилитационным оборудованием, оргтехникой и автотранспортом. Реализация мероприятий по государственной политике в области формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности осуществлялась в рамках Федеральной целевой программы "Социальная поддержка инвалидов". Объем финансовых средств, израсходованных в этих целях, составил 23,3 млн. рублей, что позволило провести техническое перевооружение и реконструкцию протезно-ортопедического предприятия в г. Владикавказе, оснастить необходимым оборудованием Центр реабилитации инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата на 50 мест в г. Владикавказе, а также приступить к реконструкции Черменского дома-интерната для инвалидов "Милосердие". Кроме того, инвалиды направлялись на санаторно-курортное лечение. Обществам инвалидов оказывалась финансовая помощь. По Федеральной целевой программе "Старшее поколение" введен в эксплуатацию Дом ветеранов в г. Владикавказе в объеме капитальных вложений 2,4 млн. рублей. Продолжено строительство дома-интерната для инвалидов и престарелых на 152 места в г. Владикавказе, а также дома-интерната для участников ВОВ в г. Моздоке. Учреждения социального обслуживания оснащены техническими средствами, облегчающими уход за лицами преклонного возраста. В соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" обеспечивалось санаторно-курортное лечение ветеранов, оплата их проезда по РФ, абонементного обслуживания и установки квартирных телефонов. Ветеранам ВОВ выделялся автотранспорт. За последние три года значительный объем работ выполнен по программам в области здравоохранения, имеющим острейший медико-социальный аспект. Так, по Федеральной целевой программе "Сахарный диабет" организован Республиканский центр эндокринологии с 12 вспомогательными кабинетами, приобретено современное оборудование и аппаратура, открыты школы больных сахарным диабетом в районах республики. Улучшено обеспечение больных сахароснижающими препаратами. В целом по Программе затрачено финансовых средств в размере 32,2 млн. рублей. Принятые меры позволили повысить активную выявляемость больных сахарным диабетом на 36 процентов. Стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с распространением туберкулеза на территории Республики Северная Осетия-Алания, осуществлялась в соответствии с намеченными мероприятиями Федеральной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России" с объемом их финансирования в размере более 46 млн. рублей. Принято решение о перепрофилировании строящейся многопрофильной больницы в г. Владикавказе под противотуберкулезный диспансер, что значительно удешевляет стоимость строительства последнего. Осуществлены реконструкция и капитальный ремонт существующих помещений Республиканского противотуберкулезного диспансера, построен тубучасток в исправительной колонии N 1 в г. Владикавказе. Кроме того, из Минздрава России получены рентгенографическая съемочная установка "Мультикс" и лабораторное оборудование для противотуберкулезного диспансера, а также противотуберкулезные лекарственные препараты. По Программе "Здоровая мать - здоровое дитя", утвержденной Указом Президента Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с Федеральной целевой программой "Безопасное материнство", израсходовано финансовых средств в размере 23,9 млн. рублей. Выполнен капитальный ремонт родильных домов в г. Владикавказе, стационара Республиканского центра планирования семьи, получено из Минздрава России специальное медицинское оборудование, приобретены медикаменты и медицинская аппаратура для профильных лечебных учреждений за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования. В соответствии с Федеральной целевой программой "Содействие занятости населения в России" в развитие гибких форм занятости населения в Республике Северная Осетия-Алания осуществлялись меры, направленные на снятие проблемы занятости работоспособного населения. Объем финансирования по Программе из Государственного фонда занятости населения составил 119,7 млн. рублей, а с 2001 года из федерального бюджета 8,9 млн. рублей, что позволило проводить ярмарки вакансий рабочих мест, реализовать подпрограмму "Молодежная практика", охватившую более 1 тысячи выпускников высших и специальных учебных заведений, организовать свыше 5 тысяч рабочих мест для временной занятости несовершеннолетних граждан, создать и сохранить более 1 тысячи рабочих мест на предприятиях и в организациях экономической сферы, проводить систематическое профессиональное обучение безработных на базе 20 курсовых комбинатов и 3 профессиональных училищ, осуществлять выплаты досрочных пенсий, реализовывать программу содействия организации рабочих мест для трудоустройства безработных граждан на республиканских предприятиях всех форм собственности. С учетом необходимости интеграции России в международные транзитно-транспортные коридоры большое значение придавалось реконструкции и содержанию федеральных автомобильных дорог и в первую очередь автомагистрали через Главный Кавказский хребет по Рокскому перевалу в рамках Федеральной целевой программы "Дороги России". Финансирование этих работ осуществлялось из средств дорожных фондов: Федерального (670,4 млн. руб.) и Территориального (230,5 млн. руб.), а также республиканского (0,4 млн. руб.) и федерального (15,0 млн. руб.) бюджетов. Эта работа будет продолжена в соответствии с Федеральной целевой программой "Дороги России XXI века". По Программе "Развитие электронной техники в России" из Федерального фонда развития электронной техники выделено предприятиям Республики Северная Осетия-Алания на конкурсной основе в соответствии с представленными проектами НИОКР 33,7 млн. рублей, которые были использованы для внедрения в производство электронно-оптических преобразователей с улучшенными характеристиками, микроканальных пластин на заводе "Гран"; для создания современных электронных материалов в Научно-исследовательском институте электронных материалов; для разработки базовой технологии производства платинитовой проволоки в АО "Кристалл". По Федеральной целевой программе "Российский народный телефон" объем выполненных в Республике Северная Осетия-Алания работ составил 151,2 млн. рублей. В 1998-2000 г.г. были введены в эксплуатацию автоматические телефонные станции: в г. Владикавказе - цифровая АТС-51, цифровая АТС-54/57, цифровая АТС-50, цифровая АТС-44/45 с радиодоступом стандарта СДМА; увеличены емкости АТС в с. Октябрьское на 558 номеров, в с. Гизель - на 200 номеров; телефонизирован за счет средств федерального бюджета в объеме 341 тыс. рублей поселок Солнечный для беженцев в Моздокском районе. В результате проведенной работы в Республике Северная Осетия-Алания плотность телефонов на 100 семей составляет в городской местности 73,7 единицы и в сельской местности - 38,7 единицы, что выводит республику в число передовых в Северо-Кавказском регионе. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЦЕН В 1998-2001 г.г. работа была направлена на осуществление единой ценовой политики по сдерживанию роста цен и тарифов на социально значимые товары и услуги на всей территории Республики Северная Осетия-Алания, что позволило не допустить резкого роста цен на продукты питания, лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечить стабильность цен на хлеб и хлебобулочные изделия. В целях сдерживания резкого роста цен в республике Правительством принято постановление от 8 октября 1998 г. N 314 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен", предусматривающее расширение перечня продовольственных товаров и товаров народного потребления, цены на которые регулируются ограничением торговых надбавок. Принятые меры позволили своевременно влиять на динамику, способствовать замедлению роста цен на потребительском рынке и стабилизировать социальную обстановку в республике. Наряду с прямым регулированием цен и тарифов в республике осуществлялось и косвенное. Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 июля 1999 года N 214 "О государственной поддержке хлебопекарных предприятий РП "Севосетинхлебопродукт" и Севоспотребсоюза Республики Северная Осетия-Алания" предусмотрено дотирование хлебопекарных предприятий из местного бюджета, что позволило избежать резкого скачка цен на хлеб и хлебобулочные изделия. Министерство экономики в соответствии с федеральными нормативными актами по регулированию цен в области естественных монополий на региональном уровне разрабатывает механизмы регулирования цен и тарифов на услуги естественных монополий, обеспечивающие контроль за обоснованным их формированием. В области регулирования цен (тарифов) на услуги электросвязи Правительство Республики Северная Осетия-Алания согласовало утвержденный АО Севосетинэлектросвязь план-график по сокращению перекрестного субсидирования потребителей отдельных видов услуг связи. Поэтапное повышение тарифов и доведение их до уровня себестоимости позволит избежать резкого роста тарифов для населения, при этом предусмотрено снижение тарифов для промышленных предприятий и бюджетных организаций. В области регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения утверждены предельные торговые надбавки к зарегистрированным ценам на все лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и импортного производства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в размере не более 30 процентов и на все остальные лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного и импортного производства - не более 45 процентов (постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 5 июля 1999 года N 193 "О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения"). За период 1998-2001 г.г. проведены проверки правильности формирования и применения цен (тарифов) на 642 предприятиях, применение необоснованных цен и нарушения действующего порядка ценообразования установлены на 181, что составило 28 процентов от числа проверенных предприятий. Всего выявленная проверками сумма завышения цен (тарифов) составила 1136 тыс. рублей. ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Создание нормативно-правовой базы осуществляемых реформ является одним из важнейших направлений деятельности Правительства Республики Северная Осетия-Алания. Преобразования в экономике республики предполагают внесение изменений в республиканское законодательство, создание нормативной базы развития реального сектора экономики. За период 1998 год - 9 месяцев 2001 года было принято 23 законодательных акта, направленных на создание нормативной базы экономических реформ в Республике Северная Осетия-Алания. В центре внимания руководства республики остаются задачи, связанные с расширением налогооблагаемой базы, увеличением поступлений в бюджеты всех уровней. Принятие Закона Республики Северная Осетия-Алания "О налоге с продаж" способствовало поступлению в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания за 1999-2000 годы - 78370 тыс. рублей и за 8 месяцев 2001 года - 29324 тыс. рублей. Кроме того, для более полного обеспечения социальных гарантий малоимущим слоям населения в Законе Республики Северная Осетия-Алания от 30.04.1999 г. N 11-РЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Северная Осетия-Алания "О налоге с продаж" расширен перечень товаров и услуг первой необходимости, не облагаемых налогом с продаж. Для предприятий общественного питания установлены в зависимости от разряда предприятия дифференцированные ставки налогов на продукцию собственного изготовления. В целях сдерживания роста цен на потребительские товары и услуги принят Закон Республики Северная Осетия-Алания от 13.09.1999 г. N 13-рза "О внесении изменений в Закон Республики Северная Осетия-Алания "О налоге с продаж", в котором еще более расширен перечень товаров и услуг первой необходимости, не подлежащих налогообложению, составленный с учетом Федерального закона "О потребительской корзине в Российской Федерации". После принятия в 1999 году Закона Республики Северная Осетия-Алания "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Республики Северная Осетия-Алания" в бюджеты всех уровней поступило 81910 тыс. рублей, из них в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания - 67038 тыс. руб. За 8 месяцев 2001 года всего поступления в бюджеты всех уровней по единому налогу на вмененный доход составили 31354 тыс. рублей, из них в республиканский бюджет Республики Северная Осетия-Алания - 25859 тыс. рублей. Принятие Закона способствовало легализации и "выходу из тени" до 35 процентов юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в установленных Законом сферах, позволило решить вопросы модернизации оборудования и ремонта помещений предприятий в сфере розничной торговли и общественного питания, снизить налоговое бремя и, что особенно важно, повысить заработную плату работникам указанных сфер. В письме Российского союза предприятий и организаций бытового обслуживания руководителям регионов Российской Федерации и законодательных органов в качестве положительного примера грамотного расчета сумм единого налога несколько раз приводится наша республика. В целях повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата в республике были разработаны и приняты: Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания" (от 15.04.2000 г. N 8-РЗ); Закон Республики Северная Осетия-Алания "О Бюджете развития Республики Северная Осетия-Алания" (от 15.04.2000 г. N 9-РЗ). Принятие указанных законов является крайне актуальным для республики и позволит привлечь с учетом введения государственных гарантий и системы льготного налогообложения широкий круг инвесторов. Законами устанавливаются формы государственной поддержки и льготного налогообложения инвесторов, взаимоотношения и взаимные обязательства инвесторов и органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, порядок и условия предоставления инвесторам поручительств (гарантий) Республики Северная Осетия-Алания, правовые и организационные основы формирования и расходования средств республиканского бюджета, предназначенных для осуществления на конкурсной основе государственной поддержки инвесторов, финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты. Вступление указанных законов в силу стимулирует оживление производственного сектора республики, позволит создать новые рабочие места, увеличить налогооблагаемую базу и соответственно поступления в бюджет. Развитие экономики инновационного типа является одной из задач руководства республики. Инновационная политика призвана стать тем рычагом, с помощью которого возможно преодолеть кризисные явления в экономике и обеспечить функционирование научно-технического сектора как катализатора экономического развития, повышение конкурентоспособности и рост занятости. Ожидаемое оживление экономики важно осуществить на основе глубоких структурных сдвигов в производстве и его широкого технологического оснащения с использованием достижений научно-технического прогресса. В этой связи Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания совместно с Владикавказским научным центром РАН и Правительства Республики Северная Осетия-Алания разработало проект закона "О науке и научно-технической политике в Республике Северная Осетия-Алания", который принят Парламентом республики 15 апреля 2000 года (N 7-РЗ). Принятие данного Закона было обусловлено необходимостью регулирования отношений между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научно-технической продукции в Республике Северная Осетия-Алания. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы науки, научно-технической политики в Республике Северная Осетия-Алания, устанавливает формы и методы стимулирования и регулирования научной деятельности в целях социально-экономического развития республики. Подготовлен и принят Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания" (от 6.07. 2001 года N 23-рз). Основными целями Закона является определение основных положений республиканской инновационной политики, создание правовых норм и гарантий для эффективного осуществления инновационной деятельности, использования ее результатов в целях социально-экономического развития республики. Для создания условий рационального использования топливно-энергетических ресурсов при производстве, транспортировке и потреблении топлива и энергии, снижения финансовой нагрузки на республиканский и местные бюджеты, улучшения социально-экономических условий жизни населения республики принят Закон Республики Северная Осетия-Алания от 17.01.2000 г. N 1-РЗ "Об энергосбережении". Основные задачи Правительства Республики Северная Осетия-Алания, направленные на развитие экономики в 2002 году ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Анализ состояния и динамики развития промышленности Республики Северная Осетия-Алания за 1998-2001 г.г. позволяют планировать на 2002 год рост объемов производства на 104-104,5% при условии сохранения наметившихся к концу 2001 года положительных тенденций в цветной металлургии, химической, стекольной и строительной отраслях. Прогнозируемый рост цен на цинк и свинец в 2002 году и поддержка со стороны Правительства в решении затянувшегося спора с налоговой службой будут способствовать стабилизации положения ОАО "Электроцинк". Предоставление ОАО "Победит" льготного кредита из республиканского бюджета помогло бы решить возникшие на заводе финансовые проблемы, вызванные изменением цен на сырье и готовую продукцию на мировом рынке. Кроме того, Правительству Республики Северная Осетия-Алания следует активизировать свою поддержку усилий завода наладить получение материалов из запасов Госрезерва. Необходимо решительно поддержать усилия ОАО "Победит" по организации поставок концентрата Тырныаузского комбината на Нальчикский гидро-металлургический завод, обеспечивающий сырьем завод "Победит". Для надежности данной схемы необходимо заключить межправительственное соглашение между Кабардино-Балкарской Республикой и Республикой Северная Осетия-Алания, обеспечивающее товарное кредитование завода под гарантии нашего Правительства. Необходимо создать правительственную межведомственную комиссию для анализа положения дел и разработки перспективной программы развития ССЦК, учитывающую: технические и финансовые возможности комбината; необходимость решения вопроса рентабельности добычи руды и снижения себестоимости концентрата; организацию промышленной переработки хвостохранилища; разведку и освоение новых месторождений. Всесторонне и глубоко необходимо продумать вопрос разделения производственной и социальной сфер деятельности. Принимая во внимание общероссийскую значимость объекта и масштаб необходимой ему финансовой поддержки, необходимо ходатайствовать перед Правительством РФ о передаче ССЦК в федеральную собственность с последующим возможным дроблением комбината на конкурсной основе на независимые горно-рудные компании, образованные на базе конкретных рудников. Очевидна бесперспективность сохранения предприятий электронной промышленности в прежних объемах производства. Правительству республики следует рассмотреть вопрос о слиянии ряда предприятий отрасли ("Гран", "Разряд", "Бином", "Янтарь", Алагирский завод сопротивлений) в производственное объединение на территории одного из заводов с целью сокращения штатов, накладных расходов и налоговой нагрузки на себестоимость конечной продукции. Освободившиеся основные фонды на конкурсной основе перепрофилировать с учетом местной сырьевой базы, конъюнктуры рынка и кадрового потенциала республики. Динамично развивающееся производство спирта и водочной продукции предполагает экономическую целесообразность расширения стекольного производства. Поддержка строительства новых стекольных заводов (Ардон, Владикавказ, возможно Беслан и других) должна стать одной из основных задач Правительства на 2002 год. Необходимо проводить линию на возобновление поставок республиканского доломита на активно расширяющийся рынок стекольного производства. Только на Северном Кавказе за последние годы построены или близки к вводу в эксплуатацию более десятка крупных стекольных заводов. Для решения этого вопроса следует решением Правительства назначить конкретных должностных лиц, ответственных, в том числе и за лоббирование в федеральных структурах вопроса утверждения льготного тарифа на железнодорожном транспорте для перевозок доломита в пределах РФ и СНГ. Кроме того, является назревшим решение вопроса о производстве доломитовой муки. Такое предприятие создано, и задача Правительства в объединении его усилий с ГП КУ "Кавдоломит", возможно в форме их слияния в акционерное общество. Учитывая наличие местной сырьевой базы (твердые породы древесины, в частности бук) и практически незагруженные мощности деревообрабатывающих производств, необходимо на конкурсной основе разработать правительственную программу структурной перестройки отрасли, включающую в себя масштабное производство качественного шпона, в т.ч. лущеного, фанеры, высококачественных изделий из цельной древесины (окна, двери, паркет, в перспективе - мебель). Несовпадение основных интересов естественных монополистов и промышленных предприятий особенно остро ставит перед Правительством вопрос о путях совместного поиска выхода наиболее энергоемких предприятий (таких, как "Кетон") и потребителей бюджетной сферы на ФОРЭМ. Необходимо в директивном порядке привлечь к этой работе ОАО "Севкавказэнерго", РЭК и Комитет по промышленности и поддержке предпринимательства. На протяжении ряда последних лет идет падение объемов вырабатываемой республиканскими электростанциями электроэнергии. Намеченный на 2002 год пуск головной Зарамагской ГЭС мощность 15 МВт значительно улучшит положение дел на республиканском энергетическом рынке. Получение из РАО "ЕЭС" и федерального бюджета необходимого для завершения строительства первой очереди финансирования в размере 560 млн. рублей должно стать одной из приоритетных задач Правительства. АПК Деятельность аграрной отрасли республики в 2002 г. будет направлена на формирование собственного продовольственного рынка, обеспечение государственных закупок в региональный фонд и создание страховых запасов с учетом возможностей бюджета республики, расширение хозяйственных связей с другими регионами, возвращение предприятий республики на традиционные рынки сбыта России и стран СНГ. В 2001-2002 г.г. представляется обоснованной задача по формированию рациональной системы финансовых отношений в аграрном секторе республики, отказ от затратных методов ведения хозяйства. В 2002 г. основное внимание будет уделяться проблеме рационального использования крайне ограниченных земельных ресурсов республики. В этой связи продолжится работа по инвентаризации всех земельных угодий и их перераспределению в пользу эффективных хозяев независимо от формы собственности. В 2002 г. прогнозируется также реконструкция и закладка новых садов и виноградников. В решении этой проблемы возлагаются большие надежды на реализацию Республиканской программы "Развитие садоводства в Республике Северная Осетия-Алания" и Федеральной целевой программы "Плодородие". В республике, начиная с 2000 года, наметились некоторые сдвиги в животноводстве. Увеличилось производство мяса, молока и яиц. Средний надой молока от одной коровы в республике за последние годы вырос более чем на 460 кг, повышается прирост производства мяса всех видов скота. Наметился рост поголовья скота. Сократился падеж животных. Эту тенденцию прогнозируется сохранить и в 2002 году за счет финансирования из средств республиканского и федерального бюджетов на поддержку племенного животноводства и создания лизингового фонда на возвратной основе. В рамках программы восстановления отрасли прогнозируется более полное использование потенциала личных подсобных хозяйств населения. Доля продукции, произведенной хозяйствами этой категории, занимает до 70 процентов в общем объеме валовой продукции республики. В настоящее время в республике разрабатывается программа по развитию личных подворий населения. Реализация указанных мероприятий позволит в 2002 году произвести в аграрном секторе республики на 4178,5 млн. рублей валовой продукции, что составит 106 процентов в сопоставимой оценке к уровню 2000 года. При этом в структуре валовой продукции до 27 процентов приходится на долю государственного сектора экономики республики, где сосредоточены основные объемы производства продукции растениеводства. В 2002 году в хозяйствах всех категорий за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур и расширения посевных площадей на 5 тыс. га ожидается получить зерновых до 210 тыс. тонн (133% к уровню 2000 г.), овощей - до 35 тыс. тонн (121%). В республике стабилизировалась работа предприятий перерабатывающей промышленности. С целью производства конкурентоспособной продукции в республике намечено обновить устаревшее технологическое оборудование с привлечением отечественных, частных и зарубежных инвесторов и на этой основе обеспечить выпуск качественной продукции собственного производства с применением новейших технологий. В 2002 г. планируется реализовать мяса (в убойном весе) до 23,8 тыс. тонн (101,2 % к уровню 2000 г), цельномолочной продукции - до 7,9 тыс. тонн (106,5 %), товарной рыбы - до 350 тонн (107,3 %). Ближайшая перспектива сельского хозяйства и других отраслей АПК во многом зависит от внедрения достижений научно-технического прогресса, перехода и новым технологиям и техническим средствам, а также реализации республиканских и федеральных целевых программ: "Развитие рыбного хозяйства", "Укрепление материально-технической базы растениеводства и животноводства", "Плодородие", "Развитие кормопроизводства" и др. ИНВЕСТИЦИИ На объекты производственной сферы будет направлено свыше 54 процентов от общего объема капитальных вложений, что в первую очередь объясняется значительными объемами инвестиций (около 600 млн. рублей), которые в соответствии с соглашением между МПС России и Правительством Республики Северная Осетия-Алания о реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте должны быть направлены на реконструкцию Владикавказского вагоноремонтного завода. На продолжение строительства Зарамагской ГЭС с учетом средств РАО "ЕЭС" планируется направить около 300 млн. рублей, что обеспечит ввод в эксплуатацию в IV квартале 2002 года головной ГЭС мощностью 15 МВт. В 2002 году предстоит выполнить большую программу по строительству объектов автодорожного комплекса. За счет средств Федерального дорожного фонда продолжается финансирование строительства перевальной автомобильной дороги через Главный Кавказский хребет по Рокскому перевалу, автомобильной дороги "Кавказ" и других объектов федерального значения. На эти цели намечается направить свыше 500 млн. рублей. По результатам согласования бюджетных заявок республики на 2002 год за счет средств федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы "Юг России" и Федеральной адресной инвестиционной программы предусматривается 314,3 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня финансирования текущего года. В составе Федеральной целевой программы "Юг России" с объемом ассигнований 205,0 млн. рублей предполагается осуществить финансирование объектов по различным направлениям социальной сферы и промышленного комплекса: строительство жилья, школ и инженерных коммуникаций для беженцев и вынужденных переселенцев, реконструкция инженерной инфраструктуры туристического комплекса республики, в том числе туристического комплекса "Цей", строительство полигона бытовых отходов в г. Владикавказе, реконструкция Республиканской клинической больницы и детского пульмонологического центра в пос. Фиагдон, техническое перевооружение Бесланского маисового комбината и других объектов. Государственные капитальные вложения, предусмотренные Федеральной адресной инвестиционной программой в объеме 109,3 млн. рублей, будут направлены на продолжение реконструкции искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы аэропорта "Владикавказ", строительство жилья для работников бюджетной сферы, учебных корпусов СКГТУ и СОГУ, противотуберкулезного диспансера, усиление сейсмостойкости Клинической больницы скорой помощи. В соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2001 года N 650, в целях стабилизации экономического и социального положения в Моздокском районе в рамках указанной Программы на объекты народного хозяйства и социальной сферы района предусматривается направить 75,0 млн. рублей (строительство школы, поликлиники, районной больницы, а также объектов электронной и почтовой связи, гостиничного корпуса и ретранслятора в г. Моздоке). В рамках Программы "Жилище" за счет всех источников финансирования предусматривается ввести в эксплуатацию около 150 тыс. кв. метров жилья, что превысит ожидаемый уровень текущего года на 5 процентов. Продолжится реализация Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", а также Республиканской целевой программы "Переселение граждан Республики Северная Осетия-Алания из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001-2005 годах". Важнейшей задачей в сфере жилищного строительства в 2002 году является создание эффективной системы ипотечного кредитования, основанной на привлечении внебюджетных средств через механизмы долгосрочного кредитования граждан, что позволит решить проблему доступности приобретения благоустроенного жилья. ЗАДАЧИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА НА 2002 ГОД 1. Внедрить прогрессивные модели управления жилищно-коммунальным комплексом завершить создание Службы единого заказчика. 2. Внедрить ценовое государственное регулирование в жилищной и коммунальной сферах для установления экономически обоснованных тарифов (совместно с Региональной энергетической комиссией и с привлечением аудиторских организаций). 3. Предоставить товариществам собственников жилья, как прогрессивному способу хозяйствования в условиях рыночных взаимоотношений и демонополизации в сфере ЖКХ, особый статус по эксплуатации жилищного фонда (предоставление собственникам жилья льгот по регистрации, возмещение выпадающих доходов и т.д.) 4. При формировании объемов капитальных вложений по титульным спискам на строительство предусматривать на развитие инженерной инфраструктуры до 5 процентов средств от сметной стоимости затрат. 5. Создать нормативно-правовую базу стимулирования энергосберегающих технологий. 6. Внедрить в республике 2-х и 3-х тарифный зонный учет электроэнергии, который выявит экономию бюджетных средств, особенно на предприятиях тепловодоснабжения республики. 7. Продолжить работу по децентрализации теплоснабжения населения республики. 8. Возвести в ранг государственной политики жилищно-коммунальное обслуживание. 9. Предусмотреть в республиканском бюджете средства на создание единого централизованного аварийного запаса материально-технических ресурсов для работы в экстремальных условиях. 10. Продолжить реформирование правоотношений в жилищно-коммунальной сфере. Увязывать изменение платы за жилье и коммунальные услуги с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг. 11. Осуществить дальнейшее развитие сети расчетно-кассовых центров и совершенствование системы платежных и кассовых операций. 12. Продолжить передачу ведомственного жилищного фонда предприятий в муниципальную собственность. 13. Продолжить работу по принятым Правительством Республики Северная Осетия-Алания целевым программам отрасли ЖКХ республики, которые предстоит реализовать в 2001-2005 г.г.: "Программа обеспечения населения Республики Северная Осетия-Алания питьевой водой", "Республиканская целевая программа по реконструкции и строительству коллекторов на период 2001-2005 г.г.", "Программа переселения граждан Республики Северная Осетия-Алания из ветхого и аварийного жилищного фонда", "Программа энергосбережения Республики Северная Осетия-Алания на 1999-2005 г.г.". ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ Существенным резервом исполнения бюджетных средств для социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания являются федеральные целевые программы, в соответствии с которыми с начала текущего года дополнительно получено из федерального бюджета 182,6 млн. рублей, что выше уровня финансирования этих программ за соответствующий период 2000 года на 37,5 процента. Вместе с тем, по отдельным федеральным целевым программам финансирование отстает от объемов, согласованных с федеральными министерствами и ведомствами - государственными заказчиками программ. В связи с этим есть необходимость активизации работы на федеральном уровне по обеспечению финансирования мероприятий и объектов Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с установленными лимитами в полном объеме: "Повышение плодородия почв России" (Минсельхозпрод РСО-Алания); "Создание автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра" (Комзем РСО-Алания); "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники гражданского назначения" (ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания); "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Северная Осетия-Алания" (Комитет РСО-Алания по транспорту). Кроме того, несмотря на представленные бюджетные заявки на ассигнования из федерального бюджета по ряду федеральных программ республике не было предусмотрено финансирование по программам: "Одаренные дети", "Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки" (Минобразования РСО-Алания), "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилья" (Минстрой РСО-Алания), "Молодежь России" (Комитет РСО-Алания по делам молодежи), "Развитие рудно-сырьевой базы металлургической промышленности Российской Федерации ("Руда")", "Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности" (Комитет РСО-Алания по промышленности и поддержке предпринимательства) и некоторым другим. Такое положение дел говорит о недостаточном уровне проработки программ ответственными за их исполнение республиканскими органами исполнительной власти с государственными заказчиками федеральных программ. Из этого следует вывод о необходимости активизации работы по защите бюджетных заявок на 2002 год уже на ранней стадии формирования показателей федерального бюджета и дальнейшего сопровождения программ до принятия решения по определению лимитов финансирования. Учитывая, что по определенным федеральным целевым программам ассигнования на 2002 год будут выделяться на конкурсной основе, необходимо, не откладывая до будущего года, уже сегодня в соответствии с опубликованными условиями готовить и направлять предложения для участия в конкурсах на выполнение работ в рамках утвержденных федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета, ответственными за которые являются Комитет Республики Северная Осетия-Алания по промышленности и поддержке предпринимательства, Владикавказский научный центр РАН и Правительства Республики Северная Осетия-Алания, Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК В последние годы потребительский рынок в Республике Северная Осетия-Алания приобретает все более цивилизованные формы. В республике немало современных специализированных магазинов, произошли существенные изменения как в торговой сети, так и в ассортименте товаров на прилавках магазинов и на рынках. Под благоприятным воздействием конкуренции повышается качество реализуемых товаров и обслуживание покупателей. В результате снижения инфляции и повышения платежеспособности населения в предстоящем году намечается увеличить оборот розничной торговли на 5 процентов при индексе цен на товары 113 процентов. В перспективе будет предусмотрено формирование региональных и межрегиональных оптово-розничных объединений, развитие систем дистрибуции и открытие магазинов-складов, сетей магазинов и супермаркетов. Доля негосударственного сектора на рынке платных услуг - около 80 процентов. Улучшение жизненного уровня населения позволяет увеличить объем реализации платных услуг в 2002 году на 4,0 процента при индексе цен и тарифов на услуги 126,0 процентов. В целях улучшения бытового обслуживания населения республики будет возобновлено выездное обслуживание сельского населения и жителей труднодоступных горных районов республики с использованием для этих целей производственных мощностей специализированных предприятий сферы услуг г. Владикавказа. По социальному заказу Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания будут увеличены объемы льготного обслуживания одиноких, малообеспеченных граждан пенсионного возраста и участников Великой Отечественной войны. Денежные доходы и расходы населения Намечаемая стабилизация экономики республики в 2001 году позволяет в прогнозе на 2002 год предусматривать повышение жизненного уровня населения. В прогнозе намечается дальнейшее снижение инфляции. В 2002 году инфляция составит 115 процентов. Снижение инфляции будет способствовать росту доходов населения. В будущем году они возрастут на 20,7 процента. С учетом предусмотренных мер по реформированию пенсионной системы рост пенсий составит не ниже 35 процентов. Вырастут доходы от предпринимательской деятельности на 24,7 процента. Основную часть расходов по-прежнему будет составлять покупка товаров и оплата услуг, их рост 22,3 процента. Снижение инфляции и рост денежных доходов населения дают возможность наметить в прогнозе прирост реальных располагаемых денежных доходов на 5,0 процентов. ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА Рост численности занятых в экономике республики в соответствии с прогнозом трудовых ресурсов до 2002 года прогнозируется на уровне 107 процентов, в том числе занятых в сфере материального производства - на 3,6 процента. К 2002 году будет создано не менее 2,5 тыс. новых рабочих мест. Фонд заработной платы по республике составит в 2002 году 3813,0 млн. руб. и увеличится по сравнению с 2001 годом в 1,4 раза. Размер средней заработной платы достигнет в 2002 году 2200 рублей и увеличится к уровню 2001 года в 1,3 раза. Реальная заработная плата в 2002 году составит 110,5 процента к 2001 году. С учетом роста объемов производства, создания новых рабочих мест прогнозируется снижение численности безработных к 2002 году на 18,0 процентов к уровню 2001 года. При этом уровень безработицы не превысит 2 процентов от экономически активной части населения. ФИНАНСЫ В доходной части сводно-финансового баланса прогноза социально-экономического развития республики до 2002 года собственные доходы составляют по оценке на 2001 год 4821,7 млн. рублей. В результате улучшения собираемости налогов, максимального сокращения налоговых льгот, а также роста цен в 2002 году предусмотрен рост собственных доходов по сравнению с 2001 годом на 23,7 процента. Темп роста собственных доходов в 2002 году составит 3,5 процента к 2001 году. Полученная предприятиями прибыль по оценке на 2001 год ожидается 669,0 млн. рублей (6,3%), по прогнозу на 2002 год - 789,4 млн. руб. (6,5%) всех доходов сводно-финансового баланса. Темп роста прибыли по всем отраслям народного хозяйства 2002 года составит 18,0 процентов к 2001 году. Прогнозируемый рост прибыли в 2002 году предусматривается за счет роста цен, а также роста производства продукции в отраслях народного хозяйства. Амортизационные отчисления предполагаются в 2001 году 540,1 млн. рублей, что составит 11,2 процента к сумме собственных доходов и 5,1 процента к общей сумме доходов по территории; в 2002 году - 615,7 млн. руб. или 5,8 процента к общей сумме доходов по территории. В результате сокращения налоговых льгот в 2001 году предусматривается поступление налогов в сумме 2559,1 млн. рублей, что составит 53,0 процента собственных доходов и 24,2 процента к общей сумме доходов по территории, в 2002 году - 3078,7 млн. руб. или 54,7 процента собственных доходов и 25,6 процента к общей сумме доходов по территории. По действующим нормативам образования средства внебюджетных фондов прогнозируются в 2001 году в сумме 1066,6 млн. рублей, в 2002 году - 1226,2 млн. рублей. Темп роста в 2002 году - 13,9 процента. Рост поступлений средств внебюджетных фондов предусматривается за счет увеличения поступлений средств из Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования. Средства, получаемые от федерального уровня власти, в 2001 году составят 6886,0 млн. рублей, в 2002 году - 7697,9 млн. рублей. Темп роста в 2002 году - 15,3 процента. Поступления из федерального бюджета в 2002 году возрастут по сравнению с 2001 годом на 15,5 процента. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|