Расширенный поиск

Закон Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2003 № 40-рз

 
 
 
 
 
                               ЗАКОН
                  КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
 
               Об Уполномоченном по правам человека 
                 в Карачаево-Черкесской Республике
 
Принят Народным Собранием
(Парламентом)                                 26 сентября 2003 года
 
        (В редакции Законов Карачаево-Черкесской Республики
        от 12.07.2006 г. N 52-РЗ; от 23.06.2008 г. N 31-РЗ;
        от 25.07.2008 г. N 62-РЗ; от 05.07.2011 г. N 34-РЗ;
       от 28.12.2012 г. N 121-РЗ; от 06.12.2013 г. N 76-РЗ;
           от 09.06.2015 № 37-РЗ; от 01.06.2016 № 26-РЗ;
                      от 19.06.2017 № 27-РЗ)
 
    В Карачаево-Черкесской Республике  признаются  и  гарантируются
права  и  свободы  человека  и  гражданина  согласно общепризнанным
принципам  и  нормам  международного  права  и  в  соответствии   с
Конституцией      Российской      Федерации      и     Конституцией
Карачаево-Черкесской Республики.
    Настоящий Закон  определяет  порядок  назначения на должность и
освобождения от должности  Уполномоченного  по  правам  человека  в
Карачаево-Черкесской Республике,  его компетенцию,  организационные
формы и условия его деятельности.
 
                     Глава I. Общие положения
 
    Статья 1.
    Уполномоченный по   правам   человека   в  Карачаево-Черкесской
Республике (далее Уполномоченный) - должностное  лицо,  назначаемое
Народным  Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики в
целях обеспечения гарантий государственной  защиты  прав  и  свобод
граждан,   их  соблюдения  и  уважения  государственными  органами,
органами местного самоуправления и должностными лицами.
 
    Статья 2.
    Уполномоченный в     своей     деятельности     руководствуется
Конституцией       Российской        Федерации,        Конституцией
Карачаево-Черкесской   Республики,   федеральными  конституционными
законами,  иными  федеральными  законами,   настоящим   Законом   и
нормативными   правовыми   актами,   действующими   на   территории
Карачаево-Черкесской Республики.
 
     Статья 3
     Уполномоченный при осуществлении  своих  полномочий  независим
от каких-либо государственных органов и должностных лиц.
(Статья   в   редакции   Закона   Карачаево-Черкесской   Республики
от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 4.
    1. В  компетенцию  Уполномоченного  входит защита прав и свобод
человека  и  гражданина  в  случае  их  нарушения   на   территории
Карачаево-Черкесской Республики.
    2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства
защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет
пересмотра  компетенции  государственных  органов,   обеспечивающих
защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
    3.   В   соответствии   с   Конституцией   Карачаево-Черкесской
Республики    Уполномоченный    обладает   правом   законодательной
инициативы  в  Народном  Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской
Республики по вопросам своего ведения.
 
    Статья 5.
    1. Срок  полномочий  Уполномоченного  -  пять  лет.  Полномочия
Уполномоченного    прекращаются    с    момента   избрания   нового
Уполномоченного.
    2. Уполномоченный  считается  вступившим  в должность с момента
принесения присяги.  Истечение срока полномочий Народного  Собрания
(Парламента)  Карачаево-Черкесской  Республики  или  его роспуск не
влечет  прекращения  полномочий Уполномоченного. (В редакции Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2015 № 37-РЗ)
    3. (Пункт  утратил силу - Закон Карачаево-Черкесской Республики
от 06.12.2013 г. N 76-РЗ)
    4. Одно и то же лицо не может  быть   назначено   на  должность
Уполномоченного  более  чем  на два срока подряд. (Пункт дополнен -
Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
            Глава II. Порядок назначения на должность и
             освобождения от должности Уполномоченного
 
    Статья 6.
    1. На    должность   Уполномоченного   может   быть    назначен
гражданин   Российской  Федерации  не  моложе  30  лет,  обладающий
безупречной   репутацией,   имеющий  высшее  образование,  а  также
познания  в  области  прав  и свобод человека и гражданина, опыт их
защиты.  (Пункт  в  редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики
от 09.06.2015 № 37-РЗ)
    2.    Должность    Уполномоченного   является   государственной
должностью  и  включается  в  перечень  государственных  должностей
Карачаево-Черкесской      Республики,     установленных     Законом
Карачаево-Черкесской   Республики     государственных  должностях
Карачаево-Черкесской     Республики".          редакции    Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г. N 52-РЗ)
 
    Статья 7.
    1. Право     вносить   в    Народное   Собрание     (Парламент)
Карачаево-Черкесской Республики  предложения   о   кандидатуре   на
должность Уполномоченного  принадлежит  Главе  Карачаево-Черкесской
Республики, депутатам   (группе  депутатов,   фракции)    Народного
Собрания  (Парламента)   Карачаево-Черкесской   Республики, органам
местного самоуправления, правозащитным организациям, иным органам и
организациям.   редакции Законов Карачаево-Черкесской Республики
от  05.07.2011  г. N 34-РЗ; от 09.06.2015 № 37-РЗ)
    2. Предложения   о   кандидатах  на  должность  Уполномоченного
вносятся  в  Народное  Собрание  (Парламент)   Карачаево-Черкесской
Республики  в  течение  одного месяца до окончания срока полномочий
предыдущего Уполномоченного.
    2.1. До рассмотрения кандидатуры на  должность  Уполномоченного
Народное   Собрание   (Парламент)  Карачаево-Черкесской  Республики
согласовывает  ее  с Уполномоченным по правам человека в Российской
Федерации.  (Пункт дополнен - Закон Карачаево-Черкесской Республики
от 09.06.2015 № 37-РЗ)
    2.2. Председатель Народного Собрания  (Парламента)   Карачаево-
Черкесской Республики направляет Уполномоченному по правам человека
в Российской Федерации  на   согласование предварительно  изученные
(рассмотренные) на предмет полноты и достоверности  содержащихся  в
них сведений следующие документы: 
    1) письменное заявление претендента о  внесении его кандидатуры
в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики для
назначения на должность Уполномоченного, в котором указываются: 
    а) фамилия, имя, отчество, дата и место рождения; 
    б) информация о месте жительства, контактных телефонах; 
    в) сведения об образовании, опыте работы, в том числе в области
защиты прав человека, иной   общественной   деятельности, а   также
членстве в  общественных  объединениях (в частности, в политических
партиях); 
    г) данные   о   наличии   судимости, в  том   числе, снятой или
погашенной; 
    д) основное место работы или службы и занимаемая должность, а в
случае отсутствия  основного места работы или службы – основной род
занятий, специальность; 
    е) согласие на обработку персональных данных;
    2) копия документа, удостоверяющего личность; 
    3) обязательство  о  прекращении деятельности, несовместимой со
статусом Уполномоченного в случае его назначения на должность; 
    4) автобиография  с   указанием   обстоятельств,  установленных
федеральным законодательством, о наличии или отсутствии: 
    а) гражданства иностранного государства либо вида на жительство
или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание
гражданина   Российской   Федерации   на   территории  иностранного
государства;
    б) членства   в   политической   партии   или ином общественном
объединении, преследующем политические цели; 
    в) осуществления   преподавательской, научной и иной творческой
деятельности, которая  финансируется  исключительно за счет средств
иностранных  государств, международных   и иностранных организаций,
иностранных   граждан   и  лиц   без   гражданства, если   иное  не
предусмотрено   международным   договором  Российской Федерации или
законодательством Российской Федерации; 
    5) копия документа о высшем образовании кандидата, а по желанию
кандидата  также   о   дополнительном профессиональном образовании,
присвоении ученой степени, ученого звания; 
    6) копия   трудовой  книжки, иных документов о трудовой и (или)
общественной    деятельности, подтверждающих    опыт   и     навыки
деятельности в области защиты прав и свобод человека и гражданина; 
    7) сведения   о   доходах, об   имуществе   и    обязательствах
имущественного   характера   кандидата, а  также сведения о доходах
супруги   (супруга)   и   несовершеннолетних детей, об   имуществе,
принадлежащем   им   на  праве   собственности, и об обязательствах
имущественного характера, за предшествующий налоговый период; 
    8) копия   обращения   субъекта, выдвинувшего    кандидатуру  в
Народное Собрание (Парламент)   Карачаево-Черкесской   Республики с
предложением о кандидатуре на должность Уполномоченного;
    9) копия   решения    органа, протокол  собрания   общественной
организации.
    В   отношении   кандидата   на  должность Уполномоченного могут
представляться в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской
Республики     рекомендации, возражения, предложения   от  граждан,
общественных   организаций, государственных   органов и должностных
лиц, органов местного самоуправления независимо от того основано ли
их представление   на  процедурных нормах о выдвижении кандидатов и
назначении на должность в соответствии с настоящим Законом.
(Пункт    дополнен    -   Закон   Карачаево-Черкесской   Республики
от 01.06.2016 № 26-РЗ)
    2.3. Указанные   в   пункте  2.2   настоящей статьи   документы
направляются   Уполномоченному  по  правам  человека  в  Российской
Федерации  в  течение  15 дней после внесения кандидатур в Народное
Собрание   (Парламент)   Карачаево-Черкесской   Республики.  (Пункт
дополнен      -      Закон      Карачаево-Черкесской     Республики
от 01.06.2016 № 26-РЗ)
    2.4. До   проведения голосования   на сессии Народного Собрания
(Парламента) Карачаево-Черкесской Республики кандидатам (кандидату)
на    должность    Уполномоченного    предоставляется   возможность
выступления.   (Пункт   дополнен   -   Закон   Карачаево-Черкесской
Республики от 01.06.2016 № 26-РЗ)
    3. Народное     Собрание    (Парламент)    Карачаево-Черкесской
Республики при назначении Уполномоченного проводит  голосование  по
кандидатурам,  предложенным  в  соответствии  с пунктом 1 настоящей
статьи.
 
    Статья 8.
    1.  Уполномоченный  назначается  и  освобождается  от должности
Народным Собранием (Парламентом) большинством голосов от избранного
числа      депутатов      Народного      Собрания      (Парламента)
Карачаево-Черкесской  Республики  открытым или тайным голосованием.
(В редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г.
N 52-РЗ)
    2. Народное     Собрание    (Парламент)    Карачаево-Черкесской
Республики  принимает  постановление  о  назначении  на   должность
Уполномоченного  не  позднее  одного  месяца со дня истечения срока
полномочий предыдущего Уполномоченного.
 
    Статья 9.
    1. При  вступлении  в должность Уполномоченный приносит присягу
следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и
гражданина,     добросовестно     исполнять    свои    обязанности,
руководствуясь  Конституцией  Российской  Федерации,   Конституцией
Карачаево-Черкесской   Республики,   законодательством   Российской
Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.
    2. Присяга   приносится   на   заседании   Народного   Собрания
(Парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
 
    Статья 10.
    1.   Основные   права,  обязанности  и  ограничения  для  лица,
замещающего   должность  Уполномоченного,  а  также  виды  и  объем
предоставляемых     ему     гарантий     устанавливаются    Законом
Карачаево-Черкесской   Республики      статусе   лиц,  замещающих
государственные должности Карачаево-Черкесской Республики".      
редакции        Закона        Карачаево-Черкесской       Республики
от 25.07.2008 г. N 62-РЗ)
    2. Уполномоченный    не    вправе    заниматься    политической
деятельностью,   быть   членом   политической   партии   или  иного
общественного объединения, преследующего политические цели.
    3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую
с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность, а
также  приостановить  членство  в  политической  партии  на  период
осуществления  своих полномочий. В случае если в течение указанного
срока  Уполномоченный  не  выполнит  установленные  требования, его
полномочия  прекращаются  и Народное Собрание (Парламент) назначает
нового     Уполномоченного.     (Пункт     в     редакции    Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 10.1
    1. Уполномоченный   не  может   быть   одновременно   депутатом
Государственной Думы Федерального Собрания  Российской   Федерации,
членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской  Федерации
или     депутатом   законодательного   (представительного)   органа
государственной  власти  субъекта   Российской  Федерации, замещать
государственные  должности  Российской   Федерации, государственные
должности субъекта Российской  Федерации, муниципальные  должности,
должности государственной и муниципальной службы, заниматься другой
оплачиваемой      или    неоплачиваемой      деятельностью,   кроме
преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом
преподавательская, научная и иная творческая деятельность не  может
финансироваться   исключительно   за   счет   средств   иностранных
государств, международных и  иностранных   организаций, иностранных
граждан и лиц   без   гражданства, если   иное   не   предусмотрено
международным договором Российской Федерации или  законодательством
Российской Федерации.
    2. Уполномоченный не может   иметь   гражданство   иностранного
государства   либо   вид   на   жительство   или   иной   документ,
подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской
Федерации на территории иностранного государства. (Статья дополнена
- Закон Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 10.2
    В соответствии с Федеральным законом   от  25  декабря  2008 г.
№ 273-ФЗ «О   противодействии   коррупции»  Уполномоченный   обязан
сообщать в порядке, установленном нормативными   правовыми   актами
Российской      Федерации, Карачаево-Черкесской     Республики    о
возникновении личной заинтересованности при исполнении  должностных
обязанностей, которая приводит или может  привести    к   конфликту
интересов, а также  принимать   меры    по    предотвращению    или
урегулированию такого конфликта.
(Статья   дополнена   -   Закон   Карачаево-Черкесской   Республики
от 01.06.2016 № 26-РЗ)
 
    Статья 11
    1. Полномочия Уполномоченного   прекращаются   по   основаниям,
установленным федеральными законами и настоящим Законом.
    2. Полномочия Уполномоченного могут быть  прекращены  досрочно.
Решение   о  досрочном   прекращении   полномочий   Уполномоченного
принимается Народным  Собранием  (Парламентом) Карачаево-Черкесской
Республики после консультаций с Уполномоченным по правам человека в
Российской Федерации.
    3. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случае:
    а) его смерти;
    б) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;
    в) его  неспособности  по состоянию  здоровья, установленной  в
соответствии с медицинским заключением, или   по  иным причинам   в
течение длительного времени (не  менее  четырех  месяцев) исполнять
свои обязанности;
    г) признания      его    судом   недееспособным,    ограниченно
дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
    д) вступления в отношении  его в  законную  силу обвинительного
приговора суда;
    е) его выезда за  пределы  Карачаево-Черкесской Республики   на
постоянное место жительства;
    ж) утраты им гражданства Российской Федерации;
    з) утраты доверия  в   случаях, предусмотренных  статьей   13.1
Федерального   закона   от   25   декабря   2008 г.      273-ФЗ «О
противодействии коррупции»;
    и) несоблюдения     им   требований, ограничений   и  запретов,
установленных Федеральным законом от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных  (представительных)   и
исполнительных органов государственной власти субъектов  Российской
Федерации», другими федеральными законами и настоящим Законом.
    3.1. Досрочное   прекращение   полномочий   Уполномоченного  по
основаниям, указанным   в   подпунктах  «б», «в», «з», «и» пункта 3
настоящей статьи осуществляется после консультаций с Уполномоченным
по  правам  человека  в  Российской  Федерации.  (В редакции Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 19.06.2017 № 27-РЗ)
    Срок проведения таких консультаций составляет 15 дней.
(Пункт    дополнен    -   Закон   Карачаево-Черкесской   Республики
от 01.06.2016 № 26-РЗ)
    4. Досрочное освобождение   Уполномоченного  от  должности   по
основаниям, указанным в пунктах 1, 2 настоящей статьи, производится
постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской
Республики. Решение принимается большинством голосов от  избранного
числа депутатов.
(Статья   в   редакции   Закона   Карачаево-Черкесской   Республики
от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 12.
    В случае  досрочного  освобождения Уполномоченного от должности
новый  Уполномоченный  должен  быть  назначен  Народным   Собранием
(Парламентом)   Карачаево-Черкесской   Республики  в  течении  двух
месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего  Уполномоченного
от  должности  в  порядке,  установленном  статьями  6-9 настоящего
Закона.
 
              Глава III. Компетенция Уполномоченного
 
    Статья 13.
    1. В целях выполнения своих основных задач Уполномоченный:
    а)   осуществляет  сбор  и  анализ  информации,  получаемой  от
государственных  органов  Карачаево-Черкесской  Республики  органов
местного  самоуправления,  учреждений,  организаций  и  предприятий
независимо  от их организационно-правовых форм и форм собственности
по   вопросам  обеспечения  и  защиты  прав  и  свобод  человека  и
гражданина,  из  обращений  граждан  и  общественных организаций по
вопросам   нарушения  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  из
сообщений  средств  массовой  информации  по указанным вопросам;
редакции  Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г. N
52-РЗ)
    б) рассматривает   жалобы   граждан    Российской    Федерации,
иностранных  граждан  и лиц без гражданства на решения или действия
(бездействие)    государственных    органов,    органов    местного
самоуправления,  должностных лиц,  государственных служащих,  после
того как заявителем были исчерпаны все средства правовой  защиты  в
Карачаево-Черкесской Республике;
     в) ежегодно осуществляет подготовку докладов о соблюдении прав
и свобод человека и гражданина и направляет их не позднее чем через
три месяца по  окончании   календарного   года   Главе   Карачаево-
Черкесской      Республики,    Народному   Собранию    (Парламенту)
Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской
Республики, Верховному    Суду    Карачаево-Черкесской  Республики,
прокурору       Карачаево-Черкесской    Республики,    Руководителю
Следственного   управления    Следственного   комитета   Российской
Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, начальнику Управления
Федеральной   службы  безопасности  России  по Карачаево-Черкесской
Республике  и   министру  внутренних  дел  по  Карачаево-Черкесской
Республике.  По   отдельным  вопросам  соблюдения  прав  и   свобод
человека и гражданина Уполномоченный  может  направлять в  Народное
Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской   Республики  специальные
доклады.  Ежегодные доклады Уполномоченного  подлежат  официальному
опубликованию в газете "День  Республики",  специальные доклады  по
отдельным    вопросам    могут    быть  опубликованы   по   решению
Уполномоченного   в   средствах   массовой  информации; (В редакции
Законов Карачаево-Черкесской Республики от   12.07.2006 г. N 52-РЗ;
от 05.07.2011 г. N 34-РЗ; от 28.12.2012 г. N 121-РЗ;)
    г) принимает участие в разработке законопроектов, затрагивающих
права и свободы человека и гражданина.
    2.  Уполномоченный  содействует правовому просвещению в области
прав  и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты, для
чего  вправе распространять информацию о правах и свободах человека
и гражданина. (Дополнен  -  Закон  Карачаево-Черкесской  Республики
от 23.06.2008 г. N 31-РЗ)
 
    Статья 14.
    1. Уполномоченный   не  рассматривает  заявления  и  жалобы  на
действия (бездействие) и решения  Народного  Собрания  (Парламента)
Карачаево-Черкесской Республики.
    2. Не принимаются к рассмотрению  также  заявления  по  спорам,
связанным с правоотношениями между гражданами.
    3.  Уполномоченным  не рассматриваются повторные жалобы, если в
них  не  содержится информация о вновь открывшихся обстоятельствах,
которые   не   были   предметом   проверки.   (Дополнен   -   Закон
Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г. N 52-РЗ)
 
    Статья 15.
    1.  Заявление  или жалоба Уполномоченному подаются в письменной
форме  не  позднее  одного года с момента нарушения прав или с того
момента,  когда заявителю стало известно о нарушении, или с момента
принятия последнего решения по заявлению или жалобе, если заявитель
использовал  иные  средства  защиты  своих  прав  и не удовлетворен
принятыми решениями. Заявление или жалоба должны содержать фамилию,
имя,  отчество  и  адрес заявителя, адрес и наименование органа или
должностного  лица,  чьи  действия  обжалуются,  изложение существа
действий или решений, нарушивших, по мнению заявителя, его права, а
также   документы   и   иные   свидетельства,   подтверждающие  его
требования.  Жалоба,  в  которой  отсутствуют  достаточные  для  ее
разрешения  сведения  и  копии документов, возвращается заявителю с
разъяснением  о  необходимости  восполнения  недостающих данных. 
редакции  Закона Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г. N
52-РЗ)
    2.  В случае несоблюдения требований, указанных в пункте первом
настоящей  статьи,  решением  Уполномоченного  заявление или жалоба
могут   быть   приняты  только  в  случае  их  особой  общественной
значимости.    редакции  Закона  Карачаево-Черкесской  Республики
от 25.07.2008 г. N 62-РЗ)
 
    Статья 16
    1. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав
и  свобод  граждан,  либо  в  случаях,  имеющих особое общественное
значение  или  связанных  с необходимостью защиты интересов лиц, не
способных  самостоятельно  использовать  правовые  средства защиты,
Уполномоченный вправе:
    а)  выступать  с  докладом  на  очередном  заседании  Народного
Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    б)  обращаться  в  установленном  порядке  в  Народное Собрание
(Парламент)   Карачаево-Черкесской   Республики  с  предложением  о
создании   парламентской   комиссии   по   расследованию  фактов  и
обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского
расследования,   принимать  участие  в  работе  указанной  комиссии
непосредственно либо через своего представителя.
    2.   Уполномоченный   вправе  обращаться  в  Народное  Собрание
(Парламент)   Карачаево-Черкесской   Республики  с  предложением  о
проведении парламентских слушаний по фактам нарушения прав и свобод
граждан,  а  также  непосредственно либо через своего представителя
участвовать в проводимых парламентских слушаниях.
    (Статья   в  редакции  Закона  Карачаево-Черкесской  Республики
от 23.06.2008 г. N 31-РЗ)
 
    Статья 16.1
    При рассмотрении жалоб на решения  или  действия  (бездействие)
территориальных органов федеральных органов исполнительной  власти,
руководство  деятельностью   которых   осуществляет   Правительство
Российской Федерации, а также организаций  федерального  подчинения
Уполномоченный вправе:
    а) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и
организации;
    б) запрашивать и  получать   от   них   сведения, документы   и
материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
    в) получать объяснения   должностных  лиц   и   государственных
служащих    указанных  территориальных   органов,  организаций   по
вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
    г) проводить   самостоятельно   или   совместно с компетентными
государственными  органами,  должностными лицами и государственными
служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и
организаций  и  их  должностных  лиц.  (Статья  дополнена  -  Закон
Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 17
    1. Уполномоченный при проведении проверки жалобы или  заявления
вправе:
    а) беспрепятственно посещать все органы государственной  власти
Карачаево-Черкесской  Республики, органы  местного   самоуправления
Карачаево-Черкесской Республики, присутствовать  на  заседаниях  их
коллегиальных    органов,   а   также   беспрепятственно   посещать
предприятия,    учреждения   и   организации   независимо   от   их
организационно – правовых   форм   и  форм  собственности, воинские
части, общественные     объединения, находящиеся    на   территории
Карачаево-Черкесской Республики;
    б) запрашивать и получать в установленном  законом  порядке  от
органов государственной  власти  Карачаево-Черкесской   Республики,
органов местного самоуправления Карачаево-Черкесской  Республики, у
должностных лиц названных органов сведения, документы и  материалы,
необходимые для рассмотрения жалобы или заявления;
    в) получать   объяснения   от   должностных   лиц,   замещающих
государственные и  муниципальные   должности   Карачаево-Черкесской
Республики и должности государственной гражданской и  муниципальной
службы     Карачаево-Черкесской   Республики, по   обстоятельствам,
подлежащим выяснению;
    г) проводить самостоятельно или   совместно   с   компетентными
государственными     органами    Карачаево-Черкесской   Республики,
должностными    лицами   названных   органов   Карачаево-Черкесской
Республики  проверку     деятельности    государственных    органов
Карачаево-Черкесской  Республики, органов  местного  самоуправления
Карачаево-Черкесской   Республики  и    должностных  лиц  названных
органов, относительно которых он располагает информацией  о  грубых
или массовых нарушениях прав человека;
    д) поручать     компетентным    государственным     учреждениям
Карачаево-Черкесской Республики проведение экспертных  исследований
и подготовку заключений по вопросам, подлежащим  выяснению  в  ходе
рассмотрения жалобы; 
    е) знакомиться   с  уголовными, гражданскими, административными
делами  и  делами  об   административных   правонарушениях, решения
(приговоры) по которым   вступили   в  законную  силу, а  также   с
прекращенными производством   делами  и   материалами, по   которым
отказано в возбуждении уголовных дел.
    2. При  проведении  проверки Уполномоченный обязан предоставить
государственному  органу  Карачаево-Черкесской  Республики,  органу
местного   самоуправления   Карачаево-Черкесской   Республики   или
должностным  лицам  названных  органов,  чьи  решения  или действия
(бездействие)  проверяются,  возможность  дать  свои  объяснения по
любым  вопросам,  подлежащим  выяснению  в  ходе  проверки, а также
мотивировать  свою позицию в целом. С предоставленными объяснениями
может   быть   ознакомлен  заявитель.  (Статья  в  редакции  Закона
Карачаево-Черкесской Республики от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 18.
    Жалоба, направляемая     Уполномоченному,     не     облагается
государственной пошлиной.
        
    Статья 19.
    Жалобы, адресованные  Уполномоченному  лицами,  находящимися  в
местах принудительного содержания,  просмотру  администрацией  мест
принудительного  содержания  не  подлежат  и  в  течение  24  часов
направляются Уполномоченному.
 
    Статья 19.1.
     1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:
     1) принять жалобу к рассмотрению;
     2) разъяснить    заявителю   средства,  которые   тот   вправе
использовать
для защиты своих прав и свобод;
     3) передать  жалобу  государственному  органу, органу местного
самоуправления  или   должностному  лицу, к   компетенции   которых
относится разрешение жалобы по существу;
     4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.
     2. О принятом  решении  Уполномоченный   в  десятидневный срок
уведомляет    заявителя.   В   случае   начала рассмотрения  жалобы
Уполномоченный информирует   также   государственный   орган, орган
местного самоуправления    или   должностное   лицо,   решения  или
действия (бездействие) которых обжалуются.(Статья дополнена - Закон
Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г. N 52-РЗ)
 
    Статья 20.
    1. Предоставление   Уполномоченному   информации,  составляющей
государственную,  коммерческую либо иную охраняемую законом  тайну,
осуществляется   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
    2. Уполномоченный вправе отказаться   от   дачи   свидетельских
показаний по гражданскому  или  административному   делу, делу   об
административном    правонарушении   либо    уголовному   делу   об
обстоятельствах, ставших ему известными в связи  с  исполнением  им
своих  обязанностей.  (Пункт в редакции Закона Карачаево-Черкесской
Республики от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 21.
    1. При рассмотрении жалобы Уполномоченный  обязан  предоставить
государственному   органу,   органу   местного  самоуправления  или
должностному  лицу,  чьи   решения   или   действия   (бездействие)
обжалуются,  возможность  дать  свои  объяснения по любым вопросам,
подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою
позицию в целом.
    2. Уполномоченный  обязан  направить  государственному  органу,
органу  местного  самоуправления или должностному лицу,  в решениях
или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и
свобод    граждан,   свое   заключение,   содержащее   рекомендации
относительно возможных и необходимых мер  восстановления  указанных
прав и свобод.
    3.  Руководители  или должностные лица государственных органов,
органов   местного   самоуправления,   учреждений,   организаций  и
предприятий  независимо  от  их организационно-правовых форм и форм
собственности,  получившие  заключение  Уполномоченного, содержащее
его  рекомендации,  обязаны  в  месячный  срок  рассмотреть  их и о
принятых   мерах  в  письменной  форме  уведомить  Уполномоченного.
(Дополнен  - Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г.
N 52-РЗ)
 
    Статья 22.
    1. О  результатах  рассмотрения  жалобы  Уполномоченный  обязан
известить заявителя.
    2. В  случае  установления  факта  нарушения   прав   заявителя
Уполномоченный  обязан  принять  меры  в  пределах его компетенции,
определенной настоящим Законом.
    3. До  вынесения  окончательного решения материалы,  полученные
при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат. Уполномоченный не
вправе  разглашать  ставшие  ему известными в процессе рассмотрения
жалобы сведения о частной жизни  заявителя  и  других  лиц  без  их
письменного согласия.
        
    Статья 23.
    1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
    а) обратиться  в  суд  с  административным  исковым  заявлением
(иском)  в  защиту прав и свобод (в том числе неограниченного круга
лиц),  нарушенных  решениями  или  действиями (бездействием) органа
государственной   власти,  органа  местного  самоуправления,  иного
органа,  организации,  наделенных  отдельными  государственными или
иными  публичными полномочиями, должностного лица, государственного
или  муниципального  служащего,  а  также  лично  или  через своего
представителя   участвовать  в  процессе  в  установленных  законом
формах;  (Пункт  в  редакции Закона Карачаево-Черкесской Республики
от 09.06.2015 № 37-РЗ)
    б) обратиться  в  соответствующие  органы  с   ходатайством   о
возбуждении дисциплинарного или административного производства либо
уголовного дела в  отношении  должностного  лица,  в  решениях  или
действиях  (бездействии)  которого  усматриваются  нарушения прав и
свобод человека и гражданина;
    в) обратиться  в  суд или прокуратуру с ходатайством о проверке
вступившего в законную силу решения,  приговора  суда,  определения
или   постановления   суда  либо  постановления  судьи  в  случаях,
установленных федеральным законом.
    г) изложить  свои  доводы  должностному  лицу,  которое  вправе
вносить протесты,  а также присутствовать при судебном рассмотрении
дела в порядке надзора;
    д) заявления или жалобы,  направляемые  Уполномоченным  в  суд,
государственной пошлиной не облагаются.
    2. Уполномоченный вправе опубликовать принятое им заключение.
    3.   Периодическое   печатное  издание,  одним  из  учредителей
(соучредителей)  которого  являются  государственные органы, органы
местного  самоуправления, государственные предприятия, учреждения и
организации  либо  которые  финансируются полностью или частично за
счет бюджета Карачаево-Черкесской Республики не вправе отказывать в
публикации  заключений и иных документов Уполномоченного. (Дополнен
- Закон Карачаево-Черкесской Республики от 12.07.2006 г. N 52-РЗ)
                
    Статья 24
    По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и
свобод  граждан,  обобщения  итогов  рассмотрения  жалоб, а также в
целях       содействия      совершенствованию      законодательства
Карачаево-Черкесской  Республики,  затрагивающего  права  и свободы
человека и гражданина, приведению его в соответствие с Конституцией
Российской Федерации, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики,
общепризнанными   принципами   и   нормами   международного  права,
международными   договорами  Российской  Федерации,  Уполномоченный
вправе:
    а)   направлять   государственным   органам,  органам  местного
самоуправления  и  должностным  лицам  свои замечания и предложения
общего  характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан,
совершенствованию административных процедур;
    б) вносить в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской
Республики,     реализуя    право    законодательной    инициативы,
законопроекты   об   изменении   или   дополнении   законов,   если
Уполномоченный  полагает,  что  решения  или действия (бездействие)
государственных   органов,   органов  местного  самоуправления  или
должностных  лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина,
совершаются  на  основании  и  во  исполнение  законов, либо в силу
существующих  пробелов  в  законах,  либо  в  случае,  если  законы
противоречат    Конституции   Российской   Федерации,   Конституции
Карачаево-Черкесской  Республики, общепризнанным принципам и нормам
международного права, международным договорам Российской Федерации;
    в)  участвовать  в  рабочих группах, создаваемых для разработки
проектов законов Карачаево-Черкесской Республики, касающихся прав и
свобод человека и гражданина;
    г)   получать  примерные  планы  законотворческой  деятельности
Народного  Собрания  (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и
законопроекты,   находящиеся  на  рассмотрении  Народного  Собрания
(Парламента) Карачаево-Черкесской Республики;
    д)  обращаться  к  субъектам права законодательной инициативы с
предложениями    об   изменении   и   о   дополнении   федерального
законодательства   либо   о   восполнении  пробелов  в  федеральном
законодательстве,  если  Уполномоченный  полагает,  что решения или
действия  (бездействие) государственных органов республики, органов
местного  самоуправления республики или должностных лиц, нарушающие
права  и  свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение
федерального законодательства, либо в случае, если законодательство
противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права
и международным договорам Российской Федерации.
    (Статья   в  редакции  Закона  Карачаево-Черкесской  Республики
от 23.06.2008 г. N 31-РЗ)
 
    Статья 25.
    Вмешательство в  деятельность  Уполномоченного с целью повлиять
на его  решение,  неисполнение  должностными  лицами  обязанностей,
установленных   настоящим   Законом,   а  равно  воспрепятствование
деятельности Уполномоченного в иной форме  влечет  ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации.
 
    Статья 26
    Уполномоченный  по   вопросам   своей  деятельности  пользуется
правом    безотлагательного   приема   руководителями   и   другими
должностными      лицами     органов     государственной     власти
Карачаево-Черкесской  Республики,  органов местного самоуправления,
иных   органов   и   организаций,  наделенных  федеральным  законом
отдельными  государственными  или  иными публичными полномочиями, а
также  администрациями  мест  принудительного содержания. (Статья в
редакции        Закона        Карачаево-Черкесской       Республики
от 09.06.2015 № 37-РЗ)
 
    Статья 27.
    1. Должностные   лица   бесплатно  и  беспрепятственно  обязаны
предоставлять   Уполномоченному   материалы   и   документы,   иную
информацию, необходимую для осуществления его полномочий.
    2. Материалы,  документы  и   иная   информация   должны   быть
направлены  Уполномоченному  не  позднее  15  дней со дня получения
письменного запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.
 
                 Глава IY. Аппарат Уполномоченного
 
    Статья 28.
    1. Для   обеспечения   деятельности  Уполномоченного  создается
рабочий аппарат.
    2. Рабочий  аппарат  Уполномоченного  осуществляет юридическое,
организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное
и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
    3. Уполномоченный    и    его    рабочий    аппарат    являются
государственным   органом   с  правом  юридического  лица,  имеющим
расчетный и иные счета,  печать и бланки со своим наименованием и с
изображением герба Карачаево-Черкесской Республики.
 
    Статья 29.
    1. Финансирование деятельности Уполномоченного и  его  рабочего
аппарата  осуществляется за счет средств республиканского бюджета и
выделяется в нем отдельной строкой.
    2. Имущество,   необходимое   Уполномоченному  и  его  рабочему
аппарату  для  осуществления  их  деятельности,  находится   в   их
оперативном  управлении  и  является государственной собственностью
Карачаево-Черкесской  Республики.   Уполномоченный   обеспечивается
документами,    принимаемыми   Народным   Собранием   (Парламентом)
республики,  органами исполнительной  власти  республики,  а  также
другими   документами,   информационными   материалами,  официально
распространяемыми указанными органами.
    3. Помещение, имущество, оборудование для деятельности аппарата
Уполномоченного  выделяется   Правительством   Карачаево-Черкесской
Республики.
 
    Статья 29.1
    1.  Для оказания содействия Уполномоченному в осуществлении его
полномочий  на  территории  Карачаево-Черкесской  Республики  могут
создаваться   общественные   приемные  и  назначаться  общественные
помощники.  Помощник  осуществляет  свои полномочия на общественных
началах.
    2.   Помощник   назначается  распоряжением  Уполномоченного  на
основании  заявления, непосредственно подчиняется Уполномоченному и
подотчетен  только ему. Помощник назначается Уполномоченным на срок
его полномочий.
    3.  Уполномоченный  самостоятельно  определяет общее количество
своих помощников.
    4.   Помощник  в  целях  исполнения  поручений  Уполномоченного
взаимодействует    в    установленном    порядке    с   гражданами,
республиканскими   государственными   органами,  органами  местного
самоуправления,    предприятиями,    учреждениями,   организациями,
общественными объединениями.
    5.  Полномочия  помощника  могут  быть  прекращены  досрочно по
решению Уполномоченного.
    6.  Помощнику  выдается  удостоверение  установленного образца,
подтверждающее  его статус, которое подлежит возврату по завершении
деятельности помощника.
    (Закон   дополнен   -   Закон  Карачаево-Черкесской  Республики
от 23.06.2008 г. N 31-РЗ)
 
    Статья 29.2
    1. Помощник в своей деятельности:
    а) оказывает содействие Уполномоченному по вопросам, входящим в
компетенцию Уполномоченного;
    б)   ведет   запись  на  прием  к  Уполномоченному  и  проводит
предварительный прием;
    в)  разъясняет гражданам порядок подачи жалобы Уполномоченному,
оказывает консультативную помощь по вопросам прав и свобод человека
и гражданина, форм и методов их защиты;
    г)  готовит  аналитические, информационные, справочные и другие
материалы,  необходимые  Уполномоченному для осуществления им своих
полномочий;
    д)  получает,  хранит,  систематизирует,  осуществляет передачу
документов, поступающих на имя Уполномоченного;
    е) направляет Уполномоченному информацию о проделанной работе в
сроки, установленные Уполномоченным;
    ж)   выполняет  иные  поручения  Уполномоченного,  связанные  с
осуществлением его полномочий.
    2. Помощник имеет право:
    а)  получать  по  поручению  Уполномоченного  в  у становленном
порядке  от  государственных  органов  республики, органов местного
самоуправления  и  их  должностных  лиц документы и иные материалы,
необходимые Уполномоченному для осуществления его полномочий;
    б)  при  подготовке вопросов, связанных со своей деятельностью,
пользоваться  копировально-множительной  и вычислительной техникой,
имеющейся в распоряжении аппарата Уполномоченного;
    в) принимать участие в мероприятиях, проводимых Уполномоченным.
    (Закон   дополнен   -   Закон  Карачаево-Черкесской  Республики
от 23.06.2008 г. N 31-РЗ)
 
    Статья 30.
    1. Уполномоченный  утверждает  структуру   рабочего   аппарата,
положение  о нем и его структурных подразделениях и непосредственно
руководит его работой.
    2. В   пределах  сметы  расходов  Уполномоченный  устанавливает
численность и штатное расписание своего рабочего  аппарата.  Проект
сметы   расходов   на   очередной  финансовый  год  заблаговременно
направляется Уполномоченным  в  Правительство  Карачаево-Черкесской
Республики  для  учета его при составлении проекта республиканского
бюджета.
    3. По  вопросам,  связанным  с  руководством рабочим аппаратом,
Уполномоченный издает распоряжения.
 
    Статья 31.
    Права,   обязанности   и  ответственность  работников  рабочего
аппарата   Уполномоченного,   а   также   условия  прохождения  ими
государственной    гражданской    службы    определяются    Законом
Карачаево-Черкесской   Республики  "О  государственной  гражданской
службе  Карачаево-Черкесской Республики", а также законодательством
Российской     Федерации    о    труде.        редакции   Законов
Карачаево-Черкесской      Республики      от 12.07.2006 г. N 52-РЗ;
от 25.07.2008 г. N 62-РЗ)
 
    Статья 32
    1.  При  Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи
может  создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми
познаниями  в  области  прав и свобод человека и гражданина, форм и
методов их защиты.
    2.  Положение  об  экспертном  совете и его персональный состав
утверждаются Уполномоченным.
    (Статья   в  редакции  Закона  Карачаево-Черкесской  Республики
от 23.06.2008 г. N 31-РЗ)
 
                 Глава Y. Заключительные положения
 
    Статья 33.
    Неисполнение руководителями  и  другими   должностными   лицами
органов  государственной  власти,  органов местного самоуправления,
организаций независимо  от  форм  собственности,  расположенных  на
территории     Карачаево-Черкесской    Республики,    обязанностей,
установленных  настоящим  Законом,  вмешательство  в   деятельность
Уполномоченного   с   целью   повлиять  на  его  решения,  а  равно
воспрепятствование его деятельности в любой иной  форме  влечет  за
собой   привлечение   виновных   к   ответственности   в   порядке,
установленном действующим законодательством.
 
    Статья 34.
    В двухмесячный  срок со дня вступления в силу настоящего Закона
Народное  Собрание  (Парламент)   Карачаево-Черкесской   Республики
принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в
порядке, установленном главой 2 настоящего Закона.
 
    Статья 35.
    Настоящий Закон   вступает  в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.
 
 
      Президент
Карачаево-Черкесской
     Республики                                      М.А-А. Батдыев
 
 
город  Черкесск
15 октября 2003 года
N 40-РЗ
 
 
 
 
 


Информация по документу
Читайте также