Расширенный поиск
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2001 № 79-РЗКъэбэрдей-Балъкъэр Республикэм и З А К О Н --------- Къэбарты-Малкъар Республиканы З А К О Н У ----------- З А К О Н Кабардино-Балкарской Республики ---------- Утратил силу - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 15.05.2007 г. N 35-РЗ Об охране труда в Кабардино-Балкарской Республике (В редакции Законов Кабардино-Балкарской Республики от 03.01.2002 г. N 1-РЗ; от 15.10.2002 г. N 58-РЗ; от 22.10.2003 г. N 88-РЗ; от 29.12.2004 г. N 55-РЗ; от 02.06.2005 г. N 38-РЗ) Принят Советом Республики Парламента Кабардино-Балкарской Республики 11 июля 2001 года Настоящий Закон регулирует отношения в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям безопасности, сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы; вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; несчастный случай на производстве - событие, в результате которого лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве, получило увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных действующим законодательством случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы на транспорте, предоставленном работодателем, или возвращения с места работы и которое повлекло необходимость перевода указанного лица на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 03.01.2002 г. N 1-РЗ) опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг; профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности; работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования, проходящее производственную практику; работодатель - организация либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях; рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда; средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Статья 2. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики об охране труда и сфера его применения 1. Законодательство Кабардино-Балкарской Республики об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации", иных федеральных законах. Конституции Кабардино-Балкарской Республики и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда. 2. Действие настоящего Закона распространяется на: а) работодателей; б) работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях; в) членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии; г) студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику; д) военнослужащих, направляемых на работу в организации; е) граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. 3. Если международным договором Российской Федерации или международным соглашением Кабардино-Балкарской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются соответственно правила международного договора Российской Федерации или международного соглашения Кабардино-Балкарской Республики. Статья 3. Государственные нормативные требования охраны труда 1. Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. 2. Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, указанными в части 2 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. 3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации. Статья 4. Основные направления государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда 1. Основными направлениями государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда являются: а) обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; б) участие в реализации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных, отраслевых целевых программ улучшения условий и охраны труда, принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики по охране труда, государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики по улучшению условий и охраны труда; в) государственное управление охраной труда; г) государственный контроль за соблюдением требований охраны труда; д) содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда; е) обеспечение расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ж) защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей; з) установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; и) координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности; к) распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда; л) участие государства в финансировании мероприятий по охране труда; м) подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда юридическими лицами при наличии лицензии на право их подготовки; н) обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда; о) международное сотрудничество в области охраны труда; п) проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников; р) установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическим питанием, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, профилактическими средствами за счет средств работодателей. 2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Статья 5. Полномочия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда К полномочиям органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда относятся: а) реализация государственной политики в области охраны труда в Кабардино-Балкарской Республике; б) разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики об охране труда, контроль за их исполнением; в) государственное управление охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике; г) участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда; д) разработка, утверждение и реализация государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики по улучшению условий и охраны труда, контроль за их выполнением; е) определение расходов на охрану труда за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики; ж) разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда; з) организация обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда; и) организация и осуществление государственной экспертизы условий труда, сертификации работ по охране труда в организациях; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2002 г. N 58-РЗ) к) передача в случае необходимости органам местного самоуправления отдельных полномочий на государственное управление охраной труда на территориях муниципальных образований; л) содействие работодателям в организации обучения работника безопасным приемам труда, в проверке знаний правил, норм и инструкций по охране груда у работников организаций; м) проведение регулярной оценки состояния условий и безопасности труда в организациях; и) информирование работников о состоянии условий и охраны труда; о) создание системы мониторинга, комплексного анализа и оценки воздействия на состояние здоровья и среду обитания человека вредных производственных факторов; п) обеспечение взаимодействия органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов в реализации государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда. Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в установленном законом порядке. ГЛАВА 2. ПРАВО И ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 7. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда Каждый работник имеет право на: а) рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; б) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законодательством; в) получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов; г) отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности; д) обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя; е) обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; ж) профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда, а также потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; з) запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 г. N 55-РЗ) и) обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда; к) личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания; л) внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра; м) компенсации, установленные федеральным и республиканским законодательством, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда; н) возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей, в соответствии с федеральным законодательством, с коллективными договорами, тарифными соглашениями и трудовым договором (контрактом); о) внесение предложений по улучшению условий труда; п) судебную защиту права на охрану труда. Статья 8. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда 1. Кабардино-Балкарская Республика гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда. Для реализации установленных гарантий государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда. 2. Условия труда, предусмотренные трудовым договором (контрактом), должны соответствовать требованиям охраны труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда. 3. На время приостановления работ федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда вследствие нарушений требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 г. N 55-РЗ) 4. При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. В случае, если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с федеральным законодательством о труде. 5. В случае необеспечения работника средствами индивидуальной и коллективной защиты (в соответствии с нормами) работодатель не вправе требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой в соответствии с федеральным законодательством. 6. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), не влечет за собой его привлечения к дисциплинарной ответственности. 7. Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается. 8. В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. 9. В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований. Статья 9. Ограничение выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда 1. На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда по утвержденным Правительством Российской Федерации перечням запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, а также лиц, которым указанные работы противопоказаны по состоянию здоровья. 2. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. 3. Перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом консультаций с общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профессиональных союзов. ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 10. Управление охраной труда 1. Государственное управление охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке нормативных правовых актов в этой области, требований к средствам производства, технологиям и организации труда. Государственное управление охраной труда в Кабардино-Балкарской Республике осуществляется федеральными органами исполнительной власти по Кабардино-Балкарской Республике, Правительством Кабардино-Балкарской Республики непосредственно или по его поручению уполномоченным органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, ведающим вопросами охраны труда в пределах их полномочий, и другими органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики. 2. Распределение полномочий органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики в области охраны труда осуществляется Правительством Кабардино-Балкарской Республики. 3. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, которым в соответствии с федеральным и республиканским законодательством предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, ведающим вопросами охраны труда. 4. Нормы и правила по охране труда, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, обязательны для исполнения на территории Кабардино-Балкарской Республики всеми органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, организациями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. 5. Должностные лица органа исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, ведающего вопросами охраны труда, ответственные за охрану труда, при исполнении служебных обязанностей имеют право беспрепятственного посещения организаций всех форм собственности независимо от сферы деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации. Должностные лица органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, ответственные за охрану труда, при исполнении служебных обязанностей в пределах собственной компетенции имеют право беспрепятственного посещения организаций всех форм собственности. 6. Органы исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики организуют и координируют работу по обеспечению безопасных условий труда, осуществляют соответствующий ведомственный контроль через структурные подразделения по охране труда, выполняющие управленческие функции по отношению к подведомственным организациям, а также организациям отраслевой принадлежности. 7. Уполномоченные органы организуют и координируют работу по обеспечению безопасности труда в пределах соответствующих территорий муниципальных образований через свои структурные подразделения по охране труда, осуществляют контроль за состоянием охраны труда в организациях всех форм собственности независимо от сферы деятельности и ведомственной подчиненности. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.06.2005 г. N 38-РЗ) 8. (Часть исключена - Закон Кабардино-Балкарской Республики от 02.06.2005 г. N 38-РЗ) Статья 11. Служба охраны труда в организации 1. Для обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. 2. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. При отсутствии в организации службы охраны труда (специалиста по охране труда) работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. 3. Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. 4. Служба охраны труда сокращается только в случае ликвидации предприятия. 5. Работодатель обязан обеспечить материально-техническую базу службы охраны труда и замену специалистов по охране труда в период их временного отсутствия. Статья 12. Комитеты (комиссии) по охране труда 1. В организациях с численностью более 10 работников работодателями создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. 2. Комитет (комиссия) по охране труда организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок. Статья 13. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда в организациях 1. Взаимные обязательства работодателя и работников по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в организации предусматриваются коллективным договором. 2. Работодатель и работники организации сотрудничают в вопросах обеспечения безопасности труда. 3. Выполнение организационно-технических мероприятий по охране труда может проводиться в организации как силами специалистов самой организации, так и с привлечением организаций, физических лиц, лабораторий, испытательных станций по контролю за безопасной эксплуатацией машин, оборудования и условиями труда на производстве на договорной основе. 4. На опасных производственных объектах должны быть созданы спасательные службы для ликвидации аварий на производстве и спасения работающих. Статья 14. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда 1. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя. 2. Работодатель обязан обеспечить: а) безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, машин, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов; б) применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников; в) соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; г) режим труда и отдыха работников в соответствии с федеральным и республиканским законодательством; д) приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; е) обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; ж) организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, их комплектностью, исправностью и сроками испытания; з) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с после дующей сертификацией работ по охране труда в организации в соответствии с положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; и) проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров; к) недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей в случаях непрохождения обязательных медицинских осмотров, уклонения работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнения им рекомендаций по результатам проведенных обследований, медицинских противопоказаний; л) информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; м) предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органу социального страхования информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; н) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; о) расследование в установленном федеральным законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 29.12.2004 г. N 55-РЗ) п) санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда; р) беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органа социального страхования, а также представителей органов общественного контроля к проведению проверок условий и охраны труда в организации и расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; с) выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки; т) обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; у) ознакомление работников с требованиями охраны труда; ф) подготовку и проведение мероприятий, направленных на создание безопасных условий труда, на оздоровление условий труда, быта и отдыха; х) разработку программы улучшения условий и охраны труда; ц) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, в соответствии с федеральным законодательством, коллективными договорами, тарифными соглашениями и трудовыми договорами (контрактами); ч) представление работникам необходимой документации по охране труда; ш) сообщать в установленном порядке о каждом несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании. Статья 15. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан: а) соблюдать требования охраны труда; б) правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; в) проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда; г) немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); д) проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Статья 16. Предоставление дополнительных компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда Дополнительные компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда в организации определяются коллективным договором или соглашением. Статья 17. Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда 1. Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать требованиям охраны труда. 2. Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части 1 настоящей статьи проектов требованиям охраны труда, а также без разрешений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 3. Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. 4. Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля и токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась. 5. В случае использования новых, не применяемых в организации ранее, вредных или опасных веществ работодатель обязан до использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников. 6. Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе, иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия. Статья 18. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1. На работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя. Статья 19. Обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда 1. Все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 2. Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых на другую работу, работодатель (уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. 3. Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется профессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности - проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда. 4. Кабардино-Балкарская Республика содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования. 5. Кабардино-Балкарская Республика обеспечивает профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего и послевузовского профессионального образования. Статья 20. Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей Возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний, полученных при исполнении ими трудовых обязанностей, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статья 21. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда 1. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых целевых программ, государственных (целевых) программ Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном федеральным и республиканским законодательством. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 02.06.2005 г. N 38-РЗ) 2. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет: а) средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение федерального законодательства о труде, федерального и республиканского законодательства об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; б) добровольных взносов организаций и физических лиц. 3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов. 4. В отраслях экономики Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образованиях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральным и республиканским законодательством. 5. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. 6. Средства, направляемые в фонды охраны труда организаций, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий труда. ГЛАВА 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 22. Государственный надзор и контроле 1. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда в Кабардино-Балкарской Республике. 2. Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда в Кабардино-Балкарской Республике наряду с федеральной инспекцией труда в Кабардино-Балкарской Республике осуществляются иными федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда в пределах своих полномочий. 3. Решения должностных лиц федеральной инспекции труда в Кабардино-Балкарской Республике, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения руководителями организаций всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и подчиненности. Статья 23. Государственная экспертиза условий труда 1. Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, ведающими вопросами охраны труда. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2002 г. N 58-РЗ) Порядок проведения государственной экспертизы условий труда определяется в соответствии с федеральным законодательством. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 15.10.2002 г. N 58-РЗ) 2. Задачами государственной экспертизы условий труда являются контроль за условиями и охраной труда, качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, а также подготовка предложений об отнесении организаций к классу профессионального риска в соответствии с результатами сертификации работ по охране труда в организациях. Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда. 3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на рабочих местах, при проектировании строительства и реконструкции производственных объектов, а также по запросам органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и судебных органов, органов управления охраной труда, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представ и тельных органов. (В редакции Закона Кабардино-Балкарской Республики от 22.10.2003 г. N 88-РЗ) 4. Работники, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право: а) беспрепятственно при наличии удостоверений установленного образца посещать организация всех организационно-правовых форм; б) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, работодателей документацию, необходимую для проведения государственной экспертизы условий труда; в) выдавать руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда. Статья 24. Общественный контроль за охраной труда 1. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляется профессиональными союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. 2. Профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право: а) осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда; б) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; в) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование; г) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; д) предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников; е) осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; ж) осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; з) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; и) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке; к) обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; л) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда. 3. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда. Статья 25. Обеспечение деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля 1. Органы управления организации обязаны обеспечить представителям органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда необходимые условия для выполнения возложенных на них задач и функций. 2. Должностные лица, другие работники организаций, препятствующие законной деятельности или ограничивающие права представителей органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, несут ответственность в порядке, установленном федеральным законодательством. ГЛАВА 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 26. Ответственность за нарушение требований охраны труда Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Статья 27. Приостановление деятельности и ликвидация организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений, а также ликвидация организаций или прекращение деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. ГЛАВА 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон Кабардино-Балкарской Республики от 6 июня 1995 года N 10-РЗ "Об охране труда" (Кабардино-Балкарская правда, 1995, N 87) со дня вступления в силу настоящего Закона. Президент Кабардино-Балкарской Республики В. Коков г. Нальчик, Дом Правительства 10 августа 2001 года N 79-РЗ -------------------- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|