Расширенный поиск
Постановление Правительства Ростовской области от 29.12.2012 № 1143 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.12.2012 N 1143
г. Ростов-на-Дону
Об утверждении Концепции развития
потребительского рынка Ростовской области на период до 2020 года
(В редакции Постановлений Правительства Ростовской области
от 15.02.2016 № 90; от 01.03.2017 № 143)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067, Правительство Ростовской области п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить Концепцию развития потребительского рынка Ростовской
области на период до 2020 года согласно приложению. 2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гончарова В.Г. (В редакции Постановления Правительства Ростовской области
от 01.03.2017 № 143)
Губернатор
Ростовской области В.Ю. Голубев Постановление вносит департамент потребительского
рынка Ростовской области Приложение к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 29.12.2012 N 1143 КОНЦЕПЦИЯ
развития потребительского рынка
Ростовской области на период до 2020 года
1. Введение
Концепция развития потребительского рынка Ростовской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Организационным планом мероприятий по реализации в 2012 году Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067. Концепция определяет стратегические цели государственной (региональной) политики в сфере развития потребительского рынка Ростовской области, которые соответствуют положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что политика российского государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и согласуются с долгосрочными приоритетами, обозначенными в указах и посланиях Президента Российской Федерации, и с целевыми ориентирами основных стратегических документов, принятых на долгосрочную перспективу на федеральном и региональном уровне: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", определивший первоочередные меры в области стратегического планирования социально-экономического развития страны: обеспечение устойчивости экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации и достижение технологического лидерства российской экономики; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, одним из приоритетных направлений которой является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, обеспечение продовольственной безопасности регионов Российской Федерации, повышение конкурентоспособности российской экономики и улучшение уровня и качества жизни на селе; Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, ориентированная на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и направленная на достижение главной стратегической цели - существенное и постоянное
повышение уровня и качества жизни населения. При разработке Концепции учтены также приоритетные цели и задачи,
обозначенные в следующих отраслевых стратегических и программных документах:
Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010-2015 годы и период до 2020 года, разработанной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, направленная на создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации, обеспечивающей эффективную дистрибуцию для производителей и удовлетворение потребностей населения; Концепция развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года, призванная обеспечить стабильное развитие потребительского рынка страны на селе за счет повышения занятости и уровня жизни сельского населения, удовлетворения потребностей в товарах и услугах;
Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, целью которой с одной стороны является создание условий для устойчивого развития сельских территорий, вывода их на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических и социальных задач, с другой - обеспечение продовольственной безопасности страны в целом, повышение конкурентоспособности российской экономики и благосостояния граждан; Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, предполагающей сформировать правовую, организационную и финансовую базы, создать условия, позволяющие реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления населением алкогольной продукции; Подпрограмма "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности и конкуренции на продовольственном рынке Ростовской области на 2011-2014 годы" Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 30.11.2009 N 633 (в редакции от 26.09.2012 N 922).
Концепция соответствует требованиям федеральных законов:
от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"; от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений
в Трудовой кодекс Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с организацией розничных рынков, организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров на розничных рынках; от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации", впервые принятый в России с целью создания правового поля и формирования конкурентной среды на потребительском рынке, а также поддержки российских товаропроизводителей и обеспечения доступности для населения широкого
ассортимента качественных товаров. Исходя из вышеперечисленных приоритетов долгосрочного развития страны основными стратегическими целями Концепции являются: создание условий для устойчивого сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целях максимально полного
удовлетворения возрастающих потребностей населения в товарах и услугах;
обеспечение для абсолютного большинства населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации в целях создания комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения в Ростовской области; обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, усиление государственных гарантий защиты прав потребителей. Концепция базируется на следующих принципах:
согласованность основных приоритетов проводимой политики с основополагающими положениями стратегических документов, принятых на федеральном и региональном уровнях;
системность принимаемых организационных решений, ответственность за соблюдение норм и требований законодательства на всех уровнях управления и координации деятельности; сбалансированность - создание условий для баланса интересов производителей и потребителей в целях сбалансированного развития потребительского рынка Ростовской области в целом; открытость - создание условий для обеспечения полной организационной и финансовой прозрачности деятельности, обеспечения информационного сопровождения проводимой политики, активного использования современных средств массовой информации. Концепция рассматривает сферы деятельности потребительского рынка
в пределах компетенции департамента потребительского рынка Ростовской
области: розничную торговлю, общественное питание и бытовое обслуживание. 2. Состояние и развитие потребительского рынка Ростовской области
За период рыночных преобразований на потребительском рынке произошли коренные изменения. Указ Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 65 "О свободе торговли" послужил началом новой эпохи в развитии потребительского рынка Ростовской области и страны в целом. В
переходный период к свободному рынку либерализация цен в 1992 году повлекла снижение уровня жизни значительной части населения не только
вследствие обесценения их сбережений, но и в связи с ростом просроченной задолженности по заработной плате и падением реальных денежных доходов населения. Доля заработной платы в общем объеме денежных доходов населения сократилась с 59,9 процента в 1992 году до 37,8 процента в 1995 году (по России - с 69,9 до 37,8 процента). В результате чего произошло расслоение населения по уровню денежных доходов, степень которого характеризует коэффициент фондов (соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов
населения с самыми высокими доходами и 10 процентов с самыми низкими доходами - в 1993 году составляло более 11 раз, а к 1994 году достигло 14,5 раза). Особенно выражено было неравенство между городским и сельским населением. В городах, где заработная плата была основным источником существования населения (доля ее в общем объеме денежных
доходов в 1993 году составляла 76,4 процента, у сельского населения -
44 процента), почти треть населения имела среднедушевые денежные
доходы ниже прожиточного минимума. Численность населения Ростовской области с доходами ниже прожиточного минимума в 1994 году составляла в
области 35,3 процента (в среднем по России - 22,4 процента). Ситуация
усугублялась разбалансированностью потребительского рынка, в условиях
всеобщего товарного дефицита, карточной системы распределения товаров
первой необходимости населению приходилось адаптироваться к снижению уровня потребления товаров и качества жизни в целом. 2.1. Розничная торговля
Потребительский рынок Ростовской области развивался во взаимосвязи с ходом экономических реформ в стране, и преобразованиям в
торговле как проводнику рыночных отношений придавалось огромное значение. В процессе разгосударствления и коммерциализации инфраструктуры потребительского рынка произошло значительное снижение
роли государственных структур во всех его секторах. Если в 1991 году в
формировании розничного товарооборота (включая общественное питание) на долю предприятий государственной формы собственности приходилось 69,3 процента оборота, на долю кооперативной - 30,3 процента, частной - 0,4 процента, то за 20 лет ситуация кардинально изменилась. В настоящее время преобладающее значение в торговле имеет негосударственная форма собственности (в 2011 году - 99,6 процента). Удельный вес государственной и муниципальной собственности в обороте розничной торговли Ростовской области сократился до 0,4 процента. Количество юридических лиц во всех звеньях торговли в сравнении с дореформенным периодом увеличилось в десятки раз. По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Ростовской области было учтено 77,87 тыс. хозяйствующих субъектов с основным видом деятельности "розничная торговля", в том числе 9,43 тыс. юридических лиц и 68,44 тыс. индивидуальных предпринимателей. С переходом к рыночным механизмам регулирования процессов на потребительском рынке в результате стихийного формирования его инфраструктуры розничная торговая сеть была неоправданно измельчена, преобладали внемагазинные формы реализации товаров, что способствовало росту "теневого оборота" и снижению уровня и качества обслуживания населения. За годы реформ в сфере торговли сформировалась богатая конкурентная среда и самая высокая предпринимательская активность. Этому способствовало совершенствование нормативно-правовой базы как в части отраслевого законодательства, так и в части поддержки малого предпринимательства и создания благоприятного инвестиционного климата
в Ростовской области. В последние годы был принят ряд нормативно-правовых документов, регулирующих торговую деятельность. С 1 февраля 2010 г. вступил в силу
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", во исполнение которого в Ростовской области приняты нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации: Областной закон от 16.04.2010 N 389-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Ростовской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Ростовской области"; постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 811 "О региональной комиссии по вопросам развития торговой деятельности"; постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 654 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области"; постановление Правительства Ростовской области от 08.08.2012 N 740 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания
услуг) на них"; постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 664 "О некоторых мероприятиях, содействующих развитию торговой деятельности"; постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов". В результате реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в Ростовской области: упорядочено размещение нестационарных торговых объектов, а также деятельность рынков и ярмарок на территории Ростовской области; организовано формирование торгового реестра;
создана региональная комиссия по вопросам развития торговой деятельности Ростовской области, в состав которой включены представители федеральных, областных и муниципальных органов исполнительной власти Ростовской области. Потребительский рынок Ростовской области вносит весомый вклад в формирование общего экономического потенциала региона - в отраслях сферы обслуживания (торговле, общественном питании и бытовом
обслуживании) формируется около 1/5 валового регионального продукта, по результатам их деятельности пополняются бюджеты всех уровней (доля
- 16 процентов), обеспечивается занятость почти четверти населения
Ростовской области (24,6 процента), в том числе в торговле - 22,4 процента. Розничная торговля является ведущим звеном в системе товародвижения потребительского рынка Ростовской области. Оборот розничной торговли как основной показатель, характеризующий развитие розничной торговли, отражает физический объем потребительских товаров, реализованных населению. Поэтому розничной торговле принадлежит решающая роль в достижении стратегической цели - обеспечение максимально полного удовлетворения возрастающих потребностей населения в потребительских товарах высокого качества по доступным ценам. В условиях высокой насыщенности потребительского рынка широким ассортиментом товаров динамизм оборота розничной торговли приобрел устойчивый характер. За период с 2000 по 2011 год оборот розничной торговли возрос в сопоставимых ценах в 3,3 раза. По величине этого показателя Ростовская область занимает 7-е ранговое место среди субъектов Российской Федерации. Удельный вес оборота розничной торговли Ростовской области в общем объеме оборота розничной торговли
в целом по России составляет 3 процента, в обороте Южного федерального округа - 32 процента (против 31,2 процента в 2010 году, но отмечается
снижение на 4 процентного пункта по сравнению с 2000 годом). Среди регионов Южного федерального округа Ростовская область занимает 2-е место, уступая Краснодарскому краю. Рисунок 1. Индексы физического объема оборота розничной торговли (процентов)
В потребительских расходах населения Ростовской области доля расходов на покупку товаров в 2011 году составляла 82 процента. Показатель "потребительские расходы в расчете на душу населения" (в
2011 году - 13,5 тыс. рублей) отражает степень удовлетворения
потребительского спроса населения на товары и услуги и ограничивается
величиной их располагаемых денежных доходов. С учетом сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения в 2011 году (99,8
процента к уровню 2010 года) вследствие замедления темпов роста денежных доходов населения Ростовской области (108,6 процента против
113,2 - в 2010 году) наращивание оборотов розничной торговли
происходило менее динамично, чем в 2010 году (в сопоставимых ценах
108,6 процента против 109,6 - в 2010 году). При этом доля потребительских расходов в общем объеме денежных доходов населения Ростовской области возросла до 84,9 процента (против 79,8 процента) и
оказалась самой высокой в Южном федеральном округе, что также обусловлено низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения (в
2011 году - 15905,4 рубля против 20700,7 рубля в среднем по России). В
последние годы Ростовская область по уровню среднедушевых денежных доходов населения значительно ухудшила свои позиции как среди регионов Российской Федерации (переместилась с 29-го рангового места в 2003
году на 45-е - в 2011 году), так и среди регионов Южного федерального
округа (с 1-го на 3-е ранговое место, соответственно). В 2011 году по сравнению с 2000 годом отмечается сокращение уровня бедности населения Ростовской области более чем в 2 раза (доля
населения с доходами ниже прожиточного минимума - 15,7 процента против
33,1 в 2000 году что отражается на уровне потребления им товаров и услуг. Согласно данным статистики домашних хозяйств населения из общего объема потребительских расходов на продукты питания в 2000 году приходился 51 процент (рисунок 2), а в 2011 году доля сократилась до 40,2 процента (рисунок 3). Рисунок 2. Структура потребительских расходов
в домашних хозяйствах Ростовской области
(процентов)
2000 год Расходы на непродовольственные товары в общем объеме потребительских расходов населения сократились с 35 до 33,1 процента,
при увеличении в 2,2 раза доли расходов на платные услуги (24,8
процента против 1,3 - в 2000 году), в том числе на бытовые услуги (2,3 процента против 1,7). Рисунок 3. Структура потребительских расходов
в домашних хозяйствах Ростовской области
(процентов)
2011 год Структура потребительских расходов в домашних хозяйствах Ростовской области отличалась от аналогичных показателей в среднем по России: доля расходов на покупку продуктов питания составляла 32,6 процента, на покупку непродовольственных товаров приходилось 39,3 процента, на оплату услуг - 29,3 процента, в том числе бытовых - 2,9 процента (рисунок 4). Позитивным моментом является некоторое сглаживание различий в уровне потребления городского и сельского населения, которое было обеспечено, в том числе за счет роста доли натуральных поступлений продуктов питания из личного подсобного хозяйства (в сельской
местности 14,3 процента против 2,9 - в городской местности) и превышения уровня валового дохода в сельской местности (в 2011 году -
98,3 процента) по сравнению с городской (94,4 процента).
Так, в 2011 году отмечался рост доли расходов населения на товары
длительного пользования, включая транспортные средства (13,6 против
11,6 процента) в общем объеме потребительских расходов.
При этом в сельской местности потребление товаров длительного пользования происходило более быстрыми темпами (доля в 2011 году
составила 13 процентов против 10,6 - в 2000 году), чем в городской (13,7 процента против 12). Рисунок 4. Структура потребительских расходов
в домашних хозяйствах Российской Федерации
(процентов)
2011 год
По наличию товаров длительного пользования на 100 домохозяйств в сельской местности также отмечается превышение по сравнению с городской местностью легковых автомобилей (57 штук против 43), мотоциклов (20 штук против 2), холодильников (134 штук против 107), стиральных машин (106 штук против 96). При снижении платежеспособности населения Ростовской области в целом эти факты обусловлены не только наличием в сельской местности дополнительных ресурсов, но и привлечением сбережений граждан и продолжающимся ростом потребительского кредитования населения. Это способствовало опережающему росту оборота розничной торговли непродовольственных товаров (114,3 процента к уровню 2010 года) по сравнению с продовольственными (102,4 процента). Вследствие чего удельный вес непродовольственных товаров в макроструктуре оборота розничной торговли достиг 53,6 процента (против 51,9 процента в 2010
году), при снижении удельного веса продовольственных товаров (46,4 процента против 48,1 - в 2010 году). В ассортиментной структуре оборота розничной торговли Ростовской области в 2011 году значительных изменений по сравнению с предыдущим годом не наблюдалось. Наибольший удельный вес среди реализованных непродовольственных товаров приходился на бензин автомобильный (8,2
процента против 8,3 - в 2010 году), автомобили легковые (4,9 процента
против 4,8) и верхнюю одежду (5,9 процента против 5,5). Наибольший удельный вес среди продовольственных товаров в обороте
розничной торговли принадлежал мясопродуктам (7,1 процента против 7,5
- в 2010 году и против 7,8 процента - в 2000 году) и алкогольным напиткам (6,97 процента против 7,38 - в 2010 году и 9,5 процента в
2000 году).
2.1.1. Современные тренды развития розничной торговой сети
В условиях замедления инфляционной динамики в течение 2011 года (к концу года индекс потребительских цен 106,1 процента к уровню
декабря 2010 г. сложился на 3,3 процентного пункта ниже, чем в декабре 2010 г., и был сопоставим с показателями в среднем по России)
положительная динамика оборотов розничной торговли была характерна для
всех хозяйствующих субъектов. Крупные и средние организации обеспечили прирост оборотов розничной торговли к уровню 2010 года на 9,1 процента и сформировали более трети оборота розничной торговли (37,2 процента против 37 - в
2010 году) (рисунок 5). Наибольшие темпы роста оборотов демонстрировали субъекты малого предпринимательства (109,5 процента к
уровню 2010 года), которыми было сформировано более половины оборота (51,4 процента против 51). В институциональной структуре розничной торговли сохранялась устойчивая тенденция увеличения доли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей вне рынка, осуществляющих свою деятельность в стационарной торговой сети (с 66,1 процента в 2000 году
до 88,6 процента - в 2011 году). Рисунок 5. Структура оборота розничной торговли
в 2000 году (процентов)
Структура оборота розничной торговли
в 2011 году (процентов)
Позитивные изменения, которые происходили в последние годы на российском потребительском рынке, обусловлены расширением сферы влияния международных торговых операторов на систему внутренней торговли России, представляющей собой самый крупный потребительский рынок в Европе. Россия входит в число стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), которые обладают потенциально огромным потребительским
рынком с низким уровнем развития институциональной инфраструктуры, и занимает лидирующие позиции по перспективам вхождения международных розничных операторов на российский рынок. Началом глобальной экспансии зарубежных розничных сетей считается 2000 год, когда на российский рынок вышли крупнейшие европейские игроки: "IKEA", "Auchan", "METRO Cash & Carry", целью коммерческой политики которых было содействие развитию инфраструктуры агломерационных центров Российской Федерации. Ростовская область в силу своих конкурентных преимуществ входит в число 12 субъектов Российской Федерации, в которых сложились наиболее
благоприятные условия для ведения бизнеса, и является одним из наиболее привлекательных регионов России в присутствии на потребительском рынке как международных, так и федеральных розничных операторов. Согласно рейтингу агентства "Эксперт РА" по итогам 2010-2011 гг. Ростовская область относилась к регионам, имеющим лучшие
законодательные условия для инвестирования и минимальный уровень риска для инвесторов. В Ростовской области сетевая торговля получила развитие с 2005 года, объем инвестиций в основной капитал по виду деятельности "розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования" по крупным и средним организация составил 1208,9 млрд. рублей. В 2010 году этот показатель в сопоставимых ценах увеличился к уровню 2005 года в 1,5 раза и составил 2961 млрд. рублей. В результате в инфраструктуре потребительского рынка Ростовской области произошли кардинальные изменения, розничная торговая сеть развивалась ускоренными темпами и обновилась в значительной степени, в
том числе за счет открытия торговых объектов современных форматов и прогрессивных форм обслуживания (гипермаркетов, супермаркетов,
магазинов-дискаунтеров, торгово-развлекательных комплексов). За 2000-2011 годы количество торгующих предприятий увеличилось вдвое. По
состоянию на 1 июля 2012 г. на потребительском рынке Ростовской области действовали 38,2 тыс. торговых объектов. Вместе с тем инвестиционная активность распределяется по территории Ростовской области избирательно, в зависимости от концентрации покупательского спроса и потенциальной активности населения и состояния транспортно-логистической инфраструктуры (приложения N 1). Ускоренное развитие инфраструктуры потребительского рынка отмечается в городских округах и муниципальных районах, входящих в Ростовскую и Шахтинскую агломерации. Самые высокие темпы прироста торговых площадей в 2011 году к уровню 2006 года отмечались в городах: Ростове-на-Дону (в 2 раза), Азове (в 1,3 раза), Батайске (в 1,8 раза), Таганроге (в 2,1 раза), Новочеркасске (в 1,6 раза), Шахты (в 1,7 раза)
и муниципальных районах: Аксайском (в 18,3 раза), Кагальницком (в 1,6 раза), Мясниковском (в 1,3 раза), Октябрьском (в 1,3 раза). Наличие торговых площадей по городским округам и муниципальным образованиям Ростовской области в 2011 году в процентах к 2006 году отражено в приложении N 1.
В настоящее время на потребительском рынке Ростовской области активно функционируют не только крупнейшие международные сетевые компании ("Auchan", "IKEA", "METRO Cash & Carry", "Леруа Мерлен", "Медиа Маркт", "Касторама"), но и сетевые ритейлеры федерального
уровня (X5 Retail Group, ЗАО "Тандер", ООО "О`Кей", ООО "Лента", ООО "Реал, - Гипермаркет", "М. Видео", ООО "Эльдорадо", ООО "Радеж", ТД "Центробувь"). Лучших результатов в рейтинге розничных сетей по наращиванию оборотов розничной торговли и развитию сети магазинов достигли X5 Retail Group и ЗАО "Тандер". Достойную конкуренцию вышеперечисленным игрокам потребительского рынка представляют региональные сети, лидирующие позиции из которых занимают ООО "Ассорти - Трейдинг", ООО "Апекс плюс", ООО "Солнечный круг", ООО "Артемида - Дон". Однако иностранные и федеральные торговые сети играют на потребительском рынке более заметную роль, чем региональные сетевые ритейлеры, что обусловлено отработанными технологиями ведения бизнеса,
возможностью обеспечения возрастающих потоков инвестиций в расширение
сети и в известные бренды. В 2010 году в рейтинге субъектов Российской Федерации по доле торговых сетей в обороте розничной торговли региона Ростовская область занимала 25-е ранговое место (17,6 процента), опередив Краснодарский край (12,8 процента), и Астраханскую область (12,8 процента), которые поделили 45-е и 46-е место. Из регионов Южного федерального округа самый высокий удельный вес имеет Волгоградская область (22,4 процента) и занимает 12-е ранговое место. В 2011 году доля торговых сетей в обороте розничной торговли Ростовской области составила 18,4 процента (по России - 18,5
процента). При этом доля оборота розничных торговых сетей по продаже пищевых продуктов (включая напитки и табачные изделия) к общему обороту розничной торговли этими товарами в целом по Ростовской области составила 22,1 процента. Доля оборота розничных торговых сетей непродовольственными товарами к общему обороту розничной торговли непродовольственными товарами по Ростовской области составила 14,7 процента. Конкурентные преимущества сетевой торговли перед магазинами традиционных методов обслуживания - возможность осуществления высокотехнологичной логистики, эффективной ассортиментной политики в более комфортных условиях обслуживания покупателей, обусловливают значительное превышение показателей эффективности деятельности (товарооборачиваемость, оборот на 1 кв. метр площади, сумма выручки на
1 кассовый чек), а также масштабное развитие сети предприятий по
территории Ростовской области. В настоящее время ведется строительство гипермаркета "Магнит" на территории г. Ростова-на-Дону, центра мелкооптовой торговли компании SELGROS Cash & Carry на территории Мясниковского района. Планируется открытие в 2012 году 5 супермаркетов АПХ "Мираторг" в городах Ростовской области: Ростов, Батайск, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Каменск-Шахтинский - и в 2013 году - 30 супермаркетов с торговой площадью 400-1200 кв. метров в городских округах и муниципальных районах области. Кроме того, осуществляется подбор участков для строительства центра мелкооптовой торговли компании "METRO Cash & Carry" и гипермаркета "Лента". В перспективе будет продолжаться тенденция переориентации размещения сетевых малых форматов в малые города и муниципальные районы Ростовской области. Неизменно важным в последние годы в торговле остается значение субъектов малого предпринимательства, которые обеспечивают 51,4 процента оборота розничной торговли Ростовской области, стабильно растет доля малых предприятий (24,1 процента в 2011 году против 22,9 -
в 2010 году), которые активно инвестируют в открытие новых магазинов и
расширяют сферу деятельности. Малый бизнес в торговле является мощным
фактором стабилизации ситуации на рынке труда Ростовской области и повышения благосостояния населения. 2.1.2. Розничные рынки и ярмарки
В соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" с 1 января 2013 г. организация деятельности розничных рынков универсального и специализированного типов должна осуществляться исключительно в капитальных зданиях, строениях и сооружениях.
В результате проделанной работы по приведению действующих рынков в соответствие с вышеуказанными требованиями наблюдалась тенденция сокращения удельного веса рыночной и ярмарочной торговли в обороте розничной торговли в целом по Ростовской области (с 33,9 процента в
2000 году до 11,4 процента в 2011 году). По сравнению с 2005 годом количество рынков в Ростовской области сократилось вдвое (на 114
предприятий), число торговых мест уменьшилось более чем на треть (на 28,9 тыс.) (рисунок 6). По состоянию на 1 января 2012 г. на территории Ростовской области
осуществляли деятельность 110 розничных рынков на 49,1 тыс. торговых мест. Небольшее количество рынков (88) являются универсальными, на них
организовано 44,1 тыс. торговых мест. К категории специализированных относятся 22 розничных рынка (на 4,3 тыс. торговых мест), из них сельскохозяйственных - 8 (на 0,67 тыс. торговых мест). Рисунок 6. Специализация розничных рынков
Ростовской области
(объектов)
По сведениям органов местного самоуправления, из 110 розничных рынков, осуществляющих деятельность на территории Ростовской области,
по состоянию на 1 января 2012 г. полностью соответствовали требованиям законодательства и были расположены в капитальных зданиях только 13, из них 11 - универсального типа, 2 - специализированных. В капитальных зданиях и временных сооружениях функционировали 83 розничных рынка, исключительно во временных сооружениях - 15 (рисунок 7). Рисунок 7. Размещение розничных рынков в капитальных строениях
и временных сооружениях (объектов)
Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены требования к организации ярмарочной торговли. В рамках реализации вышеуказанного закона принято постановление Правительства Ростовской области от 08.08.2012 N 740 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них", в соответствии с которым муниципальными образованиями Ростовской области ежегодно утверждается перечень территорий для организации ярмарок различного типа. Всего в разрезе городских округов и муниципальных районов Ростовской области в обобщенный перечень на 2011 год вошли 568 территорий. В 2011 году для проведения ярмарок на территории Ростовской области были отведены 403 площадки. Из общего количества мест, отведенных для проведения ярмарочных мероприятий, 211 мест было выделено для организации сезонных сельскохозяйственных ярмарок; 155 -
для ярмарок выходного дня; 33 - для праздничных ярмарок; 4 - для реализации художественных изделий декоративно-прикладного искусства. Всего было организовано 22,4 тыс. торговых мест, из них 6,7 тыс. торговых мест (30 процентов) - для реализации сельхозпродукции областных товаропроизводителей. На территории Ростовской области в прошедшем году проведено более 23 тыс. ярмарочных мероприятий, из них более 64 процентов - сезонные сельскохозяйственные ярмарки (срок
организации которых не может превышать 150 дней в году); около 35 процентов - ярмарки выходного дня; 1 процент - праздничные ярмарки, приуроченные к нерабочим праздничным дням.
2.1.3. Обеспеченность населения Ростовской области
оборотом розничной торговли и торговыми площадями
В 2011 году оборот розничной торговли в расчете на душу населения
в среднем по Ростовской области сложился в сумме 126,9 тыс. рублей и возрос к уровню 2000 года в сопоставимых ценах в 3,4 раза. В то же время имеет место значительная дифференциация муниципальных образований Ростовской области по величине оборота розничной торговли
на душу населения (приложение N 2 "Оборот розничной торговли в расчете
на душу населения по городским округам и муниципальным районам Ростовской области в январе - декабре 2011 г.").
Выше среднеобластного уровня оборот розничной торговли в расчете на душу населения (126,9 тыс. рублей в год) в 2011 году сложился на территории ростовской агломерации: в Аксайском районе (326.9 тыс.
рублей, или в 2,6 раза выше), в городах Ростове-на-Дону (250,3 тыс. рублей, или в 2 раза), Новочеркасске (140,9 тыс. рублей, или на 11 процентов), а также в городе Волгодонске (141,1 тыс. рублей, или на 11,2 процента).
В остальных муниципальных образованиях Ростовской области обеспеченность оборотом розничной торговли в расчете на душу населения сложилась ниже, чем в среднем по области. Причем от 70 до 100 процентов среднеобластной величины оборот сложился в городах: Каменск-Шахтинске, Таганроге, Шахты, Азове и муниципальных районах: Орловском и Зерноградском.
От 40 до 70 процентов от среднеобластного уровня оборот отмечен в шахтерских городах Донецке, Зверево, Гуково и муниципальных районах: Азовском, Белокалитвинском, Кагальницком, Мясниковском, Егорлыкском, Целинском и других районах Ростовской области.
Самый низкий уровень обеспеченности населения оборотом розничной торговли отмечался в городе Новошахтинске (33,9 процента от величины
среднеобластного показателя) и муниципальных районах: Обливском (26,4 процента), Неклиновском (25,8 процента), Дубовском (21,4 процента), Куйбышевском (20,9 процента), Советском (17,2 процента).
Эта ситуация приняла устойчивый характер и обусловлена в первую очередь сложившимися в этих территориях тенденциями: низкой платежеспособностью населения (оценка произведена исходя из уровня среднемесячной начисленной заработной платы, и выплат социального характера (приложение N 3 "Фонд заработной платы и выплаты
социального характера в среднем за месяц в расчете на одного работника в 2011 году"); неравномерностью размещения розничной торговой сети на территории
области, особенно в сельских отдаленных и малонаселенных пунктах, которую характеризуют сведения об обеспеченности населения площадью торговых объектов в расчете на 1000 человек (приложение N 4) и наличие торговых площадей по городским округам и муниципальным районам Ростовской области (приложение N 5). Актуальной остается проблема территориальной доступности торговых объектов. По данным органов исполнительной власти муниципальных образований, на начало 2011 года в 576 сельских населенных пунктах, где проживают около 37 тыс. человек, торговые объекты отсутствовали, и развозная торговля не осуществлялась. Уровень обеспеченности населения торговыми площадями в основном превышает установленный норматив (в соответствии с постановлением
Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 654 "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Ростовской области"). Однако по сравнению с аналогичными показателями крупных европейских городов, которые превышают 1,0 тыс. кв. метров в расчете на 1 тыс. жителей, обеспеченность населения качественными торговыми площадями остается низкой. 2.1.4. Потребительская кооперация
Одной из причин сложившейся ситуации является утрата экономических позиций системой потребительской кооперации, которая на протяжении 180 лет не только обеспечивала потребности сельского населения в товарах и услугах, осуществляла заготовительную и производственную деятельности, но и способствовала развитию социальной
инфраструктуры села. Торгующие организации потребительской кооперации
в дореформенный период обеспечивали более 30 процентов объема товарооборота области (по итогам 2011 года - 0,5 процента). В настоящее время потребительская кооперация вносит определенный вклад в экономику и продовольственное обеспечение Ростовской области - осуществляет закупки и переработку сельскохозяйственной продукции, торговую деятельность, общественное питание и бытовое обслуживание более чем в 1200 населенных пунктах на территории 38 районов области,
объединив в своем составе 44 кооперативных организации.
Торговля формирует более 70 процентов совокупного объема деятельности потребительской кооперации Ростовской области. У организаций в наличии 805 предприятий торговли, в том числе 287 - в труднодоступных населенных пунктах (из них 34 магазина обслуживают
населенные пункты с численностью жителей до 100 человек, 272 магазина
- населенные пункты с численностью до 500 человек, работают 9 магазинов на дому и 3 автолавки). Однако, вследствие неблагоприятной демографической ситуации на селе, сокращения занятости населения и низкого уровня его платежеспособности, темпы развития отрасли остаются низкими (в 2010
году - 97,8 процента, в 2011 году - 96,9 процента). Кроме того, среди предприятий торговли потребительской кооперации
велика доля убыточных, осуществляющих доставку и реализацию товаров в отдаленные населенные пункты. Проблемы в развитии системы потребительской кооперации имеют комплексный характер, что осложняет их устранение или снижение их влияния. Утрачены экономические, финансовые и информационные связи. Отсутствие источников финансирования сдерживает модернизацию материально-технической базы магазинов, расположенных в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах области, тормозит развитие крупномасштабных перспективных проектов. В целях повышения роли потребительской кооперации в решении социальных проблем и совершенствовании обслуживания сельского населения Ростовским областным союзом потребительских обществ необходима разработка и осуществление эффективных мероприятий, в том числе в рамках реализации областных долгосрочных целевых программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области. 2.1.5. Алкогольный рынок
В 2009 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2128-р принята Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией
и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. В 2012 году завершается первый этап реализации вышеуказанной Концепции, в результате которого предполагалось сформировать правовую,
организационную и финансовую базы, создать условия, позволяющие реализовать меры по преодолению сложившихся негативных тенденций, связанных с большим объемом потребления алкогольной продукции. На этом
этапе осуществлена основная часть мероприятий по внесению изменений в законодательство, регулирующее производство и оборот алкогольной продукции. В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельными законодательными актами Российской Федерации и признанием утратившим силу Федеральным законом
"Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" ужесточены требования к производству, обороту и розничной продаже алкогольной продукции. Пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции, и все особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции распространяются на розничную продажу и потребление (распитие) пива и пивных напитков. В целях ограничения доступности для граждан алкогольной продукции
и пива запрещена продажа в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, в организациях культуры и на прилегающих к ним территориях, на остановочных комплексах. С 1 января 2013 г. не допускается розничная продажа пива и пивных напитков в нестационарной торговой сети - ларьках, киосках (по состоянию на 1
января 2012 г. на территории Ростовской области действовали порядка 12 тысяч таких нестационарных объектов). Введены требования, устанавливающие ограничения по распитию и потреблению алкогольной продукции. Ужесточены требования к организациям, осуществляющим розничную продажу (изменены требования к
помещениям для реализации алкогольной продукции). Введен обязательный
учет и декларирование объема розничной продажи алкогольной продукции,
пива и пивных напитков организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими данную деятельность. В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" с 1 января 2013 г. реклама алкогольной продукции не должна размещаться в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Ведется разработка законопроектов, связанных с совершенствованием
законодательства в части лицензирования розничной продажи алкогольной
продукции, а также с ужесточением норм действующего законодательства за подделку акцизных марок и оборот контрафактной продукции. Данные меры призваны создать условия, которые помогут снизить потребление алкогольной продукции и соответствуют целям и задачам Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции и профилактике алкоголизма среди
населения Российской Федерации на период до 2020 года. В результате ужесточения требований федерального законодательства
к производству и обороту алкогольной продукции в 2011 году в 2 раза сократилось количество предприятий-производителей алкогольной продукции и оптовых организаций, лицензированная розничная сеть Ростовской области сократилась на 10 процентов. Вследствие чего в 2011 году емкость рынка алкогольной продукции Ростовской области уменьшилась на 4,6 процента по сравнению с уровнем 2010 года, или на 337,4 тыс. дал. На фоне снижения общего объема поставок алкогольной продукции, поставки водки и ликероводочных изделий из других стран и регионов в 2011 году увеличились на 83 тыс. декалитров (на 3,7 процента). Следует отметить, что рост объемов указанной продукции происходит, в основном, за счет импортируемой продукции из Украины. При этом наметилась устойчивая тенденция сокращения объемов поставок в розничную торговую сеть Ростовской области продукции донских производителей. Так в 2011 году поставки продукции донских производителей сократились на 22 процента, или на 222 тыс. дал. Вместе с тем, в 1,7 раза увеличилось количество обращений граждан
по фактам несоблюдения Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ на "телефон доверия" департамента потребительского рынка Ростовской области. По результатам данных токсикологического мониторинга Управления Роспотребнадзора по Ростовской области, в 2011 году количество острых отравлений, связанных с токсическим действием алкоголя, возросло по сравнению с 2010 годом на 8,5 процента (в 2011 году отравились 1130
человек). Сокращение лицензированной розничной сети способствует увеличению
самогоноварения, реализации спиртосодержащей жидкости неизвестного производства (по оценке вместо одного закрытого магазина в сельской
местности появляется пять "реализаторов" спиртосодержащей продукции собственного производства из домовладения). В сложившейся ситуации основными задачами в этой сфере является обеспечение населения Ростовской области качественной алкогольной продукцией, оказание поддержки добросовестным участникам алкогольного рынка области, изменение структуры потребления населением алкогольной
продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков. 2.2. Общественное питание
Сфера общественного питания, как и конъюнктура потребительского рынка области в целом, зависят от уровня инфляции, платежеспособности
населения и развития сети предприятий общественного питания. Вследствие развития общедоступной сети предприятий общественного питания и изменения потребительских предпочтений населения Ростовской
области отмечался ежегодный прирост оборота общественного питания в Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|