Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 19.02.2015 № 745

 

Законодательное Собрание Ростовской области

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 февраля 2015 года

                                              № 745

 

 

Об отчете о деятельности Контрольно-счетной палаты Ростовской области в 2014 году

 

 

Законодательное Собрание Ростовской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1. Принять к сведению отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Ростовской области в 2014 году (прилагается).

2. Опубликовать указанный отчет в средствах массовой информации.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

 

Председатель Законодательного Собрания Ростовской области

                                             В.Е. Дерябкин

 


 

                                Приложение

к постановлению Законодательного

Собрания Ростовской области «Об отчете о

деятельности Контрольно-счетной палаты

Ростовской области в 2014 году»

 

 

ОТЧЕТ

о деятельности Контрольно-счетной палаты

Ростовской области в 2014 году

 

Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты Ростовской области в 2014 году подготовлен в соответствии с требованиями ч. 2 статьи 22 Областного закона от 14 сентября 2011 года № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области», рассмотрен на заседании коллегии Контрольно-счетной палаты 29 января2015 года.

 

1. Общие итоги работы

Контрольно-счетной палаты Ростовской области в 2014 году

 

В отчетном году Контрольно-счетная палата Ростовской области (далее – Палата) осуществляла свою работу в соответствии с Областным законом от 14 сентября 2011 года № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области».

План работы отчетного года, согласованный с Губернатором и Законодательным Собранием Ростовской области и утвержденный председателем Палаты, выполнен в полном объеме и в установленные сроки.

Обеспечена предусмотренная областным законодательством необходимая периодичность проверок законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения, а также проверок использования средств областного бюджета главными распорядителями бюджетных средств – не реже одного раза в два с половиной года.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства проведены предусмотренные планом проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов, внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В целях реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» Палатой проведен ряд тематических контрольных мероприятий, в том числе в формате аудита эффективности использования бюджетных средств.

На основании требований федерального и областного законодательства перечисленные направления деятельности осуществлялись в соответствии с разработанными Палатой стандартами внешнего государственного финансового контроля.

Основные результаты контрольных мероприятий Палаты в 2014 году в разрезе видов проверок приведены в таблице.

Палатой проведено 157 контрольных мероприятий, которыми было охвачено 787 объектов. По результатам проверок составлено 1154 акта.

Общий объем проверенных средств составил 64 396,8 млн. рублей.


 

Таблица


Вид контрольного мероприятия

Коли-

чество

Прове-

рено

 объектов

Состав-

лено

 актов

Объем

прове-

ренных

средств,

млн.

 рублей

Выявлено

 нару-

шений,

всего

млн.

рублей

Направ-

лено

 представ-

лений

 (пред-

писаний)

Приня-

то

 мер,

всего

 млн.

рублей

1

2

3

4

5

6

7

8

Проверки бюджетов муниципальных образований – получателей межбюджетных трансфертов

25

471

758

40 634,1

391,3

202

383,6

Проверки главных распорядителей средств областного бюджета

14

22

21

4 920,2

588,3

14

588,3

Тематические

15

191

272

18 842,5

428,0

77

427,9

Внешние проверки отчетности главных распорядителей средств областного бюджета

41

41

41

-

-

-

-

Проверки отчетов муниципальных образований

61

61

61

-

-

1

-

Проверка отчета ТФОМС

1

1

1

-

-

-

-

Итого

157

787

1 154

64 396,8

1 407,6

294

1 399,9


Перечень контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2014 году, прилагается.

Динамика количества контрольных мероприятий, проверенных объектов и составленных актов приведена на диаграмме.



Результаты проведенных Палатой контрольных мероприятий свидетельствуют о том, что при исполнении областного и местных бюджетов, в основном, соблюдались требования действующего бюджетного законодательства и подзаконных актов, принятых для его реализации.

Вместе с тем были выявлены различные нарушения и недостатки в финансово-бюджетной сфере при исполнении бюджетов и работе с государственной и муниципальной собственностью на общую сумму 1 407,6 млн. рублей, или 2,2 % к объему проверенных средств.

Объемы основных финансовых нарушений, выявленных Палатой в 2012–2014 годах, приведены на следующих диаграммах.

 

млн. рублей


млн. рублей


Итоги работы Палаты в отчетном году подтверждают устойчивую тенденцию существенного снижения объема нецелевого использования бюджетных средств с 17,2 млн. рублей в 2012 году до 1,7 млн. рублей в 2014 году.

При получении и возмещении бюджетных средств установлено нарушений на общую сумму 104,4 млн. рублей, что в 2 раза ниже показателя 2013 года. Нарушения при работе с государственной и муниципальной собственностью, приведшие к недопоступлению средств в бюджеты, составили 278,4 млн. рублей. По сравнению с предыдущим отчетным периодом объем таких нарушений сократился в 5,4 раза.

Также сократился объем нарушений, выявляемых проверками использования бюджетных средств и связанных с завышением стоимости выполненных работ, предоставленных услуг. Сумма таких нарушений в отчетном году составила 51,2 млн. рублей, что более чем в 2 раза ниже показателя 2013 года.

Наряду с этим в отчетном периоде существенно увеличился объем нарушений, связанных с осуществлением расходов на основании документов, оформленных ненадлежащим образом или при отсутствии соответствующих подтверждающих документов, и составил 894,4 млн. рублей, что более чем в 12 раз превысило соответствующий показатель 2013 года.

По группе нарушений, связанных с переплатами (недоплатами) заработной платы (65,1 млн. рублей) и сверхнормативными расходами (12,4 млн. рублей),наблюдается незначительный рост.

По результатам проведенных контрольных мероприятий в соответствии с решениями коллегии Палаты руководителям проверенных объектов направлено 293 представления и 1 предписание.

Информация о направленных и исполненных на конец отчетного года представлениях (предписаниях) в 2012–2014 годах приведена на диаграмме.


2014 год

2013 год

2012 год


Большинство представлений (более 88 % от общего количества) до конца отчетного года исполнены. Отдельные проверки 4 квартала остаются на контроле до принятия мер по устранению выявленных нарушений в полном объеме.

В рамках реализации положений законодательства об административных правонарушениях в части привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации аудиторами Палаты составлялись протоколы об административном правонарушении по фактам нецелевого использования бюджетных средств (19 фактов), нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов (10), нарушения условий предоставления бюджетного кредита (2),нарушения условий предоставления субсидий (2), нарушения порядка формирования муниципального задания (1), а также за несвоевременный возврат бюджетного кредита (7) и несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (11).

По результатам рассмотрения протоколов к административной ответственности привлечены 29 лиц, в их числе: мэры городов Зверево, Таганрог, первый заместитель главы Администрации города Таганрога и заместитель главы администрации – управляющий делами города Таганрога, заместитель главы администрации города Батайска по бюджету и финансам – начальник финансового управления, заместитель главы Азовского района по социальным вопросам – заведующий Азовским районным отделом образования, начальник управления здравоохранения города Таганрога, начальник управления социальной защиты населения города Батайска, главы Александровского, Алексеевского, Караичевского, Нестеркинского, Обливского и Солонецкого сельских поселений Обливского района, Цимлянского района и Лозновского сельского поселения Цимлянского района, Дубовского сельского поселения Дубовского района, Николаевского и Васильево-Ханжоновского сельских поселений Неклиновского района, Богородицкого сельского поселения Песчанокопского района, Ильиновского, Новоселовского, Большеорловского сельских поселений Мартыновского района, Самарского и Обильненского сельских поселений Азовского района, Лысогорского сельского поселения Куйбышевского района, а также руководитель Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области и юридическое лицо – управляющая организация ООО «Турмалин» и ее директор.

На основании ч .9 статьи 19 Областного закона от 14 сентября 2011 года № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» в правоохранительные и надзорные органы направлено17 материалов. По результатам рассмотрения внесено 8 представлений. Все представления рассмотрены, 13 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По отдельным материалам прокуратурой города Таганрога проводится проверка.

В соответствии с представлениями Палаты руководителями проверенных объектов принимались исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению бюджетных средств.

В соответствии со статьей 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях реализации полномочий по направлению уведомлений о применении бюджетных мер принуждения к участникам бюджетного процесса, допустившим нарушения бюджетного законодательства, в отчетном периоде в министерство финансов Ростовской области, в финансовые органы муниципальных образований Палатой направлено 16 уведомлений о применении бюджетных мер принуждения.

Структура принятых мер по результатам контрольных мероприятий представлена на диаграмме.


 


В результате принятых мер в консолидированный бюджет Ростовской области перечислено 39,1 млн. рублей, выполнены подрядные работы на сумму 21,2 млн. рублей, сокращена кредиторская задолженность по бюджетным обязательствам, восстановлена задолженность подрядных организаций на 0,8 млн. рублей. Приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов документы на сумму 704,0 млн. рублей.

Приняты также иные меры: находятся на рассмотрении иски в Арбитражный суд Ростовской области, претензии о взыскании задолженности по арендной плате, об уплате штрафов и пени на общую сумму 122,9 млн. рублей, и др.

В целях недопущения в дальнейшем нарушений и недостатков в работе издано 737 правовых актов. Применены меры дисциплинарного характера к 1 035 ответственным работникам проверенных организаций.

Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий и мерах, принятых руководителями проверенных объектов, областными органами власти и органами местного самоуправления, регулярно направлялась Губернатору Ростовской области, Председателю Законодательного Собрания Ростовской области. Информировались заместители Губернатора Ростовской области по курируемым направлениям деятельности, министры, а также комитеты Законодательного Собрания Ростовской области. В целом, по результатам проверок Палаты направлено более 200 информационных писем.

Для предупреждения нарушений законодательства в муниципальных образованиях проводились итоговые совещания, на которых рассматривались результаты контрольных мероприятий и проведенной работы по устранению нарушений.

Главными распорядителями средств областного бюджета проводились расширенные коллегии, совещания с участием Палаты, рассылались информационные письма получателям бюджетных средств.

Все предложения Палаты, направленные на совершенствование деятельности в части усиления контроля и финансовой дисциплины, Губернатором Ростовской области были поддержаны.

Сводная информация о результатах проводимых контрольных мероприятий и принятых мерах ежеквартально представлялась Губернатору Ростовской области и Законодательному Собранию Ростовской области.

В формате экспертно-аналитических мероприятий Палатой была продолжена практика осуществления ежеквартальных мониторингов хода реализации государственных программ Ростовской области, а также мероприятий, определенных Указами Президента Российской Федерации.

В целях методического обеспечения деятельности Палаты совершенствовалась система стандартов Палаты, разрабатывались единые подходы к проведению аудита в сфере закупок, контролю за ходом и итогами реализации государственных программ, а также к оценке нарушений и недостатков, выявленных при осуществлении контрольных мероприятий.

Подробная информация о деятельности Палаты представлена в соответствующих разделах настоящего отчета.

 

2. Результаты контрольных мероприятий и принятые

по ним меры

 

2.1. Проверки законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения

В соответствии с утвержденным планом Палатой проведено 25 комплексных контрольных мероприятий по проверке законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения. При этом была соблюдена предусмотренная областным законодательством обязательная периодичность этих проверок – не реже одного раза в два с половиной года.

Проверками по данному направлению было охвачено 205 муниципальных образований, в том числе 5 городских округов, 20 муниципальных районов, 180 городских и сельских поселений. Составлено 738актов, проверен 471 объект, среди которых местные администрации, финансовые органы, главные распорядители, получатели бюджетных средств, а также бюджетные и автономные учреждения и другие организации.

В соответствии с Областным законом от 14 сентября 2011 года № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» проверки осуществлялись на основе стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проверка законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, а также соблюдения органами местного самоуправления условий их получения».

Проверки показали, что, в целом, органами местного самоуправления соблюдалось бюджетное законодательство как основное условие предоставления межбюджетных трансфертов. Порядок разработки, принятия бюджетов, внесения в них изменений и другие требования бюджетного законодательства по организации и исполнению местных бюджетов, в основном, не нарушались. Формирование и исполнение бюджетов в муниципальных образованиях основывалось на единой правовой базе, бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации.

Результаты проверок в сравнении с аналогичными проверками предыдущих лет свидетельствуют о наличии устойчивой позитивной динамики по сокращению нарушений в муниципальных образованиях и повышении в большинстве из них финансовой и бюджетной дисциплины. В первую очередь это касается городов и муниципальных районов.

Использование материальных ресурсов и финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий Ростовской области, в целом, осуществлялось правомерно и эффективно.

Вместе с тем в проверенных муниципальных образованиях имели место различные факты несоблюдения требований действующего бюджетного законодательства и иных условий получения органами местного самоуправления межбюджетных трансфертов.

Так, не в полной мере органами местного самоуправления соблюдалось условие предоставления межбюджетных трансфертов об отсутствии просроченной кредиторской задолженности местных бюджетов по расходным обязательствам, исполняемым за счет собственных доходов и источников финансирования дефицитов местных бюджетов. Случаи наличия просроченной кредиторской задолженности в отдельных проверяемых периодах были отмечены в 45 муниципальных образованиях области (г.г. Донецк, Зверево, Таганрог, Манычское, Красненскоесельские поселения Багаевского района, Веселовское, Дубовское и Жуковское поселения Дубовского района, Кавалерское, Объединенное сельские поселения Егорлыкского района, Почтовское сельское поселение Константиновского района, Кринично-Лугское, Лысогорское сельские поселения Куйбышевского района, Мартыновский район, Комаровское, Рубашкинское и Южненское поселения Мартыновского района, Большенеклиновское, Вареновское, Васильево-Ханжоновское, Платовское сельские поселения Неклиновского района, Алексеевское, Каштановское, Обливское поселения Обливского района, Богородицкое, Летницкое, Песчанокопское, Развильненское сельские поселения Песчанокопского района, Большекрепинское и Кутейниковское поселения Родионово-Несветайского района, Сальское городское и Сандатовскоесельское поселения Сальского района, Советский район и Советское, Чирское, Калач-Куртлакское поселения Советского района, Ольшанское сельское поселение, Целинское сельское поселение Целинского района, Калининское, Красноярское, Маркинское сельские поселения Цимлянского района и др.).

Причиной образования просроченной кредиторской задолженности, в основном, явилась несвоевременная оплата оказанных услуг, в том числе коммунальных услуг и услуг связи.

Указанная задолженность не была отражена как просроченная кредиторская задолженность, что повлекло искажение бюджетной отчетности о состоянии кредиторской задолженности.

На момент проведения проверок данная задолженность была погашена.

В г. Батайске, в отдельных муниципальных образованиях Неклиновского района (Большенеклиновское, Васильево-Ханжоновское сельские поселения), Советского района (Советское сельское поселение) и др.не было обеспечено соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципального образования.

В Песчанокопском районе устанавливались и исполнялись расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления.

Анализ итогов проверок позволил также выделить наиболее характерные нарушения требований, регламентирующих порядок формирования и исполнения бюджетов.

Так, в отдельных муниципальных образованиях не в полной мере обеспечивалось соблюдение бюджетного процесса.

Допускались нарушения порядка составления сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи, а также бюджетных смет (Николаевское, Богоявленское сельские поселения Константиновского района, Николаевское, Васильево-Ханжоновское, Самбекское, Лакедемоновское сельские поселения Неклиновского района).

Нарушались сроки перечисления бюджетных средств получателям в Дубовском, Константиновском, Красносулинском, Неклиновском, Обливском, Советском, Целинском районах.

С нарушением установленных порядков предоставлялись субсидии в городах Таганрог и Батайск. Кроме того, администрацией Цимлянского района не был соблюден установленный порядок при предоставлении бюджетного кредита Лозновскому сельскому поселению.

В Мартыновском районе, в г. Батайске не был соблюден уровень софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, установленного нормативными правовыми актами, соглашениями.

В ряде муниципальных образований органами местного самоуправления в нарушение положений статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации не соблюдались ограничения предельного объема муниципального долга (г. Таганрог, Родионово-Несветайский, Сальский районы, Гуреевское, Дубовскоесельские поселения Дубовского района, Большеорловское сельское поселение Мартыновского района, Ольшанское сельское поселение Целинского района).

Принимались бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств в г.Таганроге, Красносулинском районе и Красносулинском городском поселении, в Неклиновскоми Песчанокопском районах.

Нарушались правила бюджетного учета и порядок формирования и предоставления отчетности об исполнении бюджета в городах Батайск, Донецк, Зверево, Таганрог, в Сальском, Советском муниципальных районах, а также в муниципальных образованиях Дубовского, Егорлыкского, Куйбышевского, Мартыновского, Неклиновского, Обливского, Песчанокопского, Родионово-Несветайского, Целинского, Цимлянского районов и др.

Также допускались нарушения применения бюджетной классификации при планировании и расходовании бюджетных средств (г.г. Батайск, Донецк, Зверево, муниципальные образования Волгодонского, Дубовского, Егорлыкского, Кагальницкого, Красносулинского, Константиновского, Куйбышевского, Мартыновского, Неклиновского, Обливского, Октябрьского, Песчанокопоского, Родионово-Несветайского, Советского, Целинского, Цимлянского районов и др.).

Удельный вес выявленных основных финансовых нарушений в объеме проверенных средств в разрезе городских округов и муниципальных районов представлен на диаграмме.

 


В ходе проверок выявлялись нарушения требований действующего законодательства, регламентирующих получение и возмещение бюджетных средств, а также распоряжение и использование государственной и муниципальной собственности.

Недопоступления, связанные с недостаточным контролем или его отсутствием по взысканию платежей за использование объектов государственной и муниципальной собственности со стороны органов местного самоуправления, были выявлены во всех проверенных муниципальных районах и городах. Наибольшие недопоступления выявлены в Таганроге – 50,5 млн. рублей, Волгодонске – 34,6 млн. рублей, Донецке – 25,7 млн. рублей, Батайске – 19,1 млн. рублей, Цимлянском районе – 17,9 млн. рублей.

В 7 муниципальных районах имели место невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (Обливский район – 26,6 млн. рублей, в том числе в поселениях – 6,8 млн. рублей, Советский район – 7,9 млн. рублей, из них в поселениях – 1,0 млн. рублей, Цимлянский район – 4,7 млн. рублей, из них в поселениях – 3,0 млн. рублей, а также Песчанокопский, Неклиновский, Сальский и Мартыновский районы).

Случаи несвоевременного или неполного перечисления в бюджет средств, полученных от распоряжения, использования государственной и муниципальной собственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, установлены в 5 городских округах и 14 муниципальных районах(Таганрог – 11,3 млн. рублей, Цимлянский район – 6,8 млн. рублей, из них в поселениях – 1,4 млн. рублей, Волгодонск – 4,0 млн. рублей и др.).

В 4 городских округах и 13 муниципальных районах допускалось бесплатное использование земельных участков, а также использование арендованных земельных участков не по целевому назначению, повлекшее занижение размера арендной платы (Таганрог – 11,3 млн. рублей, Красносулинский район – 6,7 млн. рублей, из них в поселениях – 2,0 млн. рублей, Дубовский район – 1,8 млн. рублей и др.).

Факты нарушений требований нормативных правовых актов, утвердивших базовые размеры, правила и методики определения арендной платы, установлены в 19 муниципальных образованиях области (Таганрог, Волгодонск, Советский, Кагальницкий, Красносулинский, Октябрьский, Родионово-Несветайский, Неклиновский районы и др.).

Случаи зачисления средств не в соответствующий бюджет или код бюджетной классификации установлены в 5 муниципальных образованиях. Также, отдельными муниципальными унитарными предприятиями в 13 муниципальных образованиях не была направлена в бюджет своевременно или в полном объеме часть прибыли, подлежащая перечислению после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Допускались иные нарушения.

По результатам комплексных проверок муниципальных образований в рамках устранения нарушений при работе с государственной и муниципальной собственностью, а также при получении и возмещении бюджетных средств во исполнение представлений Палаты были возвращены средства в бюджеты, направлены иски и претензии, внесены изменения в решения о бюджетах и в другие муниципальные правовые акты. Лица, допустившие нарушения, привлечены к административной и дисциплинарной ответственности. Приняты меры по снижению (погашению) задолженности по налогам и неналоговым платежам, другие меры.

Как и в предыдущем отчетном периоде, Палатой в рамках реализации задачи по контролю за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам муниципальных образований, проверялось использование субсидий, в том числе, направленных на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, средств резервного фонда Правительства Ростовской области, выделенных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов муниципальной собственности. Также проверялись средства местных бюджетов, направленные на софинансирование указанных расходных полномочий.

Наиболее часто встречающимся нарушением продолжает оставаться завышение стоимости выполненных ремонтно-строительных работ, связанных с фактическим отсутствием отдельных объемов и видов работ, услуг, отраженных в первичных учетных документах, а также с несоответствием фактически выполненных объемов и видов работ, примененных материалов, установленного оборудования, предоставленных услуг, принятым и оплаченным заказчиком в соответствии с первичными учётными документами.

Наибольшие объемы таких нарушений установлены в городах Батайск (8,9 млн. рублей), Таганрог (4,0 млн. рублей) и Донецк (1,5 млн. рублей), а также в муниципальных образованиях Песчанокопского (3,7 млн. рублей), Цимлянского (3,4 млн. рублей), Константиновского (3,1 млн. рублей), Красносулинского (2,5 млн. рублей), Сальского (1,8 млн. рублей), Целинского (1,5 млн. рублей), Азовского (1,4 млн. рублей), Неклиновского (1,4 млн. рублей) и Дубовского (1,2 млн. рублей) районов.

Практически все нарушения выявлялись на объектах социальной сферы (больницы, школы, детские сады, спортивные центры, учреждения культуры, жилые дома) и инфраструктуры (водопроводно-канализационные сети, газопроводы, электрические сети, дороги) муниципальных образований.

Причинами завышения стоимости работ, как правило, являлись неправомерное применение коэффициентов и отдельных единичных расценок, нарушение установленных правил определения стоимости строительства, принятие и оплата фактически не выполненных объемов работ, а также работ, не предусмотренных условиями муниципальных контрактов.

 Многие нарушения стали возможными в результате низкого качества проектно-сметной документации, ненадлежащего строительного надзора, а также неэффективного осуществления контроля, как органами местного самоуправления, так и главными распорядителями средств областного бюджета.

После завершения контрольных мероприятий Палатой осуществлялся контроль принимаемых мер. Выявленные нарушения устранены в полном объеме. Подрядными организациями довыполнены предусмотренные договорами ремонтно-строительные работы, согласована необходимость проведения не предусмотренных проектно-сметной документацией видов работ, оформлены соответствующие документы по восстановлению задолженности подрядчика перед заказчиком, а также возвращены в бюджет денежные средства.

По отдельным нарушениям, выявленным в г.г. Зверево, Таганрог, в муниципальных образованиях Дубовского и Цимлянского районов, направлены претензионные письма подрядным организациям, а также исковые заявления в Арбитражный суд Ростовской области.

В соответствии с областным законодательством в ходе проверок в муниципальных образованиях Палатой осуществлялся контроль за использованием средств областного бюджета, предоставленных местным бюджетам в виде субвенций. Проверки показали, что расходование средств, в основном, соответствовало установленному порядку, обеспечивалось эффективное использование выделенных средств.

В то же время в 3 городских округах и 15 муниципальных районах области Палатой были выявлены нарушения требований действующего законодательства, регламентирующих расходование этих средств областного бюджета, такие как переплаты (недоплаты) и неположенных выплаты заработной платы, сверхнормативные и неподтвержденные расходы (Цимлянский район – 3,5 млн. рублей, Егорлыкский район – 1,9 млн. рублей, Обливский район – 1,6 млн. рублей, Дубовский район – 1,5 млн. рублей, Неклиновский район – 0,8 млн. рублей, Мартыновский район – 0,7 млн. рублей и др.), а также нецелевое использование бюджетных средств (Батайск – 0,2 млн. рублей, Зверево – 45,0 тыс. рублей).

В отчетном году Палатой в 18 муниципальных образованиях области проведены проверки использования средств субвенции на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) для 317 школ на общую сумму 7 062,0 млн. рублей.

Фактов нецелевого использования субвенции в 2013 и 2014 годах не установлено, что обусловлено как повышением уровня бюджетной дисциплины в использовании бюджетных средств, так и изменениями бюджетного законодательства в части исключения бюджетных и автономных учреждений из участников бюджетного процесса.

Вместе с тем, по-прежнему распространенными являются нарушения по осуществлению расходов с затратами сверх необходимого на получение требуемого результата, допущенные муниципальными общеобразовательными учреждениями в 15 муниципальных образованиях (Дубовский, Егорлыкский, Красносулинский, Константиновский, Кагальницкий, Мартыновский, Неклиновский, Обливский, Родионово-Несветайский, Сальский, Цимлянский, Целинский, Советский районы и др.). Это обусловлено осуществлением расходов, не связанных с выполнением муниципального задания и не относящихся к государственным полномочиям, полномочиям органов местного самоуправления и образовательных учреждений (на оплату труда поваров и кухонных рабочих). Общая сумма выявленных нарушений составила 26,8 млн. рублей. Кроме того, в школах 5 муниципальных образований выявлены расходы на оплату коммунальных платежей за помещения, переданные в аренду, оплату труда штатных единиц кассира, при наличии договоров на оказание услуг по бухгалтерскому учету.

Продолжают иметь место переплаты (недоплаты) и неположенные выплаты, установленные во всех проверенных 18-ти муниципальных образованиях на общую сумму 5,0 млн. рублей. В Дубовском и Обливском районах выявлено превышение на сумму 3,0 млн. рублей предельно допустимого размера премиального фонда.

Проверки расходования субвенции на осуществление полномочий по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 5 и 6 части 1 статьи 8 Областного закона «О социальном обслуживании населения Ростовской области», за исключением возмещения коммунальных расходов учреждений социального обслуживания, а также случаев осуществления указанных полномочий государственными учреждениями социального обслуживания, проведенные в 6 муниципальных образованиях, фактов нецелевого использования средств не выявили. Общий объем нарушений, связанных с переплатами заработной платы, а также сверхнормативными и неподтвержденными расходами, составил 5,0 млн. рублей.

В целом по итогам проверок использования субвенций приняты следующие меры: средства, использованные не по целевому назначению, перечислены в бюджет; уставы, штатные расписания и другие документы приведены в соответствие с действующим законодательством, к административной ответственности привлечены 2 руководителя учреждений социальной защиты населения, а также заместитель главы Азовского района по социальным вопросам – заведующий Азовским районным отделом образования.

Следует отдельно отметить, что по результатам комплексной проверки города Таганрога, проведенной Палатой в 1 квартале 2014 года, в городе не был обеспечен полноценный комплекс мер по устранению нарушений и предупреждению их в дальнейшем. Поэтому с целью оценки работы органов местного самоуправления города Таганрога по реализации направленного представления, в 4 квартале Палатой проведена проверка полноты принятых мер по реализации представления Палаты, устранению отдельных нарушений, пресечению и предупреждению их в дальнейшем по результатам контрольного мероприятия, проведенного в феврале–марте 2014 года (аудитор – Калашникова Н.А.).

Палатой был выявлен широкий спектр нарушений по итогам комплексной проверки, проведенной в феврале–марте 2014 года. В частности, общая сумма нарушений при работе с государственной и муниципальной собственностью, составила 61,8 млн. рублей, при получении и возмещении бюджетных средств – 13,9 млн. рублей. Также были выявлены нарушения расходной части бюджета на общую сумму 5,5 млн. рублей, из них нецелевое использование – 958,0 тыс. рублей.

Последующая проверка, проведенная в 4 квартале, показала, что в Таганроге не устранены нарушения и недостатки, выявленные ранее, а также обнаружены аналогичные повторяющиеся нарушения.

Палатой установлено, что в расходной части бюджета не устранен в полном объеме ряд системных нарушений и выявлены иные нарушения и недостатки на общую сумму 168,9 млн. рублей, а также по средствам фонда ОМС на сумму 411,2 млн. рублей. Так, управлением капитального строительства не выполнены мероприятия по устранению неправомерного планирования и расходования бюджетных средств на сумму 77,5 млн. рублей, а также вновь допущено ненадлежащее планирование расходов в общей сумме 67,1 млн. рублей. Имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств на сумму 225,9 тыс. рублей. Допускались переплаты и недоплаты заработной платы, неподтвержденные расходы, неэффективное расходование бюджетных средств на общую сумму 21 млн. рублей. В Городской больнице скорой помощи (МБУЗ ГБСМП) допущены неподтвержденные расходы на сумму 264 млн. рублей, нарушено законодательство по торгам. Выявлены и другие нарушения.

Палатой также установлено непринятие должных мер и наличие системных продолжающихся нарушений в доходной части бюджета Таганрога при работе с муниципальной собственностью и земельными ресурсами. Допускались нарушения законодательства, утвержденных порядков при предоставлении и использовании земельных участков кадастровой стоимостью 240,9 млн. рублей. Не принимались необходимые действия по эффективному управлению земельными ресурсами при их востребованности. Кроме того, продолжался рост кредиторской и дебиторской задолженности муниципальных предприятий. Наблюдался рост долговых обязательств самого муниципального образования.

Палатой по результатам проверки составлено 6 административных протоколов, из них 5 протоколов по фактам нецелевого использования бюджетных средств и 1 протокол по факту нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов. А также в целях безотлагательного пресечения, предупреждения и устранения вновь выявленных нарушений бюджетного законодательства Палатой были направлены предписание и представление мэру города Таганрога Прасолову В.А. Кроме того, в финансовое управление города Таганрога направлено уведомление о применении бюджетных мер принуждения к Администрации города Таганрога по установленным фактам нецелевого использования бюджетных средств.

Результаты контрольного мероприятия были доложены председателем Палаты В.И. Хрипуном на прошедшем в г. Таганроге 14 ноября 2014 года выездном заседании Правительства Ростовской области под председательством Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева.

По установленным фактам нарушений в сфере здравоохранения Палатой направлен акт по МБУЗ ГБСМП в прокуратуру Ростовской области. В целях устранения нарушений при распоряжении государственной и муниципальной собственностью направлены иски на сумму 712,1 тыс. рублей. Из них присуждена ко взысканию сумма задолженности 158,5 тыс. рублей.

Во исполнение представления и предписания Палаты, направленных в адрес мэра города по результатам контрольного мероприятия, органами местного самоуправления принято 12 муниципальных правовых актов и распорядительных документов. За допущенные нарушения по нецелевому расходованию бюджетных средств наложено административных штрафов на общую сумму 62,35 тыс. рублей. Привлечены к дисциплинарной ответственности 10 должностных лиц, уволены главный врач МБУЗ ГБСМП и начальник управления капитального строительства города Таганрога. Произведен перерасчет и выплаты сотрудникам в результате недоплаты заработной платы. Приняты иные меры.

2.2. Проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов

В соответствии с требованиями статьи 5 Областного закона от 22 октября 2005 года № 380-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» в отчетном году проведены проверки годовых отчетов об исполнении местных бюджетов 61 муниципального образования области.

В соответствии с Областным законом от 14 сентября 2011 года № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» проверки осуществлялись на основе стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проверка годового отчета об исполнении местного бюджета». Согласно стандарту целью проведения таких проверок является выражение мнения о достоверности годовой отчетности бюджета муниципального образования и соответствии порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации.

Как показали проверки, отчетность об исполнении бюджетов муниципальных образований, в целом, соответствовала требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и утвержденному порядку составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Палатой отмечается положительная тенденция в части соблюдения органами местного самоуправления законодательства по организации и проведению ими внешних проверок, повышения качества бюджетной отчетности.

Отдельные недостатки и нарушения заполнения показателей в составе бюджетной отчетности, как правило, не влияли на достоверность отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Установленные в ряде муниципальных образований нарушения и недостатки, в частности, были связаны с несоответствием приложений и форм бюджетной отчетности нормативным документам, искажением отчетных данных.

Так, например, в Ажиновском и Манычском сельских поселениях Багаевского района, Кутейниковском сельском поселении Зимовниковского района, Валуевском, Киевском, Кормовском, Краснопартизанском, Первомайском, Подгорненском и Привольненском сельских поселениях Ремонтненского района были неверно указаны наименования отдельных кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

В бюджетной отчетности Ажиновского сельского поселения Багаевского района, а также Боковского района и входящих в его состав Верхнечирского и Краснозоринского сельских поселений, Барабанщиковского и Жуковского сельских поселений Дубовского района, Заветинского района и входящих в его состав Киселевского, Кичкинского, Никольского, Савдянского, Тюльпановского, Федосеевского, Фоминского и Шебалинского сельских поселений, Неклиновского района и входящего вего состав Лакедемоновского сельского поселения, Ремонтненского района ивходящего в его состав Киевского сельского поселения отсутствовал ряд показателей.

В формах бюджетной отчетности Боковского района, Валуевского, Денисовского, Киевского, Кормовского, Краснопартизанского, Первомайского, Подгорненского и Привольненского сельских поселений Ремонтненского района были установлены расхождения и несоответствия, не позволяющие сделать вывод о достоверности годовой отчетности бюджета муниципального образования. В Манычском сельском поселении Багаевского района отсутствовали наименования разделов пояснительной записки, а в Кутейниковском сельском поселении Зимовниковского района было неверно указано наименование раздела классификации расходов бюджетов.

В Кутейниковском сельском поселении Зимовниковского района, Валуевском сельском поселении Ремонтненского района годовая бюджетная отчетность была представлена проверке не в полном объеме.

В муниципальных образованиях Ажиновского сельского поселения Багаевского района, Барабанщиковского и Жуковского сельских поселений Дубовского района, Кутейниковского сельского поселения Зимовниковского района, Валуевского, Денисовского, Калининского и Киевского сельских поселений Ремонтненского района были недостоверно либо необоснованно отражены отдельные показатели отчетности по исполнению бюджетных назначений.

Кроме того, Палатой также были установлены отдельные нарушения и недостатки в утвержденных представительными органами муниципальных образований годовых отчетах об исполнении местных бюджетов.

Так, в текстовой части решения Собрания депутатов Кутейниковского сельского поселения Зимовниковского района были отражены недостоверные данные результата исполнения бюджета поселения в части занижения общего объема дефицита бюджета. В Киевском и Краснопартизанском сельских поселениях Ремонтненского района результат исполнения бюджета поселений был утвержден как профицит вместо дефицита, а в приложении к отчету об исполнении бюджета Киевского сельского поселения «Доходы бюджета сельского поселения по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета поселения за 2013 год» доходы были отражены в разрезе администраторов.

Не соответствовали статье 264.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации наименования отдельных приложений к отчетам об исполнении бюджетов Кутейниковского сельского поселения Зимовниковского района и Подгорненского сельского поселения Ремонтненского района. Кроме того, решение Собрания депутатов Кутейниковского поселения «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Кутейниковском сельском поселении», а также аналогичные решения Собраний депутатов Валуевского, Денисовского и Киевского сельских поселений Ремонтненского района не соответствовали пункту 4 статьи 264.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части сроков предоставления администрациями поселений годовых отчетов об исполнении бюджетов в Собрания депутатов поселений.

При осуществлении органами местного самоуправления внешних проверок годовых отчетов об исполнении местных бюджетов до их рассмотрения в представительных органах муниципальных образований был также допущен ряд нарушений и недостатков.

Так, в нарушение пункта 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешние проверки отчетов об исполнении бюджетов Валуевского, Денисовского, Калининского, Киевского, Кормовского, Краснопартизанского, Первомайского, Подгорненского и Привольненского сельских поселений Ремонтненского района были проведены неуполномоченным органом – администрацией Ремонтненского района. Кроме того, положения о бюджетном процессе в Кормовском, Краснопартизанском, Первомайском, Подгорненском и Привольненском сельских поселениях, утвержденные решениями Собраний депутатов данных поселений, не соответствовали требованиям этого же пункта Бюджетного кодекса Российской Федерации в части выбора органов местного самоуправления поселения, уполномоченных на проведение внешних проверок годовых отчетов.

В нарушение пункта 4 статьи 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации в заключении о результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Кутейниковского сельского поселения Зимовниковского района не были отражены данные о результатах внешней проверки годовой бюджетной отчетности главного распорядителя средств местного бюджета – администрации поселения, а по результатам внешних проверок годовых отчетов об исполнении бюджетов Валуевского, Калининского, Киевского, Кормовского, Краснопартизанского, Первомайского, Подгорненского и Привольненского сельских поселений Ремонтненского района не были подготовлены заключения.

Кроме того, в нарушение пунктов 1 и 4 статьи 264.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации внешние проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов Валуевского и Калининского сельских поселений Ремонтненского района были осуществлены без проведения внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств муниципальных образований.

Помимо этого, положения о бюджетном процессе в Валуевском, Денисовском, Калининском, Киевском, Кормовском, Краснопартизанском, Первомайском, Подгорненском и Привольненском сельских поселениях Ремонтненского района, утвержденные решениями Собраний депутатов этих поселений, не соответствовали пункту 5 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части направления заключений на годовые отчеты об исполнении бюджетов в местные администрации.

В целом, нарушения и недостатки при осуществлении проверок были установлены Палатой в 31 муниципальном образовании области.

По итогам проведенных проверок органам местного самоуправления были даны рекомендации по устранению выявленных нарушений и оптимизации бюджетного процесса.

Заключения по результатам проведенных Палатой проверок отчетов об исполнении местных бюджетов были рассмотрены на заседаниях коллегии Палаты и направлены в представительные и исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований. В адрес главы Кутейниковского сельского поселения Зимовниковского района было направлено представление, во исполнение которого органами местного самоуправления был обеспечен комплекс мероприятий по созданию условий по недопущению нарушений и недостатков в дальнейшем, соблюдению порядка составления отчетности об исполнении бюджета, усилению контроля за достоверностью отражения показателей в формах бюджетной отчетности и укреплению бюджетной дисциплины, а также применены меры дисциплинарного взыскания к начальнику сектора экономики и финансов и главному бухгалтеру поселения.

2.3. Проверки использования средств областного бюджета главными распорядителями бюджетных средств

В отчетном году Палатой проведены проверки по использованию бюджетных средств 14 главными распорядителями средств областного бюджета. При этом была соблюдена предусмотренная областным законодательством обязательная периодичность этих проверок – один раз в два с половиной года.

В соответствии с Областным законом от 14 сентября 2011 года № 667-ЗС «О Контрольно-счетной палате Ростовской области» проверки осуществлялись на основе стандарта внешнего государственного финансового контроля «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств областного бюджета главными распорядителями бюджетных средств». Согласно стандарту предметом контрольного мероприятия является деятельность главных распорядителей средств областного бюджета:

по распределению и использованию бюджетных средств;

по обеспечению соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В программы контрольных мероприятий включались вопросы, связанные с участием главного распорядителя средств областного бюджета в реализации областных долгосрочных целевых программ, в том числе в качестве государственного заказчика – координатора программы; вопросы, связанные с организацией системы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, их эффективностью, своевременностью освоения бюджетных средств, а также осуществлением внутреннего финансового контроля и других полномочий главных распорядителей средств областного бюджета. В ходе контрольных мероприятий проводились выборочные проверки отдельных подведомственных им бюджетных учреждений, а также получателей межбюджетных трансфертов.

Всего в ходе проверок использования средств областного бюджета главными распорядителями бюджетных средств было проверено 22 министерства, ведомства и подведомственных учреждения, объем проверенных средств составил 4 920,2 млн. рублей.

В целом, отмечено снижение нарушений и недостатков в использовании министерствами и ведомствами средств областного бюджета на содержание их аппаратов. Проведенные проверки показали, что главными распорядителями средств областного бюджета соблюдались требования действующего законодательства, нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение областного бюджета. Выделенные средства позволили обеспечить выполнение возложенных на органы исполнительной власти государственных функций и задач.

Применение конкурсных процедур при размещении заказов для государственных нужд в ряде случаев обусловило экономию средств областного бюджета.

Вместе с тем Палатой отмечался низкий уровень исполнения бюджетных назначений отдельными главными распорядителями средств областного бюджета.

Так, исполнение областного бюджета по расходам минпромэнерго Ростовской области составило в 2013 году – 316,5 млн. рублей, или 63,3 % годового плана. Основные причины низкого уровня исполнения бюджетных назначений, помимо неисполнения договорных обязательств, экономии по торгам и фактам выполнения услуг, были связаны с особенностями исполнения областного бюджета в ноябре–декабре 2013 года (в связи с замедлением темпов экономического роста в Российской Федерации и снижением ранее запланированных темпов поступления собственных доходов областного бюджета Правительством Ростовской области были разработаны и приняты распоряжения от 30 октября2013 года № 240, от 29 ноября 2013 года № 272, устанавливающие особые подходы исполнения областного бюджета в ноябре, декабре 2013 года). Следует отметить, что в первом полугодии 2014 года исполнение плановых ассигнований указанным министерством также характеризовалось невысокими показателями – 93,5 млн. рублей, или 29,3 % к уточненным годовым назначениям.

Исполнение областного бюджета по расходам Ростобрнадзором составило в 2013 году –30,6 млн. рублей, или 79,6 % годового плана. Неисполнение бюджетных ассигнований было допущено, в основном, по расходам, финансируемым из федерального бюджета на осуществление переданных полномочий по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования, в связи с отсутствием в 2013 году федеральных нормативных правовых актов по оплате труда экспертов, привлекаемых при проведении контрольно-надзорных мероприятий в области образования. Неиспользованный остаток субвенции, полученной из федерального бюджета, в размере 7,8 млн. рублей был перечислен Ростобрнадзором в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Проверка минимущества Ростовской области показала, что наибольшая часть неосвоенных в 2013 году этим главным распорядителем бюджетных ассигнований (15,2 млн. рублей, или 13,2 % годовых назначений), помимо экономии по итогам проведения запроса котировок на оказание услуг по оценке земельных участков, была связана, в основном, с недостижением соглашения с собственниками о выкупной стоимости земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд Ростовской области путем выкупа, а также с невыполнением условий государственного контракта на оказание услуг по кадастровой оценке земельных участков.

Проверками главных распорядителей средств областного бюджета были установлены отдельные факты нарушений действующего федерального и областного законодательства по учету и управлению бюджетными средствами, целевому, рациональному и эффективному их использованию. Так, нецелевое использование бюджетных средств, установленное проверкой Региональной службы ГСН РО, в общей сумме 0,1 млн. рублей было связано с осуществлением расходов на повышение квалификации государственных служащих за счет ассигнований, предусмотренных на другие цели. Необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 11.1. Областного закона «Об административных правонарушениях» по факту нецелевого использования бюджетных средств в отношении руководителя Региональной службы ГСН РО был составлен протокол об административном правонарушении.

В ходе проверки минтруда области Палатой были установлены нарушения, связанные с перечислением средств на общую сумму 587,2 млн. рублей транспортным организациям на возмещение фактических расходов за предоставленный бесплатный проезд льготным категориям граждан при отсутствии актов сверки и счетов-фактур, по оформленным ненадлежащим образом актам проверки реестров, при отсутствии подписей уполномоченных лиц и др.

Кроме того, по итогам проверок 9 главных распорядителей средств областного бюджета были выявлены такие нарушения как переплаты и недоплаты заработной платы, неположенные выплаты, сверхнормативные расходы. В их числе – минспорта Ростовской области (0,03 млн. рублей), минсельхозпрод области (0,3 млн. рублей), минпромэнерго Ростовской области (0,03 млн. рублей), минприроды Ростовской области в части расходов ДЛХ РО (0,02 млн. рублей), комитет по управлению архивным делом Ростовской области (0,04 млн. рублей), Ростфинконтроль (0,003 млн. рублей), Госжилинспекция области (0,4 млн. рублей), Ростобрнадзор (0,07 млн. рублей), Региональная служба ГСН РО (0,1 млн. рублей). Ряд нарушений был установлен также в ходе проверок государственных областных учреждений, а также отдельных получателей субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

По-прежнему часто встречающимися нарушениями являются нарушения правил учета государственных средств, правил бухгалтерского учета и отчетности, а также нарушения при планировании и предоставлении средств в бюджетной системе. Такие нарушения были установлены в ходе проверок 11 главных распорядителей средств областного бюджета.

По результатам проведенных проверок главными распорядителями средств областного бюджета приняты меры по устранению выявленных нарушений в полном объеме, в том числе восстановлены средства областного бюджета, приведены в соответствие с действующим законодательством штатные расписания, должностные оклады и положения о премировании, а также другие документы по расходованию бюджетных средств. За допущенные нарушения к дисциплинарной ответственности привлечено 21 должностное лицо, к административной – 1 человек.

В соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации Палатой в ходе контрольных мероприятий проводилась оценка осуществления отдельными главными распорядителями средств областного бюджета финансового контроля в сфере своей деятельности. Наряду с положительной динамикой проводимой контрольной работы, имеется ряд недостатков в организации финансового контроля, требующий продолжения работы по совершенствованию его форм и методов.

Так, в ДЛХ РО не в полной мере обеспечивался надлежащий контроль за деятельностью подведомственных учреждений, что повлекло за собой ряд нарушений и недостатков, выявленных Палатой в ходе проверок 3-х таких учреждений по вопросу наличия, целевого и эффективного использования, правильности ведения бухгалтерского учета и регистрации техники и оборудования, приобретенных за счет средств подпрограммы «Охрана, защита и воспроизводство лесов в Ростовской области на 2011–2015 годы» областной долгосрочной целевой программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области на 2011–2015 годы».

Недостаточность работы с учреждениями, находящимися в ведении минспорта Ростовской области, с целью предупреждения нарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий, отсутствие должного финансового контроля были отмечены Палатой при проведении проверкицелевого и эффективного использования средств, направленных из областного бюджета на реализацию программных мероприятий по развитию физической культуры и спорта в Ростовской области, при заключении договоров и расходовании средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятий Областной долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011–2014 годы» и государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Минпромэнерго Ростовской области не была организована работа по приведению своих правовых актов по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствие с постановлением Правительства Ростовской области от 31 декабря 2013 года № 889 «Об утверждении порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита». Кроме того, порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности ГБУ РО «Ростоблгазификация», подведомственного этому министерству, не соответствовал Положению об осуществлении органами исполнительной власти Ростовской области функций и полномочий учредителя государственного бюджетного учреждения Ростовской области, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 30 декабря 2011 года № 319 и т.д.

По результатам проверок отдельным главным распорядителям было предложено обеспечить осуществление внутреннего финансового контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ростовской области; принять меры по утверждению порядка проведения внутреннего финансового аудита; активизировать проведение разъяснительной работы в подведомственных учреждениях о применении норм и требований действующего законодательства и ответственности за их соблюдение; а также продолжить работу по совершенствованию организации финансового контроля в сфере своей деятельности и осуществлять контроль за устранением подведомственными учреждениями выявленных проверками нарушений.

2.4. Внешние проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств за 2013 год. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год

В соответствии с Областным законом от 3 августа 2007 года № 743-ЗС «О бюджетном процессе в Ростовской области» в отчетном году проведены плановые внешние проверки бюджетной отчетности 41 главного распорядителя средств областного бюджета. Анализ результатов внешних проверок показал, что бюджетная отчетность соответствует требованиям бюджетного законодательства, показатели консолидированной бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета подтверждаются данными бюджетной отчетности получателей бюджетных средств.

Установленные нарушения, в целом, не повлияли на годовую бюджетную отчетность главных распорядителей средств областного бюджета и на показатели отчета об исполнении областного бюджета за 2013 год в части отражения исполнения плановых назначений по доходам и расходам, и касались, в основном, соблюдения требований нормативных правовых актов о составлении и предоставлении отчетности (полнота предоставления и отражения информации, искажения и несоответствия отдельных показателей бюджетной отчетности).

Следует отметить, что результаты настоящих внешних проверок отдельных главных распорядителей средств областного бюджета по сравнению с результатами аналогичных проверок прошлых периодов свидетельствуют об исключении ряда ранее установленных нарушений.

Замечания Палаты были учтены. Результаты внешних проверок бюджетной отчетности были использованы при подготовке заключения Палаты на отчет об исполнении областного бюджета за 2013 год, которое представлено Губернатору Ростовской области и в Законодательное Собрание Ростовской области в установленный срок.

В соответствии со статьей 149 Бюджетного кодекса Российской Федерации Палатой проведена проверка отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год.

Проверкой было установлено, что показатели отчета об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год соответствуют показателям других форм, входящих в состав бюджетной отчетности фонда, а также показателям отчета об исполнении областного бюджета за 2013 год.

Заключение на отчет об исполнении бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2013 год, подготовленное по результатам проверки, было направлено Законодательному Собранию Ростовской области.

2.5. Тематические проверки

В соответствии с планом работы Палатой проведено 15 тематических контрольных мероприятий.

Приоритетными направлениями контрольной деятельности Палаты в отчетном году являлись вопросы реализации программных мероприятий в различных отраслях и оценка эффективности использования средств областного бюджета с применением возможностей такого вида проверок, как аудит эффективности использования бюджетных средств.

2.5.1. Палатой в отчетном году проведен аудит эффективности использования медоборудования, приобретенного в рамках реализации Областной долгосрочной целевой программы «Модернизация здравоохранения Ростовской области на 2011–2013 годы» (далее – Программа) (аудитор – Костюченко М.Ф.).Эта работа проводилась во взаимодействии с комитетом Законодательного Собрания Ростовской области по социальной политике, труду, здравоохранению и межпарламентскому сотрудничеству.

Контроль за реализацией мероприятий Программы, использованием выделенных на эти цели средств и медоборудования осуществлялся Палатой систематически, начиная с 2011 года. В течение 2011–2013 годов было проверено использование около 40 % средств в минздраве области, ТФОМС Ростовской области, 54 медицинских организациях; 7,2 тыс. единиц медоборудования общей стоимостью 3 193,8 млн. рублей. Неоднократно проводился анализ использования 100 % медоборудования, поставленного во все медицинские организации Ростовской области.

В ходе аудита эффективности Палатой основное внимание было уделено изучению эффективности использования медоборудования в медицинских организациях с целью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи гражданам Ростовской области.

Оснащение медоборудованием являлось наиболее крупным мероприятием Программы, на реализацию которого было направлено 5 900,1 млн. рублей, или 45,4 % от ее финансирования.

 


Информация по документу
Читайте также