Расширенный поиск

Постановление Правительства Ростовской области от 30.07.2015 № 485

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 30.07.2015 № 485

 

г. Ростов-на-Дону

 

 

Об утверждении Стратегии
развития отрасли информационных
технологий в Ростовской области на 2015
2020 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ростовской области

от 19.09.2016 № 652; от 15.03.2017 № 165)

 

В целях повышения эффективности и уровня конкурентоспособности в сфере предпринимательства, устойчивого социального развития с использованием информационно-коммуникационных технологий на территории Ростовской области, а также реализации части 3 раздела II Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р, и постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года» Правительство Ростовской области  постановляет:

 

1. Утвердить Стратегию развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы согласно приложению.

2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Ищенко А.В.

 

 

Временно исполняющий обязанности

   Губернатора Ростовской области                                                 В.Ю. Голубев

 

 

Постановление вносит

министерство информационных
технологий и связи
Ростовской области

 

 

 

Приложение

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 30.07.2015 № 485

 

 

СТРАТЕГИЯ

развития отрасли информационных
технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы

 

(В редакции Постановления Правительства Ростовской области

от 19.09.2016 № 652; от 15.03.2017 № 165)

 

1. Введение

 

Настоящая Стратегия развития отрасли информационных технологий в Ростовской области на 2015 – 2020 годы (далее – Стратегия) направлена на реализацию основных положений Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года в части развития сферы информационных технологий.

Стратегия определяет цели, задачи и основные направления развития отрасли информационных технологий в Ростовской области, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. Стратегия определяет возможности активизации ресурсов и компетенций в отрасли информационных технологий, механизмы развития инновационной деятельности и привлечения инвестиций, совершенствование подготовки кадров в сфере информационных технологий и насыщение рынка труда специалистами, формирование в Ростовской области инфраструктуры кластера в сфере информационных технологий.

В Стратегии под отраслью информационных технологий понимается совокупность региональных компаний, осуществляющих следующие виды деятельности:

предоставление услуг в сфере информационных технологий: разработка программного обеспечения, проектирование, внедрение и тестирование информационных систем, консультирование по вопросам информатизации;

разработка аппаратно-программных комплексов с высокой добавленной стоимостью программной части;

удаленная обработка и предоставление информации, в том числе на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет);

разработка тиражного программного обеспечения.

Стратегия разработана с учетом:

Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной приказом Президента Российской Федерации от 07.02.2008 № Пр-212;

Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р;

Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 № 2036-р;

государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313;

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

плана мероприятий («дорожная карта») «Развитие отрасли информационных технологий», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2602-р;

Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067;

государственной программы Ростовской области «Информационное общество», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 594;

Концепции кластерного развития Ростовской области на 2015 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 12.03.2015 № 164.

Реализация Стратегии будет содействовать повышению качества жизни населения Ростовской области, уровня развития и эффективности предпринимательства, малого, среднего и крупного бизнеса, устойчивому и стабильному социальному развитию и высокому уровню конкурентоспособности Ростовской области в долгосрочной перспективе.

 

2. Понятия и сокращения

 

В настоящей Стратегии используются следующие понятия:

кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом;

ИТ-кластер – кластер, включающий предприятия и учреждения сектора информационных технологий (далее – ИТ), взаимодополняющие друг друга в достижении целей регионального экономического развития и усиливающие конкурентные преимущества отдельных компаний, которые за счет взаимодействия создают продукты и услуги с более высокой прибавочной стоимостью для местного, межрегионального и глобального рынков;

ИТ-парк технопарк в области информационных технологий. Представляет собой бизнес-центр, в котором размещаются ИТ-компании, бизнес-инкубатор, коворкинг, конференц-зал, учебный центр и другие структуры, обслуживающие резидентов ИТ-парка и создающие комфортные условия для работы и развития. Цель работы ИТ-парка: ускорить развитие ИТ-компаний и увеличить долю ИТ-отрасли в экономике региона;

коворкинг – модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности;

стартап (стартап-компания) – компания, находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий.

 

3. Анализ текущего состояния и проблем развития ИТ-сферы

 

Развитие информационного общества, современных технологий, систем электронного правительства является условием и одновременно предпосылкой для формирования экономики нового технологического уклада, который основан на производстве и использовании знаний, общественно-политической, социально-экономической и технологической интеграции Ростовской области в единое информационное пространство.

Современные информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) представляют собой принципиально новые возможности для повышения качества жизни населения, обеспечивают условия для реализации конституционных прав граждан в получении современного образования всех уровней и ступеней при равных возможностях. Использование технологий современного информационного общества является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.

 

3.1. Современное состояние ИТ-отрасли в Ростовской области

 

Институтом развития информационного общества (г. Москва) при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации ежегодно формируется рейтинг готовности регионов России к информационному обществу на основании данных Федеральной службы государственной статистики и отраслевых министерств. В опубликованном за 2012 год рейтинге Ростовская область находится на 42-м месте среди 83 субъектов Российской Федерации.

Данный рейтинг имеет две основные составляющие расчета:

показатели, характеризующие факторы развития информационного общества (три группы факторов: ИКТ-инфраструктура, человеческий капитал и экономическая среда для использования ИКТ);

показатели использования ИКТ для развития в шести областях: государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства.

По интегральному показателю, характеризующему факторы развития информационного общества, Ростовская область занимает 27-е место среди 83 субъектов Российской Федерации и лидирующее место в Южном федеральном округе (далее – ЮФО).

Однако по интегральному показателю использования ИКТ для развития субъекта Российской Федерации Ростовская область характеризуется 53-м местом в общем списке из 83 субъектов Российской Федерации и лишь 4-м местом в ЮФО, что свидетельствует о низком уровне использования ИКТ в шести областях развития региона: государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, культуре, здравоохранении и домохозяйствах (включая показатели использования ИКТ населением).

Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Ростовской области характеризуется показателями ниже средних по Российской Федерации.

Так, в 2013 году из 83 субъектов Российской Федерации Ростовская область занимала:

62-е место по индексу телефонной плотности фиксированной электросвязи (число телефонных аппаратов на 100 человек населения) со значением 22,9 единицы, среднее по Российской Федерации – 28,9 единицы;

48-е место по индексу проникновения подвижной сотовой связи (число абонентов на 100 человек населения) со значением 172 абонента, среднее по Российской Федерации – 193 человека;

45-е место по показателю «Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств» со значением 67 процентов, среднее по Российской Федерации – 69,1 процента;

59-е место по показателю «Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет» со значением 76,1 процента, среднее по Российской Федерации – 79,4 процента.

Уровень использования ИКТ организациями Ростовской области, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, приведен в приложении № 1 к настоящей Стратегии.

По ряду параметров, характеризующих развитие ИТ-отрасли, Ростовская область, как и другие субъекты Российской Федерации в ЮФО, демонстрирует уровень ниже среднего по Российской Федерации. Характерной чертой для Ростовской области является уровень развития информационного общества и процессов информатизации бизнес-структур и органов власти, не в полной мере отвечающий современным потребностям общества.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, количество персональных компьютеров в расчете на 100 работников в Ростовской области составляет 41 единицу, в то время как среднее по Российской Федерации – 44, в свою очередь количество персональных компьютеров с доступом к возможностям сети Интернет – 23 единицы (среднее по Российской Федерации – 26). Общие затраты на информационные технологии в 2013 году в Ростовской области составили 7,6 млрд. рублей (0,6 процента от общего объема затрат на ИКТ в Российской Федерации).

Фактором, сдерживающим инновационное развитие, характерным как для экономики Российской Федерации, так и для Ростовской области, является недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного промышленного бизнеса, выражающийся во фрагментарном его участии в реализации научно-исследовательских программ и инновационных проектов.

Тем не менее, существуют факторы, оказывающие положительное влияние на модернизацию и инновационное развитие Ростовской области, такие как:

положительная инвестиционная динамика (повышение качества инвестиционных программ и проектов; реализация крупномасштабных сложных проектов; проникновение иностранного инвестиционного капитала);

высокий уровень развития малого бизнеса в Ростовской области (количество малых предприятий в Ростовской области в 2013 году – 54 744).

Факторами, оказывающими положительное влияние, также служат:

необходимость инновационного развития, позиционирующаяся в общих стратегических документах, посвященных социально-экономическому развитию, таких как Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р, Областной закон от 28.11.2006 № 591-ЗС «Об инновационной деятельности в Ростовской области», Стратегия социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года, утвержденная постановлением Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067;

наличие развитой системы инновационной инфраструктуры  (на территории Ростовской области функционирует некоммерческое партнерство «Единый региональный центр инновационного развития Ростовской области», включая интегрированные структурные подразделения – Центр кластерного развития и Региональный Центр инжиниринга; более 100 организаций, выполняющих научные исследования и разработки; технопарки, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования);

наличие инструментов поддержки и развития инновационной деятельности, предусмотренных нормативными правовыми актами Ростовской области (государственная программа Ростовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденная постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 599, постановления Правительства Ростовской области, регламентирующие предоставление прямых форм финансовой поддержки).

Факторами же, оказывающими отрицательное влияние, являются:

отсутствие эффективной рыночной конкуренции;

отсутствие масштабного производства инновационной продукции;

недостаточно высокий уровень инновационной активности крупного бизнеса;

сохраняющийся разрыв в цепочке «наука – образование – бизнес»;

низкий уровень квалификации рабочей силы (управленческого и инженерного персонала);

низкий уровень информатизации, препятствующий формированию и развитию информационного общества.

Как следует из факторов, определяющих ИТ-развитие, Ростовская область обладает высоким потенциалом инновационного развития, в том числе в развитии ИТ-отрасли.

Данный факт подтверждается, в частности, высокой позицией Ростовской области в «Рейтинге инновационной активности регионов России», который составляется Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Согласно данному рейтингу, Ростовская область демонстрирует стабильно среднюю инновационную активность: в общем списке из 83 субъектов Российской Федерации Ростовская область в 2013 году заняла 26-е место (31-е место в 2012 году, 36-е место в 2011 году).

Кроме того, у Ростовской области очень высокий показатель количества исследований и разработок среди субъектов ЮФО Российской Федерации (Приложение № 1 к настоящей Стратегии).

Однако наиболее значимой проблемой, характерной как для Ростовской области, так и для Российской Федерации в целом, является низкая результативность инновационной деятельности. В развитых странах ежегодно на каждом втором предприятии внедряются новые технологии, продукты и процессы. В Российской Федерации этот показатель пока не поднимается и до 10 процентов, а в Ростовской области данный показатель не достигает даже значения среднего по Российской Федерации. Анализ данных, представленных в приложении № 1 к настоящей Стратегии, свидетельствует о низком внедрении технологических инноваций на предприятиях Ростовской области (7,3 процента в 2013 году по сравнению со средним значением по Российской Федерации 8,9 процента), несмотря на возросший за последние 2 года уровень затрат на технологические инновации. Недостаточно высокой (ниже средней по Российской Федерации) остается и доля инновационных товаров, работ и услуг в объемах отгрузки, хотя по сравнению с 2011 годом данный показатель возрос в 1,8 раза.

Для повышения показателя доходности ИТ-инноваций необходимо сформировать среду для ускоренного и эффективного взаимодействия между участниками рынка информационных технологий в виде ИТ-кластера, который будет способствовать возникновению и развитию новых инновационных ИТ-компаний, выпускающих продукты мирового уровня как для Российской Федерации, так и для международного рынка. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности экономики Ростовской области.

Для достижения основных целей развития информационных технологий в Ростовской области необходимо создавать технопарки, центры обработки данных, стимулировать внедрение решений в сфере ИКТ для секторов экономики, развивать электронный документооборот, широкополосный доступ в сеть Интернет.

 

3.2. Роль органов государственной власти региона

в развитии ИТ-отрасли

 

Стратегией развития отрасли информационных технологий Российской Федерации обозначено, что государственная политика в отношении создания условий и обозначения приоритетов для развития ИТ-отрасли Российской Федерации во многом определит ее облик вплоть до 2025 года.

Правительство Ростовской области, следуя основным положениям данной Стратегии, уделяет особое внимание созданию условий для ускорения развития ИТ-отрасли Ростовской области.

В 2012 году создан Координационный совет по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области (далее – Координационный совет). Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 126 «О Координационном совете по вопросам развития информационного общества и формирования электронного правительства в Ростовской области» утверждены положение о Координационном совете и его состав. Возглавляет Координационный совет заместитель Губернатора Ростовской области, ответственный за развитие ИКТ.

Основными функциями Координационного совета являются:

подготовка предложений по определению основных направлений внедрения ИКТ и приоритетов финансирования проектов в данной сфере в Ростовской области;

координация работ по обеспечению перевода в электронную форму процесса предоставления государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Ростовской области, в части создания технологических условий для межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных (муниципальных) услуг;

обеспечение координации межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области на основе использования ИКТ;

подготовка предложений Губернатору Ростовской области по вопросам развития ИКТ и оказания государственных услуг в электронной форме.

Постановлением Правительства Ростовской области от 06.12.2012 № 1054 создана комиссия по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг и организации межведомственного взаимодействия в Ростовской области (далее – Комиссия), являющаяся коллегиальным органом.

Задачами Комиссии определены:

подготовка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственных и муниципальных услуг, в части, касающейся исключения норм, препятствующих предоставлению таких услуг по принципу «одного окна»;

обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти Ростовской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными учреждениями – отделениями государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области, многофункциональными центрами (МФЦ) и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в Ростовской области, а также организации межведомственного взаимодействия;

рассмотрение проектов правовых актов и иных документов, связанных с организацией межведомственного взаимодействия;

подготовка предложений по организации межведомственного взаимодействия;

одобрение технологических карт межведомственного взаимодействия.

Кроме того, Правительство Ростовской области уделяет особое внимание развитию взаимодействия государственных структур, ИТ-предприятий региона и экспертного сообщества.

По инициативе министерства информационных технологий и связи Ростовской области в 2012 году создан Совет конструкторов ИТ-систем Ростовской области (далее – Совет конструкторов), в состав которого входят представители органов исполнительной власти, профильных учебных заведений и бизнес-сообщества. Совет конструкторов является коллегиальным совещательным органом, рассматривающим вопросы, связанные с определением приоритетных направлений развития информационно-телекоммуникационных технологий в Ростовской области.

С целью установления диалога между властью и обществом, а также учета мнения общественных объединений и иных некоммерческих организаций, представителей профессионального сообщества при решении наиболее важных вопросов в сфере ИКТ в 2013 году был создан общественный совет при министерстве информационных технологий и связи Ростовской области.

Также в 2013 году постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 594 утверждена государственная программа Ростовской области «Информационное общество», в которой отмечено, что, несмотря на стремительный рост спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления Ростовской области, их внедрение не всегда приводит к пропорциональному повышению качества функционирования государственного аппарата. Между органами государственной власти и органами местного самоуправления Ростовской области сохраняется значительный разрыв в использовании ИКТ в своей деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный, ведомственный характер.

Ведомственная разобщенность информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области приводит к дублированию информационных ресурсов, потере актуальности и достоверности информации, что в свою очередь ведет к дополнительным финансовым затратам. Для устранения данной проблемы следует проводить своевременную синхронизацию информационных ресурсов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области.

При создании информационных систем не используется системный структурный проектный подход. Постановлением Правительства Ростовской области от 10.04.2014 № 231 «Об утверждении требований к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств областного бюджета Ростовской области» определены требования к учету и классификации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, создаваемых и приобретаемых за счет средств областного бюджета Ростовской области. Согласно данному постановлению целями учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (далее – ИТКИ) являются:

обеспечение единства принципов создания, развития, модернизации и эксплуатации информационных систем и компонентов ИТКИ, приобретаемых за счет средств бюджета Ростовской области;

повышение эффективности использования ИКТ органами исполнительной власти Ростовской области.

Вместе с тем, отсутствие на уровне Правительства Ростовской области нормативного акта, определяющего уполномоченный орган и порядок координации мероприятий по использованию ИКТ, развитию, модернизации и эксплуатации информационных систем и ИТКИ, осуществляемых органами исполнительной власти Ростовской области (далее – ОИВ РО), не позволяет в полной мере создать эффективную систему проектного управления мероприятиями по информатизации в органах исполнительной власти.

Таким образом, уровень развития информационной инфраструктуры Ростовской области, использования ИКТ в производстве и государственном управлении не в полной мере соответствует задачам диверсификации экономики, повышения конкурентоспособности региона, благосостояния и качества жизни граждан, укрепления безопасности жизнедеятельности населения. Однако анализ статистических данных показывает, что Ростовская область обладает хорошим потенциалом инновационного развития, в том числе развития ИТ-отрасли.

 

3.3. Основные цели и задачи развития ИТ-отрасли

в Ростовской области

 

В Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года важная роль отводится развитию информационно-телекоммуникационной среды, современных технологий, способствующих повышению качества жизни населения и обеспечению устойчивого и стабильного социально-экономического развития Ростовской области.

Согласно Концепции региональной информатизации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2769-р, основными целями региональной информатизации являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий;

выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах Российской Федерации;

формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

На основании целей, указанных в вышеуказанных документах, определены цели развития ИТ-отрасли в Ростовской области:

повышение благосостояния и качества жизни населения области на основе развития современных ИКТ;

повышение эффективности и конкурентоспособности различных сфер экономики Ростовской области в результате использования современных информационных технологий;

использование результатов космической деятельности в работе органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

увеличение вклада отрасли информационных технологий области в валовый региональный продукт;

рост эффективности государственного управления, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг в области.

Показатели совершенствования системы государственного управления, которые необходимо достичь к 2018 году, определены в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»:

уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг – не менее 90 процентов;

доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, – не менее 70 процентов.

Развитие информационного общества в Ростовской области базируется на следующих принципах:

создание благоприятной среды для развития информационной инфраструктуры;

опережающее развитие информационной инфраструктуры относительно развития отраслей экономики;

обеспечение доступа граждан к информации, использованию ИКТ;

повышение уровня безопасности при использовании ИКТ;

содействие развитию глобального информационного общества.

Задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области определены с учетом Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года:

развитие механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием ИКТ, включая использование единого и регионального порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями; (В редакции Постановления Правительства Ростовской области от 15.03.2017 № 165)

повышение доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;

обеспечение информационной безопасности информационных систем, ИТКИ области и муниципальных образований;

развитие инфраструктуры технологических ИТ-кластеров Ростовской области;

развитие механизмов поддержки малого предпринимательства в ИТ-сфере;

повышение уровня обеспеченности кадрами отрасли ИТ области, в том числе уровня подготовки ИТ-специалистов;

популяризация ИТ-профессии в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях области;

повышение грамотности населения в области ИТ;

повышение качества образования и здравоохранения на основе использования современных ИКТ;

применение современных средств ИКТ для сохранения и развития культурного наследия региона.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Ростовской области от 19.09.2016 № 652)

 

4. Основные направления развития ИТ-отрасли Ростовской области

 

4.1. Развитие технологического кластера Ростовской области

 

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, одним из основных приоритетов социальной и экономической политики Российской Федерации является формирование инновационных высокотехнологичных кластеров.

Федеральная поддержка формирования кластеров и создания инфраструктуры кластерного развития в России на текущий момент осуществляется на основании ежегодных приказов Министерства экономического развития Российской Федерации, в соответствии с которыми субъектам Российской Федерации на конкурсной основе предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В данном направлении в Ростовской области сформирована организационная инфраструктура развития информационных технологий, которая включает в себя коллегиальные органы при Правительстве Ростовской области и общественные организации, расположенные на территории Ростовской области.

Принимая во внимание высокие показатели по количеству исследований и разработок, а также потенциал инновационного развития Ростовской области, можно говорить о том, что в Ростовской области присутствуют необходимые условия для создания конкурентоспособных программных продуктов с высокой добавочной стоимостью. Создание ИТ-кластера и ИТ-парка Ростовской области будет способствовать формированию необходимой для этого среды, а также преодолению барьеров развития инновационного предпринимательства в Ростовской области.

При создании ИТ-кластера Ростовской области следует учитывать отечественный и зарубежный опыт: создание ИТ-кластеров в Кремниевой долине (США), Уральского, Казанского ИТ-кластеров, Астраханского, Санкт-Петербургского ИТ-парков.

Необходимым условием успешной работы при создании кластера является партнерство бизнеса, государственных структур, учреждений науки и высшего профессионального образования Ростовской области, а также венчурных и инвестиционных фондов, банков и представителей экспертного ИТ-сообщества.

Основной целью создания ИТ-кластера Ростовской области является повышение эффективности и конкурентоспособности экономики Ростовской области путем получения прибыли за счет инновационных ИТ-разработок. В связи с чем для формирования ИТ-кластера необходимо:

формировать инфраструктуру ИТ-кластера;

содействовать развитию инновационной деятельности;

обеспечивать ИТ-отрасль Ростовской области специалистами;

разрабатывать механизмы, направленные на объединение участников ИТ-кластера;

организовывать ИТ-сообщества.

В целях создания на территории Ростовской области ИТ-кластера реализованы следующие мероприятия: инновационные компании из сегмента малого и среднего предпринимательства осуществляют взаимодействие с учебными заведениями для создания типового подхода к формированию квалифицированных кадров, а также для привлечения их в процесс создания инновационных продуктов с последующей передачей молодых ИТ-компаний в бизнес-инкубатор в сфере ИТ.

Объединение в ИТ-кластер образовательных и научных учреждений, производственных предприятий и инновационных компаний, работающих в ИТ-отрасли, позволит сосредоточить на одной площадке значительный потенциал инновационного роста, включая высококвалифицированные кадры. Основные преимущества от совместной деятельности предприятий отрасли, которые станут участниками ИТ-кластера, будут выражаться в улучшении качественных и количественных показателей хозяйственно-экономической деятельности Ростовской области и, как следствие, в повышении уровня жизни населения. Кроме того, повышение эффективности взаимодействия между участниками ИТ-кластера будет способствовать активному развитию малого и среднего инновационного предпринимательства за счет коммерциализации разрабатываемых технологии. В результате в Ростовской области должны появиться инновационные компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения мирового уровня, выпускающие свои продукты для российского и международного рынков.

Кластерная политика Ростовской области должна быть нацелена на решение следующих задач:

формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление участников кластера, разработку стратегии развития кластера, обеспечивающей устранение административных барьеров и ограничений, подрывающих конкурентоспособность выпускаемой продукции в рамках цепочки производства добавленной стоимости, а также обеспечивающей наращивание конкурентных преимуществ участников кластера;

формирование механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности участников кластера за счет фокусирования и координации с учетом приоритетов развития кластеров, мероприятий экономического характера, способствующих:

поддержке развития малого и среднего предпринимательства;

инновационному и технологическому развитию;

развитию образовательной деятельности;

привлечению инвестиций;

развитию экспорта;

развитию транспортной и энергетической инфраструктуры;

развитию отраслей экономики;

формированию системы обеспечения методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки реализации кластерных проектов и инициатив.

Реализация указанных задач будет способствовать достижению следующих целей:

повышению конкурентоспособности предприятии и организации Ростовской области, входящих в состав ИТ-кластера, на российском и международном рынках;

снижению административных барьеров для субъектов отрасли информационных технологий;

развитию научно-технической и производственной кооперации между субъектами ИТ-отрасли Ростовской области, а также эффективных механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере;

реализации мер, направленных на повышение эффективности системы профессионального и непрерывного образования, развитие сотрудничества между предприятиями и образовательными организациями;

привлечению ведущих мировых и российских ИT-компаний к участию в региональном ИT-кластере, обмену опытом и налаживанию долгосрочного сотрудничества;

формированию положительного имиджа ИT-кластера и субъектов ИT-отрасли Ростовской области.

Таким образом, ИТ-кластер Ростовской области должен соответствовать требованиям, предъявляемым к инновационным территориальным кластерам, которые характеризуются наличием:

научно-производственной цепочки, объединяющей участников кластера в одной или нескольких отраслях;

механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

Ключевыми задачами развития объединения в составе ИТ-кластера ведущих технологических учебных заведений и инновационных компаний, участников рынка информационных технологий Ростовской области, являются:

формирование высокотехнологичных стартапов выпускников;

развитие молодежного инновационного предпринимательства;

выход на мировой уровень конкурентоспособности в сфере образования и науки;

увеличение доли прорывных исследовании и разработок мирового уровня;

развитие кооперации с производственной сферой.

ИТ-кластер нуждается в мерах, направленных на взаимодействие с отраслями экономики, что предполагает привлечение крупных российских и зарубежных компании к развертыванию высокотехнологичных производств на базе имеющегося кадрового потенциала и исследовательской инфраструктуры ИТ-кластера.

Программа поддержки развития инновационных кластеров в Российской Федерации предусматривает комплексный подход к решению имеющихся задач.

В настоящее время государственная поддержка развития кластеров и территории их базирования осуществляется в рамках нескольких инициатив федерального уровня, включая:

Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188;

Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 № 1605;

Правила отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119;

мероприятия федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2013 № 426;

подпрограмму «Развитие инжиниринговой деятельности и промышленного дизайна», включающую мероприятия министерства образования и науки Российской Федерации по стимулированию создания и развития инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и подпрограмму «Индустриальные парки» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 328.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков» установлены минимальные требования, которым должен соответствовать индустриальный парк (технопарк), для его включения в перечень проектов, отобранных для возмещения затрат.

Помимо участия в программах поддержки развития кластеров при создании регионального ИТ-кластера, принятых на федеральном уровне, следует активно привлекать к финансированию федеральные институты развития в инновационной сфере, прежде всего ОАО «РОСНАНО», Фонд «Сколково», Фонд содействия развитию малых форм предприятии в научно-технической сфере, ОАО «Российская венчурная компания» («РВК»), Фонд Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ).

Для повышения привлекательности ИТ-кластера Ростовской области необходимо размещение в нем высокотехнологичного бизнеса, научных и образовательных организации, а также комплексная государственная поддержка на федеральном и областном уровнях.

Формирование условии развития ИТ-кластера Ростовской области как зоны инновационного роста Ростовской области необходимо выделить в отдельную задачу, требующую разработки стратегии не менее чем на 10 лет (с учетом положений, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков»), предусматривающей, в том числе, выстраивание мер государственной поддержки и государственно-частного партнерства в инновационной, образовательной и производственной деятельности.

Для повышения количества компаний, ориентированных на освоение международного рынка, необходимо создать стартап-инкубаторы, призванные реализовывать и развивать интеллектуальные разработки программистов в новых высокотехнологичных компаниях. Выпускники инкубаторов смогут получить инвестиции и тиражировать программные продукты, конкурентоспособные не только в Российской Федерации, но и за рубежом.

Создание ИТ-кластера положительно повлияет на экономику Ростовской области, так как привлечение внешних денежных потоков будет способствовать увеличению числа рабочих мест для высококвалифицированных специалистов и исключит их массовую эмиграцию из Ростовской области. В долгосрочной перспективе функционирование ИТ-кластера должно обеспечить приток в Ростовскую область новых кадров из других ближайших регионов Российской Федерации.

Прогнозируется, что ИТ-кластер Ростовской области, состоящий из ИТ-парка, независимых ИТ-компаний региона и общественных организаций, можно будет сформировать к 2018 году.

Технологической площадкой регионального ИТ-кластера должен стать центр обработки данных (далее – ЦОД), который предоставит свои ресурсы и мощности для участников ИТ-кластера и ИТ-парка.

Региональный ЦОД, помимо технологической площадки для ИТ-кластера и ИТ-парка, может стать основой для создания единого информационного пространства в Ростовской области для информационных ресурсов Правительства Ростовской области, в том числе и для централизованного хранилища данных ситуационно-аналитического центра Правительства Ростовской области, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Ростовской области. Существующие информационные системы, базирующиеся в локальных серверных, следует перевести в резервный режим для работы в аварийном случае.

При создании регионального ЦОДа необходимо предусмотреть возможность внедрения технологии виртуализации и «облачных» технологий для повышения эффективности и гибкости использования сетевого оборудования и аппаратного обеспечения, а также для эффективного управления и оптимизации ресурсов. Применение виртуализации позволит снизить капитальные и эксплуатационные расходы и значительно повысить скорость оперативной реакции сервисов ЦОДа.

В работе над проектом ЦОДа необходимо учитывать требования к его надежности, безопасности, использования современных технологий, а также предусмотреть варианты поэтапного модульного строительства ЦОДа и развертывания всей необходимой инфраструктуры. Принцип модульности строительства ЦОДа позволит сократить первоначальные расходы и свести к минимуму простаивающие площади и оборудование. Использование принципов модульности и масштабирования позволит строить ЦОД поэтапно и поэтапно вводить в эксплуатацию мощности для решения задач, стоящих перед ЦОДом.

Перевод потребления информационных ресурсов в «облачную» схему позволит снизить кадровый дефицит высококвалифицированных ИТ-специалистов в муниципальных образованиях и в органах исполнительной власти Ростовской области.

В целях развития мер государственной поддержки молодых предпринимателей в сфере информационных технологий, бизнес-инкубаторов, стартапов, постановлением Правительства Ростовской области от 20.07.2016 № 507 «О порядке предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, понесенных при реализации программ бизнес-акселерации в сфере информационных технологий» определен порядок предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат, понесенных при реализации программ бизнес-акселерации в сфере информационных технологий.  (Дополнен - Постановление Правительства Ростовской области от 19.09.2016 № 652)

 

4.1.1. Создание ИТ-парка в Ростовской области

 

Ключевым звеном разрабатываемого ИТ-кластера станет ИТ-парк Ростовской области.

Непосредственное развитие концепции ИТ-парка проводится при координации уполномоченного Правительством Ростовской области органа исполнительной власти Ростовской области. Кроме того, при указанном уполномоченном органе необходимо создание экспертного органа, включающего в себя, в том числе, экспертов из бизнеса и ИТ-сообществ, профильных учебных заведений Ростовской области с правом формирования концепции ИТ-парка, проекта его технического наполнения информационно-коммуникационными технологиями, формулирования требований к его инфраструктуре, привлечения компаний к участию в качестве резидентов, условий для развития компаний и их ИТ-специалистов, привлечения инвестиций в ИТ-отрасль региона.

Цели создания ИТ-парка:

стимулирование развития информационных технологий в Ростовской области, в том числе роста экспорта продуктов и услуг с высокой добавленной стоимостью;

реализация программ бизнес-инкубирования компаний, содержащих инновационные идеи;

создание инфраструктуры, в которой малые инновационные компании и крупные транснациональные предприятия смогут найти сферы взаимовыгодного сотрудничества в области создания и развития высокотехнологичной ИТ-продукции;

создание партнерской сети с развитыми технологическими связями с университетами, научно-исследовательскими институтами, коммерческими организациями, осуществляющими научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

обеспечение взаимодействия высокотехнологичных ИТ-компаний и учебных заведений для улучшения образовательных программ по запросам отрасли, развитие кадрового рынка ИТ-отрасли, сокращение дефицита квалифицированных и инновационно-ориентированных ИТ-специалистов;

улучшение показателей построения информационного общества и уровня жизни населения Ростовской области за счет внедрения ИКТ.

Предполагается, что в полном виде ИТ-парк Ростовской области будет представлять собой комплекс зданий и объектов, включающий ЦОД, офисные помещения для размещения ИТ-компаний, производителей и интеграторов – как резидентов ИТ-парка, так и инвесторов, конференц-залы для проведения форумов и конференций, центр подготовки кадров, центр представления и реализации стартап-проектов, коворкинг-центр, выставочный центр, молодежный развивающий ИТ-центр.

Вместе с построением физического центра ИТ-парка в Ростовской области возможна организация взаимосвязанных ИТ-центров в других городах и развитых административных центрах области и обеспечение коммуникаций между ними. Эти центры будут решать задачи развития ИТ-отрасли в Ростовской области, в том числе выполнять сопровождение систем электронного правительства на муниципальном уровне. Такие ИТ-центры могут быть созданы в Новочеркасске, Таганроге, Шахтах, Волгодонске, Азове, Морозовске, Зернограде и других городах области.

На основе анализа деятельности первого стартап-инкубатора в ИТ-парке Ростовской области рекомендуется масштабировать концепцию, методологию развития ИТ-проектов в компании на другие крупные ИТ-центры Ростовской области: г. Таганрог, г. Новочеркасск, г. Волгодонск, г. Шахты.

Создание стартап-инкубатора в ИТ-парке Ростовской области будет способствовать структурному изменению экономики Ростовской области путем увеличения доли инновационной продукции с повышенной добавленной стоимостью. Это позволит создать рабочие места с более высокой оплатой труда и более высокой мотивацией, направленной на создание и использование в бизнесе новых знаний и технологий, что приведет к повышению уровня жизни населения.

Результатом деятельности ИТ-парка будет ускорение развития ИТ-отрасли в Ростовской области, создание новых компаний, привлечение инвестиций в Ростовскую область, увеличение доли ИКТ в валовом региональном продукте.

 

4.1.2. Повышение конкурентоспособности
ИТ-продукции в Ростовской области

 

Одной из актуальных мировых тенденций в области ИКТ является формирование глобального электронного пространства, а также появление виртуальных фирм, модернизация трудовых отношений (возможность удаленной работы). Повышение мобильности рабочей силы вызывает рост мирового рынка программного обеспечения и услуг (около 15 процентов в год).

Региональные структуры управления при поддержке развития ИТ-сферы должны следовать основным направлениям мер государственного регулирования и стимулирования ИТ-отрасли.

Таких направлений можно выделить три:

спрос пользователей и потребителей ИТ;

предложение поставщиков и производителей ИТ;

ликвидация разрыва между спросом и предложением.

В сфере спроса государственная поддержка может быть направлена на развитие информационной среды, изучение и развитие рынка, государственный маркетинг, консультативную помощь по внедрению ИТ-технологий, предоставление налоговых льгот, развитие системы государственных заказов на разработку программного обеспечения и оказание ИТ-услуг, укрепление и использование профессиональных ассоциаций.

В сфере предложения меры государственной поддержки могут быть направлены на стимулирование исследований и технологических разработок в области ИКТ (системы кредитования, налоговые льготы, развитие научно-исследовательских организаций), разработку программ развития экспорта, поддержку малых и средних предприятий, реализацию мероприятий по повышению качества программных продуктов и услуг, организацию и развитие ИТ-парков, укрепление и координацию деятельности профессиональных и торговых ассоциаций.

Развитие ИТ-компаний Ростовской области зависит от выбора стратегии разработки программного обеспечения.

Существуют четыре основных типа стратегий:

1-й тип – стратегия разработки программного обеспечения, при которой сотрудники ИТ-компаний рассматриваются как временной ресурс (человеко-часы), а вся интеллектуальная собственность принадлежит заказчикам. Компании, работающие в рамках такой модели, характеризуются следующими признаками:

продают услуги, а не продукт, то есть работают на проектной основе;

рост дохода осуществляется за счет увеличения количества сотрудников, повышения стоимости человеко-часа для заказчика и уменьшения стоимости человеко-часа исполнителя;

в большинстве проектов отсутствует инновационная составляющая.

В России данная модель представлена в г. Санкт-Петербург и г. Таганрог.

2-й тип – стратегия, которая требует интеллектуального вклада программистов, прибыль основывается на тиражировании разработанного программного продукта. Характеристики данной модели:

продажа собственного продукта (или продуктов);

рост дохода за счет увеличения объема продаж продукта может осуществляться без увеличения количества сотрудников и каких-либо дополнительных расходов;

продукт создается в единственном числе в виде программного кода, продаваться может бесконечное количество раз, себестоимость всегда равна затратам на создание первого экземпляра;

все крупные компании имеют свои исследовательские подразделения;

все успешные продукты, созданные по такой модели, являются инновационными.

Возникновение компаний, работающих по модели 2-го типа, чаще всего связано с ситуацией, когда сотрудники компании, работающей по 1-й модели, создают новое направление внутри компании, а затем выделяют его в отдельный бизнес, используя технологические наработки и опыт, полученные при разработке.

В зависимости от практического опыта разработчиков программный продукт, разработанный в рамках модели 2-го типа, может получиться не хуже и быть даже более востребованным на рынке, чем продукт инновационной деятельности и научных исследований.

Таким образом обе модели успешно себя показывают с финансовой точки зрения и должны использоваться в равной мере.

3-й тип (наиболее распространенный для российских регионов) – стратегия разработки программного обеспечения в рамках государственных заказов. Модель с минимальной добавленной стоимостью.

4-й тип – стратегия разработки собственного программного обеспечения и его вывод на российский рынок. Содержит все преимущества 2-й модели, но есть ограничение роста компаний, обусловленное объемом рынка российской аудитории. Редкие успешные проекты выходят на международные рынки.

Для значительного положительного изменения ИТ-сферы Ростовской области, наряду с разработкой программного обеспечения в рамках государственных заказов, необходимо стимулировать ИТ-компании к разработке собственных программных продуктов и выводу их на локальные и глобальные рынки.

В связи с этим целесообразно использовать модель 2-го типа с максимальной добавленной стоимостью.

Для выбора данной модели разработки программного обеспечения в Ростовской области созданы следующие условия:

высокий предпринимательский потенциал;

положительные примеры региональных продуктовых компаний, успешно работающих на российском рынке;

положительные примеры компаний из Ростовской области (например, в г. Таганрог), работающих на зарубежный аутсорсинг. Такие компании могут быстро использовать изученные технологии для создания собственных продуктов;

высокая прибыльность, так как права на интеллектуальную собственность остаются в Ростовской области;

строительство в Ростовской области международного аэропорта, позволяющего привлечь передовые отечественные ИТ-технологии и ИТ-продукты.

 

4.2. Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли Ростовской области

 

Дефицит кадров и недостаточный уровень их подготовки являются для Ростовской области существенным фактором, сдерживающим развитие ИТ-отрасли. В целях кадрового обеспечения развития ИТ-отрасли необходимо реализовать комплекс мер, позволяющих получить на рынке труда необходимое количество специалистов в области информационных технологий и повысить качество их подготовки.

 

4.2.1. Довузовское ИТ-образование

 

Общее и профильное образование в сфере информационных технологий является обязательной частью школьной программы.

Для развития кадрового потенциала в школах необходимо:

создание и комплексное развитие ИТ-классов для воспитания будущих высококвалифицированных кадров;

формирование системы повышения квалификации педагогов в ИТ-сфере;

создание условий для реализации практической проектной деятельности в ИТ-сфере.

Дополнительным направлением развития ИТ-образования в школах Ростовской области является подготовка подрастающего поколения к созданию своих собственных ИТ-проектов – школьных стартапов.

В сфере общего образования необходимо:

привлечение к работе со школьниками ученых, специалистов научно-исследовательских подразделений университетов;

совершенствование физико-математического образования и подготовки в ИТ-сфере;

поддержка общеобразовательных организаций, специализирующихся по этим направлениям;

расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях;

увеличение количества общеобразовательных организаций, предусматривающих углубленное изучение информационных технологий;

увеличение количества учреждений дополнительного образования детей с ИТ-содержанием, кружков по компьютерной грамотности для детей от 8 лет и программированию и робототехнике от 11 лет;

проведение олимпиад по информатике и организация проектных конкурсов по направлениям «Робототехника» и «Информатика», подготовка проектов для конкурса «Россия – Ответственность – Стратегия – Технологии» и Всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений среди школьников Intel-ISEF;

создание материальной и методической базы для эффективного изучения учащимися робототехники как дополнения к школьному курсу информатики;

создание методического комплекса по углубленному изучению информатики и программирования на основе дистанционных курсов в режиме реального времени;

организация летнего лагеря для учащихся, занимающихся робототехникой и информатикой.

Важными мероприятиями, направленными на развитие довузовского ИТ-образования, являются: конкурсы по прикладному программированию для школьников, школьные стартапы, фестивали робототехники на площадке регионального ИТ-парка, а также лекции о последних тенденциях ИТ-отрасли для учеников и педагогов школ.

Наиболее востребованные на сегодняшний день центры довузовского ИТ-образования в Ростовской области находятся в городах Ростове-на-Дону и Таганроге.

На базе ИТ-парка необходимо разработать и внедрить 4-ю ступень по направлению «Юный программист», где ученики могли бы работать в реальных проектах под руководством опытных практиков – представителей бизнеса. Таким образом, практически применяя знания в условиях реального рынка, ученики еще до поступления в высшие учебные заведения будут иметь представление, какие задачи им придется решать в будущем при выборе профессии программиста.

Используя имеющиеся ресурсы, необходимо более активно развивать в Ростовской области систему довузовского ИТ-образования.

 

4.2.2. ИТ-образование в высших учебных заведениях

 

В настоящее время существует несколько стадий формирования ИТ-образования в высших учебных заведениях: создание инфраструктуры, наполнение образовательными программами, развитие научной деятельности.

В большинстве вузов Ростовской области завершено формирование необходимой ИТ-инфраструктуры: сформированы компьютерные классы, обеспечен доступ к высокоскоростной сети Интернет. Ведется образовательная деятельность по ИТ-специальностям, но уровень образовательных программ зачастую не соответствует реальным потребностям работодателей. Должно пройти от трех до пяти лет, прежде чем в вузах от образовательной деятельности можно будет перейти к научной. Ускорить процесс можно, повышая качество и актуальность образовательных программ и увеличивая количество слушателей курсов.

Основными направлениями работы структур управления по развитию образования в области информационных технологий должны стать:

профессиональное развитие и повышение квалификации преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;

расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования;

развитие в образовательных организациях высшего образования факультетов информационных технологий высокого уровня подготовки;

развитие центров профессиональной переподготовки специалистов смежных областей и центров повышения квалификации молодых специалистов в ИТ-сфере;

введение в образовательные программы технических специальностей дисциплин, позволяющих сформировать навыки ИТ-сферы;

усиление подготовки высококвалифицированных кадров (в первую очередь аспирантов и докторантов), необходимых для развития наиболее перспективных критических технологий в ИТ-области;

привлечение бизнеса в вузы для отбора абитуриентов, для консультаций по составлению учебных программ и для прохождения стажировок.

В настоящее время ИТ-компании Ростовской области сталкиваются с нехваткой специалистов и руководителей проектов, способных управлять исследованиями и разработками для создания новых продуктов и технологий. Образовательные учреждения, реализующие программы среднего и высшего профессионального образования, готовят неактуальных для рынка труда специалистов.

Актуальные проблемы ИТ-образования:

знания, которые студенты получают в образовательных учреждениях, не соответствуют реальным потребностям работодателей. Студенты, проходя краткосрочное практическое обучение в компании, получают больше знаний и опыта, чем за 4 года обучения;

в образовательных учреждениях Ростовской области наблюдается нехватка квалифицированных преподавателей в ИТ-сфере, что объясняется следующими причинами:

загруженность преподавателей не позволяет им поддерживать высокий профессиональный уровень;

отсутствует тесное взаимодействие между образовательными учреждениями и работодателями;

отсутствуют курсы повышения квалификации преподавателей в ИТ-сфере;

отсутствует возможность привлечения ИТ-специалистов к преподаванию в образовательных учреждениях в связи с низкой оплатой труда преподавателей;

отсутствует достаточная информированность ИТ-специалистов о проблемах учебных заведений – нехватке квалифицированных кадров;

отсутствуют специализированные ИТ-курсы (школы) для студентов;

отсутствует достаточное количество ИТ-мероприятий, призванных знакомить студентов с современными технологиями и требованиями рынка труда;

отсутствует достаточное информирование студентов о конкурсах, ИТ-марафонах и прочих ИТ-мероприятиях, проводимых в Ростовской области.

Для подготовки специалистов необходимо организовать в Ростовской области повышение квалификации и переподготовку кадров по наиболее актуальным, востребованным на рынке темам подготовки.

ИТ-курсы переподготовки и повышения квалификации специалистов могут быть созданы на базе ИТ-парка при участии вузов и средних специальных учебных заведений.

 

4.3. Популяризация ИТ-сферы в Ростовской области

 

На рынке труда Ростовской области наблюдается острый кадровый дефицит в ИТ-сфере. Одна из причин сложившейся ситуации – неоправданно низкая популярность профессии ИТ-специалиста в Ростовской области.

Анализ численности студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Ростовской области по группам специальностей в 2012 – 2013 годах показывает, что численность студентов группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» составляет небольшую долю от общей численности обучающихся (1,9 процента) и уступает численности студентов групп специальностей: экономика и управление (17,8 процента), гуманитарные науки (8 процентов), транспортные средства (5 процентов), строительство и архитектура (3,7 процента), образование и педагогика (3,1 процента), здравоохранение (2,6 процента).

Ежегодно образовательные учреждения высшего образования Ростовской области готовят около 1,5 тысяч специалистов по ИТ-направлениям подготовки, что не дает достаточной базы для удовлетворения потребностей отрасли в квалифицированных кадрах. По результатам анализа информационного неравенства субъектов Российской Федерации Ростовская область имеет индекс готовности в части человеческого капитала 44,2 процента относительно уровня обеспеченности кадровыми ресурсами в ИТ-отрасли в г. Москве.


Информация по документу
Читайте также