Расширенный поиск
Постановление Правительства Волгоградской области от 19.03.2013 № 115-пПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ от 19 марта 2013 г. N 115-п Об утверждении Концепции развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года Правительство Волгоградской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Вице-губернатор - председатель Правительства Волгоградской области О.В.Керсанов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 г. N 115-п КОНЦЕПЦИЯ развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года 1. Общие положения Концепция развития культуры в Волгоградской области (далее именуется - Концепция) представляет собой анализ состояния сферы культуры в Волгоградской области, определяет цели и задачи, основные направления развития культуры как одного из инструментов социально-экономического преобразования Волгоградской области, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации от 09 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", федеральными законами от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", от 06 января 1999 г. N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах", от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", указами Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", от 07 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Концепцией долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. N 1019-р, Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р, Концепцией сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 годы, утвержденной приказом Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 267, а также в соответствии с целями и задачами развития сферы культуры, определенными Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепцией федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 209-р, федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858, законами Волгоградской области от 14 июля 2008 г. N 1737-ОД "О культуре и искусстве в Волгоградской области", от 13 мая 2008 г. N 1686-ОД "О библиотечном деле в Волгоградской области", от 01 июля 2009 г. N 1908-ОД "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Волгоградской области", от 31 декабря 2009 г. N 1981-ОД "Об архивном деле в Волгоградской области" и иными нормативными актами в сфере культуры. Повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами: переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества; по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры. Таким образом, назрела необходимость перехода к качественно новому, инновационному развитию абсолютно всех отраслей культуры: концертной, театральной деятельности, кинообслуживания населения, библиотечного, музейного, выставочного, архивного дела, традиционной народной культуры, сохранения и популяризации объектов культурного наследия, а также развития образования в сфере культуры и искусства. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества. При этом наряду с решением этих задач необходимо преодолевать сохраняющиеся диспропорции, вызванные разной степенью обеспеченности населения услугами сферы культуры в различных субъектах Российской Федерации, городах и сельской местности, с учетом того, что все организации культуры в процессе своей деятельности должны создавать благоприятные условия для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия. Все это - важное условие и залог обеспечения социальной стабильности. Культура осознается развитым обществом как важнейшее условие и содержание своей жизни и прогресса, наиболее значимая часть богатства нации и ее граждан, их бесценный капитал. Важнейшим критерием развитой цивилизации XXI века выступает уровень развития культуры, наличие эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляция и потребление качественных культурных ценностей, плодотворный региональный, национальный и глобальный культурный обмен, духовно-творческая самореализация людей. Функции культуры в современных социально-экономических условиях не только сохраняют свои традиционные содержание и направленность, но и приобретают новые: культура - главный и универсальный способ активной адаптации общества и человека к новой социально-исторической реальности. Создавая общие социальные представления, нормы и ценности, культура помогает совершенствовать общественные отношения, социальные институты и коллективное сознание, обеспечивает организацию стабильности и сплоченности общества; культура обеспечивает сохранение и передачу опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания; особое значение сегодня получает эвристическая функция культуры, ее способность развивать творческие способности людей. От принятых ценностей и норм, от сформированной культурой национальной ментальности сегодня в значительной степени зависит развитие политики и экономики, материальное производство и потребление, производительность и качество труда человека. В современных условиях культура становится условием и средством решения социальных проблем и снижения социальной напряженности в регионе, городе, селе, обеспечивая жителям современный качественный досуг, заполняющий их свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий позитивное, жизнелюбивое самочувствие. Все это - реальная альтернатива провинциальной скуке, духовной пустоте, пьянству и возникающему на этой почве противоправному поведению. Мировой опыт свидетельствует, что в условиях постиндустриального общества развитие так называемых культурных или креативных индустрии, создаваемые ими продукты и услуги способны давать серьезный социально-экономический эффект: создавать новые рабочие места, стимулировать развитие торговли и туризма. В современном мире - мире глобальных экономических, политических и культурных отношений, борьбы за конкурентные преимущества возрастает роль имиджа как инструмента конкуренции и факторов, формирующих позитивный имидж. Культура, ее творческие достижения являются мощным имиджепорождающим фактором. Сегодня страны, регионы и города с великой древней культурой, сохраненными историческими традициями и объектами культурного наследия, развитым современным новаторским искусством наиболее посещаемы туристами. При этом не менее важен и тот факт, что развитие культурного имиджа напрямую связано с развитием патриотизма: население, которое гордится своей территорией, стремится сделать ее лучше, вложить свой труд и финансовые ресурсы в ее развитие. В условиях перехода экономики Волгоградской области к инновационному типу развития ведущая роль в формировании человеческого капитала, являющегося одним из главных факторов осуществления такого перехода, отводится сфере культуры. Таким образом, культура Волгоградской области - важнейший ресурс устойчивого регионального развития, ключевое звено столь необходимой для области модернизации и стратегии развития региона в целом. Модернизация культуры влечет за собой модернизацию образа жизни, который, в свою очередь, стимулирует развитие экономики и обеспечивает социальную стабильность - непременные условия совершенствования сети отношений внутри региона. Высокая культура является необходимым условием обновления представлений о будущем. Чем более широкие аудитории будут собирать учреждения культуры, чем более демократические слои будут вовлечены в воспроизводство культурной жизни, тем более влиятельным станет регион. Изменившееся качество региональной культуры создает предпосылки для сокращения оттока креативных кадров из Волгоградской области. Государственная политика в сфере развития культуры в Волгоградской области направлена на сохранение культурного наследия и развитие культурного многообразия, повышение уровня вовлеченности жителей Волгоградской области в культурную жизнь региона, расширение ассортимента культурных услуг для социально незащищенных слоев населения. Вовлечение жителей Волгоградской области в процессы развития культуры и создание единого информационно-культурного пространства является основной целью Концепции. Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов региональной государственной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, становление культуры как полноценной отрасли экономики. Положения Концепции опираются на ранее утвержденные областные программные документы долгосрочного развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики, на системный анализ содержания и характера имеющихся в отрасли проблем, на выявленные объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития отдельных направлений культурной деятельности, а также на имеющийся отечественный и зарубежный опыт разработки концепций и стратегий культурного развития и культурной политики на долгосрочный период. Концепция учитывает современные экономические и социальные факторы общественных отношений, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, возрастающее влияние институтов гражданского общества на организацию культурной жизни в регионах, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования отрасли, необходимость повышения эффективности управления сферой культуры, повышения уровня профессиональной компетентности кадров, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки. Концепция призвана способствовать формированию новой региональной культурной политики, в которой будут определены направления развития культуры Волгоградской области на среднесрочный и долгосрочный периоды. Концепция не содержит полного перечня конкретных мероприятий, она носит установочный характер и должна стать базой и практическим инструментом формирования целевых и ведомственных программ в сфере культуры, а также основным базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, финансируемых из областного бюджета, и других организаций культуры, претендующих на государственную поддержку. Концепция может стать основой для консолидации усилий органов исполнительной власти 'и органов местного самоуправления Волгоградской области, организаций культуры всех форм собственности, а также общественных организаций и граждан по созданию единого информационно-культурного пространства, выработке основных критериев и нормативно-правовых основ долгосрочной культурной политики, обеспечению комплексного развития сферы культуры, решению имеющихся в отрасли проблем. Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых документах, содержащих разделы и затрагивающих вопросы развития культуры Волгоградской области. Концепция учитывает модернизацию всех направлений сферы культуры и будет способствовать: повышению эффективности отрасли за счет увеличения вклада сферы культуры в процесс улучшения жизни граждан; оживлению культурной жизни Волгоградской области - увеличению разнообразия культурных предложений и числа культурных событий; консолидации действий субъектов, реализующих стратегию социально-экономического развития Волгоградской области. В Концепции учтены актуальность, современное состояние, цели, задачи, направления развития и ожидаемые результаты реализации Концепции во всех сферах региональной культуры. 2. Принципы развития культуры в Волгоградской области В основе государственной политики в сфере развития культуры в Волгоградской области на период до 2020 года лежат следующие принципы: законность; системность и комплексность, рассмотрение направлений развития культуры во взаимосвязи; обоснованность и приоритетность, обусловленные складывающейся социально-экономической обстановкой в стране и Волгоградской области; историческая преемственность; непрерывное и поступательное развитие культуры; признание культурного разнообразия и осознание единства культурного пространства Волгоградской области; учет интересов и потребностей всех групп населения; учет мнения и ожиданий всех заинтересованных сторон в развитии культуры - органов государственной власти, местного самоуправления, организаций культуры всех форм собственности, получателей услуг культуры, работников организаций культуры, общественных организаций и объединений в сфере культуры и бизнеса; культурные права, свободы, плюрализм; доступность; гласность и информационная открытость, требующие объективного освещения в средствах массовой информации проблем и событий в сфере культуры; единство культурной политики на различных уровнях управления; ориентация на лучшие отечественные и мировые практики развития культуры в целях совершенствования организационно-правовых механизмов развития сферы культуры Волгоградской области; измеряемость результатов. Эти принципы должны учитываться государственными и муниципальными органами законодательной и исполнительной власти при разработке нормативной правовой базы, программ развития культуры, планов деятельности, а также при создании соответствующих систем управления программами и планами. 3. Современное состояние культуры в Волгоградской области 3.1. Общие положения Волгоградская область обладает значительным культурным потенциалом: многочисленные объекты культурного наследия и традиционные духовные ценности в их многонациональном разнообразии, разнообразная сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов творческих профессий и управления региональным культурным процессом. Вместе с тем имеют место общие для всех отраслей культуры региона проблемы: недостаточный уровень финансирования и низкий уровень заработной платы работников учреждений культуры. Всего в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образования работают около 14340 человек, в 2012 году их средняя заработная плата составила 10704 рубля, что ниже не только средней заработной платы по региону, но и уровня оплаты труда работников таких отраслей социальной сферы, как здравоохранение и образование. Имеющийся уровень заработной платы работников отрасли культуры не позволяет ей стать привлекательной сферой профессиональной деятельности особенно для молодых специалистов. Снижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности. Если демографическая ситуация в Волгоградской области будет и далее характеризоваться убылью трудоспособного населения и его старением, эти факторы могут оказать негативное влияние на кадровое обеспечение отрасли культуры к 2020 году. 3.2. Театральное и музыкальное искусство Театральное и музыкальное искусство занимает особое место в ряду видов художественного творчества. В современных условиях возрастающей коммерциализации и глобализации искусства в целом именно театр приобретает особую важность в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни жителей и качества социальной среды. Возможность посещения театра и приобщения к богатейшему наследию театрального искусства имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в Волгоградской области. Достоянием и гордостью региональной сферы театрального и музыкального искусства в настоящее время являются 9 театрально-концертных государственных бюджетных учреждений культуры: "Волгоградский государственный Новый экспериментальный театр", "Волгоградский государственный театр "Царицынская опера", "Волгоградский театр юного зрителя", "Волгоградский областной театр кукол", "Волгоградский музыкально-драматический казачий театр", "Волгоградский государственный "Театр Одного Актера", "Волгоградская областная филармония", "Волгоградская областная детская филармония", "Ансамбль Российского Казачества", в которых в общей сложности заняты 732 человека художественно-артистического персонала. Успешно работают и муниципальные учреждения культуры: "Волгоградский музыкальный театр", "Волгоградский молодежный театр". В репертуаре региональных государственных и муниципальных театров находится более 240 спектаклей, ежегодно государственные и муниципальные театры осуществляют около 40 новых постановок. Концертная деятельность осуществляется по всем основным жанровым направлениям современного академического музыкального искусства. Структура репертуара государственных и муниципальных театров Волгоградской области достаточно сбалансирована и отражает необходимость как сохранения и популяризации классического театрального наследия, так и поддержки и продвижения современной драматургии и музыкального искусства. Одновременно остается проблема недостаточно высокого спроса на классические музыкальные представления. Обращает на себя внимание низкая общественная и экономическая эффективность функционирования некоторых театральных и музыкальных коллективов, обусловленная, в первую очередь, острым дефицитом высококвалифицированных управленческих и творческих работников, несовершенством системы оценки результатов деятельности. Остро ощущается дефицит средств, затрачиваемых на театральные постановки, на создание новых концертных программ. Театрально-концертные учреждения, находясь в сложных условиях, если и выпускают новые спектакли и программы, то вынуждены постоянно поднимать цены на свои услуги, чтобы хоть как-то выжить, и теряют публику. К числу основных проблем театрально-концертного искусства относится насущная потребность в модернизации существующих сценических площадок и недостаточное количество площадок для постановок и проката спектаклей, концертных программ. Значительная часть населения Волгоградской области ограничена в возможностях доступа к качественному культурному продукту в силу территориальной удаленности от Волгограда, да и в самом Волгограде большинство учреждений сосредоточено в историческом центре города. Серьезными препятствиями является нехватка информации, материальные проблемы, недостатки работы общественного транспорта, отсутствие комфорта и удобств для детей, инвалидов, пенсионеров. В Волгоградской области наблюдается отсутствие необходимых условий для осуществления концертно-филармонической деятельности: филармонические коллективы не обеспечены достаточной репетиционной базой, фактически единственное филармоническое помещение - Центральный концертный зал является неспециализированным и содержит крайне мало площадей для репетиционной работы, недостаточное количество подсобных помещений. Центральный концертный зал с органом на 1000 мест - не способен обеспечить потребности города-миллионника в концертно-зрелищных мероприятиях. Филармония вынуждена арендовать дополнительные сценические площадки в разных районах Волгограда. Отсутствие камерного концертного зала - острая проблема, которая создает трудности в развитии концертно-камерных форм и жанров. Создание камерных коллективов малых форм - камерный (струнный, духовой) оркестр, трио, квартет и так далее затруднено из-за финансовой необеспеченности новых концертных проектов, тогда как опыт показывает экономичность и рентабельность коллективов подобного масштаба. Они обладают мобильностью, компактностью, способны обслуживать публику в разных географических точках Волгоградской области, что дает возможность многократного проката программ. Не менее серьезной является проблема престижа волгоградских театров, музыкальных коллективов. При достаточно высокой конкуренции за внимание зрительской аудитории со стороны приезжих гастролирующих трупп задача выработки специальной маркетинговой стратегии до недавнего времени не считалась настолько важной, чтобы решать ее на уровне Волгоградской области. Недостаточно активно ведется представление профессиональных творческих коллективов Волгоградской области в российских регионах и за рубежом, а также въездная гастрольная деятельность. Залогом творческого роста современного театра являются экспериментальные постановки, которые не всегда ориентированы на успех у массового зрителя и поэтому могут пользоваться ограниченным спросом. При этом наличие в театре права на эксперимент является необходимым условием развития театрального искусства в целом, способствующим преодолению тех или иных явлений стагнации в художественной деятельности театров. Для обеспечения плодотворной деятельности театров и концертных учреждений в соответствии с требованиями времени, достижениями современного театрального искусства и духовными потребностями общества необходимо: провести капитальный ремонт и техническое переоснащение ведущих государственных и муниципальных театров, считая приоритетными те из них, которые размещаются в зданиях, являющихся объектами культурного наследия и охраняются государством; внедрить в театральную жизнь Волгоградской области практику проведения конкурсов на получение театрами грантов для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства; разработать формы государственно-частного партнерства в театральной сфере. 3.3. Издательская деятельность Издательское дело - отрасль культуры, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции, направленная на удовлетворение потребностей общества и человека в просвещении и образовании. Уровень, объем и направление издательской деятельности определяются материальными, социально-политическими и культурными условиями жизни общества. В современном мире книга выступает важнейшим средством хранения и передачи информации, приумножения знаний, обеспечения научной деятельности, воспитания, распространения национальной и мировой культуры, неотъемлемой частью научного, социального и экономического развития. Без чтения прежде всего книг никакая модернизация невозможна, а поэтому поддержка чтения, очевидно, должна быть частью региональной культурной политики. Система книгоиздания, созданная в Волгоградской области, оправдывает себя - регион признан лучшим в Южном федеральном округе в сфере книгоиздания. Ежегодно на местной полиграфической базе выпускается до 80 наименований книг. Главный результат — стабильный выпуск книг местных авторов, бесплатное комплектование книгами областной библиотечной сети, востребованность и защищенность профессиональных писателей, журналистов, композиторов, театральных деятелей, материальная поддержка их интеллектуального и творческого потенциала. Все произведения рецензируются или получают заключение специалистов о целесообразности их издания за счет бюджетных средств, проходят определенную фильтрацию через редакционный совет по книгоизданию. Редакционный совет по книгоизданию при министерстве культуры Волгоградской области призван определять актуальность тематики, социальную значимость и полезность предлагаемых издательских проектов, выносить решения о целесообразности расходования бюджетных средств с учетом их рационального использования. Создание книги на редакционно-издательском этапе - это сложный и многоступенчатый процесс, в который вовлечено значительное количество участников: авторов, составителей, художников-оформителей, литературных и художественно-технических редакторов, корректоров, дизайнеров, нештатных рецензентов и так далее. Несмотря на достигнутые успехи отрасли предстоит испытание еще более сложное, чем экономический спад: переход читателей от бумажной книги к электронной, перестраиваться в соответствии с которым необходимо уже сегодня. 3.4. Библиотечное дело В современном мире библиотеки обеспечивают открытость и доступность информации, формируют гражданское сознание и толерантное мышление, поддерживают науку и исследования, образование и обучение на протяжении жизни, создают условия для развития и самореализации личности. Библиотеки являются не только хранителями исторической памяти и традиций, но и являются структурой, которая способна обновить традицию, организовать новые смыслы вокруг культурных феноменов. Публичная библиотека становится центром местного сообщества и востребована как многофункциональный культурный центр досуга, где значительное место отводится возрождению семейных традиций, популяризации истории и культуры Волгоградской области в целом и ее территорий, продвижению чтения среди различных категорий населения. Сложившаяся в Волгоградской области система библиотечного обслуживания населения учитывает социально-экономические условия региона, а также ментальные особенности проживающего населения. Библиотечное обслуживание населения Волгоградской области осуществляют около 1800 библиотек различных систем и ведомств. Основной объем услуг населению Волгоградской области оказывают 814 публичных библиотек, в том числе 4 областные государственные библиотеки, 810 муниципальных библиотек, из которых - 602 сельские, 60 детских, 1 юношеская. В фондах библиотек Волгоградской области хранится более 14 миллионов документов. Охват населения библиотечным обслуживанием составляет 39,7 процента, что соответствует среднероссийскому показателю -38,7 процента. Вместе с тем, обновляемость библиотечного фонда в регионе составляет 2,2 процента, что ниже среднего показателя по стране (2,5 процента). В библиотеках Волгоградской области внедряются современные информационные и электронные технологии: увеличивается количество автоматизированных рабочих мест для читателей, создаются собственные электронные базы данных, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг более высокого качества, создана сеть публичного доступа к правовой информации, развивается культурно-досуговая и просветительская деятельность библиотек в регионе. Доля библиотек с доступом в Интернет в Волгоградской области составляет 37 процентов (по России средний показатель 27,5 процента). Вместе с тем отрасли предстоит решить и имеющиеся проблемы, главными из которых являются: недостаточная обновляемость и некачественное комплектование библиотечных фондов; отсутствие подключения к сети Интернет двух третей муниципальных библиотек. Библиотечные фонды содержат до 60 процентов устаревшей и ветхой литературы, по своим биологическим характеристикам представляющей опасность для здоровья сотрудников и читателей, особенно детей. Обновление фондовой коллекции муниципальных библиотек Волгоградской области составляет всего 2,2 процента, то есть на 1000 жителей приходится всего 107 изданий. Не хватает специальных изданий для инвалидов по зрению, а также литературы для детей. На всех уровнях недостаточно ассигнований выделяется на приобретение периодических изданий и в первую очередь академических и научно-познавательных журналов. 3.5. Музейное дело Музеи являются надежным и эффективным социально-культурным институтом, где сохраняются движимые памятники истории, культуры и искусства, играющие важную роль в духовном развитии человека. Они осуществляют широкий спектр социальных функций: образовательную, воспитательную, просветительную, досуговую. Музеи способны не только сохранять ценности и обеспечивать к ним доступ граждан, но и создавать инновационные культурные продукты, события и смыслы. В Волгоградской области существует 365 музеев, из них 5 государственных (1 федеральный музей-заповедник), 33 муниципальных, 22 корпоративных, 8 музеев истории вузов, 297 музеев средних учебных заведений. В 2011 году государственными и муниципальными музеями Волгоградской области было представлено 823 выставки, и количество посетителей составило 810300 человек. В настоящее время особенно остро стоит вопрос финансирования отрасли. Уровень финансирования музейной сети Волгоградской области не позволяет предусматривать выделение средств на приобретение новых экспонатов, оборудование фондохранилищ средствами для поддержания микроклимата и приборов контроля температурно-влажностного и светового режимов, организацию экспозиционно-выставочной деятельности. Во всех 33 муниципальных музеях отсутствуют помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям для работы с музейными коллекциями, музеи не оснащены современным фондовым и экспозиционным оборудованием и финансируются по остаточному принципу. В 4 муниципальных музеях отсутствуют фондохранилища, а в тех, где имеются, площадь настолько ограничена, что не позволяет проводить комплектование фондов, и существует угроза сохранности музейных предметов. 12 зданий музеев требует капитального ремонта. Ни один муниципальный музей не обеспечен комплексом современных средств безопасности: автоматическими установками пожаротушения, видеонаблюдения, контроля доступа, сигнализацией в помещениях при подходах к зданиям, предметов (витрин). Не имеют охраны 3 историко-краеведческих музея. Во всех муниципальных музеях и в 3 государственных музеях отсутствуют программы, обеспечивающие учет предметов музейного фонда Российской Федерации, исключение составляет только государственное казенное учреждение культуры "Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова", где внедряется комплексная автоматизированная музейная информационная система. Нуждаются в реставрации более 20000 музейных предметов, что составляет примерно 15 процентов от общего количества предметов музейного фонда. При этом лишь некоторые музеи Волгограда имеют реставрационные мастерские или реставратора. Экспозиционное оборудование музеев часто не выполняет технических функций по защите экспонатов от вредных воздействий, повреждений и хищений. Средний возраст работников музеев приближается к пенсионному, отсутствует приток молодых специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Таким образом, слабость материально-технической базы музейных объектов — износ зданий, морально и физически устаревшее оборудование не обеспечивают комфортные и безопасные условия для посетителей и работников и сохранность музейных фондов. 3.6. Народное творчество, досуговая деятельность Традиционная народная культура составляет один из наиболее значительных глубинных пластов художественной культуры общества, основой формирования национального самосознания, укрепляющей духовную связь поколений и эпох. В современных условиях проблема возрождения, сохранения и развития традиционной народной культуры приобретает все большую актуальность, при этом народное творчество является одним из важнейших условий "культурного выживания" общества и государства. И для России как многонационального государства, в котором утверждаются принципы толерантности, национального взаимоуважения и согласия, и для Волгоградской области традиционная культура во всем ее многообразии и богатстве играет ключевую объединяющую роль. Особое значение в развитии культуры региона имеют учреждения культурно-досугового типа, которых в Волгоградской области насчитывается 652. Звание "народный" и "образцовый" имеют 622 творческих самодеятельных коллектива. В Волгоградской области существует 7513 клубных формирований в культурно-досуговых учреждениях, из них 3755 детских формирований. Традиционными для жителей Волгоградской области стали фестивали и праздники: Всероссийский фестиваль национальных культур "От Волги до Дона", Международный фестиваль духовой музыки "Кубок Сталинграда", Всероссийский фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей русских народных инструментов "Струны России", Всероссийский фестиваль бального танца "Бал XXI век", областные фолышорно-этнографические праздники "Сабантуй", "Троица", смотр-конкурс клубных учреждений культуры "Клуб года", областной фестиваль самодеятельного художественного творчества "Волжские зори", фестиваль детского самодеятельного творчества "Детские фантазии", областной фестиваль народного творчества ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Проблемы, существующие в культурно-досуговой сфере, связаны со следующими негативными тенденциями: уменьшением числа сельских клубов, неудовлетворительным и продолжающим ухудшаться состоянием материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, ослаблением кадрового потенциала, уменьшением общего числа клубных формирований и их участников, уменьшением числа культурно-досуговых мероприятий на платной основе. 3.7. Кинообслуживание На сегодняшний день эта отрасль культуры Волгоградской области существует в условиях отсутствия четкого представления о комплексной модели развития отечественной киноиндустрии в целом. Деятельность учреждений кинематографии регламентируется законодательством Российской Федерации, предусматривающим проведение протекционистской политики в этой области, обеспечение финансовой самостоятельности организаций по кино- и видеопрокату, кинообслуживанию населения, создание условий для самоокупаемости киноотрасли, пресечение незаконного использования кино- и видеофильмов, развитие материально-технической базы киносети и кинопроката, распространение отечественной кино- и видеопродукции, сохранение фонда кинофильмов как национального достояния России. В полномочия муниципальных органов управления входят обязанности по обеспечению доступа населения к произведениям кинематографии, организации кинодосуга в большей степени для детей, молодежи, малообеспеченных слоев населения. В стране идет активная цифровизация кинотеатров, в Волгоградской области достижения технического прогресса внедряются пока только предпринимателями от частного кинобизнеса, что приводит с своеобразному "цифровому неравенству" между крупными городскими и сельскими кинотеатрами, при котором существует угроза полного прекращения кинообслуживания населения в малых городах и сельских поселениях. Кинообслуживание населения Волгоградской области осуществляется в 26 муниципальных образованиях Волгоградской области 105 кинотеатрами (из них 10 - частные) и киноустановками. В год обслуживается муниципальной киносетью около 300 тыс.зрителей. В Волгоградской области действует государственная кинопрокатная организация - государственное бюджетное учреждение культуры "Волгоградский областной киновидеоцентр", который проводит большую работу по пропаганде отечественного кинематографа, здорового образа жизни, патриотическому воспитанию населения. Признание волгоградской публики в последние годы получили, ставшие уже традиционными, областные кинофестивали "Салют, Победа", "Ода солдату", арт-хаус фестиваль, дни памяти В.М.Шукшина, детские фестивали "Чудо по имени Кино" и "Сказки народов мира", премьеры и ретроспективы отечественных фильмов. Состояние кинообслуживания Волгоградской области сегодня характеризуется недостаточным уровнем финансовой поддержки на всех уровнях ветвей власти от федерального до муниципального по всем направлениям деятельности - от кинопоказа и кинопроката до технического обслуживания и технического переоснащения киноустановок. Остро проявляется проблема отставания технической оснащенности муниципальных кинотеатров (киноустановок) и единственной в Волгоградской области государственной кинопрокатной организации от новейших стандартов, технологий и современных направлений в организации кинодосуга населения Волгоградской области. Муниципальная сеть кинотеатров и киноустановок Волгоградской области довольствуется технически изношенным пленочным и новым видео- (DVD) передвижным и стационарным оборудованием. Число киноустановок, работающих в пленочном формате 35 миллиметров, ежегодно сокращается. Это вызвано, в том числе и тем, что небольшое число потенциальных кинозрителей на селе и невысокие доходы населения не привлекают инвесторов. Дальнейшее функционирование сельской киносети без осуществления коренных преобразований, модернизации технологической и ресурсной базы становится практически невозможным. Волгоградская область значительно уступает другим регионам России по числу действующих киноустановок, одной из основных причин их закрытия является ежегодное сокращение расходов (а иногда их полное отсутствие) на оказание услуги по кинообслуживанию населения. 3.8. Образование в сфере культуры Образование в сфере культуры является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека. Состояние и перспективы развития этой отрасли в конечном итоге определяют будущее всей сферы региональной культуры и поэтому должны стать предметом особого внимания. Удовлетворение потребностей граждан в образовании и духовном развитии сегодня, сохранение и развитие сложившейся в Волгоградской области уникальной системы подготовки музыкантов, артистов, режиссеров, хореографов, художников, дизайнеров, специалистов в сфере культурного обслуживания населения в перспективе - приоритетная цель развития культуры региона. В настоящее время подготовка кадров в сфере культуры Волгоградской области осуществляется государственным образовательным бюджетным учреждением культуры высшего профессионального образования "Волгоградский государственный институт искусств и культуры", муниципальным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Волгоградский институт искусств им.П.А.Серебрякова" и институтом художественного образования, действующим в структуре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный социально-педагогического университет". Наличие целого ряда факторов, вызванных дублированием в их образовательной деятельности подготовки специалистов по ряду специальностей (проблемы обеспеченности научно-педагогическими кадрами и послевузовского образования, "распыление" контингента обучаемых и профессорско-преподавательского состава, невыполнение нормативов комплектации факультетов и групп, отсутствие должного уровня развития научно-исследовательских направлений и исполнительских школ, проблемы материальной базы и прочее), обусловило определенное отставание отрасли от целого ряда российских регионов. Для его преодоления, сохранения и плодотворного развития ценного образовательного опыта, а также целого ряда научно-творческих завоеваний вузов, особую актуальность приобретает задача реформирования и модернизации отрасти, требующая выработки программы согласованных действий органов власти и компетентных специалистов. Кроме того, на сегодняшний день в Волгоградской области наблюдается отставание практики целенаправленной работы по выявлению и развитию творческих способностей детей, поддержке педагогов, работающих с ними: охват детей, занимающихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования составляет 12,5 процента, тогда как в среднем по России- 10-11 процентов. 3.9. Объекты культурного наследия Объекты культурного наследия, в том числе расположенные на территории Волгоградской области, - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал объектов культурного наследия, необходимость их сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики. Утраты объектов культурного наследия невосполнимы. Любые потери объектов культурного наследия неизбежно отразятся на всех сторонах жизни нынешнего социума и будущих поколений, приведут к духовному обнищанию, разрывам исторической памяти, утрате самоидентификации. Объекты культурного наследия не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых, даже более значительных произведений. Накапливание и сохранение объектов культурного наследия - основа развития личности, общества, государства и цивилизации. В Волгоградской области 42 объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (в их числе 5 объектов археологии, 1 объект архитектуры, 36 памятников истории и искусства) охраняется государством. Среди них уникальная стоянка неандертальского человека (Волгоградская стоянка), возраст которой около 100 тыс.лет, Царевское городище в Ленинском муниципальном районе - "Развалины Сарай-Берке (Новый Сарай)", отождествляемое со второй столицей Золотой Орды городом Сарай ал-Джедид, Водянское городище в Дубовском муниципальном районе, соотносимое с крупным торговым центром - городом Бельджаменом, всемирно известный историко-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане. 2646 объектов культурного наследия имеют статус регионального значения (в их числе 1222 объекта археологии, 379 объектов архитектуры, в том числе 54 культовых сооружения, 1045 памятников истории и искусства). В их числе древние курганы, интересные градостроительные комплексы и сооружения, построенные в стиле барокко, классицизма, эклектики, модерна, конструктивизма и неоклассицизма, мемориалы, посвященные защитникам Отечества. На территории Волгоградской области 17 поселений подлежат государственной охране, так как являются исторически населенными местами Российской Федерации. По итогам инвентаризации памятников, посвященных военной истории, Великой Отечественной войне и Сталинградской битве, проведенной в 2009-2012 годах на территории 32 муниципальных районов и 6 городских округов Волгоградской области, выявлено, что порядка 15 процентов от общего количества мемориальных объектов нуждаются в проведении капитального ремонта, реконструкции или замене на сооружения из прочных и долговечных материалов. Уничтожаются распашкой земель и используются в активном севообороте территория 85 процентов памятников археологии, находящихся на территории Волгоградской области. Аварийными в Волгоградской области являются многие древние храмы и монастырские комплексы, относящиеся к памятникам истории и культуры. В регионе большое количество зданий, являющихся памятниками архитектуры и градостроительства, нуждается в проведении мероприятий по их сохранению. 3.10. Архивное дело В современном мире документ выступает оперативным регулятором различных сфер деятельности человека, общества и государства. Потребность общества и государства в ретроспективной информации для решения задач социально-экономического развития Волгоградской области делает архивы надежным адресным, оперативным информационным звеном управленческой деятельности. Аутентичность архивных документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер. Выполняя социально-правовые запросы граждан, архивы решают задачи, отнесенные к сфере социальной защиты населения. Популяризируя историю страны и региона, архивы выступают в качестве культурно-просветительских учреждений. Организуя использование ретроспективной информации в научно-исследовательских целях, архивы имеют признаки научных организаций. Государственные и муниципальные архивные учреждения Волгоградской области обеспечивают хранение и использование более 3,5 млн.единиц хранения архивных документов, выполняя важные функции по сохранению материального носителя истории - документа, непрерывному пополнению информационных ресурсов и предоставлению услуг населению. В рамках проведенной реструктуризации бюджетного сектора архивные учреждения Волгоградской области, как и в целом в стране, сохранили статус государственных и муниципальных организаций. Профиль государственных архивов Волгоградской области соответствует общероссийскому и включает в себя основной исторический архив - государственное казенное учреждение Волгоградской области "Государственный архив Волгоградской области", центр документов социально-политической истории (бывший архив КПСС) - государственное казенное учреждение Волгоградской области "Центр документации новейшей истории Волгоградской области" и архив документов по личному составу - государственное казенное учреждение Волгоградской области "Государственный архив документов социально-правовой защиты граждан", а также 41 архивное учреждение в каждом муниципальном образовании региона. Волгоградская область осуществляет финансирование органов местного самоуправления по переданным им государственным полномочиям в сфере архивного дела, что существенно поддерживает развитие архивной отрасли на муниципальном уровне. В результате большинство муниципальных архивных учреждений Волгоградской области имеют устойчиво положительную динамику укрепления материально-технической базы. Абсолютный объем финансирования архивной отрасли региона соответствует его месту среди регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов согласно численности населения и отстает от объемов финансирования согласно объему сохраняемого архивного фонда. Архивная служба Волгоградской области - один из лидеров среди южных регионов по эффективности использования персонала: на одного регионального архивиста Волгоградской области приходится 17,4 тыс.единиц хранения архивных документов, эффективнее обеспечивается хранение документов только в Ставропольском крае - 17,5 тыс.единиц хранения на 1 сотрудника. При этом финансовая обеспеченность деятельности архивной отрасли Волгоградской области также в числе самых эффективных - всего 20 рублей на единицу хранения (2 место среди Северо-Кавказского федерального округа и Южного федерального округа после Астраханской области). Таким образом, учитывая оба эти показателя, архивная служба Волгоградской области эффективно использует выделяемые финансовые средства, но, учитывая имеющиеся потребности государственных архивов в модернизации материально-технической базы, следует говорить о некотором дефиците финансирования отрасли. Абсолютный уровень финансирования не позволил окончательно решить основную проблему -проблему модернизации оборудования, обеспечивающего сохранность архивных документов. Наряду с этим фиксируется ежегодное регламентированное увеличение приема архивных документов, и, как следствие, рост числа обращений граждан с запросами, в том числе социально-правового характера. Архивохранилища государственных архивов Волгоградской области заполнены архивными документами на 95 процентов. Остро стоит проблема перевода документов архивного фонда в электронный вид в связи с недостатком оборудования для оцифровки и хранения, а также нехваткой персонала. Приоритетные направления информатизации общества влекут за собой необходимость формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры архивных учреждений, выполняющих важные общественные функции, основными направлениями деятельности которых становятся внедрение электронного документооборота, развитие сервисов для обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, а также организация приема на постоянное хранение и дальнейшее использование электронных документов. Актуальным становится вопрос приема на государственное хранение документов в электронном виде. В настоящее время в Волгоградской области нет архивного учреждения, готового к приему таких документов. 4. Цели, задачи Концепции и направления развития культуры Волгоградской области 4.1. Общие положения Миссией культурной политики Волгоградской области является усиление роли сферы культуры в процессе преобразования Волгоградской области в регион устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни населения. Выход культуры Волгоградской области на новые стратегические направления развития в качестве субъекта социально-экономического развития обуславливает формирование стратегической цели, выбор которой обусловлен общими целями социально-экономического развития Волгоградской области, а также результатами анализа сложившихся тенденций в сфере культуры Волгоградской области в предыдущие годы. Стратегическая цель культурной политики Волгоградской области - духовно-нравственное развитие и реализация человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики Волгоградской области. Достижение стратегической цели связано с решением следующих задач: создание механизмов стимулирования культурной деятельности различных субъектов по сохранению культурного наследия, производству качественного культурного продукта в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере; расширение и обновление круга субъектов культурной деятельности с целью повышения доступности и качества культурных услуг; преодоление изолированности и замкнутости инфраструктуры сферы культуры в Волгоградской области, регулирование и инициирование межинституциональных отношений, служащих фактором развития сферы культуры. Общей задачей для всех отраслей культуры Волгоградской области является задача адекватного финансового обеспечения. Безусловно важной и необходимой для реализации положений Концепции является задача кардинального увеличения доли расходов консолидированного бюджета Волгоградской области на сферу культуры с имеющихся сегодня 2,2 процента до 4,5 процента. Выполнение поручения Президента Российской Федерации об ежегодном поэтапном увеличении заработной платы работников культуры к 2018 году до уровня средней по Волгоградской области позволит повысить престиж отрасли, обеспечить сотрудникам достойный социальный статус, стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма. 4.2. Театральное и музыкальное искусство Цели, задачи и направления развития театрального дела отражены в одобренной Общественным советом при министерстве культуры Волгоградской области региональной Концепции долгосрочного развития театрального дела в Волгоградской области на период до 2020 года. Для обеспечения плодотворной деятельности региональных театров и концертных учреждений в соответствии с требованиями времени, достижениями современного театрального искусства и духовными потребностями общества необходимо следовать положениям названной Концепции: обеспечивать условия развития всех видов и жанров искусства; сохранять исторически сложившиеся традиции отечественного профессионального искусства; обеспечивать проведение фестивальных, концертных и иных творческих проектов регионального, всероссийского и международного уровней, расширяющих и укрепляющих единое культурное пространство, углубляющих культурные связи и развивающих культурный обмен; осуществлять государственную поддержку гастрольной деятельности областных и муниципальных театров на региональном, российском и международном уровнях в качестве фактора, укрепляющего имидж Волгоградской области как крупного культурного центра Юга России и содействующего популяризации значительных творческих активов театров Волгоградской области; содействовать приобщению к духовным и культурным ценностям театрального и музыкального искусства представителей различных возрастных и социальных слоев населения; пропагандировать, популяризировать и широко освещать достижения театрального и музыкального искусства в средствах массовой информации, в том числе посредством создания телеверсий спектаклей и концертных программ; способствовать формированию художественно развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей; оказывать поддержку развитию инновационных форм художественной деятельности театров, направленных на обеспечение конституционных гарантий доступности культурных услуг и творческой деятельности населения; обеспечить в рамках региональных целевых программ финансовую поддержку конкурсам на получение грантов театрам Волгоградской области; оказывать поддержку созданию экспериментальных спектаклей, включению их в репертуарный план театров с привлечением дополнительных сценических площадок (не всегда имеющие массовый спрос у зрителя экспериментальные спектакли являются необходимым условием развития современного театра); поддерживать и развивать фестивальное движение и проводимые в его рамках конкурсы как факторы мониторинга развития театрального искусства и активизации творческого поиска; предпринимать меры, направленные на сохранение творческого потенциала государственных и муниципальных театров, действующих на территории Волгоградской области; сформировать Фонд поддержки ветеранов региональной сцены, внесших значительный вклад в развитие театрального искусства Волгоградской области; оказывать всемерную поддержку деятельности областных и муниципальных театров с целью преодоления таких негативных ее явлений, как разбалансированность и неукомплектованность театральных трупп по возрастному составу и амплуа, дефицит творческих лидеров, отсутствие у театра достаточных финансовых средств для привлечения новых перспективных творческих работников; способствовать притоку творческой молодежи в театры региона, обеспечивать ее ведомственным жильем и предоставлять иные гарантии социальной защиты; гарантировать государственную поддержку финансирования капитального ремонта имеющихся зданий театров, а также учебных заведений, готовящих кадры для театральных организаций; привлекать в театры управленческие кадры, владеющие технологиями современного театрального маркетинга, менеджмента и франдрайзинга, а также арт- и пиар-менеджеров с учетом того обстоятельства, что современные социальные и экономические условия диктуют новые формы продвижения театров; сохранять, развивать и модернизировать систему учреждений художественного образования в сфере культуры и искусства в соответствии с требованиями современного образовательного процесса, духовных потребностей общества и социального заказа, учитывающего проблемы кадрового обеспечения учреждений культуры Волгоградской области; совершенствовать качество образовательных услуг в сфере культуры и искусства как фактор интеллектуального совершенствования и раскрытия творческого потенциала детей и юношества, а также в подготовке профессиональных кадров для театров и других учреждений культуры искусства; обеспечивать служебной жилой площадью приглашаемых на работу артистов, режиссеров, дирижеров, балетмейстеров, художников и других специалистов. 4.3. Издательская деятельность Целью развития издательского дела в Волгоградской области в долгосрочной перспективе является достижение высокого содержательного и исполнительского уровня, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества в доступе к информации: повышение качества печати, улучшение оформления и содержания изданий. Для достижения указанной цели предстоит: увеличить выпуск литературы для детей в высококачественном художественном и полиграфическом исполнении; увеличить выпуск краеведческой литературы, востребованной современным читателем, красочных альбомов о городе и области; увеличить количество выпускаемой для музеев полиграфической и печатной продукции; увеличивать количество электронных публикаций с размещением в сети Интернет. 4.4. Библиотечное дело Цель развития библиотечного дела Волгоградской области заключается в создании системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей свободный и оперативный доступ к информации, приобщении к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, а также сохранении национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках. Достижению цели развития библиотечного дела в Волгоградской области будет способствовать решение следующих задач: внедрение новейших технологий, в том числе информационно-коммуникативных, развитие корпоративных систем; дальнейшее развитие материально-технической базы библиотек, обеспечение их современным оборудованием и высокоскоростными каналами доступа к сети Интернет; комплектование и сохранность библиотечных фондов; сохранение и популяризация культурного наследия Волгоградской области; формирование навыков регулярного чтения, устойчивого интереса к изучению русского языка, отечественной истории и культуры; обеспечение библиотек квалифицированными специалистами; дифференцированный подход к различным группам населения, в том числе обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями, содействие их социальной адаптации в обществе через книгу. Библиотечное обслуживание детей и молодежи признается как специализированное и приоритетное, учитывающее их возможности как растущих и развивающихся личностей. Особого внимания требует работа, направленная на формирование интереса к знанию, формирование и удовлетворение потребностей в интеллектуальном и духовном росте, приобщение к чтению, мировой и национальной культуре, популяризацию книги и чтения, содействие интеграции в социокультурной среде. 4.5. Музейное дело Цель деятельности музеев Волгоградской области — стать одним из главных агентов культурного взаимодействия на региональном, а также российском и международном уровнях. Современный музей - пространство формирования креативной среды и культурного бренда региона, которое способствует укреплению имиджа Волгоградской области, повышению его туристской и инвестиционной привлекательности. Музей работает над созданием имиджа открытой, живой структуры, ориентированной в равной степени на жителей региона и на международную аудиторию. Для достижения названной цели необходимо: модернизировать материально-техническую базу музеев, в том числе создавать дополнительные фондохранилища с современным специализированным оборудованием; формирование коллекций, которые могли бы претендовать на статус достояния не только российского, но и мирового; активно развивать направление современного волгоградского искусства; поощрять и популяризировать местные художественные традиции и инновации через постоянное проведение выставок, конкурсов, фестивалей. Решению вышеобозначенных задач будет способствовать: расширение ассортимента и объемов услуг в деятельности музеев; формирование модельного стандарта муниципального музея; создание центров, площадок и иных проектов, способствующих развитию музейного дела; активное взаимодействие музеев Волгоградской области - организация совместных тематических выставок, основанных на взаимном предоставлении экспонатов, в том числе передвижных; реализация крупных межмузейных городских праздников и общегородских акций; организация межрегионального обмена передвижными выставками совместно с музеями Российской Федерации; адаптация музейно-выставочных пространств для иностранных туристов, не владеющих русских языком. 4.6. Народное творчество, досуговая деятельность В сфере народного творчества и досуговой деятельности основными целями Концепции являются: формирование толерантности и развития межнационального общения; обеспечение свободы творчества путем сохранения и развития самодеятельного народного творчества; обеспечение преемственности традиционной российской культуры и развитие культурных инноваций. Первоочередными задачами этой сферы культуры Волгоградской области являются: развитие различных форм культурно-досуговой деятельности и любительского творчества; модернизация услуг в сфере культуры в интересах всех групп и слоев населения, ориентация услуг на конкретные группы и категории потребителей; обеспечение эффективной работы государственных и муниципальных учреждений культуры Волгоградской области за счет совершенствования информационных, нормативных и правовых основ регулирования деятельности. Для сохранения и дальнейшего развития народного самодеятельного творчества необходимо: осуществление комплекса мер, направленных на сохранение и развитие многонационального культурного наследия Волгоградской области, стимулирование развития народного творчества; создание условий для обеспечения свободы творчества и развития культурного и духовного потенциала народов, населяющих Волгоградскую область, путем реализации мероприятий по повышению уровня профессионального образования, повышению квалификации и переподготовки кадров учреждений культуры, выявлению и поддержке молодых дарований; сохранение специализированных учреждений культуры, осуществляющих развитие и популяризацию народного художественного творчества; развитие проектной деятельности учреждений культуры как основного поставщика культурных услуг; создание условий для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры; поддержка и поощрение творческой деятельности граждан, являющихся носителями и распространителями материальных и духовных традиций народной культуры; создание коллективов народного художественного творчества; проведение областных, межрегиональных, международных, всероссийских фестивалей, конкурсов, выставок, направленных на сохранение народной традиционной культуры и развитие народного творчества; развитие культурной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории, детей и молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями из малообеспеченных слоев населения; развитие социального партнерства путем совместной организации массовых праздничных мероприятий, посвященных общегосударственным, профессиональным и областным (местным) праздникам; поддержка мастеров декоративно-прикладного творчества, фольклорных коллективов. С целью формирования толерантности и развития межнационального общения следует: создавать равные условия для творческого самовыражения многонационального населения Волгоградской области; поддерживать и распространять лучшие традиции многонациональной культуры Волгоградской области путем создания системы мониторинга эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений культуры Волгоградской области, предлагаемых ими услуг, культурных благ, анализа социокультурной ситуации в муниципальных образованиях, выработки обоснованных рекомендаций по реструктуризации и оптимизации муниципальной сети, деятельности учреждений культуры в связи с законодательством о местном самоуправлении; осуществлять проекты, ориентированные на возрождение традиционных духовных ценностей, формирование позитивного межнационального и межконфессионального общения, профилактику проявлений национализма и экстремизма; систематически проводить мероприятия, направленные на поддержку национальных культур и традиций народов Волгоградской области: национальные праздники, областные и районные смотры, конкурсы и фестивали национальных самодеятельных творческих коллективов, дни национальных культур, выставки декоративно-прикладного творчества. 4.7. Кинообслуживание Главной целью Концепции в сфере кинообслуживания населения является обеспечение конституционных прав всех возрастных и социальных групп населения Волгоградской области на свободный доступ к культурным ценностям - лучшим произведениям отечественного и мирового кинематографа. Для достижения поставленной цели необходимо разработать и реализовать долгосрочную целевую программу, направленную на сохранение и развитие сети кино- и видеопоказа Волгоградской области, и обеспечить решение следующих задач: сохранить и развивать сферу кинообслуживания, в первую очередь -кинопоказ в сельской местности; обеспечивать техническое переоснащение и укрепление материально-технической базы кинотеатров и киноустановок, внедрение информационных продуктов и технологий; создавать условия для обеспечения населения услугами киноорганизаций и учреждений культуры, осуществляющих свою деятельность в сфере кинематографии на территории Волгоградской области; осуществлять мероприятия, способствующие привлечению населения Волгоградской области в кинотеатры. 4.8. Образование в сфере культуры Особая роль высшего образования в развитии отрасли состоит в подготовке специалистов нового типа, способных осуществлять различные виды деятельности: образовательной, художественно-творческой, исследовательской, научно-методической, управленческой, экспертно-консультационной. Целями развития системы подготовки специалистов в сфере культуры являются: создание условий для удовлетворения образовательных потребностей личности; осуществление преемственности в подготовке кадрового потенциала отрасли, создание непрерывной системы профессионального образования (довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования); создание системы опережающей подготовки специалистов в области культуры, ориентированной на перспективные потребности отрасли; создание условий для специалистов со средним специальным образованием, позволяющих им продолжать обучение в вузах и совершенствовать свой образовательный уровень; создание предпосылок для увеличения численности специалистов отрасли с высшим образованием; обеспечение устойчивого развития учебных заведений отрасли, гарантирующего подготовку высококвалифицированных специалистов для учреждений культуры и искусства Волгоградской области, способных конкурировать на рынке труда в соответствии с требованиями работодателей; внедрение в практику работы учебных заведений заключений договоров с работодателями, что позволит на плановой основе обеспечить отрасль высококвалифицированными специалистами. В настоящее время возникает задача проведения комплекса мероприятий по подготовке к переходу на двухуровневую систему подготовки специалистов. Система российского академического образования в сфере искусства признана лучшей в мире, и реализация Болонского процесса в Российской Федерации должна осуществляться с сохранением исторических и национальных особенностей развития художественного образования. Оптимизация числа учебных заведений и повышение качества предоставляемого образования за счет привлечения высокопрофессиональных научно-педагогических кадров отвечает Национальной доктрине в области образования, а также основным концептуальным документам по модернизации Российского образования, обеспечивая при этом: оптимизацию штата научно-педагогических работников, отобранных по результатам конкурса документов в соответствии с нормативами высшей школы Российской Федерации; повышение эффективности использования профессорско-преподавательского состава; открытие на базе единого государственного вуза аспирантуры, ассистентур-стажировок, докторантуры, диссертационных советов по научным специальностям в сфере искусства и культуры; внедрение достижений региональных научно-исследовательских школ в образовательный процесс; повышение профессионального уровня региональных образовательных и исполнительских школ; возможность участия преподавателей и студентов вуза в престижных, имеющих высокий авторитет в профессиональных кругах российских и международных научных и творческих проектах (научно-практических конференциях, конкурсах); оптимизацию затрат на подготовку специалистов за счет сокращения дублирующих штатных должностей; эффективное использование совокупной материально-технической базы; создание единого научно-методического центра, который обеспечит максимально возможное сближение подготовки специалистов высшего и среднего специального образования, а также специалистов, работающих в сфере дополнительного образования, преемственность содержания учебных курсов, качественную подготовку студентов к научно-исследовательской и концертно-театральной деятельности, что окажет положительное влияние на результативность участия студентов в различных конференциях, конкурсах и фестивалях; создание исследовательского центра в области изучения уникальной этнокультуры региона; создание издательского центра для распространения научных, учебно-методических и творческих достижений научно-педагогических работников; открытие Центра повышения квалификации для работников сферы искусства и культуры разных уровней; оптимизацию образовательного процесса за счет выработки единой образовательной политики в рамках единого комплекса и обеспечения преемственности в преподавании; повышение уровня профессионального образования, сокращение сроков получения высшего образования за счет включения среднего образования в систему подготовки специалиста с высшим образованием. Другими приоритетными направлениями развития образования в сфере культуры будут: прогнозирование потребности в кадрах для учреждений и организаций отрасли культуры и искусства, которое позволит сбалансировать спрос и предложение кадров по уровню квалификации и профессиональной подготовке; создание системы выявления, отбора, обучения, научной подготовки и дальнейшего продвижения одаренной молодежи в сфере науки, культуры, искусства, образования и государственного управления с целью сохранения креативного капитала региона и формирования интеллектуальной элиты общества; увеличение количества образовательных программ, введение новых специальностей ("Кинорежиссура", "Операторское искусство", маркетинг, менеджмент и PR в сфере искусства и культуры) с одновременным улучшением качества подготовки специалистов; создание системы управления качеством образования; повышение профессионального уровня научно-педагогических работников вуза, эффективности педагогического и исследовательского процесса, привлечение выпускников к получению послевузовского образования, концертно-просветительской и преподавательской работе; взаимодействие с научными учреждениями и учебно-методическими объединениями, а также исполнительскими школами вузов искусств и культуры России и зарубежных стран в проведении совместных исследований, проектов, творческих программ; координация, сотрудничество, социальное партнерство с различными фондами, организациями и учреждениями на федеральном и региональном уровне. Система непрерывного профессионального образования в конечном итоге обеспечит подготовку квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к социальной и профессиональной мобильности. 4.9. Объекты культурного наследия В сфере культурного наследия основной целью Концепции является обеспечение реализации государственной политики в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Волгоградской области. Для достижения названной цели необходимо решение следующих задач: выявление, учет, изучение объектов культурного наследия; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; контроль состояния объектов культурного наследия; популяризация объектов культурного наследия: издание сводов, научных, просветительских, популярных материалов об объектах историко-культурного наследия Волгоградской области, организация и проведение научно-практических мероприятий, обеспечение функционирования Интернет-портала "Историко-культурное наследие Волгоградской области", создание музеев-заповедников на базе объектов культурного наследия. 4.10. Архивное дело Целью развития архивного дела Волгоградской области в долгосрочной перспективе является достижение архивными учреждениями региона уровня, отвечающего потребностям и нуждам современного информационного общества в доступе к ретроспективной информации: обеспечение сохранности документов архивного фонда, повышение качества и степени доступности предоставляемых архивами информационных услуг, повышение оперативности и точности поиска информации на основе внедрения современных информационных технологий. В соответствии с названной целью предстоит решить следующие задачи развития архивного дела: обеспечить выполнение комплекса мероприятий по созданию нормативных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения архивных документов, исключающих их хищение и утрату и обеспечивающих поддержание их в нормальном физическом состоянии, в том числе за счет выделения дополнительных площадей под архивохранилища, отвечающих предъявляемым требованиям; системно пополнять государственные архивы Волгоградской области архивными документами, выполняя весь комплекс регламентированных архивных работ; обеспечить создание справочно-поисковых средств к документам архивного фонда Волгоградской области и другим архивным документам с применением современных информационных технологий; постепенно перейти от превалирующих сегодня форм публичного представления архивных документов посредством выставок и документальных публикаций к электронным экспозициям и публикациям с размещением в сети Интернет; продолжить совершенствование работы читальных залов, в том числе обеспечить их оснащение необходимыми техническими средствами и инструментарием для поиска ретроспективной информации; расширить объемы оцифровки архивных документов, электронные копии которых должны в перспективе стать основным объектом выдачи потребителю; предусматривать и реализовывать программы подготовки сотрудников в сфере информационных технологий. Таким образом, главными направлениями деятельности в области развития архивного дела являются: реализация государственной политики в сфере архивного дела, направленной на реализацию комплекса мер по улучшению сохранности архивных документов, на повышение безопасности и эффективности работы архивов, их постепенное превращение в полноценный элемент новой информационной культуры, связанной с глобализацией информационных потоков, ростом потребностей населения, государства и субъектов хозяйствования в поиске и получении архивной информации, в том числе в электронном формате; сохранение и развитие архивного фонда как составной части научного и культурного потенциала Волгоградской области, организация широкого использования архивных документов для изучения и пропаганды истории Волгоградской области, патриотического воспитания молодежи, пропаганда исторического опыта хозяйствования, направленная на эффективное решение социально-экономических проблем региона; использование современных информационных технологий при решении задач сохранности, учета и использования архивных документов; сохранение, укрепление потенциала и повышение профессионализма сотрудников архивных учреждений. 5. Механизмы реализации Концепции Для реализации задач, поставленных в Концепции, необходимо задействовать следующие механизмы: правовой, связанный с формированием правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни; финансово-экономический, ориентированный на создание благоприятных материальных условий для развития различных отраслей культуры, развитие механизмов экономического стимулирования реализации социально значимых, инновационных, экономически эффективных творческих проектов, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и поддержку социально значимой деятельности в сфере культуры; технологический, связанный с модернизацией управления различными отраслями культуры, внедрением современных эффективных инструментов реализации культурной политики в регионе, созданием и организацией работы технологических кластеров, информационно-коммуникационных площадок как центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, информации и другим ресурсам; идеологический, предусматривающий формирование в обществе критериев восприятия искусства, художественного вкуса, культуры межличностных отношений; социально-психологический, направленный на повышение престижа профессий, связанных с культурой и искусством, статуса высококультурного и образованного человека, организацию экспресс-обучения основам инновационных подходов к организации деятельности в сфере культуры, профессионального консультирования, в сфере отраслевых инновационных технологий, экономики и финансов, маркетинга; маркетинговый, связанный с организацией продвижения культурных продуктов. Концепция предполагает выделение на ее реализацию средств из областного и иных бюджетов, а также использование средств, высвобождаемых за счет: повышения эффективности использования финансовых средств, выделяемых из соответствующих бюджетов государственным и муниципальным учреждениям культуры и образования в сфере культуры и искусства; доходов учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства, полученных от основной и иной приносящей доход деятельности, а также бизнес-партнерства, спонсорства, меценатства и других источников; субсидий бюджетным и автономным учреждениям культуры и образования в сфере культуры и искусства на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, а также субсидий на иные цели, которые могут предоставляться учреждениям из бюджетов соответствующего уровня; бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений культуры и образования в сфере культуры и искусства; субсидий, предоставляемых из бюджетов соответствующего уровня некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями. 6. Прогноз результатов реализации Концепции 6.1. Этапы реализации Концепции В процессе реализации Концепции планируется поэтапно достичь следующие результаты: а) на первом этапе (2013-2016 годы): формирование полноценной инфраструктуры отрасли культуры, соответствующей реалиям нового времени, внедрение современных информационных технологий в культурную деятельность; повышение многообразия и богатства творческих процессов в пространстве культуры Волгоградской области; сохранение и популяризация культурно-исторического наследия; модернизация культурного обслуживания жителей села при сохранении историко-культурной среды территорий - мест формирования традиционной культуры; повышение доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения, в том числе путем развития внестационарных форм культурного обслуживания населения, внедрения дистанционных культурных услуг; оптимизация бюджетных расходов; формирование новой парадигмы мышления всех субъектов культурной деятельности в условиях рыночной экономики; расширение участия небюджетного сектора культуры в реализации государственной культурной политики; создание системы широкой информированности населения о культурной жизни Волгоградской области и установление устойчивой обратной связи; расширение участия населения в культурной жизни; развитие партнерской сети; поддержка инновационной активности кадров; доведение размера средней заработной платы работников учреждений культуры до уровня средней заработной платы в Волгоградской области к 2018 году; укрепление позиций культуры Волгоградской области в стране и за рубежом; повышение эффективности управления отраслью; б) на втором этапе (2017-2020 годы): сохранение уникальных ресурсов культуры Волгоградской области и их развитие с учетом традиционных особенностей и типовых черт; эффективное сочетание традиций и новаторства в культурной сфере; внедрение и использование научных достижений, позволяющих эффективно осуществлять ресурсопотребление и управление сферой культуры; развитие предпринимательства в сфере культуры на основе поддержки и развития новых конкурентоспособных видов творческой деятельности; вовлечение традиционных культурных институтов в современную систему творчества и коммуникаций; создание единого культурного и информационного пространства Волгоградской области; повышение уровня самоорганизации культурной жизни; обеспечение доступности и качества культурных услуг для всех категорий и групп населения области; становление культуры как области экономики. 6.2. Театральное и музыкальное искусство Результатами реализации Концепции с сфере театрального и музыкального искусства должны стать: совершенствование и развитие театрального искусства Волгоградской области; сохранение лучших традиций и внедрение апробированных новаций в театральную жизнь общества; повышение доступности театрального искусства для жителей региона; решение кадровой проблемы театров; улучшение материально-технической базы театральных и концертных учреждений; формирование негосударственного сектора в театральной сфере, выявление и поддержка новых театральных коллективов; создание условий для творческого роста молодежи, поддержка молодых талантов; поддержка творческих проектов деятелей театрального искусства и ветеранов сцены; повышение эффективности использования финансовых средств и государственного имущества. 6.3. Издательская деятельность Ожидаемыми результатами реализации Концепции в сфере издательской деятельности должны стать: достижение издательскими учреждениями широкого внедрения информационных технологий; укрепление и повышение профессионализма кадрового состава; улучшение пополняемости библиотечного фонда книгами местных авторов. рост показателей числа подготовленных к печати изданий, выпущенных в свет изданий (тираж), издаваемых периодических изданий, изданий в электронном виде. 6.4. Библиотечное дело Реализация положений Концепции в сфере библиотечного дела позволит обеспечить: создание условий для самообразования, креативной деятельности различных категорий населения, особенно детей и молодежи, развитие творческой индустрии, инновационных культурных программ, информационного обеспечения художественно-творческой деятельности; безопасность и сохранность библиотечных фондов; укрепление материально-технической базы библиотек, в том числе их информатизацию; создание условий формирования единого информационного пространства региона; увеличение числа постоянных пользователей публичных библиотек, библиотек, имеющих выход в сеть Интернет, сотрудников библиотек с профильным библиотечным образованием. 6.5. Музейное дело Ожидаемыми результатами реализации Концепции в сфере музейного дела являются: укрепление и модернизация материально-технической базы музеев; восстановление и сохранение движимых объектов культурного наследия Волгоградской области; повышение уровня экономической эффективности от различных форм деятельности музея; обеспечение доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям; обеспечение сохранности и пополнение музейных фондов; создание современных экспозиций; использование новых информационных технологий в учетно-хранительской деятельности музеев; популяризация историко-культурного и природного наследия Волгоградской области; сохранение и укрепление кадрового потенциала. 6.6. Народное творчество, досуговая деятельность Ожидаемыми результатами реализации Концепции в развитии культуры села, народного творчества и досуговой деятельности Волгоградской области должны стать: разработка и реализация долгосрочной областной целевой программы "Развитие материально-технической базы муниципальных сельских домов культуры и клубов в Волгоградской области", предусматривающей создание условий для максимального привлечения населения различных возрастных категорий в культурно-досуговые учреждения, отвечающие современным требованиям, финансовую поддержку учреждений культуры различных уровней в развитии народного творчества, подготовку кадрового потенциала для работы в сельских учреждениях культуры, создание комфортных условий для работы; увеличение количества любительских объединений в культурно-досуговых учреждениях и численность их участников; увеличение количества коллективов, носящих звания "народный", "образцовый". 6.7. Кинообслуживание Ожидаемым результатом при реализации Концепции в сфере кинообслуживания населения станет разработка и реализация долгосрочной областной целевой программы "Сохранение и развитие сети кино- и видеопоказа Волгоградской области", направленной на: техническое переоснащение действующих киноустановок Волгоградской области; восстановление деятельности киноустановок в сельских клубах и домах культуры; сохранение и развитие материально-технической базы муниципальных организаций киносети, государственных организаций кинопоказа и технического обслуживания киноустановок; создание областного фонда фильмов на цифровых носителях, в том числе составляющего коллекцию российского киноискусства; формирование сети цифрового показа; улучшение качества предоставляемых услуг кинотеатрами и киноустановками, внедрение в кинопроцесс современных технологий; проведение социально значимых областных киномероприятий в муниципальных кинотеатрах и киноустановках Волгоградской области; увеличение количества киносеансов, числа обслуженных зрителей, количества проведенных киномероприятий. 6.8. Образование в сфере культуры Реализация положений Концепции в сфере образования позволит обеспечить: устойчивое функционирование и развитие отрасли культуры; увеличение числа специалистов с высшим профессиональным образованием в отрасли культуры; достижение современного качества профессионального образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; развитие творческих школ по профилю специальностей и специализациям выпускников; создание системы профориентации и отбора для учебы одаренной молодежи; создание системы мониторинга потребности специалистов в области культуры; интеграцию высшего и среднего специального образования, направленную на совершенствование системы подготовки специалистов для области культуры; создание условий для возможности получения дополнительных видов подготовки (по специальности, иностранным языкам, информационным технологиям и так далее); сохранение и развитие сети образовательных учреждений отрасли культуры; повышение образовательного уровня специалистов отрасли к 2020 году до оптимального уровня; повышение числа выпускников вузов, поступивших на работу по специальности в учреждения культуры Волгоградской области; удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов; сохранение контингента учащихся; модернизацию сети образовательных учреждений отрасли культуры; повышение научно-педагогического уровня преподавателей ВУЗов до требуемого высшей школой Российской Федерации уровня; увеличение доли студентов, завершающих обучение с дипломами с отличием; увеличение количества специалистов, прошедших курсы повышения квалификации; удовлетворенность специалистов качеством обучения в системе повышения квалификации и переподготовки; снижение затрат на подготовку специалистов при улучшении качества подготовки; эффективное управление ресурсами образовательных учреждений и педагогическими кадрами. 6.9. Объекты культурного наследия Результатами реализации Концепции в сфере культурного наследия должны стать: увеличение количества объектов культурного наследия регионального значения, на которые разработаны паспорта, проекты зон охраны, изготовлены и установлены информационные надписи и обозначения; обеспечение включения объектов культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; выявление новых объектов, имеющих историко-культурную ценность; сохранение недвижимых объектов культурного наследия, уменьшение доли объектов культурного наследия, находящихся в аварийном состоянии; предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия, нарушения установленного порядка их использования; предоставление информации об уникальной ценности объектов культурного наследия, значении памятников истории и культуры для личности, общества, государства, цивилизации; создание на базе объектов культурного наследия новых объектов музейного показа. 6.10. Архивное дело Ожидаемыми результатами реализации Концепции должны стать: достижение архивными учреждениями на основе модернизированной инфраструктуры широкого внедрения информационных технологий; привлечение в отрасль специалистов в области IТ-технологий; повышение безопасности документов Архивного фонда Российской Федерации на территории Волгоградской области; увеличение доли архивных документов, хранящихся в нормативном режиме, исключающем их утрату и обеспечивающем их хранение в должном физическом состоянии; рост доли единиц хранения, включенных в систему автоматизированного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации; рост доли единиц хранения, переведенных в электронный вид; увеличение числа пользователей ретроспективной информацией, подготовленной архивными учреждениями по документам Архивного фонда. 7. Основные показатели эффективности реализации Концепции Ключевая особенность культуры заключается в том, что важнейшие результаты культурной деятельности выражаются в отложенном по времени социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала, изменении ценностных ориентации и норм поведения граждан, что в конечном итоге влечет за собой изменение в основах функционирования общества. Такие последствия зачастую не поддаются обычным статистическим измерениям. Для оценки эффективности реализации Концепции предлагается использовать показатель уровня удовлетворенности населения Волгоградской области услугами в сфере культуры, определяемый в результате проведения социологических исследований по формуле: Копр. Ууд.=---------- х 100%, где Куд. Копр.- - количество опрошенных респондентов; Куд. - количество удовлетворенных услугами в сфере культуры. Поскольку все мероприятия Концепции в конечном счете направлены на рост числа граждан, вовлеченных в культурный процесс, то оценка эффективности реализации Концепции может также выражаться в росте расходов на культуру как за счет роста расходов бюджетов всех уровней, роста частных инвестиций, так и за счет увеличения расходов граждан на услуги культуры. Рост расходов на культуру (в расчете на душу населения) будет свидетельствовать о повышении роли культуры в жизни общества в целом, повышении качества оказываемых услуг населению. Главный социально-экономический эффект от реализации Концепции (эффект, отложенный во времени) может быть выражен в повышении роли культуры и искусства в процессе социально-экономического преобразования региона и вследствие этого в повышении качества жизни жителей Волгоградской области в целом. Экономический эффект Концепции будет связан с привлечением дополнительных инвестиций в культуру за счет государственно-частного партнерства, создания экономически привлекательных условий для бизнеса, а также с повышением роли культуры на исторических территориях в связи с формированием музеев-заповедников, культурной инфраструктуры, позволяющей создать дополнительные рабочие места, пополнить бюджеты соответствующих уровней. Целевые показатели развития культуры Волгоградской области на период до 2020 года приведены в таблице: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|