Расширенный поиск

Распоряжение Администрации Астраханской области от 26.12.2003 № 5/28-р

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  26.12.2003                N 5/28-р




О ходе реализации областных
целевых программ


     В целях  повышения  эффективности  реализации  областных  целевых
программ  и  концентрации  средств  областного  бюджета  для   решения
приоритетных  проблем Астраханской области программно-целевым методом,
а  также  учитывая  реальные  возможности  бюджетного   финансирования
областных целевых программ:
     1. Признать удовлетворительным ход реализации  областных  целевых
программ,  государственными  заказчиками  которых являются департамент
образования Астраханской области,  комитет по делам семьи,  детства  и
молодежи    Астраханской    области,    департамент    здравоохранения
Астраханской  области,  комитет   по   фармацевтической   деятельности
Астраханской области.
     2. Одобрить и утвердить прилагаемые концепции  областных  целевых
программ:
     - "Развитие образования в Астраханской области до 2005 года";
     - "Дети Астраханской области до 2005 года";
     - "Молодежь Астраханской области на 2004-2005 годы";
     - "Предупреждение  и борьба с заболеваниями социального характера
до 2006 года";
     - "Совершенствование   лекарственного   обеспечения  населения  и
учреждений здравоохранения до 2005 года".
     3. На   основании   данных   концепций  департаменту  образования
Астраханской области (Трещев А.М.), комитету по делам семьи, детства и
молодежи   Астраханской   области   (Лукьяненко   Е.А.),  департаменту
здравоохранения Астраханской  области  (Гаврилов  А.Е.),  комитету  по
фармацевтической  деятельности  Астраханской  области (Умерова А.Р.) в
срок до 1 февраля  2004  года  разработать  соответствующие  областные
целевые   программы   и   внести   их   на  утверждение  Администрации
Астраханской области в установленном порядке.
     4. Определить   государственными  заказчиками  областных  целевых
программ,  указанных в пункте 2 данного распоряжения, следующие органы
исполнительной власти Астраханской области:
     - "Развитие образования в Астраханской области до  2005  года"  -
департамент образования Астраханской области;
     - "Дети Астраханской области до 2005 года"  -  комитет  по  делам
семьи, детства и молодежи Астраханской области;
     - "Молодежь Астраханской области на 2004-2005 годы" - комитет  по
делам семьи, детства и молодежи Астраханской области;
     - "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального  характера
до 2006 года" - департамент здравоохранения Астраханской области;
     - "Совершенствование  лекарственного  обеспечения   населения   и
учреждений здравоохранения до 2005 года" - комитет по фармацевтической
деятельности Астраханской области.
     5. Государственным  заказчикам  областных  целевых  программ  при
планировании объемов  расходов  на  реализацию  программ  исходить  из
возможностей областного бюджета.


И.о. Губернатора Астраханской области          А.А. Жилкин




                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                распоряжением
                                                Администрации
                                                Астраханской области
                                                от 26.12.2003 N 5/28-р

                КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
      "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"

                         СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

     Сложившаяся практика реализации  действующих  программ  показала,
что многие предусмотренные мероприятия утрачивают актуальность задолго
до планового срока их  исполнения,  тогда  как  введение  инноваций  в
образовательной  сфере  диктует  ежегодное  их если не обновление,  то
дополнение и корректировку.  Анализ  ситуации  показал,  что  наиболее
приемлемым  при  столь  стремительных  темпах развития системы было бы
существование единой областной целевой программы на долгосрочную  либо
среднесрочную перспективу,  которая включала бы в себя ряд подпрограмм
краткосрочного  действия.  Такая  схема  позволила  бы  пролонгировать
подпрограммы,  не утратившие свою актуальность, или планировать новые,
отвечающие текущим потребностям отрасли в области.
     Необходимость внесения  изменений  и  дополнений  в  существующую
Программу  развития  образования  на  1999-2005   годы,   утвержденную
постановлением  Главы Администрации Астраханской области от 04.11.99 N
402,  обусловлена также и  принятием  Федеральной  программы  развития
образования.   Тенденции   развития  современной  отрасли  образования
связаны,  прежде  всего,  с   одобрением   Правительством   Российской
Федерации  Концепции модернизации российского образования на период до
2010 года,  основной задачей которой является повсеместное обеспечение
равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию
в  соответствии  с  их  интересами  и   склонностями   независимо   от
материального   достатка   семьи,   места   проживания,   национальной
принадлежности  и  состояния  здоровья.  Необходимо  использовать  все
возможности   для  социальной  защиты  детей  и  подростков,  лишенных
попечения родителей.  Важными  задачами  также  являются  формирование
профессиональной  элиты,  выявление  и  поддержка  наиболее одаренных,
талантливых детей и молодежи.
     Для решения  этих  задач  планируется разработать новую областную
целевую программу "Развитие образования в Астраханской области до 2005
года"  (далее - программа),  в состав которой будут включены следующие
подпрограммы:
     - "Модернизация образования";
     - "Сельская школа Астраханской области";
     - "Развитие  системы  дополнительного  образования  на территории
Астраханской области";
     - "Создание    единой    информационной   образовательной   среды
Астраханской области";
     - "Формирование  установок  толерантного  сознания и профилактика
экстремизма в Астраханской области".
     Главная цель программы - развитие системы образования в интересах
формирования  гармонично  развитой,  социально  активной,   творческой
личности  и в качестве одного из факторов экономического и социального
прогресса общества на основе провозглашенного в  Российской  Федерации
приоритета образования.

                           ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

     - обеспечение  условий  для  реализации  равных  прав  граждан на
образование всех уровней и ступеней;
     - создание  нормативной  правовой  базы  в  области  образования,
обеспечивающей  функционирование  и  развитие  системы  образования  в
интересах личности, общества и государства;
     - формирование и  реализация  экономических  механизмов  развития
системы образования;
     - разработка      норм      и       нормативов       финансового,
материально-технического   и   иного  ресурсного  обеспечения  системы
образования;
     - реализация   мер,   обеспечивающих   функционирование   системы
образования  в  период  формирования   новых   социально-экономических
условий жизни общества;
     - введение    и    реализация    преемственных    государственных
образовательных    стандартов    и    соответствующих   им   примерных
образовательных программ различных уровней и направлений образования;
     - разработка     содержания     образования,     соответствующего
современному российскому и мировому уровню  развития  техники,  науки,
культуры;
     - развитие,    разработка     и     реализация     информационных
образовательных   технологий   и   методов   обучения,   в  том  числе
дистанционных;
     - развитие    научно-исследовательской    и    научно-технической
деятельности  организаций  системы  образования,  интеграция  науки  и
образования;
     - совершенствование   системы   лицензирования,   аттестации    и
аккредитации образовательных учреждений;
     - обеспечение контроля  качества  образования;  развитие  системы
подготовки  и  переподготовки  работников образовательных учреждений и
научно-педагогических работников;
     - разработка   комплекса  мер  по  государственной  и  социальной
поддержке работников системы образования и всех категорий  обучающихся
и воспитанников;
     - выполнение комплекса приоритетных  фундаментальных,  прикладных
исследований   и   разработок  по  проблемам  образования,  реализация
инновационных проектов и программ;
     - разработка  концепции  и  создание  условий  для введения новой
структуры общего образования  на  основе  проведения  полномасштабного
педагогического эксперимента;
     - совершенствование системы непрерывного образования;
     - организация   подготовки   и   издания   учебной,   научной   и
методической литературы;
     - организация   централизованного  обеспечения  фондов  библиотек
системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
     - организация  производства  учебного  и  научного  оборудования,
приборов и средств обучения различного назначения;
     - развитие     материально-технической    базы    образовательных
учреждений, энергосберегающих технологий;
     - участие  в  формировании  единого образовательного пространства
государств - участников Содружества Независимых Государств.

                         ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

     - реализация,  совершенствование  и развитие нормативной правовой
базы, корректировка и разработка нормативных документов в соответствии
с  Законом Российской Федерации "Об образовании",  Федеральным законом
"О высшем и послевузовском  профессиональном  образовании"  и  другими
регламентирующими  деятельность  системы  образования и принимаемыми в
ходе  реализации  программы  законодательными  и  иными   нормативными
правовыми актами;
     - развитие системы  образовательных  учреждений  различных  форм,
типов и видов;
     - развитие и комплексное координационное регулирование научной  и
научно-технической   деятельности  высших  учебных  заведений,  других
образовательных и научных организаций системы образования  как  основы
обеспечения единства обучения и науки, подготовки
научно-педагогических работников высшей квалификации;
     - защита  и содействие развитию национальных культур,  культурных
традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
     - восстановление    и    развитие    в   новых   политических   и
социально-экономических      условиях      воспитательных      функций
образовательных учреждений и системы образования в целом;
     - совершенствование экономических механизмов  функционирования  и
развития  системы  образования,  в  том числе с учетом особенностей ее
функционирования  в  сельской  местности,   а   также   финансирования
научно-исследовательской деятельности организаций
системы образования;
     - расширение   форм   и   методов   сотрудничества  государств  -
участников  Содружества  Независимых   Государств   и   международного
сотрудничества Астраханской области в сфере образования.

                       ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

     Финансирование мероприятий  предусматривается  за  счет   средств
областного,   федерального,   местных   бюджетов,   а  также  за  счет
внебюджетных источников.

                         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     - создание предпосылок и условий для последующих широкомасштабных
инноваций в образовательном процессе;
     - удовлетворение  потребностей   граждан   в   высококачественных
образовательных услугах;
     - улучшение   оснащенности   образовательных   программ  учебной,
научной и методической литературой,  средствами обучения,  пособиями и
оборудованием    в   соответствии   с   требованиями   государственных
образовательных стандартов;
     - удовлетворение    потребностей   общества   в   воспроизводстве
работников   квалифицированного   труда   по   основным   направлениям
общественно полезной деятельности;
     - повышение   конкурентоспособности  выпускников  образовательных
учреждений на рынке труда;
     - улучшение  условий  для  качественного  обучения,  приобретения
обучающимися практических умений  и  навыков,  развития  творческих  и
профессиональных способностей обучающихся;
     - удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;
     - расширение  сферы  и  перечня  реализуемых общедоступных услуг,
оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
     - развитие  системы  различных  видов  учреждений дополнительного
образования детей, реализующих принципы развивающего обучения;
     - подготовка  и  издание  программных  и методических материалов,
распространение опыта работы  учреждений  дополнительного  образования
детей;
     - участие высших учебных заведений и других  организаций  системы
образования в   решении   задач   социального,  научно-технического  и
экономического развития субъектов Российской Федерации.




                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                распоряжением
                                                Администрации
                                                Астраханской области
                                                от 26.12.2003 N 5/28-р

                КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
               "ДЕТИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2005 ГОДА"

           СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
                   ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

     В условиях  экономических  и социально-культурных трансформаций в
Астраханской области за короткий срок сформирована адекватная рыночным
условиям  и современному этапу развития законодательная база,  найдены
принципиально    новые    механизмы    и    институты    осуществления
государственной политики в отношении детей.  Несмотря на достигнутые в
предыдущие годы позитивные  результаты  реализации  областных  целевых
программ   по   улучшению  положения  детей  в  Астраханской  области,
сохраняется   много   вопросов   в   сфере   обеспечения   полноценной
жизнедеятельности  детей,  которые  требуют решения на государственном
уровне,  в том числе  улучшения  репродуктивного  здоровья  населения,
поддержки  детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей,
детей-инвалидов и несовершеннолетних,  оказавшихся в трудной жизненной
ситуации.
     В последние годы  благодаря  совместной  деятельности  органов  и
учреждений    здравоохранения    по    совершенствованию   организации
медицинской помощи матерям и детям,  реализации мероприятий  областных
целевых программ удалось улучшить ряд показателей службы материнства и
детства.
     Однако вследствие  низкого  уровня  здоровья  женщин  детородного
возраста продолжает увеличиваться количество  случаев  беременности  и
родов,  протекающих с различными осложнениями. В результате показатели
материнской и младенческой смертности остаются на высоком уровне.
     Воздействие экологических  и  социально-психологических факторов,
интенсивность   которого   в   последнее    десятилетие    многократно
увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается
как катастрофическое.
     Одной из   причин   прогрессирующего   ухудшения  здоровья  детей
особенно раннего и  подросткового  возраста  является  неэффективность
проводимых профилактических и коррекционных мероприятий,  направленных
на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и
подростков,   адаптацию  к  изменениям  в  социальной,  экономической,
экологической, образовательной среде.
     Недостаточное внимание  уделяется  проблеме  полноценного питания
детей.
     Практически не  разрабатываются  и  слабо внедряются современные,
научно обоснованные организационные технологии по созданию условий для
нормального   физического   и  нервно-психического  развития  детей  и
реализации ими социальных функций, соответствующих возрасту.
     Распространение наркомании,  токсикомании,  курения и алкоголизма
среди подростков требует принятия экстренных  мер  по  противодействию
потреблению наркотических средств и асоциальному поведению.
     Социальная значимость проблем,  связанных с  состоянием  здоровья
детей  в Астраханской области,  обуславливает необходимость их решения
программными  методами  на  основе  реализации  системы   мероприятий,
направленных   на   снижение   показателей   детской   заболеваемости,
инвалидности и смертности,  сохранение и укрепление здоровья  на  всех
этапах развития ребенка.
     Социальные и экономические  проблемы  в  российском  обществе  на
данном   этапе   развития  существенно  ослабили  институт  семьи,  ее
воздействие на воспитание детей.  Результатом этого процесса  является
рост   численности   безнадзорных  и  беспризорных  детей,  увеличение
распространения в детской и подростковой среде наркотиков и  различных
препаратов,   алкоголя   и,   как   следствие   -   увеличение   числа
правонарушений  среди  несовершеннолетних.   За   последние   10   лет
численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз.
     Ежегодно в  Астраханской  области  около  1000  уголовных  деяний
совершается   несовершеннолетними.  Каждый  третий  несовершеннолетний
правонарушитель не учится и не работает. Ежегодно сотрудниками органов
внутренних дел выявляются и помещаются в центры временной изоляции для
несовершеннолетних до 200 детей и подростков.
     Кроме того,   имеются  проблемы,  необходимость  решения  которых
назрела давно,  среди них - насилие в семье,  проблемы детей  -  жертв
вооруженных и межнациональных конфликтов,  экологических и техногенных
катастроф,  стихийных бедствий,  особые проблемы детей, освободившихся
из  воспитательных  колоний,  мест  лишения  свободы или проживающих с
одним из родителей.
     Продолжается рост числа социальных сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей. Тысячи брошенных детей являются объектами продажи
и сексуальной эксплуатации, привлекаются к непосильному труду.
     Реализация областной     целевой     программы      "Профилактика
безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних  в  Астраханской
области" в 2002  году  позволила  частично  снизить  остроту  проблемы
детской   безнадзорности   и   социального   сиротства.  Создана  сеть
специализированных учреждений  для  детей,  нуждающихся  в  социальной
реабилитации, в которых используются технологии, позволяющие оказывать
детям экстренную помощь,  поддерживать и восстанавливать их социальный
статус,  осуществлять социальную реабилитацию. В результате количество
преступлений  среди  несовершеннолетних  снизилось  в  2002  году   по
сравнению с предыдущим годом на 10,6 процента.
     В то    же    время    следует    отметить    слабое     развитие
материально-технической базы этих учреждений,  которое не позволяет на
современном  уровне  проводить   программы   социальной   и   трудовой
реабилитации  подростков,  в  том  числе освобожденных из мест лишения
свободы.
     Незавершенность формирования  и оснащения сети учреждений системы
профилактики  безнадзорности  и   правонарушений   несовершеннолетних,
недостаточный     уровень     подготовки     кадров,    осуществляющих
профилактическую  и  реабилитационную  работу,  снижают  эффективность
предпринимаемых действий.
     Принимая во внимание необходимость комплексного решения  проблемы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, корни
которой кроются прежде всего в  семье,  следует  продолжить  работу  в
данном направлении в 2004-2005 годах.
     Проблема сиротства,  особенно  социального  сиротства,  то   есть
сиротства  при  живых  родителях,  является  одной  из наиболее острых
проблем  детства.  Отсутствие  полноценной   государственной   системы
поддержки семьи и стимулирования развития системы семейного воспитания
детей-сирот  и  детей,  оставшихся   без   попечения   родителей,   не
способствует решению данной проблемы.
     Следует отметить увеличение числа детей со сложными  комплексными
видами отклонений в развитии и поведении.
     Проблема социализации  детей-сирот  и   детей,   оставшихся   без
попечения родителей, при преимущественном в настоящее время воспитании
их в детских домах и школах-интернатах не дает возможности  полноценно
подготовить  этих  детей  к  самостоятельной  жизни  после  выхода  из
детского дома.  В связи с этим на  первый  план  выдвигается  проблема
воспитания   детей-сирот   в   приемных   семьях   на   основе  опеки,
попечительства,  усыновления,  патроната. Активное развитие таких форм
воспитания позволит решить проблему социализации детей и естественного
вхождения их в современное общество, что положительно скажется на всей
их дальнейшей жизни. Однако подобное воспитание детей требует активной
поддержки государства.
     В то  же  время существующая сеть детских домов и школ-интернатов
для детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  не
отвечает современным педагогическим и техническим требованиям.  Многие
из них требуют  капитального  ремонта,  реконструкции  и  технического
переоснащения,  что  должно  осуществляться  не только за счет средств
областного бюджета,  но и, прежде всего, за счет средств муниципальных
образований,   на   территории   которых  расположено  образовательное
учреждение.
     В Астраханской  области,  как  и  во  всей  Российской Федерации,
наблюдается   рост   числа   детей-инвалидов.   Основными   причинами,
способствующими возникновению инвалидности у детей, являются ухудшение
экологической обстановки,  неблагоприятные условия труда женщин,  рост
травматизма,  недостаточные  возможности  для ведения здорового образа
жизни, высокий уровень заболеваемости родителей.
     В настоящее   время   подавляющее   большинство   детей-инвалидов
воспитывается в  семье,  одна  треть  находится  в  специализированных
детских   учреждениях.   В   19   специализированных   (коррекционных)
школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 2478 детей
с умственными и физическими недостатками,  292 ребенка воспитываются в
детском доме-интернате для  детей-инвалидов  (Разночиновский)  системы
социальной  защиты  населения  и  321  ребенок  находится в трех домах
ребенка системы здравоохранения.  Работа этих учреждений  нуждается  в
реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.
     Решающее значение  в  становлении  и   развитии   новой   системы
профилактической  и  реабилитационной  работы с детьми-инвалидами и их
семьями имеет подпрограмма "Дети-инвалиды".

                       ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     Целями программы являются улучшение здоровья детей,  профилактика
безнадзорности  и   беспризорности   несовершеннолетних,   обеспечение
развития и интеграции с обществом детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей, а также детей-инвалидов.
     Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
     - предупреждение сиротства и  создание  условий  для  полноценной
жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     - обеспечение благоприятных условий для безболезненной интеграции
с обществом выпускников детских домов и школ-интернатов  для  детей  с
отклонениями  в  умственном  и  физическом развитии,  создание системы
эффективных практических мер,  направленных на образование оптимальной
среды их жизнедеятельности;
     - социальная  поддержка  материнства и детства,  создание условий
для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;
     - создание  условий  для  полноценного развития ребенка-инвалида,
адаптация его в обществе, активное участие в общественной жизни;
     - формирование  основ  комплексного  решения проблем профилактики
безнадзорности  и  правонарушений  несовершеннолетних,  их  социальной
реабилитации в современном обществе.

                   СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

     Программу планируется   разбить   на    несколько    подпрограмм,
разработав по каждой из них мероприятия по данным направлениям:
     Подпрограмма "Дети-сироты":
     - реформирование системы опеки и попечительства;
     - внедрение и развитие системы постинтернатной адаптации;
     - обеспечение  качественного  образования  детей-сирот  и  детей,
оставшихся без попечения родителей;
     - создание   условий   для  воспитания  и  развития  детей-сирот,
максимально приближенных к семейным (ресурсное обеспечение  учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - детских
домов,  домов ребенка,  детских домов семейного типа, школ-интернатов,
школ-интернатов    с    углубленной    профессиональной   подготовкой,
школ-интернатов различной воспитательной направленности);
     - строительство  образовательных  учреждений  для  детей-сирот  и
детей, оставшихся без попечения родителей;
     - развитие системы социальной защиты семьи;
     - мониторинг   соблюдения   прав    детей-сирот,    развитие    и
жизнеустройство воспитанников и выпускников образовательных учреждений
для детей-сирот.
     Подпрограмма "Социальная  поддержка  выпускников  детских домов и
школ-интернатов для детей с отклонениями  в  умственном  и  физическом
развитии":
     - разработка  нормативно-правового   механизма,   обеспечивающего
социальную адаптацию выпускников, защиту их прав;
     - формирование  в  Астраханской  области   социальной   политики,
направленной  на комплексное решение проблем выпускников детских домов
и школ-интернатов;
     - стимулирование участия различных государственных и общественных
институтов в решении проблем выпускников;
     - создание   системы   специализированных   учреждений  и  служб,
ориентированных на специфические проблемы выпускников детских домов  и
школ-интернатов;
     - организация  всесторонней   социальной   помощи   и   поддержки
выпускников в постинтернатный период;
     - содействие   повышению   роли    семьи,    образовательных    и
специализированных учреждений,  трудовых коллективов,  государственных
органов и общественных объединений в социальной адаптации выпускников;
     - организация подготовки и переподготовки профессиональных кадров
по вопросам социальной адаптации воспитанников и  выпускников  детских
домов и школ-интернатов;
     - научно-методическое  обеспечение  постинтернатной  адаптации  и
интеграции выпускников.
     Подпрограмма "Здоровый ребенок":
     - совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
     - строительство    и    реконструкция    лечебно-профилактических
учреждений детства и родовспоможения;
     - научно-исследовательская работа.
     Подпрограмма "Дети-инвалиды":
     - информационно-аналитическое    и    организационно-методическое
обеспечение работы по социальной защите детей-инвалидов;
     - меры  по  социальной  интеграции   и   профессионально-трудовой
реабилитации детей-инвалидов;
     - меры по  улучшению  социального  обслуживания  детей-инвалидов,
укреплению     материально-технической     базы     учреждений     для
детей-инвалидов;
     - научно-методическое   обеспечение   решения   проблем   детской
инвалидности;
     - обеспечение  автотранспортом  специализированных учреждений для
детей-инвалидов;
     - организация  переподготовки  и  повышения  квалификации кадров,
работающих с детьми-инвалидами;
     - строительство   и   реконструкция   детских   домов-интернатов,
реабилитационных центров системы социальной защиты населения.
     Подпрограмма "Профилактика    безнадзорности   и   правонарушений
несовершеннолетних":
     - научно-методическое    обеспечение   работы   по   профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     - ресурсное    обеспечение    учреждений   системы   профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
     - меры  по  организации  и  проведению  реабилитационной работы с
детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

            ПЛАНИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

     Финансирование программы  планируется за счет средств областного,
федерального и муниципальных бюджетов,  а также за  счет  внебюджетных
источников.

              ОЖИДАЕМЫЕ  КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
                              ПРОГРАММЫ

     В результате реализации программы планируется:
     - улучшить положение  детей,  в  том  числе  детей-сирот,  детей,
оставшихся  без попечения родителей,  выпускников детских домов и школ
интернатов, детей-инвалидов, несовершеннолетних, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации;
     - снизить заболеваемость, инвалидность детей;
     - уменьшить   численность  социально  дезадаптированных  детей  и
подростков;
     - снизить показатели материнской смертности,  детской смертности,
заболеваемости женщин;
     - развить    систему    выявления   и   социальной   реабилитации
безнадзорных и  беспризорных  детей:  оказать  материально-техническую
поддержку       социально-реабилитационным       учреждениям       для
несовершеннолетних,     областным      общественным      организациям,
отрабатывающим новые технологии работы с безнадзорными и беспризорными
детьми и несовершеннолетними правонарушителями;
     - снизить   численность   безнадзорных   детей,  сократить  число
несовершеннолетних правонарушителей;
     - расширить     сеть     специализированных     учреждений    для
несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
     - увеличить    объем    и   повысить   качество   предоставляемых
несовершеннолетним социальных услуг;
     - укрепить    материально-техническую    базу    учреждений   для
детей-инвалидов;
     - уменьшить  численность детей-сирот,  воспитывающихся вне семьи,
создать  условия  для  воспитания  детей,  оставшихся  без   попечения
родителей, в семьях различного типа;
     - обеспечить  доступность  образования,  спорта,   культуры   для
детей-инвалидов;
     - повысить   эффективность   межведомственного    взаимодействия,
усилить   координацию   деятельности   органов  исполнительной  власти
Астраханской области и органов местного самоуправления.




                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                распоряжением
                                                Администрации
                                                Астраханской области
                                                от 26.12.2003 N 5/28-р

                КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
          "МОЛОДЕЖЬ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2005 ГОДЫ"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММНОЙ РАЗРАБОТКИ

     Программа "Молодежь  Астраханской  области  на  2004-2005   годы"
является   продолжением   программных  мероприятий  областной  целевой
Программы реализации государственной молодежной политики на территории
Астраханской  области  на 2001-2003 годы,  утвержденной постановлением
Главы  Администрации  области  от  07.02.2001 N 36,  направленной   на
создание   правовых,   экономических  и  организационных  условий  для
развития личности, поддержку молодежных объединений.
     В настоящее  время  в  Астраханской  области  проживает около 262
тысяч  молодых  граждан  в  возрасте  14-30  лет,  что  составляет  26
процентов от всего населения области.
     За истекший период была  сформирована  инфраструктура  молодежной
политики,  в  том  числе  создана  сеть  учреждений по делам молодежи,
принят Закон Астраханской области от 06.10.97 N 37 "О  государственной
молодежной политике в Астраханской области" и другие нормативные акты.
Осуществлялась   поддержка   общественных   молодежных    объединений,
проводились  мероприятия  по  организации  занятости,  отдыха и досуга
молодежи,  различные  конкурсы  и   фестивали,   позволившие   выявить
талантливых и перспективных молодых людей и помочь им реализовать свой
творческий потенциал.
     Однако предпринятые  меры  не смогли решить всех проблем молодежи
области.
     В молодежной  среде  наблюдаются такие негативные тенденции,  как
рост  наркомании,  алкоголизма,  преступности.   Ухудшается   здоровье
молодых   людей,  высоким  остается  уровень  молодежной  безработицы.
Отсутствие во многих населенных пунктах условий для организации досуга
и  занятости  молодежи  не  позволяет  молодым гражданам в полной мере
реализовать свои возможности, создает условия для проявления различных
социальных девиаций.
     В современных реальных условиях весьма нелегко привлечь граждан к
регулярным занятиям физической культурой и спортом, к участию в делах,
основанных на проявлении гражданской активности и патриотизма.  Старые
подходы   к   решению  данной  проблемы,  основанные  на  принуждении,
безвозвратно ушли в прошлое.  Необходимо укрепление,  развитие системы
патриотического воспитания и гражданского становления молодежи.
     Продолжают сохраняться следующие негативные тенденции,  связанные
с положением молодых семей:  снижается количество браков, медленно, но
все  же  увеличивается  количество  разводов,  что,  в  свою  очередь,
отрицательно  сказывается  на воспроизводстве населения;  растет число
детей,  рожденных  молодыми  женщинами  вне  брака,  что  способствует
широкой распространенности социального сиротства;  большинство молодых
семей не в  состоянии  самостоятельно  обеспечивать  уровень  доходов,
достаточный   для   их  стабильного  функционирования  и  полноценного
выполнения социальных функций.
     Особого внимания    требуют   проблемы   студенческой   молодежи.
Нарушаются  права  студентов  на  проживание  в   общежитиях   учебных
заведений,  льготное  питание,  качественное медицинское обслуживание,
дальнейшее  трудоустройство   по   специальности.   В   первоочередной
социальной поддержке нуждаются студенты-инвалиды,  сироты, студенты из
многодетных семей,  бывшие воины-интернационалисты  и  военнослужащие,
участвовавшие  в  вооруженных  конфликтах на территории России и стран
ближнего зарубежья.
     Требуют решения     вопросы    информационного,    кадрового    и
методического  обеспечения   реализации   государственной   молодежной
политики.  Остается низким уровень информированности молодых граждан о
своих правах,  о возможностях обучения,  трудоустройства,  организации
досуга  и  т.д.  Необходимо  обеспечить  подготовку  квалифицированных
кадров для муниципальных органов по делам молодежи,  молодежных служб,
общественных организаций.
     Это обуславливает  необходимость  организации   всестороннего   и
поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети
служб социальной помощи  подросткам  и  молодежи  и  их  социализации.
Необходимо   совершенствовать   организацию   досуговых   мероприятий,
создавать условия для поддержки и  развития  одаренных  и  талантливых
детей, подростков и молодежи.

                   ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

     Целью программы   является   создание    социально-экономических,
организационных,   правовых   условий   и   гарантий  для  социального
становления и самореализации молодежи Астраханской области.
     Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
     координация деятельности органов государственной власти,  органов
местного   самоуправления  области,  а  также  организаций  всех  форм
собственности в деле реализации государственной молодежной политики;
     расширение сети   учреждений   по   делам   молодежи,   улучшение
материально-технической базы указанных учреждений;
     создание условий  для  увеличения  числа  молодежных общественных
объединений, повышение эффективности их деятельности;
     реализация программ  содействия  социальной адаптации и повышению
конкурентоспособности   молодежи   на   рынке   труда,   занятости   и
профориентации молодежи;
     развитие и   поддержка    областной    системы    информационного
обеспечения молодежи;
     развитие системы социальных  служб  и  клубов  для  подростков  и
молодежи, пропаганда здорового образа жизни;
     развитие системы           гражданско-патриотического           и
духовно-нравственного воспитания молодежи;
     создание условий,     обеспечивающих     раскрытие     духовного,
творческого,  спортивного  и  интеллектуального  потенциала  различных
категорий молодежи;
     разработка и  реализация системы мероприятий по повышению статуса
семьи,  экономической  самостоятельности  молодых   семей,   улучшению
демографической обстановки

                   СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

     Реализация программы планируется путем разделения ее на следующие
подпрограммы:
     - "Молодежь Астраханской области";
     - "Гражданско-патриотическое  воспитание  и  физическое  развитие
граждан, проживающих на территории Астраханской области";
     - "Государственная   поддержка   молодой   семьи   на  территории
Астраханской области".
     Для решения   основных   целей   и  задач  программы  планируется
разработать   систему   мероприятий,   предусматривающую:   разработку
нормативных правовых актов в сфере молодежной политики;
     материально-техническое обеспечение  учреждений  и   организаций,
участвующих в организации программных мероприятий;
     кадровое, информационное и методическое обеспечение учреждений по
делам молодежи и общественных молодежных организаций;
     организацию мероприятий,  направленных  на   решение   социальных
проблем молодежи;
     организацию мероприятий,    призванных    реализовать    научный,
творческий, интеллектуальный, спортивный потенциал молодежи.
     В соответствии   с   основными   направлениями    государственной
молодежной  политики мероприятия планируется сгруппировать в следующие
блоки:
     научное и   правовое   обеспечение   реализации   государственной
молодежной политики;
     развитие сети    учреждений   по   делам   молодежи,   социальное
обслуживание молодежи;
     организация занятости подростков и молодежи;
     развитие движения студенческих отрядов;
     гражданско-патриотическое воспитание    и   физическое   развитие
граждан;
     поддержка молодой семьи;
     содействие раскрытию  интеллектуального,  творческого  потенциала
молодых граждан;
     поддержка общественного молодежного,  в том  числе  студенческого
движения;
     информационное, кадровое и  методическое  обеспечение  молодежной
политики;
     международное и межрегиональное сотрудничество.

            ПЛАНИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

     Финансирование программы  планируется за счет средств областного,
федерального и муниципальных бюджетов,  а также за  счет  внебюджетных
источников.

               ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
                              ПРОГРАММЫ

     Вследствие реализации  программы планируется достижение следующих
результатов:
     - обеспечение  правовых  гарантий всестороннего развития молодежи
области;
     - эффективное  и комплексное решение различных социальных проблем
молодежи;
     - снижение уровня безработицы, обеспечение занятости подростков и
молодежи;
     - повышение   социальной  активности  и  привлечение  молодежи  к
участию в общественно-политической жизни области;
     - улучшение физического здоровья молодого поколения;
     - улучшение благосостояния молодых семей;
     - улучшение демографической обстановки;
     - обеспечение  доступа  молодежи  к  получению  квалифицированной
правовой,  психологической помощи, информации по любой интересующей ее
теме.




                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                распоряжением
                                                Администрации
                                                Астраханской области
                                                от 26.12.2003 N 5/28-р

                КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
               "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И БОРЬБА С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
                 СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ДО 2006 ГОДА"

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И АНАЛИЗ ПРИЧИН ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ,
           СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
                             МЕРОПРИЯТИЙ

     Основной проблемой здравоохранения  в  последнее  время  является
ухудшение  ряда  показателей  состояния здоровья населения.  В связи с
этим важнейшим направлением деятельности  стала  работа  по  борьбе  с
заболеваниями социального характера.

     1. Подпрограмма "Сахарный диабет"

     Сахарный диабет  является  одной  из актуальных медико-социальных
проблем современности.  На сегодня  более  120  млн.  человек  в  мире
страдает   сахарным   диабетом,   и  по  частоте  распространения  это
заболевание  стоит  в  одном  ряду   со   СПИДом   и   онкологическими
заболеваниями.  Особенно  тяжело  заболевание  протекает  в  детском и
подростковом возрасте.
     В Астраханской  области  количество  больных  сахарным   диабетом
составляет более 11 тыс.  человек, из них более 1 тыс. человек обязаны
постоянно  принимать  инсулин,   т.е.   являются   инсулинозависимыми.
Ежегодный  прирост  больных  сахарным  диабетом  составляет  около 1,5
процента. Основными задачами подпрограммы являются:
     - организация диабетологического центра в области;
     - решение кадровых вопросов,  подготовка специалистов, введение в
штаты лечебно-профилактических учреждений врачей-диабетологов;
     - укрепление     материально-технической     базы     учреждений,
приобретение  медицинского  оборудования  и  технических  средств  для
развития автоматизированной информационной системы;
     - медико-социальная реабилитация больных;
     - пересмотр сложившейся  в   области   системы   медикаментозного
снабжения больных лекарственными препаратами и средствами контроля;
     - изучение состояния заболеваемости,  инвалидности  и  смертности
больных сахарным диабетом;
     - создание школы по обучению больных сахарным диабетом.
     Ожидаемые конечные  результаты реализации мероприятий:  улучшение
демографической  ситуации  по  сахарному  диабету,   снижение   уровня
заболеваемости,  инвалидности  и  смертности  среди  больных  сахарным
диабетом.

     2. Подпрограмма  "Неотложные  меры  борьбы   с   туберкулезом   в
Астраханской области"

     В результате сложившихся в  последние  годы  неудовлетворительных
социально-экономических  тенденций  туберкулез  в Астраханской области
становится актуальной медико-социальной проблемой. По сравнению с 1991
годом  возросла  на  36  процентов заболеваемость туберкулезом,  на 40
процентов   смертность.   Увеличился   показатель   распространенности
туберкулеза и составил 278,3 на 100 тыс.  населения.  Это  приводит  к
ежегодной  первичной  инфицированности  туберкулезом  более 1 процента
детей.  Растет  количество  очагов  бактериовыделения.  Вместе  с  тем
снижается объем обязательных профилактических мероприятий, в частности
флюорографии.     Эпидемиологическая      обстановка      усугубляется
неконтролируемым  потоком  беженцев  из  стран  СНГ и "горячих точек",
освобожденных из УИН.
     Уровень материально-технического обеспечения противотуберкулезной
службы  области  передвижной  флюоротехникой,  лечебно-диагностической
аппаратурой и оборудованием низок.  Имеются проблемы в  средствах  для
проведения туберкулинодиагностики и дообследования выявленных больных.
Комплекс мер данной подпрограммы включает в себя:
     - капитальный  ремонт  корпусов и отделений противотуберкулезного
диспансера;
     - обеспечение         лечебно-профилактических         учреждений
флюорографическими  и  рентгенодиагностическими   аппаратами,   другим
медицинским оборудованием и медицинскими инструментами;
     - обеспечение   лечебно-профилактических    учреждений    области
безигольными инъекторами, туберкулином.
     Итогами реализации мероприятий должны стать  стабилизация  уровня
заболеваемости туберкулезом в области,  снижение уровня заболеваемости
с временной и стойкой утратой трудоспособности, смертности, уменьшение
очагов бацилловыделения.

     3. Подпрограмма "Вакцинопрофилактика"

     Одной из   важнейших   социально-экономических   задач   является
профилактика инфекционных заболеваний.  Наиболее эффективным методом в
достижении этой цели среди детского  и  взрослого  населения  является
вакцинопрофилактика. В перечень основных мероприятий входят следующие:
     - достижение  высокого  уровня  охвата  прививками  (в  частности
предполагается  достичь 95 процентов охвата по детскому населению и 90
процентов по взрослому);
     - создание   эффективной   системы   транспортировки  и  хранения
препаратов для вакцинопрофилактики;
     - совершенствование   информационно-аналитической   базы  системы
эпидемиологического   надзора    за    инфекционными    заболеваниями,
управляемыми вакцинацией, а также за поствакцинальными осложнениями;
     - совершенствование     подготовки     кадров     по     вопросам
вакцинопрофилактики;
     - развитие  системы  информирования  населения   о   профилактике
иммуноуправляемых инфекций;
     - обеспечение  лечебно-профилактических  учреждений  необходимыми
иммунобиологическими   препаратами  и  одноразовыми  шприцами  для  их
введения;
     - обеспечение    каждого    жителя    области    сертификатом   о
профилактических прививках.
     Результатами реализации данного проекта должны стать:
     - снижение уровня заболеваемости и смертности среди детей,  в том
числе заболеваемости дифтерией, до единичных случаев;
     - снижение уровня заболеваемости коклюшем до  5  случаев  на  100
тыс. населения;
     - снижение уровня заболеваемости корью до 3 случаев на  100  тыс.
населения;
     - ликвидация полиомиелита;
     - снижение расходов на ликвидацию эпидемий и лечение больных.

     4. Подпрограмма "Онкология"

     Целью подпрограммы  является  создание  научно   и   экономически
обоснованной    системы    социальных   и   медицинских   мероприятий,
направленных на коренное улучшение профилактики,  ранней диагностики и
лечения злокачественных новообразований.
     Основными задачами      подпрограммы      являются       развитие
материально-технической     базы,     совершенствование    организации
онкологической  службы,   повышение   эффективности   мероприятий   по
профилактике   и   раннему   выявлению   онкологических   заболеваний,
обеспечение современного уровня лечения и реабилитации  онкологических
больных   посредством   внедрения   новейших  медицинских  технологий,
проведения  фундаментальных  и  прикладных  научных  исследований   по
приоритетным направлениям онкологии.
     Этапы реализации подпрограммы:
     1. Подготовка,  планирование,  определение  сроков  и  участников
исполнения мероприятий подпрограммы.
     2. Реализация  первоочередных  задач  совершенствования имеющейся
системы онкологической службы,  подготовка и реализация первоочередных
неотложных  мероприятий  по профилактике,  раннему выявлению и лечению
опухолевых и предопухолевых заболеваний (2004-2005 годы).
     3. Решение   долгосрочных,   перспективных  задач,  связанных  со
значительными экономическими затратами,  требующих  длительных  сроков
исполнения   для   получения   необходимых   результатов  по  снижению
смертности    и    инвалидизации    населения    от    злокачественных
новообразований.
     Конечные результаты реализации подпрограммы:
     1. Улучшение  здоровья  населения Астраханской области,  снижение
смертности    от    злокачественных    новообразований,     увеличение
продолжительности и качества жизни онкологических больных.
     2. Снижение  инвалидности  и  смертности  населения  Астраханской
области от онкологических заболеваний на 8 процентов.
     3. Повышение   уровня   выявления   онкологических   больных   на
профилактических осмотрах до 13 процентов.
     4. Снижение смертности на  первом  году  с  момента  установления
диагноза на 33 процента.
     5. Обеспечение  комплексного  лечения  у  30  процентов   впервые
выявленных больных.

     5. Подпрограмма "Совершенствование методов диагностики, лечение и
профилактика заболеваний, передаваемых половым путем"

     С начала  90-х  годов  отмечается  постоянный  рост  заболеваний,
передаваемых  половым  путем  (ЗППП).  Так,  за  прошедшее   пятилетие
заболеваемость сифилисом выросла по Астраханской области почти на 2000
процентов,  в сотни и десятки раз увеличилась  заболеваемость  другими
ЗППП.
     Отмечается омоложение  сифилиса.   Так,   с   1993   года   стали
регистрироваться случаи врожденного сифилиса с тенденцией к увеличению
их  числа.  В  то  же  время  применяемые   диагностические   методики
недостаточно  информативны  и требуют замены на более современные типы
иммуноферментных.
     Большие затраты  требуются  на проведение пропагандистской работы
среди населения, особенно среди молодежи.
     Поэтому среди основных задач подпрограммы выделены следующие:
     - изучение    эпидемиологических    факторов,     влияющих     на
распространение ЗППП в Астраханской области,  и разработка,  внедрение
системы  профилактических   и   противоэпидемических   мероприятий   в
отношении этих инфекций;
     - приведение лабораторной диагностики ЗППП в Астраханской области
в    соответствие    с    современными    требованиями,    организация
дерматовенерологической помощи населению;
     - изучение  особенностей  течения  ЗППП  в Астраханской области и
внедрение эффективных методов лечения с приоритетом их использования в
поликлинических условиях.
     Для решения этих задач предусмотрены мероприятия социологического
характера (опросы,  изучение общественного мнения,  групповые занятия,
работа в средствах массовой информации и т.д.), подготовка медицинских
кадров   диспансера   и   других  лечебно-профилактических  учреждений
области,  внедрение  новых   технологий,   приобретение   медицинского
диагностического  оборудования  и  расходных материалов,  разработка и
тиражирование пропагандистских материалов.
     Конечной целью    осуществления    подпрограммы   можно   считать
стабилизацию снижения уровня заболеваний, передаваемых половым путем.

     6. Подпрограмма    "Неотложные     меры     по     предупреждению
распространения   в   Астраханской  области  заболевания,  вызываемого
вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)"

     Основной целью      подпрограммы      является     предупреждение
распространения  ВИЧ-инфекции   в   Астраханской   области,   снижение
социально-экономических  последствий от СПИДа путем скоординированного
осуществления комплекса мероприятий организационного  и  практического
характера.
     Реализацию этих мероприятий целесообразно проводить по  следующим
направлениям:
     - предупреждение распространения СПИДа половым путем;
     - раннее выявление, диагностика, лечение, диспансерное наблюдение
и социально-правовая защита ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;
     - совершенствование  системы  эпидемиологического надзора за ВИЧ-
инфекцией на территории области;
     - информационное   обеспечение,   подготовка  медицинских  кадров
различных профессиональных групп по проблемам ВИЧ/СПИД.
     Для решения  данных  проблем  предполагается  проведение курсовых
подготовок населения и определенных контингентов  работающих,  издание
методических   материалов,   подготовка   и   издание  просветительных
материалов,  пропаганда мер профилактики СПИДа через средства массовой
информации,       проведение       социологических       исследований,
эпидемиологического  и  лабораторного  скрининга  населения   области,
обследование  на  ВИЧ  иностранных граждан,  находящихся на территории
области.
     Планируется поиск,  выявление,  учет  больных  СПИД-индикаторными
заболеваниями,  приобретение   противовирусных   и   антибактериальных
препаратов,   приобретение  медицинского  лабораторного  оборудования,
тест-систем, реактивов, инвентаря, оргтехники.
     Запланирована организация    выявления   больных   с   вторичными
иммунодефицитными состояниями.

     7. Подпрограмма "Совершенствование службы медицины катастроф"

     Развитие и     совершенствование    лечебно-профилактической    и
санитарно-противоэпидемической   помощи   населению   при   ликвидации
последствий   чрезвычайных   ситуаций,   аварий,   эпидемиологического
неблагополучия   приобретает   все   большее   значение   в   условиях
концентрации   на   территории  области  большого  количества  опасных
химических производств и технологий,  а  также  распространения  особо
опасных   инфекций.   Кроме  того,  сохраняется  угроза  возникновения
наводнений,  при которых затапливается более 65,5 процента  территории
области,  где проживающие 314 тыс.  человек могут оказаться без крова,
питьевой  воды  и   продуктов   питания,   подвергнуться   воздействию
неблагоприятных  метеорологических факторов,  что будет способствовать
массовому возникновению инфекционных и неинфекционных заболеваний.
     Расположение лечебно-профилактических    учреждений    в    зонах
возможного возникновения  аварий  и  катастроф  усложняет  возможность
оказания   оперативной  медицинской  помощи  и  лечения  заболевших  и
пострадавших  без  привлечения  дополнительных  сил  и  средств,   без
заблаговременно созданных подвижных медицинских формирований.
     В соответствии  с  вышеизложенным   основными   направлениями   и
мероприятиями подпрограммы являются:
     - финансирование   мероприятий,   направленных   на   эффективное
оказание   экстренной   медицинской   помощи   населению   в  условиях
возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
     - организация  и  поддержание  в  состоянии  готовности средств и
формирований медицинской службы ЧС.

                       ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

     Финансирование мероприятий  программы  предусматривается  за счет
средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета.

                   РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Реализация мероприятий программы позволит снизить заболеваемость,
инвалидность и смертность населения, будет способствовать стабилизации
эпидемиологической  ситуации,  связанной  с  заболеваниями социального
характера.




                                                УТВЕРЖДЕНА
                                                распоряжением
                                                Администрации
                                                Астраханской области
                                                от 26.12.2003 N 5/28-р


                КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
            "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
         НАСЕЛЕНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДО 2005 ГОДА"
                         СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

     Актуальность проблемы       совершенствования      лекарственного
обеспечения  определяется  тем,  что  после  реорганизации   аптечного
управления  Министерством  здравоохранения Российской Федерации в 1988
году  произошло  разделение  фармацевтической  службы  и   образование
производственного объединения "Фармация".
     Центральные районные  аптеки  выделились  из  состава   аптечного
управления,   став   самостоятельными   структурными   подразделениями
- районными    государственными     производственными     предприятиями
"Фармация", сохранив в своей структуре сельскую аптечную сеть.
     Государственная аптечная   сеть   обеспечивает    лекарственными,
наркотическими,   психотропными   и   сильнодействующими   средствами,
ядовитыми веществами население и  лечебно-профилактические  учреждения
города  и  области,  обслуживает  социально значимые категории граждан
согласно постановлению Правительства Российской Федерации от  30.07.94
N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности
и  улучшении  обеспечения  населения  и   учреждений   здравоохранения
лекарственными  средствами  и  изделиями  медицинского  назначения" (с
изменениями и дополнениями).
     Однако фармацевтические     предприятия     испытывают     острую
необходимость  в  финансовой  поддержке  для  проведения  капитального
ремонта   помещений,  замены  аптечной  мебели,  оснащения  средствами
электронно-вычислительной техники.  Износ транспорта, технологического
оборудования, аптечной мебели составляет 100 процентов.
     Средств на приобретение автоклавов,  необходимых для стерилизации
инъекционных   лекарственных   форм,   дистилляторов   для   получения
дистиллированной  воды  и  тем  более  на   приобретение   современной
электронно-вычислительной  техники  у государственной фармацевтической
сети нет.
     Кроме того,  выполнение ряда социально значимых задач,  таких как
обеспечение  наркотическими,  психотропными  и  другими   препаратами,
льготное   лекарственное   обеспечение,  экстемпоральное  изготовление
лекарственных форм, является убыточным.
     В настоящее  время  одной  из  основных  проблем  общероссийского
фармацевтического     рынка     стала     проблема     некачественных,
фальсифицированных лекарственных средств.
     По данным Министерства здравоохранения  Российской  Федерации,  в
2000-2001 годах  на  территории  Российской Федерации зарегистрировано
более  105  серий  фальсифицированных  препаратов  и  около  3   тысяч
некачественных     лекарственных     средств.    Из    общего    числа
фальсифицированных лекарственных средств 67  процентов  приходится  на
отечественные препараты,  31 процент - на зарубежные,  2 процента - на
страны СНГ.
     Данная проблема  затронула  и  Астраханскую  область,  где  также
наблюдается рост выявленной фальсифицированной продукции.
     За период   с  1999  по  2001  годы  государственным  учреждением
здравоохранения "Центр контроля качества и сертификации  лекарственных
средств"  Астраханской области (далее - центр) выявлено 284 серии (226
наименований) забракованной  продукции,  в  том  числе  37  серий  (26
наименований) фальсифицированных лекарственных средств.
     Среди многочисленных  политических,  экономических  и  социальных
факторов,  способствующих  появлению на фармацевтическом рынке области
некачественных  лекарственных   и   фальсифицированных   лекарственных
средств, можно выделить следующие:
     - несовершенство нормативной правовой базы;
     - присутствие    на   фармацевтическом   рынке   большого   числа
посредников, что существенно затрудняет эффективность мер по защите от
проникновения подделок.
     Ситуация усугубляется   и   тем,    что    реализацию    лекарств
фармацевтические  предприятия осуществляют "с колес",  без надлежащего
контроля качества,  так как  существующая  нормативная  правовая  база
позволяет  производить  таможенное  оформление  с  использованием лишь
сертификата     зарубежного     производителя      без      проведения
контрольно-аналитическими лабораториями анализа на подлинность;
     - доступность  современного  оборудования  для   производства   и
упаковки лекарств, о чем свидетельствует высокий уровень подделок;
     - выявление  фальсифицированных   лекарственных   средств   носит
случайный,  а  не  системный  характер,  что  обусловлено существующей
практикой  контроля  качества  лекарственных  средств,  сложившейся  в
России с начала 90-х годов;
     - недостаточная координация  деятельности  всех  заинтересованных
ведомств  по  контролю  за  качеством,  эффективностью и безопасностью
лекарственных средств;
     - в  сфере  обращения  лекарственных  средств  во  многих случаях
заняты работники, имеющие низкую профессиональную подготовку.
     Для контроля  качества  лекарственных  средств  в  полном  объеме
согласно   установленным   нормам   центр   не    имеет    достаточных
производственных  площадей,  что  не  позволяет разместить необходимое
технологическое оборудование.
     По решению    межведомственной   комиссии   Совета   Безопасности
Российской Федерации по охране здоровья населения от 24.10.2001 N 3 "О
мерах  по  предотвращению производства и реализации фальсифицированных
лекарственных   средств"   появление   на    фармацевтическом    рынке
фальсифицированных  лекарственных средств представляет реальную угрозу
экономической и  социальной  безопасности  и  наносит  ущерб  здоровью
граждан.
     Учитывая вышеизложенное,   с   целью   улучшения   лекарственного
обеспечения  и контроля качества лекарственных средств была предложена
концепция    областной    целевой     программы     "Совершенствование
лекарственного  обеспечения  населения и учреждений здравоохранения до
2005 года".

                       ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

     - укрепление    системы   государственных   мер,   способствующих
улучшению доступности и качества лекарственных средств;
     - улучшение   технического   оснащения  учреждений,  занимающихся
лекарственным   обеспечением    населения,    лечебно-профилактических
учреждений и центра;
     - совершенствование структуры  и  организации  работы  учреждений
системы лекарственного обеспечения;
     - внедрение  средств  информатизации  в  систему   лекарственного
обеспечения;
     - финансовая  поддержка  социально  значимых  учреждений  системы
лекарственного обеспечения;
     - усиление контроля качества лекарственных средств, находящихся в
обращении на фармацевтическом рынке,  и предотвращение распространения
фальсифицированных лекарственных средств.


                         ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

     Перечень мероприятий программы предусматривает решение конкретных
задач,  взаимосвязанных  и  скоординированных  по времени,  ресурсам и
исполнителям  на   всех   стадиях   совершенствования   лекарственного
обеспечения, включая    материально-техническое    и    информационное
обеспечение.
     При этом    имеется   в   виду   совершенствование   сертификации
(аккредитации) фармацевтических учреждений,  определение льгот  и  мер
поддержки социально значимым государственным учреждениям;  организация
аптечных учреждений в отдаленных сельских населенных  пунктах  районов
области;   совершенствование  и  расширение  централизованных  закупок
лекарственных средств для государственных  нужд,  а  также  проведение
закупок   для   муниципальных   образований   по   социально  значимым
направлениям:  психические заболевания,  туберкулез, сахарный диабет и
др.;  обеспечение  транспортом государственной фармацевтической сети и
центра;  капитальный  ремонт  помещений,   замена   аптечной   мебели,
оснащение средствами электронно-вычислительной техники.

                  ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

     Финансирование мероприятий  предусматривается  за  счет   средств
областного, федерального, а также за счет внебюджетных источников.

                         ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     - улучшение  обеспечения  населения  и   лечебно-профилактических
учреждений качественными лекарственными средствами;
     - снижение уровня заболеваемости,  смертности, нетрудоспособности
населения;
     - изъятие из обращения фальсифицированных лекарственных  средств;
оснащение   контрольно-аналитической  лаборатории  центра  современным
оборудованием;
     - повышение    профессионального   уровня   работников   аптечных
учреждений;
     - улучшение качества изготовления, условий хранения лекарственных
форм;
     - улучшение  технического  оснащения  объектов,  в  том числе для
хранения наркотических, психотропных средств, ядовитых веществ;
     - перевод   информации   на   магнитоносители  для  облегчения  и
ускорения работы фармацевтической службы области.


Информация по документу
Читайте также