Расширенный поиск

Постановление Правительства Астраханской области от 30.06.2005 № 222-П

 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  30.06.2005                 N 222-П

                                      Утратилo силу - Постановление
                                   Правительства Астраханской области
                                        от 10.09.2009 г. N 486-П

О концепции отраслевой
целевой программы "Развитие
речного пассажирского
транспорта в Астраханской
области до 2008 года"


     В целях стабилизации работы речного  пассажирского  транспорта  в
соответствии с Законом Астраханской области от 29.10.2004 N 54/2004-ОЗ
"О территориальном прогнозировании и целевых  программах  Астраханской
области"   и   постановлением   Губернатора  Астраханской  области  от
21.06.2003 N 281  "О  порядке  разработки,  утверждения  и  реализации
областных целевых программ на территории Астраханской области"
Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Одобрить  и  утвердить  концепцию отраслевой целевой программы
"Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской  области  до
2008 года" (прилагается).
     2. Министерству промышленности,  транспорта и связи  Астраханской
области   (Терсков  С.К.)  разработать  отраслевую  целевую  программу
"Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской  области  до
20R8  года"  и  внести  ее  на  утверждение Правительства Астраханской
области в установленном порядке.
     3. Определить   государственным   заказчиком  отраслевой  целевой
программы "Развитие речного пассажирского  транспорта  в  Астраханской
области до 2008 года" министерство промышленности,  транспорта и связи
Астраханской области.
     4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


И.о. Губернатора Астраханской          К.А. Маркелов




                                                 УТВЕРЖДЕНА
                                                 постановлением
                                                 Правительства
                                                 Астраханской области
                                                 от 30.06.2005 N 222-П

                Концепция отраслевой целевой программы
  "Развитие речного пассажирского транспорта в Астраханской области
                            до 2008 года"

  1. Анализ состояния речного пассажирского транспорта Астраханской
        области, основные проблемы и причины их возникновения

     Речной пассажирский  транспорт,  являясь  неотъемлемой  составной
частью   системы   пассажирского   транспорта   Астраханской  области,
обеспечивает внутригородские, внутриобластные и межрегиональные связи.
Это   один  из  старейших  видов  транспорта,  обслуживавшего  жителей
Астраханской области.
     Наиболее значительное  развитие  речной  пассажирский транспорт в
области получил со времени  начала  открытия  магистральных  маршрутов
скоростных судов.  Однако в последние годы наблюдалось снижение объема
перевозок,  перевозки скоростными судами прекращены. Не работают также
внутриобластные маршруты до населенных пунктов в дельте реки Волги.  В
настоящее время на долю речного  пассажирского  транспорта  приходится
только 0,3 процента от общего объема перевозок пассажиров всеми видами
транспорта на территории области.
     До 2003   года   регулярные   речные   пассажирские  перевозки  в
Астраханской области осуществлялись Астраханским  портом.  В  связи  с
окончанием  в  июне  2002  года  договора  безвозмездного  пользования
недвижимым имуществом между ОАО "Астраханский  порт"  и  Министерством
имущественных  отношений Российской Федерации,  а также с убыточностью
речных перевозок предприятие отказалось от этого вида деятельности.  5
теплоходов типа "Москва" на основании распоряжения Минимущества России
от 20.11.2003 N 6553-р были  переданы  в  хозяйственное  ведение  ФГУП
"Федеральный центр логистики" (далее - ФГУП "ФЦЛ").
     Принимая во  внимание  высокую   социальную   значимость   речных
пассажирских    перевозок,    необходимость    сохранения   социальной
стабильности  в  отдельных   районах   области,   в   соответствии   с
постановлением  Губернатора Астраханской области от 03.02.2003 N 43 "О
создании открытого акционерного  общества  "Астраханское  пассажирское
речное  предприятие"  для осуществления регулярных речных пассажирских
перевозок создано ОАО "Астраханское пассажирское  речное  предприятие"
(далее  -  ОАО  "АПРП") с уставным капиталом,  сформированным в полном
объеме из средств областного бюджета.
     В результате  структурных  и  институциональных  преобразований в
Астраханской  области  на  водном  транспорте  появилось  значительное
количество судовладельцев.
     В настоящее время на рынке речных транспортных услуг Астраханской
области осуществляются:
     - внутригородские и пригородные пассажирские перевозки;
     - перевозки туристов на речных круизных маршрутах;
     - экскурсионно-прогулочные рейсы на водоизмещающих судах.
     ОАО "АПРП"    осуществляет   социально   значимые   для   области
внутригородские и пригородные перевозки  на  4  судах  типа  "Москва",
арендуемых у ФГУП "ФЦЛ".
     ООО ТКФ "Стрелец-V"  занимается  межрегиональными  туристическими
перевозками двумя судами большой вместимости.
     Частные предприятия, имеющие суда малой вместимости, осуществляют
в основном прогулочно-туристические внутриобластные рейсы.
     Таким образом,  основным перевозчиком, осуществляющим городские и
пригородные  перевозки,  стало  ОАО "АПРП",  выполняющее весь комплекс
операций по обслуживанию дебаркадеров и речного  пассажирского  флота.
Из  остальных  собственников пассажирских судов,  зарегистрированных в
области,  регулярные внутригородские пассажирские перевозки  никто  не
выполняет.  Ощущается  острый  недостаток  водоизмещающих  судов малой
вместимости для внутригородских  и  пригородных  перевозок  и  водного
туризма,    а   также   современных   крупных   круизных   судов   для
межрегионального туризма.
     Кроме того,  в результате длительной эксплуатации и недостаточных
объемов бюджетного  финансирования  многие  водные  объекты,  особенно
причальные   сооружения   и   дебаркадеры,   не  отвечают  современным
требованиям, находятся в ветхом состоянии или имеют значительный износ
и   деформацию,   что   увеличивает  риск  возникновения  чрезвычайных
ситуаций.
     Таким образом,   особенно   остро   стоит   вопрос  о  пополнении
подвижного состава  речного  пассажирского  транспорта  туристическими
судами,  в  том  числе  большой вместимости,  о выделении инвестиций в
строительство,    обновление    речного    пассажирского    флота    и
развитие-инфраструктуры области.
     Социальные пассажирские  перевозки  всегда  являлись  убыточными,
поскольку  мерами  социальной  поддержки  на  проезд  в соответствии с
действующим   законодательством   пользуются   около   70    процентов
пассажиров.  Средства,  выделяемые ОАО "АПРП" из областного бюджета на
возмещение  разницы  между  экономически  обоснованными  и  фактически
установленными тарифами,  позволяют предприятию сохранять регулярность
перевозок, но не дают  возможности  развивать  производственную  базу,
пополнять   речной  пассажирский  флот  и  расширять  маршрутную  сеть
перевозок.  Существенная статья расходов - арендная плата за теплоходы
составляет  21  процент  в  общем  объеме затрат.  Вопрос о передаче в
государственную собственность  Астраханской  области  пяти  теплоходов
типа   "Москва",  находящихся  в  хозяйственном  ведении  ФГУП  "ФЦЛ",
неоднократно ставился перед соответствующими федеральными структурами,
однако  положительного  решения  до  настоящего времени не принято.  В
создавшейся ситуации проблема пополнения речного  пассажирского  флота
стоит очень остро.
     Таким образом,  анализ современных проблем речного  пассажирского
транспорта  указывает  на  то,  что  они  приняли системный характер и
требуют комплексного подхода к их решению.

      2. Цель и задачи развития речного пассажирского транспорта
                         Астраханской области

     Главной целью    развития    речного   пассажирского   транспорта
Астраханской  области  является   превращение   его   в   современное,
высокоэффективное    и    устойчиво    функционирующее   подразделение
транспортного комплекса  области.  Это  развитие  должно  обеспечивать
полное  удовлетворение  потребностей  области в перевозках пассажиров,
решение  оборонных,  природоохранных  и  других   специальных   задач,
увеличение вклада в экономику области за счет дополнительных налоговых
поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.
     Достижение поставленной    цели   требует   консолидации   усилий
федеральных  и  областных  органов  исполнительной   власти,   органов
местного самоуправления и хозяйствующих субъектов водного транспорта в
решении комплекса задач по двум взаимосвязанным направлениям:
     - создание     условий    для    эффективного    функционирования
пассажирского водного  транспорта  Астраханской  области  и  повышение
конкурентоспособности предприятий-перевозчиков;
     - расширение и развитие рынка транспортных услуг, предоставляемых
речным пассажирским транспортом.
     Основными задачами  областных  органов  исполнительной  власти  в
развитии речного пассажирского транспорта должно стать:
     - сохранение и  развитие  сети  перевозок  по  внутренним  водным
путям, обеспечение некоммерческой доступности для перевозчиков;
     - координация вопросов обеспечения безопасности судоходства;
     - содействие   коммерческим  предприятиям  речного  пассажирского
транспорта в обновлении основных фондов;
     - защита  интересов астраханских перевозчиков на российском рынке
речных пассажирских перевозок;
     - поддержка   разработок   и   внедрения  современных  технологий
организации   перевозочного   процесса,   портового    и    сервисного
обслуживания пассажиров;
     - содействие     развитию     речного     круизного      бизнеса,
экскурсионно-прогулочных и пассажирских перевозок;
     - кадровое обеспечение;
     - решение оборонных и других специальных задач;
     - решение социальных проблем.
     Роль коммерческих  предприятий  речного  пассажирского транспорта
должна состоять в:
     - развитии     пассажирских     перевозок,     обеспечении     их
конкурентоспособности;
     - поддержании   и   обновлении   речного  пассажирского  флота  и
обеспечивающей инфраструктуры;
     - повышении безопасности судоходства и экологической безопасности
при  эксплуатации  судов  и   инфраструктуры   речного   пассажирского
транспорта;
     - участии  в  реализации  государственной  политики   обеспечения
социально значимых пассажирских перевозок.
     Основными принципами  реализации  отраслевой  целевой   программы
являются:
     - координация   деятельности   и   согласование   разрабатываемых
программ развития речного пассажирского транспорта с заинтересованными
органами исполнительной власти как на федеральном,  так и на областном
уровне,  а  также  хозяйствующими  субъектами  на  речном пассажирском
транспорте;
     - проведение  согласованной политики,  связанной с поддержанием и
модернизацией  инфраструктуры  речного  пассажирского   транспорта   и
внутренних  водных путей,  с уполномоченными органами государственного
регулирования  в  области  внутреннего  водного  транспорта,  а  также
предприятиями  и  организациями,  работающими  на  рынке  пассажирских
транспортных услуг;
     - включение  проектов развития речного пассажирского транспорта в
инвестиционные программы области;
     - проведение согласованной инвестиционной политики,  направленной
на привлечение бюджетных и внебюджетных средств и  других  ресурсов  в
развитие системы речного пассажирского транспорта области;
     - сохранение  речного  пассажирского  транспорта  в  Астраханской
области   на   существующих   маршрутах  и  создание  для  предприятий
пассажирского речного транспорта благоприятного экономического  режима
хозяйственной деятельности  с  целью  наиболее  полного удовлетворения
потребностей предприятий и жителей города  и  области  в  транспортных
услугах.
     Степень достижения поставленных целей и  задач  развития  системы
речного  пассажирского  транспорта Астраханской области будет зависеть
от  консолидации  и  координации  деятельности  всех  заинтересованных
органов государственной власти и участников транспортного процесса.

3. Перспективы рынка пассажирских и туристско-экскурсионных перевозок
                        в Астраханской области

     Реализация генерального  плана  развития   города   Астрахани   и
связанное   с   этим  увеличение  гражданского  строительства  создает
объективные предпосылки роста объемов  перевозок  речным  пассажирским
транспортом.
     Вместе с   тем   для   повышения   экономической    эффективности
функционирования    предприятий   речного   пассажирского   транспорта
необходима  разработка  новых  нормативных   актов,   регламентирующих
тарифную политику этих предприятий.
     Социально значимые пассажирские перевозки в Астраханской  области
сохранятся для доставки астраханцев к дачам, садовым участкам и местам
отдыха на реке Волге и на внутригородских переправах.
     Эти перевозки    будут    поддерживаться   за   счет   частичного
финансирования из областного бюджета,  а также целевого субсидирования
лиц,  имеющих  право  на меры социальной поддержки.  По мере повышения
уровня доходов  населения  будет  происходить  постепенное  сокращение
круга субсидируемых социальных групп.
     Рост экономики области и  доходов  населения,  совместные  усилия
предприятий речного пассажирского транспорта,  федеральных и областных
органов  исполнительной  власти  по   повышению   доступности   речных
пассажирских    перевозок,   развитию   береговой   инфраструктуры   и
совершенствованию  нормативной  базы  обеспечат  динамичное   развитие
речного туристического бизнеса, включая иностранный туризм.
     Развитие инфраструктуры  речного  пассажирского  транспорта  даст
толчок  развитию  внутригородских прогулочно-экскурсионных маршрутов с
использованием прогулочных судов малой вместимости,  а также  развитию
инфраструктуры  по  обслуживанию посетителей туристической зоны дельты
реки Волги,  строительству и  приобретению  для  туристов  специальных
судов,  отвечающих современным требованиям,  доступных в том числе для
инвалидов и других  маломобильных  граждан,  формированию  и  развитию
инфраструктуры  обслуживания таких судов.  По предварительным оценкам,
среднегодовая востребованность экскурсионных  услуг  для  туристов  по
групповым  заявкам  за время навигации может составить до 50 тысяч.  В
связи  с  этим  будет  увеличиваться  количество  единиц  флота  малой
вместимости, находящегося в частной собственности.
     Таким образом,  анализ перспектив  рынка  пассажирских  перевозок
подтверждает    необходимость    дальнейшего   развития   транспортных
коммуникаций,  речного пассажирского  флота  и  другой  инфраструктуры
водного пассажирского транспорта Астраханской области.

     4. Развитие инфраструктуры речного пассажирского транспорта

     Государственная политика  в  области  судоходства  на  внутренних
водных путях,  поддержания и  реконструкции  внутренних  водных  путей
строится  на  основе  того,  что  согласно Кодексу внутреннего водного
транспорта Российской Федерации внутренние водные пути и расположенные
на  них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной
собственности.  Соответственно,  средства  федерального  и  областного
бюджетов  являются главным источником финансирования содержания водных
путей и  поддержания  на  необходимом  уровне  технического  состояния
гидросооружений.
     4.1. Водные пути
     Приоритеты развития  и  объемы  минимально  необходимых бюджетных
средств  для  функционирования  водных  путей  определены   состоянием
навигационной   обстановки   и   обеспеченностью   пассажирских  судов
современными средствами связи.
     Для обеспечения     эффективного     и     безопасного     уровня
функционирования  водных  путей  необходимо  предусмотреть   следующие
мероприятия:
     - обеспечение      навигационной      обстановки,      обновление
светосигнального оборудования;
     - модернизация технического флота, его пополнение и обновление;
     - поддержание необходимых глубин на внутренних водных путях;
     - модернизация    информационных    систем    путем     внедрения
коммуникационных   средств  нового  поколения  (это  позволит  создать
автоматизированную систему управления  движением  судов  пассажирского
речного  транспорта и обеспечить мониторинг местоположения прогулочных
судов малой вместимости).
     4.2. Речной пассажирский флот
     Задачи обновления  речного  пассажирского  флота  будут  решаться
таким  образом,  что  суда,  осуществляющие внутригородские перевозки,
будут  находиться  преимущественно  в  государственной   собственности
Астраханской области,  а  суда  круизного  флота  -  главным образом в
собственности коммерческих судоходных компаний.
     Основные направления   обновления   и   модернизации   флота   на
перспективу определены федеральной  целевой  программой  "Модернизация
транспортной системы России (2002-2010 годы)".
     Эта потребность  должна   быть   обеспечена   как   астраханскими
судовладельцами,  так и судовладельцами из других субъектов Российской
Федерации.
     Основными типами судов будут:
     - пассажирские туристические суда повышенной комфортабельности;
     - пассажирские прогулочные водоизмещающие и скоростные суда.
     Учитывая имеющийся в настоящее время избыток  вспомогательного  и
грузового  флота  в  системе  водного  транспорта,  будет  происходить
изменение структуры тоннажа для освоения перспективного туристического
рынка  за  счет модернизации собственного флота и закупки необходимого
флота в других бассейнах,  В связи с тем,  что  в  ближайшие  годы  не
наметится предпосылок для строительства и закупок новых пассажирских и
круизных лайнеров,  пополнение  речного  пассажирского  флота  большой
вместимости   в  Астраханской  области  может  производиться  за  счет
привлечения в длительную аренду судов из других  субъектов  Российской
Федерации.    Одновременно   с   этим   будут   расти   требования   к
комфортабельности пассажирских судов и конкурентоспособности перевозок
на водном транспорте.
     Финансирование разработки,  производства  и  закупки  прогулочных
судов   малой   вместимости  для  обслуживания  социально  значимых  и
туристических маршрутов будет  осуществляться  из  средств  областного
бюджета, а также заинтересованных инвесторов.
     Строительство и   модернизация   коммерческого    флота    должны
преимущественно  осуществляться за счет собственных средств судоходных
компаний  и  привлеченных  ими  коммерческих  кредитов,  использования
механизмов    фондового    рынка,    лизинга   и   других   источников
финансирования.
     4.3. Порт и информационный центр
     Создание на     государственной      основе      интегрированного
информационно-управляющего центра   консолидации   действий  субъектов
хозяйственной деятельности и распределения свободных мощностей речного
пассажирского  транспорта  позволит значительно повысить эффективность
их работы.
     Наличие такого   единого   технологического  и  производственного
центра  с  логистическими  (транспортно-распределительными)  функциями
позволит реализовать системный подход при решении задач:
     - совершенствования  системы  управления   пассажиропотоками   на
водном транспорте;
     - эффективного использования государственной собственности;
     - эффективного  применения  механизмов,  обеспечивающих  создание
здоровой конкуренции на рынке транспортных услуг Астраханской  области
(лицензирование, налоговое, тарифное, финансовое регулирование и др.);
     - создания доступной  для  всех  категорий  граждан  транспортной
инфраструктуры,   'отвечающей   потребностям  Астраханской  области  и
современным техническим и технологическим требованиям;
     - создания эффективной нормативной правовой базы для деятельности
пассажирских предприятий и организаций,  в том числе путем  заключения
соглашений как между федеральными и областными органами исполнительной
власти и органами местного самоуправления,  так  и  непосредственно  с
субъектами хозяйственной деятельности, их ассоциациями и союзами.
     Функционирование всех  обозначенных   взаимосвязанных   элементов
будет обеспечивать главный и сопутствующий движению пассажиров поток -
информационный.
     В реконструкцию  причальных сооружений,  учитывая их значение для
внутригородских и туристических  перевозок  ,  необходимо  привлечение
средств областного бюджета.
     Развитие инфраструктуры мест швартовок пассажирских  судов  малой
вместимости будет осуществляться за счет средств частных инвесторов.
     Так, наряду с  речным  портом  и  дебаркадерами  ОАО  "АПРП"  для
повышения   эффективности   работы  речного  пассажирского  транспорта
Астраханской области у предприятий-перевозчиков  появится  возможность
использовать причалы других предприятий, расположенные по берегам реки
Волги и в ее дельте.
     4.4. Развитие судостроительных и судоремонтных предприятий
     Основной целью развития  судостроительной  и  судоремонтной  базы
пассажирского   водного   транспорта   является   превращение  местных
предприятий этого профиля в высокотехнологичные,  экологически чистые,
обеспечивающие    ремонт    и    модернизацию    флота    астраханских
судовладельцев,  строительство современных  судов  и  вспомогательного
оборудования.
     Первостепенным мероприятием  на  ближайшую   перспективу   станет
пополнение  и  обновление  речного  пассажирского  флота  Астраханской
области - строительство или приобретение 10 теплоходов типа  "Москва".
После    этого    потребуется    увеличение    объема    строительства
экскурсионно-прогулочных судов вместимостью 20-25 и 60-80 человек  для
внутригородских и пригородных линий, а также для обслуживания туристов
туристических зон в дельте реки Волги и на взморье.
     Помимо судостроения,  востребованы  будут работы по ремонту флота
ОАО "АПРП",  переоборудованию  и  модернизации  существующего  речного
пассажирского флота,  техническому обслуживанию, ремонту судов частных
судовладельцев и    реконструкции    и    модернизации    пассажирских
дебаркадеров   на   производственных  площадях  судоремонтных  заводов
области.

       5. Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций

     В целях совершенствования системы по организации и  регулированию
речного  пассажирского  судоходства  и  его  безопасности,  кроме  уже
предпринимаемых  мер,  будет  предусмотрена  реализация   мероприятий,
направленных  на  предупреждение  чрезвычайных  ситуаций,  связанных с
функционированием пассажирского водного транспорта.
     Предполагается осуществление следующих мер:
     - определение и оборудование  мест  швартовки  прогулочных  судов
малой  вместимости  на  реке  Волге  в  черте  города и пригороде и (с
развитием  туристического  бизнеса)   для   обслуживания   посетителей
туристических зон дельты и взморья;
     - порядок  предоставления  разрешений  на  швартовку  прогулочных
судов  малой  вместимости  в  зонах  отдыха и специально оборудованных
местах в черте города и на территории области;
     - совершенствование   нормативной   правовой   базы   в   области
эксплуатации судов малой вместимости.
     Необходима также   разработка   и   выполнение   мероприятий   по
обеспечению безопасности и предотвращению  террористических  актов  на
объектах водного пассажирского транспорта.

                     6. Источники финансирования

     Финансирование мероприятий  программы  предусматривается  за счет
средств областного бюджета, средств предприятий (организаций) и других
источников.

                     7. Механизм решения проблем

     Для реализации  отраслевой  целевой  программы  предусматривается
рациональное  применение   экономических,   финансовых   и   бюджетных
механизмов    при   разумном   сочетании   интересов   государства   и
организаций-перевозчиков.
     Реализация программных мероприятий будет осуществляться путем:
     - использования   различных   форм   государственной    поддержки
(федеральной и областной);
     - создания условий для повышения инвестиционной привлекательности
речных пассажирских перевозок;
     - привлечения средств частных инвесторов,  в том числе владельцев
транспортных и туристических предприятий.
     Для расширения    инвестиционных     возможностей     организаций
пассажирского речного транспорта предусматривается:
     - содействие  инвесторам  в  привлечении  кредитов  российских  и
иностранных банков, международных и иностранных организаций:
     - содействие в организации консорциумов и других объединений  для
финансирования   дорогостоящих   проектов,  в  том  числе  с  участием
иностранных инвесторов;
     - стимулирование  развития  лизинговой деятельности на территории
области, направленной на модернизацию и обновление речных пассажирских
судов.
     Государственную поддержку реализации программы  предусматривается
осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Астраханской области по следующим основным направлениям:
     - предоставление  государственных гарантий при привлечении займов
в рамках областного бюджета;
     - финансирование   за   счет   средств   бюджетов   всех  уровней
капитальных  вложений  на  реконструкцию  и   строительство   объектов
транспортной инфраструктуры,  текущих затрат на реализацию программных
мероприятий,  обеспечивающих   безопасное   функционирование   системы
речного   пассажирского  транспорта,  и  предоставление  субсидий  для
осуществления социально значимых перевозок пассажиров;
     - предоставление   бюджетных   и  налоговых  кредитов,  бюджетных
субсидий и субвенций.

                  8. Результаты реализации программы

     Реализация намеченных программных мероприятий позволит обеспечить
удовлетворение  потребностей области в перевозках пассажиров,  решение
оборонных,  природоохранных и других задач,  а также увеличить вклад в
развитие   экономики   области   за   счет   дополнительных  налоговых
поступлений в консолидированный бюджет Астраханской области.


Информация по документу
Читайте также