Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Астраханской области от 19.09.2012 № 451-ПрПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ 19.09.2012 N 451-Пр О концепции комплексной долгосрочной целевой программы "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями "Право быть равным" на 2012-2014 годы" В целях организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество и в соответствии с постановлением Правительства Астраханской области от 07.09.2010 N 397-П "О Порядке разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных целевых программ на территории Астраханской области": 1. Утвердить прилагаемую концепцию комплексной долгосрочной целевой программы "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями "Право быть равным" на 2012-2014 годы". 2. Определить государственным заказчиком комплексной долгосрочной целевой программы "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями "Право быть равным" на 2012-2014 годы" министерство социального развития и труда Астраханской области. 3. Министерству социального развития и труда Астраханской области (Лукьяненко Е.А.) разработать комплексную долгосрочную целевую программу "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями "Право быть равным" на 2012-2014 годы" и внести ее на утверждение в Правительство Астраханской области в установленном порядке. 4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации. И.о. Губернатора Астраханской области К.А. Маркелов УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Астраханской области от 19.09.2012 N 451-Пр Концепция комплексной долгосрочной целевой программы "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями "Право быть равным" на 2012-2014 годы" 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, стратегии и программы социально-экономического развития Астраханской области Увеличение в России в последние десятилетия числа детей с ранней детской патологией на передний план выдвигает проблему раннего выявления и ранней коррекции нарушений в развитии и требует комплексного осуществления мероприятий по раннему выявлению детей данной категории, оказанию им квалифицированной помощи, реабилитации и абилитации. Проблема детской инвалидности многогранна и включает в себя не только медицинскую составляющую, но (и зачастую в большей степени) социальный, экономический, психологический компоненты. В связи с этим для адаптации ребенка с ограниченными возможностями в обществе недостаточно привлечения специалистов одной сферы, необходим единый межведомственный подход с обязательным привлечением семьи ребенка-инвалида, его ближайшего окружения, здоровых сверстников. Особое значение имеет по возможности наиболее полное, комплексное решение проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, ее социальная интеграция, так как именно позиция семьи играет решающее значение в успешной реализации реабилитационного потенциала ребенка. Целенаправленная помощь в этом случае складывается из системы предпринятых государственными и общественными структурами мер, направленных на профилактику инвалидности, социализацию детей с ограниченными возможностями и членов их семей в обществе. Учитывая приоритетные направления Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года, стратегии и программы социально-экономического развития Астраханской области в создании условий для увеличения продолжительности здоровой (активной) жизни, сокращения количества лиц, имеющих инвалидность, органами социальной защиты населения принимаются меры, направленные на усовершенствование существующей системы защиты семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, предусматривающие создание условий для стимулирования внутренних резервов семьи, развитие инфраструктуры реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями. Особое внимание в данной сфере уделяется проблеме повышения качества и уровня жизни семей. С этой целью с 2009 года внедряется программно-целевой подход к решению проблем профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями, в общество. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом В ходе реализации комплексной целевой программы "Социальная интеграция семей с детьми-инвалидами "В кругу друзей" на 2009-2011 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 30.06.2009 N 328-П, были достигнуты значительные показатели в организации эффективной системы, направленной на преодоление изолированности семей с детьми-инвалидами, создание условий для беспрепятственного общения детей-инвалидов с их здоровыми сверстниками, формирование у них общих интересов, создание новых социальных связей, укрепление внутрисемейных связей, обеспечение социальной интеграции детей-инвалидов. Так, за период реализации данной программы прежде всего удалось выстроить новую систему взаимодействия реабилитационных учреждений с родителями детей-инвалидов: организованы курсы для обучения родителей простейшим реабилитационным навыкам, правилам ухода за ребенком, имеющим ограничения здоровья, психолого-педагогической корректировке поведения ребенка; занятия по психологической разгрузке родителей; интернет-консультирование по вопросам детской инвалидности. Создан ресурсный методический центр с лекотекой и дататекой, позволяющий проводить занятия по актуальным вопросам не только с детьми, но и с родителями и специалистами. Для возможности беспрепятственного общения друг с другом, а также с семьями, воспитывающими здоровых детей, обсуждения наболевших проблем, обмена родительским опытом в каждом районе области Астраханской региональной общественной организацией по оказанию помощи детям-инвалидам и их семьям созданы клубы общения для семей, имеющих детей-инвалидов. Ежегодно проводятся ставшие традиционными: спортивная смена для детей-инвалидов в оздоровительном лагере Астраханской области, спартакиада для детей-инвалидов с приглашением команд из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, многоэтапный фестиваль художественного творчества детей с ограниченными возможностями. Проведение указанных мероприятий не только дает возможность детям-инвалидам раскрыть свой творческий и спортивный потенциал, но и создает условия для общения детей, формирования новых социальных связей, преодоления разобщенности и изолированности семей, имеющих детей-инвалидов. За период реализации программы достигнуты следующие основные показатели: - создан ресурсный методический центр с лекотекой и дататекой; - повысили квалификацию 46 специалистов по работе с детьми-инвалидами, что на 53% больше запланированного; - в 11 из 16 муниципальных районов созданы клубы общения для детей-инвалидов и членов их семей; - в 14 раз увеличилось количество семей с детьми-инвалидами, воспользовавшихся услугами интернет-консультирования; - в 1,8 раза увеличилось количество семей с детьми-инвалидами, воспользовавшихся услугами социального такси; - более 30% от общего числа детей-инвалидов привлечены к участию в спортивных соревнованиях всех уровней; - трудоустроены на временные рабочие места 100% детей-инвалидов, обратившихся в службу занятости; - всего мероприятиями программы охвачено 74,3% семей с детьми-инвалидами, что на 4,3% больше запланированного. Численность детей-инвалидов, интегрированных в местное сообщество через участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в рамках программы, составила 3600 человек или 88% от общего количества детей-инвалидов, проживающих в области. В целях минимизации отклонений в состоянии здоровья у детей на основе комплексной реабилитации в раннем возрасте (до трех лет) на территории Астраханской области успешно реализуется комплексная целевая программа "Раннее вмешательство" на 2010-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Астраханской области от 29.04.2010 N 187-П. Реализация вышеназванной программы позволила организовать систему ранней диагностики имеющихся отклонений в развитии детей раннего возраста, обеспечить необходимое для этого взаимодействие заинтересованных ведомств, внедрить новые современные методы реабилитации детей на ранних этапах развития, а также: - создать автоматизированную систему, которая позволила вести учет детей с ограниченными возможностями и их родителей, реабилитационных мер, а также анализировать эффективность принятых мер; - открыть на базе реабилитационных учреждений три школы "Я смогу сам" для родителей по обучению работе с детьми по методике Марии Монтессори. Создание школ позволило обеспечить непрерывность реабилитационного процесса (учреждение-дом), достичь положительного эффекта в социализации ребенка, привлечении родителей к активному участию в реабилитации ребенка; - открыть три адаптационные группы для детей с синдромом Дауна в возрасте от 1,5 до 3 лет. С детьми от 0 до 1,5 лет проводятся индивидуальные коррекционно - развивающие занятия. В целях максимальной эффективности процесса абилитации занятия проводятся совместно с родителями, что способствует гармонизации детско-родительских отношений и повышению реабилитационной компетентности и ответственности родителей; - обеспечить активное участие 65% семей, имеющих детей с отклонениями в развитии и обратившихся за оказанием реабилитационной помощи, в реабилитационном процессе; - в два раза увеличить долю детей раннего возраста, имеющих положительную динамику психомоторного развития после проведения реабилитационных мероприятий; - на 4,9% увеличить количество детей до 3 лет с отклонениями в развитии, получивших реабилитационные услуги, от общей численности детей в возрасте до 3 лет с отклонениями в развитии. Правительством Астраханской области приняты меры по обеспечению устойчивости полученных результатов реализации программ: созданные в рамках программ новые структуры введены в штатные расписания областных учреждений, полученное оборудование поставлено на баланс и используется для оказания реабилитационных услуг, обученные специалисты работают в реабилитационных учреждениях в соответствии с полученной специализацией. Результаты реализации программ подтверждают целесообразность дальнейшего использования программно-целевого метода в решении вопросов реабилитации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями. Для сохранения достигнутых результатов необходимо продолжить проведение регулярных областных спортивных и культурно-массовых мероприятий, работу семинаров и обучающих курсов для родителей, имеющих детей-инвалидов, деятельность клубов общения, социального такси, а также включить новые объекты взаимодействия, которые не были охвачены ранее действующими программами в 2009-2011 годах. С целью совершенствования деятельности по социальной реабилитации детей-инвалидов и членов их семей необходимо: объединить имеющиеся разрозненные сведения о детях-инвалидах и детях раннего возраста с нарушениями в развитии в единую информационную базу, доступную для всех участников реабилитационного процесса; расширить возможности получения профессиональных знаний для специалистов, занимающихся реабилитацией и абилитацией детей с ограниченными возможностями; изменить действующую систему реабилитации и абилитации детей путем создания отделений дневного пребывания детей-инвалидов с организацией деятельности филиалов лекотеки при учреждениях социального обслуживания населения в каждом районе области и дневных отделений абилитации детей раннего возраста на базе реабилитационных учреждений Астраханской области; совершенствовать деятельность по патронажному обслуживанию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; внедрить инновационные методы диагностики отклонений в развитии и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Для достижения данных целей разработана комплексная долгосрочная целевая программа "Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями "Право быть равным" на 2012-2014 годы" (далее-программа). Программно-целевой метод позволит объединить и скоординировать усилия всех заинтересованных ведомств в решении задач организации системной помощи, абилитации и реабилитации детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактики инвалидности, интеграции детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество, а также закрепить достигнутые результаты реализованных программ. 3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода В Астраханской области на 01.01.2012 на учете в органах социальной защиты населения состоит 4017 детей-инвалидов (2009 год - 3951 ребенок-инвалид; 2010 год - 3624; 2011-4075). Около 12% детей-инвалидов проживают в стационарных учреждениях социальной защиты населения, образования, здравоохранения. Остальные проживают в семьях. Основой социальной политики Правительства Астраханской области в отношении детей-инвалидов является создание условий для их полной или максимально возможной реабилитации. В процессе реабилитации детей- инвалидов принимают участие все исполнительные органы государственной власти Астраханской области. Деятельность учреждений здравоохранения в первую очередь направлена на раннее выявление имеющейся патологии и профилактику детской инвалидности. Органами образования планомерно осуществляется работа по реализации Закона Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" в отношении детей с проблемами в психофизическом развитии, основной задачей которой является создание условий для получения образования, в том числе дошкольного. Органами социальной защиты населения координируется работа по реабилитации и социальному обслуживанию детей-инвалидов в специально созданных для этих целей учреждениях. Проводимая работа обеспечивает соблюдение законных прав и интересов детей-инвалидов на территории Астраханской области. Однако каждое из указанных ведомств оказывает свою профессиональную помощь ребенку, не взаимодействуя друг с другом, тогда как комплексное решение проблемы возможно только при объединении усилий всех заинтересованных ведомств. Опыт работы подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области реабилитационных учреждений выявил следующие основные факторы, влияющие на увеличение количества детей раннего возраста в структуре детской инвалидности и изолированность семей с детьми-инвалидами от общества: - отсутствие информированности родителей об особенностях развития ребенка, признаках детской патологии, что приводит к позднему обращению за квалифицированной помощью; - отсутствие скоординированной системы медицинского и психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте до 3 лет с нарушениями развития; - недостаточная разработка психолого-педагогических вопросов аномального развития и коррекции развития в раннем возрасте; - недостаточное количество специалистов для работы с детьми раннего возраста; - наличие низкой самооценки у ребенка и как результат - развитие боязни общаться со здоровыми сверстниками; - отсутствие социальных связей у семей, воспитывающих детей-инвалидов. Для решения указанных проблем необходима консолидация межведомственных и финансовых ресурсов, что возможно только в рамках программно-целевого подхода. 4. Основная цель и задачи Основной целью программы является организация комплексной помощи по абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями. Для достижения указанной цели программа предусматривает выполнение следующих задач: - совершенствование организационно-методических основ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; - организацию психолого-педагогической работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья; - организацию и проведение абилитационных и реабилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями; - создание условий для творческой, спортивной, профориентационной деятельности, отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями и их семей. 5. Сроки и этапы реализации программы Срок реализации программы - 2012-2014 годы. Этапы реализации программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно предусматривается реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий. 6. Основные направления реализации программы Выполнение поставленных в рамках программы задач предусматривает проведение комплекса программных мероприятий, направленных на: - внедрение новых технологий и форм работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, включая интернет-консультирование; - повышение квалификации кадров, осуществляющих социальную и психологическую поддержку семей с детьми-инвалидами; - проведение реабилитационных и абилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья; - проведение и обеспечение участия детей-инвалидов и членов их семей в региональных, российских и международных мероприятиях социокультурной реабилитации и дальнейшую поддержку их личностного роста и профессионального самоопределения. Реализация мероприятий программы позволит организовать системную помощь, абилитацию и реабилитацию детей-инвалидов и детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, профилактику инвалидности, интеграцию детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов, в общество. 7. Показатели конечного результата, позволяющие оценивать ход реализации программы по годам Реализация мероприятий программы позволит увеличить в 2014 году по сравнению с 2011 годом: - долю детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших комплексную помощь по абилитации и реабилитации, с 46 до 70%; - долю семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, охваченных психолого-педагогическими мероприятиями, с 45 до 70%; - долю детей с положительным результатом реабилитации, абилитации в условиях учреждений с 60 до 80%; - долю детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом и творчеством, от общей численности детей-инвалидов с 47 до 60%; - долю детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, с 14,3 до 20%. Для оценки хода реализации и эффективности мероприятий, предусмотренных программой, используются следующие статистические и качественные показатели эффективности. |—————————————————————|—————————————————————|———————————|————————————|————————————————————| | Наименование | Наименование пока- | Единица | Значение | Прогнозные | | целей и задач | зателей | измерения | показателя | значения | | | конечного и проме- | | за период, | показателей | | | жуточного | | предшест- |——————|——————|——————| | | конечного результа- | | вующий | 2012 | 2013 | 2014 | | | тов | | реализации | год | год | год | | | | | программы | | | | |—————————————————————|—————————————————————|———————————|————————————|——————|——————|——————| | Цель. | Доля детей с огра- | % | 46 | 55 | 62 | 70 | | Организация ком- | ниченными воз- | | | | | | | плексной помощи | можностями, полу- | | | | | | | по абилитации и | чивших комплекс- | | | | | | | реабилитации де- | ную помощь по | | | | | | | тей с ограничен- | абилитации и реа- | | | | | | | ными возможно- | билитации, от об- | | | | | | | стями | щей численности | | | | | | | | детей с ограничен- | | | | | | | | ными возможнос- | | | | | | | | тями | | | | | | |—————————————————————|—————————————————————|———————————|————————————|——————|——————|——————| | Задача1. | Степень совершен- | % | 50 | 65 | 80 | 100 | | Совершенствова- | ствования организа- | | | | | | | ние организацион- | ционно-методичес- | | | | | | | но-методических | ких основ социаль- | | | | | | | основ социальной | ной реабилитации | | | | | | | реабилитации де- | детей с ограничен- | | | | | | | тей с ограничен- | ными возможностя- | | | | | | | ными возможно- | ми от необходимого | | | | | | | стями | уровня | | | | | | |—————————————————————|—————————————————————|———————————|————————————|——————|——————|——————| | Задача 2. | Доля семей, имею- | % | 45 | 50 | 60 | 70 | | Организация пси- | щих детей с ограни- | | | | | | | холого- | ченными возможно- | | | | | | | педагогической ра- | стями здоровья, ох- | | | | | | | боты с семьями, | ваченных психоло- | | | | | | | имеющими детей с | го-педагогическими | | | | | | | ограниченными | мероприятиями, от | | | | | | | возможностями | общего числа семей, | | | | | | | | имеющих детей с | | | | | | | | ограниченными | | | | | | | | возможностями | | | | | | |—————————————————————|—————————————————————|———————————|————————————|——————|——————|——————| | Задача 3. Органи- | Доля детей с поло- | % | 60 | 65 | 70 | 80 | | зация и проведение | жительным резуль- | | | | | | | абилитационных и | татом реаби- | | | | | | | реабилитационных | литации, абилита- | | | | | | | мероприятий с | ции от общего числа | | | | | | | детьми с ограни- | детей, получивших | | | | | | | ченными возмож- | реабилитационные | | | | | | | ностями | услуги в условиях | | | | | | | | учреждений | | | | | | |—————————————————————|—————————————————————|———————————|————————————|——————|——————|——————| | Задача 4. Создание | Доля детей- | % | 47,0 | 50,0 | 55,0 | 60,0 | | условий для твор- | инвалидов, система- | | | | | | | ческой, спортив- | тически занимаю- | | | | | | | ной, профориента- | щихся физ- | | | | | | | цион-ной деятель- | культурой, спортом | | | | | | | ности, отдыха и оз- | и творчеством, от | | | | | | | доровления детей с | общей численности | | | | | | | ограниченными | детей-инвалидов, | | | | | | | возможностями и | посещавших реаби- | | | | | | | их семей | литационные учре- | | | | | | | | ждения | | | | | | | |—————————————————————|———————————|————————————|——————|——————|——————| | | Доля детей- | % | 14,3 | 15,0 | 17,0 | 20,0 | | | инвалидов, полу- | | | | | | | | чивших услуги по | | | | | | | | оздоровлению и от- | | | | | | | | дыху, от общей чис- | | | | | | | | ленности детей- | | | | | | | | инвалидов | | | | | | |—————————————————————|—————————————————————|———————————|————————————|——————|——————|——————| 8. Ориентировочные объемы и источники финансирования программы Финансирование программы осуществляется за счет средств бюджета Астраханской области и средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданного во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.03.2008 N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее-Фонд). Общий объем финансирования на 2012-2014 годы составляет 214607,3 тыс. рублей, в том числе: средства бюджета Астраханской области - 157491,8 тыс. рублей, средства Фонда - 52440,5 тыс. рублей, внебюджетные средства - 4675,0 тыс. рублей. Финансирование программных мероприятий за счет средств бюджета Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период будет осуществляться в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ: - аналитической ведомственной целевой программы "Развитие социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан Астраханской области" на 2012-2014 годы, утвержденной приказом министерства социального развития и труда Астраханской области от 30.12.2011 N 416; - подпрограммы "Социальная поддержка инвалидов в Астраханской области на 2012-2016 годы" отраслевой долгосрочной целевой программы "Социальная защита населения Астраханской области на 2012-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 29.08.2011 N 326-П; - комплексной долгосрочной целевой программы "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 20.07.2011 N 255-П. Под внебюджетными средствами понимаются средства, полученные от предпринимательской деятельности, и спонсорские средства. Средства Фонда на реализацию программы в виде гранта перечисляются Астраханской областной общественной организации работников социальных служб, которая финансирует исполнителей программы в соответствии с программными мероприятиями. 9. Предложения по государственным заказчикам (государственному заказчику - координатору) и разработчикам программы, а также по участию исполнительных органов государственной власти, ответственных за формирование и реализацию программы Государственным заказчиком программы является министерство социального развития и труда Астраханской области. Исполнителями программы являются министерство социального развития и труда Астраханской области, министерство здравоохранения Астраханской области, министерство спорта и туризма Астраханской области, министерство культуры Астраханской области, агентство по занятости населения Астраханской области, агентство по делам молодежи Астраханской области, Астраханская областная общественная организация работников социальных служб, Астраханская региональная общественная организация по оказанию помощи детям-инвалидам и их семьям. 10. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы Механизм формирования мероприятий программы определяется государственным заказчиком программы и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение. В основе программы лежит практический опыт работы специалистов подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области реабилитационных учреждений, межведомственное сотрудничество с другими учреждениями, в частности с учреждениями здравоохранения. Государственный заказчик программы и ее исполнители с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняют целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям программы, механизм реализации и состав учреждений - непосредственных исполнителей. Корректировка программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика программы. 11. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией программы Государственный заказчик программы несет ответственность за ее реализацию, непосредственные и конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией программы. В ходе реализации программы государственный заказчик программы: - осуществляет руководство и текущее управление реализацией программы; - обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы; - разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы; - на основании предложений исполнителей программы подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год; - с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет ее целевые индикаторы и показатели, затраты на программные мероприятия, механизм ее реализации и состав исполнителей. Исполнители программы осуществляют в установленном порядке меры по выполнению программы. Государственный заказчик программы совместно с исполнителями осуществляет подготовку и представление в установленном порядке отчета о ходе реализации мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской области. Общий контроль за исполнением программы осуществляет министерство экономического развития Астраханской области. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|