Расширенный поиск
Постановление Правительства Астраханской области от 18.03.2010 № 116-ПАСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18.03.2010 N 116-П О концепции комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года В целях обеспечения населения Астраханской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, стабилизации и развития систем водоснабжения жилищно-коммунального комплекса, организаций социальной сферы Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить прилагаемую концепцию комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года. 2. Определить государственным заказчиком комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года министерство экономического развития Астраханской области. 3. Министерству экономического развития Астраханской области (Кабикеев А.Н.) разработать и внести комплексную целевую программу "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года на утверждение Правительства Астраханской области в установленном порядке. 4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации. 5. Постановление вступает в силу со дня его подписания. И.о. Губернатора Астраханской области К.А. Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Астраханской области от 18.03.2010 N 116-П Концепция комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года 1. Обоснование соответствия проблемы и целей программы приоритетным задачам социально-экономического развития Астраханской области Гарантированное обеспечение населения Российской Федерации питьевой водой в соответствии с действующими нормативами является одним из важнейших критериев и факторов безопасности жизнедеятельности и вследствие этого является государственной задачей. Астраханская область является единственным субъектом Российской Федерации, где население проживает в природно-детерминированной неблагополучной экологической зоне - планетарной впадине, достигающей отметки минус 28 м ниже уровня Мирового океана. Экологическая ситуация в Астраханской области является неблагополучной. В низовье реки Волги сконцентрированы загрязняющие вещества со всей водосборной площади. Ежегодно в реку Волгу сбрасывается 8-9 куб. км неочищенных и бытовых стоков, в которых содержание тяжелых металлов, нефтепродуктов, ядохимикатов, моющих средств и других вредных примесей регистрируется на уровне выше предельно допустимой концентрации. Астраханская область - шестой по величине регион Поволжья, который занимает территорию площадью 44,1 тыс. кв.км. Население области составляет 1005,241 тыс. человек, из них городское население - 660,898 тыс. человек, сельское - 344,343 тыс. человек. По данному показателю область занимает 7-е место в Поволжье, равно как и по плотности населения (22,7 чел. кв.км), а по уровню урбанизации (удельный вес городского населения) - 67,7 %, т.е. 6-е место в Поволжье. В Астраханской области зарегистрированы 2 городских округа, 4 города, 7 рабочих поселков городского типа, 153 сельских поселения, 442 населенных пункта. Конфигурация территории области в определенной степени повторяет конфигурацию Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги. Население распределено по территории крайне неравномерно, концентрируясь вдоль естественной меридиональной оси территории - Волго-Ахтубинской поймы. При этом практически все населенные пункты локализируются вблизи водотоков, вследствие чего плотность населения резко падает при удалении от них. Основными источниками водоснабжения населения Астраханской области на различные нужды и для всех категорий потребителей являются поверхностные воды. Доля их в балансе хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет более 99,7%. Поверхностными водоисточниками в области являются реки с их многочисленными рукавами и протоками, ильмени и другие поверхностные воды. Основными водотоками в пределах Астраханской области являются реки Волга и Ахтуба. В дельте реки Волги, перед впадением ее в Каспийское море, насчитывается более 200 протоков и ериков, которые одновременно являются водоисточниками для сельских населенных пунктов, расположенных в этой части области. Юго-западная часть области характеризуется многочисленным количеством подстепных ильменей. Пополнение их водой до конца 80-х годов осуществлялось искусственно по водным трактам с помощью каскада водопроводных насосных станций, которые в настоящее время из-за отсутствия финансирования не действуют. Подземные источники водоснабжения в общем объеме потребляемой воды составляют незначительную долю и до настоящего времени не нашли широкого применения в связи с ограниченностью разведанных запасов подземных пресных вод. Общий расход воды питьевого качества Астраханской области составляет 460,0 тыс. куб.м/сут., при этом около 240 тыс. человек в районах области не обеспечены водой питьевого качества. До 50% сельского населения пользуются водой без предварительной очистки, более 50% сельских населенных пунктов области не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10% из них пользуются привозной водой. В Астраханской области отсутствует резерв питьевой воды на случай чрезвычайной ситуации. Качество воды в реке Волге и ее многочисленных рукавах и протоках в пределах территории Астраханской области формируется под воздействием вышележащих водохранилищ, коммунально-бытовых и промышленных стоков городов, дренажно-сбросных вод с орошаемых земель, промстоков рыбного хозяйства и речного флота. Действующие очистные сооружения канализации работают неэффективно. Очистке подвергается лишь около 50% забираемой воды для хозяйственно-питьевых нужд, поэтому в реку Волгу сбрасываются стоки, содержащие нефтепродукты, фенолы, тяжелые металлы. Таким образом, в ряде муниципальных районов Астраханской области проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине дефицита водных ресурсов, так и по причине антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды поверхностного источника. Это хорошо видно при анализе следующих факторов: - обеспеченность населения водой питьевого качества - свыше 45% объема воды используется без очистки; - доля неудовлетворительных по качеству проб - свыше 20% проб не соответствует нормативам; - тарифы на питьевую воду высокие; - уровень заболеваемости населения по зависимым от питьевой воды группам заболеваний - до 30% населения имеют заболевания, связанные с употреблением некачественной воды (по данным Роспотребнадзора). Основные причины возникновения проблемы обеспечения населенных пунктов Астраханской области питьевой водой определяются следующими обстоятельствами: изношенность разводящих сетей и сооружений водоснабжения до 80% (при этом 10% водопроводного хозяйства имеет предельный 100-процентный износ); неоднородность по обеспеченности и качеству поверхностных водоисточников; бактериальное и химическое загрязнение, низкое органолептическое качество воды поверхностных источников, которое выходит за пределы нормативов, установленных для поверхностных источников водоснабжения; периодическое затопление и подтопление территорий населенных пунктов; традиционная выгребная система канализации в сельских и части городских населенных пунктов. Отсутствие очистных сооружений канализации или водопровода приводит к замыканию путей миграции загрязнителей (бактериальных, паразитарных) по схеме: выгребная система канализации - грунтовые воды - водоем - вода для питьевых целей; в сельских населенных пунктах часто одна и та же разводящая сеть используется для технического и питьевого водоснабжения. В некоторых населенных пунктах уровень обеспечения населения питьевой водой не достигает 30%. На территории области отмечается рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ), заболеваемость дизентерией в области превышает среднероссийский показатель в 1,8 раза. Более того, отмечается превышение абсолютного показателя заболеваемости ОКИ по сравнению с российским в среднем на 15%. Также высоким (11,8%) остается удельный вес образовательных учреждений, не имеющих централизованного водоснабжения, из которых 25% общеобразовательных и 12,2% дошкольных учреждений работают без централизованного питьевого водоснабжения, 21% лечебно-профилактических учреждений не обеспечен централизованным водоснабжением. Результаты проведенного анализа показали крайне низкую обеспеченность населения Астраханской области услугами канализационной системы, особенно в сельских населенных пунктах. Подводя итог анализу состояния водоснабжения административных территорий области, можно сделать вывод о том, что напряженность сложившейся ситуации с обеспечением населения Астраханской области питьевой водой оказывает выраженное негативное воздействие на условия водопользования и санитарно-эпидемиологическую обстановку в области. Более того, если качество водоподготовки и транспортировки воды в Астраханской области останется без изменения, санитарный прогноз питьевого водопользования следует считать крайне неблагоприятным. В августе 2003 года при проверке комиссией Контрольного управления Президента Российской Федерации деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области была особо отмечена необходимость принятия соответствующих мер по улучшению обеспечения населения Астраханской области качественной питьевой водой, в том числе путем реализации федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на развитие систем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов Астраханской области. Таким образом, обеспечить население Астраханской области качественным водоснабжением и водоотведением можно путем реализации мероприятий комплексной целевой программы "Чистая вода" Астраханской области на 2010-2014 годы и перспективу до 2017 года (далее - программа), которая носит межотраслевой характер и направлена на предотвращение негативного воздействия на жизнедеятельность населения. Концепция программы разработана в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, Стратегией социально-экономического развития Астраханской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П. 2. Обоснование необходимости применения программного метода для организации системы водоснабжении/водоотведения на территории Астраханской области Санитарная, гигиеническая, экологическая, социальная и экономическая значимость организации водоснабжения и водоотведения населения должна соответствовать современному уровню развития техники и технологии водоснабжения и водоотведения. Этот процесс на всех этапах регулируется государством, начиная с федерального уровня (ограничения в темпах роста тарифов, нормы обеспечения и качества питьевой воды и стоков) и до муниципального (тарифы, организация водоснабжения и водоотведения). В таких условиях отсутствие прозрачной системы государственного регулирования в виде программных мероприятий, согласовывающих действия всех основных участников процесса до 2017 года, не позволяет должным образом организовать процесс водоснабжения и водоотведения в Астраханской области. Реализация областной целевой программы "Обеспечение населения Астраханской области питьевой водой на 2000-2010 годы", утвержденной постановлением Главы Администрации Астраханской области от 13.03.2000 N 93, действующей до 2007 года, не позволила решить проблему обеспечения населения Астраханской области питьевой водой, в том числе и в силу существенно изменившейся социально-политической обстановки и значительного технологического прогресса в области водного хозяйства. Традиционно водоснабжение населенных пунктов Астраханской области в основном организовывалось из магистральных водопроводов, в голове которых устраивались очистные сооружения. Наиболее характерным в этом отношении является Лиманский район с Олинскими очистными сооружениями. Такой подход был оправдан, поскольку обеспечивал надежность как по объему подачи, так, что более важно, и по качеству воды. Отказ от такой схемы и устройство водозаборов с очистными сооружениями в отдельных населенных пунктах при традиционных технологических схемах и подходах привели к резкому возрастанию себестоимости воды и снижению уровня обеспечения качества. Так, удельная стоимость водозабора поверхностных вод при снижении производительности от 20000 куб. м/сут. до 1600 куб. м/сут. (в 12,5 раза) возрастает практически в той же пропорции (в 11,25 раза). То же самое наблюдается и для очистных сооружений водопровода, хотя и не так резко. При снижении производительности от 20000 куб. м/сут. до 3200 куб. м/сут. удельные расходы возрастают в 5,5 раза (пособие по водоснабжению и канализации городских и сельских поселений (к СНиП 2.07.01-89, М. 1992 г.). Кроме того, при наличии традиционных схем, приборного парка, при уровне автоматизации 20-30-летней давности организация обслуживания и контроля локальных сооружений была весьма трудоемкой и затратной. В истекший период ситуация в практике водоснабжения существенно изменилась: - в значительной степени вышли из строя или близки к потере эксплуатационной надежности ранее построенные сети и сооружения; - изменились платежеспособность населения, особенно в сельской местности, и его отношение к оплате услуг; - появились новые материалы и технологии, повлекшие за собой появление комплектно-блочных автоматизированных установок большой единичной производительности; - появились новые контрольно-измерительные автоматические и автоматизированные приборы типа мультизондов, позволяющие надежно контролировать широкий спектр показателей воды; - появились новые, не подверженные коррозии, материалы для изготовления трубопроводов и арматуры; - появились новые средства связи для диспетчеризации и организации дистанционного контроля и управления в радиусе до нескольких десятков, а иногда и сотен километров; - появились новые подходы к управлению системами разнесенных в пространстве объектов в режиме реального времени с использованием сочетания ГИС-технологий и программных средств класса Project Management; - появились новые финансовые механизмы и субъекты предпринимательской деятельности, способные к реализации этих механизмов в сфере водного хозяйства. В результате задачи, поставленные перед субъектами Российской Федерации государственной программой "Чистая вода", требуют полной структурной перестройки системы водоснабжения Астраханской области, особенно в муниципальных районах. Такую перестройку невозможно осуществить без применения программно-целевого метода, продолжительность процесса до его завершения составляет 7-10 лет, при этом предполагает вложения значительных финансовых затрат в объеме не менее 17-20 млрд. рублей. Более того, обеспечение населения Астраханской области качественным водоснабжением предполагает необходимость разработки нормативных правовых актов, обеспечивающих правовую основу привлечения ресурсов в сферу водохозяйственных отношений и управления этими ресурсами, что подтверждает высокую социальную значимость данной программы, требующей не только привлечения значительных бюджетных вложений, но и отслеживания эффективности расходов и управления финансовыми потоками. Таким образом, проблема водоснабжения населения на территории Астраханской области в соответствии с действующими нормами и требованиями может быть решена исключительно программно-целевым методом. 3. Основные цель и задачи программы Целью программы является обеспечение населения Астраханской области питьевой водой, соответствующей установленным требованиям, а также стабилизация и развитие систем водообеспечения жилищно-коммунального комплекса, организаций социальной сферы, включая промышленные и сельскохозяйственные организации и предприятия. Для достижения цели программы необходимо решение следующих основных задач: - создание системы эффективного управления в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; - обеспечение питьевой водой надлежащего качества объектов социальной инфраструктуры, включая учреждения образования, здравоохранения и социальной сферы; - стимулирование долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. 4. Основные направления программы Для достижения указанной цели и выполнения задач определены основные направления, которые предусматривают: - строительство и модернизацию инфраструктуры водоснабжения и водоотведения Астраханской области, в том числе: водозаборных и очистных сооружений водопровода, водоводов, разводящих сетей, насосных станций водопровода и канализации, приборов учета потребления воды, средств автоматизации, сетей водоотведения, очистных сооружений канализации, канализационных коллекторов; - строительство локальных сооружений водоснабжения и доочистки для социальной сферы и новых перерабатывающих производств и объектов туризма в муниципальных районах Астраханской области, предприятий по производству бутилированной воды; - совершенствование нормативно-правовой базы в сфере водообеспечения, в т. ч. в сфере имущественных отношений, и преобразования в сфере тарифного регулирования деятельности организаций коммунального комплекса. 5. Сроки и этапы реализации программы Реализация программы включает этапы: - первый этап - 2010 год; - второй этап - 2011-2014 годы; - третий этап - 2015-2017 годы. В течение первого этапа реализации программы планируется: - осуществление комплекса организационных мер, в том числе разработка и утверждение муниципальных программ развития систем водоснабжения и водоотведения, а также инвестиционных и производственных программ водохозяйственных организаций; - выполнение комплекса технических мероприятий, включающего в себя изыскательские и иные предпроектные работы, разработку проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы проектов; - выполнение комплекса организационно-финансовых мер, включающего в себя разработку и согласование тарифов на услуги водоснабжения/водоотведения, установление инвестиционных надбавок к тарифам на период реализации программы, обоснование бюджетного финансирования инвестиционных проектов, в соответствии с действующим законодательством заключение с кредитными организациями соглашений о предоставлении кредитных ресурсов; - начало выполнения полного комплекса работ по развитию систем водоснабжения/водоотведения. В течение второго этапа реализации программы планируется осуществить полный комплекс работ на объектах водохозяйственного комплекса на территории Астраханской области. В течение третьего этапа реализации программы предполагается: - завершить работы по реконструкции, модернизации, строительству объектов водоснабжения и водоотведения; - обеспечить эффективные условия работы персонала, обслуживающего объекты водоснабжения и удаления сточных вод; - сформировать структуру водохозяйственного комплекса, отвечающую мировому уровню по техническим и экономическим характеристикам. 6. Ресурсное обеспечение программы Реализация программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области и внебюджетных источников финансирования. Предполагаемый объем финансирования программных мероприятий на 2010-2014 годы составляет 18 200,0 млн. руб., в том числе: - средства федерального бюджета - 9 253,66 млн. руб.; - средства бюджета Астраханской области - 5 336,05 млн. руб.; - внебюджетные источники - 3 610,29 млн. рублей. Перечень мероприятий и объемы финансирования за счет бюджетов всех уровней подлежат уточнению исходя из возможностей соответствующих бюджетов с корректировкой программных мероприятий, результатов их реализации и оценки эффективности. 7. Механизм формирования мероприятий программы Отбор мероприятий осуществляется исходя из потребности в их реализации на основе предложений исполнительных органов государственной власти Астраханской области, органов местного самоуправления, предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области по результатам обследований фактического состояния инфраструктуры водоснабжения и водоотведения Астраханской области. 8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации Государственный заказчик-координатор программы - министерство экономического развития Астраханской области. Основные разработчики программы - министерство экономического развития Астраханской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ЗАО "ДАР/ВОДГЕО", исполнительные органы государственной власти Астраханской области. Исполнители основных мероприятий программы - министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, органы местного самоуправления с привлечением государственного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области", предприятий жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, отвечающее за текущее управление реализацией программы, определяет основное содержание направлений программы, их соответствие программным целям и задачам, создает условия для реализации программных мероприятий. В ходе реализации программы государственный заказчик-координатор программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы, исключая дублирование программных мероприятий, осуществляет в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению программных мероприятий. Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение ее мероприятий, рациональное использование выделенных бюджетных средств. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных ассигнований по установленной форме в министерство экономического развития Астраханской области. 9. Оценка эффективности реализации программы Реализация программных мероприятий в первую очередь обеспечит дополнительные гарантии предоставления населению и организациям социальной сферы качественного водоснабжения. За пять лет реализации программы планируется повысить уровень оздоровления источников питьевого водоснабжения, водоотведения Астраханской области, тем самым значительным образом снизить уровень заболеваемости населения, увеличить рост производства в сельскохозяйственном секторе, улучшить состояние животного и растительного мира, ихтиофауны, рекреационных ресурсов. Осуществление программных мероприятий позволит улучшить условия работы служб жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, а также приведет к повышению эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в целом. Таким образом, программа позволит достичь к 2014 году высоких показателей: - доля населения, имеющего доступ к центральному водоснабжению, в целом по области увеличится с 82,2 до 100%; - доля населения, имеющего доступ к канализационной системе, увеличится с 45,55 до 84,5%; - степень износа сооружений (включая сети) водоснабжения снизится с 78 до 49,6%; - размер неучтенных потерь воды в сетях (% от объема подачи в сеть) снизится с 22 до 13%; - показатель инфекционной заболеваемости населения, связанной с употреблением воды (на 100 тыс. населения), снизится с 22 850 до 12 067 человек, т.е. примерно в два раза. В результате реализации мероприятий программы произойдет снижение воздействия негативных факторов системы водоснабжения/водоотведения на окружающую среду и улучшение качества ее компонентов: поверхностных и грунтовых вод, территории, условий землепользования и геологической среды, растительности и животного мира, социальных условий и здоровья населения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|