Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Астраханской области от 16.08.2012 № 380-Пр

 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


     16.08.2012 N 380-Пр

                                      Утратилo силу с 01.01.2015 -
                                       Постановление Правительства
                                          Астраханской области
                                        от 12.09.2014 г. N 399-П

  О концепции отраслевой
  долгосрочной целевой программы
  "Дети Астраханской области" на
  2013-2017 годы


     (В редакции Постановления Правительства Астраханской области
                      от 28.05.2013 г. N 186-П)

     В целях обеспечения высокого уровня межведомственной  координации
деятельности по решению проблем, связанных с охраной прав  и  законных
интересов, развитием и социализацией детей,  состоянием  их  здоровья,
использованием современных технологий и инноваций для семей с  детьми,
в соответствии  с  Законом  Астраханской  области  от   03.07.2009   N
53/2009-ОЗ  "О  стратегическом  планировании  социально-экономического
развития   Астраханской   области",    постановлением    Правительства
Астраханской  области  от  07.09.2010  N  397-П "О Порядке разработки,
утверждения, реализации и оценки эффективности долгосрочных отраслевых
целевых программ на территории Астраханской области":
     1. Утвердить  прилагаемую   концепцию   отраслевой   долгосрочной
целевой программы "Дети Астраханской области" на 2013-2017 годы.
     2. Определить государственным заказчиком-координатором отраслевой
долгосрочной   целевой   программы   "Дети  Астраханской  области"  на
2013-2017 годы министерство образования и науки Астраханской области.
     3. Министерству  образования   и   науки   Астраханской   области
(Гутман В.А.) разработать отраслевую  долгосрочную  целевую  программу
"Дети  Астраханской  области"  на  2013-2017  годы  и  внести  ее   на
утверждение  в  Правительство  Астраханской  области  в  установленном
порядке.
     4. Агентству связи и массовых коммуникаций  Астраханской  области
(Зайцева  М.А.)  опубликовать  настоящее  распоряжение   в   средствах
массовой информации.


Губернатор
Астраханской области                                       А.А. Жилкин


     УТВЕРЖДЕНА
     распоряжением
     Правительства
     Астраханской области
     от 16.08.2012 N 380-Пр


                              Концепция
              отраслевой долгосрочной целевой программы
                     "Дети Астраханской области"
                          на 2013-2017 годы

   1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы
приоритетным направлениям Стратегии социально-экономического развития
     Южного федерального округа на период до 2020 года, Стратегии
социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года и
 Программы социально-экономического развития Астраханской области на
                            2010-2014 годы

     Одним  из   важнейших   направлений   государственной   политики,
определенных посланиями Президента Российской  Федерации  Федеральному
Собранию  Российской  Федерации,  является  улучшение  демографической
ситуации  в  стране,  повышение  рождаемости   и   создание   условий,
благоприятствующих рождению  и  воспитанию  детей.  В  соответствии  с
целями реализации Стратегии социально-экономического  развития  Южного
федерального округа на период до 2020 года (далее  -  Стратегия  ЮФО),
Стратегии социально-экономического развития  Астраханской  области  до
2020  года  (далее  -  Стратегия  Астраханской  области),   Программой
социально-экономического развития Астраханской  области  на  2010-2014
годы (далее - Программа развития Астраханской области) к  приоритетным
направлениям государственной политики по улучшению положения  детей  в
Астраханской области относятся:
     - повышение   эффективности   государственной  системы  поддержки
детей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации,  в   том   числе
детей-инвалидов,   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей;
     - охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
     - создание   условий   для   активного    включения    детей    в
социально-экономическую и культурную жизнь общества.
     В Астраханской области насчитывается около  180  тысяч  семей,  в
которых воспитывается более 250 тысяч детей.
     К числу наиболее уязвимых категорий относятся дети-сироты и дети,
оставшиеся  без  попечения  родителей  (5821  ребенок),  дети-инвалиды
(4017 детей), из которых 3195 детей проживают в семьях.
     Указанные категории  детей  и  семей нуждаются в первую очередь в
социальной  реабилитации   и   адаптации,   интеграции   в   общество,
психолого-педагогическом сопровождении.
     В то же время в  Астраханской  области  насчитывается  более  100
тысяч детей школьного возраста, из них около 50% ежегодно участвуют  в
мероприятиях,   выявляющих   одаренность   и   достижения   детей    в
интеллектуальной, спортивной, творческой сферах. Налицо потребность  в
создании инфраструктуры обеспечения социально значимого досуга детей и
молодежи  во  внеурочное  и  свободное  время  через  сеть   субъектов
социальной сферы, а также новых механизмов формирования и  развития  у
детей и молодежи  гражданственности  и  патриотизма,  в  том  числе  с
привлечением общественных объединений и организаций.
     В  соответствии  с  обозначенными  проблемами  значимым  является
разработка и принятие отраслевой долгосрочной целевой программы  "Дети
Астраханской области" на 2013-2017 годы (далее - программа).
     За последнее десятилетие государственная  социальная  политика  в
интересах  детей,  реализация  федеральных  и   региональных   целевых
программ   прежде   всего   в   области    образования,    воспитания,
здравоохранения,  организации   детского   отдыха   создали   реальные
предпосылки  для  положительной  динамики  охраны  прав   и   законных
интересов детей и семей с детьми.
     В  рамках   реализации   отраслевой   целевой   программы   "Дети
Астраханской области" на 2011-2012 годы,  утвержденной  постановлением
Правительства Астраханской области  от  05.07.2010  N 273-П  (далее  -
Программа), проводится ряд мероприятий:
     - приобретаются проездные  билеты  для   детей-сирот   и   детей,
оставшихся  без  попечения  родителей,  лиц  из  их  числа  (100%   от
количества поданных заявок);
     - за период 2011 года жилыми помещениями обеспечено  106  лиц  из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в  2012
году планируется обеспечить жилыми помещениями подавших заявление лиц,
относящихся к данной категории, на сумму 161520,33 тыс. рублей;
     - финансировалась работа областных экспериментальных площадок (по
эстетическому воспитанию - ОГОУ "Сасыкольский детский дом",  агрошкола
- ОГОУ  "Травинская  специальная  (коррекционная)  школа-интернат  для
детей с отклонениями в развитии VIII вида", центр социализации -  ОГОУ
"Астраханская  специальная  (коррекционная)  школа-интернат  им.  С.И.
Здоровцева VII  вида")  и  других   образовательных   учреждений   для
детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей, обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
     - приобретаются оборудование для обеспечения конкурентоспособного
образования детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения  родителей,
средства  обучения  и  воспитания   в   соответствии   с   возрастными
потребностями    детей,    расходные    материалы    для    мастерских
образовательных   учреждений   для   обучающихся,   воспитанников    с
ограниченными возможностями здоровья;
     - обеспечивается функционирование системы дистанционного обучения
детей-инвалидов  в  двух  образовательных   учреждениях   Астраханской
области,    создан    интернет-сайт    организационно-технологического
сопровождения  дистанционного  образования   инвалидов   совместно   с
"i-школа";
     - проведены семинары   для   специалистов   органов    опеки    и
попечительства, органов управления в сфере  образования  по  проблемам
работы  с  детьми-сиротами  и  детьми,   оставшимися   без   попечения
родителей, семинар-презентация "Программы  образования  обучающихся  с
умственной и тяжелой умственной отсталостью";
     - проведены IV и V фестивали "Звездный дождь талантов", ежегодные
спартакиады "Мы - олимпийцы" для детей с  ограниченными  возможностями
здоровья,  в  том  числе  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей.
     В   рамках   подпрограммы    "Профилактика    безнадзорности    и
правонарушений несовершеннолетних в Астраханской области" Программы:
     - функционировал палаточный летний лагерь для трудных подростков;
     - проведены областной семинар для педагогов, школьных психологов,
социальных работников  по  вопросам  межведомственного  взаимодействия
субъектов  системы  профилактики  правонарушений,   безнадзорности   и
аддикций, конференция "Интеграция действий образовательных  учреждений
разного типа,  направленных  на  профилактику  наркомании",  областное
родительское собрание  для  семей,  находящихся  в  трудной  жизненной
ситуации;
     - проведен областной семинар для педагогов, школьных  психологов,
социальных работников, подготовлены информационные бюллетени,  буклеты
по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.
     С целью пропаганды семейных ценностей, поддержки  семей,  имеющих
положительный опыт семейного воспитания детей, органами и учреждениями
социального обслуживания населения  регулярно  проводятся  праздничные
мероприятия (День матери, День защиты детей, Материнская  слава,  День
семьи и т.д.). Только в 2011 году в праздничных  мероприятиях  приняло
участие около 18050 человек.
     Проведен "Фестиваль  идей"  одаренных  обучающихся.  В  ежегодном
региональном туре Всероссийской олимпиады школьников  приняли  участие
обучающиеся  образовательных  учреждений   муниципальных   образований
Астраханской  области  и  государственных  образовательных  учреждений
Астраханской области по 21 общеобразовательному предмету.
     Проведены мероприятия почетного караула на посту  N 1  у  Вечного
огня ко Дню Победы с  06.05.2011  по  11.05.2011  и  с  07.05.2012  по
09.05.2012.
     В 2012  году  проведен  областной  этап  XI  Всероссийской  акции
"Я-гражданин России".
     Анализ  исполнения  Программы  подтверждает  целесообразность   и
необходимость  применения  программно-целевого  метода,  который  дает
возможность:
     - обеспечить межведомственный подход при решении задач Программы;
     - консолидировать ресурсы исполнительных органов  государственной
власти Астраханской области, гражданского сообщества и  некоммерческих
организаций Астраханской области путем использования новых  механизмов
взаимодействия;
     - системно  реализовать  мероприятия  для  достижения  конкретных
результатов;
     - обеспечить  мониторинг,  координацию  и   контроль   исполнения
мероприятий;
     - повысить эффективность использования бюджетных средств;
     - определить временной промежуток решения проблемы;
     - реализовать новые управленческие решения.
     Астраханская область относится к регионам с относительно  высокой
рождаемостью. По данным  Астраханьстата,  на  территории  Астраханской
области за 2011 год зарегистрировано  14378  (в  2010  году  -  14355)
новорожденных, показатель рождаемости за 2011  год  составил  14,2  на
1000 населения (за 2010 год - 14,3).
     Проводимые в сфере  здравоохранения  преобразования  положительно
отразились на демографических показателях, в том числе и на показателе
младенческой смертности. Накопленный опыт решения вопросов по снижению
младенческой  смертности  в   рамках   областных   целевых   программ,
результаты анализа реализации их мероприятий, наличие проблем, а также
демографическая   ситуация   в   Астраханской   области   подтверждают
целесообразность и необходимость продолжения этой работы. Младенческая
смертность  является  интегрированным   демографическим   показателем,
отражающим социально-экономическое благополучие общества. За последнее
десятилетие  в  Астраханской  области  произошло  снижение  показателя
младенческой смертности с 16,3 в 2001 году до 7,2  в  2011  году,  что
обусловлено не только  стабилизацией  социально-экономических  условий
жизни населения, но в значительной степени внедрением новых технологий
в  области  антенатальной  охраны  плода,  в  том   числе   улучшением
перинатальной    диагностики     врожденных     повреждений     плода,
совершенствованием  организации  реанимации  и   интенсивной   терапии
новорожденных, методов выхаживания  недоношенных  детей.  В  структуре
младенческой  смертности  в  2011  году  на  первом  месте   отдельные
состояния перинатального периода  -  38,5%,  на  втором  -  врожденные
пороки развития - 32,7%.
     В 2011 году общая заболеваемость среди  детей  от  0  до  14  лет
снизилась на 1,8% в сравнении с 2010 годом (с 2107,9 до 2070,8 на 1000
детского  населения  соответственно).  Вместе  с  тем  в   2011   году
показатели общей заболеваемости детей до 14 лет по  некоторым  классам
заболеваний имеют тенденцию к росту: болезни органов дыхания -  1208,1
(в 2010 году - 1178,9), врожденные аномалии развития -  44,8  (в  2010
году - 41,6), некоторые инфекционные и паразитарные болезни - 90,4  (в
2010 году - 88,9), болезни глаза и его придаточного аппарата - 81,3 (в
2010-76,5), болезни уха и сосцевидного отростка - 56,7 (в 2010 году  -
53,9) на 1000 детского населения.
     Заболеваемость детей подросткового возраста (15-17 лет) выросла в
2011 году на 9,8% в сравнении с 2010 годом и составила 1705,1 на  1000
подростков (в 2010 году  -  1531,9).  В  2011  году  показатели  общей
заболеваемости  детей  подросткового  возраста  по  некоторым  классам
заболеваний также имеют тенденцию к росту: болезни органов  дыхания  -
612,4 (в 2010 году - 506,1), врожденные аномалии развития  -  20,4  (в
2010 году - 18,3); некоторые инфекционные  и  паразитарные  болезни  -
35,1 (в 2010 году - 31,0), болезни глаза и его придаточного аппарата -
148,0 (в 2010 году - 137,1), болезни уха  и  сосцевидного  отростка  -
41,2 (в 2010 году - 34,1).
     Значимость проблем,  связанных  с  состоянием  здоровья  детей  в
Астраханской области, обусловливает их решение  программными  методами
на основе реализации системы мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития,  на  снижение
показателей заболеваемости у детей и снижение показателя  младенческой
смертности.
     По состоянию  на  1  января  2012  года  в  Астраханской  области
проживает  4017  детей-инвалидов.  Из  них  822  ребенка  проживают  в
стационарных учреждениях социальной защиты населения,  здравоохранения
и  образования  на  полном  государственном  обеспечении,  3195  детей
проживают в семьях.
     Основой социальной политики Правительства Астраханской области  в
отношении детей-инвалидов является создание условий для их полной  или
максимально возможной    реабилитации.    В    процессе   реабилитации
детей-инвалидов    принимают     участие     исполнительные     органы
государственной власти Астраханской области социальной сферы.
     Деятельность учреждений здравоохранения  Астраханской  области  в
первую очередь направлена на раннее выявление  имеющейся  патологии  и
профилактику  детской  инвалидности.  Органами  управления   в   сфере
образования  планомерно  осуществляется  деятельность  по   реализации
Закона Российской Федерации от 10.07.92  N 3266-1  "Об образовании"  в
отношении детей с  проблемами  в  психофизическом  развитии,  основной
задачей  которой  является  создание   условий   для   получения   ими
образования, в том числе дошкольного. Органами социального развития  и
труда координируется работа по реабилитации и социальному обслуживанию
детей-инвалидов в специально созданных для этих целей учреждениях.
     Проводимая  работа  обеспечивает  соблюдение  законных   прав   и
интересов детей-инвалидов на территории Астраханской области.
     Тем не менее дети-инвалиды и их семьи  остаются  одной  из  самых
неблагополучных в социальном отношении  категорий.  Одной  из  главных
причин неблагополучия     является     изолированность     семей     с
детьми-инвалидами от общества. Изолированность имеет свои финансовые и
психологические причины.  Так,  более 80%  семей  с  детьми-инвалидами
являются  малообеспеченными  в  силу  объективных обстоятельств.  Уход
одного из родителей из семьи с больным ребенком  встречается  почти  в
50%  указанных  случаев.  Выявляется необходимость больших расходов на
лечение и консультации детей-инвалидов,  особенно с выездом за пределы
Астраханской области.
     На  территории  Астраханской  области  проживает  5821   ребенок,
относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без  попечения
родителей.
     Основными задачами государственной политики  в  сфере  социальной
поддержки детей, относящихся к  данной  категории,  является  создание
условий  для  полноценного  развития   ребенка,   а   также   создание
максимально комфортных условий для их социализации в общество,  охрана
и защита их имущественных и личных неимущественных прав и интересов.
     Обеспечение  лиц,  относящихся   к   данной   категории,   жилыми
помещениями  по   окончании   их   пребывания   в   специализированных
организациях для детей-сирот является одной из самых важных  и  острых
проблем для их постинтернатной адаптации и самостоятельной жизни.
     Так, в 2012 году количество детей-сирот и детей,  оставшихся  без
попечения родителей и лиц из их числа, принятых  на  учет  в  качестве
нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, составило 2384 человека.
За период 2011 года жилыми помещениями обеспечено 106 лиц, относящихся
к данной категории, что  не  перекрывает  возникающей  потребности.  В
настоящий момент недостаточное финансирование не позволяет  обеспечить
жилыми  помещениями  всех  детей-сирот,   оставшихся   без   попечения
родителей, проживающих на территории Астраханской области.
     Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные  законодательные   акты   Российской   Федерации   в   части
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей" установлено, что с 01.01.2013 дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения  родителей,  лица  из  их  числа,  признанные
нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями,  должны  обеспечиваться
благоустроенным жилым помещением специализированного  жилищного  фонда
по договорам найма специализированных жилых  помещений  по  достижении
ими возраста  18  лет,  а  также  в  случае  приобретения  ими  полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В  2013  году  право  на
обеспечение жильем  возникнет  еще  у  190  граждан,  аналогично  -  в
последующие годы. Таким образом, в 2013-2017 годах сумма,  необходимая
для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из их числа составит около 1,9 млрд рублей.
     Министерство социального развития и труда Астраханской области  в
соответствии с постановлением Правительства  Астраханской  области  от
20.12.2011 N 570-П "О внесении изменений в постановление Правительства
Астраханской области от 05.07.2010 N 273-П"  осуществляет  мероприятия
по ремонту жилых помещений, находящихся в собственности детей-сирот  и
детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  а  также  лиц  из числа
     детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За время
     пребывания в специализированных, образовательных
учреждениях,  а   также   в   замещающих   семьях   жилые   помещения,
принадлежащие детям, оставшимся  без  попечения  родителей,  на  праве
собственности, ветшают и требуют ремонта различной степени  сложности.
Для  поддержания  достойного  уровня  жизни  детей,   обеспечения   их
социально-бытовых  условий  законодательством   Астраханской   области
предусмотрена дополнительная социальная поддержка данной категории лиц
в виде единовременной  натуральной  помощи  путем  проведения  ремонта
принадлежащего им на праве собственности жилого помещения.
     Слабо  развита  система  сопровождения  выпускников   интернатных
учреждений  и  учреждений  начального  профессионального  образования.
Ежегодно  из  учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  выпускается   200   детей   данной   категории.
Выпускники  продолжают  обучение   в   учреждениях   профессионального
образования  (95%),  устраиваются  на  работу  или   не   могут   быть
трудоустроены по инвалидности (5%).  Все  они  нуждаются  в  помощи  и
поддержке государства.
     Постинтернатное сопровождение всех выпускников является важной  и
сложной задачей, стоящей  перед  обществом  и  государством,  с  целью
организации   деятельности   по    поддержке    выпускников.    Начало
самостоятельной жизни молодых людей, их  становление  и  интеграция  в
общество  осложнены  имеющимся  опытом   проживания   вне   семьи.   В
Астраханской  области  существует   необходимость   создания   системы
сопровождения  выпускников  интернатных  учреждений,   в   том   числе
разработки организационных и  правовых  основ  функционирования  такой
системы, технологий работы специалистов с выпускниками  и  системы  их
подготовки.
     Министерство  образования  и   науки   Астраханской   области   и
министерство  социального  развития  и  труда   Астраханской   области
обеспечивают бесплатным проездом в городском, пригородном, в  сельской
местности внутрирайонном транспорте (кроме такси) детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся под опекой
(попечительством) в семьях граждан, в приемных семьях,  обучающихся  в
общеобразовательных учреждениях Астраханской области по очной форме  и
нуждающихся в обеспечении бесплатным проездом.
     Общее количество обучающихся детей-сирот и детей, оставшихся  без
попечения родителей, составляет: по министерству социального  развития
и труда Астраханской области - 977 человек, из которых 711 проживают в
городе, 266 в сельской местности, по министерству образования и  науки
Астраханской    области    -    1050    обучающихся    государственных
образовательных учреждений Астраханской области.
     Объем финансирования  данного  мероприятия,   предусмотренный   в
2011-2012   годах   из   средств  текущего  финансирования,  позволяет
обеспечить проездными билетами детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  проживающих только на территории муниципального
образования   "Город   Астрахань".   Дети,   проживающие   в    других
муниципальных  образованиях Астраханской области,  проездными билетами
не  обеспечиваются   ввиду   недостаточного   финансирования.   Данное
обстоятельство   является   одной   из  предпосылок  решения  проблемы
программно-целевым методом,  позволяющим обеспечить  всех  нуждающихся
детей и лиц указанной категории проездными билетами.
     По-прежнему в Астраханской области остаются  актуальными  вопросы
эффективного межведомственного сотрудничества по решению проблем детей
и семей   с   детьми.   Не   отвечает   современным   требованиям    и
нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы
по решению проблем  детей,  их  правовой  и  социальной  защищенности,
социальной реабилитации несовершеннолетних.
     Важной  составляющей  деятельности  по  комплексному  обеспечению
жизнедеятельности детей и  подростков  является  обеспечение  условий,
способствующих  максимальному  раскрытию  потенциальных   возможностей
одаренных детей, включая создание  государственной  системы  выявления
одаренности с раннего возраста, оказание адресной помощи и организацию
обучения детей с учетом их творческих и интеллектуальных способностей,
развитие государственной системы поддержки юных  талантов,  стабильное
функционирование системы учреждений дополнительного образования детей.
     Проведенный  анализ  реализации  подпрограммы  "Одаренные   дети"
Программы    позволяет    констатировать    поступательное    развитие
деятельности, связанной с одаренными детьми, осуществляемой отдельными
учреждениями, на фоне отсутствия целостной системы работы с одаренными
детьми.
     С  учетом   ключевых   положений   национальной   образовательной
инициативы  "Наша  новая  школа",  Концепции  социально-экономического
развития  России  на  период  до  2020  года,  необходимости  оказания
содействия талантливой молодежи переход на инновационный путь развития
страны предполагает опору на одно из главных конкурентных  преимуществ
- реализацию человеческого  потенциала  -  и  связан  прежде  всего  с
одаренными детьми,  как  абсолютном  национальном  приоритете.  Данная
деятельность должна быть  практически  ориентированной,  включающей  в
себя мероприятия по  выявлению,  развитию  и  сопровождению  одаренных
детей, в том числе:
     - функционирование    профильных    образовательных    учреждений
регионального значения;
     - формирование внутренней мотивации одаренных детей;
     - возможность реализации  дифференцированных   моделей   сетевого
взаимодействия, социального партнерства, внедрения новых технологий  в
сложившихся социально-экономических реалиях;
     - действенная  система  поощрений  и  стимулов  на  региональном,
муниципальном и уровне образовательного учреждения.
     Несомненно, что каждый ребенок имеет право на достойную  жизнь  и
счастливое полноценное детство. Для обеспечения этих  прав  необходима
эффективная реализация государственной политики в области охраны  прав
детей, в том числе права на образование, вне зависимости от  состояния
здоровья,   места   проживания   и   отдаленности    от    современных
информационных источников,  и  система  мероприятий,  направленных  на
повышение качества жизни семей с  детьми  путем  создания  комплексных
условий для благополучия детей и подростков, обеспечения дружественных
семье   и   детству   общественных    отношений    и    инфраструктуры
жизнедеятельности.
     Учитывая приоритетные направления развития в  сфере  образования,
зафиксированные  Стратегией  ЮФО,  в  Программу  включено   обновление
материально-технической   базы    образовательных    учреждений,    их
компьютеризация и интернетизация, создание современной  мультимедийной
информационной   среды,   использование    дистанционных    технологий
образования, индивидуальных образовательных траекторий  для  различных
групп обучающихся.
     В  соответствии  со  Стратегией  Астраханской  области  одним  из
ключевых факторов, обеспечивающих реализацию  инновационного  сценария
развития Астраханской области, является высокое качество человеческого
капитала и наличие современных квалификаций  и  компетенций  на  рынке
труда Астраханской области, в том числе  путем  оптимизации  структуры
профессионального образования через формирования ресурсных центров  на
базе начального и  среднего  профессионального  образования  (развитие
инновационно-коммуникативных технологий, агропромышленного  комплекса,
аквакультуры и рыболовства, и др.).
     Основной целью Стратегии Астраханской области является переход от
ориентированности социальной политики на лечение  к  ориентированности
на сохранение  здоровья  населения  региона,  так  как,  в  частности,
отмечается снижение удельного веса здоровых детей в общей  численности
обучающихся общеобразовательных учреждений Астраханской области  более
чем  на  10%.   На   основе   вышеизложенного   реализация   Программы
предполагается в рамках приоритетов Стратегии Астраханской области:
     - создание  благоприятных  условий  для   развития   способностей
каждого  человека,  улучшение  условий  жизни  российских  граждан   и
качества социальной среды;
     - повышение  конкурентоспособности   человеческого   капитала   и
обеспечивающих его социальных секторов экономики.
     Программа направлена на реализацию приоритетов Программы развития
Астраханской области, что позволит повысить качество  жизни  населения
путем реализации мероприятий в  сферах  здравоохранения  и  социальной
защиты, образования, а также повысить  эффективность  государственного
управления путем реформирования  бюджетного  сектора  и  использования
информационно   -   коммуникационных   технологий   для    обеспечения
прозрачности и повышения качества государственного управления.

 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым
                               методом

     Программно-целевой  подход  позволяет   определить   приоритетные
направления решения задач вышеуказанной  деятельности,  активизировать
деятельность  по   использованию   новых   технологий,   стимулировать
разработку общественными и некоммерческими  организациями  проектов  и
программ, направленных  на  повышение  качества  предоставления  услуг
детям и семьям с детьми, закрепить вновь созданные службы,  показавшие
высокие качественные результаты.
     Программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий  уровень
межведомственной  координации,   является   инструментом   налаживания
взаимодействия при выработке общих подходов как на федеральном, так  и
на региональном уровне, а  также  при  реализации  мер  по  социальной
поддержке и улучшению положения детей.
     Программа  отражает  совместную   деятельность   заинтересованных
органов  исполнительной  власти  Астраханской  области  по   улучшению
результатов, достигнутых в предыдущие годы ее реализации.
     Новизна программы  состоит  в  структурной  ориентированности  на
различные категории населения (как на поддержку семей,  оказавшихся  в
трудной жизненной    ситуации    (в    первую    очередь    семей    с
детьми-инвалидами,  детьми с  ограниченными  возможностями  здоровья),
проживающих  на  территории  Астраханской  области,  так и на развитие
отдельных категорий детей (выпускников детских интернатных учреждений,
детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения родителей,  одаренных
детей и др.);  в направленности мероприятий  программы  на  достижение
измеряемых    результатов,   оцениваемых   целевыми   показателями   и
индикаторами,  в соответствии с  приоритетами  Стратегии  Астраханской
области;  в  использовании  современных  технологий  и  инноваций  при
решении проблем семей с детьми в целом и проблем детей, в частности.

           3. Характеристика и прогноз развития сложившейся
           проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без
               использования программно-целевого метода

     Для разрешения проблем и достижения результатов,  обозначенных  в
предыдущих разделах, необходимо применение программно-целевого метода.
     Программно-целевой  подход  позволит   сконцентрировать   ресурсы
системы на ключевых траекториях  развития,  обеспечивающих  разрешение
связанных групп проблем, комбинировать их использование  на  различных
направлениях  программы.  Вместе  с  этим   может   быть   реализована
возможность поэтапного проектирования изменений в опоре на достигнутое
на последующих стадиях реализации программы.
     Отсутствие   возможности   применения   к   системе   мероприятий
программно-целевого  метода  их   реализации   не   позволит   создать
благоприятные  условия  для  развития  способностей  каждого  ребенка,
улучшить условия жизни  и  качество  социальной  среды  для  отдельных
категорий  населения  Астраханской  области,  находящихся  в   трудной
жизненной ситуации, а также снизит  возможности  конкурентоспособности
человеческого  капитала  и  обеспечивающих  его  социальных   секторов
экономики в Астраханской области.

             4. Предложения по целям и задачам программы

     Цель  программы  -   совершенствование   региональной   политики,
обеспечивающей  создание  благоприятных   условий   для   комплексного
развития и жизнедеятельности детей.
     Программа включает в себя три направления: "Социальная  адаптация
и психолого-педагогическое сопровождение детей",  "Здоровый  ребенок",
"Воспитание и развитие детей".
     Направление "Социальная адаптация и психолого-педагогическое
                         сопровождение детей"
     Цель 1:    создание    условий   для   социальной   адаптации   и
психолого-педагогического сопровождения детей.
     Для достижения поставленной цели необходимо выполнение  следующих
задач:
     - проведение  эффективной  реабилитации  и  социальной  адаптации
детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
     - осуществление       оптимально      возможной      реабилитации
детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
     - обеспечение   профессиональной    подготовки    и    социальной
защищенности выпускников детских интернатных учреждений.
                    Направление "Здоровый ребенок"
     Цель 2:  многоаспектное  решение  проблемы  обеспечения  здоровья
детей.
     Для  достижения  указанной  цели   необходимо   решение   задачи:
обеспечение условий для охраны здоровья детей, профилактики и снижения
детской заболеваемости.
               Направление "Воспитание и развитие детей"
     Цель 3: совершенствование  условий  для  воспитания,  развития  и
полноценной жизнедеятельности детей.
     Достижение поставленной цели осуществляется  посредством  решения
следующих задач:
     - создание государственной системы выявления и адресной поддержки
одаренных детей, сохранение национального генофонда страны;
     - развитие            интеллектуального,             творческого,
гражданско-патриотического потенциала Астраханской области.

                    5. Сроки реализации программы

     Срок  реализации  программы - 2013-2017  годы.  Этапы  реализации
программы не выделяются в связи с тем, что ежегодно  предусматривается
реализация взаимосвязанных комплексов мероприятий.

               6. Предложения по основным направлениям
                       финансирования программы

     Финансирование программы  будет  осуществляться  по  направлениям
"Социальная адаптация и психолого-педагогическое сопровождение детей",
"Здоровый ребенок", "Воспитание и развитие  детей",  предусматривающих
мероприятия по:
     - строительству  и  реконструкции  государственных  бюджетных   и
автономных образовательных учреждений Астраханской области;
     - обеспечению приобретения (строительство  с  учетом  привлечения
внебюджетных  источников   финансирования   и   предоставление   жилых
помещений из специализированного жилищного фонда по договорам найма) и
ремонта жилых  помещений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей;
     - охране   и   защите   прав   несовершеннолетних,  в  том  числе
детей-сирот   и   детей,   оставшихся   без    попечения    родителей,
детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
     - научно-методическому     и     технологическому     обеспечению
деятельности, связанной с профессиональным образованием  и  социальным
сопровождением выпускников детских интернатных учреждений;
     - материально-техническому      обеспечению       образовательных
учреждений,  учреждений  социальной  защиты,  организаций  (в  т.   ч.
общественных), участвующих в реализации программных мероприятий;
     - кадровому    и    методическому    обеспечению     деятельности
образовательных учреждений  для  детей-сирот,  детей,  оставшихся  без
попечения родителей, для детей с ограниченными возможностями здоровья,
для одаренных детей, учреждений здравоохранения и  социальной  защиты,
организаций,   осуществляющих   гражданско-патриотическое   воспитание
граждан;
     - внедрению современных  технологий  реабилитации,  в  том  числе
трудовой, детей-инвалидов  на  базе  реабилитационных  учреждений  для
детей-инвалидов при оказании консультативной помощи  по  реабилитации,
воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;
     - проведению и обеспечению участия в региональных,  российских  и
международных мероприятиях всех категорий детей Астраханской области;
     - выявлению одаренных детей в  различных  областях  творческой  и
интеллектуальной деятельности, спорта;
     - обеспечению поддержки   общественных   детских   и   молодежных
инициатив;
     - обеспечению взаимодействия    учреждений     и     общественных
организаций, органов местного самоуправления муниципальных образований
Астраханской области, а также концентрации ресурсов в решении вопросов
организации  досуга  и  занятости  детей,  подростков  и  молодежи  во
внеурочное и свободное время;
     - осуществлению контроля  за  соблюдением  единых  направлений  в
деятельности министерства образования и  науки  Астраханской  области,
ориентированных на формирование у  целевых  групп  (детей  и  семей  с
детьми)  социально  значимых  компетенций  и  ценностных   ориентаций,
социальную реализацию и адаптацию в социуме;
     - организационно-массовому обеспечению программных мероприятий;
     - информационному обеспечению программных мероприятий.

                7. Предложения по объемам и источникам
                       финансирования программы

     Реализация программы предусматривается за  счет  средств  бюджета
Астраханской области, федерального бюджета и  внебюджетных  источников
финансирования (кредитных ресурсов).
     Затраты  на  реализацию  программы  за   счет   всех   источников
финансирования составляют  2099851,35  тыс.  руб.,  из  них:  за  счет
средств бюджета Астраханской области - 1898851,35 тыс.  руб.,  средств
федерального  бюджета  -  200000  тыс.  руб.,  за  счет   внебюджетных
источников финансирования - 1000 тыс. руб., в  том  числе  капитальные
вложения - 1852166,65 тыс. руб.
     Финансирование программных мероприятий за  счет  средств  бюджета
Астраханской области осуществляется  исходя  из  возможностей  бюджета
Астраханской области на очередной финансовый год и на плановый период.

            8. Предложения по государственным заказчикам и
           разработчикам программы, участию исполнительных
             органов государственной власти Астраханской
            области, ответственных за реализацию программы

     Государственным  заказчиком   программы   является   министерство
образования и науки Астраханской области, разработчиками  программы  -
министерство образования и науки  Астраханской  области,  министерство
социального  развития  и  труда  Астраханской  области,   министерство
здравоохранения Астраханской области.

   9. Предложения по механизмам формирования мероприятий программы

     Ответственными за формирование и реализацию мероприятий программы
являются государственный заказчик программы - министерство образования
и науки Астраханской  области;  основные  исполнители  -  министерство
образования и науки  Астраханской  области,  министерство  социального
развития и труда Астраханской  области,  министерство  здравоохранения
Астраханской области, министерство строительства и дорожного хозяйства
Астраханской области.
     Механизмы   формирования   мероприятий   программы    обусловлены
детерминацией приоритетных направлений реализации стратегически важных
векторов  развития  Астраханской  области  на  основании  проведенного
анализа сложившейся      ситуации      в       русле       современных
социально-экономических  условий,  оценкой их вклада в решение задач и
достижение   целей   программы,    необходимостью    совершенствования
региональной  политики,  обеспечивающей создание благоприятных условий
для успешной  реализации  комплексного  развития  и  жизнедеятельности
детей.

        10. Предложения по возможным вариантам форм и методов
                   управления реализацией программы

     Программа   реализуется   при   взаимодействии    государственных
заказчиков  программы.  В  ходе  реализации   программы   министерство
образования и науки Астраханской области как государственный  заказчик
программы:
     - несет ответственность за реализацию  программы  в  целом  и  ее
конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на
выполнение программы финансовых средств,  определяет  формы  и  методы
управления реализацией программы;
     - обеспечивает координацию деятельности исполнителей программы;
     - разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые
акты, необходимые для реализации программы;
     - проводит  анализ  и  формирует  предложения  по   рациональному
использованию финансовых ресурсов программы;
     - ежегодно с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых
средств  уточняет   перечень   мероприятий,   целевые   индикаторы   и
показатели, затраты  на  мероприятия  программы,  механизм  реализации
программы и состав исполнителей;
     - представляет заявки на финансирование из  бюджета  Астраханской
области.
     Министерство образования и науки Астраханской области совместно с
разработчиками программы осуществляют  подготовку  и  представление  в
установленном  порядке  справочно-аналитической  информации   о   ходе
реализации  мероприятий  программы   и   эффективности   использования
финансовых средств в министерство экономического развития Астраханской
области. Корректировка программы, в том числе включение  в  нее  новых
мероприятий,   продление   срока   ее    реализации,    осуществляется
государственным заказчиком программы.

           11. Оценка эффективности программных мероприятий
                        и ожидаемые результаты

     Ожидаемые эффективность и результативность  реализации  программы
будут  оцениваться  ежегодно  на  основе  следующих  статистических  и
качественных показателей эффективности по каждому из направлений.

                    Показатели результативности и эффективности реализации программы

|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————————————————————————————————|
|    Наименование     |     Наименование      |  Ед.  | 2011 | 2012  | Прогнозные значения показателей  |
|    целей и задач    |      показателей      | изме- | год  |  год  |                                  |
|                     |      конечного и      | рения | факт | оцен- |——————|——————|——————|——————|——————|
|                     |   промежуточного и    |       |      |  ка   | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
|                     |       конечного       |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     |      результатов      |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Цель  программы   - | Эффективность    реа- |   %   | 28,5 | 43,9  | 48,8 | 53,7 | 56,7 | 59,9 |  63  |
| совершенствование   | лизации    приоритет- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| региональной    по- | ных      направлений, |       |      |       |      |      |      |      |      |
| литики,   обеспечи- | обеспечивающих   соз- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| вающей     создание | дание   благоприятных |       |      |       |      |      |      |      |      |
| благоприятных       | условий   для    ком- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| условий  для   ком- | плексного развития  и |       |      |       |      |      |      |      |      |
| плексного  развития | жизнедеятельности     |       |      |       |      |      |      |      |      |
| и   жизнедеятельно- | детей                 |       |      |       |      |      |      |      |      |
| сти детей           |                       |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Цель  1.   Создание | 1.  Доля  детей,  для |   %   | 45,4 | 48,1  | 57,3 | 60,1 | 62,4 | 64,5 | 66,4 |
| условий  для  соци- | которых    обеспечены |       |      |       |      |      |      |      |      |
| альной адаптации  и | условия для  социаль- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| психолого-          | ной адаптации и  пси- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| педагогического     | холого -  педагогиче- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| сопровождения       | ского  сопровождения, |       |      |       |      |      |      |      |      |
| детей               | от числа детей, охва- |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | ченных программой     |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Задача 1.1.  Прове- | 1.1. Доля детей-сирот |   %   | 38,6 | 31,7  | 40,8 | 42,6 | 44,3 | 45,3 | 45,9 |
| дение   эффективной | и детей,  находящихся |       |      |       |      |      |      |      |      |
| реабилитации      и | в  трудной  жизненной |       |      |       |      |      |      |      |      |
| социальной    адап- | ситуации,  эффективно |       |      |       |      |      |      |      |      |
| тации   детей-сирот | прошедших    реабили- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| и  детей,   находя- | тацию  и   социальную |       |      |       |      |      |      |      |      |
| щихся   в   трудной | адаптацию,  от  числа |       |      |       |      |      |      |      |      |
| жизненной    ситуа- | детей,     охваченных |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ции                 | программой            |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Задача 1.2.  Осуще- | 1.2.   Доля    детей- |   %   | 77,5 |  82   | 82,5 |  83  | 83,5 | 83,7 |  84  |
| ствление      опти- | инвалидов и  детей  с |       |      |       |      |      |      |      |      |
| мально    возможной | ограниченными    воз- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| реабилитации    де- | можностями  здоровья, |       |      |       |      |      |      |      |      |
| тей-инвалидов,      | эффективно    прошед- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| детей с  ограничен- | ших  реабилитацию   и |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ными      возможно- | социальную    адапта- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| стями здоровья      | цию, от  числа  детей |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | данной     категории, |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | охваченных   програм- |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | мой                   |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Задача 1.3. Обеспе- | 1.3.  Доля  выпускни- |   %   | 95,0 | 95,0  | 95,2 | 95,5 | 95,8 | 96,1 | 96,4 |
| чение    профессио- | ков,       получивших |       |      |       |      |      |      |      |      |
| нальной   подготов- | профессиональную      |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ки   и   социальной | подготовку, от общего |       |      |       |      |      |      |      |      |
| защищенности        | числа     выпускников |       |      |       |      |      |      |      |      |
| выпускников    дет- | детских   интернатных |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ских    интернатных | учреждений            |       |      |       |      |      |      |      |      |
| учреждений          |                       |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Цель 2. Многоас-    | 2. Степень решения    |   %   |  0   | 39,5  | 40,1 | 47,1 | 48,8 | 51,2 | 53,5 |
| пектное решение     | проблемы обеспече-    |       |      |       |      |      |      |      |      |
| проблемы обеспе-    | ния здоровья детей,   |       |      |       |      |      |      |      |      |
| чения здоровья      | охваченных меро-      |       |      |       |      |      |      |      |      |
| детей               | приятиями программы   |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | по обеспечению здо-   |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | ровья детей           |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Задача  2.1.  Обес- | 2.1. Доля детей, для  |   %   |  0   | 38,5  | 39,1 | 46,1 | 47,8 | 50,2 | 52,5 |
| печение     условий | которых обеспечены    |       |      |       |      |      |      |      |      |
| для  охраны  здоро- | условия для охраны    |       |      |       |      |      |      |      |      |
| вья  детей,  профи- | здоровья, профилак-   |       |      |       |      |      |      |      |      |
| лактики  и   сниже- | тики и снижения дет-  |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ния  детской  забо- | ской заболеваемости,  |       |      |       |      |      |      |      |      |
| леваемости          | от числа детей, охва- |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | ченных программой     |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Цель  3.  Совершен- | 3.  Доля  детей,  для |   %   |  40  |  45   |  50  |  55  |  60  |  65  |  70  |
| ствование   условий | которых созданы  бла- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| для     воспитания, | гоприятные    условия |       |      |       |      |      |      |      |      |
| развития  и  полно- | для   воспитания    и |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ценной    жизнедея- | полноценной    жизне- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| тельности детей     | деятельности          |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Задача 3.1.  Созда- | 3.1.  Доля  одаренных |   %   |  5   |   5   |  45  |  50  |  55  |  60  |  65  |
| ние   государствен- | детей,     охваченных |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ной  системы  выяв- | системными      меро- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ления  и   адресной | приятиями     поиска, |       |      |       |      |      |      |      |      |
| поддержки   одарен- | развития,   сопровож- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ных  детей,  сохра- | дения и поддержки     |       |      |       |      |      |      |      |      |
| нение    националь- |                       |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ного      генофонда |                       |       |      |       |      |      |      |      |      |
| страны              |                       |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|
| Задача 3.2.  Разви- | 3.2  Доля  обучающих- |   %   |  40  |  40   |  45  |  50  |  55  |  60  |  65  |
| тие  интеллектуаль- | ся, охваченных разви- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ного,  творческого, | вающими     мероприя- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| гражданско-         | тиями  интеллектуаль- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| патриотического     | ной, творческой, гра- |       |      |       |      |      |      |      |      |
| потенциала   Астра- | жданско-              |       |      |       |      |      |      |      |      |
| ханской области     | патриотической    на- |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | правленностями     от |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | общего     количества |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | обучающихся    Астра- |       |      |       |      |      |      |      |      |
|                     | ханской области       |       |      |       |      |      |      |      |      |
|—————————————————————|———————————————————————|———————|——————|———————|——————|——————|——————|——————|——————|

Информация по документу
Читайте также