Расширенный поиск

Распоряжение Правительства Республики Калмыкии от 28.03.2016 № 87-р

 

 

 

 

РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

РАСПОРЯЖЕНИЕ

 

 

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р:

1. Утвердить прилагаемый Комплексный план транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок.

2. Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обеспечить реализацию Комплексного плана транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок.

 

 

Председатель Правительства

Республики Калмыкия                                         И.Зотов

 

 

г. Элиста

28 марта 2016 г.

N 87-р

 

 

 

Утвержден

распоряжением Правительства

Республики Калмыкия

от 28 марта 2016 г. N 87-р

 

Комплексный план транспортного обслуживания населения

Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок

 

Комплексный план транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (далее - КПТО) - основной документ стратегического планирования в области пригородных перевозок в Республике Калмыкия.

Под пригородными перевозками в настоящем документе понимаются перевозки, осуществляемые автомобильным транспортом в пределах Республики Калмыкия, включенные в Реестр маршрутов пригородного транспорта, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере транспортного комплекса.

Целями разработки настоящего плана являются:

повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия в части пригородных перевозок;

определение направления развития транспортной системы на долгосрочную перспективу;

повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счёт создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса.

Настоящий План:

устанавливает основные цели и приоритеты транспортного развития Республики Калмыкия;

определяет ключевые направления развития пригородного транспортного комплекса Республики Калмыкия;

определяет требования к параметрам регионального транспортного заказа.

Основаниями для разработки КПТО являются:

Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N1734-р);

Стратегия социально-экономического развития Республики Калмыкия до 2020 года (постановление Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 N465-р);

Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 N857-р);

Письмо и.о. Министра транспорта Российской Федерации С.А. Аристова от 01.07.15 NСА-28/8232;

иные решения органов исполнительной и законодательной власти Республики Калмыкия.

 

1. Условия реализации комплексного плана транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок (КПТО)

1.1. Анализ общих тенденций социально-экономического развития Республики Калмыкия

Республика Калмыкия расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного Федерального округа. Площадь территории составляет 74,7 тыс. кв. км. Численность населения (по состоянию на 1.01.2015) составляет 280,50 тыс. жителей.

Плотность населения составляет 3,8 чел. на км2 (по состоянию н 1.01.2015).

Столица Республики Калмыкия – г. Элиста с численностью населения 104,38 тыс. человек (по состоянию н 1.01.2015), площадь территории – 92,36 км².

Основные социально-экономические показатели и их прогноз представлены в таблице 1.

Таблица 1

 

Прогноз социально-экономических показателей Республики Калмыкия на перспективу до 2018 года

 

N

строки

Наименование показателя

Ед. изм.

Значение показателя

2015

2016

2017

2018

1

2

3

4

5

6

7

1

Площадь территории Республики Калмыкия

тыс. км 2

74,7

74,7

74,7

74,7

2

Валовой региональный продукт в текущих основных ценах

млн. руб.

50088,36

53377,06

57221,14

61752,71

3

Среднегодовая численность постоянного населения, в т.ч.

тыс. чел.

279,85

278,86

278,70

279,40

4

городского

тыс. чел.

126,72

127,07

127,50

127,68

5

сельского

тыс. чел.

153,13

151,79

151,20

151,72

6

Естественный прирост (естественная убыль)

на 1000

человек

3,97

3,94

4,57

5,08

7

Миграционный прирост (миграционная убыль)

на 1000

человек

-90,79

-58,83

-37,77

-9,19

8

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника

тыс. руб./год

20,28

21,78

23,76

25,97

 

1.1.1. Экономика Республики

Объем ВРП Республики Калмыкия в 2014 году составил 46741,48 млн. рублей.

Структура ВРП формируется следующими видами экономической деятельности:

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 32,17%;

2. Рыболовство, рыбоводство – 0,09%;

3. Добыча полезных ископаемых – 1,49%;

4. Обрабатывающие производства – 1,30%;

5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 1,38%;

6. Строительство – 13,04%;

7. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 8,84%;

8. Гостиницы и рестораны – 0,46%;

9. Транспорт и связь – 8,12%;

10. Финансовая деятельность – 0,27%;

11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 4,42%;

12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение – 14,74%;

13. Образование – 6,41%;

14. Здравоохранение и предоставление социальных услуг – 6,22%;

15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 1,06%.

В 2015 - 2018 годах ожидается  увеличение удельного веса таких видов экономической деятельности как «Сельское хозяйство» - с 32,2% до 34,2%, «Обрабатывающие производства» - с 1,3% до 1,9%.

Увеличение удельных весов по указанным видам экономической деятельности обусловливается реализацией на территории республики инвестиционных проектов и государственных программ Республики Калмыкия.

 

1.1.2. Демография

Общая численность населения Республики Калмыкия составляет 280,50 тыс. человек, в т.ч. городское население – 126,50 тыс. жителей, 154,00 тыс. жителей (по состоянию на 1.01.2015).

В период с 2016 по 2018 прогнозируется увеличение численности населения с 278,86 тыс. человек до 279,40 тыс. человек. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика численности населения Республики Калмыкия (тыс. человек)

 

Демографические показатели изменятся следующим образом:

В 2015-2018 годах прогнозируется снижение коэффициента миграционной убыли с 90,79 промилле в 2015 году до 9,19 промилле - в 2018 году вследствие дальнейшего позитивного развития экономики республики (создание новых рабочих мест, реализация инвестиционных проектов).

1.1.3. Рынок труда и доходы населения

Общее число занятых в экономике Республики Калмыкия составляет 111,90 тыс. чел. (по состоянию на 01.01.2015).

Реальные денежные доходы населения за 2015 год составили 97,80% к уровню 2014 года.

Денежные доходы в среднем в расчете на душу населения в месяц составляют 12309,4 рублей. (по состоянию на 01.01.2015).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2015 год увеличилась по сравнению с уровнем 2014 года на 3,5 % и составила 20,28 тыс. руб.

Основным источником роста денежных доходов населения является повышение заработной платы. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата составляет 19,34 тыс. рублей (по состоянию на 1.01.2015).

По состоянию на 01.01.2015 объем просроченной задолженности по выплате заработной платы по сравнению с предыдущим месяцем текущего года снизился на 46,1% и составил 1 853,0 тыс. руб. в связи с погашением просроченной задолженности по виду экономической деятельности «Строительство».

На рынке труда сложилась следующая ситуация: по состоянию на 1.01.2015 уровень зарегистрированной безработицы от численности экономически активного населения составил 2,1%. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости составила 3,0 тыс. чел. Нагрузка не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 2 чел.

Сведения об уровне оплаты труда и занятости по видам деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2

 

Среднемесячная заработная плата и численность занятых

по видам экономической деятельности

 

Вид экономической деятельности

2014

2015

Число занятых, тыс. чел.

Средняя заработная плата, тыс. руб.

Число занятых, тыс. чел.

Средняя заработная плата, тыс. руб.

Всего по  экономике

113,0

17471

112,3

19341

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

28,9

8385

28,9

9378

Рыболовство, рыбоводство

1,0

3926

1,0

7967

Добыча полезных ископаемых

1,8

26837

1,4

35725

      из нее:

 

 

 

 

  добыча топливно-энергетических  полезных ископаемых

4,1

18789

3,9

21924

  добыча полезных ископаемых,  кроме топливно-энергетических

 

8048

 

13801

Обрабатывающие производства

5,0

11060

5,1

12516

Строительство

4,9

13112

5,1

19084

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

12,7

9004

12,7

9639

Гостиницы и рестораны

2,5

8775

2,5

9934

Транспорт и связь

7,8

20332

7,8

22879

Финансовая деятельность

1,1

37665

1,2

38123

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

3,9

14040

4,0

15198

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

11,4

21296

11,4

32960

Образование

13,6

14000

13,2

15410

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

9,7

14656

9,5

16116

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

4,8

11577

4,7

13554

 

1.1.4. Жилищный комплекс

На территории Республики Калмыкия осуществляют деятельность следующие строительные компании: МКУ «ДЕЗ», ООО «СУ-3», ООО «Бетонинвест», ООО «Кристаллстрой», ООО «Стройкомплект», ООО «Калмсельэлектросетьстрой» и др.

Построено и введено в эксплуатацию жилья:

2013 г. – 111,00 тыс. кв. м

2014 г. – 125,20 тыс. кв. м

2015 г. – 118,00 тыс. кв. м.

 

1.1.5. Территориальное развитие

 

Государственная территориальная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований и городского округа Республики Калмыкия.

Сбалансированное территориальное развитие Республики Калмыкия предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому муниципальному образованию иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни населения, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики республики.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития муниципальных образований и городского округа, как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Республики Калмыкия, требует синхронизации таких направлений территориальной политики, как:

стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в муниципальных образованиях и городском округе на основе конкурентных преимуществ;

координация инфраструктурных бюджетных и внебюджетных инвестиций в муниципальных образованиях и городском округе с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений;

сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения республики с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

Одной из главных задач территориального развития является создание городских условий жизни в районных центрах, что позволит решить проблему оттока граждан из села, а также привлечь городских жителей на село. Более того, развитие села является стратегической составляющей безопасности России.

Перспективное пространственное развитие республики связано с формированием и функционированием устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в среднесрочной перспективе - зоны экономического развития, в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры, территориально-промышленных кластеров. 

На территории выделяемых зон будут обеспечены условия для развития кластеров предприятий перспективных специализаций, имеющих высокий потенциал для развития.

Кластерный подход способен коренным образом изменить содержание территориальной политики. В этом случае усилия правительства будут направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами.

На территории Калмыкии условно выделяются три зоны опережающего развития: зона развития нефтегазоперерабатывающей  промышленности охватывает территории Черноземельского и Лаганского районов, зона развития энергетики и строительной индустрии - территории Яшкульского, Ики-Бурульского и Приютненского районов, зона развития мясного скотоводства и кормопроизводства - территории Октябрьского, Малодербетовского, Сарпинского, Кетченеровского, Целинного, Юстинского, Городовиковского и Яшалтинского районов. 

Зоны опережающего экономического роста определялись, исходя из сложившейся специализации территории: 

зона развития нефтегазоперерабатывающей промышленности характеризуется обширными запасами углеводородного сырья, благоприятными природно-климатическими условиями для развития рыболовства и рыбоводства, выгодным транспортным положением;

зона развития энергетики и строительной индустрии характеризуется значительным ветропотенциалом и запасами общераспространенных полезных ископаемых (песок, гравий, глина, ракушечник), производством строительных материалов;

зона развития мясного скотоводства и кормопроизводства специализируется на развитии отдельных направлений АПК (растениеводство, мясное, молочное и шерстяное животноводство).

С целью перспективной сбалансированности хозяйственного комплекса Республики Калмыкия в рамках развития кластерной политики, предполагается создание следующих инновационно-ориентированных кластеров:

животноводческого (Кетченеровский, Яшкульский, Малодербетовский районы);

растениеводческого (Городовиковский, Яшалтинский районы);

рыбоперерабатывающего (Лаганский район);

нефтегазового (Черноземельский, Лаганский районы);

энергетического (Приютненский район);

производственного (промышленность строительных материалов) (Ики-Бурульский, Яшкульский районы);

туристско-рекреационного (Юстинский, Яшалтинский, Лаганский районы).

Одним из ключевых направлений социально-экономического развития республики является повышение инвестиционной привлекательности региона.

В настоящее время столица Республики Калмыкия г. Элиста является  местом проведения симпозиумов, деловых и культурных встреч, республиканских, общероссийских и международных соревнований по шахматам. В Элисте существует единственный в мире шахматный город – «Сити-Чесс», где все пронизано шахматным колоритом.

Широчайший диапазон научных инноваций, подготовка востоковедных кадров высшей квалификации для научной и преподавательской деятельности, богатейший фонд памятников культуры Востока, плодотворные международные контакты будут способствовать дальнейшему и перспективному развитию Элисты как третьего Центра востоковедения России после Москвы и Санкт-Петербурга.

В республике действует система постоянного сопровождения перспективных инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика Республики Калмыкия осуществляется, исходя из следующих приоритетов:

развитие агропромышленного комплекса;

развитие ТЭК, в том числе создание сети нетрадиционных ветровых источников электроэнергии;

развитие транспортно- логистических центров;

развитие туристско-рекреационного комплекса.

Одно из ведущих мест в экономике республики занимает производство сельскохозяйственной продукции. АПК республики располагает значительной ресурсной базой, превосходящей потребности внутреннего рынка, имеет потенциальные ценовые и иные конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках по таким товарам как мясо, шерсть, кожа. Республика Калмыкия является зоной развитого мясного скотоводства, где сосредоточено более 50% мясного скота от общей численности поголовья России. 

В этой связи Калмыкия относится к базовым регионам, которым предстоит сыграть важную роль в возрождении и создании специализированной отрасли мясного скотоводства России. Учитывая потенциал мясного животноводства республики, инвесторы проявляют наибольший интерес к данной сфере (животноводческий и растениеводческий кластеры).

Но наряду с этим в республике последовательно осуществляется политика постепенного превращения Калмыкии из аграрной республики в регион с серьезным промышленным потенциалом. 

На данный момент на территорию Республики Калмыкия пришли такие крупные компании, как ПАО НК «ЛУКОЙЛ», АО «КТК-Р», АО «Фалкон Капитал» (Чехия), ООО «Каспийская нефтегазовая компания» и другие.

В связи с реализацией вышеуказанных проектов в республике появятся условия для создания в Республике Калмыкия нефтехимического производства, которые в настоящее время являются потенциально привлекательными и эффективными для инвесторов в российскую экономику (Нефтегазовый кластер).

Республика Калмыкия является перспективным регионом для развития использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Природно-климатические условия Республики Калмыкия в силу географического расположения и рельефа местности благоприятны для создания на территории республики генерирующих мощностей, основанных на энергии ветра и солнца. В целях повышения энергетической эффективности и экологической безопасности электроэнергетики на территории Республики Калмыкия реализуется инвестиционный проект «Строительство ветряных электростанций мощностью 150 МВт на территории Приютненского района Республики Калмыкия» (АО «Фалкон Капитал» (Чехия). Размещение энергогенерирующих мощностей превратит республику из энергодефицитной территории в донора электроэнергии в Южном Федеральном округе. Выгодное географическое положение позиционирует республику как пионера использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии (Энергетический кластер).

В целях развития туристско-рекреационного кластера в республике реализуется инвестиционный проект: развитие туристического комплекса «Магой» Лаганского района Республики Калмыкия. В рамках развития туристско-рекреационного кластера планируется строительство грузо-пассажирского речного терминала на р. Волга с перспективой использования данного терминала для речного грузосудоходства, что позволит создать водные ворота Калмыкии с выходом на основные водные артерии страны.

В свете реализации крупных инвестиционных проектов на территории Республики Калмыкия возникает необходимость развития существующей транспортной инфраструктуры региона и строительства новых транспортных соединений. Так, создание прямого выхода из Республики Калмыкия в Центральную часть России посредством строительства железной дороги Элиста-Волгоград значительно расширит транспортные возможности региона.

Не только внутренние ресурсы влияют на развитие транспортного комплекса республики, но геополитическое положение Республики Калмыкия создает значительный транзитный потенциал перевозки грузов в международном сообщении. 

Республика Калмыкия находится на перекрестке путей уникальной коммуникации, соединившей цивилизации Востока и Запада, – Великий Шелковый путь. Веками Шелковый путь играл роль главной артерии, благодаря которой происходил обмен достижениями культуры, искусства, моды, науки и техники. И сегодня, в век глобализации, в век динамичного развития процессов интеграции между странами и целыми регионами, реализация идеи возрождения Великого шелкового пути бесспорно служит делу укрепления мира и стабильности, развитию общественного прогресса, экономического роста и повышения благополучия людей.

Интеграция транспортного комплекса Республики Калмыкия, как составной части транспортной системы России, в мировую транспортную систему, формирование конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием выгод географического положения Республики Калмыкия связано с включением республики в системы международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад».

Трансконтинентальный транспортный коридор «Север-Юг», основная трасса которого пролегает по направлению Индия – Иран – Каспийское море (европейская часть России) с выходом на Европу, предполагает загрузку мощнейшей единой глубоководной системы. Доставка грузов в российские порты из Ирана (и в обратном направлении) позволит эффективно взаимодействовать с проектами возрождения Великого шелкового пути в рамках международного транспортного коридора «Восток-Запад», поскольку грузы через Россию и Иран можно доставлять и в Европу, и в район Персидского залива (Абадан), откуда морем - в Индию, Китай и т.д. Каспийский бассейн является естественным «шлюзом» между транспортными системами Европы, Азии и Среднего Востока. Калмыкия располагает благоприятными предпосылками для развития международных трансконтинентальных коммуникаций. 

Наличие сопредельных границ с Северо-Кавказским федеральным округом предоставляет возможность Республике Калмыкия выступить связующим звеном между Закавказьем и Москвой, а также включиться в международную сеть Азиатских шоссейных дорог по маршруту Выборг-Санкт-Петербург-Москва-Волгоград-Астрахань-Элиста-Махачкала-граница Азербайджана, который обеспечивает кратчайшую связь государств Закавказья и Средней Азии с Северной Европой. 

Кроме того, реализация железнодорожного направления Куберле-Элиста-Аксарайская станет в перспективе важным звеном грузоперевозочного процесса, товародвижения, пассажиропотока Северо-Кавказской железной дороги и логическим завершением соединения Кубани, Калмыкии и Астраханской области с включением в международный транзитный коридор «Север-Юг». Строительство железной дороги «Куберле – Элиста –Аксарайская» расширит возможности железнодорожной сети (инфраструктуры) республики и Юга России. Позволит Республике Калмыкия включиться в полноценный грузо- и пассажиропоток Азово - Черноморо - Каспийского бассейна и Поволжья с выходом на порт«Оля», порты Казахстана и Средней Азии,  Чёрного и Азовского морей, курортам Кавказских Минеральных Вод, Черноморского побережья Кавказа и Закавказья.

Одним из основных преимуществ транспортного комплекса Республики Калмыкия являются высокая доступность транспортных услуг, бесперебойность работы транспортных путей, всепогодность и высокая устойчивость к экстремальным природным проявлениям.

В рамках строительства Паназиатской высокоскоростной магистрали от Урумчи (КНР) через территории Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Ирана и других государств с выходом с территории материкового Китая в Германию. Республика Калмыкия имеет потенциальную возможность войти в состав сети железных дорог, которые охватят Россию, Центральную Азию и позволят выйти республике на железные дороги Восточной Азии и Европы. 

Реализация вышеуказанных приоритетов развития территории Республики Калмыкия обеспечит не только повышение уровня освоенности территории, создание новых рабочих мест, но также позволит значительно повысить уровень инвестиционной привлекательности республики.

 

1.1.6. Подходы к ситуационному анализу условий реализации КПТО

Оценка факторов развития экономического потенциала Республики Калмыкия, проводимая с позиций обеспечения устойчивого развития, предполагает классификацию факторов.

Анализ сильных и слабых сторон позволяет следующим образом определить основные угрозы устойчивому развитию региональной системы Республики Калмыкия, обусловленные переплетением разнообразных экономических факторов:

Внешние позитивные факторы:

модернизация и дебюрократизация государственного управления и регулирования;

формирование благоприятного инвестиционного климата для удержания внутренних и привлечения иностранных капиталов;

выгодное географическое расположение республики в отношении основных транспортных коридоров, в том числе Трансконтинентальный транспортный коридор «Север – Юг», основная трасса которого пролегает по направлению Индия - Иран - Каспийское море - европейская часть России с выходом на Европу, элементами которого в Калмыкии являются автомобильная дорога федерального значения «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала», железная дорога того же направления со станциями Улан-Хол и Артезиан и проектируемый морской порт Лагань;

наличие потенциала для развития историко-культурного, познавательного, религиозно-ознакомительного, экстремального, рекреационного и оздоровительного туризма.

Внутренние позитивные факторы:

наличие минерально-сырьевой базы: топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, конденсат), строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты), бишофитное сырье и другие;

благоприятные условия для использования солнечной энергии и ветроэнергетического потенциала;

достаточно высокий уровень свободных площадей сельскохозяйственных угодий - 6,3 млн. га, из них: 0,9 млн. га пашни, 5,2 млн. га пастбищ.

 

1.1.7. Ключевые негативные факторы, сдерживающие развитие пригородного транспорта

Анализ возможных негативных факторов развития транспортной системы произведён на основе представленной в предыдущих разделах информации. Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3

 

Негативные факторы развития пригородного транспорта

Республики Калмыкия

 

Направление анализа

Ключевые негативные факторы

Внешняя макросреда

-низкая плотность населения;

-низкая численность населения;

Среда влияния

-повышение уровня автомобилизации с сохранением отрицательной динамики спроса на пригородные пассажирские перевозки общественным транспортом;

-отсутствие государственной поддержки автотранспортного комплекса;

-отсутствие заинтересованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в осуществлении перевозки пассажиров на пригородных маршрутах Республики Калмыкия.

Внутренняя среда

-низкая инвестиционная привлекательность пригородных перевозок;

-высокий объём нелегальных и «серых» пригородных и межмуниципальных автобусных перевозок.

 

Ключевыми факторами, определяющими специфику развития транспорта и создающими условия для сохранения низкой эффективности пригородных перевозок, являются низкая численность населения пригородных населенных пунктов и низкая плотность населения в Республике Калмыкия. Отсутствие необходимого спроса населения в пригородных пассажирских перевозках автомобильным транспортом также связано с повышением уровня автомобилизации в республике.

В настоящее время в Республике Калмыкия перевозка пассажиров автомобильным транспортом осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Государственные автотранспортные предприятия отсутствуют. Для обеспечения транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия необходимо оказание государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным транспортом. Также, имеются факты осуществления нелегальных «серых» пассажирских перевозок. В связи с указанными факторами данный вид деятельности является экономически невыгодным, и в связи с этим отсутствует заинтересованность среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в пригородном сообщении.

1.1.8. Возможности для развития пригородного транспорта

Анализ возможностей, которые могут оказать позитивное влияние на транспортное развитие, сведён в таблицу 4.

Таблица 4

 

Возможности для развития пригородного транспорта

 

Направление анализа

Ключевые возможности

Внешняя макросреда

-общее повышение благосостояния населения за счёт общего эволюционного роста экономики России;

-унификация подходов к транспортному планированию и повышение прозрачности функционирования транспортного комплекса Российской Федерации.

Среда влияния

-реализация проектов по созданию территориальных кластеров, приводящая к повышению занятости, благосостояния населения, потребности в поездках, развитию территории Республики Калмыкия

-эффективная нормативно-правовая база Республики Калмыкия, обеспечивающая необходимые возможности для реализации мероприятий по оптимизации схемы транспортного обслуживания.

 

Как видно из таблицы 4, основным фактором развития пригородного транспорта является реализация в рамках государственных программ мероприятий по территориальному развитию республики путем создания территориальных кластеров. Результатом данных мероприятий станет рост занятости и благосостояния населения, повышение потребности в поездках на пассажирском транспорте. Нормативно-правовое регулирование мероприятий по оптимизации схемы транспортного обслуживания позволит обеспечить организацию транспортного обслуживания населения общественным транспортом.

В этой связи при формировании транспортной политики необходимы проактивные действия в области транспортного развития, направленные на стимулирование и поддержку транспортного развития, для сохранения транспортного обслуживания на уровне, как минимум, не ниже существующего.

Выводы

Анализ условий реализации КПТО позволяет сделать вывод об умеренно неблагоприятной общей ситуации, которая должна учитываться при формировании транспортной политики. Ключевыми негативными факторами являются низкая численность и  плотность населения, отсутствие государственной поддержки транспортного комплекса, проблемы в регулировании развития, включая непрозрачность формирования экономически обоснованного тарифа. Вместе с тем реализация мероприятий по территориальному развитию Республики Калмыкия будет положительно влиять на развитие пригородного транспорта.

 

2. Существующее состояние транспортного обслуживания населения Республики Калмыкия в части пригородных пассажирских перевозок

2.1. Анализ  схемы  транспортного обслуживания  населения  в  части пригородных пассажирских перевозок.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии Республики Калмыкия. Перевозка пассажиров на пригородных и межмуниципальных автобусных маршрутах Республики Калмыкия осуществляются автомобильным транспортом. Для  населенных пунктов республики пассажирские перевозки являются единственным видом общественного пассажирского транспорта, что обуславливает высокую значимость данного вида транспорта для населения Республики Калмыкия.

На территории республики имеются:

1 железнодорожный вокзал в г. Элиста;

2 железнодорожные станции в п. Улан-Холл и п. Артезиан;

1 автовокзал в г. Элиста;

1 международный «Аэропорт Элиста» в г. Элиста.

2.1.1. Железнодорожный транспорт

Эксплуатационная длина железных дорог в Республике Калмыкия составляет 165,1 км. На юго-востоке вдоль побережья Каспийского моря проходит магистральная железная дорога Кизляр – Астрахань, протяженность которой по территории Республики Калмыкия более 80 км, на этом участке линии расположены железнодорожные станции Артезиан и Улан-Холл. С 2008 года прекращены пассажирские перевозки железнодорожным транспортом в связи с отсутствием устойчивого пассажиропотока.

2.1.2. Воздушный транспорт

В Республике Калмыкия АО «Аэропорт Элиста» является единственным отраслеобразующим предприятием воздушного транспорта, деятельность которого имеет важное значение в социально-экономическом развитии республики и обеспечении транспортного обслуживания населения.

Собственником 100% акций и учредителем АО «Аэропорт Элиста» является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.

В настоящее время, перевозка пассажиров воздушным транспортом осуществляется по маршруту «Москва-Элиста-Москва».

2.1.3. Автомобильный транспорт

По состоянию на 1.01.2015 на территории Республики Калмыкия протяженность автомобильных дорог федерального значения составляет 628,0 км и 1215,53 км регионального и межмуниципального значения.

Из общей протяженности дорог регионального и межмуниципального значения 1191,0 км. имеют асфальтобетонное покрытие, остальные 74,068 км. – гравийное и грунтовое.

Состояние автодорог регионального и межмуниципального значения можно охарактеризовать как удовлетворительное.

Общее количество мостов – 10 штук, протяженностью 408,35 п.м. и 379 водопропускных труб протяженностью 6844,47 п.м.

Общие сведения об автомобильных дорогах Республики Калмыкия представлены в таблице 5.

Таблица 5

 

Сведения об автомобильных дорогах Республики Калмыкия

(по состоянию на 01.01.2015)

 

N строки

Наименование дорог регионального значения

Протяженность в границах РК, км

Основные виды покрытия

1

2

3

5

1

Георгиевск-Будённовск-Улан Хол

117,90

Асфальто-бетонное

2

Яшкуль-Комсомольский-Артезиан

181,05

Асфальто-бетонное

3

Утта-Юста-Цаган Аман

159,00

Асфальто-бетонное

4

Кетченеры-Иджил-Соленое-Займище

123,00

Асфальто-бетонное

5

Элиста-Ики-Бурул-Чолун хамур

92,00

Асфальто-бетонное

6

Элиста-Арзгир-Минеральные воды

76,83

Асфальто-бетонное

7

Малые-Дербеты-Большой Царын

65,00

Асфальто-бетонное

8

Яшалта-Соленое-Дивное

64,00

Асфальто-бетонное

9

Городовиковск-Яшалта

40,23

Асфальто-бетонное

10

Улан Хол-Лагань

40,00

Асфальто-бетонное

11

Лагань-Джалыково-Лиман

39,80

Асфальто-бетонное

12

Городовиковск-Тахта

33,00

Асфальто-бетонное

13

Элиста-Ремонтное

22,00

Асфальто-бетонное

14

Садовое-Абганерово

19,00

Асфальто-бетонное

15

Садовое-Кануково-Салын Тугтун-Котельниково

77,45

Асфальто-бетонное

16

Городовиковск-Сальск

12,00

Асфальто-бетонное

17

Городовиковск-Родыки

11,22

Асфальто-бетонное

18

Яшалта-Сальск

8,00

Асфальто-бетонное

19

Северная объездная вокруг г. Элиста

6,80

Асфальто-бетонное

20

Объездная с. Садовое

3,30

Асфальто-бетонное

21

Обходная п. Комсомольский

3,70

Асфальто-бетонное

22

Подъезды от автомобильной дороги федерального значения Подъезд к г. Элиста от автомобильной дороги федерального значения М-6 «Каспий» - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани к:

 

 

23

с. Малые Дербеты

6,00

Асфальто-бетонное

24

с. Садовое

4,50

Асфальто-бетонное

25

п. Кетченеры

4,60

Асфальто-бетонное

26

Аэропорту

5,15

Асфальто-бетонное


Информация по документу
Читайте также