Расширенный поиск

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.07.2002 № 41

 
                    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 29 июля 2002 года N 41


     О Концепции реформирования
     государственных аптечных
     предприятий Санкт-Петербурга


     Рассмотрев итоги  проведенной Комитетом по здравоохранению работы
по анализу состояния государственной аптечной сети Санкт-Петербурга, в
целях совершенствования  системы  лекарственного  обеспечения  жителей
Санкт-Петербурга Правительство Санкт-Петербурга р е ш и л о:

     1. Одобрить  Концепцию  реформирования  государственных  аптечных
предприятий Санкт-Петербурга согласно приложению.

     2. Предложить  Комитету  по здравоохранению совместно с Комитетом
по управлению городским имуществом:

     2.1. До   01.10.2002   обеспечить   рассмотрение   на   заседании
Контрольно-плановой    комиссии   при   губернаторе   Санкт-Петербурга
подготовленных  в  установленном  порядке  предложений   по   созданию
аптечных государственных унитарных предприятий.

     2.2. Обеспечить    реализацию    одобренных   Контрольно-плановой
комиссией при губернаторе Санкт-Петербурга  управленческих  решений  в
отношении создания аптечных государственных унитарных предприятий.

     3. Контроль  за  выполнением  постановления  возложить  на  члена
Правительства Санкт-Петербурга,  вице-губернатора  Санкт-Петербурга  -
председателя  Комитета  по труду и социальной защите населения Дербина
В.Г.


     Губернатор Санкт-Петербурга -
     председатель Правительства
     Санкт-Петербурга                       В.А.Яковлев


                                                            Приложение
                                          к распоряжению Администрации
                                                      Санкт-Петербурга
                                                    от 29.07.2002 N 41


                              Концепция
         реформирования государственных аптечных предприятий
                           Санкт-Петербурга

                               Введение

     Лекарственное обеспечение   является   основополагающей    частью
системы  традиционного  здравоохранения.  В  то же время лекарственное
обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми
особенностями,  характерными  для  процессов производства и реализации
продукции,  поэтому  возникает  противоречие  между   государственными
социальными  гарантиями  на медицинскую,  в том числе и лекарственную,
помощь  и  интересами  производителей,  поставщиков,  промежуточных  и
конечных   потребителей   фармацевтической   продукции.   Кроме  того,
лекарственное обеспечение является  одной  из  самых  сложных  проблем
реформирования здравоохранения в связи с тем, что:

     1) постоянно   возрастает  роль  медикаментозной  составляющей  в
лечебно-диагностическом процессе;

     2) увеличивается   номенклатура    лекарственных    средств    на
фармацевтическом   рынке   России,  в  том  числе  появляется  большое
количество   аналогичных   по   действию    препаратов,    значительно
различающихся по стоимости;

     3) появляются    новые    поставщики    лекарственных    средств,
осуществляющие агрессивную  стратегию  продвижения  своих  товаров  на
фармацевтический рынок;

     4) не  снижается  количество  низкокачественных  отечественных  и
импортных лекарств,  поступающих на российский фармацевтический рынок,
кроме  того,  из  года  в  год  в  стране растут объемы изготовления и
реализации  через  аптечную  сеть   фальсифицированных   лекарственных
препаратов;

     5) медицинские  и  фармацевтические  работники на данном этапе не
обладают возможностью получения полной и качественной  информации  обо
всех  новых  лекарственных  средствах  ввиду большого количества новых
торговых наименований предлагаемых лекарственных средств и  рекламного
характера представляемых сведений;

     6) возрастает  уровень  коммерциализации  системы  лекарственного
обращения  и  дорожают   лекарственные   средства,   что   обусловлено
фактически   возрастающим   спросом  на  данную  продукцию,  вызванным
ухудшающимся   состоянием   здоровья    населения,    распространением
самолечения  и  объективной  или субъективной безвыходностью ситуации,
вынуждающей приобретать лекарственные средства;

     7) сохраняется объективный дефицит финансовых средств,  связанный
в  первую  очередь  с  хроническим  недофинансированием  всей  системы
здравоохранения, в том числе на приобретение лекарственных средств;

     8) сохраняется низкий  уровень  доходов  населения,  зачастую  не
позволяющий  использовать  в процессе лечения новые высокоэффективные,
но, к сожалению, крайне дорогие препараты;

     9) существующая    система    контроля    за     фармацевтической
деятельностью  не  в  состоянии  выполнять  свои функции в полной мере
из-за  большого   количества   оптовых,   мелкооптовых   и   розничных
организаций, реализующих лекарственные средства.

     Все вышеуказанные тенденции явились мотивами разработки Концепции
реформирования государственных аптечных предприятий в Санкт-Петербурге
(далее  -  Концепция).  Концепция  позволит  определить  роль  и место
фармацевтической   службы,   статус   аптечных    организаций,    роль
государственных аптечных предприятий, которые должны стать центральным
звеном для проведения национальной политики в  области  лекарственного
обеспечения населения.

                            Цель Концепции

     Основной целью   разработки   Концепции    является    содействие
совершенствованию    системы    лекарственного   обеспечения   жителей
Санкт-Петербурга,  в  том  числе  в  рамках  государственных  гарантий
бесплатной медицинской помощи населению.

     Главная задача Концепции - обеспечение удовлетворения потребности
населения   в   качественных   медикаментах   по   приемлемым   ценам,
гарантированная  доступность  для жителей города определенного перечня
лекарственных  средств   и   изделий   медицинского   назначения   вне
зависимости  от  конъюнктуры  фармацевтического  рынка,  в том числе и
изготовленных  в  аптеках   по   индивидуальным   рецептам   и   часто
повторяющимся   прописям  врачей,  а  также  улучшение  лекарственного
обслуживания  горожан  на  основе  повышения  конкурентоспособности  и
социальной   эффективности   деятельности   государственных   аптечных
предприятий, подведомственных Комитету по здравоохранению.

               Анализ состояния городской аптечной сети


     Одной из   основных   задач   государства   является  обеспечение
достаточного уровня социальной защиты населения.  В первую очередь это
касается  здоровья  граждан,  и  большое  значение  в  деле его охраны
принадлежит фармацевтическому сектору.

     Лекарственное обеспечение    является    одной    из    важнейших
составляющих  здравоохранения.  Его  основными  структурными  звеньями
являются  управление  фармацевтической   деятельностью,   промышленное
производство  лекарств,  изготовление  лекарств  в аптеках,  оптовая и
розничная реализация лекарственных средств, в том числе наркотических,
психотропных,   ядовитых  и  сильнодействующих  препаратов,  этилового
спирта.

     Важное место  в  системе  лекарственного   обеспечения   занимает
розничная  аптечная  сеть,  через  которую  лекарства  непосредственно
поступают  к  пациентам.  На  01.01.2002  структура  аптечного   рынка
Санкт-Петербурга  претерпела  значительные  изменения - частный сектор
стал  превалировать  по  отношению  к  государственному.   По   данным
Лицензионной  палаты  Санкт-Петербурга,  в  городе  функционирует  185
государственных аптечных  предприятий,  а  также  161  государственный
аптечный  пункт  и  киоск.  Частный  сектор  составляют  284  аптечных
предприятия, 505 аптечных пунктов и киосков.

+--------------------------------------------------------------------+
¦   По состоянию на 01.01.2002   ¦ Государственные ¦Негосударственные¦
¦                                ¦                 ¦                 ¦
+--------------------------------+-----------------+-----------------¦
¦             Аптеки             ¦       185       ¦       284       ¦
¦                                ¦                 ¦                 ¦
+--------------------------------+-----------------+-----------------¦
¦        Аптечные пункты         ¦       102       ¦       152       ¦
¦                                ¦                 ¦                 ¦
+--------------------------------+-----------------+-----------------¦
¦        Аптечные киоски         ¦        59       ¦       353       ¦
¦                                ¦                 ¦                 ¦
+--------------------------------+-----------------+-----------------¦
¦             Всего:             ¦       346       ¦       789       ¦
+--------------------------------------------------------------------+

     Число аптек    государственной    и    негосударственной     форм
собственности,  имеющих  в своей структуре рецептурно-производственные
отделы и осуществляющих изготовление лекарственных  форм  по  рецептам
врачей,  - 134,  в том числе согласно лицензии имеют право на работу с
наркотическими   и   психотропными   веществами   -   69   (фактически
осуществляют работу 50).

     Аптечная сеть   Санкт-Петербурга   -  основной  канал  реализации
лекарственных средств населению,  в структуре товарооборота  не  менее
85%  составляют  медикаменты,  требующие определенных правил хранения,
учета и отпуска в  соответствии  с  федеральными  законами,  приказами
Министерства  здравоохранения  Российской  Федерации и иными правовыми
актами.

     Государственная политика  обеспечения  лекарственными  средствами
направлена   на   предоставление  населению  лекарственных  средств  в
достаточном ассортименте и объемах по доступным ценам и осуществляется
путем  развития  рынка  фармацевтических услуг.  Важное место занимает
государственный аптечный сектор,  необходимый  для  проведения  единой
эффективной  государственной политики и государственного регулирования
системы фармации,  особенно на современном этапе,  когда не  полностью
определены  законодательные  механизмы  взаимодействия  всех субъектов
фармацевтического рынка и их функции.

     К сожалению,  нужно  признать,   что   государственные   аптечные
предприятия сегодня находятся в условиях менее выгодных,  чем частные,
и это проявляется в различных аспектах их деятельности.  По  состоянию
на  01.01.2002 на территории Санкт-Петербурга фактически функционирует
185 государственных  аптечных  предприятий,  осуществляющих  различные
виды деятельности, в том числе:

     - 50    государственных    аптечных    предприятий,    фактически
осуществляющих работу с  наркотическими  лекарственными  средствами  и
психотропными    веществами,    что    требует   наличия   специальных
лицензированных  помещений  хранения,  соответствующего  оборудования,
аттестации сотрудников и оформления допусков в органах внутренних дел,
наркологическом и  психоневрологическом  диспансерах  на  сотрудников,
участвующих   в   работе  по  получению,  хранению,  учету  и  отпуску
наркотических лекарственных средств и психотропных веществ;

     - 121  государственное  аптечное  предприятие   имеет   в   своей
структуре    рецептурно-производственные    отделы    и   осуществляет
изготовление лекарственных средств по  рецептам  врачей,  а  также  по
требованиям лечебно-профилактических учреждений.

     Аптеки традиционно  создавались  как крупные,  специализированные
розничные предприятия,  расположенные  в  специально  приспособленных,
просторных  помещениях.  В  условиях аптеки обеспечение бесперебойного
процесса   производства   лекарственных   форм   зависит   от   многих
составляющих  и в настоящее время может представлять сложность в связи
с   недоступностью   многих   субстанций   лекарственных   средств   и
необходимостью  вложения  денежных средств в оборудование и содержание
производственных площадей.  Под рецептурно-производственные отделы  по
действующим  нормативам  должно  быть  выделено  в  среднем 30%  общей
площади аптеки.  В последние  годы  значительно  увеличились  расходы,
связанные с производственной функцией аптечного предприятия.

     Из 134  аптечных  предприятий  Санкт-Петербурга,  имеющих в своей
структуре рецептурно-производственные отделы (далее - производственные
аптечные предприятия), только 13 производственных аптечных предприятий
(9,7%)    являются    производственными    аптечными     предприятиями
негосударственной  формы собственности;  121 производственное аптечное
предприятие  (90,3%)  имеет   государственную   форму   собственности.
Деятельность  всех  производственных аптечных предприятий контролирует
санкт-петербургское   государственное    учреждение    здравоохранения
"Северо-Западный центр по контролю качества и сертификации лекарств".

     Лекарственные формы,  изготавливаемые в производственных аптечных
предприятиях,  имеют сравнительно низкие цены,  поэтому в них особенно
нуждаются  малоимущие  слои  населения.  Кроме  того,  эффективность и
индивидуальность  рецептуры  определяет  необходимость   лекарственных
средств,  изготовленных  в производственном аптечном предприятии,  для
детей и хронических больных.  В 2001 году производственными  аптечными
предприятиями   изготовлено   и   реализовано   более  4  млн.  единиц
лекарственных форм.  В работе  производственных  аптечных  предприятий
крайне  заинтересованы  и лечебно-профилактические учреждения (для них
производственные аптечные  предприятия  готовят  лекарственные  формы,
которые  не  выпускаются промышленностью:  растворы фурацилина,  калия
перманганата,  растворы для физиотерапии, а также лекарственные формы,
которые выпускаются промышленностью,  но по цене значительно выше, чем
изготовленные в производственных аптечных предприятиях).  В 2001  году
производственными аптечными предприятиями для лечебно-профилактических
учреждений изготовлено 644 тыс.  единиц лекарственных  форм  на  общую
сумму 6240,7 тыс. рублей.

     Лекарственное обеспечение   горожан,  имеющих  право  на  льготы,
организовано   в   соответствии   с   Законом   Санкт-Петербурга    "О
лекарственном      обеспечении      льготных     категорий     жителей
Санкт-Петербурга".  Финансирование программы льготного  лекарственного
обеспечения   осуществляется   только   из  бюджета  Санкт-Петербурга,
средства  на  закупку  лекарственных  препаратов  предусматриваются  в
бюджете   отдельной  строкой.  Очевидно,  что  степень  удовлетворения
потребности  данной  группы  населения   в   лекарственных   средствах
полностью   зависит   от   объема   предусмотренного   на   эти   цели
финансирования.

     Из 81 аптечного предприятия,  участвующего в реализации  льготных
лекарственных  средств,  72  (89%)  являются  аптечными  предприятиями
государственной формы собственности.

     Частные фармацевтические структуры на 64%  представлены аптечными
пунктами  и  аптечными  киосками.  Они располагаются в приспособленных
помещениях на  пути  оживленных  людских  потоков,  создают  видимость
доступности  лекарственной  помощи  населению.  Ассортимент  аптечного
киоска  ограничен  перечнем  лекарственных  средств,  отпускаемых  без
рецепта  врача,  утвержденным  приказом  Министерства  здравоохранения
Российской  Федерации  от  19.07.1999  N  287,  а   условия   хранения
лекарственных     средств,    утвержденные    приказом    Министерства
здравоохранения  Российской  Федерации  от  13.11.1996   N   377   "Об
утверждении  инструкции  к организации хранения в аптечных учреждениях
различных  групп  лекарственных   средств   и   изделий   медицинского
назначения",   нарушаются   ввиду  несоответствия  занимаемой  площади
имеющимся объемам товара.  Такое положение ведет к ухудшению  качества
предоставляемой    лекарственной    помощи    и    снижению   рейтинга
фармацевтических видов деятельности до уровня обычной торговли.

     Следует отметить,  что отношения,  возникающие в сфере  обращения
лекарственных    средств   в   аптечных   предприятиях,   регулируются
государством путем:

     - государственной регистрации лекарственных средств;

     - лицензирования фармацевтической деятельности;

     - лицензирования  помещений  на  право  работы  с  наркотическими
лекарственными средствами и психотропными веществами;

     - регулирования процессов ценообразования;

     - государственного    контроля    производства,     изготовления,
эффективности, качества, безопасности лекарственных средств;

     - регламентирования условий получения,  хранения, учета и отпуска
психотропных   веществ   и   лекарственных   средств,   в   том  числе
наркотических, ядовитых и сильнодействующих препаратов;

     - обеспечения   льготных   категорий   жителей   Санкт-Петербурга
лекарственными средствами.

     Острыми остаются вопросы  совершенствования  действующей  системы
обеспечения качества лекарственных средств,  в том числе их контроля и
сертификации,  приватизации  государственных   аптечных   предприятий,
разработки  нормативных  документов по лицензированию,  которые должны
защищать  организации,  работающие  на   фармацевтическом   рынке,   и
обеспечивать  гражданам  возможность  реализовывать их конституционные
права на бесплатную медицинскую и лекарственную помощь.

     Рыночные отношения    значительно    изменили    прежние    схемы
лекарственного обеспечения.  Многие  ранее  существовавшие  нормативы,
правовые  взаимные  обязательства  между  субъектами этой системы были
разрушены,  а новые находятся в стадии становления.  Сегодня требуются
новые  местные  системы  лекарственного  обеспечения,  уровень которых
будет определяться экономическим благополучием каждой территории.

     За период  с  1992  по  1994   годы   в   Санкт-Петербурге   была
ликвидирована  система  органов  управления  и распределения ресурсов.
Аптеки  и  аптечные   склады   стали   самостоятельными   юридическими
предприятиями,  которые решают все вопросы финансирования, управления,
снабжения.

     Однако финансовое   положение   многих  государственных  аптечных
предприятий крайне нестабильно.

     Тяжелое финансовое  положение,  низкий уровень ведения бизнеса не
позволил ряду государственных  аптечных  предприятий  Санкт-Петербурга
выдержать  конкуренцию на фармацевтическом рынке.  Поставленные задачи
государственные аптечные предприятия решить не  смогли  из-за  низкого
товарооборота и, как следствие, невозможности уменьшения доли торговой
наценки  и  издержек   обращения   по   отношению   к   товарообороту,
неспособности  осуществлять  свои  социальные  функции  - качественное
обеспечение населения лекарственными средствами по доступным  ценам  в
необходимом ассортименте.

     По состоянию   на   01.01.2002  по  15  государственным  аптечным
предприятиям принято решение о ликвидации,  которая  осуществляется  в
соответствии   с   распоряжением   губернатора   Санкт-Петербурга   от
22.09.1998 N 943-р "О порядке  создания,  реорганизации  и  ликвидации
государственных унитарных предприятий и учреждений Санкт-Петербурга".

     Причинами отставания государственных аптечных предприятий в своем
рыночном  развитии  от  аптечных предприятий других форм собственности
являются:

     - отсутствие плана развития аптечной инфраструктуры,  приведшее к
бессистемному   разрастанию  государственных  аптечных  предприятий  и
вызвавшее целый ряд других  негативных  последствий,  отразившихся  на
финансовом состоянии государственных аптечных предприятий;

     - отсутствие    горизонтальной    и    вертикальной    интеграции
государственных аптечных предприятий;

     - неадекватное     реагирование     большинства     руководителей
государственных  аптечных  предприятий   на   происходящие   изменения
рыночной ситуации;

     - потеря стратегических ориентиров своего развития;

     - низкая конкурентоспособность;

     - инвестиционная непривлекательность.

     Численность государственных      аптечных      предприятий      в
Санкт-Петербурге существенно превышает их оптимальное количество и  не
соответствует  возможностям  города по управлению ими и контролю за их
деятельностью.

     Экономический анализ показывает,  что краткосрочные  конкурентные
перспективы  на  фармацевтическом  рынке  Санкт-Петербурга могут иметь
аптечные предприятия с минимальным годовым оборотом 6-10 млн. долларов
США.  Чтобы  краткосрочные  перспективы  перешли  в  разряд  средне- и
долгосрочных,  потребуется наращивание годового  оборота  до  20  млн.
долларов США.

     Частные аптечные  предприятия Санкт-Петербурга на протяжении ряда
лет  достаточно  успешно  реализуют  свои  конкурентные  стратегии   и
позиционируют  сетевой  аптечный  бизнес  в  качестве  торговых марок.
Основными составляющими их конкурентного поведения являются:

     - активная ценовая конкуренция;

     - изменение потребительских потоков за счет лучшего  расположения
сетевых  аптек,  чем действующие государственные аптечные предприятия,
или  в  непосредственной  близости  с  наиболее  успешно   работающими
государственными аптечными предприятиями;

     - увеличение   масштабов  существующих  аптечных  сетей  за  счет
приобретения объектов недвижимости,  имеющих наиболее  привлекательное
месторасположение для размещения новых аптечных учреждений.

     В частности,    закрытое    акционерное    общество    "Фармакор"
предусматривает дальнейшее расширение собственной аптечной сети до  85
аптечных  предприятий.  В  планах ряда дистрибьюторских структур также
предусмотрено создание (расширение) аптечных сетей,  в  том  числе  за
счет приватизации действующих государственных аптечных предприятий.

     В 2001  году частный аптечный сектор контролировал приблизительно
60-65% рынка (сегмент розничных продаж населению). По данным источника
закрытого  акционерного  общества  "Фармакор",  эта доля достигает уже
75%.

     Таким образом,   частный  аптечный  сектор  в  течение  3-летнего
периода   целенаправленно   наращивает   преимущества   сетевых   форм
организации   аптечного   бизнеса   за   счет  увеличения  масштаба  и
централизации  бизнеса  и  экономии   издержек   обращения   (снижение
операционных  расходов,  увеличение  размеров  скидок дистрибьюторов и
производителей и др.).

     Интеграционные процессы    среди     государственных     аптечных
предприятий последние 3 года практически заморожены,  что, безусловно,
негативно сказывается на  их  конкурентоспособности  как  коммерческих
организаций.

     Низкая экономическая эффективность  деятельности  государственных
аптечных  предприятий,  обусловленная снижением конкурентоспособности,
приводит к тому,  что доходы (заработная  плата)  аптечных  работников
государственных   аптечных  предприятий  проигрывают  по  сравнению  с
доходами работников частных аптечных предприятий.

     Это может  привести  к снижению уровня кадрового потенциала аптек
государственного  сектора  и  в  дальнейшем  приведет   к   ослаблению
конкурентоспособности     и     существенному    ухудшению    качества
лекарственного обслуживания населения в этих аптеках.

     Отсутствие перспектив   развития   обусловливается  также  низким
уровнем  хозяйственной  и  профессиональной  мотивации   руководителей
государственных аптечных предприятий.

     Низкая эффективность    деятельности   государственных   аптечных
предприятий Санкт-Петербурга приводит к недополучению доходов в бюджет
Санкт-Петербурга.

     Чрезмерно большое   число  аптечных  предприятий  (в  том  числе,
государственных),  а  также  их   мелкорозничных   филиалов,   ведущих
самостоятельную  и  не  всегда  четкую  деятельность  в части закупки,
хранения,  контроля  качества,   реализации   лекарственных   средств,
затрудняет оперативное выявление и изъятие из обращения субстандартных
(некачественных    и    фальсифицированных)    препаратов,     снижает
эффективность государственной системы фармацевтического контроля.

     Таким образом,   без   реализации   механизмов  интеграции  аптек
государственного   сектора   в   крупные   государственные    аптечные
предприятия  (аптечные  сети)  в  кратчайший период времени достижение
целей  Санкт-Петербурга  в  улучшении   деятельности   государственных
аптечных  предприятий  Санкт-Петербурга,  подведомственных Комитету по
здравоохранению, окажется практически невозможным.

     В сложившейся    социально-экономической     ситуации     назрела
необходимость   корректировки   приоритетов   в   области   управления
государственными аптечными предприятиями.

     Представляется, что   политика   Санкт-Петербурга   в   отношении
государственных  аптечных  предприятий  должна  быть  ориентирована на
достижение следующих целей:

     - увеличение доходов бюджета Санкт-Петербурга на основе повышения
эффективности деятельности аптек государственного сектора;

     - оптимизация структуры  собственности  в  интересах  обеспечения
устойчивых   предпосылок   для   развития  государственного  аптечного
бизнеса;

     - использование активов государственных аптечных предприятий  для
привлечения инвестиций;

     - повышение   конкурентоспособности   государственных    аптечных
предприятий      как      коммерческих      организаций,     улучшение
финансово-экономических показателей их деятельности  путем  содействия
процессам их интеграции;

     - повышение   социальной   эффективности   деятельности  аптечных
предприятий  и   улучшение   лекарственного   обслуживания   населения
Санкт-Петербурга, включая льготные категории жителей;

     - создание    эффективной    системы   обеспечения   качества   и
безопасности    лекарственных    средств,    реализуемых     населению
Санкт-Петербурга через аптечную сеть;

     - содействие      в      формировании     и     совершенствовании
кредитно-финансового механизма деятельности  государственных  аптечных
предприятий  за  счет привлечения банков,  заинтересованных в развитии
фармацевтического    бизнеса     и     становлении     цивилизованного
фармацевтического рынка Санкт-Петербурга;

     - повышение  эффективности  аптечного  менеджмента при сохранении
лучших традиций аптечного  дела,  профессиональной  преемственности  и
кадрового потенциала аптечной службы Санкт-Петербурга.

     Сложившаяся рыночная   ситуация,  интересы  горожан  подсказывают
правильное  решение:  интегрирование  самостоятельных  государственных
аптечных предприятий в крупные объединения,  государственные унитарные
предприятия (далее - аптечные сети) - единые юридические лица, которые
обеспечат  достижение соответствующих целей Санкт-Петербурга,  а также
переход   процессов    неуправляемой    ("дикой")    конкуренции    на
фармацевтическом   рынке   Санкт-Петербурга   в   русло  конкурентного
обеспечения качественных фармацевтических  услуг  его  жителям,  таким
образом,  управляемое  формирование аптечных сетей на базе действующих
государственных   аптечных   предприятий    позволит    повысить    их
конкурентоспособность,  изменить пропорции долей контролируемого рынка
в благоприятную для них сторону и сделать аптечные  сети  проводниками
единой  государственной  политики  в  сфере лекарственного обеспечения
населения и медицинских учреждений Санкт-Петербурга.

                           Задачи Концепции


     Настоящая Концепция   разработана  в  соответствии  с  Концепцией
управления государственным  имуществом  и  приватизации  в  Российской
Федерации,    одобренной   постановлением   Правительства   Российской
Федерации от 09.09.1999 N 1024.

     При разработке  настоящей  Концепции  также   учтены   требования
Федеральной  целевой  программы "Развитие медицинской промышленности в
1998-2000 годах и на период до 2005 года", утвержденной постановлением
Правительства    Российской    Федерации    от   24.06.1998   N   650,
предусматривающей наряду с другими создание:

     - современной инфраструктуры сбытовой сети;

     - современной системы организационно-экономического обеспечения в
сфере производства и реализации лекарственных средств.

     В результате   предлагаемой   реструктуризации  с  использованием
интеграционных механизмов  в  Санкт-Петербурге   на   деле   создается
современная  инфраструктура  сбытовой сети,  включающая в себя крупные
аптечные сети,  и формируются  предпосылки  для  создания  современной
системы  организационно-экономического  и информационно-аналитического
обеспечения в сфере реализации лекарственных средств.

     Интегрирование аптек государственного сектора в крупные  аптечные
сети  соответствует  интересам  Санкт-Петербурга,  так  как адекватная
рыночным реалиям организация инфраструктуры фармацевтического  бизнеса
и  его  аптечного  сегмента  позволит  Администрации  Санкт-Петербурга
эффективно решать вопросы лекарственного обеспечения горожан.

     Цели Санкт-Петербурга,   предусмотренные   Концепцией  управления
государственными  предприятиями,  учреждениями   и   реализации   прав
Санкт-Петербурга   как   участника  в  коммерческих  и  некоммерческих
организациях, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга
от   12.11.1998  N  34,  в  результате  предлагаемой  реструктуризации
достигаются следующим образом:

     а) происходит  реальная  поддержка  и развитие городской аптечной
инфраструктуры;

     б) за  счет  повышения  качества  аптечных  услуг  и   социальной
значимости   аптечных   сетей   обеспечивается  адекватная  реализация
социальных функций;

     в) за  счет  формирования   аптечных   сетей   и   повышения   их
конкурентоспособности,   а   также   оптимизации  количества  объектов
управления  реализуются  механизмы  устойчивого  развития  создаваемых
структур;

     г) обеспечиваются    условия   для   привлечения   дополнительных
внебюджетных инвестиционных ресурсов в экономику Санкт-Петербурга;

     д) обеспечиваются поступления  дополнительных  доходов  в  бюджет
Санкт-Петербурга  путем  создания  новых  и  возобновляемых источников
платежей за счет расширения реализованных рыночных ниш интегрированных
аптечных сетей.

     Предполагаемый экономический   рост   в   Российской   Федерации,
осуществление Стратегического    плана    развития    Санкт-Петербурга
обусловливают   стабильное   увеличение   платежеспособного  спроса  и
покупательной  способности  жителей  Санкт-Петербурга.  Следовательно,
формирование  государственных аптечных сетей означает усиление влияния
крупных интегрированных аптечных структур на фармацевтическом рынке  и
прогнозируемый рост финансово-экономических показателей в соответствии
с увеличением платежеспособности населения и ростом объемов рынка.

     Особенность создаваемых аптечных сетей состоит в том, что аптеки,
входящие в их структуру (в отличие от большинства других конкурентов),
в рамках единого технологического процесса:

     - занимаются розничной  реализацией  лекарственных  препаратов  и
изделий медицинского назначения;

     - осуществляют отпуск препаратов по бесплатным рецептам;

     - обеспечивают  население  и  лечебно-профилактические учреждения
наркотическими средствами и психотропными препаратами;

     - обеспечивают   производство    и    реализацию    лекарственных
препаратов, изготовленных по индивидуальным рецептам.

     Интегрирование обеспечивает приблизительно равные условия ценовой
конкуренции с существующими  частными  аптечными  сетями  и  формирует
конкурентное поле в сфере аптечной логистики и сфере качества аптечных
услуг,  в которых сконцентрированы основные конкурентные  преимущества
создаваемых аптечных сетей.

     Для достижения  намеченной  цели,  учитывая  проведенный  анализ,
должны быть решены следующие задачи:

     - определение    перечня   аптечных   государственных   унитарных
предприятий,    подлежащих     реорганизации,     перечня     аптечных
государственных  унитарных  предприятий,  подлежащих  приватизации,  и
перечня аптечных  государственных  унитарных  предприятий,  подлежащих
ликвидации;

     - формирование 5 государственных унитарных предприятий  (аптечных
сетей),   предусмотрев  возможность  преобразования  одного  из  вновь
созданных государственных унитарных предприятий (N  1)  в  акционерное
общество со 100-процентным государственным капиталом;

     - осуществление   бюджетной  поддержки  государственных  аптечных
предприятий,  занятых   производством,   изготовлением   лекарственных
средств  и  обеспечивающих  отпуск  лекарственных  средств по льготным
рецептам в соответствии с действующим законодательством;

     - создание  единой  системы  снабжения  лекарственными средствами
городских медицинских учреждений,  осуществляющих реализацию программы
государственных  гарантий  обеспечения  граждан бесплатной медицинской
помощью,  в  рамках   перечня   жизненно   необходимых   и   важнейших
лекарственных   средств,   утвержденного  распоряжением  Правительства
Российской Федерации от 04.04.2002 N 425-р;

     - создание   регионального    оперативного    резерва    жизненно
необходимых  и  важнейших  лекарственных  средств,  в  том  числе  для
обеспечения  лекарственными  средствами  во  время   экстремальных   и
чрезвычайных ситуаций;

     - организация   действенной    системы    обеспечения    качества
лекарственных  средств  и парафармацевтической продукции,  реализуемых
через аптечную сеть.

     Реорганизация государственных аптечных предприятий осуществляется
в    соответствии   с   законодательством   Российской   Федерации   и
Санкт-Петербурга по инициативе Комитета по здравоохранению и отдельных
аптечных предприятий.

     Конкретные бизнес-планы   вновь    создаваемых    государственных
аптечных предприятий (аптечных сетей) разрабатываются в соответствии с
требованиями  Положения  о  взаимодействии  структурных  подразделений
Администрации    Санкт-Петербурга    при   управлении   организациями,
созданными с участием  Санкт-Петербурга,  утвержденного  распоряжением
губернатора  Санкт-Петербурга  от  14.01.2000  N 3-р,  и Методическими
рекомендациями по  реформе  предприятий  (организаций),  утвержденными
приказом  Министерства  экономики Российской Федерации от 01.10.1997 N
118.

     Основными источниками ресурсов,  обеспечивающих достижение  целей
бизнес-планов  в результате предлагаемой реорганизации государственных
аптечных предприятий, являются следующие:

     - оптимизация финансово-экономических показателей;

     - стабилизация и прогнозируемое расширение реализованной рыночной
ниши аптечных сетей;

     - прибыль от финансово-хозяйственной деятельности аптечных сетей;

     - экономический   эффект   от  реализации  конкурентной  политики
аптечных сетей, предусмотренной бизнес-планами;

     - квалификация персонала аптечных сетей.

     Созданным аптечным   сетям   потребуется  определенный  временной
период  для  установления  внешних  и  внутренних  связей,   выработки
фирменного стиля работы и занятия своей ниши на фармацевтическом рынке
Санкт-Петербурга.

     Появление аптечных   сетей   приведет  к  изменению  сложившегося
положения на фармацевтическом рынке Санкт-Петербурга и  создаст  новую
экономическую  ситуацию  для  участников  рынка.  В связи с изменением
ситуации на фармацевтическом  рынке  необходимо  будет  издание  новых
нормативных   законодательных   актов,   касающихся   фармацевтической
деятельности,  в  том  числе  регламентирующих  порядок   открытия   в
Санкт-Петербурге  новых  аптечных структур и совершенствования системы
управления  фармацевтической  сферой,  контроля  за   фармацевтической
деятельностью всех участников фармацевтического рынка.

     Интегрирование государственных  аптечных  предприятий  в аптечные
сети приведет к дальнейшему  развитию  конкурентной  среды  розничного
рынка   лекарственных   препаратов,   поскольку   на   рынке  появятся
конкурентоспособные,   инвестиционно   привлекательные   хозяйствующие
субъекты,  обладающие  потенциалом развития и нацеленные на расширение
реализованных рыночных ниш.



Информация по документу
Читайте также