Расширенный поиск
Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.11.1998 № 34ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 ноября 1998 года N 34 О Концепции управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участника в коммерческих и некоммерческих организациях Рассмотрев итоги проведенной Комитетом по управлению городским имуществом работы по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций, созданных при участии Санкт-Петербурга, в целях повышения эффективности управления указанными организациями и в соответствии с Концепцией реформирования предприятий и иных коммерческих организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 года N 1373, Правительство Санкт-Петербурга п о с т а н о в л я е т: 1. Считать приоритетным направление деятельности Администрации Санкт-Петербурга по созданию системы эффективного управления государственными предприятиями и учреждениями, пакетами акций (паями, долями) государства в хозяйственных обществах и товариществах, иных коммерческих и некоммерческих организациях, а также государственным имуществом, переданным указанным организациям, включающей такие элементы, как инвентаризация и мониторинг, целеполагание, планирование, отбор и мотивирование управляющих, а также регулярный контроль в отношении каждого конкретного предприятия, учреждения, организации. 2. Одобрить Концепцию управления государственными предприятиями, учреждениями и реализации прав Санкт-Петербурга как участника в коммерческих и некоммерческих организациях (далее - Концепция) согласно приложению. 3. Считать необходимым создание системы оперативного, управленческого и бухгалтерского учета активов и обязательств Санкт-Петербурга (имущественного баланса Санкт-Петербурга). Предложить Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом финансов организовать формирование системы учета активов и обязательств Санкт-Петербурга (имущественного баланса Санкт-Петербурга). 4. Считать необходимым создание контрольно-плановой комиссии, состоящей из представителей Комитета по управлению городским имуществом, Комитета экономики и промышленной политики и Комитета финансов, функции которой устанавливаются в соответствии с Концепцией. Предложить Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом экономики и промышленной политики и Комитетом финансов обеспечить разработку и представление на утверждение до 1 февраля 1999 года распоряжения губернатора Санкт-Петербурга "О создании контрольно-плановой комиссии". 5. Предложить: 5.1. Комитету по управлению городским имуществом до 1 марта 1999 года разработать и утвердить порядок сбора, хранения и представления информации о коммерческих и некоммерческих организациях, созданных с участием Санкт-Петербурга. 5.2. Отраслевым и территориальным органам Администрации Санкт-Петербурга до 1 апреля 1999 года обеспечить в соответствии с установленным порядком сбор, обобщение и представление в Комитет по управлению городским имуществом информации о подведомственных государственных предприятиях, учреждениях и иных организациях. 5.3. Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом экономики и промышленной политики и Комитетом финансов с учетом мнения соответствующих отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга до 1 мая 1999 года осуществить классификацию всех коммерческих и некоммерческих организаций, созданных с участием Санкт-Петербурга, в соответствии с целями Санкт-Петербурга, определенными согласно Концепции. По результатам классификации сформировать перечни: - государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, подлежащих соответственно ликвидации или реорганизации, в том числе преобразованию в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в собственности Санкт-Петербурга, а также приватизации; - иных коммерческих и некоммерческих организаций, участие Санкт-Петербурга в которых должно быть прекращено в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также хозяйственных обществ и товариществ, акции (доли, паи) Санкт-Петербурга в которых подлежат передаче в доверительное управление. 6. Предложить Комитету по управлению городским имуществом в отношении хозяйственных обществ и товариществ, в которых Санкт-Петербург является участником (акционером) и в которых Санкт-Петербург не преследует иных предусмотренных Концепцией целей, кроме цели получения доходов (дивидендов), осуществлять передачу акций (долей, паев) Санкт-Петербурга в доверительное управление. Договоры доверительного управления акциями (паями, долями) Санкт-Петербурга в таких обществах и товариществах должны предусматривать обязательства доверительных управляющих по достижению конкретных экономических результатов, их имущественную ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств, а также обеспечение обязательств доверительного управляющего способами, установленными гражданским законодательством. Считать необходимым заключение договоров доверительного управления, как правило, на конкурсной основе. 7. Предложить Комитету по управлению городским имуществом до 1 апреля 1999 года в установленном порядке разработать и представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга: - проект закона Санкт-Петербурга "О порядке управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга"; - проект закона Санкт-Петербурга "О представителях Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях". 8. Предложить Комитету по управлению городским имуществом совместно с Комитетом экономики и промышленной политики и Комитетом финансов обеспечить разработку, согласование и представление на утверждение губернатора Санкт-Петербурга в установленном порядке до 1 марта 1999 года: - распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О взаимодействии подразделений Администрации Санкт-Петербурга в сфере управления государственными предприятиями (учреждениями) Санкт-Петербурга, иными коммерческими и некоммерческими организациями, в которых Санкт-Петербург является участником (акционером)"; - распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о порядке принятия решений об участии Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях"; - распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о порядке осуществления Санкт-Петербургом прав собственника имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями"; - распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О методиках анализа деятельности организаций с участием Санкт-Петербурга, государственных предприятий и учреждений Санкт-Петербурга". 9. Предложить Комитету финансов по согласованию с Комитетом по управлению городским имуществом и Комитетом экономики и промышленной политики до 1 марта 1999 года разработать порядок финансирования расходов отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга на осуществление функций по управлению коммерческими и некоммерческими организациями, созданными с участием Санкт-Петербурга. Источниками средств, направляемых на финансирование указанных расходов отраслевых и территориальных органов Администрации Санкт-Петербурга, как правило, должны являться: - доходы бюджета Санкт-Петербурга, получаемые в виде изымаемой собственником части прибыли подведомственных указанным органам государственных предприятий, дивидендов от иных коммерческих организаций; - экономия средств бюджета Санкт-Петербурга, направляемых на финансирование подведомственных указанным органам государственных учреждений. 10. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по управлению городским имуществом Лихачева А.Н. И.о. губернатора - Председателя Правительства Санкт-Петербурга В.В.Яцуба Приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 12.11.98 N 34 КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КАК УЧАСТНИКА В КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА В КОММЕРЧЕСКИХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ) I. ВВЕДЕНИЕ Настоящая Концепция определяет основные принципы государственной политики Санкт-Петербурга в области управления государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, осуществления прав Санкт-Петербурга как участника в иных коммерческих и некоммерческих организациях. Настоящая Концепция принимается в развитие СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. Государственная политика, основанная на настоящей Концепции, преследует цели налаживания эффективного функционирования рыночного механизма, создания благоприятного инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, повышения конкурентоспособности коммерческих организаций и качества работы некоммерческих организаций, улучшения общих финансово-экономических показателей деятельности указанных организаций путем содействия внутренним преобразованиям в них: улучшению качества управления в организациях, в необходимых случаях -реструктуризации предприятий, модернизации производственных фондов, ускорению передачи коммерческими организациями объектов социально-культурного и жилищно-коммунального хозяйства, прекращению осуществления иных, не свойственных им функций. Настоящая Концепция направлена на усиление государственного контроля за использованием государственного имущества и регулирования экономики Санкт-Петербурга. Настоящая Концепция призвана решить следующие основные задачи: переход к пообъектному управлению; повышение эффективности управления путем оптимизации управленческих решений и затрат Санкт-Петербурга, расходов организаций, участником или собственником имущества которых является Санкт-Петербург, по достижению определенных качественных результатов их деятельности; оптимизация количества объектов управления; использование государственных активов в качестве инструмента привлечения инвестиций в экономику Санкт-Петербурга; обеспечение прав Санкт-Петербурга как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях; обеспечение надлежащего учета и контроля за сохранностью и использованием имущества Санкт-Петербурга; получение дополнительных доходов, создание новых возобновляемых источников поступлений в бюджет Санкт-Петербурга. Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для подразделений Администрации Санкт-Петербурга, осуществляющих от имени Санкт-Петербурга полномочия собственника имущества государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, а также права Санкт-Петербурга как участника иных коммерческих и некоммерческих организаций. Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга в пределах предоставленных ему полномочий территориального органа Министеурства государственного имущества Российской Федерации, иные органы государственной власти и управления Санкт-Петербурга при наличии у них соответствующих полномочий и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации реализуют определенные настоящей Концепцией принципы государственной политики при управлении государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, собственником имущества которых является Российская Федерация, при осуществлении прав Российской Федерации как участника иных коммерческих и некоммерческих организаций. В целях настоящей Концепции некоторые используемые в ней термины имеют следующее содержание: организация - государственное унитарное предприятие, государственное учреждение, кроме учреждений, являющихся органами государственной власти и управления, иные коммерческие и некоммерческие организации, в которых Санкт-Петербург является участником (учредителем, акционером); предприятие - государственное унитарное предприятие, коммерческая организация, в которой Санкт-Петербург является участником (учредителем, акционером); управляющий - руководитель государственного предприятия, учреждения, управляющая компания, представители Санкт-Петербурга в исполнительных органах коммерческих и некоммерческих организаций, в которых Санкт-Петербург является участником (учредителем, акционером), доверительный управляющий акциями (долями, паями) Санкт-Петербурга. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ И КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Государственная собственность является той материально-технической и финансовой базой, которая выступает одним из важнейших средств, обеспечивающих выполнение государством своих функций и задач. Решаемые государством политические, социальные, экономические задачи объективно требуют наличия соответствующих им материальных ресурсов. Во многом их выполнение обеспечивается имуществом казны и имуществом, закрепленным за органами государства, непосредственно осуществляющими его функции. В то же время отечественный и зарубежный опыт функционирования рыночно ориентированной экономики свидетельствует о том, что в этой сфере роль государства не сводится только лишь к регулирующей функции, т.е. к установлению правил и порядка деятельности субъектов в сфере экономических отношений. Специфика достигаемого в результате реализации некоторых функций и задач государства социально-экономического результата вызывает также необходимость участия государства в этих отношениях на юридически равных началах с иными субъектами отношений и предопределяет объем и характер воздействия государства на указанные отношения с помощью рыночных инструментов. Потребности опосредованного участия государства в экономических отношениях реализуются, в частности, через создание государственных унитарных, федеральных казенных предприятий, государственных учреждений, обладающих вещными правами на государственное имущество, а также путем реализации обязательственных прав в отношении хозяйственных обществ и товариществ, в которых государство является участником (акционером). Санкт-Петербург как субъект Российской Федерации в пределах, установленных Конституцией России, Уставом Санкт-Петербурга, определяет государственную экономическую политику, регулирует экономические отношения, осуществляет социальные, культурные и иные функции и задачи государства на территории Санкт-Петербурга. Одним из инструментов Санкт-Петербурга в выполнении им соответствующих задач является участие в коммерческих и некоммерческих организациях. По состоянию на 01.10.98 в Санкт-Петербурге находится: 1168 предприятий и организаций, имущество которых находится в собственности Российской Федерации; 1654 предприятия и организации, имущество которых находится в собственности Санкт-Петербурга. Кроме государственных предприятий и учреждений на территории Санкт-Петербурга осуществляют деятельность организации, в которых Российская Федерация, Санкт-Петербург являются участниками (учредителями, акционерами). Выделяется три группы таких организаций: 1. Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, акции которых, подлежащие продаже, полностью не проданы. Основной задачей государства является отчуждение всех принадлежащих государству пакетов акций в таких акционерных обществах в процессе приватизации на наиболее выгодных для государства условиях -по максимальной стоимости, с обязательством выполнения определенных инвестиционных и/или социальных условий. Общее количество таких акционерных обществ составляет 233. 2. Акционерные общества, созданные в процессе приватизации, часть акций которых в соответствии с установленными ограничениями закрепляется в государственной собственности и не подлежит отчуждению до принятия решения о прекращении закрепления. К этой же группе можно отнести акционерные общества, в которых государство может не являться акционером, но в отношении которых в установленном порядке принято решение об использовании специального права государства на участие в управлении ("золотой акции"). Общее количество таких акционерных обществ - 87. 3. Иные коммерческие и некоммерческие организации, за исключением государственных унитарных предприятий (учреждений) и акционерных обществ, указанных в первой и второй группах. Общее количество таких организаций, выявленных и учтенных в реестре государственной собственности, в настоящее время составляет 109. Необходимо признать, что в настоящее время государство не располагает необходимой информацией не только о состоянии дел организаций, собственником имущества которых оно является или в которых участвует, но и исчерпывающей информацией о наличии и количестве указанных организаций. На начальном этапе экономических преобразований в стране на основе государственного имущества создавались организации подразделениями районных администраций, территориальными и отраслевыми органами государственной власти и управления, государственными предприятиями, объединениями. Внесение государственного имущества в качестве вкладов в такие организации, его использование осуществлялись практически бесконтрольно. Создание подобных организаций, как правило, не было связано с реализацией каких бы то ни было государственных интересов. Представители государства как участника (акционера) в эти организации назначались далеко не всегда. Проблема выявления таких организаций, их учет в системе ведения реестра государственной собственности по-прежнему остается актуальной. В настоящее время процесс создания организаций с участием государства осуществляется в соответствии с законодательством органами, уполномоченными управлять и распоряжаться государственным имуществом. Однако некоторое упорядочение процесса создания таких организаций и установление правил и порядка распоряжения государственным имуществом, не превратило государство в эффективного собственника, о чем, в частности, свидетельствуют: 1. Незначительный размер доходов и управленческие расходы государства как собственника государственного имущества. Отсутствие практики получения государством как собственником имущества государственных предприятий части прибыли от их деятельности, крайне низкая доля дивидендов в общем объеме поступлений в доходную часть бюджета Санкт-Петербурга являются объективными и бесспорными свидетельствами неэффективности управляющего воздействия государства. Однако не менее значительным признаком неэффективности управления является и невозможность оценки управленческих расходов Санкт-Петербурга с точки зрения их необходимости и обоснованности. Указанное позволяет с достаточным основанием предположить, что управленческие расходы существующей системы управления предприятиями и организациями существенно завышены. 2. Нередкие случаи незаконного распоряжения государственным имуществом и распоряжения имуществом на крайне невыгодных для государства условиях. Кроме того, что указанные случаи отмечены при распоряжении государственным имуществом лицами, которым оно вверено (руководителями государственных предприятий и учреждений, арендаторами и пользователями государственным имуществом), имеет место и принятие решений государственными органами о распоряжении государственным имуществом, в том числе в виде внесения вклада в уставные капиталы соответствующих организаций, без должного обоснования. Вследствие отсутствия постоянного пообъектного контроля за государственным имуществом, ведение претензионно-исковой работы зачастую осложняется истечением сроков исковой давности для предъявления соответствующих требований, что приводит к безвозвратной утрате государственного имущества. 3. Практика взаимоотношений собственника с государственными унитарными предприятиями. Анализ финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий показывает, что возможности их руководителей бесконтрольно распоряжаться финансовыми потоками таких предприятий, в т.ч. самостоятельно определять направления использования прибыли, распоряжаться имуществом предприятия без какого бы то ни было согласования своих решений с собственником (за исключением недвижимого имущества), на практике приводят к: переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в компании-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков; заключению сделок, в отношении которых имеется заинтересованность руководителей, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции и к хищениям государственного имущества. Зачастую руководители государственных предприятий отказываются от выполнения правомерных требований государственных органов, например, требований о регулярном предоставлении отчетов о финансово-экономических результатах деятельности предприятий, что становится возможным вследствие несовершенства законодательства о труде и правовой конструкции института права хозяйственного ведения. В целом ситуация, сложившаяся в области управления государственными предприятиями, учреждениями, организациями, может быть охарактеризована следующим образом: уполномоченные государственные органы не решают надлежаще управленческие задачи, связанные с развитием государственного сектора экономики, а всего лишь пытаются устранять негативные экономические и социальные последствия бесконтрольного и некомпетентного, в ряде случаев недобросовестного, распоряжения государственным имуществом. Оценивая ситуацию в государственном секторе экономики, следует учитывать следующие обстоятельства: 1. Круг субъектов экономических отношений, в деятельности которых государство заинтересовано как собственник или субъект обязательственных прав, а также круг государственных учреждений, выполняющих социальные функции, в настоящее время не является сознательным выбором (решением) государства. Во многом этот круг сложился исторически на основе всего имущества, составлявшего государственную собственность до начала приватизации. В настоящее время в число объектов государственной собственности входит значительное число предприятий, подлежащих приватизации, но не приватизированных по ряду причин (в основном, в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, проведение которой было оправдано в начале экономических реформ, не могло учитывать индивидуальные особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации. Кроме того, в круг указанных субъектов входят также организации, созданные на основе государственного имущества государственными предприятиями, объединениями, органами государственной власти и управления в начале экономических реформ как следствие политики либерализации экономических отношений в отсутствие необходимой правовой базы о предприятиях и предпринимательской деятельности, о приватизации, о порядке управления и распоряжения государственным имуществом. Интересы государства как эффективного собственника в настоящее время в значительном числе случаев предполагают необходимость отчуждения государственного имущества таких предприятий, акций, долей (паев) государства в соответствующих организациях. 2. Отсутствие необходимого опыта менеджмента, экономических знаний, соответствующей культуры и мировоззрения администраторов в сфере экономики является значительным препятствием для эффективной работы предприятий в новых экономических условиях, ломке негативных тенденций и формирования реальных предпосылок преодоления экономического кризиса. 3. Государственные и иные предприятия как самостоятельные хозяйствующие субъекты обоснованно защищены от произвольного, не регламентированного вмешательства в свои дела государственных органов. Государственные органы, осуществляющие управление организациями, созданными с участием государства, и не должны подменять профессиональный менеджмент организаций, вмешиваясь в принятие оперативных решений. Ключевые проблемы. 1. Государственные органы не обладают полной и актуальной информацией о деятельности государственных предприятий, учреждений и иных созданных с участием государства организаций, необходимой для принятия своевременных и обоснованных решений. Система ведения реестра государственной собственности, применяемая в настоящее время, не приспособлена к выполнению управленческих задач. Координация и взаимодействие с отраслевыми органами государственного управления по обмену необходимой информацией в процессе принятия управленческих решений требует высокой оперативности, которой невозможно добиться вне регламентированного механизма взаимодействия государственных органов. Отсутствует практика обязательных периодических отчетов государственных предприятий и учреждений, а также управляющих о результатах своей деятельности. Не определены требования, которым должна соответствовать такая отчетность для обеспечения потребностей управления. Отсутствует практика обобщения и анализа такой отчетности. 2. Цели, преследуя которые государство создает либо сохраняет в своей собственности ранее созданные объекты, во многих случаях неочевидны и не осознаны уполномоченными государственными органами. Отсутствие определенных критериев не позволяет выявить объекты, наличие которых в государственной собственности не служит никаким государственным функциям и задачам. Отсутствует практика постановки цели по каждому объекту, что не позволяет в процессе управления наилучшим образом удовлетворять государственным интересам. В частности, отсутствие такой практики не позволяет оптимизировать управленческие издержки государства и организаций, собственником имущества которых оно является или в которых участвует. 3. Отсутствует практика пообъектного планирования деятельности организаций и регулярного контроля ее результатов. 4. Государственные органы, определяя цели государства и его интересы в деятельности конкретной организации, не могут и не должны разрабатывать стратегию ее работы, текущие и перспективные плановые показатели деятельности. Однако государственные цели и интересы вне зависимости от того, как они обозначены применительно к конкретной организации, предполагают плановое их достижение. Таким образом, необходимо организовать обязательное планирование деятельности соответствующих организаций и управляющих, при котором планирование как неотъемлемая часть функции менеджмента осуществляется самими управляющими, а не государственными органами. Планирование, которое, по сути, является определением наилучшего способа достижения цели, должно быть ориентировано на принцип наибольшей экономичности при достижении цели. В настоящее время не созданы условия и стимулы выбора наиболее экономичного способа достижения цели. В ряде случаев отсутствуют установленные государством или с ним согласованные критерии оценки результатов деятельности организаций с точки зрения достижения определенных целей. При такой ситуации неизбежны несогласованность и противоречия в действиях и политике государственных органов, ответственных за реализацию различных государственных функций. В отсутствие объективных данных о реальных потребностях соответствующих отраслей, обеспечивающих необходимые качественные результаты деятельности отраслевых организаций, органы, ответственные за распределение ресурсов, вследствие дефицита последних, руководствуются в своей деятельности соображениями экономии ресурсов; отраслевые органы государственного управления, напротив, исходят из установки на их максимальное привлечение. 5. Интересы управления требуют высокого профессионализма и ответственности управляющих, эффективного контроля за их деятельностью, а также возможностей стимулирования управляющих по результатам управления. а) Решение проблемы профессионализма связано с особыми требованиями к профессиональной квалификации управленческих кадров, методам их привлечения и отбора. В настоящее время отсутствуют обязательные требования к профессиональной квалификации лиц, привлекаемых в качестве управляющих, отсутствует практика проверки их профессиональных качеств (аттестация) как необходимое условие привлечения в качестве управляющего. Отсутствует практика конкурсного подбора и замещения управленческих должностей в организациях с участием государства. Не достаточно широко используется практика привлечения управляющих компаний. Отсутствуют обязательные требования к этим компаниям, связанные с оценкой способности управляющих компаний решать соответствующие задачи и нести ответственность за их ненадлежащее решение. Назначение руководителей государственных предприятий и учреждений отнесено к ведению отраслевых органов государственного управления, формирование органов управления иных коммерческих организаций - к ведению собраний акционеров, собраний участников и т.п. этих организаций, на которых интересы государства представляют уполномоченные представители. Представители определяются органами, уполномоченными управлять государственным имуществом или осуществлять полномочия собственника. б) Важным мотивом работы управляющего является реально действующий механизм ответственности за результаты управления. Размер ответственности должен быть соизмерим с масштабом задачи. Указанным принципам в наибольшей степени соответствует деятельность управляющих компаний и доверительных управляющих, которые должны привлекаться к решению управленческих задач на основе конкурсной системы отбора. Меры ответственности, которые собственник может применить к руководителю государственного унитарного предприятия, определяются законодательством о труде, которое создает подчас непреодолимые формальные препятствия решения вопросов увольнения руководителя, допустившего злоупотребления или не способного в силу личных или профессиональных качеств отвечать потребностям современного менеджмента. в) Механизм материального стимулирования управляющих в настоящее время не находится в зависимости от меры удовлетворения государственных интересов. Размер вознаграждения управляющего и порядок его выплаты должен ориентировать управляющего на поиск наиболее оптимальных путей развития организации, принятие мер по эффективному использованию и сохранности соответствующего имущества и свести на нет употребление управляющим своих возможностей для удовлетворения своекорыстных интересов в ущерб интересам государства. Действующие методики расчета вознаграждения руководителей государственных предприятий (учреждений), в которых размер вознаграждения зависит от количества работающих, стоимость активов, не стимулируют руководителей к оптимизации организационной и имущественной структуры предприятий, приводящей к сокращению влияющих на вознаграждение параметров. 6. В настоящее время полномочия государства как собственника имущества (участника, акционера) осуществляются различными органами государственной власти и управления, деятельность которых не взаимоувязана едиными принципами и установленным порядком. Отсутствует необходимая координация в работе этих органов, обеспечивающая безусловное проведение в жизнь государственной политики в сфере управления организациями. Изложенное позволяет констатировать отсутствие в настоящее время эффективной системы управления государственными предприятиями, учреждениями и организациями с участием государства и прямую взаимосвязь неэффективного управления с экономическими, финансовыми и иными хозяйственными результатами деятельности соответствующих организаций, которые в свою очередь влекут целый ряд негативных макроэкономических и социальных последствий. III. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ 1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ При создании государственного предприятия, учреждения, при принятии решения об участии государства в деятельности коммерческих или некоммерческих организаций, а также применительно ко всем действующим организациям должна быть осознана цель государства, вытекающая из его функций и задач, выражена вовне, документально закреплена и, таким образом, очевидна для самой организации и всех третьих лиц. Интересам достижения этой цели должна быть подчинена деятельность соответствующей организации, управляющих и политика государства в сфере управления. Применительно к целям должны дифференцироваться подходы и порядок определения критериев достижения цели, выбора управляющих, построение системы контроля за деятельностью управляющих и организаций. Целью государства в деятельности коммерческих организаций, как правило, является получение дивидендов (части прибыли предприятия). Государственные интересы в связи с реализацией данной цели предполагают такие управленческие усилия, которые должны привести к стабильному получению дохода государством от деятельности организаций в максимальном размере. Исключения из этого правила, применительно к коммерческим организациям (выполняющим социальные функции, функции регулирования естественных монополий и т.д.), должны быть особо оговорены. В случае отсутствия такой оговорки государственные органы в практике принятия управленческих решений применительно к коммерческим организациям должны исходить из презумпции цели получения дохода. Интересы государства в деятельности некоммерческих организаций (а при наличии указанной выше оговорки и коммерческих организаций) вне зависимости от цели государства, преследуемой в их деятельности, предполагают ее достижение (определенных качественных показателей результата деятельности организаций) наиболее экономичным образом. Применительно к ряду крупных государственных промышленных предприятий (в т.ч. предприятий оборонно-промышленного комплекса) в соответствии с Концепцией реформирования промышленных предприятий, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга 10.09.98, предполагая перспективную цель получения дохода от их деятельности в будущем, государство преследует промежуточную цель повышения их финансовой устойчивости, сохранения ядра созданного в течение многих лет научного, технологического, производственного потенциала промышленности, сохранения рабочих мест на этих предприятиях, обеспечивающего благоприятную социальную ситуацию в Санкт-Петербурге. Указанные цели достигаются путем реструктуризации этих предприятий, т.е. приведения организационной и производственной структуры предприятий, их мощностей, состава имущества, площади занимаемых земельных участков в соответствие с теми объемами продукции этих предприятий, на которые имеется реальный платежеспособный спрос на рынке. В современной экономической ситуации, характеризующейся общим спадом производства, существенным снижением оборонного государственного заказа, производственные мощности крупнейших промышленных предприятий, имеющих уникальные разработки и технологии, уникальный набор технологического оборудования и производящих традиционную или новую продукцию, пользующуюся определенным спросом на внутренних и внешних рынках, в значительной мере недогружены при одновременном сохранении у этих предприятий практически не изменившихся размеров имущества и земельных участков, содержание и эксплуатация которых экономически оправдана лишь при условии выпуска предприятиями тех объемов продукции, которые соответствуют их номинальной мощности. У таких предприятий произошло значительное увеличение доли накладных расходов в себестоимости выпускаемой продукции, себестоимость начала превышать рыночную цену этой продукции. Как следствие, начал возрастать дефицит оборотных средств, что в свою очередь повлекло за собой рост неплатежей и снижение реального платежеспособного спроса на продукцию промышленного производства. Поскольку круг целей тесно связан с функциями и задачами государства, этот круг должен быть ограничен и нормативно определен. Не допустимо участие государства в организациях, деятельность которых выходит за пределы его функций либо не соответствует его задачам (номинальное участие государства с целью повышения авторитета организации; участие государства, посредством которого реализуется удовлетворение эгоистических интересов организации или участников, и т.п.). Круг целей Санкт-Петербурга (в соответствии со СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА), преследуемых им в деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, очерчивается следующим образом: реализация общегосударственных функций (оборона, безопасность и т.п.); реализация социальных функций (обеспечение занятости, медицинская помощь, социальное обеспечение и т.п.); реализация хозяйственных функций (экономия ресурсов, получение доходов и пр.); реализация экономических функций (стимулирование развития экономики); поддержание и развитие инфраструктуры; развивающая функция (наука, культура, образование и др.); регулирование естественных монополий; привлечение дополнительных внебюджетных инвестиционных ресурсов в экономику города. Неотъемлемым элементом каждой из определенных целей является принцип ее достижения ценой максимальной экономии соответствующих ресурсов. Цель, определенная в соответствии с указанным кругом, как правило, конкретизируется применительно к каждой организации. 2. ПООБЪЕКТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Решение вопроса о способе достижения цели, как правило, выходит за пределы возможностей органов государственного управления. Однако процесс поиска оптимальных способов достижения целей, входящий в число непосредственных задач управляющего, должен быть организован государственными органами и проходить в определенных процедурных рамках. В связи с этим необходимо: а) установить обязательные требования разработки и/или предоставления для оценки соответствующих данных о способе достижения цели, о показателях текущего и перспективного планирования финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов (бизнес-плана) при принятии решения о создании организации, ее реорганизации, об участии государства в организации, совершении действий с государственным имуществом, требующим решения или согласования с собственником, а также периодического предоставления таких данных применительно ко всем действующим организациям, деятельности представителей в организации, доверительных управляющих. Разработка бизнес-плана должна являться обязанностью и неотъемлемой составной частью деятельности управляющего; б) установить обязательные требования к форме, содержанию и периодичности предоставления данных о способе достижения цели (бизнес-плана); в) создать условия для отбора наилучших предложений (бизнес-планов) о способе достижения цели и, соответственно, для выбора управляющих; г) определить порядок оценки предоставленных предложений (бизнес-планов), критерии оценки, определить органы, осуществляющие оценку, порядок их взаимодействия и контроля за надлежащим исполнением органами соответствующих функций; д) установить последствия непредоставления таких предложений (бизнес-планов) или их негативной оценки. Основным критерием оценки бизнес-планов коммерческих организаций является размер и стабильность получения государством дохода от их деятельности (за исключением прямо оговоренных случаев), всех иных организаций - наибольшая экономичность в достижении согласованных с государственными органами качественных результатов их деятельности. Применительно к крупным государственным промышленным предприятиям, тактической задачей государства в которых является проведение их реструктуризации, способом реализации этой задачи является планирование реструктуризационных мероприятий. План реструктуризации, включающий в себя способы структурной перестройки, формы и методы сохранения имущественного комплекса, анализ рынков сбыта продукции реструктуризируемого предприятия, предложения по использованию имущественного комплекса и земельных участков, план мероприятий по переходу на новые взаимоотношения с энергосберегающими организациями и иными естественными монополистами, производственную программу, иные элементы, разрабатывается и представляется для оценки в порядке, предусмотренном настоящей Концепцией для бизнес-планов. 3. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Реализация настоящей Концепции предполагает следующую систему управления соответствующими организациями, включающую в себя: определение цели государства в деятельности организаций; создание условий и обязательного порядка определения способа достижения цели (бизнес-планирование); порядок принятия решений о создании организаций (об участии в организациях); определение оптимального порядка выбора управляющих; мотивацию управляющих; отчетность управляющих и отчетность государственных унитарных предприятий и государственных учреждений о финансово-экономических показателях своей деятельности, о достижении цели их деятельности; контроль за деятельностью управляющих и результатами деятельности организаций; управленческие решения по результатам деятельности управляющих и организаций; поступление, обработку и анализ информации о состоянии дел управляемых; порядок взаимодействия государственных органов при реализации вышеуказанных элементов системы управления. Цель государства в деятельности организаций, определенная в соответствии с настоящей Концепцией, отражается в учредительных документах государственных предприятий, государственных учреждений, а также в договорах (контрактах), заключаемых с управляющими коммерческих и некоммерческих организаций. Кроме того, цель государства указывается также в распорядительных документах о принятии управленческих решений (о создании организации, об участии в организации, о ее реорганизации), в системе ведения реестра (учета) организаций, ведущегося в отраслевых органах государственного управления и органах, уполномоченных управлять и распоряжаться государственным имуществом. Обязательный порядок определения способа достижения цели (бизнес-планирования), последствия несоблюдения этого порядка устанавливаются нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга. Бизнес-планирование применяется: при принятии решений о создании организаций, об участии в организациях, о реорганизации организаций; при выборе управляющего; периодически в процессе деятельности организаций и управляющих. Периоды бизнес-планирования определяются учредительными документами государственных предприятий, учреждений, договорами (контрактами), заключаемыми с управляющими иных организаций. Порядок бизнес-планирования состоит из: установления принципа обязательности бизнес-планирования; установления обязательных требований к форме, содержанию бизнес-планов, периодам и процедуре бизнес-планирования; установления критериев оценки бизнес-планов исходя из интересов государства в процессе достижения его цели, из определенных качественных стандартов деятельности организаций, соответствующих цели государства; определения органов, осуществляющих сбор, анализ и оценку бизнес-планов. Ответственными за своевременный сбор и оценку бизнес-планов с точки зрения отраслевых и экономических задач являются отраслевые органы государственного управления. Установление процедуры создания организаций (принятия решений об участии в организации) является составной частью (элементом) системы управления государственным имуществом. Администрация Санкт-Петербурга определяет перспективную программу создания предприятий (участия в предприятиях), которые необходимы Санкт-Петербургу для реализации государственных функций. Решение о создании предприятия (об участии в предприятиях), за исключением случаев создания предприятий в процессе приватизации, реструктуризации и иных, определенных законодательством, принимается в соответствии с перспективной программой и законами Санкт-Петербурга о бюджете, предусматривающими внесение денежных вкладов Санкт-Петербурга в создаваемые предприятия на основе перспективной программы. Процедура создания государственных предприятий (учреждений), принятия решений об участии государства в создаваемых или действующих коммерческих или некоммерческих организациях включает в себя: обоснование цели Санкт-Петербурга в соответствующей организации; процедуру анализа предложений по наилучшему способу достижения цели; процедуру выбора управляющего в соответствии с определенными критериями к его квалификации, способности нести имущественную ответственность; обоснование размера и источника образования вклада государства в уставный (складочный) капитал организации; порядок взаимодействия государственных органов при принятии соответствующих решений. Создание государственных предприятий (учреждений), принятие решения об участии Санкт-Петербурга в иных организациях вне установленной процедуры не допускается. 4. КОНТРОЛЬ ЗА ДОСТИЖЕНИЕМ ЦЕЛИ, МОТИВАЦИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 4.1. Организация текущего контроля за достижением определенных целей, реализацией государственных интересов, достижением показателей, установленных на основе оценки предложений о способе достижения цели (бизнес-планов), возлагается на отраслевые органы государственного управления. Периоды предоставления отчетов по установленным формам могут определяться: согласованными письменными предложениями о способе достижения определенной цели, документами текущего и перспективного планирования (бизнес-планами); учредительными документами государственных предприятий и учреждений; договорами (контрактами) с управляющими. Сводная информация, а также любая востребованная информация о состоянии дел конкретной организации должна представляться в электронном или письменном виде в базы данных, ведение которых осуществляется Комитетом по управлению городским имуществом. Базы данных, ведущиеся в Комитете по управлению городским имуществом, в отраслевых органах государственного управления в автоматическом режиме отслеживают своевременность предоставления отчетности, а также случаи очевидного несоответствия деятельности организаций определенным целям (неполучение прибыли коммерческой организацией). Соответствие отчетов согласованным показателям, а также установленным формам и стандартам проверяется отраслевыми органами государственного управления и оформляется письменным заключением. С установленной периодичностью сводные заключения отраслевых органов государственного управления представляются в Комитет по управлению городским имуществом для обобщения и анализа. По результатам контроля в случае отрицательной оценки деятельности организации (управляющего) в свете определенных настоящей Концепцией политики и принципов управления государственные органы, к компетенции которых отнесено принятие соответствующих решений: расторгают договор (контракт) с руководителем государственного предприятия, учреждения, управляющей компанией, доверительным управляющим, представителем государства в органах управления организацией, применяют к ним меры ответственности; рассматривают вопросы о корректировке установленных целей, а также отраслевых и экономических задач, поставленных перед управляющими и организациями; реорганизуют, ликвидируют государственное предприятие (учреждение), приватизируют государственное имущество, прекращают участие Санкт-Петербурга в коммерческой или некоммерческой организации. Критерии и порядок принятия того или иного управленческого решения по результатам контроля необходимо определить правовыми актами Санкт-Петербурга. В случаях, когда по результатам контроля устанавливается, что цель государства, определенная применительно к деятельности организации, не может быть достигнута, принимается решение о ликвидации организации, прекращении участия Санкт-Петербурга в организации. При осуществлении контроля уполномоченные государственные органы рассматривают предложения управляющих об отчуждении излишнего, неиспользуемого имущества, о реструктуризации предприятия, об изменении политики государства в органах управления коммерческой организации, иные предложения, направленные на наилучшее удовлетворение государственных интересов, принимают решения по существу предложений. 4.2. Порядок выбора управляющих в организациях с участием Санкт-Петербурга определяется нормативными актами, принятыми в рамках настоящей Концепции. Выбор управляющих, за исключением руководителей государственных предприятий и учреждений, производится на конкурсной основе. В качестве критериев выбора управляющего устанавливается образовательный ценз, требование опыта соответствующей работы, производится оценка деловой репутации и личностных характеристик (для физического лица), требования к уставному капиталу управляющих компаний, доверительных управляющих, обеспечивающих минимальный размер их ответственности, требования к квалификации персонала, опыту деятельности в определенных отраслях экономики (для юридических лиц), иные требования. Приоритетным направлением является работа с управляющими компаниями и доверительными управляющими - юридическими лицами. Порядок подбора и назначения на должность руководителей государственных предприятий и учреждений включает в себя обязательную оценку профессиональных качеств, опыта работы (тестирование и аттестация), а также личностных характеристик кандидата. Решения о назначении руководителей государственных предприятий и учреждений принимают в отношении подведомственных предприятий и учреждений отраслевые органы государственного управления. При этом порядок принятия указанных решений определяется правовыми актами и включает в себя процедуру тестирования. 4.3. Повышение квалификации лиц, привлекаемых в качестве управляющих, является одним из приоритетных направлений реализации настоящей Концепции. Стимулом повышения квалификации является введение обязательной аттестации лиц, привлекаемых в качестве управляющих. Порядок проведения аттестации и срок действия аттестата устанавливаются губернатором Санкт-Петербурга. С момента введения в действие указанного порядка на конкурс по привлечению управляющих допускаются лица, имеющие такой аттестат. 4.4. Ответственность управляющего является обязательным условием договора (контракта) с ним. Размер ответственности, кроме стимулирования управляющего, должен преследовать цели минимизации рисков государства при недостижении запланированного результата в деятельности организации с участием государства. Система вознаграждения управляющего должна быть веским стимулом его активности в удовлетворении государственных интересов и должна быть неразрывно связана с конкретным финансово-экономическим, хозяйственным или иным запланированным результатом деятельности организации. Методики определения системы вознаграждения и меры ответственности управляющего разрабатываются применительно к целям Санкт-Петербурга, видам и организационно-правовым формам организаций в соответствии с правовыми актами Санкт-Петербурга, принимаемыми в рамках настоящей Концепции. 5. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ЗАДАЧИ В целях создания единообразного порядка управления государственными унитарными предприятиями, создания эффективного механизма осуществления права собственности в отношении имущества, переданного в хозяйственное ведение, необходимо ускорить разработку и принятие федерального закона о государственных унитарных предприятиях. Вместе с тем необходимо сузить сферу применения на практике такого правового института, как право хозяйственного ведения. В этой связи: должны быть нормативно определены случаи, в которых использование юридических лиц иных организационно-правовых форм нецелесообразно; необходимо принимать решения о создании государственных унитарных предприятий только при наличии экономического и правового обоснования о необходимости применения такой организационно-правовой формы, подготавливаемого Комитетом по управлению городским имуществом; необходимо приступить к процессу преобразования государственных унитарных предприятий в акционерные общества, 100% акций которых находятся в собственности государства (по согласованному перечню предприятий). IV. ПРЕДЛАГАЕМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Практическая реализация настоящей Концепции предполагает создание в рамках полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с федеральным законодательством системы правовых актов Санкт-Петербурга, определяющих порядок управления имуществом Санкт-Петербурга. Центральным элементом этой системы в соответствии с Уставом Санкт-Петербурга должен выступить Закон Санкт-Петербурга "О порядке управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга", определяющий принципы управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга; устанавливающий правовой режим различных видов имущества Санкт-Петербурга, порядок принятия решений по управлению, распоряжению, учету и контролю в сфере имущественных отношений с участием имущества Санкт-Петербурга, систему, компетенцию и общие принципы взаимодействия органов государственной власти в процессе управления при принятии решений о распоряжении имуществом Санкт-Петербурга. Кроме того, названный Закон призван урегулировать отношения, возникающие при реализации Санкт-Петербургом государственных функций посредством создания коммерческих и некоммерческих организаций, участия в них, установить цели участия Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях. Отношения, возникающие в связи с осуществлением Санкт-Петербургом имущественных прав по отношению к организациям, в которых Санкт-Петербург является участником (акционером), и отношения, возникающие при передаче имущества Санкт-Петербурга (в том числе акций и имущественных прав по отношению к указанным организациям) в доверительное управление, также предполагается урегулировать законодательными актами Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга "О представителях Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях" должен быть разработан и принят в целях определения круга возможных субъектов представительства интересов Санкт-Петербурга, требований к ним, оснований и порядка их выбора, основных условий (принципов) их деятельности, оснований ответственности, порядка отчетности и контроля за деятельностью представителей. Закон Санкт-Петербурга "О доверительном управлении имуществом Санкт-Петербурга" предполагается разработать и принять для определения круга интересов Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми действует доверительный управляющий, порядка выбора доверительных управляющих, принципов вознаграждения управляющих, иных требований к порядку их деятельности, к содержанию и форме договоров доверительного управления, оснований ответственности, порядка отчетности и контроля за деятельностью доверительных управляющих. В соответствии с принципами и подходами, определенными настоящей Концепцией, необходимо принять ряд подзаконных актов, устанавливающих: порядок взаимодействия подразделений Администрации Санкт-Петербурга при создании, реорганизации государственных предприятий (учреждений), принятии решения об участии Санкт-Петербурга в иных коммерческих и некоммерческих организациях, осуществлении контроля за их деятельностью, принятии мер по результатам контроля; порядок и основания принятия решений о создании, реорганизации государственных предприятий (учреждений), принятия решений об участии Санкт-Петербурга в иных коммерческих и некоммерческих организациях; порядок назначения руководителей государственных предприятий, учреждений, условия их деятельности и ответственности; порядок, периодичность, формы отчета государственных предприятий (учреждений) о результатах своей деятельности, реализации цели Санкт-Петербурга, планов текущего и перспективного развития; порядок контроля за деятельностью госпредприятий (учреждений), за сохранностью и надлежащим использованием государственного имущества, меры, принимаемые по результатам контроля; порядок реализации прав Санкт-Петербурга как участника (акционера) в коммерческих и некоммерческих организациях, в т.ч. порядок выбора управляющего (представителя Санкт-Петербурга, доверительного управляющего, управляющей компании), последствия несоответствия деятельности субъектов управления интересам Санкт-Петербурга, основания и меру ответственности управляющего, порядок отчета управляющего, возможные управленческие решения по результатам контроля за деятельностью организаций; порядок согласования сделок отчуждения имущества государственными предприятиями, принятия решений об отчуждении имущества государственных учреждений. Дифференциация целей Санкт-Петербурга, реализуемых в деятельности соответствующих организаций, предполагает дифференциацию подходов к определению критериев соответствия деятельности организаций определенным целям, оценки предложений по способу достижения целей, текущему и перспективному планированию, оценки отчетов о деятельности организаций по реализации цели, выполнению согласованных показателей развития организаций. Соответственно целям и с учетом организационно-правовых форм организаций, обусловливающих способы и характер управленческого воздействия, контроля Санкт-Петербурга, в порядке, определенном губернатором Санкт-Петербурга, должны быть разработаны и утверждены Методики оценки деятельности организаций, предложений о способе достижения цели, показателей текущего и перспективного планирования, отчетов о деятельности организаций. Подзаконные акты, регулирующие вышеуказанные отношения, принимаются распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга, актами иных органов государственной власти и управления Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией и полномочиями, определенными законодательными актами Санкт-Петербурга, принимаемыми в соответствии с настоящим разделом. V. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ 1. В нормотворческой сфере. 1.1. Проекты Закона Санкт-Петербурга "О порядке управления и распоряжения имуществом Санкт-Петербурга", Закона Санкт-Петербурга "О представителях Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях" и Закона Санкт-Петербурга "О доверительном управлении имуществом Санкт-Петербурга" разрабатываются подразделениями Администрации Санкт-Петербурга в соответствии с поручениями губернатора Санкт-Петербурга. До разработки и принятия указанных законодательных актов Санкт-Петербурга в целях: определения и документального отражения целей участия Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях; ведения баз данных организаций с участием Санкт-Петербурга применительно к целям участия Санкт-Петербурга; подготовки новых форм договоров (контрактов) с управляющими и заключения контрактов; изменения учредительных документов государственных предприятий (учреждений) в части установления цели Санкт-Петербурга, порядка отчета и контроля за достижением цели, сохранностью имущества Санкт-Петербурга и использованием его по назначению; осуществления контроля за деятельностью организаций и управляющих с точки зрения соответствия интересам Санкт-Петербурга; определения критериев соответствия представляемых по результатам контроля сведений целям участия и интересам Санкт-Петербурга; организации процедуры взаимодействия между подразделениями Администрации Санкт-Петербурга по указанным вопросам, в пределах компетенции губернатора Санкт-Петербурга издается распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О взаимодействии подразделений Администрации Санкт-Петербурга в сфере управления государственными предприятиями (учреждениями) Санкт-Петербурга, иными коммерческими и некоммерческими организациями, в которых Санкт-Петербург является участником (акционером)". 1.2. В порядке реализации настоящей Концепции в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга издаются следующие нормативные акты: распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О создании контрольно-плановой комиссии", распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о порядке принятия решений об участии Санкт-Петербурга в коммерческих и некоммерческих организациях", распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "Об утверждении Положения о порядке осуществления Санкт-Петербургом прав собственника имущества, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями", распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О методиках анализа деятельности организаций с участием Санкт-Петербурга, государственных предприятий (учреждений)". 2. В сфере управления. В порядке реализации настоящей Концепции необходимо: 2.1. В целях комплексного и объективного рассмотрения вопросов в процессе управления государственными предприятиями, учреждениями, осуществления обязательственных прав государства, вытекающих из участия в иных коммерческих организациях, разрешения разногласий при принятии управленческих решений создать контрольно-плановую комиссию. Установить, что в качестве постоянных членов в контрольно-плановую комиссию входят представители Комитета по управлению городским имуществом, Комитета экономики и промышленной политики, Комитета финансов и Юридического комитета. К работе контрольно-плановой комиссии при рассмотрении соответствующего вопроса привлекаются представители иных отраслевых государственных органов, уполномоченных принимать решения в области управления подведомственными им государственными предприятиями, учреждениями, осуществлять права государства как участника коммерческих и некоммерческих организаций. При невозможности отнесения какой-либо организации к ведению определенного отраслевого государственного органа его функции в целях настоящей Концепции выполняет Комитет экономики и промышленной политики. Регламент контрольно-плановой комиссии определяется правовыми актами Санкт-Петербурга. В функции контрольно-плановой комиссии входит: согласование кандидатур на должности руководителей государственных предприятий и учреждений, представляемых отраслевыми органами государственного управления; согласование целей государства, преследуемых им в деятельности соответствующих организаций и управляющих, по предложениям отраслевых и территориальных органов государственного управления; утверждение отраслевых и экономических заданий организациям и управляющим; рассмотрение вопросов при несогласовании государственными органами, участвующими в установленном порядке в принятии управленческого решения, позиции по существу указанного решения; рассмотрение результатов деятельности организаций или управляющих в соответствии с их целями и задачами, если такие результаты требуют принятия управленческого решения. 2.2. Отраслевым органам государственного управления организовать работу по определению целей деятельности, постановке отраслевых и экономических задач в отношении всех подведомственных организаций, а также управляющих, осуществляющих деятельность в подведомственных организациях. 2.3. Сформировать конкурсные комиссии по выбору управляющих (кроме руководителей государственных предприятий, учреждений, государственных служащих, назначаемых представителями в иные организации). Обязательным условием участия в конкурсе является разработка и представление в конкурсную комиссию бизнес-плана, подготовленного в соответствии с настоящей Концепцией. Осуществляя функции по выбору управляющих, конкурсные комиссии определяют критерии соответствия результата деятельности организации, управляющего целям государства, реализуемым в деятельности организации, управляющего. Бизнес-план, соответствующий по форме предъявляемым требованиям, оценивается конкурсной комиссией исходя из принципа максимального дохода (экономии) при достижении определенных качественных результатов деятельности организации в соответствии с целями государства. Договор, заключаемый с управляющим по результатам конкурса, должен предусматривать периодичность отчетов управляющего о выполнении бизнес-плана, ответственность управляющего за его ненадлежащее выполнение, содержать иные условия в соответствии с настоящей Концепцией. 2.4. Комитету по управлению городским имуществом сформировать городскую базу данных государственных предприятий, учреждений, организаций, в которых Санкт-Петербург или Российская Федерация являются участниками, обеспечивающую потребности реализации настоящей Концепции по обеспечению учета, отчетности и контроля в сфере управления. Обеспечить работу в городской базе данных государственных органов, уполномоченных принимать решения в сфере управления государственными предприятиями, учреждениями, организациями с участием государства. Комитету финансов определить источники финансирования разработки городской базы данных. 2.5. Отраслевым государственным органам обеспечить информирование подведомственных организаций о принципах управления государственными предприятиями, учреждениями, организациями с участием государства, предусмотренных настоящей Концепцией, о порядке, сроках и условиях проведения конкретных мероприятий в сфере управления. 2.6. Реализация настоящей Концепции применительно к управлению государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями предполагает следующие мероприятия: а) Комитету по управлению городским имуществом разработать типовой устав государственного унитарного предприятия, государственного учреждения, типовой контракт (договор) с руководителем государственного унитарного предприятия, государственного учреждения с учетом положений настоящей Концепции; б) государственным органам, уполномоченным утверждать уставы государственных унитарных предприятий, совместно с Комитетом по управлению городским имуществом внести изменения в уставы государственных унитарных предприятий, предусматривающие установление механизма определения и перечисления собственнику дохода в виде части прибыли предприятия; в) государственным органам, уполномоченным утверждать уставы государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, внести изменения в учредительные документы этих организаций по отражению цели государства в этих организациях, а также предусматривающие формы, содержание и периодичность отчетов об их деятельности, требования по определению способов достижения цели путем осуществления бизнес-планирования; г) государственным органам, уполномоченным осуществлять образование органов управления государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, назначать их руководителей, в соответствии с законодательством принять меры к изменению контрактов (договоров) с руководителями с учетом положений настоящей Концепции. Отраслевым государственным органам в отношении подведомственных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений организовать разработку их руководителями предложений о способе достижения цели государства (бизнес-планов), осуществить их анализ, разработать предложения по принятию управленческих мер по результатам анализа. По результатам анализа бизнес-планов органам, уполномоченным управлять и распоряжаться государственным имуществом, начать подготовку к преобразованию государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в государственной собственности, ликвидации или приватизации иных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений. 2.7. Реализация настоящей Концепции применительно к управлению акциями (долями, паями) государства в коммерческих организациях, кроме указанных в пункте 2.6 настоящего раздела и за исключением акционерных обществ, имущества государственных предприятий, учреждений, находящегося в процессе приватизации, предполагает следующие мероприятия: а) Комитету по управлению городским имуществом разработать типовой договор с представителем государства в органах управления коммерческих организаций с учетом положений настоящей Концепции (определение цели государства, в соответствии с которой действует представитель, требования к представителю о представлении предложений о способе достижения цели, отчетность представителя, его ответственность и т.д.); б) государственным органам, уполномоченным заключать договоры представительства интересов государства в коммерческих организациях, принять меры к изменению в соответствии с законодательством заключённых договоров представительства с учетом положений настоящей Концепции; в) Комитету по управлению городским имуществом организовать обучение представителей и провести их аттестацию. Комитету финансов определить источники финансирования деятельности по обучению и аттестации представителей; г) государственным органам, уполномоченным заключать договоры представительства интересов государства в коммерческих организациях, в рамках работы конкурсных комиссий начать привлечение в качестве управляющих, в т.ч. доверительных управляющих, юридических лиц и управляющих компаний с обязательным требованием представления бизнес-плана, включением в договоры с управляющими условий об отчетности и ответственности управляющих в соответствии с настоящей Концепцией; д) Комитету по управлению городским имуществом провести классификацию соответствующих коммерческих организаций, оценивая эффективность их деятельности с точки зрения достижения цели государства, а также исходя из размера долей (паев), количества акций государства в уставном капитале этих организаций, обеспечивающих возможность влияния на принятие тех или иных решений органами управления этих организаций. На основе проведенной классификации выступить с предложениями: о прекращении участия, если доля государства в уставном капитале незначительна или не обеспечивает надлежащей возможности участия в органах управления коммерческой организации при низкой эффективности ее деятельности; об определении цели государства в деятельности организации, проведении конкурса управляющего, заключении договора с управляющим, обеспечивающего его деятельность в соответствии с целями государства, его отчетность и ответственность по результатам управления, о принятии иных мер управляющего воздействия в соответствии с настоящей Концепцией, при низкой эффективности деятельности организации, доля участия государства в которой обеспечивает необходимые возможности для управления. Аналогичные меры (кроме проведения конкурса управляющего) применяются и в отношении тех организаций, деятельность которых эффективна и доля государства в уставном капитале обеспечивает надлежащую возможность участия в управлении. Применительно к коммерческим организациям, деятельность которых эффективна, но мера участия государства незначительна, могут обосновываться предложения как о необходимости прекращения участия, так и о дальнейшем участии в ее деятельности. 2.8. Комитету по управлению городским имуществом, Фонду имущества Санкт-Петербурга в пределах их компетенции ускорить продажу акций, в отношении которых не принято решение об их закреплении, акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, а также ускорить приватизацию имущества государственных предприятий и учреждений в соответствии с планами приватизации этого имущества, для чего: сократить сроки подготовки и утверждения планов приватизации после принятия решений о приватизации, сократить сроки передачи документов и полномочий собственника Фонду имущества. В случае, если конкурс или аукцион по продаже государственного имущества не состоялся или признан недействительным, сократить сроки подготовки и проведения последующих конкурсов, аукционов; своевременно принимать меры к снижению цены продажи государственного имущества в процессе приватизации, снижению объемов инвестиций, предусмотренных инвестиционными условиями, уменьшению бремени социальных условий в случае, если конкурс или аукцион по продаже государственного имущества не состоялся ввиду отсутствия покупательского интереса. Комитету по управлению городским имуществом провести классификацию акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в отношении которых принято решение о закреплении в государственной собственности определенного пакета акций или об использовании специального права на участие в управлении акционерными обществами ("золотой акции") в соответствии с подпунктом д) пункта 2.7 настоящего раздела. По результатам классификации и анализа деятельности акционерных обществ, проведенного в соответствии с настоящей Концепцией, выступить с предложениями о раскреплении пакета акций и его продаже в процессе приватизации (в т.ч. с принятием решения об использовании специального права "золотой акции"), об отмене специального права ("золотой акции"), о сохранении закрепления или использования специального права ("золотой акции"). Комитету по управлению городским имуществом, отраслевым государственным органам ежегодно проводить анализ деятельности акционерных обществ, в отношении которых принято решение о закреплении в государственной собственности определенного пакета акций или об использовании специального права на участие в управлении акционерными обществами ("золотой акции"); по результатам анализа выносить указанные выше предложения. 2.9. Применительно к некоммерческим организациям, участником которых является государство, за исключением государственных учреждений (фондам), отраслевым государственным органам провести анализ их деятельности, вынести предложения об участии представителей государства в органах управления фондами в соответствии с настоящей Концепцией. VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Успешная реализация настоящей Концепции возможна лишь в результате проведения планомерной и регулярной работы как в нормотворческой, так и в административно-организационной сферах, проводимой всеми без исключения органами государственной власти и управления Санкт-Петербурга. Координация работ, направленных на создание новой системы управления государственными предприятиями, учреждениями, иными организациями, созданными с участием Санкт-Петербурга, а также обобщение и анализ соответствующей информации возлагается на Комитет по управлению городским имуществом. Комитет по управлению городским имуществом должен регулярно информировать Правительство Санкт-Петербурга и губернатора Санкт-Петербурга о ходе и результатах проводимых мероприятий и о состоянии государственного сектора городской экономики. Комитет по управлению городским имуществом совместно с отраслевыми и территориальными органами Администрации Санкт-Петербурга должны организовать широкую учебно-разъяснительную работу среди своих сотрудников и руководителей подведомственных предприятий и организаций, представителей города в иных организациях, направленную на повышение их квалификации в области права, экономики и управления, а также разъяснения целей и задач Санкт-Петербурга в сфере управления хозяйствующими субъектами. Деятельность органов Администрации Санкт-Петербурга в сфере управления государственными предприятиями, учреждениями и иными организациями, созданными с участием государства, должна сопровождаться регулярным информированием широкой общественности о ходе работ, их результатах, а также планируемых мероприятиях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|