Расширенный поиск
Распоряжение Администрации Псковской области от 30.06.2010 № 177-рАДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30.06.2010 N 177-р Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ": 1. Утвердить прилагаемую концепцию областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы". 2. Принять предложение Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения о разработке областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы". 3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения. 4. Государственному комитету Псковской области по труду и занятости населения разработать проект областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" и внести его на утверждение в установленном порядке в срок до 01 октября 2010 г. 5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора области Демьяненко Ю.А. И.п.Губернатора области М.К.Жаворонков УТВЕРЖДЕНА распоряжением Администрации области от 30 июня 2010 года N 177-р КОНЦЕПЦИЯ областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" Программа действий по улучшению условий и охраны труда направлена на снижение рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с целью снижения смертности от предотвратимых причин, увеличения продолжительности жизни, повышения качества рабочих мест, улучшения здоровья работающего населения. Концепция областной долгосрочной целевой программы Псковской области "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" (далее - Программа) определяет цели, приоритеты и основные направления улучшения условий и охраны труда в Псковской области. 1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы целям и задачам социально-экономического развития области Поставленные Программой проблемы и цели соответствуют целям и задачам социально-экономического развития области. В стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года приоритетными направлениями развития является реализация мероприятий по снижению смертности, увеличению продолжительности жизни, охране здоровья населения, одним из которых являются развитие системы охраны труда и снижение производственного травматизма: повышение культуры производства; стимулирование внедрения современных систем управления человеческими ресурсами в организациях области; обеспечение профилактики профессиональных заболеваний. В Псковской области в последние годы закрепилась положительная тенденция снижения общего уровня производственного травматизма. В период с 2005 по 2008 год общий уровень производственного травматизма в области сократился в 1,3 раза - с 2,2 до 1,7 пострадавших на 1000 работающих. При этом показатели по уровню производственного травматизма в Псковской области ниже, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу и Российской Федерации. Показатели производственного травматизма в 2005-2008 годах |———————————|——————————————————————————|——————————————————————————| | | Численность пострадавших | Численность | | |с утратой трудоспособности| пострадавших со | | | на один рабочий день и | смертельным исходом | | | более и со смертельным | в расчете на 1000 | | | исходом в расчете | работающих | | | на 1000 работающих | | | |—————|——————|——————|——————|—————|——————|——————|——————| | |2005 | 2006 | 2007 | 2008 |2005 | 2006 | 2007 | 2008 | | | год | год | год | год | год | год | год | год | |———————————|—————|——————|——————|——————|—————|——————|——————|——————| |Российская | 3,1 | 2,9 | 2,7 | 2,5 |0,124| 0,119| 0,124| 0,109| |Федерация | | | | | | | | | |———————————|—————|——————|——————|——————|—————|——————|——————|——————| |Северо- | 4,2 | 3,9 | 3,6 | 3,3 |0,122| 0,096| 0,114| 0,103| |Западный | | | | | | | | | |федеральный| | | | | | | | | |округ | | | | | | | | | |———————————|—————|——————|——————|——————|—————|——————|——————|——————| |Псковская | 2,2 | 2,0 | 1,7 | 1,7 | 0,14| 0,095| 0,128| 0,122| |область | | | | | | | | | |———————————|—————|——————|——————|——————|—————|——————|——————|——————| Ежегодно снижается число впервые выявленных профессиональных больных: 2005 год - 36 человек, 2006 год - 43 человека, 2007 год - 40 человек, 2008 год - 33 человека. Показатели профессиональной заболеваемости в 2006-2008 годах |——————————————————————————|——————————————————————————————————————| | | Годы | | |————————————|————————————|————————————| | | 2006 | 2007 | 2008 | |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————| |Численность лиц с | 7715 | 7501 | 7265 | |впервые установленным | | | | |заболеванием – | | | | |всего по России | | | | |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————| |На 10000 работающих | 1,6 | 1,54 | 1,47 | |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————| |Численность лиц с | 43 | 40 | 33 | |впервые установленным | | | | |заболеванием – | | | | |всего по Псковской области| | | | |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————| |На 10000 работающих | 1,89 | 1,77 | 1,47 | |——————————————————————————|————————————|————————————|————————————| Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация остается достаточно напряженной. Значительное число работников ежегодно получают травмы, заканчивающиеся смертельным исходом. Показатель численности пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих в Псковской области выше, чем по России и Северо-Западному федеральному округу. Среди причин производственного травматизма продолжают преобладать причины организационного характера, которые не зависят от экономического положения организаций, наличия финансовых и материальных ресурсов, а определяются отношением работодателей к профилактике производственного травматизма. Сложившаяся в настоящее время система экономических и правовых отношений негативно влияет на состояние охраны труда, заставляет работодателей экономить на охране труда, а работника - рисковать своей жизнью и здоровьем ради достижения элементарного жизненного уровня. Это выражается, прежде всего, в действующей сегодня системе установленных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, что, в конечном итоге, не обеспечивает надежную социальную защиту работающих. Это подтверждается уровнем производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. При этом, реальная картина может быть еще хуже, поскольку официальным статистическим наблюдением охвачено лишь около 45% трудящихся. Более того, статистика не учитывает растянутые во времени факторы повреждений здоровья трудоспособного населения: производственно-обусловленную заболеваемость, снижение иммунитета, ускоренное старение и нарушение репродуктивных функций трудящихся, т.е., так называемые "скрытые профессиональные риски", уровень которых превышает 70% всех рисков наступления случаев повреждений (утраты) здоровья работников под воздействием неблагоприятных производственных факторов. Более 29% ежегодно умирающих жителей Псковской области составляют граждане в трудоспособном возрасте (30% - по России). Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, с каждым годом увеличивается: 2005 год - 14%, 2007 год - 15,2%, 2008 год - 18,1%. Действующая в стране модель социального страхования, когда компенсация предоставляется по факту трудового увечья, производственной травмы пострадавшему работнику, а не по причине наличия виновного, приводит к отсутствию экономической заинтересованности сторон социально-трудовых отношений в проведении профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий труда, охрану здоровья и социальную защиту работников. Восполнение выбытия рабочей силы по причине производственного травматизма и заболеваемости обходится все дороже. Общее число оплаченных дней по пособиям по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в области за 2009 год составило 16703 дня на сумму 5933,5 тыс.рублей. Производственный травматизм и профессиональные заболевания оказывают негативное влияние на экономическое состояние предприятий, повышают уровень трудозатрат, а значит, снижают уровень их конкурентоспособности, вынуждают нести дополнительные расходы. Действующая в настоящее время система управления охраной труда построена на принципах реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики. Основное внимание уделяется не предупреждению случаев повреждений здоровья работников, а компенсационным мероприятиям при наступлении несчастных случаев. Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено и тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении страхового случая лежит на государстве, в то время как риски производственного травматизма, которым подвергаются работники, контролируются работодателями и находятся в сфере их прямой ответственности и экономической заинтересованности. Указанные проблемы подрывают мотивацию не только работодателей к улучшению условий труда, но и самих работников к личному участию в повышении безопасности своего труда. 2. Обоснование целесообразности решения проблемы программно- целевым методом Использование программно-целевого метода в системе управления охраной труда заложено в действующем законодательстве: в статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда; в статье 216 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением; в статье 4 Закона области от 04 марта 2004 г. N 341-ОЗ "Об охране труда в Псковской области", в соответствии с которой к полномочиям органа исполнительной власти области в области охраны труда относится разработка и исполнение областных целевых программ по улучшению условий и охраны труда. Использование программно-целевого метода в улучшении условий и охраны труда позволит направить средства бюджета на достижение программных целей. Программно-целевой метод позволит обеспечить снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе непрерывного совершенствования системы управления охраной труда. 3. Характеристика и прогноз развития сложившийся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно- целевого метода При отсутствии Программы прогнозируется рост числа пострадавших от несчастных случаев на производстве и работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, что приведет к ухудшению социально-экономических показателей, дополнительным моральным и материальным потерям работников и работодателей. Осуществление единичных и разрозненных мер по улучшению условий и охраны труда работников организаций может обеспечить только кратковременный и нестабильный положительный эффект, который не устранит имеющиеся негативные факторы. При этом произойдет нецелесообразное и неэффективное расходование бюджетных средств. Таблица Преимущества программно-целевого метода |————————————————|—————————|——————————————————————————————————————| | Наименование | Единицы | Значения целевых | | целевых |измерения| индикаторов Программы | | индикаторов | |——————————|——————————|————————————————| | Программы | | на | по |без программного| | | | момент | окончании| вмешательства | | | |разработки|реализации| (после | | | | | |предполагаемого | | | | | | срока | | | | | | реализации) | |————————————————|—————————|——————————|——————————|————————————————| |Удельный вес | проценты| 18,1 | 16,7 | 19-20,5 | |занятых в | | | | | |условиях, не | | | | | |отвечающих | | | | | |санитарно- | | | | | |гигиеническим | | | | | |нормам | | | | | |————————————————|—————————|——————————|——————————|————————————————| |Уровень | Человек | 0,122 | 0,098 | 1,07-1,11 | |травматизма | | | | | |на производстве | | | | | |со смертельным | | | | | |исходом в | | | | | |расчете | | | | | |на 1000 | | | | | |работающих | | | | | |————————————————|—————————|——————————|——————————|————————————————| |Уровень | Человек | 1,7 | 1,4 | 1,5-1,6 | |травматизма | | | | | |на производстве | | | | | |в расчете | | | | | |на 1000 | | | | | |работников | | | | | |————————————————|—————————|——————————|——————————|————————————————| |Показатель | Человек | 1,7 | 1,56 | 1,6-1,7 | |профессиональной| | | | | |заболеваемости | | | | | |на 10000 | | | | | |работников | | | | | |————————————————|—————————|——————————|——————————|————————————————| При отсутствии Программы, которая является важнейшим инструментом реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и позволяет планомерно вести работу в сфере обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих, невозможно достижение запланированных показателей. А, следовательно, существующие проблемы в области охраны труда не будут устранены, и стоящие задачи по улучшению условий и охраны труда работников организаций области не найдут своего решения. 4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Решение проблем в сфере охраны труда может осуществляться двумя вариантами, качественно отличающимися друг от друга: 1. Инерционный вариант - государственное управление охраной труда на территории Псковской области органом исполнительной власти в пределах его полномочий без разработки и утверждения целевой программы улучшения условий и охраны труда. При отсутствии программы прогнозируются риски: рост числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве; рост числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, что приведет к ухудшению социально-экономических показателей; деятельность всех заинтересованных органов, ведомств, организаций в сфере охраны труда не будет в должной мере эффективной без их комплексного программного развития. 2. Вариант интенсивного развития - реформирование системы государственного управления охраной труда. Комплексное решение проблем с учетом экономических и социальных интересов сторон трудовых отношений. При использовании программно-целевого метода возможны риски, связанные: с недостатками в управлении Программой (недостаточная координация действий субъектов управления, незначительная эффективность использования средств); с изменением законодательства Российской Федерации, принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования Программы. Внедрение в систему программных действий должных мер контроля, анализа и оценки минимизирует риски неэффективного расходования финансовых ресурсов и недостатков в достижении намеченных целевых показателей. 5. Ориентировочные сроки, а в случае необходимости - этапы решения проблемы программно-целевым методом Реализация Программы будет осуществляться с 2010 по 2013 годы в 2 этапа. На первом этапе (в 2011 году) планируется создание системы управления профессиональными рисками на уровне отдельных организаций, которая предоставит работодателям возможность: оценивать вероятность повреждений (утраты) здоровья работников и своевременно реализовывать меры по исключению или уменьшению уровней воздействия источников профессионального риска; планировать мероприятия по медицинскому, в том числе диспансерному обслуживанию и санаторно-курортному лечению работников, а также мероприятия, связанные с трудовой и социальной реабилитацией; оценивать качество и эффективность проводимых мероприятий по охране и улучшению условий труда. На втором этапе (в 2012-2013 годах) предусматривается приступить к внедрению системы управления профессиональными рисками, выполнению мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний у работников, поэтапному повышению качества рабочих мест и условий труда (индикаторы - снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам). 6. Предложения по целям и задачам Программы Главная цель Программы - обеспечение конституционных прав и гарантий работников на здоровые и безопасные условия труда, в том числе за счет: снижения рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (индикаторы - уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих и показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников); повышения качества рабочих мест и условий труда (индикаторы - снижение удельного веса занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам); снижение смертности от предотвратимых причин (индикаторы - уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих); улучшение здоровья работающего населения (индикаторы - показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников). В Программе будут планироваться мероприятия по следующим задачам: 1. совершенствование системы государственного, муниципального и корпоративного управления охраной труда; 2. улучшение условий труда, в том числе проведение аттестации рабочих мест по условиям труда; 3. обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; 4. информационное обеспечение органов управления охраной труда и населения. Пропаганда культуры и здорового образа жизни при трудовой деятельности. В обществе должно быть ясное понимание того, что улучшение условий труда непосредственно связано с изменениями совокупности факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. 7. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы Реализация Программы позволит: снизить уровень производственного травматизма на 20%; улучшить условия труда работников за счет снижения удельного веса работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, на 7,5%; обеспечить внедрение организациями современных систем управления охраной труда; расширить меры экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда работников, в том числе за счет использования средств, выделяемых на эти цели Фондом социального страхования Российской Федерации. 8. Предложения по исполнителям Программы Исполнители Программы: Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения; Государственное финансовое управление Псковской области; во взаимодействии с: органами местного самоуправления; Государственной инспекцией труда в Псковской области; региональным объединением работодателей; Управлением Роспотребназора по Псковской области; Псковским областным советом профсоюзов. 9. Предложения о разработчике Программы и исполнителе-координаторе Программы Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной целевой программы "Об улучшении условий и охраны труда в Псковской области на 2010-2013 годы" Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения. Разработчик программы - Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения. 10. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы Финансирование Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета. Ориентировочный объем финансирования Программы за весь период реализации составит 2000,0 тыс.рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 2000,0 тыс.рублей. Средства областного бюджета будут направлены на повышение эффективности функционирования системы управления охраной труда в Псковской области и достижение конкретных положительных результатов по улучшению условий и охраны труда: проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в государственных и муниципальных учреждениях области; проведение смотра-конкурса на лучшую организацию по охране труда; проведение специальных выставок средств индивидуальной защиты. Конкретные исполнители, объемы финансирования по исполнителям и по годам будут приведены в Программе. Указанные данные будут уточняться ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|