Расширенный поиск

Распоряжение Губернатора Псковской области от 14.07.2011 № 20-РГ

 



                           РАСПОРЯЖЕНИЕ

                   ГУБЕРНАТОРА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


от 14.07.2011 N 20-РГ


Об утверждении концепции и разработке 
областной долгосрочной целевой программы 
"Демографическая политика в Псковской 
области на 2011-2015 годы"


    На   основании   статьи   179   Бюджетного  кодекса  Российской  
Федерации, постановления Администрации области от 27 июня 2008 г. N
174   "Об   утверждении  Порядка  принятия  решений  о  разработке,  
формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ":
    1.   Утвердить  прилагаемую  концепцию  областной  долгосрочной  
целевой  программы "Демографическая политика в Псковской области на 
2011-2015 годы".
    2.  Принять  предложение  Главного  государственного управления 
социальной   защиты   населения   Псковской  области  о  разработке  
областной  долгосрочной целевой программы "Демографическая политика 
в Псковской области на 2011-2015 годы".
    3. Определить исполнителем-координатором областной долгосрочной 
целевой  программы "Демографическая политика в Псковской области на 
2011-2015   годы"  Главное  государственное  управление  социальной  
защиты населения Псковской области.
    4.   Главному  государственному  управлению  социальной  защиты  
населения    Псковской   области   разработать   проект   областной   
долгосрочной   целевой   программы   "Демографическая   политика  в  
Псковской  области на 2011-2015 годы" и внести его на утверждение в 
установленном порядке в срок до 15 августа 2010 г.
    5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на 
заместителя Губернатора области Емельянову В.В.


И.п.Губернатора области                                С.Г.Перников



                                              УТВЕРЖДЕНА             
                                  распоряжением Губернатора области
                                         от 14.07.2011 N 20-РГ


                             КОНЦЕПЦИЯ
областной долгосрочной целевой программы "Демографическая политика
              в Псковской области на 2011-2015 годы"


  1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей программы
     целям и задачам социально-экономического развития области

    Реализация  задач,  определенных  в  Концепции  демографической  
политики  Российской Федерации на период до 2025 года и в ежегодных 
посланиях  Президента  Российской  Федерации  Федеральному Собранию 
Российской  Федерации,  Стратегии социально-экономического развития 
Псковской области до 2020 года, Стратегии демографического развития 
Псковской  области  на период до 2015 года, требует сосредоточиться 
на решении ключевой для страны проблемы - демографической.
    Демографическая ситуация в Псковской области остается сложной.
    По  предварительной,  оценке  численность постоянного населения 
области   на   начало  2011  г.  составила  681,5  тыс.человек  (на  
01.01.2010 - 688,9 тыс.человек, на 01.01.2009 - 696,4 тыс.человек).
    За  период с 1959 по 2010 год численность постоянного населения 
области сократилась на 27,7 процента.
    Сокращение    численности    населения   происходит   за   счет   
естественной убыли, которую формируют рождаемость и смертность.
    В   2010   году   в   области  наблюдалось  небольшое  снижение  
рождаемости  по  сравнению  с  2009  годом  и  снижение смертности. 
Следует  отметить, что удельный вес женщин репродуктивного возраста 
(15-49  лет)  в  общей численности женщин на селе значительно ниже, 
чем  в городских поселениях (49,2 процента - в городской местности, 
39,2  процента  -  в  сельской). По-прежнему смертность остается на 
высоком  уровне и превысила рождаемость в 2010 году более чем в два 
раза,  что  является  самым высоким показателем по Северо-Западному 
федеральному округу.
    Естественная  убыль  населения  в  2010  году  составила 10,6 в 
расчете на 1000 человек населения. В абсолютных цифрах естественная 
убыль населения в 2010 году составила 7262 человека.
    Миграционная   убыль  населения  в  2010  году  составила  2124  
человека.
    Интегральным  показателем,  характеризующим  уровень и качество 
жизни,  является  продолжительность  жизни. Продолжительность жизни 
зависит  от  многих  факторов:  от  образа  жизни,  уровня доходов, 
воспитания   и   образования   человека,  наследственности,  уровня  
загрязнения  окружающей  среды,  качества питания, развития системы 
здравоохранения,    уровня   преступности,   возможности   спокойно   
зарабатывать на жизнь и многих других.
    Средняя    продолжительность    жизни   в   значительной   мере   
определяется  уровнем жизни населения. Очень высокая (более 75 лет) 
-  в  странах  с  уровнем  внутреннего  валового  продукта  на душу 
населения  25-50  тыс.долларов  и самая низкая - при уровне 100-300 
долларов.  В  России внутренний валовой продукт на душу населения в 
90-х  годах  прошлого  века составлял 580-2750 долларов США, в 2008 
году - 11800 долларов США, в 2009 году - 8685 долларов США, то есть 
уровень  жизни  населения  в  России достаточно низкий. Кроме того, 
ситуация  в Псковской области осложняется ростом социально значимых 
заболеваний  -  алкоголизм, токсикомания, наркомания, в связи с чем 
необходимо  проведение  активной  политики  формирования  здорового  
образа жизни, в том числе и в первую очередь, в молодежной среде.
    В  области около 70,0 тыс.семей с детьми. Почти половина из них 
имеет  доход  ниже  величины  прожиточного  минимума, ежеквартально 
устанавливаемой  в  области.  Наиболее  уязвимы  многодетные семьи, 
семьи  одиноких  матерей, семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Это 
те  категории  семей,  которым  требуется поддержка государства для 
обеспечения   более-менее   достойного   уровня  жизнедеятельности.  
Стабильно  количество  семей  с  детьми,  находящихся  в  социально  
опасном  положении,  профилактическая  работа с данными семьями, их 
постоянное  сопровождение  позволяет не допускать роста социального 
сиротства.
    Повышение  квалификации  специалистов,  работающих  с  семьей и 
детьми,  поддержка  общественных  организаций  в  работе с семьей и 
детьми  являются  направлениями  повышения  эффективности  работы с 
семьей и детьми.
    Создать   условия  для  улучшения  демографической  ситуации  в  
области   призвана   областная   долгосрочная   целевая   программа   
"Демографическая  политика  в  Псковской области на 2011-2015 годы" 
(далее - Программа).
    Программа предусматривает реализацию мероприятий по обеспечению 
жилыми помещениями многодетных семей области, в том числе приемных, 
вставших  на  учет в качестве нуждающихся до 1 января 2011 года, по 
строительству детских дошкольных учреждений, формированию земельных 
участков   для   бесплатного   обеспечения   земельными   участками   
многодетных  семей области, по профилактике гипертензии и сахарного 
диабета,   организации   неонатального   скрининга   новорожденных,   
оказанию  адресной  социальной  помощи  семьям с детьми, попавшим в 
трудную   жизненную   ситуацию,   проведению  областных  конкурсов,  
праздников,   фестивалей  и  других  мероприятий,  направленных  на  
пропаганду  здорового  образа жизни и семейных ценностей, таких как 
День  семьи,  День  матери,  День  защиты  детей,  по  профилактике  
социального сиротства.

         2. Обоснование целесообразности решения проблемы
                    программно-целевым методом

    Необходимость  разработки  и  реализации  Программы обусловлена 
сложной  демографической  ситуацией  в  области,  которая  в  целом  
характеризуется  отрицательной  динамикой  численности  постоянного  
населения.
    Программно-целевой  метод  для  решения  демографических  задач  
избран в связи с тем, что:
    решение демографических задач носит комплексный характер;
    в  исполнении  мероприятий  Программы  будут участвовать органы 
исполнительной власти Псковской области;
    отдельные  мероприятия Программы требуют планирования бюджетных 
расходов в течение всего срока реализации.

        3. Прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
   в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого
                              метода

    Решение проблем, связанных с сокращением численности населения, 
высокой  смертностью,  стабильно  высоким  количеством детей-сирот, 
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей, семей, находящихся в 
социально  опасном положении, без использования программно-целевого 
метода:
    приведет к росту социальных заболеваний;
    приведет  к  увеличению количества семей и детей, находящихся в 
социально опасном положении;
    осложнит  социализацию  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  
попечения родителей;
    осложнит   процедуру   планирования   финансовых   ресурсов  на  
реализацию и проведение мероприятий, предусмотренных Программой.
    В  области  сохраняются  стабильно  высокие  показатели семей и 
детей, находящихся в социально опасном положении - около 3000 семей 
и  более  5000  детей,  что  может привести к увеличению количества 
социальных  сирот.  От  алкогольной  болезни  печени  и  отравлений  
алкоголем   ежегодно  умирает  около  250  человек  трудоспособного  
возраста,   чрезмерное   употребление   алкоголя   ведет   также  к  
заболеваниям  системы кровообращения, смертельные случаи от которых 
составляют в области более 60 процентов.

   4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и
   рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

    Проблема  улучшения  демографической  ситуации  в области имеет 
следующие наиболее реальные варианты решения.
    1.   Решение  проблемы  демографической  ситуации  с  принятием  
Программы:
    1.1.    реализация    Программы   в   запланированных   объемах   
финансирования  позволит  достичь  цели и выполнить задачи в период 
действия   Программы  в  2011-2015  годах,  что  будет  отражено  в  
показателях результатов и целевых индикаторах.
    Решение проблемы по этому варианту может иметь риски, связанные 
со следующими факторами:
    нехватка     квалифицированных     специалистов     в     сфере     
здравоохранения;
    нежелание   детей-сирот  и  лиц  из  их  числа  возвращаться  в  
отремонтированные   жилые  помещения,  расположенные  в  отдаленных  
деревнях, где нет работы, отсутствуют социокультурные объекты;
    1.2. принятие Программы с уменьшенными объемами финансирования.
    Снижение  финансирования  Программы  по отношению к планируемым 
объемам   приведет   к   необходимости  определения  приоритетов  в  
реализации  задач  и  исключения  ряда  мероприятий Программы по их 
реализации.
    К рискам по первому варианту решения проблемы добавятся:
    невозможность проведения комплексной информационной кампании по 
формированию здорового образа жизни населения области;
    недостаточное      оснащение      необходимым     оборудованием     
лечебно-профилактических учреждений;
    невозможность   решения   жилищных   проблем  групп  населения,  
нуждающихся  в помощи государства, - детей-сирот, детей, оставшихся 
без попечения родителей, и лиц из их числа, многодетных семей.
    2.  Решение  проблемы  демографической ситуации внепрограммными 
методами.
    Данный  вариант  не  приведет к созданию какой-либо действенной 
системы по решению обозначенных проблем.
    Наиболее  оптимальным является первый вариант, который позволит 
создать  в  области  систему,  на  базе которой в постоянном режиме 
будет осуществляться мониторинг анализа хода реализации программных 
мероприятий.  Данный  вариант позволит последовательно осуществлять 
меры    по    созданию    благоприятных   условий   для   улучшения   
демографической  ситуации  в  области,  позволит снизить социальную 
напряженность   среди   уязвимых   групп   населения,  сформировать  
эффективную  политику,  направленную на пропаганду здорового образа 
жизни.

   5. Ориентировочные сроки решения проблемы программно-целевым
                              методом

    Программу предполагается реализовать с 2011 по 2015 год.
    Реализация   предполагаемых   мероприятий   Программы  позволит  
стабилизировать демографическую ситуацию в области.

 6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
   и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
                             по годам

    Цель  Программы: создание условий для улучшения демографической 
ситуации в Псковской области.
    Задачи Программы:
    обеспечение    методического   и   информационно-аналитического   
сопровождения государственной демографической политики;
    создание   достойных   условий   для  жизнедеятельности  семьи,  
профилактика социального сиротства;
    пропаганда здорового образа жизни;
    снижение смертности населения.
    Для  ежегодной  оценки  хода  реализации  Программы разработаны 
следующие основные целевые индикаторы:
    доля  многодетных  семей,  обеспеченных  жилыми помещениями, от 
общего  количества  многодетных  семей, вставших на учет в качестве 
нуждающихся до 1 января 2011 года;
    доля   молодых   людей   (в   том   числе  несовершеннолетних),  
вовлеченных  в  мероприятия  различных  ведомств,  направленные  на  
формирование  здорового образа жизни, от общего количества молодежи 
области;
    снижение  коэффициента  смертности  населения (число умерших на 
1000 человек населения).

 7. Предложения по основным мероприятиям, направленным на решение
                   каждой из поставленные задач

    Основными  мероприятиями  Программы,  направленными  на решение 
задач, будут являться следующие.
    1.  По обеспечению методического и информационно-аналитического 
сопровождение государственной демографической политики:
    разработка,   изготовление   и   размещение   телевизионных   и   
аудиороликов   и   материалов  по  государственной  демографической  
политике;
    повышение    квалификации    и   переподготовка   специалистов,   
работающих с семьей и детьми, проведение обучающих семинаров;
    выпуск   научно-методических  и  информационных  материалов  по  
реализации современных технологий социальной работы с семьей;
    финансовая   поддержка  общественных  организаций  в  проектной  
деятельности, направленной на поддержку семьи и детей.
    2.  По  созданию  достойных  условий  жизнедеятельности  семьи,  
профилактике социального сиротства:
    ремонт    жилых    помещений,   находящихся   в   собственности   
детей-сирот,  реконструкция  и ремонт зданий с целью последующей их 
передачи для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот;
    проведение  областных  праздников,  направленных  на  повышение  
статуса семьи;
    строительство    дошкольных    образовательных   учреждений   в   
Печорском, Себежском районах и в городе Пскове;
    обеспечение   жилыми  помещениями  многодетных  семей  области,  
вставших на учет в качестве нуждающихся до 1 января 2011 года;
    формирование  земельных  участков  для  бесплатного обеспечения 
земельными участками многодетных семей области.
    3. По пропаганде здорового образа жизни:
    развитие  волонтерской деятельности по профилактике потребления 
психоактивных веществ;
    реализация    проекта   "Школа   будущих   матерей"   на   базе   
дискуссионного клуба "Перезагрузка";
    осуществление    в   молодежных   центрах   и   образовательных   
учреждениях мероприятий, направленных на сохранение репродуктивного 
здоровья;
    организация  отдыха  и  оздоровления  молодежи  в международных 
лагерях,   всероссийских  и  областных  специализированных  сменах,  
образовательных форумах и лагерях.
    4) По снижению смертности населения:
    обеспечение   выездных   бригад   реанимобилем   для   оказания   
экстренной помощи детям, в том числе новорожденным;
    организация  при  лечебно-профилактических  учреждениях школ по 
профилактике   артериальной   гипертензии,   осложнений   сахарного   
диабета;
    обеспечение            диагностическим            оборудованием            
лечебно-профилактических учреждений для проведения аудиологического 
скрининга;
    обеспечение  реактивами  государственного  учреждения  "Детская  
областная больница" для неонатального скрининга новорожденных.

  8. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

     Общий объем финансовых средств для реализации программных
                            мероприятий

                                                         млн.рублей
|———————————|—————————————————————————————————————————————————————|
|   Всего   |               В том числе по годам:                 |
|           |——————————|——————————|——————————|——————————|—————————|
|           |   2011   |   2012   |   2013   |   2014   |  2015   |
|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————|
|  804,228  |  117,068 |  180,435 |  205,385 |  178,195 | 123,145 |
|———————————|——————————|——————————|——————————|——————————|—————————|
                                                                      
        9. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и
     результативности предлагаемого варианта решения проблемы

    Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы 
будет оцениваться ежегодно на основе целевых индикаторов, указанных 
в разделе 6 настоящей Концепции.
    В результате реализации Программы ожидается:
    повышение  качества  жизни семей с детьми - снижение количества 
семей,  находящихся  в  социально опасном положении, с 2699 до 2500 
семей;
    формирование  у  различных  групп  населения,  в  том  числе  у  
подрастающего  поколения,  мотивации  для  ведения здорового образа 
жизни;
    повышение значимости семейных ценностей;
    снижение  смертности  населения  - снижение общего коэффициента 
смертности  до  20,0 промилле (количество умерших на тысячу человек 
населения);
    увеличение   количества   отремонтированных   жилых  помещений,  
закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения 
родителей,  до  30-35  процентов  от  общего  количества помещений, 
требующих ремонта.
    В  результате  реализации  программных  мероприятий  более  500  
семей,  находящихся  в  сложной  жизненной  ситуации,  будут  иметь  
возможность получения помощи для выхода из кризиса; 160 многодетных 
семей  получат  возможность улучшить свои жилищные условия; до 20,0 
на  тысячу человек населения к 2015 году снизится общий коэффициент 
смертности  населения;  ежегодно  25-30 детей-сирот смогут получить 
финансовую   поддержку   на   ремонт  закрепленных  за  ними  жилых  
помещений.

             10. Предложения по исполнителям Программы

    Исполнители Программы:
    Главное  государственное управление социальной защиты населения 
Псковской области;
    Государственный  комитет Псковской области по здравоохранению и 
фармации;
    Государственное управление образования Псковской области;
    Государственный комитет Псковской области по культуре;
    Государственное  управление по информационной политике и связям 
с общественностью Псковской области;
    Государственный   комитет   Псковской   области  по  молодежной  
политике;
    Государственный  комитет  Псковской  области  по  имущественным  
отношениям.

11. Предложения о разработчике и исполнителе-координаторе Программы

    Определить разработчиком и исполнителем-координатором Программы 
Главное  государственное  управление  социальной  защиты  населения  
Псковской области.
                                                                      







Информация по документу
Читайте также