Расширенный поиск
Постановление Губернатора Мурманской области от 07.06.1999 № 243-ПГГУБЕРНАТОР МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 07.06.99 N 243-ПГ МУРМАНСК О Программе содействия занятости населения Мурманской области на 1999 - 2000 годы В целях обеспечения занятости населения Мурманской области и социальной защиты безработных в 1999 - 2000 годах п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить Программу содействия занятости населения Мурманской области на 1999 - 2000 годы ( прилагается ). 2. Рекомендовать Главам администраций муниципальных образований области оказывать организационное и финансовое содействие службе занятости по реализации мероприятий Программы. 3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Лунцевича В.В. Губернатор Мурманской области Ю.Евдокимов ________________________ Государственная служба занятости России Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Мурманской области УТВЕРЖДЕНА постановлением Губернатора Мурманской области от 07.06.99 N 243-ПГ П Р О Г Р А М М А содействия занятости населения Мурманской области на 1999 - 2000 годы 1999 год г. Мурманск _________________________ Паспорт Программы содействия занятости населения Мурманской области на 1999-2000 годы Наименование Программы Программа содействия занятости населения Мурманской области на 1999-2000 годы Наименование, дата и номер Ст. 15 Закона Российской принятия решения о разработке Федерации "О занятости Программы населения в Российской Федерации" от 19.01.91 N 1032-1 с изменениями и дополнениями от 20.04.96 N 36-ФЗ, приказ Министерства труда и социального развития от 20.10.98 N 281, Постановление Губернатора Мурманской области N 76-ПГ от 25.02.99 "О программе действий Губернатора Мурманской области" Заказчик Программы Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Администрация Мурманской области Основные разработчики Программы Департамент ФГСЗН по Мурманской области с участием комитетов по труду, занятости и миграции населения, экономики, социальной защиты населения, образования, УВД администрации Мурманской области, общественных организаций инвалидов, органов местного самоуправления городов и районов области Цели и задачи Программы Реализация государственной политики занятости: -предупреждение массовой, смягчение последствий долговременной безработицы на местных рынках труда; -создание условий для быстрейшего трудоустройства граждан; -активизация сотрудничества службы занятости с работодателями; -совершенствования технологии работы с гражданами, ищущими работу, и безработными; -содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите; -обеспечение психологической устойчивости безработных граждан; -оказание информационных услуг незанятому населению и безработным гражданам для осуществления их права выбора подходящих способов и путей противостояния кризисным ситуациям; -реализации программ активной политики занятости; -поддержка доходов безработных граждан в период поиска работы; - разработка специальных программ по стабилизации занятости на местных рынках труда с кризисной ситуацией, в монопромышленных городах и районах Сроки реализации Программы 1999-2000 годы Объемы и источники Финансовые затраты на финансирования реализацию Программы составят 516441,0 тыс. руб., в том числе в 1999 году из Государственного фонда занятости Мурманской области -279342,0 тыс. руб., из областного бюджета 259,3 тыс. руб., других источников - 750 тыс. руб. Кроме того, средства из бюджетов различных уровней и иных источников, направляемые на финансирование федеральных программ, влияющих на состояние рынка труда области, составят 1156,0 млн. руб., в т. ч. в 1999 году - 616,0 млн. руб. Ожидаемые конечные результаты Реализация Программы в течение Программы 1999-2000 годов позволит: -сдержать уровень регистрируемой безработицы в 1999-2000 годах в пределах 6,0- 6,5 % к численности ЭАН и 4,8- 5,2 % к трудоспособному; -оказать посредничество в трудоустройстве 42 тыс. человек, в том числе на условиях временной занятости - 15 тыс. чел.. из них в 1999 году - 20,5 тыс. чел., в т. ч. временная занятость - 7,6 тыс. чел. -оказать консультационные услуги - 300,0 тыс. чел., в том числе в 1999 году -150,0 тыс. чел. - провести профориентационную работу с 50,0 тыс. чел., в том числе в 1999 году - с 25,0 тыс. чел.; -предоставить возможность приобретения новой либо второй профессии - 6000 безработным, в том числе в 1999 году-3000; -поддержать доходы 134,7 тыс. безработных, в том числе в 1999 году - 74,2 тыс. чел. Контроль за выполнением Контроль за реализацией Программы Программы выполняет Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Правительство Мурманской области, Департамент ФГСЗН по Мурманской области, администрации муниципальных образований Введение Программа содействия занятости населения Мурманской области на 1999-2000 годы является основополагающим документом, определяющим цели, приоритеты и конкретные задачи в области реализации государственной политики занятости. Программа разработана на основе прогноза социально-экономического развития и рынка труда области с учетом требований "Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы". Методической основой Программы являлись рекомендации по разработке типовых программ, временные рекомендации по расчету рынка труда, общие положения по статистике труда, методика расчета уровня зарегистрированной безработицы. При составлении Программы использованы статистические данные, информационно-аналитические материалы и текущие отчеты. Мероприятия Программа содействия занятости населения Мурманской области на 1999-2000 годы разработаны с учетом предложений, поступивших от комитетов областной администрации: по экономике, образования, по делам молодежи, по социальной защите населения, по труду, занятости и миграции населения, по делам коренных народов Севера, УВД Мурманской области, общественных организаций инвалидов. Исходя из положений Программы политика на рынке труда в предстоящий период будет направлена на обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности рабочей силы и рабочих мест, предупреждение массовой безработицы, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов. Направленность Программы нацеливает отделы занятости на предоставление эффективных услуг и социальных видов помощи нуждающимся безработным гражданам. Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются граждане, особо нуждающиеся в социальной защите: инвалиды, молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лица, освобожденные из мест лишения свободы и др. Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения, которая реализовывалась в 1997- 1998 годах. ЧАСТЬ I. Занятость и рынок труда в переходный период 1. Макроэкономические факторы и изменения в сфере занятости Анализ социально-экономического развития Мурманской области свидетельствует о том, что экономика области остается в сложном, неопределенном и противоречивом положении. В 1997 году в экономике области наметились позитивные тенденции: на 12,9 % увеличилось производство промышленной продукции, на 4,9 % возросли объемы инвестиций в основной капитал, снизились темпы инфляции, увеличилась реальная заработная плата, снизилась задолженность по ее выплате, уменьшилась безработица. Однако в 1998 году вновь начался спад производства практически во всех отраслях промышленности Мурманской области. Предприятиями области произведено промышленной продукции на 17,6 млд. руб., или 96 % к уровню 1997 года, инвестиции в основной капитал составили лишь 62 % к уровню 1997 года. Почти половина предприятий в 1998 году сработали с убытками. Наибольший удельный вес убыточных предприятий (от 60 до 75 %) отмечен в г. г. Апатиты, Полярные Зори, Кировск, Оленегорск, а также в Ковдорском и Ловозерском районах. Способствовал ухудшению ситуации и разразившийся в августе экономический кризис. Катастрофически выросла нестабильность рубля, его неплатежеспособность, увеличилось недофинансирование бюджетных отраслей экономики, резко снизился уровень жизни населения. Совершенно очевидно, что в таких условиях отсутствуют предпосылки для роста экономической активности населения, нормального функционирования рынка труда, увеличения масштабов вторичной занятости. Образовалась избыточность рабочей силы относительно складывающихся объемов производства. И даже значительная миграционная убыль населения области не способствуют снижению предложения на рынке труда области, увеличению доли занятых в экономике. Миграционная убыль населения отмечается в области с 1990 года, наибольший пик которой пришелся на 1992 год (31,1 тыс. чел.). За прошедший период Мурманская область потеряла в миграционном обмене с другими регионами России и странами СНГ 153,1 тыс. чел., в том числе в 1998 году 15,7 тыс. чел, хотя следует отметить, что и выбывшие и прибывшие отличались более высокой относительно всего населения долей трудоспособных контингентов - до 70-72 %. Численность экономически-активного населения за период с 1992 по 1998 год уменьшилась на 22,5 тыс. чел. и составила на 01.01.99 - 540,1 тыс. чел., но удельный вес безработных (в соответствии с методикой МОТ) в его числе возрос к концу 1998 года до 23,3 %. В декабре 1998 года в экономике области было занято 414,1 тыс. чел, или 41 % от общей численности населения (в 1994 году - 45 %), 126 тыс. чел. не имели занятия и классифицировались как безработные (по методике МОТ). Снижение численности занятых объясняется, прежде всего, спадом производства, а также увеличением числа и доли лиц старше трудоспособного возраста и ухудшением показателей естественного движения населения. За период с 1993 года число пенсионеров возросло на 16,6 тыс. чел., и составило в 1998 году 140,4 тыс. чел., или 13,6 % от общей численности населения, на протяжении 6 лет уровень смертности населения превышает его рождаемость. Однако не только миграционный отток и ухудшение показателей естественного движения населения повлияли на снижение числа занятых. В 1998 году, как и в предыдущий период, неполная занятость работающих, обусловленная отсутствием материально-технических ресурсов, трудным финансово-экономическим состоянием предприятий, оставалась на высоком уровне. В административные отпуска за год по инициативе администрации было отправлено 12,5 тыс. чел., в условиях неполной занятости трудилось 5,5 тыс. чел. По причине невыплат заработной платы, ее низкого уровня и др. в прошедшем году с предприятий области по собственному желанию уволились 67,2 тыс. чел., а объемы выбытия компенсировались за счет приема новых работников лишь на 83 %. Численность работающих на крупных и средних предприятиях сокращалась ежегодно на 20-25 тыс. чел. в год и в 1998 году там трудилось немногим более 280,0 тыс. чел. За 1998 год в службу занятости было заявлено о высвобождении 13,2 тыс. чел., в службу занятости обратилось 8776 чел., т.е. снижение числа занятых произошло практически по причине сокращения работающих. До 73 % работников, подлежащих сокращению, были заняты на государственных предприятиях. Более всего подлежали высвобождению работники предприятий промышленности, министерства обороны, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Численность высвобождаемых работников возросла по сравнению с 1997 годом в 2-3 раза в г. г. Скалистом, Кандалакше, Кировске, Печенгском рне, а в г. Снежногорске и Ловозерском районе - более, чем в 6-7 раз. Сокращение численности занятых сопровождалось перераспределением работающих по формам собственности. В негосударственном секторе трудятся около 50 % от всех занятых в экономике. Под воздействием этих и многих других факторов проходило формирование и развитие рынка труда Мурманской области в предыдущем и в текущем периоде. 2. Состояние рынка труда Мурманской области, динамика безработицы Рынок труда Мурманской области чрезвычайно деформирован и одним из проявлений деформации является устойчивый дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы как в абсолютном выражении, так и в профессионально-квалификационном разрезе. В 1998 году предложение рабочей силы превысило спрос на нее более, чем в 3 раза. За год в службу занятости было заявлено 16670 вакансий, число граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, составило 55118 человек, в том числе незанятое население - 50822. В числе обратившихся 52 % составляют женщины, 42 % - молодежь в возрасте 16-29 лет, в основном среднего образовательного уровня, трудоустройство которых крайне затруднено. Удельный вес безработных, имеющих высшее образование составляет 6,0-6,5 %, среднее профессиональное 17-18 %, начальное профессиональное- 24-25 %, среднее общее - 37 % и не имеющих среднего образования - 14-15 %. В последние годы наметилась тенденция уменьшения удельного веса безработных, имеющих среднее общее и среднее профессиональное образование. Скорее всего, это связано с тем, что на рынок труда увеличился приток лиц, ранее неработавших, ищущих работу впервые. В 1995 году в службу занятости обратилось таких граждан 17 % от общего числа зарегистрированных, в 1997 году - 22,5 %, в 1998 году - 24%. Образовательный же уровень занятого населения согласно официальным статистическим данным в последние 2-3 года не изменился. По отчету за 1997 год 15,8 % занятых имели высшее образование, незаконченное высшее - 1,5 %, среднее общее - 28,7 %, среднее профессиональное 36,6 %, основное общее - 8,1 %, начальное и не имели начального - 1,3 %. Перемены на рынке труда, наличие большого потенциала безработицы повысили требования к качеству рабочей силы. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. И поэтому, даже несмотря на непрестижность предлагаемых вакансий и низкую оплату труда, работодатели отказываются принимать на работу молодых людей, не имеющих опыта работы, и женщин, возраст которых превысил 40-45 лет, выдвигая при этом порой противозаконные требования. Средняя продолжительность поиска работы безработными сейчас составляет более 7 месяцев, причем женщины ищут работу гораздо дольше мужчин - 9 месяцев, мужчины - 7. Но даже имеющие специальное профессиональное образование не всегда могут быть трудоустроены по своей профессии, т. к. не обладают теми знаниями, умениями и навыками, которые теперь предъявляет работодатель. Например, на рынке труда Мурманской области наблюдается избыток специалистов по профессии бухгалтер, но в тоже время требуются бухгалтеры с высокой квалификацией для замещения должности главных бухгалтеров. В числе обратившихся большое число менеджеров, юристов, но спрос работодателей на эти профессии не удовлетворен, что дает основание судить о том, что по этим специальностям будут требоваться специалисты, но возможно с другими профессиональными требованиями. Получение профессионального образования, повышение квалификации в соответствии с потребностями современного рынка труда - одна из основных задач содействия занятости населения. Но в силу финансовых трудностей служба занятости не может предоставить возможность всем желающим безработным получить либо изменить профессию или повысить квалификацию для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Около 70 % граждан, обратившихся в службу занятости Мурманской области, желали бы переобучиться. В 1997-1998 годах в образовательных программах приняли участие 3000 чел., что составляет 50 % от запланированного Программой содействия занятости на 1997-1998 годы. Ситуация на рынке труда области в течение нескольких последних лет остается крайне напряженной: - сформировался практически постоянный количественный состав рынка труда и его объемы не уменьшаются, а в 1998 году даже возросли по сравнению с 1997 годом на 3,9 %, по незанятому населению - на 3,6 %. Число обратившихся в 1998 году возросло на 11 % и составило 55118 чел, а общий объем рынка труда - 85325 чел., из них - 80986 чел. - незанятое население; - не ослабевает напряженность на рынке труда - нагрузка на одну вакансию всегда высока - в пределах 20-30 человек, а на 01.01.99 на одно рабочее место претендовали 36 безработных; - сохраняется высоким уровень безработицы к ЭАН по области, составивший на 01.01.99 - 6,4 % (на 01.01.98 -6,0); - в 6-7 городах и районах (Кировске, Кандалакше, Апатиты, Ковдорском, Печенгском, Ловозерском, Кольском районах) удельный вес безработных в численности трудоспособного населения превышает средне-областной показатель в 1,5-2,5 раза, а в Терском р-не - более, чем в 4; - на протяжении 2 последних лет не снижается средняя продолжительность безработицы и составляет 6,8 мес.; - растет задолженность по выплате пособия по безработице, на 01.01.99 служба занятости задолжала безработным 98,7 млн. руб.; - остается высоким долг предприятий и организаций по страховым платежам в Фонд занятости, составивший на 01.01.99 50,6 млн. руб., а с учетом пени и штрафных санкций 254,8 млн. руб. Августовский кризис еще более обострил обстановку на рынке труда. Число вакансий, заявляемых в отделы занятости в сентябреоктябре резко сократилось (в 1,6 раза). По этой же причине снизился процент трудоустроенных граждан, увеличилась нагрузка на одну вакансию. И если в августе на одно рабочее место претендовало 20 безработных, то в конце сентября уже 35, в октябре - 39. Процент трудоустройства снизился от 40 % в августе до 24 % - в сентябре. За 1998 год трудоустроено 18923 чел., или 34 % от числа обратившихся (в 1997 году - 40 %). За счет резкого снижения интенсивности движения рабочей силы на рынке труда среднемесячный прирост безработных в сентябредекабре составил 1600 человек. Численность безработных к концу 1998 года увеличилась на 18 % и составила 34162 человека. Состав безработных Зарегистрировано 1998 год безработных на к 1997 конец года году 1997 год 1998 год % 1 Численность безработных по причинам незанятости - 28853 34162 118 всего 2 уволившиеся по собственному 11483 8590 75 желанию 3 уволенные за нарушение трудовой дисциплины 636 661 104 4 высвобожденные работники 2193 5598 255 5 граждане, уволенные с военной 685 1000 146 службы 6 лица, освобожденные из мест 344 373 108 лишения свободы 7 выпускники общеобразовательных школ 756 911 121 8 выпускники ВУЗов 84 139 165 9 выпускники СУЗов 267 413 155 10 выпускники ПУ 574 803 140 11 другие причины 11831 15674 132 Как видно из приведенной таблицы, в 1998 году на 25 % снизилось число так называемых "добровольных" безработных, число высвобожденных работников возросло в 2,5 раза, выпускников учебных заведений - на 40-65 %. Из числа безработных, состоящих на учете на 1 января 1999 года: - 19884 (58 %) - женщины (на 01.01.98 - 60 %); - 12846 (38 %) - молодежь в возрасте 16-29 лет (на 01.01.98 -36 %); - 638 (2 %) - инвалиды (на 01.01.98 - 1 %). Распределение безработицы по городам и районам Мурманской области Безработных зарегистри- поставлено снято с зарегистри- Города и ровано в 1998г. учета ровано районы на 01.01.98 в 1998г. на 01.01.99 Мурманск 5434 13615 11470 7579 Кировск 2311 2429 2223 2517 Апатиты 3033 3046 2806 3273 Мончегорск 2286 3394 3294 2386 Кандалакша 3019 3590 3705 2904 Оленегорск 1335 1663 1638 1360 Североморск с учетом Островного 1679 3047 2697 2029 Полярный 465 862 642 685 Кольский р-н 1975 3197 2263 2909 Ловозерский р-н 599 834 664 769 Печенгский р-н 2326 2820 2373 2773 Ковдорский р-н 1564 1587 1521 1630 Терский р-н 1017 704 651 1070 Полярные Зори 752 1338 1138 952 Скалистый 414 622 543 493 Заозерск 166 407 344 229 Снежногорск 478 1002 876 604 Область 28853 44157 38848 34162 3. Рынок труда в 1999-2000 годах Как показывает прогноз социально-экономического развития Мурманской области, в экономике области в 1999 году значительных изменений в сторону улучшения не произойдет. Выпуск промышленной продукции в действующих ценах составит 22,27 млд. руб., индекс физического объема - 96,8 %. Рост объемов промышленного производства прогнозируется в черной металлургии (101,5 %), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (116 %). Возрастет выпуск продукции в ОАО "Апатит", на Ковдорском и Оленегорском ГОКах, Кольской АЭС. С ростом на 101 % будет произведено потребительских товаров. Объем капитальных вложений за счет всех источников финансирования прогнозируется в размере 2,71 млд. руб., или 98,5 % к уровню 1998 года. Инвестиции составят 77,7 % от общего объема капитальных вложений. Поступление инвестиций в прогнозируемом на 1999 год объеме позволит решить ряд экономически важных задач для области: - начать модернизацию электролизного производства со строительством сухой газоочистки на Кандалакшском алюминиевом заводе; - закончить реконструкцию 3 нитки дробления дробильнообогатительной фабрики ОАО "Олкон"; - продолжить строительство цеха по производству ферритовых стронциевых порошков и магнитов ОАО "Олкон"; - завершить работы в объекте 92 РТП "Атомфлот" - г. Мурманск; - ввести в действие станцию биологической очистки локальных очистных сооружений в ТОО "Ударник"; - ввести в действие рудник "Северный" - г. Заполярный; - закончить реконструкцию Росвумчорского рудника АО "Апатит"; - ввести в эксплуатацию оленеубойный пункт ОПХ "Восход" - п. Лопарская; - ввести в действие холодильник на 100 тонн ТОО "Тундра" - с. Ловозеро; - расширить холодильник до 2000 тонн в п. Пушной; - закончить строительство родильного дома - г. Мурманск; - продолжить реконструкцию областного Дворца культуры - г. Мурманск. Инвестиционная активность является одним из факторов поддержки занятости населения. Численность населения в прогнозируемый период будет уменьшаться, хотя и в меньшей степени, чем в предыдущие годы. В среднегодовом исчислении к 2000 году население области будет меньше миллиона. Таким образом, общая убыль населения с начала 1997 года составит около 63 тыс. человек. На численность населения основное влияние окажет миграционный отток населения по причинам растущих объемов незанятости и организованного переселения из района Крайнего Севера. Миграционная убыль населения сохранится соответственно действию факторов, возникающих при высвобождении работающих. Низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простого воспроизводства населения и высокая смертность смогут лишь компенсировать друг друга, приводя естественный прирост от отрицательного значения к нулевому к концу 2000 года. Негативные тенденции в воспроизводстве населения отрицательно повлияют на возрастную структуру населения. К 2000 году примерно на 15% снизится численность населения в возрасте моложе трудоспособного. Группа населения в возрасте старше трудоспособного будет изменяться незначительно, так как выбытие их трудоспособного возраста происходит за счет малочисленного поколения, родившегося в годы Великой Отечественной войны. Численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, будет увеличиваться в 1999-2000 годах за счет многочисленного поколения, родившегося в 80-е годы. Распределение численности ( по удельному весу в %) населения по возрастным группам выглядит следующим образом : Категория 1996 1997 1998 1999 2000 населения год год год год год Все население 100 100 100 100 100 В возрасте 22,61 21,76 19,71 18,6 17,5 0-15 лет В трудоспособ- 64,89 65,17 66,15 67,4 68,3 ном Уменьшение демографической нагрузки (с 338 чел. в 1998 году до 316 чел. к 2000 году), рост доли населения трудоспособного возраста с экономической точки зрения можно считать благоприятным фактором для развития экономики в прогнозируемый период. Эффективное использование трудового потенциала региона, который в 2000 году составит 637 тыс.чел., будет главным образом зависеть от того, как сложится спрос на рабочую силу со стороны работодателей всех форм собственности под воздействием структурных изменений в экономике. Динамика процессов производства и занятости будет аналогичной процессам, протекавшим в период 1995-1997г.г., когда численность трудовых ресурсов сокращалась медленно. Кроме того, на величину трудовых ресурсов влияет участие в труде лиц старше трудоспособного возраста по причине несовершенства пенсионного законодательства, а также молодежи в возрасте до 16 лет. Предполагается, что к 2000 году численность трудовых ресурсов сократится по отношению к 1998 году только на 2,5%. В тоже время численность занятых в экономике сокращается в значительно больших размерах - на 4,4%. В отраслевом разрезе будет происходить постепенное вымывание трудового потенциала из депрессивных отраслей (машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая, рыбная и легкая промышленность, промышленность стройматериалов, госторговля, общественное питание) и более полное сохранение в отраслях, работающих относительно устойчиво (электроэнергетика, черная металлургия). В основном снижение занятых происходило и будет происходить на предприятиях и в организациях государственного сектора. Число работающих на предприятиях государственной и муниципальной собственности в 1999 году уменьшится по сравнению с 1998 годом на 3 %. Продолжится высвобождение работающих в связи с ликвидацией производств, банкротством крупных предприятий и строительных организаций, влекущих за собой массовое высвобождение работающих. Механизм сдерживания массового высвобождения на уровне муниципальных образований до конца не отработан, т. к. не подкреплен финансовым обеспечением для выполнения соответствующих мероприятий. В прогнозируемом периоде состояние рынка труда будет зависеть от сохранения рабочих мест в населенных пунктах с моноэкономической структурой (в частности г. г. Апатиты, Североморск, Кандалакша, Мончегорск, п.г.т. Ревда, Умба, Ковдорский и Печенгский р-ны), а также от темпов развития малого предпринимательства и роста частной инициативы. При сохранении негативных тенденций положение на рынке труда будет оставаться напряженным. На открытый рынок рабочей силы могут выйти в 1999 году более 120 тыс. человек, или 19 % от численности трудовых ресурсов. Спрос на кадры будет оставаться ниже их реального предложения. В течение года ожидается увеличение количества незанятых из числа высвобожденных работников и молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности. Низкий жизненный уровень населения увеличит приток на рынок труда граждан, ранее не занятых трудовой деятельностью, несколько возрастет число военнослужащих, уволенных из ВС. В службу занятости в 1999 году обратятся за помощью в трудоустройстве 49312 граждан, ищущих работу. В их числе: - высвобождаемые работники - 9800 чел.; - молодежь (выпускники учебных заведений, бросившие учебу, состоящие в КДН и др.) -5500 чел.; - освобожденные из ИТУ - 800 чел.; - по причине текучести кадров - 26860 чел.; - домохозяйки - 2000 чел.; - бывшие военнослужащие - 2400 чел. - инвалиды - 900 чел.; - женщины, вышедшие из отпуска по уходу за детьми - 1000 чел.; - беженцы - 30 чел. Кроме того на 1 января 1999 года на учете в службе занятости состояли 35878 человек, таким образом общий объем зарегистрированного рынка труда в 1999 году составит 85190 человек. Прогнозный расчет, положенный в основу "Программы занятости 1999-2000", дифференцирует все незанятое население, ищущее работу, на отдельные целевые группы. Критерием для отбора групп служит уровень сложности трудоустройства и обслуживания безработных. Для обеспечения их трудоустройства, социальной адаптации потребуются совместные и согласованные действия службы занятости, администрации, работодателей и профсоюзов. Кроме того, несовершеннолетней молодежи, впервые вступающей на рынок труда, женщинам после длительного перерыва в работе, лицам, вернувшимся из мест лишения свободы, безработным, состоящим на учете более года, во время сложного периода адаптации понадобятся конкретные мероприятия и советы специалистов СЗ, новые навыки, государственные гарантии для возвращения на постоянный рынок труда. В 1999 году предполагается трудоустроить при содействии службы занятости 16,5 тыс.чел., 3,0 тыс.чел. - пройдут переобучение и профессиональную подготовку, 390 человек будут отправлены на досрочную пенсию, 1400 человек примут участие в общественных работах, 29,5 тыс.чел. будут сняты с учета по разным причинам. На 31 декабря 1999 года на учете в службе занятости останутся 35800 чел., из них статус безработного будут иметь 32700 чел., что составит около 6,1- 6,3 % от экономически активного населения, или 4,8-4,9 % от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Прогнозируемые объемы рынка труда на 2000 год будут несколько ниже уровня 1999 года, по профессиональному составу изменений также не ожидается. Расходы на реализацию мероприятий программы занятости будут на уровне 1999 года с учетом индекса-дефлятора и темпов роста заработной платы. Более точные расчеты рынка труда и сметы расходов на 2000 год будут выполнены в конце 1999 года после разработки уточненного прогноза социально-экономического развития области. Профессиональный состав рынка труда, как по предложению рабочей силы, так и по спросу на нее, значительных изменений не претерпевает. В структуре вакансий за 1998 год существенных изменений не произошло. По-прежнему высок в их общем числе удельный вес рабочих профессий - до 65-70 %. В первом полугодии 1998 года был зафиксирован повышенный (почти в 2 раза по сравнению с соответствующим периодом 1997 года) спрос на профессию продавцов непродовольственных и продовольственных товаров (на 40 %). Однако после августовского кризиса потребность в этих работниках резко упала, а на рынке труда, напротив, в полтора раза возросло их предложение. Среди рабочих профессий спросом на рынке труда пользуются газоэлектросварщики, газорезчики, электрики, маляры-штукатуры, каменщики, кровельщики, плотники, слесари-сантехники, водители, повара, пекари, рабочие без специальной подготовки (грузчики, уборщики, дворники, сторожа, подсобные рабочие). Анализируя спрос на рабочую силу на рынке труда за предыдущий и текущий периоды, можно выделить ряд специальностей по высшему образованию, потребность в которых есть и будет существовать в ближайшие годы, однако их число находится в прямой зависимости от социально-экономического развития Мурманской области: врач, фармацевт, инженер-программист, инженер-электроник, инженер (по работе с электрооборудованием), механик судовой, учитель школы, преподаватель иностранного языка (в основном, английского), юрисконсульт, инженерстроитель, прораб, специальности для малого бизнеса: менеджер, коммерческий директор. В то же время на рынке труда Мурманской области наблюдается избыток специалистов по профессиям: бухгалтер, библиотекарь, воспитатель детских учреждений, учитель начальных классов, инженер-конструктор, капитан, помощник капитана, инженер-механик, экономист, работник торговли: руководящее звено, товаровед. 4. Политика на рынке труда В 1998-2000 годах будут сохраняться значительные различия в ситуациях на местных рынках труда области. В городах и районах с преобладанием моноэкономической структуры, где нет достаточно реалистических с точки зрения финансового обеспечения программ выхода из кризиса, политика в сфере занятости будет преимущественно направлена на сдерживание безработицы и социальную поддержку безработных, создание условий, стимулирующих не сокращение, а увеличение объемов производства. Преодоление дефицита рабочих мест в целом по области может быть достигнуто посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, направление капитальных вложений в перспективные развивающиеся отрасли. В целях повышения эффективности проводимой политики на рынке труда необходимо существенно повысить роль и ответственность органов исполнительной власти всех уровней в решении проблем занятости, установить контроль за своевременным вводом рабочих мест, а также осуществлять меры экономического стимулирования работодателей, создающих рабочие места. Служба занятости, в свою очередь, будет совершенствовать деятельность своих территориальных органов по сокращению длительной безработицы, предупреждению массовой безработицы, дальнейшему формированию и использованию банка вакансий, установлению непосредственных контактов с работодателями. Основные направления содействия занятости населения Мурманской области в 1999-2000 годах: Содействие в трудоустройстве (улучшение качества приема, регистрации, консультирования граждан, взаимодействие с работодателями,(по вопросам трудоустройства, оперативному обмену информацией об имеющихся вакансиях, проведение мини-ярмарок вакансий, образовательных услуг), поддержка самозанятости и развития предпринимательской деятельности безработных граждан, расширение связей с зарубежными фирмами, готовыми к сотрудничеству в развитии малого и среднего бизнеса в России, расширение сферы организации общественных работ и временной занятости, содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, квотирование рабочих мест для их трудоустройства, организация профессиональной подготовки и переобучения незанятого населения, профессиональная ориентация, психологическая поддержка безработных граждан, оказание материальной поддержки безработным гражданам. 5. Улучшение качества рабочей среды и рабочей силы Качество рабочей среды и рабочей силы (оплата труда, соответствующая трудовому вкладу, условия работы и состояние рабочего места, отвечающего требованиям СНиП, квалификация работника, уровень его знаний и др.) является одним из необходимых условий для создания эффективной занятости. Износ основных фондов, ухудшение обеспечения средствами индивидуальной защиты, массовые нарушения технологической и производственной дисциплины, снижение ответственности работодателей за условия и охрану труда, достаточно высокий уровень производственного травматизма - характерные черты нашего производства в последние годы. По данным за 1997 год в Мурманской области в неблагоприятных условиях трудились: в промышленности - 42,3 %, в строительстве - 14,8 %, на транспорте - 16 % работников от общей численности, попавшей в базу наблюдения. Работа на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, в тяжелых, вредных условиях, а также несоблюдение норм техники безопасности зачастую приводят к несчастным случаям на производстве. За 1997 год в области пострадало 856 человек, из них 192 женщины. Из общего числа пострадавших 41 человек погиб, 40 - стали инвалидами. В целях формирования более стабильной и благоприятной рабочей среды, повышения экономической заинтересованности работодателей в в улучшении условий и охраны труда, снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний в Мурманской области в 1999-2000 году предусматривается совершенствование законодательной и нормативной базы по охране труда, проведение работ по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда. Проводимая на большинстве предприятий области кадровая политика не соответствует происшедшим в сфере производства переменам, сдерживает возможность реализации программ стабилизации и оживления производства и структурной перестройки экономики, не учитывает реально складывающейся ситуации в сфере занятости. Несмотря на то, что качественный уровень работников предприятий существенно уступает требованиям, предъявляемым на современном рынке труда, основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства, следствием которой является не только сохранение, но и создание новых рабочих мест. Поэтому необходимо усиление государственного воздействия на разработку кадровой политики предприятия для более рационального использования кадрового состава работников (персонала), повышения их общеобразовательного и профессионального уровня, развития профессиональной ориентации, усиления трудовой мотивации, роста мобильности трудовых ресурсов в случае реформирования предприятий. 6. Профессиональное обучение Важнейшим элементом решения проблем людей, имеющим недостаточную квалификацию, и потерявшим работу, является система профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения. Министерство труда и социального развития РФ совместно с Министерством общего и профессионального образования и другими заинтересованными учреждениями оказывает научно-методическую помощь в переподготовке взрослого населения на основе внедрения интенсивных учебных технологий и компьютерных методик. Система профессиональной подготовки безработных и незанятого населения - одно из звеньев непрерывного образования, не подменяющее, а дополняющее существующие системы. В Мурманской области более 50 образовательных учреждений различного уровня привлекаются на договорной основе к обучению незанятого населения и безработных граждан. Служба занятости практикует проведение выставок образовательных услуг, во время которых молодежь, безработные и незанятое население могут ознакомиться с возможностями обучения, учебными заведениями и др. В 1997-1998 г. г. выставки посетили более 17 тыс. чел. В 1997-1998 г. г. профессиональное обучение незанятого населения и безработных граждан по направлению службы занятости проводилось в государственных учреждениях (в учреждениях начального профессионального образования, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учебнокурсовых комбинатах, отделах предприятий и организаций), а также в негосударственных, имеющих лицензию на право образовательной деятельности. Основными критериями при отборе образовательных учреждений для организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения являются: - наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности; - наличие материальной базы, обеспечивающей высокий уровень обучения; - укомплектованность опытными мастерами и преподавателями; - методическое обеспечение учебного процесса; - стоимость обучения; - высокая эффективность образовательного процесса, позволяющая выпускникам легко адаптироваться на новом месте работы. Основная задача профессионального обучения - повысить профессиональную мобильность и конкурентоспособность безработных граждан и незанятого населения. В 1999-2000 годах предполагается предоставить возможность 6000 безработным пройти профессиональное обучение, переподготовку либо повысить квалификацию, из них в первоочередном порядке: 1998 год 1999 год факт прогноз -целевые программы обучения безработных из числа слабозащищенных, всего: чел. 1000 1640 -в т. ч. впервые вступающих на рынок -"- 100 296 труда; -выпускников общеобразовательных -"- 80 80 учреждений; -инвалидов, имеющих -"- 30 50 показания к труду; -женщин, воспитывающих -"- 600 840 детей д/в и детей- инвалидов; -граждан, уволенных с -"- 100 100 военной службы, по направлению службы занятости; -беженцев и вынуж. 2 2 переселенцев Кроме того, пройдут обучение в рамках "Молодежной практики" 200 человек. 7. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан Улучшению функционирования рынка труда способствует обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, самоопределение при выборе и планировании карьеры. Принципиальное значение имеет профориентация для молодежи, впервые вступающей на рынок труда и безработных граждан, вынужденных менять профессию. В связи с осложнением обстановки на рынке труда, незащищенностью выпускников учебных заведений профориентации отводится исключительно важная роль в социальной адаптации граждан, ищущих работу, к новым условиям. Профориентация рассматривается как одно из ключевых направлений активной политики занятости, способствующее осознанному личностному выбору безработными гражданами и незанятым населением сферы будущей деятельности, возможности эффективной ее реализации, независимо от конкретного рабочего места. Основными задачами, стоящими перед профориентационной службой на 1999-2000 являются: - мобилизации усилий обратившихся граждан к активному поиску работы в первые 10 дней; - сокращение времени поиска подходящей работы; - нейтрализация отрицательных последствий долгосрочной безработицы; - повышение мотивации безработных к труду; - снижение социально-психологической напряженности на территориях с высоким уровнем безработицы; - расширении сферы профориентационных услуг для обратившихся в службу занятости и работодателей. В 1997-1998 году профориентационными мероприятиями были охвачены 49 тыс. чел. В прогнозируемом периоде планируемые объемы оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке предусмотрены, исходя из того, что этими услугами должен воспользоваться каждый второй гражданин и составят 50,0 тыс. чел., в том числе в 1999 - 25,0 тыс. чел. Приоритетное право на получение профориентационных услуг предполагается предоставлять гражданам, проблемы трудоустройства которых решаются особенно сложно - молодежи, женщинам, инвалидам, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас. Важнейшим аспектом в работе является снятие социальной напряженности в обществе путем оказания психологической поддержки гражданам, потерявшим работу или находящимся под угрозой ее потери. В 1999-2000 годах продолжат свою работу программы социальной адаптации: "Клуб ищущих работу", курсы "Новый старт", основная задача которых - обучение самостоятельному поиску работы, формирование позитивной установки на успешный поиск работы, укрепление уверенности в себе. 8. Улучшение функционирования рынка труда Улучшению функционирования рынка труда в период 1999-2000 годов будут способствовать меры активной политики занятости населения, содействие занятости граждан, особо нуждающихся в поддержке со стороны государства. 8.1. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы В 1999-2000 годах будет продолжена реализация мероприятий по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, направленная на дополнительное повышение их шансов на рынке труда, на помощь гражданам, являющимся длительное время безработными, и испытывающим трудности в поиске работы. Анализ ситуации, складывающейся на рынке труда Мурманской области, показывает, что наибольшие трудности с трудоустройством возникают у молодежи, инвалидов, одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, граждан предпенсионного возраста, т.е. у наиболее низко конкурентоспособных категорий трудовых ресурсов. 8.2. Занятость освобожденных из учреждений, исполняющих наказание В области не снижается острота проблемы занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. В 1998 г. в отделы занятости в целях поиска работы обратилось 718 человек, что в 2 раза превышает численность обратившихся ранее. В 1999-2000 годах предполагается частично снять остроту данной проблемы за счет отработки механизма взаимодействия органов внутренних дел, администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, с отделами занятости населения в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, организации профессиональной подготовки осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, профессиональнотрудовой адаптации граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройства, в том числе за счет квотирования рабочих мест. 8.3. Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей Составной частью комплекса государственных мер в сфере социальной поддержки военнослужащих и членов их семей является Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков и мичманов), подлежащих увольнению в запас или отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в местах их компактного проживания от 5 июня 1997г. N 674, Региональная целевая программа по переподготовке и обеспечению занятости военнослужащих на 1999-2000 годы. Программы призваны обеспечить: - социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую деятельность; - более эффективное использование интеллектуальных возможностей этой категории граждан в процессе трудовой деятельности; - переподготовку по гражданским специальностям и содействие занятости; - оказание гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости. 8.4. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью В настоящее время отношения в сфере занятости инвалидов регулируются Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О занятости населения в РФ" N 36-ФЗ от 20.04.96г. и Федеральным Законом РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" N 181-ФЗ от 24.11.95г. Необходимо принять на региональном уровне ряд нормативных документов, которые бы регулировали реализацию введения квоты для приема на работу инвалидов. Реализация данной меры позволит обеспечить занятость более 200-250 инвалидов ежегодно. Необходимо продолжить работу по координации деятельности с государственной службой реабилитации инвалидов, содействующей их занятости, профессиональной ориентации, профессиональному обучению и переобучению, адаптации к трудовой деятельности, рациональному трудоустройству. В целях создания благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей граждан с ограниченной трудоспособностью в предстоящем периоде предусматривается следующее: - обучение инвалидов по приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям; - содействие временной и самостоятельной занятости инвалидов, поддержка их предпринимательской деятельности; - стимулирование работодателей, трудоустраивающих инвалидов, направление средств Фонда занятости на частичную компенсацию расходов работодателей по оплате труда инвалидов; - координация действий государственных и общественных организаций в сфере занятости инвалидов. 8.5. Содействие занятости молодежи Сокращение потребности в рабочей силе в последние годы осложнило и без того трудную задачу трудоустройства молодежи, хотя еще до начала 90 - х годов в область приезжало и устраивалось на работу не менее 30 тыс.чел. трудоспособного возраста, из них 12-13 тыс. - молодые люди в возрасте 16-29 лет. Сейчас в области проживает 221,3 тыс. чел в возрасте 16-29 лет, из них заняты в экономике почти 48 %, что даже несколько выше среднеобластного показателя занятости всего населения (42 %). И тем не менее безработица, отсутствие возможности работать для молодежи, особенно той, которая впервые встает на самостоятельный путь - серьезная социальная проблема. В это время происходит становление личности, выбор профессии, определение своего места в жизни и если жизнь молодого человека начинается с биржи труда, то для него велика возможность оказаться в числе социально опасных лиц. И данные областного комитета государственной статистики подтверждают этот факт - в 1997-1998 годах 17,5% раскрытых преступлений совершены несовершеннолетними или при их соучастии. В службу занятости Мурманской области ежегодно обращается около 20,0 тыс. чел. в возрасте 16-29 лет. 30 % из них - несовершеннолетняя молодежь, в большинстве своем - это выпускники школ, профессиональных училищ, лица, оставившие учебу либо утратившие статус выпускника (по истечении одного года после окончания учебного заведения), учащиеся, желающие работать в период летних каникул. Постоянно высокий удельный вес молодежи в общей численности безработных на протяжении последних лет носит устойчивый характер, что дает основание считать молодежь одной из самых низко конкурентоспособных категорий трудовых ресурсов. Сложности трудоустройства обусловлены, с одной стороны, недостатком профессиональных знаний, отсутствием профессиональных знаний, с другой- нежеланием работодателей нести дополнительные расходы, связанные с профессиональным обучением молодых людей, не имеющих нужной предприятию квалификации. Для содействия занятости молодежи в 1999-2000 годах предусматривается: - расширение профессиональных возможностей молодежи, в том числе обучение молодых людей, не имеющих профессии; - повышение профессиональной направленности в проведении активной политики занятости молодежи; - организация временной занятости молодежи с целью приобретения практических навыков работы в рамках программы "Молодежная практика"; - изыскание других возможностей субсидированной занятости молодежи; - активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (организационно-информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг и необходимая профессиональная подготовка и т. д.). 8.6. Временная занятость несовершеннолетних граждан В 1999-2000 годах в целях приобщения к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности предполагается трудоустроить на временную работу около 8 тыс. несовершеннолетних граждан. Расходы Фонда занятости на эти цели в 1999 году составят 1120 тыс. руб. В качестве основных направлений работы по трудоустройству несовершеннолетних граждан намечается: - участие в разработке и реализации нормативных документов, принимаемых на местном уровне, регламентирующих обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан; - совершенствование работы по увеличению банка вакансий рабочих мест и объемов трудоустройства несовершеннолетних граждан. 8.7. Поддержка длительно безработных граждан В 1999-2000 годах увеличится численность длительно безработных граждан вследствие нарастания проблем с поиском работы у женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, граждан предпенсионного возраста, лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание. Мерами, способствующими трудоустройству длительно безработных граждан, будет являться их участие в "Клубах ищущих работу", курсах "Новый старт", в которых примут участие в 1999-2000 годах более 1000 человек, в т. ч. в 1999 году 570 человек. Основные цели программы: - дополнительное повышение шансов трудоустройства; - преодоление негативных последствий безработицы; - социальная адаптация длительно безработных граждан, формирование навыков самостоятельного поиска работы; - восстановление мотивации к труду. 8.8. Временная занятость и общественные работы В условиях усиливающегося напряжения на рынке труда и ограниченных возможностей экономической и социальной защиты безработных, временная занятость безработных и организация общественных работ являются важными направлениями содействия занятости населения. Цель программ организации общественных работ состоит в оказании материальной поддержки гражданам, в первую очередь безработным, сохранении мотивации к труду у длительно безработных граждан в период активного поиска постоянной работы, приобретении трудовых навыков у молодежи, начинающих трудовую деятельность, а также смягчения общей ситуации на рынке труда. Для решения программ общественных работ и временной занятости предполагается: - расширение видов общественных работ с учетом качественного состава безработных граждан; - оказание содействия гражданам в выборе подходящего вида деятельности; - заключение договоров с организациями всех форм собственности на базе которых будут проводиться общественные работы, осуществление контроля за соблюдением договорных обязательств; - формирование и постоянное обновление банка данных о видах общественных работ, их объемах, времени проведения, оплате труда и предполагаемом количестве привлекаемых работников. В 1998 году в общественных работах приняло участие 880 граждан. В 1999-2000 годах работа в этом направлении будет продолжена, общественными работами в 1999 году предполагается охватить 1400 человек, временными- по мере предоставления вакансий организациями и предприятиями. Финансирование общественных работ будет осуществляться за счет работодателей, фонда занятости и средств местного бюджета. Общие затраты могут составить 1720 тыс. рублей. 8.9. Содействие развитию предпринимательской инициативы Работа городских и районных отделов занятости по поддержке предпринимательской деятельности будет включать в себя следующие виды помощи безработным гражданам: - оказание консультативной и методической помощи безработным гражданам, решившим организовать собственное дело; - предоставление возможности получения дополнительного образования или новой профессии, необходимой для ведения собственного дела; - проведение групповых и индивидуальных занятий с лицами, желающими открыть собственное дело; - сотрудничество с организациями, содействующими развитию малого предпринимательства, с целью подготовки незанятых граждан к организации собственного дела; - согласованные действия органов службы занятости и других заинтересованных организаций по всем программам и видам деятельности, способствующим развитию предпринимательства. 8.10. Мероприятия в условиях кризисной ситуации с занятостью В связи с кризисными явлениями в экономике области, а также с возможными вариантами развития ситуации в сфере занятости населения, угрозой массового высвобождения работников с нестабильных предприятий Мурманской области намечены меры, направленные на упреждение негативных тенденций в данной области. Среди них регулярное проведение мониторинга экономической ситуации и состояния рынка труда, особое внимание будет уделяться разработке совместных с администрацией предприятий и других заинтересованных сторон мероприятий. Реализация предусмотренных мер позволит повысить готовность всех заинтересованных сторон к работе по обеспечению занятости и смягчению социальной напряженности в случаях возникновения критической ситуации на рынке труда. 8.11. Поддержка доходов безработных граждан В 1999-2000 годах служба занятости Мурманской области в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в РФ", а также с учетом наличия средств в фонде занятости планирует обеспечить гарантии социальной поддержки безработных, в том числе: - выплату пособия по безработице; - выплату доплат к пособию на лиц, находящихся на содержании безработного; - возмещение затрат Пенсионному фонду, связанных с досрочным выходом на пенсию граждан; - оплату периода временной нетрудоспособности безработных. В 1999-2000 годах материальная поддержка будет оказана 134,7 тысячам безработным гражданам, в том числе в 1999 году 74,2 тыс. чел. 9. Ресурсное обеспечение программы Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств Фонда занятости, областного бюджета, средств работодателей и других источников. При формировании фонда занятости предполагается, что норматив отчислений будет на уровне 1,5 % фонда оплаты труда, а норматив отчислений в Федеральную часть фонда - 30 % от обязательный отчислений работодателей. Дефицит бюджета Фонда занятости составит в 1999 году 71242 тыс. руб. 10. Эффективность реализации программы Реализация Программы в течение 1999-2000 годов позволит: - сдержать уровень регистрируемой безработицы в 1999-2000 годах в пределах 6,0-6,5% к численности ЭАН и 4,8-5,2 % к трудоспособному; - оказать посредничество в трудоустройстве 42 тыс. человек, в том числе на условиях временной занятости - 15 тыс. чел., из них в 1999 году - 20,5 тыс. чел., в т. ч. - временная занятость - 7,6 тыс. чел.; - оказать консультационные услуги - 300,0 тыс. чел., в том числе в 1999 году -150,0 тыс. чел; - провести профориентационную работу с 50,0 тыс. чел., в том числе в 1999 году - с 25,0 тыс. чел.; - предоставить возможность приобретения новой, либо второй профессии - 6000 безработным, в том числе в 1999 году-3000; - поддержать доходы 134,7 тыс. безработных, в том числе в 1999 году - 74,2 тыс. чел.; 11. Контроль за реализацией Программы Контроль за реализацией Программы выполняет Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Правительство Мурманской области, Департамент ФГСЗН по Мурманской области, администрации муниципальных образований. Ч А С Т Ь II Мероприятия по регулированию и обслуживанию рынка труда, сдерживанию роста безработицы в Мурманской области на 1999 - 2000 годы Место Срок Н а и м е н о в а н и е м е р о п р и я т и й проведения исполне- Исполнители ния 1 2 3 4 5 Раздел 1. Совершенствование организации работы по трудоустройству населения 1 Совершенствовать функционирование органов службы занятости, города и весь отделы усилить взаимодействие городских и районных центров с районы период занятости, местной администрацией, работодателями, профсоюзами, повышать администрация, эффективность работы координационных комитетов содействия советы профсоюзов занятости населения 2 Оказывать помощь в организации работы, методическом города и весь Департамент обеспечении городских и районных центров занятости, районы период ФГСЗН обеспечить координацию их деятельности по основным направлениям 3 Проводить мини-ярмарки вакансий, образовательных услуг, "Дни города и весь гор., рай. открытых дверей" районы период отделы занятости 4 Организовать работу "Клуба ищущих работу" г. Апатиты первое отделы занятости Терский р-н полугодие 1999г. 5 Продолжить работу по организации приема и обслуживания города и весь гор., рай. незанятого населения и безработных граждан в отдаленных районы период отделы занятости поселках области 6 Совершенствовать технологию работы городских и районных города и весь Департамент отделов занятости населения Департамента ФГСЗН по Мурманской районы период ФГСЗН области 7 Проводить работу по совершенствованию справочно- города и весь гор., рай. информационной базы о возможностях трудоустройства и услугах районы период отделы, службы занятости Департамент ФГСЗН 8 Продолжить внедрение и распространение в других отделах весь отделы занятости программы активного самопоиска работы "Возвращение г.Мурманск период занятости, к работе" города и Департамент районы ФГСЗН 9 Продолжить работу по выдаче заключений негосударственным весь Департамент организациям для получения лицензии на право деятельности по г.Мурманск период ФГСЗН оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения Раздел 2. Основные направления работы по содействию занятости населения 2.1 Содействие трудоустройству граждан, обратившихся в государственную службу занятости 1 Оказывать содействие в выполнении федеральных и областных города и весь отделы целевых программ, реализуемых на территории Мурманской районы период занятости, области и способствующих сохранению и развитию рабочих мест: Департамент -"Содействие трудовой занятости осужденных к наказанию в ФГСЗН виде лишения свободы на период до 2000 года"; -"Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера"; -областной целевой программы "Старшее поколение" на 1998- 2000 годы; -региональной комплексной программы "Дети Кольского Заполярья", в рамках которой реализуются программы: "Дети и труд", "Дети коренных малочисленных народов Кольского Севера", "Дети- сироты", "Дети и отдых", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и профилактика правонарушений несовершеннолетних" 2 Совершенствовать активные формы и методы работы по выявлению города и весь гор., рай. вакантных должностей (рабочих мест) на предприятиях всех форм районы период отделы занятости собственности, оперативному обновлению и эффективному использованию банков вакансий 3 Продолжить работу по обновлению и пополнению компьютерного города и весь гор., рай. банка данных, содержащего сведения о высококвалифицированных районы период отделы занятости специалистах, состоящих на учете в службе занятости 4 Проводить семинары-совещания, встречи с кадровыми службами города и весь гор., рай. предприятий по вопросам трудоустройства, проблемам рынка районы период отделы занятости труда, организации общественных работ и др. 5 Проводить мини-ярмарки свободных рабочих мест предприятий города и весь гор., рай. одного профиля, осуществлять подбор кадров из числа районы период отделы занятости безработных по запросам работодателей 6 Обеспечивать рабочей силой объекты, вводимые в соответствии с города и весь гор., рай. планами социально - экономического развития области и районы период отделы занятости регионов, а также в рамках федеральных программ : -"Развитие минерально-сырьевой базы РФ;" -"Дороги России"; -"Возрождение торгового флота России", и др. 7 Разработка по территориям перечня населенных пунктов с города и ежегодно Комитеты по моноэкономической структурой социальных программ создания и районы труду, сохранения рабочих мест, обеспечивающие приемлемый уровень экономики, депар- занятости населения тамент финансов, градообразующие предприятия 8 Подготовка и заключение соглашений с градообразующими города и весь Структурные предприятиями области, регулирующих взаимоотношения их с районы период подразделения администрацией области и органами местного самоуправления, в администрации целях сохранения и развития действующих мощностей и объемов области по выпуска продукции, рабочих мест и стабилизации социальной направлениям, обстановки в данных населенных пунктах. руководители орга-нов местного само- управления и градо-образующих предприятий 9 Изучить вопрос финансовой поддержки предприятий торговли и города и 4 Комитеты по общественного питания в плане сохранения и создания рабочих районы квартал труду, мест с выполнением условий Генеральной схемы по региону 199 года экономике, торговле, депар- тамент финансов 10 Обеспечить обязательную социальную экспертизу на предмет города и весь Комитет по сохранения и создания новых рабочих мест при принятии законов районы период труду, занятости области о создании зон экономического развития на территории и миграции области 2.2 Содействие самозанятости безработных граждан 1 Организовать работу Центра развития и поддержки первое Департамент предпринимательства и малого бизнеса, созданного при г.Мурманск полугоди ФГСЗН поддержке финской службы занятости на базе Департамента ФГСЗН е 1999 по Мурманской области для обучения основам года предпринимательства, оказания консалтинговых услуг начинающим предпринимателям из числа бывших безработных, посреднической деятельности в установлении бизнес-контактов действующих предпринимателей с представителями зарубежного бизнеса и проведения организационных мероприятий по осуществлению международных проектов по развитию предпринимательства на территории Мурманской области 2 Подготовить предложения по участию Мурманской области в ежегодно Департамент совместной российско- американской программе "Бизнес для г.Мурманск ФГСЗН России", других аналогичных программах 3 На основе сотрудничества совместно с образовательными 1999 год Департамент учреждениями США организовать дистанционное обучение граждан г.Мурманск ФГСЗН, участники Мурманской области основам предпринимательства программы "Бизнес для России" 4 Содействовать участию безработных граждан в конкурсах города и ежегодно Департамент проектов на соискание грантов по развитию малого бизнеса и районы ФГСЗН, Бизнес- предпринимательства, проводимых международными фондами центр 5 Изучить возможность и при положительных результатах города и 1999 год Департамент организовать самозанятость безработных граждан с выдачей районы ФГСЗН, отделы субсидии оборудованием, инвентарем, инструментами и занятости имуществом, полученными посредством взаимозачета от организаций- должников в фонд занятости 2.3. Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите 1 Подготовить предложения по проекту Постановления Губернатора г.Мурманск 1999 год Департамент области "О квотировании рабочих мест на предприятиях, в ФГСЗН, комитеты учреждениях и организациях для трудоустройства граждан, особо по труду, нуждающихся в социальной защите" образованию, социальной защите инвалидов 2 Подготовить и внести на рассмотрение в администрации городов города и 1 гор., рай. (районов) предложения по квотированию рабочих мест для районы квартал, отделы занятости трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной 4 защите и испытывающих трудности в поисках работы квартал 1999года 3 Внести предложения в органы местного самоуправления о города и весь гор., рай. предоставлении налоговых, финансовых и других льгот районы период отделы предприятиям, осуществляющим прием на работу граждан, особо занятости, нуждающихся в социальной защите, подростков в период летних комитеты по каникул, либо создающим для них дополнительные рабочие места социальной защите, образова- нию, работодатели 4 Осуществлять трудоустройство граждан на квотируемые рабочие города и весь гор., рай. места и контроль за выделением работодателями рабочих мест в районы период отделы занятости рамках установленной квоты 2.4. Содействие занятости подростков и молодежи 1 Подготовить и утвердить перечень профессий и видов работ, на г.Мурманск 2000 год комитеты по которых возможно применение труда подростков в возрасте от 15 труду, занятости лет и миграции населения, образованию, здравоохранению АМО, Департамент ФГСЗН 2 Провести работу по квотированию рабочих мест для подростков в города и 4 администрации возрасте до 18 лет, впервые ищущих работу, принять районы квартал городов, соответствующие постановления ежегодно районов, гор., рай. отделы занятости, КДН 3 В целях обеспечения реализации статьи 9 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": - проводить диагностику профессиональной пригодности с города и весь гор., рай. учетом их состояния здоровья; районы период отделы занятости - осуществлять первоочередное трудоустройство, профессиональную подготовку, профориентационную работу, выплату пособия по безработице в соответствии с вышеуказанным гор., рай. законом; города и весь отделы - вносить предложения по предоставлению налоговых льгот в районы период занятости, соответствии с законодательством предприятиям, создающим комитет по специальные рабочие места для данной категории граждан; социальной защите, рабо- тодатели 4 Проводить работу по созданию временных рабочих мест для города и 2-3 гор., рай. учащихся школ и учреждений начального профессионального районы квартал отделы образования в возрасте до 18 лет в период летних каникул на ежегодно занятости, муни- основе договоров с предприятиями и организациями ципальные органы управления обра- зованием, КДН 5 Предусмотреть использование базы учреждений начального города и весь Комитет по профессионального образования для создания на договорной районы период образованию АМО, основе учебно-производственных предприятий, где часть Департамент выпускников могла бы получить рабочие места до их ФГСЗН трудоустройства или призыва в ВС 6 Проводить работу с работодателями по заключению договоров на города и весь гор., рай. создание ученических рабочих мест в рамках программы районы период отделы занятости "Молодежная практика" для выпускников учреждений общего, начального, среднего и высшего образования, зарегистрированных в отделах занятости в качестве безработных, субсидируя заработную плату ее участников в первую очередь на условиях взаимозачетов. 7 Организовать трудоустройство безработной молодежи в рамках г. весь отдел занятости программы "Молодежные мастерские", частично финансируя Мурманск период г.Мурманска, заработную плату ее участников Молодежная биржа труда 8 Принять участие в реализации городской программы "Молодежь" г. 1999 год городской отдел Мурманск занятости, комитет по делам молодежи 9 Организовать реализацию программ обучения предпринимательской города и весь комитет по делам деятельности при поддержке образовательных учреждений районы период молодежи АМО, различного уровня молодежная биржа труда 10 Организовать обучение молодежи в возрасте до 18 лет, города и 1999 комитет по делам состоящей на учете в службе занятости, профессиям, районы год молодежи АМО, пользующимся спросом на рынке труда департамент ФГСЗН, гор. рай. отделы занятости 11 Создать условия для организации добровольных молодежных города и весь комитет по делам служб, содействующих созданию новых рабочих мест и районы период молодежи АМО трудоустройству молодежи 12 Изучить возможность организации рабочих мест для города и 1999 Департамент трудоустройства молодежи путем финансирования работодателей районы ФГСЗН, гор., за счет реструктуризации задолженности по страховым взносам рай. отделы на условиях взаимозачета занятости 2.5. Содействие занятости граждан с ограниченной трудоспоспособностью 1 Отработать качество заполнения индивидуальных программ города и 1999 год Главное бюро реабилитации инвалидов по их профессиональной реабилитации с районы МСЭК, целью выработки реальных трудовых рекомендаций Департамент ФГСЗН 2 Составить перечень профессий, рекомендуемых в качестве города и 1999 год Департамент приоритетных для трудоустройства инвалидов в Мурманской районы ФГСЗН, комитет области по социальной защите населения АМО 3 Организовать трудоустройство инвалидов на условиях частичной города и весь Департамент компенсации расходов работодателей на оплату их труда районы период ФГСЗН , гор., рай. отделы занятости 4 Организовать обучение инвалидов по приоритетным на рынке города и весь гор., рай. труда профессиям и специальностям с учетом имеющихся трудовых районы период отделы занятости рекомендаций 2.6. Содействие занятости лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания 1 В соответствии с утвержденным 05.11.97г. совместно с УВД города и весь гор., рай. администрации Мурманской области "Порядком бытового и районы период отделы занятости трудового устройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы" осуществлять меры по содействию занятости данной категории граждан 2 Продолжить взаимодействие с УВД администрации МО по города и весь гор., рай. содействию в трудоустройстве лиц, осужденных по решению суда районы период отделы к исправительным работам занятости, УВД АМО 3 В приоритетном порядке оказывать содействие в трудоустройстве города и весь гор., рай. лицам, освободившимся из учреждений, исполняющих наказание, в районы период отделы занятости том числе на квотируемые рабочие места 2.7. Содействие занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей 1 Обеспечить реализацию Федеральной, региональной целевых города и весь гор., рай. программ по переподготовке и обеспечению занятости районы период отделы занятости военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов), подлежащих увольнению в запас, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 1999-2000 годы 2 Продолжить сотрудничество с военными комиссариатами по города и весь гор., рай. следующим направлениям: районы период отделы занятости - предоставление информации о рынке труда и возможности трудоустройства или профессиональной переподготовки уволенных из ВС РФ, - получение данных о персональном и профессиональном составе граждан, подлежащих увольнению с военной службы, - содействие по отбору граждан на военную службу по контракту, - консультирование по вопросам законодательства о занятости 3 Содействовать самозанятости лиц, уволенных из Вооруженных Сил города и весь гор., рай. РФ, оказывать финансовую поддержку предпринимательской районы период отделы занятости деятельности (при наличии средств) 4 Предоставлять безработным женам (мужьям) военнослужащих и города и весь гор., рай. гражданам, уволенным с военной службы преимущественное право районы период отделы занятости поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия 5 Для организации переподготовки военнослужащих, подлежащих г. 1999 год комитет по увольнению в запас, использовать материально-техническую базу Мурманск образованию профессиональных училищ области, для чего определить опорные п. администрации училища по следующим направлениям: Росляково области - ПУ -4 г. Мурманска - ремонт жилого фонда; г. Кола - ПЛ - 14 г. Мурманска - строительное направление, энергоснабжение; - ПЛ - 19 п. Росляково - судоремонт; - ПЛ - 6 г. Мурманска - плавсостав для рыбной промышленности; - ПУ - 2 г. Колы - профессиии сельскохозяйственного профиля 2.8. Содействие занятости женщин 1 Продолжить работу по разработке и реализации регионального города и весь Департамент плана действий до 2000 года по улучшению положения женщин в районы период ФГСЗН сфере занятости, повышению их роли в обществе 2 Сформировать и обновлять банк данных по женщинам, особо города и весь гор., рай. нуждающимся в социальной защите (одинокие, многодетные районы период отделы занятости матери, семьи, где оба родителя безработные и т.д.) 3 Оказывать содействие безработным женщинам в организации города и весь гор., рай. собственного дела, создании малых, семейных предприятий (при районы период отделы занятости наличии средств) 4 Оказывать юридическую, методическую и организационную помощь города и гор., рай. женщинам, открывающим собственное дело районы отделы занятости 5 Развивать социальные службы, службы милосердия с привлечением города и гор., рай. безработных женщин по уходу за престарелыми, инвалидами, районы отделы оказанию необходимой помощи на дому занятости, комитет по социальной защите, общественные организации инвалидов 2.9. Организация общественных работ 1 Провести работу по заключению договоров с предприятиями и города и ежегодно гор., рай. организациями, на базе которых будут проводиться общественные районы отделы занятости работы 2 Формировать и постоянно обновлять банк данных о видах города и весь гор., рай. общественных работ районы период отделы занятости 3 Расширить виды общественных работ, с этой целью изучить города и весь комитет по возможность организации работ по очистке от мусора водоемов, районы период проблемам придорожных территорий, лесных массивов около населенных коренных пунктов, по заготовке дикорастущих, посадке деревьев, малочисленных заготовке семян, лекарственных деревьев народов Севера, Де- партамент ФГСЗН 4 Изучить возможность организации общественных работ с города и Департамент привлечением средств экологического и дорожного фонда районы 2000 год ФГСЗН, дорожный фонд, экологический фонд 2.10. Содействие занятости населения в депрессивных районах 1 Разработать программы, направленные на ускорение процесса города и весь комитеты по структурной перестройки производства и смягчение районы период эконо-мике, неблагоприятных социальных последствий для населения промышленности, труду, занятости, администрация 2 Способствовать развитию предпринимательства с учетом города и весь комитеты по экономической потребности районы период экономике, труду, адми- нистрация 3 Содействовать развитию масштабов и видов общественных работ города и весь администрация, районы период гор., рай. отделы занятости 4 Содействовать развитию самозанятости среди безработных города и весь гор., рай. районы период отделы занятости 2.11. Организация работы в условиях массового высвобождения работников и критических ситуаций на рынке труда 1 Обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с "Порядком города и весь гор., рай. деятельности органов службы занятости в условиях массового районы период отделы занятости высвобождения работников предприятий и критических ситуаций на рынке труда Мурманской области", утвержденном Приказом Департамента ФГСЗН по МО от 27.05.98г. N142 2 Разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на города и весь гор., рай. социальную защиту персонала, находящегося под риском районы период отделы занятости увольнения, а также работников, высвобождаемых с неплатежеспособных предприятий 3 Принимать участие в работе рабочих групп по изучению города и весь Департамент критических ситуаций на рынке труда районы период ФГСЗН, гор., рай. отделы занятости 4 Проводить социально- экономическую оценку города (района), города и весь администрация определить степень критичности на рынке труда районы период городов (районов), гор., рай. отделы занятости 5 В случае возникновения критической ситуации на региональном города и весь администрация рынке труда совместно с администрацией города (района) районы период городов разработать программу экстренных мер по защите населения от (районов), безработицы гор., рай. отделы занятости 6 Совместно с заинтересованными сторонами подготавливать города и весь гор., рай. предложения по сдерживанию массовых высвобождений работников районы период отделы занятости 7 В соответствии с нормативными документами производить города и весь гор., рай. компенсационные выплаты работникам предприятий, находящихся в районы период отделы занятости отпусках по инициативе администрации без сохранения заработной платы, либо работающим в режиме неполного рабочего дня (при наличии средств) Раздел 3. Организация профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения 1 Определять потребность в подготовке квалифицированных кадров города и весь гор., рай. для предприятий на основе анализа фиксированного рынка труда районы период отделы занятости в профессиональном разрезе, изучения спроса предприятий на рабочую силу и прогноза изменения структуры рабочих мест 2 Содействовать приоритетному направлению на профессиональное города и весь гор., рай. обучение безработных граждан, особо нуждающихся в социальной районы период отделы занятости защите: - инвалидов; - молодежи; - военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных сил и членов их семей; - сирот; - женщин; 3 Внедрить в практику работы конкурсный отбор образовательных города и весь Департамент учреждений для профессионального обучения безработных граждан районы период ФГСЗН, гор., рай. отделы занятости 4 Содействовать расширению практики профобучения безработных города и весь Департамент граждан на действующих предприятиях с последующим их районы период ФГСЗН, гор., трудоустройством на этих же предприятиях рай. отделы занятости 5 Осуществлять взаимовыгодное сотрудничество с предприятиями по города и весь гор., рай. подготовке кадров по их заявкам, а также оказывать районы период отделы занятости работодателям организационно- методическую и информационную помощь в подготовке кадров 6 Развивать подготовку безработных граждан по профессиям для города и весь гор., рай. занятия в дальнейшем предпринимательской деятельностью районы период отделы занятости 7 Проводить анализ содержания профессионального обучения города и по плану гор., рай. безработных граждан с учетом требований государственного районы методсове- отделы занятости стандарта профессионального образования в образовательных та учреждениях, осуществляющих подготовку безработных граждан 8 Изучить возможность создания учебных классов на базе учебного г. г. 1999 год гор. отделы центра ДФГСЗН по Мурманской области Кандалакша, занятости Североморск 9 Продолжить сотрудничество с образовательными учреждениями города и весь Департамент Швеции, Финляндии по переподготовке и повышению квалификации районы период ФГСЗН, безработных граждан Учебный центр Департамента 10 Создать единый банк образовательных учреждений области, на 1999 год Департамент базе которых можно проводить переподготовку военнослужащих, г.Мурманск ФГСЗН уволенных из ВС 11 Обеспечить постоянное информирование военнослужащих о города и весь гор., рай. возможностях и условиях переподготовки через службу занятости районы период отделы занятости 12 Принимать участие в координации объемов и профилей города и первый Департамент подготовки, переподготовки рабочих кадров и специалистов в районы квартал ФГСЗН, гор. рай. учреждениях начального профессионального образования года отделы занятости 13 Принять участие в дополнении Перечня профессий начального города и ежегодно Департамент профессионального образования сферы обслуживания, экологии, районы ФГСЗН, гор., социальной работы на основе потребностей регионального рынка рай. отделы труда занятости 14 Изучить возможности введения курсов: 1999 год Учебный центр - 1С: Предприятие 7,5. Работа с торговым оборудованием при г.Мурманск Департамента профессиональной подготовке по профессии "Продавец, ФГСЗН контролер- кассир" - курса программирования на языке " Паскаль" 15 Провести областной конкурс на лучшую методразработку по 2000 год Департамент профессиональной подготовке среди образовательных учреждений, г.Мурманск ФГСЗН, Учебный осуществляющих обучение безработных граждан центр 16 Заключить Договор о сотрудничестве с комитетом по образованию 1 Департамент администрации Мурманской области на 1999 -2000 г.г. г.Мурманск квартал ФГСЗН 1999 года 17 Принять участие в работе областной экспертной комиссии по весь Департамент лицензированию образовательной деятельности г.Мурманск период ФГСЗН 18 Проводить выставки образовательных услуг города и ежегодно Департамент районы ФГСЗН, гор., рай. отделы занятости 19 Обновить справочник образовательных учреждений области ежегодно Департамент г.Мурманск ФГСЗН 20 Провести семинары с образовательными учреждениями, по плану Учебный центр осуществляющими профессиональное обучение безработных граждан г.Мурманск работы Департамента и незанятого населения В целях совершенствования работы учебного центра Департамента ФГСЗН: 21 Внедрить в учебный процесс компьютерные программы по 2000 год Учебный центр профессиям: -"Продавец, контролер- кассир" - 1 С: г.Мурманск Департамента Торговля; - "Оператор ЭВМ "- Access ( пакет Microsoft offiec- 97 ; интернет; графические пакеты Сorel Draw, Adode Photoshop ) 22 Разработать тесты для проведения промежуточной и итоговой 2000 год Учебный центр аттестации по профессии " Продавец; контролер- кассир ", " г.Мурманск Департамента Электрогазосварщик " 23 Внедрить автоматизированную систему оформления документации 1999 год Учебный центр для организации производственной практики, и проведения г.Мурманск Департамента итоговой аттестации 24 Обобщить опыт работы в рамках международных проектов, издать 2000 год Учебный центр материалы по теме "Использование возможностей международного г.Мурманск Департамента сотрудничества для организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения" 25 Проводить мониторинг образовательных услуг центра ежегодно Учебный центр г.Мурманск Департамента Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|