Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Мурманской области от 26.03.2003 № 549

 
                      МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
     
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от "26" марта  2003 г.                        N 549
                           г. Мурманск


           О внесении в порядке законодательной инициативы
            в Государственную Думу Федерального Собрания
         Российской Федерации проекта федерального закона
              "О внесении изменений в Федеральный закон
      "О разграничении государственной собственности на землю"


     Мурманская областная Дума П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

     1.  Направить  проект федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный  закон  "О  разграничении государственной собственности на
землю"    на   заключение   в   Правительство   Российской   Федерации
(прилагается).
     2.   В   соответствии   со  статьей  104  Конституции  Российской
Федерации,  при  наличии заключения Правительства Российской Федерации
внести  в  порядке  законодательной  инициативы в Государственную Думу
Федерального  Собрания Российской Федерации проект федерального закона
"О   внесении   изменений   в   Федеральный   закон  "О  разграничении
государственной собственности на землю".
     3.   Обратиться   к  законодательным  (представительным)  органам
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  с  просьбой
поддержать данную законодательную инициативу.
     4.   Назначить   представителем  Мурманской  областной  Думы  при
рассмотрении  указанного проекта федерального закона в Государственной
Думе  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  депутата  Калайду
Василия Владимировича.
     5.  Опубликовать  настоящее  постановление  в газете  "Мурманский
Вестник".




     Первый заместитель
     Председателя
     областной Думы          О.Н.АЛЕКСЕЕВ



                                           Вносится Мурманской
                                           областной Думой

                                           Проект


                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ
            ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                       РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


                   О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
    "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РАЗГРАНИЧЕНИИ
             ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ"


     Государственная  Дума  Федерального Собрания Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

     1.   Принять  в  первом  чтении  проект  федерального  закона  "О
внесении    изменений    в    Федеральный   закон   "О   разграничении
государственной   собственности   на   землю",   внесенный  Мурманской
областной Думой.
     2.   Направить   указанный   законопроект  Президенту  Российской
Федерации,   в   Совет   Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации,  комитеты  и  комиссии  Государственной  Думы,  депутатские
объединения   в   Государственной   Думе,   Правительство   Российской
Федерации,   законодательные   (представительные)   органы   субъектов
Российской Федерации.
     Установить,  что поправки к указанному законопроекту направляются
в Комитет Государственной Думы по собственности до __________.
     3.  Комитету  Государственной  Думы  по  собственности доработать
указанный  законопроект  с учетом поступивших поправок и внести его на
рассмотрение Государственной Думы во втором чтении.
     4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Государственной
     Думы Федерального Собрания
     Российской Федерации          Г.Н.СЕЛЕЗНЕВ

                                               Вносится Мурманской
                                               областной Думой

                                               Проект

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


             О внесении изменений в Федеральный закон
                 "О разграничении государственной
                     собственности на землю"


     Статья  1.  Внести  в  Федеральный  закон  от 17 июля 2001 года N
101-ФЗ   "О  разграничении  государственной  собственности  на  землю"
(Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  2001,  N  30, ст.
3060) следующие изменения:

     1. Статью 3 изложить в следующей  редакции:
     "Статья  3.  Основания  внесения  земельных  участков  в перечень
земельных  участков, на которые у Российской Федерации возникает право
собственности

     В  перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации
возникает право собственности, включаются земельные участки:
     занятые   федеральными   энергетическими   системами,   объектами
использования   атомной  энергии,  федеральным  транспортом  и  путями
сообщения,  объектами  федеральной  информатики  и  связи,  объектами,
обеспечивающими    космическую    деятельность,   объектами   обороны,
безопасности,   оборонного  производства,  объектами,  обеспечивающими
статус и защиту государственной границы Российской Федерации;
     предоставленные   органам   государственной   власти   Российской
Федерации,   федеральным   государственным  унитарным  предприятиям  и
государственным  учреждениям  Российской  Федерации,  которые  созданы
органами государственной власти Российской Федерации.".

     2. Статью 4 изложить в следующей редакции:
     "Статья  4.  Основания  внесения  земельных  участков  в перечень
земельных  участков,  на  которые  у  субъектов  Российской  Федерации
возникает право собственности

     В  перечень земельных участков, на которые у субъектов Российской
Федерации возникает право собственности, включаются:
     земельные   участки,   предоставленные   органам  государственной
власти   субъектов   Российской  Федерации,  а  также  государственным
унитарным    предприятиям,    государственным    учреждениям,   другим
некоммерческим  организациям, которые созданы органами государственной
власти субъектов Российской Федерации;
     земли фонда перераспределения земель;
     все  другие земли на территории субъекта Российской Федерации вне
границ  городов  и  других  населенных  пунктов (земель поселений), за
исключением  земель,  находящихся в федеральной собственности согласно
статье  3  настоящего  Федерального  закона,  земель лесного и водного
фондов,  земель  запаса,  а  также земель, находящихся в собственности
муниципальных  образований  согласно  статье 5 настоящего Федерального
закона.".

     3. Статью 5 изложить в следующей редакции:
     "Статья  5.  Основания  внесения  земельных  участков  в перечень
земельных  участков,  на которые у муниципальных образований возникает
право собственности

     В   перечень  земельных  участков,  на  которые  у  муниципальных
образований возникает право собственности, включаются:
     все  земли в границах городов и других населенных пунктов (земель
поселений),   за   исключением   земель,   находящихся  в  федеральной
собственности   и   собственности  субъектов  Российской  Федерации  в
соответствии со статьями 3, 4 настоящего Федерального закона;
     земельные  участки вне границ городов и других населенных пунктов
(земель   поселений),   предоставленные  предприятиям  и  учреждениям,
созданным    органами   местного   самоуправления,   а   также   земли
сельскохозяйственного   назначения,   находящиеся   в  государственной
собственности, предоставленные гражданам.".

     4.  Последнее  предложение  второго  абзаца  статьи  6 изложить в
следующей редакции:
     "Подготовка   и   согласование   указанных  перечней  с  органами
государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  органами
местного   самоуправления   производятся   одновременно   по   каждому
муниципальному  образованию  в  порядке,  установленном Правительством
Российской Федерации.".

     Статья  2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.



     Президент
     Российской Федерации          В.ПУТИН



                                    Приложение
                                    к проекту федерального закона
                                    "О внесении изменений в 
                                    Федеральный закон
                                    "О разграничении государственной
                                    собственности на землю"


                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
                   к проекту федерального закона
            "О внесении изменений в Федеральный закон
     "О разграничении государственной собственности на землю"

     В  связи  с  вступлением  в  силу  Земельного  кодекса Российской
Федерации   и   Федерального   закона   от   17.07.2001  N  101-ФЗ  "О
разграничении   государственной   собственности   на   землю"   (далее
Федеральный  закон)  Правительством  Российской Федерации было принято
постановление  от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и
согласования  перечней  земельных  участков,  на  которые у Российской
Федерации,  субъектов  Российской  Федерации муниципальных образований
возникает право собственности на землю" (далее Правила).
     Практика   применения   указанного  нормативного  правового  акта
показала,  что  в  ходе разграничения государственной собственности на
землю   излишняя   централизация   управления   земельными   ресурсами
закрепляется  за  федеральным  центром.  Органы государственной власти
субъектов   Российской  Федерации  и  органы  местного  самоуправления
фактически  устранены  от  управления  землей.  Анализ, проведенный по
Мурманской  области,  показывает,  что  в  случае применения Правил из
14,5  млн.га  земель  Мурманской  области  в областной и муниципальной
собственности  останется  всего  лишь  0,1  млн.га,  а  оставшиеся  99
процентов земель уходят в федеральную собственность.
     При   этом   особенно   пострадают  муниципальные  образования  с
градообразующими  предприятиями,  земельные участки которых становятся
объектами    права    Российской    Федерации.    В   результате,   по
предварительной   оценке,   города   и   районы   Мурманской   области
недополучат более 200 млн.рублей арендных земельных платежей в год.
     Ощутимые   для   местных   бюджетов   потери   денежных   средств
отрицательно   скажутся  на  содержании  и  воспроизводстве  городской
земельной  недвижимости, включая инженерную, транспортную и социальную
инфраструктуру.
     Такая  ситуация  стала  возможной  потому, что Земельным кодексом
Российской  Федерации  не определены четкие критерии для разграничения
государственной  собственности  на  землю, а Федеральным законом земля
рассматривается  исключительно  как  объект недвижимого имущества (без
учета  всех  ее других свойств в соответствии со статьей 9 Конституции
Российской   Федерации  и  статьей  1  Земельного  кодекса  Российской
Федерации).   При  этом  разграничение  государственной  собственности
предусмотрено    провести    в   основном   по   нормам,   аналогичным
приватизационным.
     Так,  в  соответствии  со  статьей 3 Федерального закона "если на
этих    земельных   участках   располагается   недвижимое   имущество,
находящееся  в  федеральной собственности" к федеральной собственности
могут  быть  отнесены все земли запаса (в Мурманской области это свыше
4  млн.га)  на  том основании, что на них расположено множество водных
объектов  (рек,  озер)  с  обитающими  в них анадромными видами рыб. В
соответствии  со  статьей  36  Водного  кодекса  Российской  Федерации
упомянутые  водные  объекты  находятся  в федеральной собственности, а
согласно   статье   130   Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
являются  объектами  недвижимости.  Следовательно, имеются юридические
основания  отнести  все  земли  запаса, расположенные в бассейнах этих
водных объектов, к федеральной собственности.
     В  то  же время упомянутые земли используются в качестве пастбищ,
в  их  недрах имеются месторождения полезных ископаемых. Каким образом
провести   разграничение   государственной   собственности   в  данной
ситуации, ответа в Федеральном законе нет.
     Видимо,  его  просто  не  может  быть,  поскольку  земли  запаса,
лесного   и   водного   фондов,   обремененные  различными  природными
ресурсами,  в  принципе  разграничить  по  предусмотренным Федеральным
законом видам собственности невозможно.
     Следует  также отметить, что в соответствии с Федеральным законом
упомянутая  норма о "федеральном недвижимом имуществе" применяется для
всех   категорий   земель.   По  ней  (не  прибегая  к  другим  нормам
Федерального   закона)   можно   механически,  как  это  предусмотрено
Правилами,  отнести  к федеральной собственности земли всех категорий,
в  том числе и земли сельскохозяйственного назначения, располагающиеся
в  бассейнах  водных  объектов  (то  есть  практически  всю территорию
Мурманской области).
     Другим  рычагом  "федерализации"  земель  является норма "если на
этих  земельных  участках  располагается  приватизированное недвижимое
имущество,   находившееся   до   его   приватизации   в  собственности
Российской   Федерации".   Непонятно,  на  каком  основании  земельные
участки  с  приватизированным  недвижимым  имуществом,  уже  давно  не
являющимся    государственным,   должны   относиться   к   федеральной
собственности.   Ведь   имеется   серьезная   альтернатива   отнесение
земельных   участков   к   тому  или  другому  виду  собственности  по
территориальному принципу.
     Как  показывает  практика, наличие этого недвижимого имущества на
земельных  участках  в  данный  момент  трудно доказать документально.
Этим   создается   благоприятная   почва   для   того,  чтобы  процесс
разграничения  государственной собственности из практической плоскости
увести в плоскость судебных разбирательств и споров.
     На  основании вышеуказанного в собственность Российской Федерации
перейдут  земельные  участки приватизированных и унитарных предприятий
(в   настоящее  время  они  являются  градообразующими  в  большинстве
муниципальных   образований   Мурманской   области),   а   в  итоге  в
собственности   муниципальных   образований   и   Мурманской   области
останутся    лишь    несколько    десятков   тысяч   гектаров   земель
сельскохозяйственного   назначения,   под   жилыми  домами,  объектами
соцкульбыта, магазинами и ларьками на землях поселений.
     Обращения  Мурманской  областной  Думы  к  Президенту  Российской
Федерации  В.В.Путину, Председателю Правительства Российской Федерации
М.М.Касьянову     по     проблемам    разграничения    государственной
собственности   на   землю   остались   без   внимания  (постановления
Мурманской  областной Думы от 29.11.2002 N 395 и от 30.01.2003 N 474).
В    то    же    время   законодательные   (представительные)   органы
государственной  власти  около  трети  субъектов  Российской Федерации
поддержали наши обращения.
     Суть   наших   предложений,   относящихся   к  статьям  3,  4,  5
Федерального  закона,  заключается  в том, что параметры разграничения
земельной   собственности   должны   соответствовать  статьям  71,  72
Конституции   Российской  Федерации  и  учитывать  многофункциональные
свойства  земли  (статья  9 Конституции Российской Федерации, статья 1
Земельного  кодекса  Российской  Федерации).  Эти принципы должны быть
приоритетными,  а  не нормы, которые в настоящее время применяются при
разграничении государственной собственности на землю.
     Предлагаемые  поправки  к  статьям 3, 4, 5, 6 Федерального закона
предусматривают, что:
     1.   Земли   запаса,   лесного   и  водного  фондов  находятся  в
государственной  собственности  (останутся  неразграниченными). Органы
государственной  власти  Российской  Федерации  и субъектов Российской
Федерации  осуществляют  управление  и  распоряжение  ими на принципах
совместного  ведения  в  соответствии  с  законодательством Российской
Федерации.
     2.   Земельные  участки  к  собственности  Российской  Федерации,
субъектов  Российской  Федерации и муниципальных образований относятся
на  основании  актов органов государственной власти и органов местного
самоуправления,  принятых  в  пределах  их  компетенции  и  на  основе
земельно-кадастровой документации.
     3.   Разграничение   государственной   собственности   на   землю
(составление,  согласование,  утверждение  перечней земельных участков
по  видам  собственности)  осуществляется  по  каждому  муниципальному
образованию  (его части городу, населенному пункту, кварталу в городе)
одновременно.
     На  основании изложенного предлагаем пересмотреть редакцию статей
3,  4,  5,  6  для  более полного учета интересов субъектов Российской
Федерации    и    муниципальных    образований    при    разграничении
государственной   собственности   на   землю,  а  также  приостановить
(отменить) действие Правил до решения указанных вопросов.


                                      Приложение
                                      к проекту федерального закона
                                      "О внесении изменений в
                                      Федеральный закон
                                      "О разграничении государственной
                                      собственности на землю"


                 ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
         проекта федерального закона "О внесении изменений
                в Федеральный закон "О разграничении
                государственной собственности на землю"


     Реализация  проекта  федерального  закона "О внесении изменений в
Федеральный  закон  "О  разграничении государственной собственности на
землю" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.




                                      Приложение
                                      к проекту федерального закона
                                      "О внесении изменений в
                                      Федеральный закон
                                      "О разграничении государственной
                                      собственности на землю"



 Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию
   утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или
   принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении
          изменений в Федеральный закон "О разграничении
              государственной собственности на землю"


     В  связи  с принятием федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный  закон  "О  разграничении государственной собственности на
землю" потребуется:
     внесение  изменений в Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О
разграничении государственной собственности на землю";
     внесение  изменений  в Правила подготовки и согласования перечней
земельных  участков,  на  которые  у  Российской  Федерации, субъектов
Российской  Федерации  и  муниципальных  образований  возникает  право
собственности,  утвержденные  постановлением  Правительства Российской
Федерации от 04.03.2002 N 140.































Информация по документу
Читайте также