Расширенный поиск

Постановление Правительства Мурманской области от 24.06.2011 № 315-ПП

 



                             ПРАВИТЕЛЬСТВО
                          МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 24.06.2011                                           N 315-ПП
                               Мурманск

   О Концепции внедрения современных информационно-коммуникационных
    технологий в общеобразовательных учреждениях Мурманской области
                "Электронная школа Мурманской области"
                           на 2011-2013 годы


     В соответствии со Стратегией развития информационного общества  в
Российской Федерации, утвержденной  Президентом  Российской  Федерации
07.02.2008   N Пр-212,    в    целях    совершенствования    процессов
информатизации в общеобразовательных  учреждениях  Мурманской  области
Правительство Мурманской области постановляет:
     1. Утвердить   прилагаемую   Концепцию   внедрения    современных
информационно-коммуникационных   технологий   в    общеобразовательных
учреждениях Мурманской области "Электронная школа Мурманской  области"
на 2011-2013 годы (далее - Концепция).
     2. Министерству образования и науки Мурманской области в срок  до
01.09.2011 разработать и  утвердить  план  мероприятий  по  реализации
Концепции в общеобразовательных учреждениях Мурманской области.
     3. Рекомендовать органам  местного  самоуправления  муниципальных
образований Мурманской области разработать и утвердить соответствующие
планы мероприятий по реализации Концепции.
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления  оставляю  за
собой.


     Губернатор
     Мурманской области          Д. Дмитриенко


                                        Утверждена
                                        постановлением Правительства
                                        Мурманской области
                                        От 24.06.2011 N 315-ПП


                               КОНЦЕПЦИЯ
   внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в
          общеобразовательных учреждениях Мурманской области
                "Электронная школа Мурманской области"
                           на 2011-2013 годы


                            Общие положения

     Настоящая концепция <1>   внедрения  современных   информационно-
коммуникационных   технологий   в   общеобразовательных    учреждениях
Мурманской области "Электронная школа Мурманской области" на 2011-2013
годы (далее - Концепция) определяет основные принципы  и  подходы,  на
основе которых  планируются  и  реализуются  отдельные  мероприятия  и
комплексы мероприятий в данной  сфере,  в  том  числе  соответствующие
разделы ДЦП "Развитие  образования  Мурманской  области  на  2011-2015
годы",  ДЦП  "Развитие   информационного   общества   и   формирование
электронного правительства в Мурманской области  на  2011-2013  годы",
программы развития образования в муниципальных образованиях Мурманской
области,  программы   информатизации   отдельных   общеобразовательных
учреждений и т.д.
     Методологической основой Концепции  являются  ключевые  положения
"Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации":
     - обеспечение гарантии свободного доступа граждан к информации  -
важнейшая задача государства;
     - высокие  технологии,  в  т.  ч.  информационно-коммуникационные
(далее - ИКТ), являются основой социально  -  экономического  развития
страны;
     - необходимость ускорения развития ИКТ, в том  числе  посредством
совместных усилий органов власти всех уровней,  бизнеса,  гражданского
общества.
     Концепция планируется к реализации в 2011-2013  годах  в  системе
общего образования Мурманской области.
     Нормативной правовой основой реализации Концепции являются:
     -   Закон   Российской   Федерации   от   10.07.1992     N 3266-1
"Об образовании";
     - Закон   Мурманской   области   от    19.12.2005    N 707-01-ЗМО
"Об образовании в Мурманской области";
     - Стратегия  развития  информационного  общества   в   Российской
Федерации (утверждена Президентом РФ от 07.02.2008 N Пр-212);
     - Государственная программа Российской Федерации  "Информационное
общество (2011-2020 гг.)" (утверждена распоряжением  Правительства  РФ
от 20.10.2010 N 1815-р);
     - Концепция   долгосрочного   социально-экономического   развития
Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена  распоряжением
Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
     - Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации  от
07.02.2011 N 61);
     - Долгосрочная  целевая   программа   "Развитие   информационного
общества  и  формирование  электронного  правительства  в   Мурманской
области на 2011-2013 годы"  (утверждена  постановлением  Правительства
Мурманской области от 15.09.2010 N 424-ПП/14);
     - Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Мурманской
области на 2011-2015 годы"  (утверждена  постановлением  Правительства
Мурманской области от 15.09.2010 N 419-ПП/14).


 <1> В рамках настоящего документа термин <концепция> используется для
обозначения ведущего  замысла,  стратегии  и  конкретных  действий  по
внедрению информационно-коммуникационных технологий в  образовательный
процесс общеобразовательных учреждений Мурманской  области  на  период
2011 - 2013 гг.


             I. Основные предпосылки разработки Концепции

     Для развития информационного общества в Российской  Федерации,  в
целях продолжения начатых социально-экономических реформ,  неуклонного
роста качества жизни населения и дальнейшего упрочения  образа  России
как современного и  развитого  государства,  необходимы  компетентные,
ответственные, готовые жить  и  работать  на  благо  России  граждане,
умеющие  мыслить  и  действовать  самостоятельно,  уверенно  владеющие
современными  информационно-коммуникационными  технологиями  и   легко
адаптирующиеся к  стремительно  изменяющимся  информационным  потокам,
способные решать сложные практические задачи, используя  приобретаемый
опыт.
     В этих условиях одной из приоритетных  задач  общеобразовательной
школы становится повышение качества образования, в  т.  ч.  на  основе
развития и использования ИКТ,  формирование  информационного  капитала
личности.  Для  этого  необходимо  создание  единого  образовательного
информационного пространства, позволяющего  сформировать  у  школьника
ИКТ-компетенции, современные взгляды  на  жизнь  в  условиях  всеобщей
доступности  информации,  понимание   инновационных   технологий   как
неотъемлемой составляющей своей повседневной жизни.
     Данные   компетенции   формируются   при    целенаправленной    и
рациональной интеграции ИКТ в образовательный процесс как эффективного
инструмента развития современных форм и методов обучения.
     ИКТ является средством ликвидации  существующего  на  сегодняшний
день в Российской Федерации  "цифрового  неравенства":"...  разница  в
информационной  подготовке,   информационных   возможностях,   которые
существуют между людьми,  живущими  в  нашей  стране,  и  создает  так
называемый  информационный  разрыв,  или  цифровой  разрыв,   цифровое
неравенство. Когда те, кто живут в крупном столичном городе,  обладают
практически любыми  возможностями  и  по  доступу  в  Интернет,  и  по
использованию мобильных средств связи, а те,  кто  живут  в  небольших
населенных пунктах, не обладают практически никакими" <2>.
     В Мурманской области созданы  основы  для  реализации  Концепции:
обеспечены нормативное правовое регулирование вопросов информатизации,
бесперебойный доступ школ к ресурсам  сети  Интернет,  целенаправленно
осуществляется  оснащение   образовательных   учреждений   современным
оборудованием, создана система повышения  квалификации  педагогических
работников,  реализованы  в  отдельных   образовательных   учреждениях
проекты по информатизации образования.
     Таким   образом,   при   разработке   Концепции   была    выбрана
стратегическая линия: обеспечение всех школьников  равным  доступом  к
качественному образованию, повышение результативности образовательного
процесса  за  счет  информатизации,  реализация  современной   системы
образовательных  приоритетов,   обеспечивающих   конкурентоспособность
выпускника российской школы на глобальном и внутреннем рынке труда.


<2>  Вступительное слово Президента России Д.А. Медведева на заседании
президиума Государственного совета <О  реализации  Стратегии  развития
информационного общества в Российской Федерации>, 17 июля  2008  года,
Петрозаводск.

        II. Современное состояние информатизации образования в
          общеобразовательных учреждениях Мурманской области

     При создании концепции внедрения ИКТ в систему общего образования
Мурманской области  учитывалось,  что  за  последние  годы  в  регионе
проведена значительная по  объему  работа  по  информатизации  системы
общего образования.
     Мурманская  область  занимает  4  место  в  рейтинге   готовности
регионов Российской Федерации к информационному обществу по подиндексу
"ИКТ в образовании" (2008-2009).
     Вместе с тем по ряду показателей  регион  в  десятку  лидеров  не
входит:
     - число ПК, используемых в учебном процессе, - 14 место;
     - доля школ, имеющих веб-сайт, - 16 место;
     - доля школ, имеющих электронную библиотеку, - 23 место.
     За   последнее   время,   по   указанным   показателям   отмечена
существенная позитивная динамика. В частности,  значительно  повысился
уровень обеспеченности компьютерной техникой обучающихся 1-11  классов
школ Мурманской области: с 32 человек на компьютер в 2005 году до 12,5
по  состоянию  на  1  сентября  2010  года.   Уровень   обеспеченности
компьютерной техникой учащихся 7-11 классов улучшился с 15 человек  на
компьютер в 2005 году до 4 в 2010 году.
     Однако внедрение  в  общеобразовательных  учреждениях  Мурманской
области современных информационных ресурсов  и  оборудования  проходит
неравномерно и часто бессистемно.
     Доля   учреждений,   имеющих   кабинеты   основ   информатики   и
вычислительной техники в общеобразовательных  учреждениях,  составляет
93,5%. При этом 25% ПК в школах старше 5 лет, 9,9% ПК - старше 9  лет,
18% ПК оснащены мониторами с электронно-лучевыми трубками.
     Половина общеобразовательных  учреждений  имеет  единые  школьные
локальные  вычислительные  сети.  В  71,1%  школ  имеются   выделенные
сервера.   66%   школьных   компьютеров   объединены    в    локальные
вычислительные сети.
     Оборудование   видеоконференцсвязи   имеется   в   22,8%    школ,
поливалентные залы - в 3,6% школ, мультимедийные лингафонные классы  -
в 14,7% школ; средняя обеспеченность интерактивными досками составляет
2,4 шт. на 1 школу,  однако  при  этом  в  19,3%  школ  нет  ни  одной
интерактивной доски.
     Все школы, подключенные в 2006-2007  годах  в  рамках  реализации
приоритетного национального  проекта  "Образование"  к  ресурсам  сети
Интернет,  сохранили  гарантированный  неограниченный  доступ  к  сети
Интернет, управляемый централизованной системой контент-фильтрации.
     С  ноября  2008  года  обеспечение   образовательных   учреждений
доступом к ресурсам сети Интернет осуществляется  за  счет  финансовых
средств Мурманской области: 2008 год - 0,675 млн. руб., 2009 год - 6,4
млн. руб., 2010 год - 12,4 млн. руб.
     Скорость доступа  к  сети  Интернет  увеличена  в  2011  году  по
сравнению с 2006-2009 годами в 2 раза в 16,3% школ  и  составляет  256
Кбит/с, в 4 раза - в 27,8% школ (512 Кбит/с), в 8 раз - в  54,5%  школ
(1024 Кбит/с).
     К сети Интернет подключены  70%  ПК,  занятых  в  образовательном
процессе.
     Наличие доступа к ресурсам сети  Интернет  в  общеобразовательных
учреждениях позволило расширить спектр дистанционного образования. Так
доля  учащихся  5-11  классов,  занятых  дистанционным   образованием,
выросла с 2007 года в 2,5 раза и составляет 10,9%.
     Доля    общеобразовательных    учреждений,     использующих     в
образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, - 97,2%.
24,5% уроков проводится с  использованием  современных  информационно-
коммуникационных технологий.
     Вместе с тем средняя скорость передачи данных менее  1024  Кбит/с
не   позволяет   эффективно   использовать   современные   электронные
образовательные  ресурсы,  не  позволяет  организовать   одновременное
эффективное подключение к Интернет-ресурсам нескольких  рабочих  мест,
масштабно внедрять дистанционное образование.
     Доля учителей, систематически использующих ИКТ в  образовательном
процессе, - 45,2%.  Доля  работников  общеобразовательных  учреждений,
имеющих базовые  навыки  использования  информационно-коммуникационных
технологий,  -  80%.  В  течение  последних  3   лет   повысили   свою
квалификацию 57,5% административных работников и 42,1%  педагогических
работников  школ.  Сертификацию  компьютерной   грамотности   и   ИКТ-
компетентности   прошли   8,4%    педагогических    работников.    70%
общеобразовательных учреждений используют информационные  системы  для
управленческой деятельности.
     Несмотря  на  достигнутые  результаты  в  области  информатизации
образования, имеются проблемы, требующие комплексного решения:
     - недостаточная    оснащенность    образовательных     учреждений
современными средствами информатизации, низкие темпы обновления  парка
компьютерной техники;
     - недостаточная    скорость    доступа    к     сети     Интернет
общеобразовательных  учреждений,  неразвитость  сетей  широкополосного
доступа в отдаленных районах региона;
     - зависимость  темпов  и  уровня  информатизации  образования  от
компетентности    педагогических    работников     и     руководителей
общеобразовательных учреждений;
     - большой разброс в  уровнях  информатизации  общеобразовательных
учреждений.
     Таким образом, в Мурманской области есть обоснованная потребность
и  реальные  предпосылки   для   ускорения   процесса   информатизации
образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Мурманской
области.

   III. Основные цели, задачи и основные направления информатизации
   образования в общеобразовательных учреждениях Мурманской области

     Основная  (стратегическая)  цель  информатизации  образования   в
общеобразовательных  учреждениях:  создание  условий  для   подготовки
участников   образовательного   процесса   к   полноценной   жизни   и
деятельности в информационном обществе, повышение качества образования
посредством интенсивного внедрения и рационального использования ИКТ в
образовательный процесс.
     Для   достижения   данной   цели   предполагается   осуществление
соответствующих задач в следующих основных направлениях.
     1. Нормативное  правовое  обеспечение  процессов   информатизации
образования.
     1.1. Разработка   нормативных   правовых   актов,    регулирующих
организационно-правовые аспекты использования  ИКТ  в  образовательном
процессе.
     1.2. Разработка комплекта нормативно-правовых актов, регулирующих
выполнение первоочередных  государственных  и  муниципальных  услуг  в
сфере образования в электронном виде, предоставляемых государственными
областными   общеобразовательными   учреждениями   и    муниципальными
общеобразовательными учреждениями.
     2. Оснащение      образовательных      учреждений      средствами
информатизации.
     2.1. Наращивание  и  регулярное  обновление  технических  средств
информатизации общеобразовательных учреждений.
     2.2. Обеспечение  ресурсных   центров   современными   средствами
информатизации.
     2.3. Обеспечение  общеобразовательных  учреждений  широкополосным
доступом к ресурсам сети Интернет на скорости не ниже 10 Мбит/с.
     2.4. Развитие    единых    локальных     вычислительных     сетей
общеобразовательных учреждений.
     2.5. Оснащение     общеобразовательных     учреждений     области
лицензионным программным обеспечением.
     2.6. Информационное и  техническое  оснащение  ресурсного  центра
дистанционного  обучения  для  одаренных  детей,   ресурсного   центра
дистанционного обучения для детей-инвалидов.
     2.7. Обеспечение технической поддержки  использования  свободного
программного обеспечения.
     2.8. Обеспечение мер по исключению доступа  к  Интернет-ресурсам,
несовместимым с задачами образования и воспитания обучающихся.
     3. Совершенствование     ИКТ-компетенции     педагогических     и
административных работников.
     3.1. Осуществление   комплекса   мероприятий,   направленных   на
расширение уровня знаний педагогических и административных  работников
общеобразовательных учреждений в сфере ИКТ.
     3.2. Усовершенствование   системы    подготовки    и    повышения
квалификации педагогических работников общеобразовательных  учреждений
с помощью новых методов и технологий.
     3.3. Осуществление   мероприятий,   направленных   на   улучшение
обеспечения кадрами в сфере ИКТ в образовательных учреждениях региона.
     3.4. Развитие региональной системы тьюторства  по  информатизации
образования.
     3.5. Внедрение  отраслевой  модели  мониторинга  и   сертификации
компьютерной   грамотности   и    ИКТ-компетентности    педагогических
работников, руководителей образовательных учреждений.
     3.6. Создание  единой  региональной  автоматизированной   системы
мониторинга   подготовки,   переподготовки,   повышения   квалификации
педагогических кадров и использования работниками  образования  ИКТ  в
образовательном процессе.
     3.7. Расширение и активизация социально-педагогических  сообществ
в области использования ИКТ.
     4. Совершенствование   использования   ИКТ   в    образовательном
процессе.
     4.1. Внедрение  типовых  моделей  информатизации  образовательных
учреждений Мурманской области.
     4.2. Апробация и внедрение новейших программных продуктов и ИКТ в
образовательный процесс.
     4.3. Расширение использования  ИКТ  для  развития  новых  форм  и
методов обучения, в том числе дистанционного обучения.
     4.4. Осваивание новых способов коллективной учебной деятельности,
используя социальные сервисы сети Интернет.
     4.5. Обеспечение в  общеобразовательных  учреждениях  масштабного
внедрения, рационального и эффективного использования современных ИКТ,
электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе.
     4.6. Внедрение    свободного    программного    обеспечения     в
образовательный процесс.
     4.7. Формирование   системы   стимулирования   и   дополнительной
мотивации   учителей   на   создание    и    применение    электронных
образовательных ресурсов.
     5. Совершенствование и развитие информационных систем  управления
деятельностью общеобразовательных учреждений.
     5.1. Внедрение    информационных    систем     для     управления
общеобразовательными    учреждениями,    обеспечивающих    электронный
документооборот,  сбор  и  достоверность  управленческой   информации,
стандартизацию   и   взаимодействие   с    другими    государственными
информационными системами Мурманской области.
     5.2. Развитие  системы  информатизации  управления   образованием
Мурманской области.
     5.3. Совершенствование   системы    мониторинга    информационной
инфраструктуры и уровня информатизации общеобразовательных учреждений.
     6. Перевод первоочередных государственных и муниципальных услуг в
сфере  образования,  предоставляемых  государственными  областными   и
муниципальными общеобразовательными учреждениями, в электронный вид.
     6.1. Реализация услуг в электронном виде:
     6.1.1. Зачисление в образовательное учреждение.
     6.1.2. Предоставление информации о результатах сданных экзаменов,
тестирования и иных вступительных испытаний, а также  о  зачислении  в
образовательное учреждение.
     6.1.3. Предоставление   информации   о    текущей    успеваемости
учащегося,  ведение  электронного  дневника  и  электронного   журнала
успеваемости.
     6.1.4. Предоставление информации об образовательных программах  и
учебных  планах,  рабочих  программах   учебных   курсов,   предметов,
дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках.
     6.2. Внедрение  системы  электронных  сервисов  для  обучающихся,
родителей,   учителей   и    общественности:    электронный    дневник
обучающегося, система управления школой и др.
     6.3. Совершенствование и развитие школьных сайтов.
     7. Построение  системы   информационной   и   учебно-методической
поддержки образовательных процессов на основе использования ИКТ.
     7.1. Развитие образовательного портала Мурманской области.
     7.2. Создание регионального  хранилища  цифровых  образовательных
ресурсов.
     7.3. Развитие  сети   медиатек   общеобразовательных   учреждений
области.
     7.4. Создание    электронных    библиотек     общеобразовательных
учреждений области.
     7.5. Распространение передового опыта и  освоение  новых  методик
преподавания  дисциплин  в  соответствии  с  новыми   образовательными
стандартами на основе использования возможностей ИКТ.
     7.6. Обеспечение    образовательных    учреждений    электронными
учебниками и учебными пособиями по общеобразовательным  и  специальным
предметам (дисциплинам).
     7.7. Определение критериев и методик оценки результатов внедрения
современных ИКТ в образовательный процесс.
     8. Развитие организационной инфраструктуры системы информатизации
образования региона.
     8.1. Создание   Совета   по   информатизации   образования    при
Министерстве образования и науки Мурманской области.
     8.2. Создание  форума  на  образовательном   портале   Мурманской
области по проблемам информатизации образования.
     8.3. Развитие  сети  региональных,   муниципальных,   межшкольных
ресурсных центров для распространения лучшего опыта использования  ИКТ
и поддержки учителей на местах по использованию новых  образовательных
технологий.
     8.4. Развитие   служб   информатизации   в    общеобразовательных
учреждениях.

    IV. Ресурсное обеспечение информатизации системы образования в
          общеобразовательных учреждениях Мурманской области

     Основными     ресурсами,      обеспечивающими      информатизацию
общеобразовательных   учреждений   Мурманской    области,    являются:
финансовые   и   кадровые   ресурсы,   научно-технический   потенциал,
информационные ресурсы и материально-технические средства.
     Финансовые    ресурсы    предполагают    использование    средств
федерального и местных бюджетов, а так же средств областного бюджета в
пределах  ассигнований,  предусмотренных  для   системы   образования,
спонсорской помощи, собственных средств общеобразовательных учреждений
и других источников, не противоречащих законам Российской Федерации.
     Механизмом реализации поставленных задач и  достижения  указанных
целей является план реализации Концепции на 2011-2013 годы.

             V. Ожидаемые результаты реализации Концепции

     Существенное улучшение ситуации в обеспечении общеобразовательных
учреждений современными средствами информатизации.
     Развитие       инфраструктуры       широкополосного       доступа
общеобразовательных  учреждений  к  ресурсам  сети  Интернет  на  всей
территории Мурманской области.
     Развитие       единого        информационного        пространства
общеобразовательного учреждения.
     Повышение  ИКТ-компетентности  всех  участников  образовательного
процесса.
     Обеспечение условий широкого использования ИКТ в  образовательном
процессе.
     Развитие  механизмов  социального  партнерства  всех   участников
образовательного процесса с помощью ИКТ  в  целях  повышения  качества
образования.
     Внедрение интерактивных  сервисов  для  оказания  государственных
услуг в электронном виде.
     Совершенствование    нормативно-правовой    базы    в     области
использования     информационно-коммуникационных     технологий      в
образовательном процессе.

       VI. Целевые показатели эффективности реализации Концепции

     В  целях   определения   уровня   результативности   мероприятий,
осуществляемых  в  рамках  данной  Концепции,  предлагается  применять
следующие показатели:
     - среднее количество обучающихся на один современный персональный
компьютер в общеобразовательных учреждениях;
     - доля  общеобразовательных  учреждений,  имеющих  широкополосный
доступ к сети Интернет не ниже 10 Мбит/с;
     - количество учащихся на один ПК, имеющий  доступ  в  Интернет  в
общеобразовательных учреждениях;
     - доля  общеобразовательных  учреждений,   имеющих   общешкольные
локальные вычислительные сети;
     - доля  учреждений,  имеющих   кабинеты   основ   информатики   и
вычислительной техники в общеобразовательных учреждениях;
     - доля  общеобразовательных  учреждений,   имеющих   компьютерные
классы в составе не менее 7  персональных  компьютеров,  работающих  в
единой  локально-вычислительной  сети  с  широкополосным  доступом   в
Интернет;
     - доля общеобразовательных  учреждений,  в  которых  используются
информационные системы управления деятельностью;
     - доля    учителей,    систематически    использующих    ИКТ    в
образовательном процессе, %;
     - доля   уроков,   проводимых   с   использованием    современных
информационно-коммуникационных технологий, %;
     - доля общеобразовательных  учреждений,  использующих  в  учебно-
образовательном процессе электронные образовательные ресурсы, %;
     - доля общеобразовательных учреждений, имеющих веб-сайты  в  сети
Интернет, %;
     - доля работников общеобразовательных учреждений, имеющих базовые
навыки использования информационно-коммуникационных технологий, %;
     - доля  общеобразовательных   учреждений,   имеющих   электронную
библиотеку, %.

                 VII. Управление реализацией Концепции

     Управление ходом выполнения мероприятий, запланированных в рамках
реализации  Концепции,  осуществляет  рабочая  группа  по  координации
проектов в сфере информатизации образовательных процессов.
     Контролирует  реализацию  Концепции  Министерство  образования  и
науки Мурманской области.


Информация по документу
Читайте также