"Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86)" (утв. МГА СССР 10.07.1985)

Утверждаю
Министр гражданской авиации
Б.П.БУГАЕВ
10 июля 1985 года
Вводится в действие
с 1 марта 1986 года
НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ШТУРМАНСКОЙ СЛУЖБЕ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР
(НШС ГА-86)
(с изм. и доп., внесенными
Приказом МГА СССР от 24.06.1986 N 147;
указанием МГА СССР от 13.09.1986 N 608/У-1;
Приказом МГА СССР от 04.08.1987 N 190;
Приказом МГА СССР от 15.07.1988 N 116;
Приказом МГА СССР от 11.09.1991 N 225;
Приказом Минтранса РФ от 08.08.1994 N ДВ-85)
С введением в действие настоящего Наставления (НШС ГА-86) Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-79) утрачивает силу.
Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86) издано с изменениями и дополнениями на основании нормативных документов МГА СССР и Департамента воздушного транспорта Российской Федерации.
Глава 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Азимут воздушного судна (ориентира) - угол, заключенный между северным направлением истинного или магнитного меридиана, проходящего через контрольный пункт, и направлением на воздушное судно (ориентир).
Антарктика - южная полярная область воздушного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней участки Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Граница Антарктики проходит в пределах 48 - 60° ю.ш.
Арктика - северная полярная область земли, ограниченная с юга Северным полярным кругом, проходящим по 66°33' с.ш.
Аэронавигационная информация - сведения, касающиеся характеристики и фактического состояния аэродромов, порядка маневрирования в районе аэродрома, воздушных трасс и их оборудования радиоэлектротехническими средствами.
Аэронавигационная обстановка - комплекс условий выполнения полета, характеризуемых временем года и суток, характером пролетаемой местности, степенью оснащенности воздушной трассы наземными техническими средствами, наличием, расположением запасных аэродромов, наличием запретов и ограничений использования воздушного пространства.
Безопасность самолетовождения - требование, предъявляемое к самолетовождению, заключающееся в обеспечении предупреждения случаев потери ориентировки, столкновения воздушных судов с наземными препятствиями в полете, попадания в зоны опасных метеорологических явлений, а также нарушения порядка использования воздушного пространства.
Визуальная ориентировка - обзорно-сравнительный метод определения местонахождения воздушного судна, основанный на сравнении изображения местности на карте с фактическим видом земной поверхности.
Воздушная навигация - наука о вождении воздушного судна по программной траектории.
Воздушная трасса СССР, местная воздушная линия - коридор в воздушном пространстве, ограниченный по высоте и ширине, предназначенный для безопасного выполнения полетов воздушными судами и обеспеченный аэродромами, средствами навигации, контроля и управления воздушным движением.
Всемирное координированное время (UTC) - атомное время, откорректированное в целях максимального его приближения к среднему солнечному времени гринвичского меридиана.
Время летнее - поясное время, увеличенное на 1 ч.
Время местное - среднее солнечное время меридиана данного места.
Время поясное - местное время среднего меридиана данного часового пояса.
Время полета вертолета - период времени от начала разбега вертолета при взлете (начала взятия "шаг - газа" при вертикальном взлете) до конца пробега при посадке (до сброса "шаг - газа" при вертикальной посадке).
Время полета самолета - период времени от начала движения самолета при взлете или от начала увеличения режима работы двигателей при взлете без остановки на исполнительном старте до окончания пробега при посадке.
Высота безопасная - минимально допустимая высота полета, гарантирующая воздушное судно от столкновения с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней.
Высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна.
В зависимости от уровня начала отсчета различают высоты: истинную (от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном), относительную (от уровня порога ВПП, уровня аэродрома, наивысшей точки рельефа и т.п.) и абсолютную (от уровня моря).
Информационно-консультативное обслуживание экипажей - самостоятельная форма проведения предполетной подготовки экипажем, при которой администрацией аэропорта представляется экипажу полная информация (аэронавигационная, метеорологическая, специальная) и навигационный расчет по маршруту полета, необходимые для выполнения полета.
Карта - условное уменьшенное изображение земной поверхности или отдельных ее частей на плоскости, построенное по определенному закону.
Комплексное применение навигационных средств - наиболее рациональное использование экипажем воздушного судна бортовых и наземных средств навигации и посадки, а также всей имеющейся навигационной информации для обеспечения точного и безопасного самолетовождения.
Контрольный пункт (ориентир) - ориентир (точка) с заданными географическими координатами, относительно которого определяется или должно быть сообщено местоположение воздушного судна.
Курс воздушного судна - угол в горизонтальной плоскости между направлением меридиана, принятого за начало отсчета, и проекцией на эту плоскость продольной оси воздушного судна.
В зависимости от меридиана, принимаемого за начало отсчета, курс может быть истинным, магнитным, условным и ортодромическим.
Курсовой угол радиостанции (ориентира) - угол, заключенный между продольной осью воздушного судна и ортодромическим направлением от него на радиостанцию (ориентир).
Линия заданного пути - проекция программной (заданной) траектории полета воздушного судна на поверхность земли.
Линия фактического пути - проекция траектории полета воздушного судна на поверхность земли.
Линия положения воздушного судна - геометрическое место точек вероятного местонахождения воздушного судна, характеризующееся постоянством измеренного параметра.
Лидирование воздушного судна - контроль за полетом воздушного судна находящимся на борту штурманом-лидировщиком.
Магнитная аномалия - район с резкими и значительными изменениями элементов земного магнетизма.
Магнитное склонение - угол, заключенный между северными направлениями истинного (географического) и магнитного меридианов в данной точке.
Маршрут полета - линия заданного пути, зафиксированная контрольными пунктами, через которые должно пролетать воздушное судно.
Масштаб карты - отношение длины линии на карте к длине соответствующей линии на поверхности земли.
Меридиан магнитный - линия пересечения земной поверхности с вертикальной плоскостью, в которой расположен вектор напряженности магнитного поля Земли.
Меридиан истинный (географический) - дуга большого круга, проходящего через географические полюсы Земли.
Меридиан опорный - меридиан, относительно которого производится отсчет ортодромических путевых углов и курсов воздушного судна. В качестве опорного может быть выбран истинный, магнитный или условный меридиан.
Меридиан условный - выбранное направление, относительно которого производится отсчет условных путевых углов и курсов воздушного судна.
Место воздушного судна - проекция воздушного судна на поверхность земли в определенный момент времени.
Надежность самолетовождения - требование, предъявляемое к самолетовождению, устанавливающее вероятность выхода воздушного судна по заданному маршруту в пункт назначения в заданное время.
Навигационная программа полета - алгоритм реализации заданной пространственно-временной траектории полета.
Навигационные средства - специальные технические устройства, позволяющие получать необходимую информацию для целей самолетовождения.
Навигационные системы - навигационные средства, представляющие собой совокупность нескольких бортовых устройств с различными принципами действия, а также средств, основанных на совместном использовании бортового и наземного оборудования.
Навигационные элементы полета - элементы, характеризующие пространственное положение воздушного судна, скорость и направление его перемещения.
Навигационный ориентир - естественный или искусственный объект на земной поверхности с известными координатами (положением на карте), индивидуально (визуально или технически) опознаваемый с воздушного судна.
Нарушение правил использования воздушного пространства СССР - отклонение от установленного порядка организации и выполнения полетов в воздушном пространстве СССР.
Номенклатура топографических карт - система разграфки и обозначения листов топографических карт.
Ортодромия - дуга большого круга, являющаяся кратчайшим расстоянием между двумя точками на поверхности земного шара.
Пеленг воздушного судна - угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через радиостанцию (радиопеленгатор), и направлением на воздушное судно. В зависимости от меридиана отсчета различают истинный и магнитный пеленги.
Пеленг прямой - угол, заключенный между северным направлением магнитного или истинного меридиана, проходящего через радиопеленгатор, и направлением на воздушное судно.
Пеленг обратный - угол, заключенный между северным направлением магнитного или истинного меридиана, проходящего через радиопеленгатор, и продолжением направления от воздушного судна на радиопеленгатор.
Пеленг (азимут), рубеж ограничительный - условная вертикальная плоскость, установленная в воздушном пространстве в целях ограничения полетов по дальности и (или) высоте.
Пеленг радиостанции (ориентира) - угол, заключенный между северным направлением меридиана, проходящего через воздушное судно, и направлением на радиостанцию (ориентир). В зависимости от меридиана отсчета различают истинный и магнитный пеленг радиостанции (ориентира).
Пилотажно-навигационный комплекс - комплекс бортового оборудования, обеспечивающий решение задач пилотирования и навигации воздушного судна.
Полет дневной - полет, выполняемый в период между восходом и заходом солнца.
Полет ночной - полет, выполняемый в период между заходом и восходом солнца.
Потеря ориентировки - обстановка, при которой экипаж воздушного судна не знает и не может установить свое местонахождение с точностью, необходимой для определения направления полета в целях выполнения задания.
Проекция картографическая - способ отображения поверхности земного эллипсоида на плоскости.
Путевой угол - угол между направлением, принятым за начало отсчета, и линией пути (вектором путевой скорости).
В зависимости от меридиана, принимаемого за начало отсчета, путевой угол может быть истинным, магнитным, ортодромическим и условным.
Радиал - магнитный пеленг воздушного судна (ориентира) относительно меридиана маяка ВОР.
Расчетное время прилета - расчетное время (момент) прилета воздушного судна на контрольную точку (ДПРМ, траверз ДПРМ и др.), с которой начинается маневр захода на посадку.
Рубеж снижения установленный - вертикальная плоскость в воздушном пространстве, находящаяся на определенном удалении от угломерно-дальномерной РНТ, после пролета которой на безопасном эшелоне (высоте) экипажу разрешается снижение для захода на посадку по установленной схеме.
Самолетовождение <*> - действия экипажа воздушного судна, направленные на выполнение полета по заданной воздушной трассе (МВЛ, установленному маршруту, району выполнения авиационных работ) в соответствии с установленными правилами и осуществление посадки в заданное время.
--------------------------------
<*> Под термином самолетовождение в настоящем Наставлении понимается вождение воздушных судов всех типов.
Служба времени - служба, осуществляющая мероприятия по определению точного времени путем астрономических наблюдений, хранению времени с помощью точных астрономических часов и сообщению времени посредством радиосигналов.
Точность самолетовождения - требование, предъявляемое к самолетовождению, устанавливающее степень приближения фактической пространственно-временной траектории полета воздушного судна к заданной.
Траектория полета - непрерывная пространственная линия, представляющая собой совокупность последовательных положений воздушного судна в процессе выполнения полета.
Штурманское обеспечение полетов - мероприятия, направленные на достижение точности, надежности и безопасности самолетовождения.
Штурманский план полета - порядок работы экипажа в воздухе для целей самолетовождения, составленный в процессе подготовки к полету.
Установленный маршрут - маршрут вне воздушной трассы, местной воздушной линии, согласованный с компетентными органами, заинтересованными ведомствами и организациями и предназначенный для выполнения авиационных работ.
Радиал - магнитный пеленг, отсчитываемый от навигационных средств VOR, VORTAC, TACAN.
Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Наставление по штурманской службе в гражданской авиации СССР (НШС ГА-86) разработано в соответствии с требованиями ст. 6 Воздушного Кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства и Инструкции по его применению, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР (ОПП), Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГА-85).
2.2. НШС ГА-86 является основным нормативным документом, регламентирующим организацию работы штурманской службы и штурманского обеспечения полетов в гражданской авиации, штурманскую подготовку летного и диспетчерского состава, применение бортовых и наземных технических средств в целях достижения наибольшей точности, надежности и безопасности самолетовождения при полетах по воздушным трассам, местным воздушным линиям (МВЛ), установленным маршрутам и по выполнению авиационных работ.
2.3. Требования НШС ГА-86 являются обязательными для всего командно-летного, летного, диспетчерского, инженерно-технического состава и лиц наземного штурманского обеспечения полетов предприятий и организаций Министерства гражданской авиации, а также предприятий, учреждений и организаций других министерств и ведомств при полетах по воздушным трассам, местным воздушным линиям, установленным маршрутам и по выполнению авиационных работ.
2.4. Все должностные лица, связанные с организацией работы штурманской службы, штурманским обеспечением, выполнением полетов и управлением воздушным движением, обязаны знать требования НШС ГА-86 и несут персональную ответственность за пунктуальное их выполнение.
2.5. Главными задачами штурманской службы гражданской авиации являются:
- штурманское обеспечение безопасности, экономичности и регулярности полетов;
- обеспечение наибольшей точности и надежности самолетовождения по воздушным трассам, МВЛ, установленным маршрутам и при полетах по
Приказ Минморфлота СССР от 29.12.1989 n 118 "Об утверждении Положения о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (ПРАС-90)"  »
Читайте также