ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. N 236
МОСКВА
О федеральном государственном транспортном надзоре
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 02.08.2013 г. N 659; от 09.02.2016 г. N 88;
от 26.12.2016 г. N 1483; от 29.05.2017 г. N 652;
от 17.02.2018 г. N 173; от 27.06.2018 г. N 739)
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном
государственном транспортном надзоре.
2. Реализация полномочий, предусмотренных Положением,
утвержденным настоящим постановлением, осуществляется Федеральной
службой по надзору в сфере транспорта в пределах установленной
Правительством Российской Федерации предельной численности
работников центрального аппарата и территориальных органов Службы и
бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном
бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Установить, что Положение о полномочиях должностных лиц
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих
контрольные (надзорные) функции, утвержденное постановлением
Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409
"Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций", не применяется
к отношениям, связанным с осуществлением федерального
государственного транспортного надзора.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
__________________________
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 19 марта 2013 г. N 236
ПОЛОЖЕНИЕ
о федеральном государственном транспортном надзоре
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации
от 02.08.2013 г. N 659; от 09.02.2016 г. N 88;
от 26.12.2016 г. N 1483; от 29.05.2017 г. N 652;
от 17.02.2018 г. N 173; от 27.06.2018 г. N 739)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления
федерального государственного транспортного надзора,
представляющего собой деятельность Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта и ее территориальных органов, направленную на
предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими
лицами, их руководителями и иными должностными лицами,
индивидуальными предпринимателями и их уполномоченными
представителями (далее - субъекты надзора) требований,
установленных международными договорами Российской Федерации,
техническими регламентами Таможенного союза, федеральными законами
и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации в области транспорта (далее -
обязательные требования), посредством организации и проведения
проверок субъектов надзора либо транспортных и технических средств
в процессе их эксплуатации (далее - проверки), принятия
предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по
пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а
также связанную с систематическим наблюдением за исполнением
обязательных требований, анализом и прогнозированием состояния
исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности
субъектами надзора. (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 09.02.2016 г. N 88)
2. Федеральный государственный транспортный надзор включает
в себя:
а) государственный надзор в области гражданской авиации, а
также государственный контроль (надзор) в области использования
воздушного пространства; (В редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 09.02.2016 г. N 88)
б) государственный контроль (надзор) за осуществлением
международных автомобильных перевозок в стационарных и передвижных
контрольных пунктах на территории Российской Федерации;
в) государственный надзор в области автомобильного транспорта
и городского наземного электрического транспорта;
г) государственный надзор в области железнодорожного
транспорта;
д) государственный надзор за торговым мореплаванием;
е) государственный надзор в области внутреннего водного
транспорта;
ж) государственный надзор за обеспечением сохранности
автомобильных дорог федерального значения;
з) государственный контроль (надзор) за обеспечением
доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и
предоставляемых услуг (в области гражданской авиации,
железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта,
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта). (Дополнен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 27.06.2018 г. N 739)
2-1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением
доступности для инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и
предоставляемых услуг в области гражданской авиации,
железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта,
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта осуществляется в рамках государственного надзора
соответственно в области гражданской авиации, железнодорожного
транспорта, внутреннего водного транспорта, автомобильного
транспорта и городского наземного электрического транспорта при
проведении проверок, предусмотренных пунктом 8 настоящего
Положения. (Дополнен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 27.06.2018 г. N 739)
3. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление
федерального государственного транспортного надзора
(государственными транспортными инспекторами), являются:
а) руководитель Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта;
б) заместители руководителя Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта;
в) руководители подразделений центрального аппарата
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заместители
руководителей подразделений центрального аппарата Службы,
начальники отделов, заместители начальников отделов и другие
федеральные государственные гражданские служащие категории
"специалисты" подразделений центрального аппарата Службы;
г) руководители территориальных органов Федеральной службы по
надзору в сфере транспорта;
д) заместители руководителей территориальных органов
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
е) начальники отделов, заместители начальников отделов и
другие федеральные государственные гражданские служащие категории
"специалисты" территориальных органов Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта.
4. Должностные лица, указанные в пункте 3 настоящего
Положения, имеют право:
а) запрашивать на основании письменных мотивированных запросов
у органов государственной власти, органов местного самоуправления,
а также у субъектов надзора информацию и документы, которые
необходимы для проведения проверки;
б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и
копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя
руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта или
руководителя (заместителя руководителя) ее территориального органа
о назначении проверки или о проведении мероприятий по контролю за
выполнением обязательных требований посещать используемые
субъектами надзора территории, воздушные суда гражданской авиации,
объекты транспортной инфраструктуры, суда и иные плавучие объекты,
подвижной состав и иные связанные с перевозочным процессом
транспортные и технические средства, осуществлять осмотр
транспортных средств, проводить их обследование, а также
необходимые исследования, испытания, измерения, расследования,
экспертизы и другие мероприятия по контролю; (В редакции
постановлений Правительства Российской Федерации
от 02.08.2013 г. N 659; от 09.02.2016 г. N 88)
в) выдавать субъектам надзора предписания об устранении
нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по
обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, вреда
окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц,
государственному или муниципальному имуществу, предотвращению
возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
г) составлять протоколы об административных правонарушениях,
связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела
об указанных административных правонарушениях и принимать меры по
предотвращению таких нарушений;
д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные
с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов
о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
е) предъявлять в установленном законодательством Российской
Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного вследствие
нарушений обязательных требований.
5. К отношениям, связанным с осуществлением федерального
государственного транспортного надзора, в том числе с организацией
и проведением проверок субъектов надзора, применяются положения
Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей
организации и проведения проверок, установленных статьей 28
Воздушного кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального
закона "О государственном контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка
их выполнения", статьей 6-1 Кодекса торгового мореплавания
Российской Федерации, статьей 4-1 Кодекса внутреннего водного
транспорта Российской Федерации, статьей 20-1 Федерального закона
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", а также
статьей 3-1 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта
и городского наземного электрического транспорта".
6. Порядок организации и проведения плановых и внеплановых
документарных и выездных проверок в рамках федерального
государственного транспортного надзора осуществляется в
соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля". (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 09.02.2016 г. N 88)
6-1. Федеральный государственный транспортный надзор
осуществляется с применением риск-ориентированного подхода в
порядке, установленном настоящим Положением.
6-2. В целях применения при осуществлении федерального
государственного транспортного надзора риск-ориентированного
подхода деятельность субъектов надзора подлежит отнесению к одной
из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения
деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и
(или) используемых ими производственных объектов к определенной
категории риска или определенному классу (категории) опасности,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
17 августа 2016 г. № 806 "О применении риск-ориентированного
подхода при организации отдельных видов государственного контроля
(надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства
Российской Федерации".
6-3. Отнесение деятельности субъектов надзора к категориям
риска осуществляется решением руководителя территориального органа
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта либо лица,
исполняющего его обязанности, по месту нахождения субъекта надзора
в соответствии с критериями отнесения деятельности в области
транспорта к определенной категории риска согласно приложению.
В случае если субъект надзора осуществляет несколько видов
деятельности, подлежащих федеральному государственному
транспортному надзору, решение об отнесении его деятельности к
категории риска принимается решением руководителя Федеральной
службы по надзору в сфере транспорта либо лица, исполняющего его
обязанности, в соответствии с критериями отнесения деятельности в
области транспорта к определенной категории риска, предусмотренными
приложением к настоящему Положению.
6-4. При отсутствии решения об отнесении деятельности субъекта
надзора к определенной категории риска его деятельность считается
отнесенной к категории низкого риска.
6-5. Изменение решения об отнесении деятельности субъекта
надзора к категории риска принимается должностными лицами,
указанными в пункте 6-3 настоящего Положения, при поступлении в
Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее
территориальные органы информации об изменении показателей
деятельности субъекта надзора, указанных в критериях отнесения
деятельности в области транспорта к определенной категории риска,
предусмотренных приложением к настоящему Положению.
6-6. Проведение плановых проверок субъектов надзора в
зависимости от присвоенной их деятельности категории риска
осуществляется со следующей периодичностью, если иное не
предусмотрено федеральными законами:
а) для категории высокого риска - 1 раз в год;
б) для категории значительного риска - 1 раз в 3 года;
в) для категории среднего риска - не чаще 1 раза в 5 лет;
г) для категории низкого риска - не чаще 1 раза в 10 лет.
6-7. Включение в ежегодный план проведения плановых проверок
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверки в
отношении субъекта надзора, деятельность которого отнесена к
категориям высокого, значительного, среднего или низкого риска,
осуществляется при истечении (в году проведения плановой проверки)
установленного в пункте 6-6 настоящего Положения периода времени со
дня:
а) окончания проведения последней плановой проверки субъекта
надзора;
б) государственной регистрации юридического лица или
индивидуального предпринимателя, являющегося субъектом надзора,
если плановые проверки ранее не проводились;
в) получения Федеральной службой по надзору в сфере транспорта
или ее территориальными органами уведомления от субъекта надзора о
начале осуществления им деятельности, подлежащей федеральному
государственному транспортному надзору, в порядке, установленном
Правилами представления уведомлений о начале осуществления
отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных
уведомлений, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации от 16 июля 2009 г. № 584 "Об уведомительном порядке
начала осуществления отдельных видов предпринимательской
деятельности".
6-8. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ведет
перечень субъектов надзора, деятельности которых присвоены
категории риска (далее - перечень). Включение субъектов надзора в
перечень осуществляется на основании решения об отнесении
деятельности субъекта надзора к категориям риска, принятого в
соответствии с пунктом 6-3 настоящего Положения.
6-9. Перечень содержит следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и
отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) местонахождение юридического лица или индивидуального
предпринимателя;
в) основной государственный регистрационный номер;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) реквизиты (дата и номер) решения об отнесении деятельности
субъекта надзора к категориям риска (с указанием категории риска и
сведений, на основании которых был принят такой акт).
6-10. При отнесении деятельности субъектов надзора к
категориям высокого, значительного риска Федеральная служба по
надзору в сфере транспорта размещает на своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую
информацию о субъектах надзора:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и
отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) местонахождение юридического лица или индивидуального
предпринимателя;
в) основной государственный регистрационный номер;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) реквизиты (дата и номер) распорядительного акта об
отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска (с
указанием категории риска).
6-11. По запросу субъекта надзора Федеральная служба по
надзору в сфере транспорта или ее территориальные органы в порядке,
установленном Правилами, указанными в пункте 6-2 настоящего
Положения, предоставляют ему информацию о присвоенной его
деятельности категории риска, а также сведения, использованные при
отнесении деятельности субъекта надзора к определенной категории
риска.
6-12. Субъект надзора в порядке, установленном Правилами,
указанными в пункте 6-2 настоящего Положения, вправе подать в
Федеральную службу по надзору в сфере транспорта или ее
территориальные органы заявление об изменении присвоенной ранее его
деятельности категории риска.
(Пункты 6-1 - 6-12 дополнены - Постановление Правительства
Российской Федерации от 17.02.2018 г. N 173)
7. Государственные транспортные инспектора при проведении
проверок обязаны соблюдать ограничения и выполнять обязанности,
установленные статьями 15-18 Федерального закона "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а
также нести ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных
на них полномочий в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
При проведении плановой выездной проверки государственные
транспортные инспектора обязаны использовать проверочные листы
(списки контрольных вопросов). (Дополнен с 1 октября 2017 г. -
Постановление Правительства Российской Федерации
от 29.05.2017 г. N 652)
Использование проверочных листов (списков контрольных
вопросов) осуществляется при проведении плановых выездных проверок
всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. (Дополнен с
1 октября 2017 г. - Постановление Правительства Российской
Федерации от 29.05.2017 г. N 652)
Предмет плановой проверки юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в
проверочные листы (списки контрольных вопросов). (Дополнен с 1
октября 2017 г. - Постановление Правительства Российской Федерации
от 29.05.2017 г. N 652)
Проверочные листы (списки контрольных вопросов), используемые
при проведении плановой выездной проверки, содержат вопросы,
затрагивающие предъявляемые к юридическому лицу, индивидуальному
предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых
является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения
угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным,
растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия
(памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,
безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера. (Дополнен - Постановление
Правительства Российской Федерации от 29.05.2017 г. N 652)
8. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора в
процессе осуществления их деятельности обязательных требований,
установленных международными договорами Российской Федерации,
техническими регламентами Таможенного союза и законодательством
Российской Федерации в области транспорта, в том числе: (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 09.02.2016 г. N 88)
а) при осуществлении государственного надзора в области
гражданской авиации, а также государственного контроля (надзора) в
области использования воздушного пространства: (В редакции
Постановления Правительства Российской Федерации
от 09.02.2016 г. N 88)
требований, предусмотренных правилами подготовки авиационного
персонала гражданской авиации;
требований в отношении документации воздушного судна
и свидетельств его экипажа;
требований в отношении оборудования и технического состояния
воздушного судна;
требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров,
багажа, грузов и почты;
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов
транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области
гражданской авиации; (Дополнен - Постановление Правительства
Российской Федерации от 27.06.2018 г. N 739)
требований к аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных
судов пользователей воздушного пространства; (Дополнен -
Постановление Правительства Российской Федерации
от 09.02.2016 г. N 88)
требований к порядку использования воздушного пространства;
(Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации
от 09.02.2016 г. N 88)
б) при осуществлении государственного надзора за торговым
мореплаванием и в области внутреннего водного транспорта:
требований к безопасности эксплуатации судов, осуществляющих
судоходство и мореплавание (в том числе маломерных, осуществляющих
коммерческие перевозки);
требований, предусмотренных правилами содержания судовых ходов
и средств навигационного оборудования на внутренних водных путях;
требований к членам экипажей морских, речных, судов смешанного
(река - море) плавания и спортивных парусных судов (в том числе
маломерных, осуществляющих коммерческие перевозки);
требований к организации и проведению морского поиска и
спасания на море;
требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров,
багажа и грузов;
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов
транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области
внутреннего водного транспорта; (Дополнен - Постановление
Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. N 739)
в) при осуществлении государственного надзора в области
железнодорожного транспорта:
требований в отношении безопасности движения и эксплуатации
железнодорожного транспорта, строительства, приемки в эксплуатацию
объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта (за исключением
объектов капитального строительства, в отношении которых
осуществляется государственный строительный надзор в случаях,
предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации) и
их эксплуатации, подвижного состава и иных связанных с перевозочным
процессом транспортных и технических средств;
требований, предусмотренных правилами перевозки и перегрузки
грузов, перевозки пассажиров и багажа;
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов
транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области
железнодорожного транспорта; (Дополнен - Постановление
Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 г. N 739)
г) при осуществлении государственного надзора в области
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта:
требований в отношении наличия у субъекта надзора помещений и
оборудования, позволяющих осуществлять хранение, техническое
обслуживание и ремонт транспортных средств, проведение предрейсовых
и послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроль
технического состояния транспортных средств, или наличия договоров
со сторонними организациями о хранении, техническом обслуживании и
ремонте транспортных средств, проведении предрейсовых и
послерейсовых медицинских осмотров водителей и контроле
технического состояния транспортных средств, а также требований к
организации работы водителей в целях обеспечения безопасности
дорожного движения, в том числе в части соблюдения режима труда
и отдыха водителей;
требований к обеспечению соответствия работников
профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым к
ним при осуществлении перевозок автомобильным и городским наземным
электрическим транспортом;
требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим
обучение водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы,
и специалистов (консультантов) по вопросам безопасности перевозки
опасных грузов автомобильным транспортом, в отношении соответствия
процесса обучения и проведения экзамена требованиям, установленным
Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных
грузов и законодательством Российской Федерации;
требований, предусмотренных правилами перевозки пассажиров,
багажа и грузов;
требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов
транспортной инфраструктуры и предоставляемых услуг в области
автомобильного транспорта и городского наземного электрического
транспорта; (Дополнен - Постановление Правительства Российской
Федерации от 27.06.2018 г. N 739)
д) при осуществлении государственного контроля (надзора) за
осуществлением международных автомобильных перевозок в стационарных
и передвижных контрольных пунктах на территории Российской
Федерации - требований в отношении порядка осуществления
международных автомобильных перевозок;
е) при осуществлении государственного транспортного надзора за
обеспечением сохранности автомобильных дорог общего пользования
федерального значения:
требований к весовым и габаритным параметрам транспортных
средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или)
крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам федерального
значения, а также габаритных параметров автобусов, осуществляющих
международные автомобильные перевозки;
требований законодательства Российской Федерации о внесении
платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам
общего пользования федерального значения транспортными средствами,
имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн; (Дополнен -
Постановление Правительства Российской Федерации
от 26.12.2016 г. N 1483)
требований к обеспечению сохранности автомобильных дорог
общего пользования федерального значения, в том числе к соблюдению
порядка использования полос отвода и придорожных полос
автомобильных дорог общего пользования федерального значения,
технических требований и условий размещения объектов временного и
капитального строительства, объектов, предназначенных для
осуществления дорожной деятельности, а также объектов дорожного
сервиса и иных объектов, размещаемых в полосе отвода и придорожных
полосах автомобильных дорог общего пользования федерального
значения;
требований в отношении присоединения объектов дорожного
сервиса, объектов другого функционального назначения к
автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а
также в отношении введения временных ограничений или прекращения
движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего
пользования федерального значения.
9. Сроки и последовательность административных процедур при
осуществлении федерального государственного транспортного надзора
устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и
утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
10. Решения и действия (бездействие) государственных
транспортных инспекторов могут быть обжалованы в административном и
(или) судебном порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
11. Результаты федерального государственного транспортного
надзора, затрагивающие интересы и права неопределенного круга лиц,
размещаются на официальном сайте Федеральной службы по надзору в
сфере транспорта в информационно-телекоммуникационной сети
"Интернет" в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о федеральном
государственном транспортном надзоре
КРИТЕРИИ
отнесения деятельности в области транспорта
к определенной категории риска
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 17.02.2018 г. N 173)
1. С учетом тяжести потенциальных негативных последствий
возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями в области транспорта (далее - субъекты надзора)
требований, установленных международными договорами Российской
Федерации, техническими регламентами Таможенного союза,
федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации в области
транспорта (далее - обязательные требования), деятельность субъекта
надзора, подлежащая федеральному государственному транспортному
надзору, разделяется на группы тяжести "А", "Б", "В", "Г" (далее -
группы тяжести).
2. К группе тяжести "А" относятся следующие виды деятельности:
а) эксплуатация инфраструктуры железнодорожного транспорта
общего пользования;
б) перевозка пассажиров железнодорожным транспортом;
в) перевозка опасных грузов железнодорожным транспортом;
г) перевозка опасных грузов автомобильным транспортом;
д) коммерческие перевозки воздушным транспортом, за
исключением воздушных перевозок грузов;
е) эксплуатация сертифицированных аэродромов гражданской
авиации, имеющих длину взлетно-посадочной полосы 2600 метров и
более;
ж) авиационно-космический поиск и спасание;
з) перевозка внутренним водным транспортом, морским
транспортом пассажиров, за исключением такой деятельности,
осуществляемой с использованием маломерных судов.
3. К группе тяжести "Б" относятся следующие виды деятельности:
а) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к
опасным грузам на железнодорожном транспорте;
б) перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом в
международном сообщении;
в) перевозка грузов автомобильным транспортом,
грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны (за
исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения
собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
г) организация использования воздушного пространства
Российской Федерации и организация воздушного движения;
д) эксплуатация сертифицированных аэродромов гражданской
авиации, имеющих длину взлетно-посадочной полосы от 1300 до
2600 метров;
е) перевозка внутренним водным транспортом, морским
транспортом опасных грузов, за исключением такой деятельности,
осуществляемой с использованием маломерных судов;
ж) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к
опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
з) авиационные работы.
4. К группе тяжести "В" относятся следующие виды деятельности:
а) эксплуатация железнодорожного подвижного состава и
контейнеров;
б) проектирование (включая изыскания), изготовление,
строительство, монтаж, наладка, ввод в эксплуатацию, эксплуатация,
обслуживание, ремонт, хранение подвижного состава и его составных
частей, составных частей подсистем и элементов составных частей
подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта (в том числе
продукции и услуг);
в) деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов;
г) обучение специалистов авиационного персонала гражданской
авиации;
д) перевозка внутренним водным транспортом, морским
транспортом грузов, за исключением опасных грузов, за исключением
такой деятельности, осуществляемой с использованием маломерных
судов;
е) буксировка морским транспортом.
5. К группе тяжести "Г" относятся следующие виды деятельности:
а) эксплуатация железнодорожных путей необщего пользования;
б) вспомогательные работы (услуги) при перевозке
железнодорожным транспортом;
в) перевозки автомобильным транспортом, за исключением
перевозки опасных грузов и перевозки грузов автомобильным
транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше 2,5 тонны
(за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения
собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
г) эксплуатация сертифицированных аэродромов гражданской
авиации, имеющих длину взлетно-посадочной полосы от 500 до
1300 метров;
д) деятельность по перевозке внутренним водным транспортом,
морским транспортом пассажиров и грузов, осуществляемая с
использованием маломерных судов;
е) эксплуатация судов портового флота, технического флота,
иных судов, не используемых в целях перевозки пассажиров, грузов и
буксировки.
6. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность
субъекта надзора к различным группам тяжести, подлежит применению
критерий, позволяющий отнести деятельность субъекта надзора к более
высокой категории риска.
7. С учетом оценки вероятности несоблюдения субъектами надзора
обязательных требований деятельность, подлежащая федеральному
государственному транспортному надзору, разделяется на группы
вероятности "1", "2", "3", "4" (далее - группы вероятности).
8. К группе вероятности "1" относится деятельность субъектов
надзора при наличии вступившего в законную силу в течение
2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об
отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска,
обвинительного приговора суда с назначением наказания субъекту
надзора (или решения (постановления) о назначении административного
наказания субъекту надзора) за совершение при выполнении им
трудовых функций преступления или административного правонарушения,
которое повлекло наступление аварийного события, следствием
которого стало причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.
9. К группе вероятности "2" относится деятельность субъектов
надзора при наличии вступившего в законную силу в течение
2 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об
отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска,
обвинительного приговора суда с назначением субъекту надзора
наказания (или решения (постановления) о назначении субъекту
надзора административного наказания) за совершение при выполнении
им трудовых функций преступления или административного
правонарушения, которое повлекло наступление аварийного события, не
повлекшего причинение вреда жизни и (или) здоровью людей.
10. К группе вероятности "3" относится деятельность субъектов
надзора, в отношении которых вступили в законную силу в течение
3 календарных лет, предшествующих дате принятия решения об
отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, 15 и
более решений (постановлений) о назначении административного
наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 11.1, 11.3,
11.4, 11.5, 11.6, 11.7, 11.8, 11.13, 11.16, 11.23, 11.30, 11.31,
12.21-1 (части 2 - 11), 12.21-2, 12.21-3, 12.23, 12.25, 12.31-1,
14.1, 14.1-2, 14.43, 19.5, 19.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (за исключением административного
наказания в виде предупреждения).
11. К группе вероятности "4" относится деятельность субъектов
надзора при отсутствии вынесенных в отношении их приговоров суда
и (или) решений (постановлений), указанных в пунктах 8 - 10
настоящего документа.
12. При наличии критериев, позволяющих отнести деятельность
субъекта надзора к различным группам вероятности, подлежит
применению критерий, позволяющий отнести деятельность субъекта
надзора к более высокой категории риска.
Для целей применения настоящего документа под аварийным
событием понимаются события (крушения, аварии на железнодорожном
транспорте, авиационные происшествия и инциденты, аварии и
инциденты на море и внутренних водных путях, дорожно-транспортные
происшествия) в значениях, установленных транспортными уставами и
кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними
нормативными правовыми актами, следствием которых стало причинение
вреда жизни и (или) здоровью людей и (или) материальный ущерб.
13. Отнесение деятельности субъекта надзора к определенной
категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы
вероятности согласно приложению.
(Приложение дополнено - Постановление Правительства Российской
Федерации от 17.02.2018 г. N 173)
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к критериям отнесения деятельности
в области транспорта к определенной
категории риска
Соотнесение группы тяжести потенциальных негативных
последствий возможного несоблюдения субъектами надзора
обязательных требований и группы вероятности наступления
потенциальных негативных последствий возможного
несоблюдения субъектами надзора обязательных требований
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации
от 17.02.2018 г. N 173)
---------------------|----------------------|----------------------
Категории риска | Группа тяжести | Группа вероятности
---------------------|----------------------|----------------------
Высокий риск А 1
Б 1
Значительный риск А 2
Б 2
В 1
В 2
Средний риск А 3
А 4
Б 3
В 3
Г 1
Г 2
Низкий риск Б 4
В 4
Г 3
Г 4
(Приложение дополнено - Постановление Правительства Российской
Федерации от 17.02.2018 г. N 173)
______________