П Р И К А З
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от 17 апреля 2012 г. N 255
Об утверждении федеральных норм и правил
в области использования атомной энергии "Основные правила
учета и контроля ядерных материалов"
Зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г.
Регистрационный N 25210
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября
1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997,
N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13,
ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52,
ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418;
N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29,
ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732;
N 49, ст. 7025), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе
по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23,
ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337;
2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9,
ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14,
ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области
использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля
ядерных материалов" (НП-030-12).
Руководитель Н.Г.Кутьин
_____________
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
в области использования атомной энергии
"Основные правила учета и контроля ядерных материалов"
НП-030-12
I. Назначение и область применения
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области
использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля
ядерных материалов" (далее - Правила) разработаны в соответствии с
Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949;
2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35,
ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079;
2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52,
ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4596; N 45,
ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), Федеральным законом от
1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной
энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2007, N 49, ст. 6078; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 23, ст. 2789;
N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 49; N 29, ст. 4281, 4291; N 30,
ст. 4591, 4596; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), Федеральным
законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства
измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008,
N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025), Федеральным
законом от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников
организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно
опасные производства и объекты в области использования атомной
энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011,
N 11, ст. 1504; N 49, ст. 7025), постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении
Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в
области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и
правил в области использования атомной энергии" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999,
N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44,
ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50,
ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15,
ст. 1549), постановлением Правительства Российской Федерации от
6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе
государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2188; 2009,
N 18, ст. 2248; 2011, N 7, ст. 979).
2. Настоящие Правила устанавливают основные принципы,
требования и критерии государственного учета и контроля (далее -
учет и контроль) ЯМ и специальных неядерных материалов (далее -
ядерные материалы) в любых химических соединениях и физических
формах.
3. Список сокращений, применяемых в настоящих Правилах,
приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении
N 2.
II. Общие положения
Структура государственного учета и контроля ядерных материалов
4. Учет и контроль ЯМ должны осуществляться:
в ЗБМ организации;
в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, в
эксплуатирующих организациях (далее - организации);
Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"
(далее - Госкорпорация "Росатом").
5. Государственный учет и контроль ЯМ включают в себя сбор,
регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе
и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного
непрерывного документального учета всех хозяйственных и
технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений
характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и
ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения<1>.
_____________
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от
06.05.2008 N 352 "Об утверждении Положения о системе
государственного учета и контроля ядерных материалов".
Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов
6. ЯМ в организации подлежат учету и контролю начиная с
минимального количества, установленного п. 26 настоящих Правил.
7. Учет и контроль ЯМ при экспорте/импорте должны
осуществляться в соответствии с настоящими Правилами.
8. ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям в целях
обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и
методов учета и контроля ЯМ.
9. Организации должны устанавливать ЗБМ в пределах пункта
хранения ЯМ или ядерной установки.
10. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ЯМ.
11. К объектам с ЯМ (например, УЕ, технологическому
оборудованию, помещениям) должны применяться СКД.
12. Учет ЯМ должен основываться на результатах учетных
измерений параметров (характеристик) ЯМ, а также различных
соединений, смесей, сплавов и изделий, УЕ, содержащих ЯМ, а также
ЯМ в виде простых веществ (далее - продукты), регистрации
результатов измерений в качестве учетных данных. Допускается:
применение расчетных методов, основанных на результатах
экспериментальных исследований;
использование учетных данных, указанных в документах,
подготовленных организацией-отправителем для УЕ, если отсутствие
несанкционированного доступа к ЯМ подтверждается надлежащим
состоянием примененных СКД и (или) подтверждающими измерениями,
визуальным контролем состояния УЕ.
13. Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в
целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки в
реактор до момента выгрузки из него облученных продуктов.
14. Документально зарегистрированное количество ЯМ,
находящихся в каждой ЗБМ, должно определяться в течение МБП на
основании результатов измерений поступивших и отправленных
продуктов и (или) с использованием расчетных методов оценки
количества и состава продуктов, контролироваться путем
оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным
признакам, периодических сверок паспортов, сертификатов, журналов,
содержащих учетные данные, необходимые для формирования отчетных
документов (далее - учетные документы), а также и отчетных
документов.
Фактически наличное количество ЯМ должно определяться при
проведении физической инвентаризации. Физической инвентаризации
подлежат все ЯМ, находящиеся в ЗБМ. В процессе физических
инвентаризаций ЯМ выполняются проверки данных учета, атрибутивных
признаков, измерения параметров (характеристик) ЯМ. По завершении
физической инвентаризации в ЗБМ должен подводиться баланс ЯМ,
определяться ИР и ее погрешность в ЗБМ для каждого ЯМ.
15. Выводы об установлении факта аномалии в учете и контроле
ЯМ должны делаться на основании результатов определения и анализа
значений:
документально зарегистрированного и фактически наличного
количества УЕ, ЯМ;
значений ИР и ее погрешности;
расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений
параметров (характеристик) продуктов, ЯМ;
расхождений данных организации-отправителя и
организации-получателя о количестве УЕ, ЯМ.
16. Отчеты организаций в области учета и контроля ЯМ должны
представляться по формам, в порядке и с периодичностью, введенными
в действие в системе государственного учета и контроля ЯМ.
17. Исправление учетных данных допускается только путем
внесения изменений в учетные документы в соответствии с
установленным в организации порядком, с указанием даты и лица,
внесшего изменения, и возможностью прочтения ошибочно сделанной
записи.
18. В случае исправления отчетных данных предоставляются новые
отчетные документы.
III. Общие требования государственного учета и контроля
ядерных и специальных неядерных материалов
Ядерные и специальные неядерные материалы,
подлежащие учету и контролю
19. Учету и контролю в качестве ЯМ подлежат следующие
химические элементы: плутоний, уран, торий; нуклиды: уран-233,
уран-235, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252
и специальные неядерные материалы:
дейтерий, содержащийся в тяжелой воде, если его относительное
изотопное содержание превышает 50% (атомных долей), за исключением
дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, находящейся в ядерных
реакторах, критических и подкритических стендах, а также на
установках по получению и детритизации тяжелой воды;
тритий во всех соединениях, если отношение числа атомов трития
к числу атомов других изотопов водорода (дейтерия и протия) более
1000;
литий-6 в любых соединениях, если содержание лития-6 в литии
превышает его природную распространенность.
ЯМ, указанные в настоящем пункте, подлежат учету и контролю
независимо от вида химических соединений и агрегатного состояния.
20. Учету и контролю подлежат ЯМ, содержащиеся во всех
продуктах, за исключением:
урана и тория, содержащихся в руде, а также в промежуточных
продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях
(учету на этих предприятиях подлежат уран и торий, содержащиеся в
готовом продукте - оксиде или соли урана, тория);
ЯМ, содержащихся в ЗРИ, если по паспортным данным суммарная
масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимального количества,
указанного в приложении N 3 к настоящим Правилам;
обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов
водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных
упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов,
облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов,
транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им
специфических изделиях, применяемых для радиационной защиты;
урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243,
калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в
плутонийсодержащих продуктах (указанные ЯМ подлежат учету после их
выделения);
ЯМ, содержащихся в РАО и находящихся в хранилищах РАО, из
которых невозможно их возвращение в основной технологический
процесс без специальных организационно-технических мероприятий.
Постановка на учет и снятие с учета ядерных и специальных
неядерных материалов
21. Снятию с учета подлежат:
ЯМ, используемые для разработки, изготовления и испытаний
компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных
частей, а также переданные организации (получателю) в составе
ядерных энергетических установок военного назначения;
ЯМ, использованные для изготовления открытых РИ и ЗРИ после
оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего качество и
характеристики РИ, и передачи РИ из ЗБМ на склад готовой продукции
или организации-получателю, если суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ
или в совокупности во всех передаваемых открытых РИ не превышает
минимального количества, указанного в приложении N 3 к настоящим
Правилам;
ЯМ, содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов
водорода обедненном уране; в обедненном уране, использованном для
изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных
комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных
головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных
контейнеров и других подобных им специфических изделий,
предназначенных для радиационной защиты после того, как они были
изготовлены, паспортизованы, оформлены в виде УЕ в ЗБМ и переданы
на склад готовой продукции или организации-получателю;
ЯМ, содержащиеся в РАО, из которых невозможно возвращение ЯМ в
основной технологический процесс без специальных
организационно-технических мероприятий, с момента передачи этих РАО
из ЗБМ в хранилища РАО.
22. ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после
их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации
или из другой организации, а также изъятия из незаконного оборота.
Постановку ЯМ на учет и снятие с учета организации производят в
соответствии с настоящими Правилами.
23. Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в ядерных
реакторах, ставится на государственный учет после выгрузки
продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов
в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора. Тогда
же уран и уран-235, выгоревшие в реакторе, должны сниматься с
учета.
Массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными
специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью
аттестованных расчетных методик и (или) программных средств.
24. ЯМ должны быть сняты с учета в ЗБМ в случаях,
предусмотренных в п. 21 настоящих Правил, а также после их передачи
в другую ЗБМ той же организации или в другую организацию.
25. ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате
утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных
частей, топливных элементов ядерных энергетических и
исследовательских установок военного назначения, должны быть
поставлены на учет при передаче этих продуктов для использования в
мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках
ядерных энергетических и исследовательских установок военного
назначения, должны быть поставлены на учет после их получения в
организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей
реактор.
26. ЯМ, находящиеся в обращении в организации, получаемые или
отправляемые организацией, подлежат учету и контролю в системе
учета и контроля ЯМ, если сумма значений масс ЯМ, находящихся в
организации, в течение любого 12-месячного периода равна
минимальному количеству, указанному в приложении N 3 к настоящим
Правилам, или превышает его.
Если организация осуществляет обращение с продуктами,
содержащими несколько различных ЯМ или смесь ЯМ, то требования
настоящих Правил распространяются на них в случае превышения массы
хотя бы для одного из ЯМ соответствующего минимального количества,
приведенного в приложении N 3 к настоящим Правилам.
Если вышеупомянутые значения масс менее минимального
количества, то такие ЯМ подлежат учету и контролю в системе
государственного учета и контроля РВ и РАО.
Категории ядерных материалов
27. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с
приложениями N 4-7 к настоящим Правилам.
28. Если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то
при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной
массы во всех продуктах и указанных в приложениях N 4-7 к настоящим
Правилам количественных пределов масс ЯМ тех продуктов, которые
попадают в категорию с меньшим номером.
Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений
29. ЗБМ следует организовывать с учетом следующих требований:
масса ЯМ, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна
определяться на основе измеренных параметров (характеристик)
продуктов, ЯМ (кроме случаев, когда допускается применение
расчетных методик, действующих в организации), а также результатов
полного пересчета и идентификации УЕ, тары, в которой находится ЯМ,
по данным сопроводительной документации, паспортным данным ЯМ;
должно быть обеспечено прекращение технологических операций
при проведении физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ, в том числе
отправка ЯМ из ЗБМ и получение ЯМ из других ЗБМ, формирование новых
УЕ, за исключением участков производств, использующих непрерывную
технологию переработки продуктов;
должны быть выделены в отдельные ЗБМ пункты хранения ЯМ в виде
стационарных объектов и сооружений, являющиеся структурными
подразделениями организации; суда с ядерными энергетическими
установками; плавучие и береговые хранилища ядерного топлива судов;
реакторные установки с бассейнами выдержки облученных
тепловыделяющих сборок;
при организации ЗБМ должны быть предусмотрены организационные
и (или) технические меры, предотвращающие возможность перемещений
ЯМ за пределы ЗБМ, минуя КТИ.
30. Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом, чтобы
обеспечить контроль передач ЯМ в/из ЗБМ и определение их фактически
наличного количества в ЗБМ.
31. Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или
уполномоченного им лица (далее - руководитель организации)
назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и
контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные
лица, ответственные за учет ЯМ.
32. Учет и контроль ЯМ должны поддерживаться мерами по
сохранению и (или) подтверждению имеющейся информации о ЯМ. Эти
меры должны включать организационные мероприятия, СКД, а также их
комбинации и обеспечивать непрерывный контроль доступа к ЯМ. Учет и
контроль ЯМ должны поддерживаться также физической защитой ЯМ,
ядерных установок и пунктов хранения ЯМ, включая контроль доступа
персонала в помещения, где находятся ЯМ.
33. В местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры
и другое оборудование, где имеются ЯМ, устанавливаются
идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие
защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации
вмешательства и сдерживания в определенных пределах от
проникновения (далее - пломбы), удовлетворяющие национальным
стандартам. Для контроля доступа к УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2,
при отправке УЕ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, хранении более одной
смены УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 должны применяться пломбы с
уникальными идентификационными признаками.
Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть
извлечены без нарушения целостности УЕ и целостность которых
обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или
инструментальным контролем.
34. В промежутках между инвентаризациями ЯМ необходимо
выполнять выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ. При
определении объема случайной выборки необходимо исходить из
требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95,
нахождения в надлежащем состоянии не менее 95% пломб. Результаты
контроля должны регистрироваться документально.
35. Применение пломб и обращение с пломбами в организации
(получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка
подлинности и утилизация снятых или недоброкачественных пломб)
должны осуществляться в соответствии с установленными организацией
процедурами, удовлетворяющими национальным стандартам.
Данные процедуры должны быть отражены в программе применения
пломб в организации, утвержденной руководителем организации.
36. Доступ в помещения ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, где хранятся
ЯМ, и любые работы с этими ЯМ в хранилищах должны выполняться не
менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ.
IV. Организация измерений ядерных материалов
37. Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа
измерений, включающая или содержащая ссылки на соответствующие
документы: перечни КТИ, МВИ, стандартных образцов, средств
измерений с указанием наименования и типа средства, процедур
пробоотбора; сведения о периодичности проведения измерений,
точности измерений, необходимой для выполнения требований и
критериев, установленных в нормативных правовых актах Российской
Федерации и в документах организации. В программе должны быть также
указаны сроки составления и формы документов, в которых
регистрируются результаты измерений. Программа должна утверждаться
руководителем организации. Программа должна пересматриваться не
реже одного раза в пять лет. Допускается оформление одной
программы, содержащей необходимые данные и ссылки на документы
организации, для нескольких или всех ЗБМ организации.
38. Измерения в области использования атомной энергии входят в
сферу государственного регулирования обеспечения единства
измерений. Особенности обеспечения единства измерений при
осуществлении деятельности в области использования атомной энергии
устанавливаются Правительством Российской Федерации<1>. Методики
(методы) и стандартные образцы для измерений, внесенных в единый
перечень измерений, относящихся к сфере государственного
регулирования обеспечения единства измерений<2> в области
использования атомной энергии, должны быть разработаны, аттестованы
и оформлены в соответствии с требованиями, установленными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
_____________
<1> Статья 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ
"Об обеспечении единства измерений".
<2> Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.06.2008
N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
39. Расчетные методики, используемые для расчета количества
ЯМ, должны быть оформлены в виде инструкций и содержать значение,
порядок оценки погрешности результатов расчета по методике.
40. Средства измерений должны поверяться (калиброваться) в
соответствии со стандартами в области метрологии.
41. В каждой организации должен осуществляться контроль
качества измерений ЯМ, в том числе должны быть установлены
процедуры проведения внутреннего контроля качества измерений.
42. В каждой организации должны быть назначены должностное
лицо или лица, ответственные за организацию измерений ЯМ в целях их
учета и контроля.
43. Документирование результатов измерений должно
осуществляться в соответствии с требованиями действующих стандартов
в области метрологии.
V. Передача ядерных материалов
Общие требования
44. Передача ЯМ между организациями должна сопровождаться
оформлением:
предварительных уведомлений организации-получателя о
планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки
(вида транспорта), подписанных руководителем
организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных
как руководителем организации-отправителя, так и руководителем
организации-получателя;
предварительных уведомлений структурного подразделения
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному
надзору, осуществляющего надзор за организацией-отправителем, о
планируемой отправке груза с указанием способа транспортировки
(вида транспорта);
приходно-расходной и сопроводительной документации.
45. Передача ЯМ между ЗБМ организации должна осуществляться на
основании документов (графиков, накладных), утвержденных
руководителем организации и подписанных уполномоченными лицами
ЗБМ-отправителя и ЗБМ-получателя.
При передаче проб продуктов внутри организации допускается
указывать в учетных документах только массу или объем продукта в
пробе. Параметры (характеристики) продукта, масса ЯМ в пробе
документируются после проведения анализа пробы.
46. В сопроводительных документах должны быть указаны типы и
идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ и
другие необходимые данные. В паспортах УЕ, партии материала должны
быть указаны количественные параметры (характеристики) УЕ,
продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также приведена погрешность
массы брутто УЕ.
47. При получении УЕ в ЗБМ организации-получателя должны быть
выполнены следующие процедуры:
внешний осмотр и проверка количества УЕ, контроль пломб,
примененных к транспортному средству и УЕ, определение соответствия
идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в
транспортном средстве данным, указанным в сопроводительных
документах;
подтверждающие измерения.
48. Вид и объем подтверждающих измерений УЕ должны
определяться организацией, выполняющей эти измерения, исходя из:
вида ЯМ;
количества ЯМ;
передаваемых ЯМ, продуктов;
типа тары и пломб;
погрешностей измерений.
Документирование получения и отправления ядерных материалов
при их передаче между организациями
49. При получении ЯМ получателем в течение трех рабочих дней
должны быть выполнены процедуры, установленные п. 47 настоящих
Правил. Если при выполнении данных процедур не обнаружено аномалий
и (или) нарушений в учете и контроле ЯМ, то должны быть произведены
приемка на ответственное хранение и постановка на учет УЕ по данным
сопроводительных документов.
Приемка и постановка на учет ЯМ получателем должны быть
произведены не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов
(формуляров, сертификатов) на них и выполнения подтверждающих
измерений, если не превышены пределы допускаемых расхождений данных
отправителя и получателя о ЯМ.
50. При отправлении ЯМ отправитель производит снятие их с
учета после получения от получателя оформленного в установленном
порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью получателя
подписи уполномоченного представителя в накладной.
Оценка расхождений данных отправителя и получателя
51. Расхождения данных отправителя и получателя о массе УЕ и
(или) ЯМ при их передаче должны определяться как разница между
значениями масс, указанных отправителем (паспортных данных) и
полученных путем измерений получателем. Если результаты согласуются
(расхождения данных отправителя и получателя находятся в интервале,
соответствующем доверительной вероятности 0,99 (здесь доверительные
вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов) с
учетом погрешностей измерений отправителя и получателя), то ЯМ
должны быть поставлены на учет получателем по данным отправителя.
Если результаты не согласуются, то проводится оценка
значимости систематических расхождений данных отправителя и
получателя на уровне доверительной вероятности 0,99.
52. При обнаружении статистически значимого расхождения данных
отправителя и получателя, а также несоответствия фактических данных
данным сопроводительных документов получатель должен
проинформировать отправителя о наличии такого расхождения и
подготовить СО о факте аномалии с учетом требований п. 85 настоящих
Правил.
Отправитель и получатель совместно должны принять меры по
выявлению причин расхождений. При этом до получения согласованных
данных по ЯМ, содержащимся в УЕ, по которой были обнаружены
несоответствия, эти ЯМ должны состоять на учете у отправителя.
Ответственность за сохранность таких ЯМ несет получатель.
В случае принятия решения о необходимости проведения
арбитражных измерений они должны быть выполнены независимой
лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
VI. Физическая инвентаризация, подведение материального
баланса и оценка инвентаризационной разницы ядерных материалов
в зоне баланса материалов
Общие требования
53. Физическая инвентаризация должна проводиться в целях:
определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ;
установления соответствия фактических параметров УЕ
существующим учетным данным;
подведения баланса ЯМ, определения ИР и ее погрешности;
проверки ведения учета и контроля ЯМ.
Физическая инвентаризация может быть первичной, плановой и
внеплановой.
54. Физическая инвентаризация должна осуществляться в
соответствии с методиками и инструкциями, действующими в
организации.
55. При физической инвентаризации должны осуществляться:
подготовка к физической инвентаризации;
составление СНК для ЗБМ на дату инвентаризации;
проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов;
проверка состояния пломб, анализ данных других СКД, в том
числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых
осуществляется обращение с ЯМ;
учетные и (или) подтверждающие измерения, проверка
атрибутивных признаков;
оценка значений количеств неизмеренных потерь ЯМ и их
погрешностей в соответствии с установленными в организации
методиками;
составление инвентаризационной комиссией СФНК, сверка данных
СФНК с данными СНК;
определение значений ИР и ее погрешности для каждого ЯМ.
56. Физическая инвентаризация должна завершаться подведением
баланса для каждого ЯМ в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее
погрешности с последующим статистическим анализом значимости ИР в
соответствии с критериями, установленными в пунктах 69 и 70
настоящих Правил.
ИР данного ЯМ в ЗБМ определяется с помощью уравнения:
ИР = ФК - ДК = ФК - (НК + УВ - УМ),
где:
ФК - фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в
результате данной физической инвентаризации;
ДК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на
начало инвентаризации (конец данного МБП);
УВ - документально зарегистрированное увеличение количества ЯМ
в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок;
УМ - документально зарегистрированное уменьшение количества ЯМ
в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных
превращений, потерь;
НК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на
начало данного МБП.
57. Во время физической инвентаризации должно быть проверено
наличие УЕ, наличие и состояние пломб, отсутствие
несанкционированного доступа к ЯМ. Во время физической
инвентаризации или до нее должны быть определены массы ЯМ в
продуктах (как в УЕ, так и в балк-форме). Значение массы ЯМ, а
также значения погрешности определения этой величины для
доверительной вероятности, равной 0,95, должны быть зафиксированы
документально.
Значения масс ЯМ в технологических потерях, отложениях,
накоплениях, а также погрешности этих значений должны быть
определены на основании МВИ или расчетных методик, действующих в
организации.
Значения погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ
используются для определения погрешности ИР, оценки значимости
расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений.
58. Ранее определенные значения масс ЯМ допускается
использовать в качестве учетных и отчетных данных (при физических
инвентаризациях, передачах ЯМ, составлении отчетов) только в тех
случаях, когда их достоверность была подтверждена данными СКД,
визуальным контролем состояния УЕ и (или) подтверждающими
измерениями.
59. Объем подтверждающих измерений должен определяться в
зависимости от объема применения и результатов контроля СКД,
контроля состояния УЕ исходя из вероятностей обнаружения недостачи
(излишка) порогового количества для каждого ЯМ. Статистически
значимое расхождение между результатами учетных и подтверждающих
измерений количественных параметров ЯМ, УЕ, продуктов должно
устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99.
Виды подтверждающих измерений, объем и порядок контроля
состояния УЕ должны быть установлены в инструкции по учету и
контролю ЯМ в ЗБМ либо в отдельно разработанной инструкции,
утвержденной руководителем организации.
60. В случае обнаружения статистически значимого расхождения
результатов учетных и подтверждающих измерений и (или) нарушения
целостности пломб, СКД, в том числе применяемых в целях физической
защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, об этом
должно быть сообщено руководителю организации, а также должны быть
выяснены причины возникновения расхождения или нарушения. В случае
обнаружения недостачи (излишка) следует выполнить новые учетные
измерения, внести изменения в учетные документы, составить новые
отчетные документы.
Периодичность плановых физических инвентаризаций
61. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны
выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от
категории ЯМ в ЗБМ, технологических и других особенностей
организации.
Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы,
организованы и проведены не реже:
двух календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 1);
трех календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 2);
шести календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 3);
двенадцати календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 4).
62. МБП для ЗБМ может быть увеличен решением Госкорпорации
"Росатом" после согласования с Федеральной службой по
экологическому, технологическому и атомному надзору (далее -
Ростехнадзор) на основании представленного эксплуатирующей
организацией обоснования соответствия состояния учета и контроля ЯМ
в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации,
а также перечисления применяемых дополнительных СКД, улучшающих
сохранность ЯМ.
Организация физической инвентаризации
63. Распорядительным(и) документом(ами) руководителя
организации должна(ы) быть назначена(ы) инвентаризационная(ые)
комиссия(ии), определены сроки подготовки и проведения
инвентаризации, время, по истечении которого запрещаются любые
перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических
производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на
период физической инвентаризации без разрешения председателя
инвентаризационной комиссии, а также сроки представления отчетных
документов по результатам инвентаризации.
64. В организации должна быть создана центральная
инвентаризационная комиссия, а в ЗБМ (подразделениях) - рабочие
инвентаризационные комиссии.
По решению руководителя организации допускается создание одной
инвентаризационной комиссии, объединяющей функции центральной и
рабочей комиссий. В составе инвентаризационной комиссии должно быть
не менее трех человек. В случае необходимости внесение изменений в
состав инвентаризационной комиссии производится на основании
распорядительного документа руководителя организации.
В центральную инвентаризационную комиссию должны входить:
главный инженер организации или заместитель руководителя
организации (председатель);
главный бухгалтер или его заместитель;
представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ
организации.
В состав центральной инвентаризационной комиссии могут
включаться:
специалисты по компьютерному учету ЯМ организации, по
физическим измерениям, статистике;
представители службы безопасности организации;
представители отдела технического контроля;
другие специалисты.
65. После завершения физической инвентаризации в ЗБМ должен
быть составлен акт инвентаризационной комиссии по результатам
физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ и подведен баланс ЯМ в ЗБМ,
определена и проанализирована ИР, составлены и утверждены МБО и
СФНК. Акт составляется инвентаризационной комиссией и утверждается
руководителем организации.
В акте инвентаризационной комиссии по результатам физической
инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть отражены:
результаты проверки ведения учетно-отчетной документации,
проверки наличия и состояния хранения УЕ с ЯМ, а также результаты
проверки состояния пломб;
сведения о выполненных в ходе физической инвентаризации
учетных и подтверждающих измерениях ЯМ.
В акте также указываются все выявленные нарушения и аномалии в
учете и контроле ЯМ (при их обнаружении), приводятся краткий анализ
причин их возникновения, а также принятые в ходе инвентаризации
меры по их устранению.
В выводах должны быть представлены основные результаты
физической инвентаризации, в том числе заключение о соответствии
или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и
значений ИР допускаемым пределам.
К акту инвентаризационной комиссии по результатам физической
инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть приложены протоколы всех
измерений ЯМ, выполненных в ходе инвентаризации, а также особые
мнения членов комиссии в случае их наличия.
При проведении первичной физической инвентаризации в акте
инвентаризационной комиссии по результатам физической
инвентаризации ЯМ в ЗБМ не указываются величина ИР в балансе ЯМ и
оценка ее допустимого значения, поскольку баланс при первичной
физической инвентаризации не подводится.
Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии.
66. Если в результате подведения баланса ЯМ не установлена
аномалия в их учете и контроле, то зарегистрированное в СФНК
количество ЯМ в ЗБМ должно использоваться в качестве документально
зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ на начало следующего МБП.
67. Если в результате инвентаризации выявлена аномалия в учете
и контроле ЯМ в данной ЗБМ, то председатель рабочей
инвентаризационной комиссии должен немедленно уведомить об этом
председателя центральной инвентаризационной комиссии и руководителя
организации. Для подтверждения факта и выяснения причин аномалии
должно быть проведено расследование, документально зарегистрировано
фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ.
Критерии аномалий в учете и контроле ядерных материалов
68. Недостача (излишек) УЕ в ЗБМ, обнаруженная(ый) при
проведении физической инвентаризации, является аномалией в учете и
контроле ЯМ.
69. Если в течение МБП, предшествующего данной физической
инвентаризации, выполнялись учетные измерения ЯМ или таковые
производились в процессе физической инвентаризации, то критерием
обнаружения аномалий в учете и контроле этого ЯМ является
превышение модулем ИР наименьшего из значений нижеперечисленных
величин:
утроенной среднеквадратической погрешности определения ИР;
2% от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и
подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе
физической инвентаризации, - для промышленных ядерных установок;
3% от такой же величины - для исследовательских ядерных
установок и заводских лабораторий;
3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий
1, 2;
8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2 и 3;
50 кг - по урану-235 и 8 кг - по плутонию (для ЗБМ
радиохимических заводов, в которых перерабатываются
уран-плутониевые растворы);
70 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категории 4, в
продуктах с концентрацией (содержанием) ВОУ менее 1 г/л (1 г/кг), а
также:
любых продуктах, содержащих НОУ, природный и обедненный уран;
любых продуктах, содержащих ВОУ с мощностью поглощенной дозы
на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч.
70. Если в течение МБП и в процессе проведения физической
инвентаризации учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, а
достоверность результатов предыдущих учетных измерений была
обеспечена применением СКД, в том числе используемых в целях
физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с
ЯМ, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ЯМ должны
быть сделаны на основе результатов выборочных подтверждающих
измерений, а также проверки СКД. Объем случайной выборки УЕ,
которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям, определяется с
помощью статистических методов исходя из значений двух параметров:
порогового количества ЯМ для обнаружения их недостачи (излишка) и
вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового
количества.
Для ЯМ категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет:
3 кг - для плутония, урана-233;
8 кг - для урана-235.
Для НОУ (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по
урану-235.
Если масса ЯМ в ЗБМ меньше вышеуказанного значения, то
пороговое количество составляет 30% от массы данного ЯМ в ЗБМ.
Для остальных ЯМ значение порогового количества составляет 5%
от документально зарегистрированного наличного количества данного
ЯМ в ЗБМ на момент инвентаризации.
Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового
количества ЯМ для расчета объема выборки подтверждающих измерений
при отсутствии показаний СКД о несанкционированном доступе
приведена в приложении N 8 к настоящим Правилам.
71. Внеплановая физическая инвентаризация должна проводиться в
случае изменения организационно-правовой формы организации, ее
ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с ЯМ,
установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ,
несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или
хранения ЯМ, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
VII. Учетные и отчетные документы
Учетные документы
72. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и
содержать данные о каждом ЯМ, включая:
количество ЯМ в ЗБМ;
изменения количества ЯМ в ЗБМ.
73. В учетных документах должны быть отражены все изменения
количества ЯМ для каждой учетной партии, параметры (характеристики)
партии и исходные данные для формирования партии; указаны даты
изменения количества ЯМ, сведения об организации-отправителе и
организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями),
сведения о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между
ЗБМ одной организации).
74. Данные, используемые для определения количественных и
качественных изменений ЯМ в учетных документах, включая результаты
поверки (калибровки) всех средств измерений, данные об отборе проб
и о результатах их анализа, результаты контроля качества измерений,
случайные и систематические погрешности измерений должны быть
документированы.
Отчетные документы
75. Организации должны формировать из имеющихся ЗБМ ЗО,
составлять справочную информацию об организации и сформированных в
ней ЗО.
76. В каждой организации на основании учетных документов ЗБМ
должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СНК, ОИК.
В каждой организации на основании отчетных документов ЗБМ
должны формироваться отчетные документы ЗО: СНК ЗО, ОИК ЗО.
В каждой организации по результатам физической инвентаризации
ЯМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СФНК, МБО.
77. Отчетные документы ЗО организации должны предоставляться в
Госкорпорацию "Росатом" в формах, в порядке и в сроки, которые
установлены Госкорпорацией "Росатом"<1>.
Сроки представления отчетных документов ЗБМ должны
обеспечивать своевременную подготовку и представление отчетных
документов ЗО организации в Госкорпорацию "Росатом"<1>.
_____________
<1> Подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от
01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной
энергии "Росатом".
78. Организация направляет отчетные документы ЗО на регулярной
заранее согласованной основе в эксплуатирующую организацию, в
Госкорпорацию "Росатом", в федеральную автоматизированную
информационную систему государственного учета и контроля ЯМ (ФИС).
79. СНК ЗБМ и ОИК ЗБМ должны содержать информацию о наличном
количестве ЯМ и изменениях инвентарных количеств ЯМ в ЗБМ. СНК ЗО и
ОИК ЗО должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ в ЗО и
изменении инвентарных количеств ЯМ в ЗО.
80. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ должны быть
подготовлены СФНК и МБО ЗБМ. МБО должен быть утвержден
руководителем организации.
81. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ЯМ должны
быть отражены:
начальное документально зарегистрированное количество ЯМ;
увеличение и (или) уменьшение количества ЯМ за отчетный МБП;
фактически наличное количество ЯМ, установленное по
результатам физической инвентаризации;
значение ИР и ее погрешность;
предел допустимого значения модуля ИР, установленный в
соответствии с п. 69 настоящих Правил.
82. Если при сравнении фактически наличного количества ЯМ с
зарегистрированным в СНК наличным количеством была выявлена
аномалия, то вместе с МБО ЗБМ должен быть подготовлен и представлен
документ, подтверждающий обоснованность принятого значения
фактически наличного количества ЯМ.
83. СФНК ЗБМ должен содержать информацию о фактически наличном
количестве ЯМ в ЗБМ и должен быть составлен на дату физической
инвентаризации в виде последовательных записей для каждых партии и
вида ЯМ с указанием идентификационных и других характеристик для
каждых партии и вида ЯМ отдельно.
84. СО должен быть составлен организацией в случае
установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ.
Информация о факте аномалии должна быть незамедлительно
представлена организацией в Госкорпорацию "Росатом" и в
Ростехнадзор, а СО - в течение трех дней с момента установления
указанного факта.
85. СО должен содержать:
описание обстоятельств, события и (или) серии событий,
связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия;
характеристики ЯМ;
исходные данные для определения количественных характеристик
ЯМ;
план мероприятий по исключению подобной аномалии в организации
в дальнейшем.
86. Отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению
аномалий и причин их возникновения, по которым был составлен СО,
должен быть представлен организацией в Госкорпорацию "Росатом" и в
Ростехнадзор после проведения соответствующего расследования и
принятия мер.
При передачах ЯМ такой отчет направляется также
организации-отправителю.
87. Отчетные документы по ЗБМ, ЗО предоставляются организацией
в Ростехнадзор по запросу.
VIII. Учет и контроль ядерных материалов в организациях
88. Учет и контроль ЯМ в организациях осуществляется с учетом
главы V Положения о системе государственного учета и контроля
ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении
Положения о системе государственного учета и контроля ядерных
материалов".
89. В организации должно быть разработано и утверждено
руководителем положение по учету и контролю ЯМ, в котором должны
быть отражены:
организация учета и контроля ЯМ в организации и в ЗБМ,
подразделения и состав персонала, занятого учетом и контролем ЯМ,
подчиненность подразделений учета и контроля ЯМ (функции, права и
обязанности персонала этих подразделений должны определяться
положениями о подразделениях, должностными и рабочими
инструкциями);
применяемые в организации нормативные правовые акты Российской
Федерации в целях учета и контроля ЯМ;
количество ЗБМ, ЗО, их границы и структура;
применяемые в организации методики и средства измерений для
учета и контроля ЯМ;
применяемые в организации СКД;
перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных
документов;
порядок и периодичность контроля наличия и перемещения ЯМ в
ЗБМ;
порядок и периодичность осуществления проверок состояния учета
и контроля ЯМ в ЗБМ (проверки на уровне организации должны
осуществляться не реже одного раза в год);
порядок расследования аномалий в учете и контроле ЯМ;
порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и
контролю ЯМ;
порядок проведения физических инвентаризаций;
порядок оперативно-технического учета;
меры контроля и учета ЯМ при/после ликвидации аварий,
чрезвычайных ситуаций.
Требования и процедуры, установленные в положении (инструкции)
и других документах организации, должны соответствовать
требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в
области использования атомной энергии.
90. В организации должна быть разработана программа применения
пломб, утвержденная руководителем организации. В ней должны быть
установлены:
типы используемых пломб;
порядок (процедуры) обращения с пломбами:
заказ, приобретение, входной контроль, хранение;
установка, контроль, снятие;
утилизация;
персонал, допущенный к процедурам обращения с пломбами, и
порядок его подготовки;
порядок учета процедур обращения с пломбами;
порядок документирования результатов установки и проверки
пломб;
порядок контроля качества применения пломб на уровне
организации;
порядок реагирования при нарушениях применения пломб и
расследования причин таких нарушений.
Программа применения пломб в организации должна учитывать
порядок применения пломб, установленный национальными стандартами,
распространяющимися на эти устройства.
91. В организации должна быть создана служба (подразделение)
учета и контроля ЯМ организации.
92. Достоверность учетных данных об идентификаторах УЕ и
местоположении УЕ в ЗБМ должна быть не менее 95% при доверительной
вероятности 0,95.
93. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и утверждены
руководителем организации инструкции по учету и контролю ЯМ, в
которых должны быть определены:
границы и структура ЗБМ;
места размещения ЯМ на схеме ЗБМ (хранилище, установка,
рабочие места);
характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ;
КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений;
СКД;
процедуры учета и контроля ЯМ, применяемые в данной ЗБМ;
процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с
РАО;
формы учетной документации (или ссылка на эти формы);
формы отчетной документации (или ссылка на эти формы);
формы всех видов документов - журналов, накладных, требований,
нарядов, расписок (или ссылка на эти формы), оформляемых при каждой
операции при передаче ЯМ. По каждому документу указываются
количество экземпляров, подписи, место хранения.
94. Любые потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений
или расчетных методик, основанных на результатах предварительных
измерений или экспериментальных исследований, с учетом требований
главы IV настоящих Правил.
95. Приказом руководителя организации для каждой ЗБМ должны
назначаться лица, материально ответственные за ЯМ, находящиеся в
данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители), с которыми
необходимо заключить договоры о материальной ответственности.
96. Передача ЯМ от материально ответственного лица другим
лицам должна быть оформлена документально.
97. Передача ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с
одной технологической операции на другую или между сменами должна
быть оформлена документально с указанием наименований продуктов,
видов ЯМ. Процедуры оперативно-технического учета должны
обеспечивать сплошной непрерывный документальный учет всех
хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов
измерений параметров (характеристик) продуктов.
98. Постановка на учет обнаруженного неучтенного ЯМ должна
быть осуществлена на основании учетных измерений, выполненных для
обнаруженного неучтенного продукта, оформления учетных документов в
соответствии с рекомендациями (заключением) комиссии,
расследовавшей факт обнаружения неучтенного ЯМ.
99. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ в
подразделении (в ЗБМ) проводится по утвержденным инструкциям,
методикам, положениям, которые включают в себя описание следующих
мероприятий:
проверки соблюдения требований по учету и контролю ЯМ в
подразделении и в ЗБМ;
проверки полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и
регистрации результатов учета;
проверки функционирования автоматизированной системы учета
(при ее наличии в ЗБМ);
проверки ведения учетной и отчетной документации;
сверки (полной или выборочной) данных учетных и отчетных
документов;
проверки порядка организации и проведения физических
инвентаризаций и подведения баланса ЯМ;
проверки порядка применения СКД;
проверки наличия ЯМ в местах их нахождения, выборочной сверки
данных учета и фактического наличия ЯМ, проведения подтверждающих
измерений;
проверки наличия и качества методик и средств измерений,
применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения
дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию
проверяющего;
проверки процедур оценки потерь ЯМ;
контроля проведения расследований причин и обстоятельств
аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ и принятия необходимых
мер;
проверки наличия документов по подготовке и проверке знаний
персонала.
100. По результатам проверки состояния учета и контроля ЯМ,
выполненной комиссией или уполномоченным должностным лицом, должен
быть составлен акт проверки, в котором необходимо указать
обнаруженные недостатки, нарушения в учете и контроле ЯМ и
рекомендации по их устранению. Акт должен быть утвержден
руководителем службы учета и контроля ЯМ организации.
Во исполнение рекомендаций утвержденного акта проверки должны
быть разработаны мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных
недостатков и нарушений. Выполнение мероприятий в установленные
сроки должно контролироваться руководителем службы учета и контроля
ЯМ организации.
101. Персонал, осуществляющий учет и контроль ядерных
материалов, должен проходить подготовку, переподготовку и проверку
знаний федеральных норм и правил в области использования атомной
энергии, технологических регламентов, требований технологических
процессов выполнения работ, должностных и производственных
инструкций в области учета и контроля ядерных материалов<1>.
_____________
<1> Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2011 N 35-ФЗ
"Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо
радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в
области использования атомной энергии".
____________
Приложение N 1
к Правилам
Список сокращений
ВОУ - высокообогащенный уран
ЗБМ - зона баланса материалов
ЗО - зона отчетности
ЗРИ - закрытый радионуклидный источник
ИР - инвентаризационная разница
КТИ - ключевая точка измерений
МБО - материально-балансовый отчет
МБП - межбалансовый период
МВИ - методика выполнения измерений
НОУ - низкообогащенный уран
ОИК - отчет об изменении инвентарного количества
РИ - радионуклидный источник
РАО - радиоактивные отходы
РВ - радиоактивное вещество
СКД - средство контроля доступа
СНК - список наличного количества
СО - специальный отчет
СФНК - список фактически наличного количества
УЕ - учетная единица
ЯМ - ядерные и специальные неядерные материалы
_____________
Приложение N 2
к Правилам
Термины и определения
В целях настоящего документа используются следующие термины и
определения:
Арбитражные (проверочные) измерения - измерения количественных
характеристик ЯМ, УЕ, которые проводятся в случае обнаружения
аномалий.
Атрибутивные признаки - признаки объекта, допускающие их
проверку средствами визуального и (или) инструментального контроля.
Вид ядерных материалов - совокупность ЯМ, параметры которых
находятся в области, устанавливаемой Госкорпорацией "Росатом" и
(или) эксплуатирующей организацией.
Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20% по
изотопу урана-235.
Документально зарегистрированное количество ядерного
материала - значение количества ЯМ, находящегося в данное время в
ЗБМ, ЗО организации, определенное по имеющимся учетным данным.
Закрытый радионуклидный источник - источник ионизирующего
излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в
нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и
износа, на которые он рассчитан.
Ключевая точка измерений - место в ЗБМ, где проводятся учетные
и (или) подтверждающие измерения.
Межбалансовый период - промежуток времени между двумя
последовательными физическими инвентаризациями.
Нарушения в учете и контроле ядерных материалов - ошибки в
учетных и/или отчетных документах, не приведшие к аномалиям в учете
и контроле ЯМ; повреждения пломб; несоответствие атрибутивных
признаков УЕ зарегистрированным данным; несоответствие порядка
производства, использования, передач ЯМ, размещения УЕ требованиям
нормативных документов.
Низкообогащенный уран - уран с обогащением, большим 0,73%, но
менее 20% по изотопу урана-235.
Оперативно-технический учет - учет продуктов в технологическом
процессе, основанный на измерениях отдельных параметров продуктов,
контроле их переработки и передач в процессе технологических
операций между исполнителями работ.
Отчетные данные - данные о продуктах и ЯМ, непосредственно
(без пересчета) используемые для составления отчетных документов
ЗБМ, ЗО организации.
Партия материала (учетная партия) - совокупность (порция) ЯМ
(продукта), содержащаяся в одной или нескольких УЕ, технологическом
оборудовании, количественный и (или) качественный состав которого в
целях учета и контроля определен на основании единого набора данных
и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах.
Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых
используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных
УЕ, партий ЯМ.
Потери ядерных материалов - уменьшение количества ЯМ в ЗБМ,
обусловленное сбросами и выбросами жидких и газообразных продуктов,
потерями продуктов в результате аварий, утрат.
Средства контроля доступа - технические средства,
предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия,
использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа
к ЯМ. Подразделяются на системы наблюдения и пломбы.
Учетная единица - объект, содержащий ЯМ, имеющий
индивидуальный атрибутивный признак или индивидуальную совокупность
атрибутивных признаков, параметры которого зарегистрированы в
учетных документах, а целостность подтверждена мерами контроля
доступа с момента регистрации учетных данных.
Учетные данные - параметры продуктов, ЯМ, атрибутивные
признаки УЕ, используемые для сбора и хранения в рамках ведения
учета.
Учетные измерения - измерения характеристик ЯМ, продуктов,
результаты которых используются для определения данных,
регистрируемых в учетных документах.
Фактически наличное количество ядерного материала - измеренная
или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами
физической инвентаризации масса ЯМ, фактически имеющегося в наличии
в ЗБМ в данное время.
Ядерный материал в балк-форме - ЯМ, содержащийся в продукте,
не являющемся УЕ.
_____________
Приложение N 3
к Правилам
Минимальное количество ядерных материалов в организации,
начиная с которого они подлежат учету и контролю
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
| N | ЯМ | Минимальное | Наименьший |
| п/п | | количество |(младший) разряд |
| | | ЯМ | числового |
| | | | значения массы |
| | | | ЯМ в отчетных |
| | | | документах |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|1 |Плутоний |15 г |граммы |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|2 |Уран-233 |15 г |граммы |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|3 |Уран с содержанием изотопа |15 г по |граммы |
| |U-235 в уране более 0,73% |изотопу U-235| |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|4 |Нептуний-237 |15 г |граммы |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|5 |Совокупность ЯМ, |15 г по |граммы |
| |перечисленных в пп. 1-4 |сумме масс | |
| |данной таблицы |Pu, U-233, | |
| | |U-235 и | |
| | |Np-237 | |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|6 |Америций-241 |1 г |десятые доли |
| | | |грамма |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|7 |Америций-243 |1 г |десятые доли |
| | | |грамма |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|8 |Калифорний-252 |0,001 г |микрограммы |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|9 |Уран с содержанием изотопа |500 кг |килограммы |
| |U-235 в уране не более | | |
| |0,73% | | |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|10 |Торий |500 кг |килограммы |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|11 |Литий-6 |1 кг |десятые доли |
| | | |килограмма |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|12 |Тритий, за исключением |0,2 г |сотые доли |
| |трития, содержащегося в | |грамма |
| |тяжелой воде | | |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
|13 |Дейтерий, за исключением |200 кг |десятые доли |
| |дейтерия, содержащегося в |атомов |килограмма |
| |тяжелой воде, применяемой |дейтерия | |
| |в ядерных реакторах, | | |
| |критических и | | |
| |подкритических стендах, а | | |
| |также в установках по | | |
| |получению и детритизации | | |
| |тяжелой воды | | |
|-----|---------------------------|-------------|-----------------|
_____________
Приложение N 4
к Правилам
Ядерные материалы категории 1
|----------------------|---------------------|--------------------|
| Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг, не |
| | | менее |
|----------------------|---------------------|--------------------|
|Металлические |Pu (здесь и далее, |2 |
|продукты: |если не оговорено |по сумме масс Pu |
|металлические |иное, символом Pu |и U-233 |
|изделия, заготовки; |обозначен плутоний | |
|слитки, крупка, их |любого состава с | |
|сплавы и смеси; |содержанием Pu-238 | |
|топливные элементы |не более 60%), U-233 | |
|и сборки, содержащие |---------------------|--------------------|
|металлическое и |ВОУ |5 |
|интерметаллидное | |по изотопу U-235 |
|топливо; |---------------------|--------------------|
|бракованные изделия |смесь, совокупность |2 |
|и отходы, |Pu, U-233, ВОУ и |по сумме масс Pu, |
|перерабатываемые |других ЯМ |U-233, U-235, |
|путем переплавки | |Np-237, Am, Cf |
|без растворения | | |
|----------------------|---------------------|--------------------|
|Продукты с высоким |Pu, U-233 |6 |
|содержанием ЯМ: | |по сумме масс Pu |
|карбиды, оксиды, | |и U-233 |
|хлориды, нитриды, |---------------------|--------------------|
|фториды, их |ВОУ |20 по изотопу U-235 |
|сплавы и смеси; |---------------------|--------------------|
|топливные элементы |смесь, совокупность |6 |
|и сборки, |Pu, U-233, ВОУ и |по сумме масс Pu, |
|содержащие топливо |других ЯМ |U-233, U-235, |
|из вышеупомянутых | |Np-237, Am, Cf |
|соединений; | | |
|другие продукты с | | |
|концентрацией | | |
|(содержанием) ЯМ не | | |
|менее 25 г/л (25 г/кг)| | |
|----------------------|---------------------|--------------------|
____________
Приложение N 5
к Правилам
Ядерные материалы категории 2
|--------------------|---------------------|----------------------|
| Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг |
|--------------------|---------------------|----------------------|
|Металлические |Pu, U-233 |>= 0,5, |
|продукты: | |но < 2 по сумме |
|металлические | |масс Pu и U-233 |
|изделия, заготовки; |---------------------|----------------------|
|слитки, крупка, их |ВОУ |>= 1, но < 5 по |
|сплавы и смеси; | |изотопу U-235 |
|топливные элементы |---------------------|----------------------|
|и сборки, |смесь, совокупность |>= 0,5, |
|содержащие |Pu, U-233, ВОУ и |но < 2 по сумме |
|металлическое и |других ЯМ |масс Pu, U-233, |
|интерметаллидное | |U-235, Np-237, |
|топливо; | |Am, Cf |
|бракованные изделия | | |
|и отходы, | | |
|перерабатываемые | | |
|путем переплавки | | |
|без растворения | | |
|--------------------|---------------------|----------------------|
|Продукты с высоким |Pu, U-233 |>= 2, |
|содержанием ЯМ: | |но < 6 по сумме масс |
|карбиды, оксиды, | |Pu и U-233 |
|хлориды, нитриды, |---------------------|----------------------|
|фториды, их сплавы |ВОУ |>= 6, |
|и смеси; | |но < 20 по |
|топливные элементы | |изотопу U-235 |
|и сборки, |---------------------|----------------------|
|содержащие топливо |смесь, совокупность |>= 2, |
|из вышеупомянутых |Pu, U-233, ВОУ и |но < 6 по сумме |
|соединений; |других ЯМ |масс Pu, U-233, |
|другие продукты с | |U-235, Np-237, Am, |
|концентрацией | |Cf |
|(содержанием) ЯМ | | |
|не менее 25 г/л | | |
|(25 г/кг) | | |
|--------------------|---------------------|----------------------|
|Продукты с низким |Pu, U-233 |>= 16 |
|содержанием ЯМ: | |по сумме масс |
|продукты, требующие | |Pu и U-233 |
|сложной обработки; |---------------------|----------------------|
|продукты с |ВОУ |>= 50 |
|концентрацией | |по изотопу U-235 |
|(содержанием) ЯМ |---------------------|----------------------|
|от 1 до 25 г/л |смесь, совокупность |>= 16 |
|(от 1 до 25 г/кг) |Pu, U-233, ВОУ и |по сумме масс |
| |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, |
| | |Np-237, Am, Cf |
|--------------------|---------------------|----------------------|
____________
Приложение N 6
к Правилам
Ядерные материалы категории 3
|--------------------|----------------------|---------------------|
| Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг |
|--------------------|----------------------|---------------------|
|Металлические |Pu, U-233 |>= 0,2, |
|продукты: | |но < 0,5 по сумме |
|металлические | |масс Pu и U-233 |
|изделия, заготовки; |----------------------|---------------------|
|слитки, крупка, их |ВОУ |>= 0,5, но < 1 по |
|сплавы и смеси; | |изотопу U-235 |
|топливные элементы |----------------------|---------------------|
|и сборки, |смесь, совокупность |>= 0,2, |
|содержащие |Pu, U-233, ВОУ и |но < 0,5 по сумме |
|металлическое и |других ЯМ |масс Pu, U-233, |
|интерметаллидное | |U-235, Np-237, Am, Cf|
|топливо; | | |
|бракованные изделия | | |
|и отходы, | | |
|перерабатываемые | | |
|путем переплавки | | |
|без растворения | | |
|--------------------|----------------------|---------------------|
|Продукты с высоким |Pu, U-233 |>= 0,5, |
|содержанием ЯМ: | |но < 2 по сумме |
|карбиды, оксиды, | |масс Pu и U-233 |
|хлориды, нитриды, |----------------------|---------------------|
|фториды, их сплавы |ВОУ |>=2, |
|и смеси; | |но <= 6 по изотопу |
|топливные элементы | |U-235 |
|и сборки, |----------------------|---------------------|
|содержащие топливо |смесь, совокупность |>= 0,5, |
|из вышеупомянутых |Pu, U-233, ВОУ и |но < 2 по сумме масс |
|соединений; |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, |
|другие продукты с | |Np-237, Am, Cf |
|концентрацией | | |
|(содержанием) | | |
|ЯМ не менее | | |
|25 г/л (25 г/кг) | | |
|--------------------|----------------------|---------------------|
|Продукты с низким |Pu, U-233 |>= 3, но < 16 по |
|содержанием ЯМ: | |но < 16 по сумме масс|
|продукты, требующие | |Pu и U-233 |
|сложной обработки; |----------------------|---------------------|
|продукты с |ВОУ |>= 8, но < 50 по |
|концентрацией | |изотопу U-235 |
|(содержанием) ЯМ от |----------------------|---------------------|
|1 до 25 г/л (от 1 |смесь, совокупность |>= 3, |
|до 25 г/кг) |Pu, U-233, ВОУ и |но < 16 по сумме масс|
| |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, |
| | |Np-237, Am, Cf |
|--------------------|----------------------|---------------------|
___________
Приложение N 7
к Правилам
Ядерные материалы категории 4
|--------------------|----------------------|---------------------|
| Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг, не |
| | | более |
|--------------------|----------------------|---------------------|
|Металлические |Pu, U-233 |0,2 |
|продукты: | |по сумме масс Рu и |
|металлические | |U-233 |
|изделия, заготовки; |----------------------|---------------------|
|слитки, крупка, их |ВОУ |0,5 |
|сплавы и смеси; | |по изотопу U-235 |
|топливные элементы |----------------------|---------------------|
|и сборки, |смесь, совокупность |0,2 |
|содержащие |Рu, U-233, ВОУ и |по сумме масс |
|металлическое и |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, |
|интерметаллидное | |Np-237, Am, Cf |
|топливо; | | |
|бракованные изделия | | |
|и отходы, | | |
|перерабатываемые | | |
|путем переплавки | | |
|без растворения | | |
|--------------------|----------------------|---------------------|
|Продукты с высоким |Pu, U-233 |0,5 |
|содержанием ЯМ: | |по сумме масс Рu и |
|карбиды, оксиды, | |U-233 |
|хлориды, нитриды, |----------------------|---------------------|
|фториды, их сплавы |ВОУ |2 |
|и смеси; | |по изотопу U-235 |
|топливные элементы |----------------------|---------------------|
|и сборки, |смесь, совокупность |0,5 |
|содержащие топливо |Рu, U-233, ВОУ и |по сумме масс |
|из вышеупомянутых |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, |
|соединений; | |Np-237, Am, Cf |
|другие продукты с | | |
|концентрацией | | |
|(содержанием) ЯМ не | | |
|менее 25 г/л | | |
|(25 г/кг) | | |
|--------------------|----------------------|---------------------|
|Продукты с низким |Pu, U-233 |3 |
|содержанием ЯМ: | |по сумме масс Рu |
|продукты, требующие | |и U-233 |
|сложной обработки; |----------------------|---------------------|
|продукты с |ВОУ |8 |
|концентрацией | |по изотопу U-235 |
|(содержанием) ЯМ от |----------------------|---------------------|
|1 до 25 г/л (от |смесь, совокупность |3 |
|1 до 25 г/кг) |Рu, U-233, ВОУ и |по сумме масс Pu, |
| |других ЯМ |U-233, U-235, |
| | |Np-237, Am, Cf |
|--------------------|----------------------|---------------------|
|Все другие продукты, включая: |суммарная масса |
|продукты, содержащие Pu, U-233, ВОУ с |всех ЯМ не менее |
|концентрацией (содержанием) менее |минимальных |
|1 г/л (1 г/кг); |количеств, |
|любые соединения урана с содержанием |приведенных в табл. |
|U-235 в уране менее 20%; |приложения N 3 |
|любые продукты, создающие мощность | |
|поглощенной дозы на расстоянии 1 м | |
|без защиты не менее | |
|1 Гр/ч = 100 рад/ч; | |
|любые соединения: | |
|Рu с содержанием изотопа Рu-238 более | |
|60%, тория, нептуния-237, | |
|америция-241, америция-243 и | |
|калифорния-252; | |
|специальные неядерные материалы и | |
|любые их соединения | |
|-------------------------------------------|---------------------|
__________
Приложение N 8
к Правилам
Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового
количества ядерных материалов для расчета объема
выборки подтверждающих измерений
при отсутствии показаний средств контроля доступа
о несанкционированном доступе
|--------------------------------|--------------------------------|
| Объем применения СКД к ЯМ | Вероятность обнаружения, %, |
| | не менее |
| |---------------|----------------|
| | для категорий | для категории |
| | 1, 2, 3 | 4 |
|--------------------------------|---------------|----------------|
|Только пломбы на УЕ |50 |30 |
|--------------------------------|---------------|----------------|
|Только система наблюдения за ЯМ |50 |30 |
|--------------------------------|---------------|----------------|
|Пломбы и одно СКД другого вида |25 |9 |
|--------------------------------|---------------|----------------|
|Пломбы и одновременно (n-1) | n | n |
|разнообразных СКД |100 (0,5) |100 (0,3) |
|--------------------------------|---------------|----------------|
Системы наблюдения за ЯМ включают:
автоматизированные технические системы, устройства (мониторы
для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения, датчики
контроля вскрытия дверей, люков, аварийные сигнализаторы);
технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с
фиксацией происходящих событий.
Результаты показаний элементов системы наблюдения должны быть
оформлены документально и представлены инвентаризационной комиссии.
Если ЯМ представлены в форме УЕ, целостность которых при
нахождении в ЗБМ на МБП обеспечена их конструкцией (например,
неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ЯМ,
покрытые оболочками, в результате чего ЯМ не могут быть извлечены
из них без нарушения целостности оболочек) и может быть
подтверждена (визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или
ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ЯМ при
расчете объема выборки подтверждающих измерений используются
параметры обнаружения, аналогичные применяемым к УЕ, которые
оснащены пломбами.
__________