Расширенный поиск

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.04.2012 № 255

 

П Р И К А З Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" Зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г. Регистрационный N 25210 В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385), приказываю: Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12). Руководитель Н.Г.Кутьин _____________ Приложение ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" НП-030-12 I. Назначение и область применения 1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6078; 2009, N 29, ст. 3642; 2010, N 23, ст. 2789; N 48, ст. 6246; 2011, N 1, ст. 49; N 29, ст. 4281, 4291; N 30, ст. 4591, 4596; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025), Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2011, N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7025), Федеральным законом от 8 марта 2011 г. N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 11, ст. 1504; N 49, ст. 7025), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 19, ст. 2188; 2009, N 18, ст. 2248; 2011, N 7, ст. 979). 2. Настоящие Правила устанавливают основные принципы, требования и критерии государственного учета и контроля (далее - учет и контроль) ЯМ и специальных неядерных материалов (далее - ядерные материалы) в любых химических соединениях и физических формах. 3. Список сокращений, применяемых в настоящих Правилах, приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2. II. Общие положения Структура государственного учета и контроля ядерных материалов 4. Учет и контроль ЯМ должны осуществляться: в ЗБМ организации; в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, в эксплуатирующих организациях (далее - организации); Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" (далее - Госкорпорация "Росатом"). 5. Государственный учет и контроль ЯМ включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений характеристик ЯМ, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ЯМ в местах их нахождения<1>. _____________ <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов". Принципы государственного учета и контроля ядерных материалов 6. ЯМ в организации подлежат учету и контролю начиная с минимального количества, установленного п. 26 настоящих Правил. 7. Учет и контроль ЯМ при экспорте/импорте должны осуществляться в соответствии с настоящими Правилами. 8. ЯМ в ЗБМ должны классифицироваться по категориям в целях обеспечения дифференцированного подхода к определению процедур и методов учета и контроля ЯМ. 9. Организации должны устанавливать ЗБМ в пределах пункта хранения ЯМ или ядерной установки. 10. В каждой ЗБМ должны быть определены КТИ ЯМ. 11. К объектам с ЯМ (например, УЕ, технологическому оборудованию, помещениям) должны применяться СКД. 12. Учет ЯМ должен основываться на результатах учетных измерений параметров (характеристик) ЯМ, а также различных соединений, смесей, сплавов и изделий, УЕ, содержащих ЯМ, а также ЯМ в виде простых веществ (далее - продукты), регистрации результатов измерений в качестве учетных данных. Допускается: применение расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных исследований; использование учетных данных, указанных в документах, подготовленных организацией-отправителем для УЕ, если отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ подтверждается надлежащим состоянием примененных СКД и (или) подтверждающими измерениями, визуальным контролем состояния УЕ. 13. Массы ЯМ в продуктах, находящихся в ядерном реакторе, в целях учета допускается принимать неизменными с момента загрузки в реактор до момента выгрузки из него облученных продуктов. 14. Документально зарегистрированное количество ЯМ, находящихся в каждой ЗБМ, должно определяться в течение МБП на основании результатов измерений поступивших и отправленных продуктов и (или) с использованием расчетных методов оценки количества и состава продуктов, контролироваться путем оперативно-технического учета и проверок УЕ по атрибутивным признакам, периодических сверок паспортов, сертификатов, журналов, содержащих учетные данные, необходимые для формирования отчетных документов (далее - учетные документы), а также и отчетных документов. Фактически наличное количество ЯМ должно определяться при проведении физической инвентаризации. Физической инвентаризации подлежат все ЯМ, находящиеся в ЗБМ. В процессе физических инвентаризаций ЯМ выполняются проверки данных учета, атрибутивных признаков, измерения параметров (характеристик) ЯМ. По завершении физической инвентаризации в ЗБМ должен подводиться баланс ЯМ, определяться ИР и ее погрешность в ЗБМ для каждого ЯМ. 15. Выводы об установлении факта аномалии в учете и контроле ЯМ должны делаться на основании результатов определения и анализа значений: документально зарегистрированного и фактически наличного количества УЕ, ЯМ; значений ИР и ее погрешности; расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений параметров (характеристик) продуктов, ЯМ; расхождений данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве УЕ, ЯМ. 16. Отчеты организаций в области учета и контроля ЯМ должны представляться по формам, в порядке и с периодичностью, введенными в действие в системе государственного учета и контроля ЯМ. 17. Исправление учетных данных допускается только путем внесения изменений в учетные документы в соответствии с установленным в организации порядком, с указанием даты и лица, внесшего изменения, и возможностью прочтения ошибочно сделанной записи. 18. В случае исправления отчетных данных предоставляются новые отчетные документы. III. Общие требования государственного учета и контроля ядерных и специальных неядерных материалов Ядерные и специальные неядерные материалы, подлежащие учету и контролю 19. Учету и контролю в качестве ЯМ подлежат следующие химические элементы: плутоний, уран, торий; нуклиды: уран-233, уран-235, нептуний-237, америций-241, америций-243, калифорний-252 и специальные неядерные материалы: дейтерий, содержащийся в тяжелой воде, если его относительное изотопное содержание превышает 50% (атомных долей), за исключением дейтерия, содержащегося в тяжелой воде, находящейся в ядерных реакторах, критических и подкритических стендах, а также на установках по получению и детритизации тяжелой воды; тритий во всех соединениях, если отношение числа атомов трития к числу атомов других изотопов водорода (дейтерия и протия) более 1000; литий-6 в любых соединениях, если содержание лития-6 в литии превышает его природную распространенность. ЯМ, указанные в настоящем пункте, подлежат учету и контролю независимо от вида химических соединений и агрегатного состояния. 20. Учету и контролю подлежат ЯМ, содержащиеся во всех продуктах, за исключением: урана и тория, содержащихся в руде, а также в промежуточных продуктах, перерабатываемых на горно-металлургических предприятиях (учету на этих предприятиях подлежат уран и торий, содержащиеся в готовом продукте - оксиде или соли урана, тория); ЯМ, содержащихся в ЗРИ, если по паспортным данным суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ не превышает минимального количества, указанного в приложении N 3 к настоящим Правилам; обедненного урана, используемого в качестве носителя изотопов водорода, а также содержащегося в защитных контейнерах транспортных упаковочных комплектов, радиационных головках гамма-дефектоскопов, облучательных головках гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнерах и других подобных им специфических изделиях, применяемых для радиационной защиты; урана-233, нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252 в облученных продуктах, а также америция-241 в плутонийсодержащих продуктах (указанные ЯМ подлежат учету после их выделения); ЯМ, содержащихся в РАО и находящихся в хранилищах РАО, из которых невозможно их возвращение в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий. Постановка на учет и снятие с учета ядерных и специальных неядерных материалов 21. Снятию с учета подлежат: ЯМ, используемые для разработки, изготовления и испытаний компонентов ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, а также переданные организации (получателю) в составе ядерных энергетических установок военного назначения; ЯМ, использованные для изготовления открытых РИ и ЗРИ после оформления паспорта или иного документа, удостоверяющего качество и характеристики РИ, и передачи РИ из ЗБМ на склад готовой продукции или организации-получателю, если суммарная масса ЯМ в единичном ЗРИ или в совокупности во всех передаваемых открытых РИ не превышает минимального количества, указанного в приложении N 3 к настоящим Правилам; ЯМ, содержащиеся в используемом в качестве носителя изотопов водорода обедненном уране; в обедненном уране, использованном для изготовления защитных контейнеров транспортных упаковочных комплектов, радиационных головок гамма-дефектоскопов, облучательных головок гамма-терапевтических аппаратов, транспортно-перезарядных контейнеров и других подобных им специфических изделий, предназначенных для радиационной защиты после того, как они были изготовлены, паспортизованы, оформлены в виде УЕ в ЗБМ и переданы на склад готовой продукции или организации-получателю; ЯМ, содержащиеся в РАО, из которых невозможно возвращение ЯМ в основной технологический процесс без специальных организационно-технических мероприятий, с момента передачи этих РАО из ЗБМ в хранилища РАО. 22. ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации, а также изъятия из незаконного оборота. Постановку ЯМ на учет и снятие с учета организации производят в соответствии с настоящими Правилами. 23. Плутоний, образовавшийся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, ставится на государственный учет после выгрузки продуктов из ядерного реактора, при помещении облученных продуктов в хранилище или в место хранения вне активной зоны реактора. Тогда же уран и уран-235, выгоревшие в реакторе, должны сниматься с учета. Массы плутония, урана и урана-235 определяются уполномоченными специалистами организации, эксплуатирующей реактор, с помощью аттестованных расчетных методик и (или) программных средств. 24. ЯМ должны быть сняты с учета в ЗБМ в случаях, предусмотренных в п. 21 настоящих Правил, а также после их передачи в другую ЗБМ той же организации или в другую организацию. 25. ЯМ, содержащиеся в продуктах, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, топливных элементов ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет при передаче этих продуктов для использования в мирных целях. ЯМ, содержащиеся в облученных тепловыделяющих сборках ядерных энергетических и исследовательских установок военного назначения, должны быть поставлены на учет после их получения в организации, принявшей сборки, от организации, эксплуатирующей реактор. 26. ЯМ, находящиеся в обращении в организации, получаемые или отправляемые организацией, подлежат учету и контролю в системе учета и контроля ЯМ, если сумма значений масс ЯМ, находящихся в организации, в течение любого 12-месячного периода равна минимальному количеству, указанному в приложении N 3 к настоящим Правилам, или превышает его. Если организация осуществляет обращение с продуктами, содержащими несколько различных ЯМ или смесь ЯМ, то требования настоящих Правил распространяются на них в случае превышения массы хотя бы для одного из ЯМ соответствующего минимального количества, приведенного в приложении N 3 к настоящим Правилам. Если вышеупомянутые значения масс менее минимального количества, то такие ЯМ подлежат учету и контролю в системе государственного учета и контроля РВ и РАО. Категории ядерных материалов 27. Категории ЯМ в ЗБМ должны устанавливаться в соответствии с приложениями N 4-7 к настоящим Правилам. 28. Если в ЗБМ находятся различные ЯМ, различные продукты, то при определении категории ЯМ в ЗБМ следует исходить из их суммарной массы во всех продуктах и указанных в приложениях N 4-7 к настоящим Правилам количественных пределов масс ЯМ тех продуктов, которые попадают в категорию с меньшим номером. Зоны баланса материалов и ключевые точки измерений 29. ЗБМ следует организовывать с учетом следующих требований: масса ЯМ, поступающего в ЗБМ и отправляемого из ЗБМ, должна определяться на основе измеренных параметров (характеристик) продуктов, ЯМ (кроме случаев, когда допускается применение расчетных методик, действующих в организации), а также результатов полного пересчета и идентификации УЕ, тары, в которой находится ЯМ, по данным сопроводительной документации, паспортным данным ЯМ; должно быть обеспечено прекращение технологических операций при проведении физических инвентаризаций ЯМ в ЗБМ, в том числе отправка ЯМ из ЗБМ и получение ЯМ из других ЗБМ, формирование новых УЕ, за исключением участков производств, использующих непрерывную технологию переработки продуктов; должны быть выделены в отдельные ЗБМ пункты хранения ЯМ в виде стационарных объектов и сооружений, являющиеся структурными подразделениями организации; суда с ядерными энергетическими установками; плавучие и береговые хранилища ядерного топлива судов; реакторные установки с бассейнами выдержки облученных тепловыделяющих сборок; при организации ЗБМ должны быть предусмотрены организационные и (или) технические меры, предотвращающие возможность перемещений ЯМ за пределы ЗБМ, минуя КТИ. 30. Выбор КТИ в ЗБМ должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить контроль передач ЯМ в/из ЗБМ и определение их фактически наличного количества в ЗБМ. 31. Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ. 32. Учет и контроль ЯМ должны поддерживаться мерами по сохранению и (или) подтверждению имеющейся информации о ЯМ. Эти меры должны включать организационные мероприятия, СКД, а также их комбинации и обеспечивать непрерывный контроль доступа к ЯМ. Учет и контроль ЯМ должны поддерживаться также физической защитой ЯМ, ядерных установок и пунктов хранения ЯМ, включая контроль доступа персонала в помещения, где находятся ЯМ. 33. В местах доступа в помещения, камеры, боксы, на контейнеры и другое оборудование, где имеются ЯМ, устанавливаются идентифицируемые устройства одноразового действия, обеспечивающие защиту объекта от несанкционированного доступа путем индикации вмешательства и сдерживания в определенных пределах от проникновения (далее - пломбы), удовлетворяющие национальным стандартам. Для контроля доступа к УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, при отправке УЕ из ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, хранении более одной смены УЕ в ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2 должны применяться пломбы с уникальными идентификационными признаками. Пломбы не устанавливаются на УЕ, из которых ЯМ не могут быть извлечены без нарушения целостности УЕ и целостность которых обеспечена их конструкцией и может быть подтверждена визуальным или инструментальным контролем. 34. В промежутках между инвентаризациями ЯМ необходимо выполнять выборочный контроль установленных пломб в ЗБМ. При определении объема случайной выборки необходимо исходить из требования подтверждения с доверительной вероятностью, равной 0,95, нахождения в надлежащем состоянии не менее 95% пломб. Результаты контроля должны регистрироваться документально. 35. Применение пломб и обращение с пломбами в организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка подлинности и утилизация снятых или недоброкачественных пломб) должны осуществляться в соответствии с установленными организацией процедурами, удовлетворяющими национальным стандартам. Данные процедуры должны быть отражены в программе применения пломб в организации, утвержденной руководителем организации. 36. Доступ в помещения ЗБМ с ЯМ категорий 1 и 2, где хранятся ЯМ, и любые работы с этими ЯМ в хранилищах должны выполняться не менее чем двумя лицами, допущенными к работе с ЯМ. IV. Организация измерений ядерных материалов 37. Для каждой ЗБМ должна быть разработана программа измерений, включающая или содержащая ссылки на соответствующие документы: перечни КТИ, МВИ, стандартных образцов, средств измерений с указанием наименования и типа средства, процедур пробоотбора; сведения о периодичности проведения измерений, точности измерений, необходимой для выполнения требований и критериев, установленных в нормативных правовых актах Российской Федерации и в документах организации. В программе должны быть также указаны сроки составления и формы документов, в которых регистрируются результаты измерений. Программа должна утверждаться руководителем организации. Программа должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет. Допускается оформление одной программы, содержащей необходимые данные и ссылки на документы организации, для нескольких или всех ЗБМ организации. 38. Измерения в области использования атомной энергии входят в сферу государственного регулирования обеспечения единства измерений. Особенности обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации<1>. Методики (методы) и стандартные образцы для измерений, внесенных в единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений<2> в области использования атомной энергии, должны быть разработаны, аттестованы и оформлены в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации. _____________ <1> Статья 1 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". <2> Пункт 2 статьи 20 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". 39. Расчетные методики, используемые для расчета количества ЯМ, должны быть оформлены в виде инструкций и содержать значение, порядок оценки погрешности результатов расчета по методике. 40. Средства измерений должны поверяться (калиброваться) в соответствии со стандартами в области метрологии. 41. В каждой организации должен осуществляться контроль качества измерений ЯМ, в том числе должны быть установлены процедуры проведения внутреннего контроля качества измерений. 42. В каждой организации должны быть назначены должностное лицо или лица, ответственные за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля. 43. Документирование результатов измерений должно осуществляться в соответствии с требованиями действующих стандартов в области метрологии. V. Передача ядерных материалов Общие требования 44. Передача ЯМ между организациями должна сопровождаться оформлением: предварительных уведомлений организации-получателя о планируемой дате отправки груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта), подписанных руководителем организации-отправителя, или планов, графиков поставки, подписанных как руководителем организации-отправителя, так и руководителем организации-получателя; предварительных уведомлений структурного подразделения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего надзор за организацией-отправителем, о планируемой отправке груза с указанием способа транспортировки (вида транспорта); приходно-расходной и сопроводительной документации. 45. Передача ЯМ между ЗБМ организации должна осуществляться на основании документов (графиков, накладных), утвержденных руководителем организации и подписанных уполномоченными лицами ЗБМ-отправителя и ЗБМ-получателя. При передаче проб продуктов внутри организации допускается указывать в учетных документах только массу или объем продукта в пробе. Параметры (характеристики) продукта, масса ЯМ в пробе документируются после проведения анализа пробы. 46. В сопроводительных документах должны быть указаны типы и идентификационные признаки УЕ и пломб, значения массы брутто УЕ и другие необходимые данные. В паспортах УЕ, партии материала должны быть указаны количественные параметры (характеристики) УЕ, продуктов, массы ЯМ в каждой УЕ, а также приведена погрешность массы брутто УЕ. 47. При получении УЕ в ЗБМ организации-получателя должны быть выполнены следующие процедуры: внешний осмотр и проверка количества УЕ, контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ, определение соответствия идентификационных признаков УЕ, пломб и мест размещения УЕ в транспортном средстве данным, указанным в сопроводительных документах; подтверждающие измерения. 48. Вид и объем подтверждающих измерений УЕ должны определяться организацией, выполняющей эти измерения, исходя из: вида ЯМ; количества ЯМ; передаваемых ЯМ, продуктов; типа тары и пломб; погрешностей измерений. Документирование получения и отправления ядерных материалов при их передаче между организациями 49. При получении ЯМ получателем в течение трех рабочих дней должны быть выполнены процедуры, установленные п. 47 настоящих Правил. Если при выполнении данных процедур не обнаружено аномалий и (или) нарушений в учете и контроле ЯМ, то должны быть произведены приемка на ответственное хранение и постановка на учет УЕ по данным сопроводительных документов. Приемка и постановка на учет ЯМ получателем должны быть произведены не позднее 10 суток после получения ЯМ, паспортов (формуляров, сертификатов) на них и выполнения подтверждающих измерений, если не превышены пределы допускаемых расхождений данных отправителя и получателя о ЯМ. 50. При отправлении ЯМ отправитель производит снятие их с учета после получения от получателя оформленного в установленном порядке акта приемки ЯМ или подтвержденной доверенностью получателя подписи уполномоченного представителя в накладной. Оценка расхождений данных отправителя и получателя 51. Расхождения данных отправителя и получателя о массе УЕ и (или) ЯМ при их передаче должны определяться как разница между значениями масс, указанных отправителем (паспортных данных) и полученных путем измерений получателем. Если результаты согласуются (расхождения данных отправителя и получателя находятся в интервале, соответствующем доверительной вероятности 0,99 (здесь доверительные вероятности задаются для двусторонних доверительных интервалов) с учетом погрешностей измерений отправителя и получателя), то ЯМ должны быть поставлены на учет получателем по данным отправителя. Если результаты не согласуются, то проводится оценка значимости систематических расхождений данных отправителя и получателя на уровне доверительной вероятности 0,99. 52. При обнаружении статистически значимого расхождения данных отправителя и получателя, а также несоответствия фактических данных данным сопроводительных документов получатель должен проинформировать отправителя о наличии такого расхождения и подготовить СО о факте аномалии с учетом требований п. 85 настоящих Правил. Отправитель и получатель совместно должны принять меры по выявлению причин расхождений. При этом до получения согласованных данных по ЯМ, содержащимся в УЕ, по которой были обнаружены несоответствия, эти ЯМ должны состоять на учете у отправителя. Ответственность за сохранность таких ЯМ несет получатель. В случае принятия решения о необходимости проведения арбитражных измерений они должны быть выполнены независимой лабораторией, аккредитованной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. VI. Физическая инвентаризация, подведение материального баланса и оценка инвентаризационной разницы ядерных материалов в зоне баланса материалов Общие требования 53. Физическая инвентаризация должна проводиться в целях: определения фактически наличного количества ЯМ в ЗБМ; установления соответствия фактических параметров УЕ существующим учетным данным; подведения баланса ЯМ, определения ИР и ее погрешности; проверки ведения учета и контроля ЯМ. Физическая инвентаризация может быть первичной, плановой и внеплановой. 54. Физическая инвентаризация должна осуществляться в соответствии с методиками и инструкциями, действующими в организации. 55. При физической инвентаризации должны осуществляться: подготовка к физической инвентаризации; составление СНК для ЗБМ на дату инвентаризации; проверка соответствия данных СНК и данных учетных документов; проверка состояния пломб, анализ данных других СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ; учетные и (или) подтверждающие измерения, проверка атрибутивных признаков; оценка значений количеств неизмеренных потерь ЯМ и их погрешностей в соответствии с установленными в организации методиками; составление инвентаризационной комиссией СФНК, сверка данных СФНК с данными СНК; определение значений ИР и ее погрешности для каждого ЯМ. 56. Физическая инвентаризация должна завершаться подведением баланса для каждого ЯМ в ЗБМ за МБП, определением ИР и ее погрешности с последующим статистическим анализом значимости ИР в соответствии с критериями, установленными в пунктах 69 и 70 настоящих Правил. ИР данного ЯМ в ЗБМ определяется с помощью уравнения: ИР = ФК - ДК = ФК - (НК + УВ - УМ), где: ФК - фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ, определенное в результате данной физической инвентаризации; ДК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало инвентаризации (конец данного МБП); УВ - документально зарегистрированное увеличение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех поступлений, наработок; УМ - документально зарегистрированное уменьшение количества ЯМ в ЗБМ за данный МБП в результате всех отправок из ЗБМ, ядерных превращений, потерь; НК - документально зарегистрированное количество ЯМ в ЗБМ на начало данного МБП. 57. Во время физической инвентаризации должно быть проверено наличие УЕ, наличие и состояние пломб, отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ. Во время физической инвентаризации или до нее должны быть определены массы ЯМ в продуктах (как в УЕ, так и в балк-форме). Значение массы ЯМ, а также значения погрешности определения этой величины для доверительной вероятности, равной 0,95, должны быть зафиксированы документально. Значения масс ЯМ в технологических потерях, отложениях, накоплениях, а также погрешности этих значений должны быть определены на основании МВИ или расчетных методик, действующих в организации. Значения погрешности определения параметров (характеристик) ЯМ используются для определения погрешности ИР, оценки значимости расхождений результатов учетных и подтверждающих измерений. 58. Ранее определенные значения масс ЯМ допускается использовать в качестве учетных и отчетных данных (при физических инвентаризациях, передачах ЯМ, составлении отчетов) только в тех случаях, когда их достоверность была подтверждена данными СКД, визуальным контролем состояния УЕ и (или) подтверждающими измерениями. 59. Объем подтверждающих измерений должен определяться в зависимости от объема применения и результатов контроля СКД, контроля состояния УЕ исходя из вероятностей обнаружения недостачи (излишка) порогового количества для каждого ЯМ. Статистически значимое расхождение между результатами учетных и подтверждающих измерений количественных параметров ЯМ, УЕ, продуктов должно устанавливаться на основании доверительной вероятности 0,99. Виды подтверждающих измерений, объем и порядок контроля состояния УЕ должны быть установлены в инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ либо в отдельно разработанной инструкции, утвержденной руководителем организации. 60. В случае обнаружения статистически значимого расхождения результатов учетных и подтверждающих измерений и (или) нарушения целостности пломб, СКД, в том числе применяемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, об этом должно быть сообщено руководителю организации, а также должны быть выяснены причины возникновения расхождения или нарушения. В случае обнаружения недостачи (излишка) следует выполнить новые учетные измерения, внести изменения в учетные документы, составить новые отчетные документы. Периодичность плановых физических инвентаризаций 61. Физические инвентаризации для каждой ЗБМ должны выполняться периодически, а МБП устанавливаться в зависимости от категории ЯМ в ЗБМ, технологических и других особенностей организации. Физические инвентаризации в ЗБМ должны быть спланированы, организованы и проведены не реже: двух календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 1); трех календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 2); шести календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 3); двенадцати календарных месяцев (для ЗБМ с ЯМ категории 4). 62. МБП для ЗБМ может быть увеличен решением Госкорпорации "Росатом" после согласования с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) на основании представленного эксплуатирующей организацией обоснования соответствия состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, а также перечисления применяемых дополнительных СКД, улучшающих сохранность ЯМ. Организация физической инвентаризации 63. Распорядительным(и) документом(ами) руководителя организации должна(ы) быть назначена(ы) инвентаризационная(ые) комиссия(ии), определены сроки подготовки и проведения инвентаризации, время, по истечении которого запрещаются любые перемещения ЯМ (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ЯМ) на период физической инвентаризации без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, а также сроки представления отчетных документов по результатам инвентаризации. 64. В организации должна быть создана центральная инвентаризационная комиссия, а в ЗБМ (подразделениях) - рабочие инвентаризационные комиссии. По решению руководителя организации допускается создание одной инвентаризационной комиссии, объединяющей функции центральной и рабочей комиссий. В составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее трех человек. В случае необходимости внесение изменений в состав инвентаризационной комиссии производится на основании распорядительного документа руководителя организации. В центральную инвентаризационную комиссию должны входить: главный инженер организации или заместитель руководителя организации (председатель); главный бухгалтер или его заместитель; представитель службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации. В состав центральной инвентаризационной комиссии могут включаться: специалисты по компьютерному учету ЯМ организации, по физическим измерениям, статистике; представители службы безопасности организации; представители отдела технического контроля; другие специалисты. 65. После завершения физической инвентаризации в ЗБМ должен быть составлен акт инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ и подведен баланс ЯМ в ЗБМ, определена и проанализирована ИР, составлены и утверждены МБО и СФНК. Акт составляется инвентаризационной комиссией и утверждается руководителем организации. В акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть отражены: результаты проверки ведения учетно-отчетной документации, проверки наличия и состояния хранения УЕ с ЯМ, а также результаты проверки состояния пломб; сведения о выполненных в ходе физической инвентаризации учетных и подтверждающих измерениях ЯМ. В акте также указываются все выявленные нарушения и аномалии в учете и контроле ЯМ (при их обнаружении), приводятся краткий анализ причин их возникновения, а также принятые в ходе инвентаризации меры по их устранению. В выводах должны быть представлены основные результаты физической инвентаризации, в том числе заключение о соответствии или несоответствии фактически наличных количеств ЯМ данным СНК и значений ИР допускаемым пределам. К акту инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ должны быть приложены протоколы всех измерений ЯМ, выполненных в ходе инвентаризации, а также особые мнения членов комиссии в случае их наличия. При проведении первичной физической инвентаризации в акте инвентаризационной комиссии по результатам физической инвентаризации ЯМ в ЗБМ не указываются величина ИР в балансе ЯМ и оценка ее допустимого значения, поскольку баланс при первичной физической инвентаризации не подводится. Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии. 66. Если в результате подведения баланса ЯМ не установлена аномалия в их учете и контроле, то зарегистрированное в СФНК количество ЯМ в ЗБМ должно использоваться в качестве документально зарегистрированного количества ЯМ в ЗБМ на начало следующего МБП. 67. Если в результате инвентаризации выявлена аномалия в учете и контроле ЯМ в данной ЗБМ, то председатель рабочей инвентаризационной комиссии должен немедленно уведомить об этом председателя центральной инвентаризационной комиссии и руководителя организации. Для подтверждения факта и выяснения причин аномалии должно быть проведено расследование, документально зарегистрировано фактически наличное количество ЯМ в ЗБМ. Критерии аномалий в учете и контроле ядерных материалов 68. Недостача (излишек) УЕ в ЗБМ, обнаруженная(ый) при проведении физической инвентаризации, является аномалией в учете и контроле ЯМ. 69. Если в течение МБП, предшествующего данной физической инвентаризации, выполнялись учетные измерения ЯМ или таковые производились в процессе физической инвентаризации, то критерием обнаружения аномалий в учете и контроле этого ЯМ является превышение модулем ИР наименьшего из значений нижеперечисленных величин: утроенной среднеквадратической погрешности определения ИР; 2% от количества данного ЯМ, которое было преобразовано и подверглось учетным измерениям в данный МБП или в процессе физической инвентаризации, - для промышленных ядерных установок; 3% от такой же величины - для исследовательских ядерных установок и заводских лабораторий; 3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2; 8 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категорий 1, 2 и 3; 50 кг - по урану-235 и 8 кг - по плутонию (для ЗБМ радиохимических заводов, в которых перерабатываются уран-плутониевые растворы); 70 кг - по урану-235 для ЗБМ, содержащих ЯМ категории 4, в продуктах с концентрацией (содержанием) ВОУ менее 1 г/л (1 г/кг), а также: любых продуктах, содержащих НОУ, природный и обедненный уран; любых продуктах, содержащих ВОУ с мощностью поглощенной дозы на расстоянии 1 м без защиты не менее 1 Гр/ч = 100 рад/ч. 70. Если в течение МБП и в процессе проведения физической инвентаризации учетные измерения данного ЯМ не выполнялись, а достоверность результатов предыдущих учетных измерений была обеспечена применением СКД, в том числе используемых в целях физической защиты помещений, в которых осуществляется обращение с ЯМ, то выводы об отсутствии аномалий в учете и контроле ЯМ должны быть сделаны на основе результатов выборочных подтверждающих измерений, а также проверки СКД. Объем случайной выборки УЕ, которые будут подвергнуты подтверждающим измерениям, определяется с помощью статистических методов исходя из значений двух параметров: порогового количества ЯМ для обнаружения их недостачи (излишка) и вероятности обнаружения недостачи (излишка) этого порогового количества. Для ЯМ категорий 1, 2 и 3 пороговое количество составляет: 3 кг - для плутония, урана-233; 8 кг - для урана-235. Для НОУ (категория 4) пороговое количество составляет 70 кг по урану-235. Если масса ЯМ в ЗБМ меньше вышеуказанного значения, то пороговое количество составляет 30% от массы данного ЯМ в ЗБМ. Для остальных ЯМ значение порогового количества составляет 5% от документально зарегистрированного наличного количества данного ЯМ в ЗБМ на момент инвентаризации. Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ЯМ для расчета объема выборки подтверждающих измерений при отсутствии показаний СКД о несанкционированном доступе приведена в приложении N 8 к настоящим Правилам. 71. Внеплановая физическая инвентаризация должна проводиться в случае изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с ЯМ, установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения ЯМ, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. VII. Учетные и отчетные документы Учетные документы 72. Учетные документы должны вестись для каждой ЗБМ и содержать данные о каждом ЯМ, включая: количество ЯМ в ЗБМ; изменения количества ЯМ в ЗБМ. 73. В учетных документах должны быть отражены все изменения количества ЯМ для каждой учетной партии, параметры (характеристики) партии и исходные данные для формирования партии; указаны даты изменения количества ЯМ, сведения об организации-отправителе и организации-получателе (при передачах ЯМ между организациями), сведения о ЗБМ-отправителе и ЗБМ-получателе (при передачах ЯМ между ЗБМ одной организации). 74. Данные, используемые для определения количественных и качественных изменений ЯМ в учетных документах, включая результаты поверки (калибровки) всех средств измерений, данные об отборе проб и о результатах их анализа, результаты контроля качества измерений, случайные и систематические погрешности измерений должны быть документированы. Отчетные документы 75. Организации должны формировать из имеющихся ЗБМ ЗО, составлять справочную информацию об организации и сформированных в ней ЗО. 76. В каждой организации на основании учетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СНК, ОИК. В каждой организации на основании отчетных документов ЗБМ должны формироваться отчетные документы ЗО: СНК ЗО, ОИК ЗО. В каждой организации по результатам физической инвентаризации ЯМ должны формироваться отчетные документы ЗБМ: СФНК, МБО. 77. Отчетные документы ЗО организации должны предоставляться в Госкорпорацию "Росатом" в формах, в порядке и в сроки, которые установлены Госкорпорацией "Росатом"<1>. Сроки представления отчетных документов ЗБМ должны обеспечивать своевременную подготовку и представление отчетных документов ЗО организации в Госкорпорацию "Росатом"<1>. _____________ <1> Подпункт 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". 78. Организация направляет отчетные документы ЗО на регулярной заранее согласованной основе в эксплуатирующую организацию, в Госкорпорацию "Росатом", в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ЯМ (ФИС). 79. СНК ЗБМ и ОИК ЗБМ должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ и изменениях инвентарных количеств ЯМ в ЗБМ. СНК ЗО и ОИК ЗО должны содержать информацию о наличном количестве ЯМ в ЗО и изменении инвентарных количеств ЯМ в ЗО. 80. По результатам физической инвентаризации в ЗБМ должны быть подготовлены СФНК и МБО ЗБМ. МБО должен быть утвержден руководителем организации. 81. В МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ЯМ должны быть отражены: начальное документально зарегистрированное количество ЯМ; увеличение и (или) уменьшение количества ЯМ за отчетный МБП; фактически наличное количество ЯМ, установленное по результатам физической инвентаризации; значение ИР и ее погрешность; предел допустимого значения модуля ИР, установленный в соответствии с п. 69 настоящих Правил. 82. Если при сравнении фактически наличного количества ЯМ с зарегистрированным в СНК наличным количеством была выявлена аномалия, то вместе с МБО ЗБМ должен быть подготовлен и представлен документ, подтверждающий обоснованность принятого значения фактически наличного количества ЯМ. 83. СФНК ЗБМ должен содержать информацию о фактически наличном количестве ЯМ в ЗБМ и должен быть составлен на дату физической инвентаризации в виде последовательных записей для каждых партии и вида ЯМ с указанием идентификационных и других характеристик для каждых партии и вида ЯМ отдельно. 84. СО должен быть составлен организацией в случае установления факта аномалии в учете и контроле ЯМ. Информация о факте аномалии должна быть незамедлительно представлена организацией в Госкорпорацию "Росатом" и в Ростехнадзор, а СО - в течение трех дней с момента установления указанного факта. 85. СО должен содержать: описание обстоятельств, события и (или) серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которых обнаружена аномалия; характеристики ЯМ; исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ; план мероприятий по исключению подобной аномалии в организации в дальнейшем. 86. Отчет о выполнении мер по устранению и предотвращению аномалий и причин их возникновения, по которым был составлен СО, должен быть представлен организацией в Госкорпорацию "Росатом" и в Ростехнадзор после проведения соответствующего расследования и принятия мер. При передачах ЯМ такой отчет направляется также организации-отправителю. 87. Отчетные документы по ЗБМ, ЗО предоставляются организацией в Ростехнадзор по запросу. VIII. Учет и контроль ядерных материалов в организациях 88. Учет и контроль ЯМ в организациях осуществляется с учетом главы V Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 "Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов". 89. В организации должно быть разработано и утверждено руководителем положение по учету и контролю ЯМ, в котором должны быть отражены: организация учета и контроля ЯМ в организации и в ЗБМ, подразделения и состав персонала, занятого учетом и контролем ЯМ, подчиненность подразделений учета и контроля ЯМ (функции, права и обязанности персонала этих подразделений должны определяться положениями о подразделениях, должностными и рабочими инструкциями); применяемые в организации нормативные правовые акты Российской Федерации в целях учета и контроля ЯМ; количество ЗБМ, ЗО, их границы и структура; применяемые в организации методики и средства измерений для учета и контроля ЯМ; применяемые в организации СКД; перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов; порядок и периодичность контроля наличия и перемещения ЯМ в ЗБМ; порядок и периодичность осуществления проверок состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ (проверки на уровне организации должны осуществляться не реже одного раза в год); порядок расследования аномалий в учете и контроле ЯМ; порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю ЯМ; порядок проведения физических инвентаризаций; порядок оперативно-технического учета; меры контроля и учета ЯМ при/после ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций. Требования и процедуры, установленные в положении (инструкции) и других документах организации, должны соответствовать требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии. 90. В организации должна быть разработана программа применения пломб, утвержденная руководителем организации. В ней должны быть установлены: типы используемых пломб; порядок (процедуры) обращения с пломбами: заказ, приобретение, входной контроль, хранение; установка, контроль, снятие; утилизация; персонал, допущенный к процедурам обращения с пломбами, и порядок его подготовки; порядок учета процедур обращения с пломбами; порядок документирования результатов установки и проверки пломб; порядок контроля качества применения пломб на уровне организации; порядок реагирования при нарушениях применения пломб и расследования причин таких нарушений. Программа применения пломб в организации должна учитывать порядок применения пломб, установленный национальными стандартами, распространяющимися на эти устройства. 91. В организации должна быть создана служба (подразделение) учета и контроля ЯМ организации. 92. Достоверность учетных данных об идентификаторах УЕ и местоположении УЕ в ЗБМ должна быть не менее 95% при доверительной вероятности 0,95. 93. Для каждой ЗБМ должны быть разработаны и утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ЯМ, в которых должны быть определены: границы и структура ЗБМ; места размещения ЯМ на схеме ЗБМ (хранилище, установка, рабочие места); характеристики ЯМ и продуктов в ЗБМ; КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений; СКД; процедуры учета и контроля ЯМ, применяемые в данной ЗБМ; процедуры оценки потерь ЯМ с выбросами, сбросами и убыли ЯМ с РАО; формы учетной документации (или ссылка на эти формы); формы отчетной документации (или ссылка на эти формы); формы всех видов документов - журналов, накладных, требований, нарядов, расписок (или ссылка на эти формы), оформляемых при каждой операции при передаче ЯМ. По каждому документу указываются количество экземпляров, подписи, место хранения. 94. Любые потери ЯМ должны быть определены с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований, с учетом требований главы IV настоящих Правил. 95. Приказом руководителя организации для каждой ЗБМ должны назначаться лица, материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители), с которыми необходимо заключить договоры о материальной ответственности. 96. Передача ЯМ от материально ответственного лица другим лицам должна быть оформлена документально. 97. Передача ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами должна быть оформлена документально с указанием наименований продуктов, видов ЯМ. Процедуры оперативно-технического учета должны обеспечивать сплошной непрерывный документальный учет всех хозяйственных и технологических операций с ЯМ на основе результатов измерений параметров (характеристик) продуктов. 98. Постановка на учет обнаруженного неучтенного ЯМ должна быть осуществлена на основании учетных измерений, выполненных для обнаруженного неучтенного продукта, оформления учетных документов в соответствии с рекомендациями (заключением) комиссии, расследовавшей факт обнаружения неучтенного ЯМ. 99. Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ в подразделении (в ЗБМ) проводится по утвержденным инструкциям, методикам, положениям, которые включают в себя описание следующих мероприятий: проверки соблюдения требований по учету и контролю ЯМ в подразделении и в ЗБМ; проверки полноты выполнения оперативно-технического учета ЯМ и регистрации результатов учета; проверки функционирования автоматизированной системы учета (при ее наличии в ЗБМ); проверки ведения учетной и отчетной документации; сверки (полной или выборочной) данных учетных и отчетных документов; проверки порядка организации и проведения физических инвентаризаций и подведения баланса ЯМ; проверки порядка применения СКД; проверки наличия ЯМ в местах их нахождения, выборочной сверки данных учета и фактического наличия ЯМ, проведения подтверждающих измерений; проверки наличия и качества методик и средств измерений, применяемых для учета и контроля ЯМ, в том числе путем выполнения дополнительных измерений параметров ЯМ персоналом по требованию проверяющего; проверки процедур оценки потерь ЯМ; контроля проведения расследований причин и обстоятельств аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ и принятия необходимых мер; проверки наличия документов по подготовке и проверке знаний персонала. 100. По результатам проверки состояния учета и контроля ЯМ, выполненной комиссией или уполномоченным должностным лицом, должен быть составлен акт проверки, в котором необходимо указать обнаруженные недостатки, нарушения в учете и контроле ЯМ и рекомендации по их устранению. Акт должен быть утвержден руководителем службы учета и контроля ЯМ организации. Во исполнение рекомендаций утвержденного акта проверки должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие устранение выявленных недостатков и нарушений. Выполнение мероприятий в установленные сроки должно контролироваться руководителем службы учета и контроля ЯМ организации. 101. Персонал, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов, должен проходить подготовку, переподготовку и проверку знаний федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, технологических регламентов, требований технологических процессов выполнения работ, должностных и производственных инструкций в области учета и контроля ядерных материалов<1>. _____________ <1> Пункт 5 статьи 2 Федерального закона от 08.03.2011 N 35-ФЗ "Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии". ____________ Приложение N 1 к Правилам Список сокращений ВОУ - высокообогащенный уран ЗБМ - зона баланса материалов ЗО - зона отчетности ЗРИ - закрытый радионуклидный источник ИР - инвентаризационная разница КТИ - ключевая точка измерений МБО - материально-балансовый отчет МБП - межбалансовый период МВИ - методика выполнения измерений НОУ - низкообогащенный уран ОИК - отчет об изменении инвентарного количества РИ - радионуклидный источник РАО - радиоактивные отходы РВ - радиоактивное вещество СКД - средство контроля доступа СНК - список наличного количества СО - специальный отчет СФНК - список фактически наличного количества УЕ - учетная единица ЯМ - ядерные и специальные неядерные материалы _____________ Приложение N 2 к Правилам Термины и определения В целях настоящего документа используются следующие термины и определения: Арбитражные (проверочные) измерения - измерения количественных характеристик ЯМ, УЕ, которые проводятся в случае обнаружения аномалий. Атрибутивные признаки - признаки объекта, допускающие их проверку средствами визуального и (или) инструментального контроля. Вид ядерных материалов - совокупность ЯМ, параметры которых находятся в области, устанавливаемой Госкорпорацией "Росатом" и (или) эксплуатирующей организацией. Высокообогащенный уран - уран с обогащением не менее 20% по изотопу урана-235. Документально зарегистрированное количество ядерного материала - значение количества ЯМ, находящегося в данное время в ЗБМ, ЗО организации, определенное по имеющимся учетным данным. Закрытый радионуклидный источник - источник ионизирующего излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан. Ключевая точка измерений - место в ЗБМ, где проводятся учетные и (или) подтверждающие измерения. Межбалансовый период - промежуток времени между двумя последовательными физическими инвентаризациями. Нарушения в учете и контроле ядерных материалов - ошибки в учетных и/или отчетных документах, не приведшие к аномалиям в учете и контроле ЯМ; повреждения пломб; несоответствие атрибутивных признаков УЕ зарегистрированным данным; несоответствие порядка производства, использования, передач ЯМ, размещения УЕ требованиям нормативных документов. Низкообогащенный уран - уран с обогащением, большим 0,73%, но менее 20% по изотопу урана-235. Оперативно-технический учет - учет продуктов в технологическом процессе, основанный на измерениях отдельных параметров продуктов, контроле их переработки и передач в процессе технологических операций между исполнителями работ. Отчетные данные - данные о продуктах и ЯМ, непосредственно (без пересчета) используемые для составления отчетных документов ЗБМ, ЗО организации. Партия материала (учетная партия) - совокупность (порция) ЯМ (продукта), содержащаяся в одной или нескольких УЕ, технологическом оборудовании, количественный и (или) качественный состав которого в целях учета и контроля определен на основании единого набора данных и результатов измерений, зарегистрированных в учетных документах. Подтверждающие измерения - измерения, результаты которых используются для подтверждения всех или некоторых учетных данных УЕ, партий ЯМ. Потери ядерных материалов - уменьшение количества ЯМ в ЗБМ, обусловленное сбросами и выбросами жидких и газообразных продуктов, потерями продуктов в результате аварий, утрат. Средства контроля доступа - технические средства, предназначенные для обнаружения несанкционированных изъятия, использования, перемещения ЯМ, а также несанкционированного доступа к ЯМ. Подразделяются на системы наблюдения и пломбы. Учетная единица - объект, содержащий ЯМ, имеющий индивидуальный атрибутивный признак или индивидуальную совокупность атрибутивных признаков, параметры которого зарегистрированы в учетных документах, а целостность подтверждена мерами контроля доступа с момента регистрации учетных данных. Учетные данные - параметры продуктов, ЯМ, атрибутивные признаки УЕ, используемые для сбора и хранения в рамках ведения учета. Учетные измерения - измерения характеристик ЯМ, продуктов, результаты которых используются для определения данных, регистрируемых в учетных документах. Фактически наличное количество ядерного материала - измеренная или иначе определенная в соответствии с установленными процедурами физической инвентаризации масса ЯМ, фактически имеющегося в наличии в ЗБМ в данное время. Ядерный материал в балк-форме - ЯМ, содержащийся в продукте, не являющемся УЕ. _____________ Приложение N 3 к Правилам Минимальное количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат учету и контролю |-----|---------------------------|-------------|-----------------| | N | ЯМ | Минимальное | Наименьший | | п/п | | количество |(младший) разряд | | | | ЯМ | числового | | | | | значения массы | | | | | ЯМ в отчетных | | | | | документах | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |1 |Плутоний |15 г |граммы | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |2 |Уран-233 |15 г |граммы | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |3 |Уран с содержанием изотопа |15 г по |граммы | | |U-235 в уране более 0,73% |изотопу U-235| | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |4 |Нептуний-237 |15 г |граммы | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |5 |Совокупность ЯМ, |15 г по |граммы | | |перечисленных в пп. 1-4 |сумме масс | | | |данной таблицы |Pu, U-233, | | | | |U-235 и | | | | |Np-237 | | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |6 |Америций-241 |1 г |десятые доли | | | | |грамма | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |7 |Америций-243 |1 г |десятые доли | | | | |грамма | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |8 |Калифорний-252 |0,001 г |микрограммы | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |9 |Уран с содержанием изотопа |500 кг |килограммы | | |U-235 в уране не более | | | | |0,73% | | | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |10 |Торий |500 кг |килограммы | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |11 |Литий-6 |1 кг |десятые доли | | | | |килограмма | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |12 |Тритий, за исключением |0,2 г |сотые доли | | |трития, содержащегося в | |грамма | | |тяжелой воде | | | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| |13 |Дейтерий, за исключением |200 кг |десятые доли | | |дейтерия, содержащегося в |атомов |килограмма | | |тяжелой воде, применяемой |дейтерия | | | |в ядерных реакторах, | | | | |критических и | | | | |подкритических стендах, а | | | | |также в установках по | | | | |получению и детритизации | | | | |тяжелой воды | | | |-----|---------------------------|-------------|-----------------| _____________ Приложение N 4 к Правилам Ядерные материалы категории 1 |----------------------|---------------------|--------------------| | Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг, не | | | | менее | |----------------------|---------------------|--------------------| |Металлические |Pu (здесь и далее, |2 | |продукты: |если не оговорено |по сумме масс Pu | |металлические |иное, символом Pu |и U-233 | |изделия, заготовки; |обозначен плутоний | | |слитки, крупка, их |любого состава с | | |сплавы и смеси; |содержанием Pu-238 | | |топливные элементы |не более 60%), U-233 | | |и сборки, содержащие |---------------------|--------------------| |металлическое и |ВОУ |5 | |интерметаллидное | |по изотопу U-235 | |топливо; |---------------------|--------------------| |бракованные изделия |смесь, совокупность |2 | |и отходы, |Pu, U-233, ВОУ и |по сумме масс Pu, | |перерабатываемые |других ЯМ |U-233, U-235, | |путем переплавки | |Np-237, Am, Cf | |без растворения | | | |----------------------|---------------------|--------------------| |Продукты с высоким |Pu, U-233 |6 | |содержанием ЯМ: | |по сумме масс Pu | |карбиды, оксиды, | |и U-233 | |хлориды, нитриды, |---------------------|--------------------| |фториды, их |ВОУ |20 по изотопу U-235 | |сплавы и смеси; |---------------------|--------------------| |топливные элементы |смесь, совокупность |6 | |и сборки, |Pu, U-233, ВОУ и |по сумме масс Pu, | |содержащие топливо |других ЯМ |U-233, U-235, | |из вышеупомянутых | |Np-237, Am, Cf | |соединений; | | | |другие продукты с | | | |концентрацией | | | |(содержанием) ЯМ не | | | |менее 25 г/л (25 г/кг)| | | |----------------------|---------------------|--------------------| ____________ Приложение N 5 к Правилам Ядерные материалы категории 2 |--------------------|---------------------|----------------------| | Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг | |--------------------|---------------------|----------------------| |Металлические |Pu, U-233 |>= 0,5, | |продукты: | |но < 2 по сумме | |металлические | |масс Pu и U-233 | |изделия, заготовки; |---------------------|----------------------| |слитки, крупка, их |ВОУ |>= 1, но < 5 по | |сплавы и смеси; | |изотопу U-235 | |топливные элементы |---------------------|----------------------| |и сборки, |смесь, совокупность |>= 0,5, | |содержащие |Pu, U-233, ВОУ и |но < 2 по сумме | |металлическое и |других ЯМ |масс Pu, U-233, | |интерметаллидное | |U-235, Np-237, | |топливо; | |Am, Cf | |бракованные изделия | | | |и отходы, | | | |перерабатываемые | | | |путем переплавки | | | |без растворения | | | |--------------------|---------------------|----------------------| |Продукты с высоким |Pu, U-233 |>= 2, | |содержанием ЯМ: | |но < 6 по сумме масс | |карбиды, оксиды, | |Pu и U-233 | |хлориды, нитриды, |---------------------|----------------------| |фториды, их сплавы |ВОУ |>= 6, | |и смеси; | |но < 20 по | |топливные элементы | |изотопу U-235 | |и сборки, |---------------------|----------------------| |содержащие топливо |смесь, совокупность |>= 2, | |из вышеупомянутых |Pu, U-233, ВОУ и |но < 6 по сумме | |соединений; |других ЯМ |масс Pu, U-233, | |другие продукты с | |U-235, Np-237, Am, | |концентрацией | |Cf | |(содержанием) ЯМ | | | |не менее 25 г/л | | | |(25 г/кг) | | | |--------------------|---------------------|----------------------| |Продукты с низким |Pu, U-233 |>= 16 | |содержанием ЯМ: | |по сумме масс | |продукты, требующие | |Pu и U-233 | |сложной обработки; |---------------------|----------------------| |продукты с |ВОУ |>= 50 | |концентрацией | |по изотопу U-235 | |(содержанием) ЯМ |---------------------|----------------------| |от 1 до 25 г/л |смесь, совокупность |>= 16 | |(от 1 до 25 г/кг) |Pu, U-233, ВОУ и |по сумме масс | | |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, | | | |Np-237, Am, Cf | |--------------------|---------------------|----------------------| ____________ Приложение N 6 к Правилам Ядерные материалы категории 3 |--------------------|----------------------|---------------------| | Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг | |--------------------|----------------------|---------------------| |Металлические |Pu, U-233 |>= 0,2, | |продукты: | |но < 0,5 по сумме | |металлические | |масс Pu и U-233 | |изделия, заготовки; |----------------------|---------------------| |слитки, крупка, их |ВОУ |>= 0,5, но < 1 по | |сплавы и смеси; | |изотопу U-235 | |топливные элементы |----------------------|---------------------| |и сборки, |смесь, совокупность |>= 0,2, | |содержащие |Pu, U-233, ВОУ и |но < 0,5 по сумме | |металлическое и |других ЯМ |масс Pu, U-233, | |интерметаллидное | |U-235, Np-237, Am, Cf| |топливо; | | | |бракованные изделия | | | |и отходы, | | | |перерабатываемые | | | |путем переплавки | | | |без растворения | | | |--------------------|----------------------|---------------------| |Продукты с высоким |Pu, U-233 |>= 0,5, | |содержанием ЯМ: | |но < 2 по сумме | |карбиды, оксиды, | |масс Pu и U-233 | |хлориды, нитриды, |----------------------|---------------------| |фториды, их сплавы |ВОУ |>=2, | |и смеси; | |но <= 6 по изотопу | |топливные элементы | |U-235 | |и сборки, |----------------------|---------------------| |содержащие топливо |смесь, совокупность |>= 0,5, | |из вышеупомянутых |Pu, U-233, ВОУ и |но < 2 по сумме масс | |соединений; |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, | |другие продукты с | |Np-237, Am, Cf | |концентрацией | | | |(содержанием) | | | |ЯМ не менее | | | |25 г/л (25 г/кг) | | | |--------------------|----------------------|---------------------| |Продукты с низким |Pu, U-233 |>= 3, но < 16 по | |содержанием ЯМ: | |но < 16 по сумме масс| |продукты, требующие | |Pu и U-233 | |сложной обработки; |----------------------|---------------------| |продукты с |ВОУ |>= 8, но < 50 по | |концентрацией | |изотопу U-235 | |(содержанием) ЯМ от |----------------------|---------------------| |1 до 25 г/л (от 1 |смесь, совокупность |>= 3, | |до 25 г/кг) |Pu, U-233, ВОУ и |но < 16 по сумме масс| | |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, | | | |Np-237, Am, Cf | |--------------------|----------------------|---------------------| ___________ Приложение N 7 к Правилам Ядерные материалы категории 4 |--------------------|----------------------|---------------------| | Продукты | ЯМ | Масса ЯМ, кг, не | | | | более | |--------------------|----------------------|---------------------| |Металлические |Pu, U-233 |0,2 | |продукты: | |по сумме масс Рu и | |металлические | |U-233 | |изделия, заготовки; |----------------------|---------------------| |слитки, крупка, их |ВОУ |0,5 | |сплавы и смеси; | |по изотопу U-235 | |топливные элементы |----------------------|---------------------| |и сборки, |смесь, совокупность |0,2 | |содержащие |Рu, U-233, ВОУ и |по сумме масс | |металлическое и |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, | |интерметаллидное | |Np-237, Am, Cf | |топливо; | | | |бракованные изделия | | | |и отходы, | | | |перерабатываемые | | | |путем переплавки | | | |без растворения | | | |--------------------|----------------------|---------------------| |Продукты с высоким |Pu, U-233 |0,5 | |содержанием ЯМ: | |по сумме масс Рu и | |карбиды, оксиды, | |U-233 | |хлориды, нитриды, |----------------------|---------------------| |фториды, их сплавы |ВОУ |2 | |и смеси; | |по изотопу U-235 | |топливные элементы |----------------------|---------------------| |и сборки, |смесь, совокупность |0,5 | |содержащие топливо |Рu, U-233, ВОУ и |по сумме масс | |из вышеупомянутых |других ЯМ |Pu, U-233, U-235, | |соединений; | |Np-237, Am, Cf | |другие продукты с | | | |концентрацией | | | |(содержанием) ЯМ не | | | |менее 25 г/л | | | |(25 г/кг) | | | |--------------------|----------------------|---------------------| |Продукты с низким |Pu, U-233 |3 | |содержанием ЯМ: | |по сумме масс Рu | |продукты, требующие | |и U-233 | |сложной обработки; |----------------------|---------------------| |продукты с |ВОУ |8 | |концентрацией | |по изотопу U-235 | |(содержанием) ЯМ от |----------------------|---------------------| |1 до 25 г/л (от |смесь, совокупность |3 | |1 до 25 г/кг) |Рu, U-233, ВОУ и |по сумме масс Pu, | | |других ЯМ |U-233, U-235, | | | |Np-237, Am, Cf | |--------------------|----------------------|---------------------| |Все другие продукты, включая: |суммарная масса | |продукты, содержащие Pu, U-233, ВОУ с |всех ЯМ не менее | |концентрацией (содержанием) менее |минимальных | |1 г/л (1 г/кг); |количеств, | |любые соединения урана с содержанием |приведенных в табл. | |U-235 в уране менее 20%; |приложения N 3 | |любые продукты, создающие мощность | | |поглощенной дозы на расстоянии 1 м | | |без защиты не менее | | |1 Гр/ч = 100 рад/ч; | | |любые соединения: | | |Рu с содержанием изотопа Рu-238 более | | |60%, тория, нептуния-237, | | |америция-241, америция-243 и | | |калифорния-252; | | |специальные неядерные материалы и | | |любые их соединения | | |-------------------------------------------|---------------------| __________ Приложение N 8 к Правилам Вероятность обнаружения недостачи (излишка) порогового количества ядерных материалов для расчета объема выборки подтверждающих измерений при отсутствии показаний средств контроля доступа о несанкционированном доступе |--------------------------------|--------------------------------| | Объем применения СКД к ЯМ | Вероятность обнаружения, %, | | | не менее | | |---------------|----------------| | | для категорий | для категории | | | 1, 2, 3 | 4 | |--------------------------------|---------------|----------------| |Только пломбы на УЕ |50 |30 | |--------------------------------|---------------|----------------| |Только система наблюдения за ЯМ |50 |30 | |--------------------------------|---------------|----------------| |Пломбы и одно СКД другого вида |25 |9 | |--------------------------------|---------------|----------------| |Пломбы и одновременно (n-1) | n | n | |разнообразных СКД |100 (0,5) |100 (0,3) | |--------------------------------|---------------|----------------| Системы наблюдения за ЯМ включают: автоматизированные технические системы, устройства (мониторы для контроля перемещения ЯМ, доступа персонала в помещения, датчики контроля вскрытия дверей, люков, аварийные сигнализаторы); технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения с фиксацией происходящих событий. Результаты показаний элементов системы наблюдения должны быть оформлены документально и представлены инвентаризационной комиссии. Если ЯМ представлены в форме УЕ, целостность которых при нахождении в ЗБМ на МБП обеспечена их конструкцией (например, неразборные тепловыделяющие сборки или диски, блочки, изделия с ЯМ, покрытые оболочками, в результате чего ЯМ не могут быть извлечены из них без нарушения целостности оболочек) и может быть подтверждена (визуальным осмотром, сравнением образов гамма- или ультразвукового сканирования швов сварки), то для этих ЯМ при расчете объема выборки подтверждающих измерений используются параметры обнаружения, аналогичные применяемым к УЕ, которые оснащены пломбами. __________


Информация по документу
Читайте также