Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 352ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 6 мая 2008 г. N 352 г. Москва Об утверждении Положения о системе государственного учета и контроля ядерных материалов (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 г. N 351; от 04.02.2011 г. N 48) В соответствии с федеральными законами "Об использовании атомной энергии" и "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и в целях совершенствования нормативного правового обеспечения учета и контроля ядерных материалов Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые: Положение о системе государственного учета и контроля ядерных материалов; перечень ядерных материалов и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю. 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1205 "О Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4918); постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. N 746 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст. 3559); постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962 "О порядке ведения государственного учета и контроля ядерных материалов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 52, ст. 5145); постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 59 "О внесении изменений в Положение о государственном учете и контроле ядерных материалов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 7, ст. 529); пункты 24 и 74 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560). Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков __________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 П О Л О Ж Е Н И Е о системе государственного учета и контроля ядерных материалов (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 г. N 351; от 04.02.2011 г. N 48) I. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами и специальными неядерными материалами (далее - ядерные материалы) и определяет порядок организации системы государственного учета и контроля ядерных материалов и осуществления учета и контроля ядерных материалов, обязательный для выполнения всеми юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности на ядерные материалы, осуществляющими деятельность по производству, использованию, переработке, хранению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов, а также органами государственного управления использованием атомной энергии и органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. 2. Порядок учета и контроля ядерных материалов, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, определяется иными нормативными правовыми актами. 3. Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии и предназначена для выполнения следующих задач: а) обеспечение контроля за обращением ядерных материалов; б) обеспечение сохранности, своевременного выявления и предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений ядерных материалов; в) предоставление органам государственной власти Российской Федерации, органам управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимой для выполнения ими своих полномочий информации о наличии и перемещении ядерных материалов, включая их перемещение через таможенную границу Российской Федерации; г) определение наличного количества ядерных материалов в местах их нахождения; д) обеспечение необходимых условий для применения гарантий Международного агентства по атомной энергии, а также реализации двусторонних договоренностей о контроле за ядерными материалами. 4. Система государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя: а) органы управления, обеспечивающие ее функционирование на федеральном уровне и в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами; б) нормативное правовое обеспечение деятельности по учету и контролю ядерных материалов; в) информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы, а также обработки и передачи информации о наличии и перемещении ядерных материалов; г) системы учета и контроля ядерных материалов организаций, в которых осуществляется обращение ядерных материалов; д) контроль и надзор за состоянием учета и контроля ядерных материалов. 5. Система государственного учета и контроля ядерных материалов должна обеспечивать: а) совершенствование системы измерений, обеспечивающей получение данных о количестве и составе ядерных материалов; б) профессиональную подготовку и переподготовку персонала в области учета и контроля ядерных материалов; в) ограничительный порядок доступа к информации в области государственного учета и контроля ядерных материалов в целях защиты сведений, отнесенных к государственной тайне или служебной информации ограниченного распространения. II. Термины и определения 6. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее: "аномалия в учете и контроле ядерных материалов (аномалия)" - расхождение значений фактически наличного количества ядерных материалов и данных учетных документов, выходящее за установленные пределы, недостача (излишек) учетной единицы с ядерными материалами; "баланс ядерных материалов" - сравнительный итог зарегистрированного и фактически наличного количества ядерных материалов; "зона баланса материалов" - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определяется количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подводится баланс ядерных материалов за установленный период времени; "зона отчетности" - территориально и административно установленная в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, зона, объединяющая одну или несколько зон баланса материалов, в целях формирования отчетности для представления в федеральную автоматизированную информационную систему государственного учета и контроля ядерных материалов; "инвентаризационная разница" - разница между фактически наличным и документально зарегистрированным количеством ядерного материала; "контроль ядерных материалов" - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования; "надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов; "незаконный оборот ядерных материалов" - деятельность, связанная с изготовлением, поставкой, получением, обладанием, хранением, использованием, передачей, перемещением, транспортированием или переработкой ядерных материалов, совершаемая с нарушением требований законодательства Российской Федерации; "система измерений ядерных материалов" - совокупность методик и средств измерений, стандартных образцов, а также организационных мероприятий, позволяющая выполнять учетные и подтверждающие измерения с требуемой точностью; "сохранность ядерных материалов" - предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам, их утери, хищения или иных несанкционированных действий с ними путем реализации комплекса мер, осуществляемых в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по учету, контролю и физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов; "специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва); "учет ядерных материалов" - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов; "физическая инвентаризация" - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов. III. Государственный учет и контроль ядерных материалов 7. Государственный учет и контроль ядерных материалов включают в себя сбор, регистрацию и анализ информации о количестве, качественном составе и перемещении ядерных материалов и осуществляются путем сплошного непрерывного документального учета всех хозяйственных и технологических операций с ядерными материалами на основе результатов измерений характеристик ядерных материалов, а также проверки достоверности этой информации и ее соответствия фактическому наличию ядерных материалов в местах их нахождения. 8. Перечень ядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. 9. Минимальное количество ядерных материалов в организации, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю, определяется федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов, кроме того, федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают: а) порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов; б) категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов; в) требования к организации зон баланса материалов; г) требования к ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации, содержащейся в отчетной документации; д) порядок и требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества этих материалов; е) требования к порядку организации и проведению физической инвентаризации, периодичность и объем ее проведения; ж) требования к порядку подведения баланса ядерных материалов и определению величины допустимой инвентаризационной разницы; з) требования к определению допустимых значений расхождений данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих значений; и) требования к учету и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте; к) периодичность, объем и вид проверок, проводимых органами государственного управления использованием атомной энергии, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. 10. Ядерные материалы, находящиеся в составе облученных тепловыделяющих сборок и отработавшего ядерного топлива, учитываются в системе государственного учета и контроля ядерных материалов. Порядок перевода ядерных материалов в категорию радиоактивных веществ или радиоактивных отходов определяется федеральными нормами и правилами ведения государственного учета и контроля ядерных материалов. IV. Деятельность органов государственного управления использованием атомной энергии в области государственного учета и контроля ядерных материалов 11. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в пределах своих полномочий: а) проводит государственную политику в области государственного учета и контроля ядерных материалов; б) осуществляет государственный учет и контроль ядерных материалов, находящихся на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности на эти материалы; в) осуществляет методическое руководство и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление использованием атомной энергии, в области государственного учета и контроля ядерных материалов; г) ведет государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности; д) формирует перечень ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации; е) ведет регистрацию зон баланса материалов и зон отчетности; ж) предоставляет по запросам органов государственной власти Российской Федерации, органов государственного управления использованием атомной энергии, органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии информацию о наличном количестве и перемещении ядерных материалов, необходимую для выполнения ими своих полномочий; з) обеспечивает создание, развитие и функционирование федеральной автоматизированной информационной системы учета и контроля ядерных материалов, создает информационно-аналитические организации и (или) центры сбора и обработки информации; и) разрабатывает и утверждает формы отчетных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, порядок и периодичность их представления; к) разрабатывает и утверждает форму государственного регистра ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, и форму перечня ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, а также принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, временно находящихся на территории Российской Федерации; л) разрабатывает федеральные нормы и правила ведения государственного учета и контроля ядерных материалов; м) создает центры по подготовке и переподготовке специалистов в области учета и контроля ядерных материалов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обеспечивает их функционирование; н) осуществляет контроль за состоянием и функционированием системы государственного учета и контроля ядерных материалов в Российской Федерации независимо от формы собственности на ядерные материалы; о) осуществляет контроль за обращением с ядерными материалами; п) обеспечивает совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии проведение сертификации средств и аттестации методик для выполнения измерений характеристик ядерных материалов. 12. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии в пределах своих полномочий, в системе государственного учета и контроля ядерных материалов: а) осуществляют координацию деятельности находящихся в их ведении организаций, осуществляющих обращение с ядерными материалами, в области учета и контроля ядерных материалов; б) участвуют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в разработке федеральных норм и правил государственного учета и контроля ядерных материалов; в) разрабатывают и утверждают в соответствии с федеральными нормами и правилами ведения учета и контроля ядерных материалов нормативные и распорядительные акты, в которых отражаются особенности учета и контроля ядерных материалов в подведомственных им организациях. 13. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, могут разрабатывать по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" положения по учету и контролю ядерных материалов, а также создавать центры сбора, обработки и анализа информации о ядерных материалах, находящихся в подведомственных им организациях. 14. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, а также организации, не находящиеся в ведении органа государственного управления использованием атомной энергии, незамедлительно информируют Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации о выявленных фактах незаконного обращения с ядерными материалами и хищения ядерных материалов. V. Учет и контроль ядерных материалов организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами 15. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами: а) ведут учет и контроль ядерных материалов и проводят физические инвентаризации ядерных материалов в зонах баланса материалов; б) представляют отчеты о количестве и перемещении (изменении инвентарного количества) ядерных материалов в соответствии с порядком, установленным Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"; в) оснащают системы учета и контроля ядерных материалов методиками, техническими и программно-техническими средствами, обеспечивающими выполнение требований учета и контроля ядерных материалов; г) осуществляют подбор, подготовку и повышение квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов; д) обеспечивают сохранность ядерных материалов. 16. Учет и контроль ядерных материалов организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, проводятся по зонам баланса материалов в соответствии с федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов, нормативной и технической документацией, разрабатываемой и утверждаемой этими организациями во исполнение федеральных норм и правил государственного учета и контроля ядерных материалов. Зоны баланса материалов устанавливаются указанной организацией по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом". 17. Учет и контроль ядерных материалов в зоне баланса материалов проводятся материально ответственным лицом или должностным лицом, ответственным за учет ядерных материалов, в соответствии с инструкцией, положениями об учете и контроле ядерных материалов, утвержденными руководителем организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами. 18. Местонахождение ядерного материала в зоне баланса материалов, его количество и изменение инвентарного количества этого материала регистрируются в учетной документации. Ведение учетных документов в зоне баланса материалов основывается на результатах измерений характеристик ядерных материалов. Ведение учетных документов по ядерным материалам, входящим в состав неразборных изделий (учетных единиц), допускается проводить на основании результатов измерений характеристик ядерных материалов, полученных заводом-изготовителем, или с использованием расчетных методов, основанных на результатах экспериментальных исследований. Бухгалтерский учет должен основываться на учетных данных ядерных материалов, полученных в результате измерений материалов, в соответствии с учетной документацией зоны баланса материалов. 19. Во время физической инвентаризации ядерных материалов определяются фактически наличное количество, качественный состав и состояние ядерных материалов, находящихся в зонах баланса материалов. Порядок организации и проведения физической инвентаризации ядерных материалов, периодичность ее проведения и объем устанавливаются организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствии с федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов и должны основываться на технологическом процессе, оснащенности зоны баланса материалов инженерными и техническими средствами физической защиты, а также на применении мер и средств контроля доступа к этим материалам. По результатам физической инвентаризации ядерных материалов в каждой зоне баланса материалов подводится баланс ядерных материалов и составляется материально-балансовый отчет, который утверждается руководителем организации. Материально-балансовый отчет зоны баланса материалов содержит сведения о фактическом и зарегистрированном количествах ядерных материалов, инвентаризационной разнице и ее погрешности. 20. Для обеспечения представления в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" отчетов, содержащих информацию, необходимую для выполнения задач, поставленных перед системой государственного учета и контроля ядерных материалов, организация, осуществляющая обращение с ядерными материалами, по согласованию с указанной корпорацией формирует зоны отчетности. 21. Организации, осуществляющие обращение с ядерными материалами, сообщают о выявленных аномалиях в учете и контроле ядерных материалов в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие управление использованием атомной энергии, в ведении которых находятся эти организации, а также в территориальные органы регулирования безопасности. Порядок представления информации о такой аномалии и организации работ по выявлению причин ее возникновения устанавливается федеральными нормами и правилами государственного учета и контроля ядерных материалов. 22. Для накопления, систематизации и анализа информации о состоянии учета и контроля ядерных материалов, подготовки и представления отчетов в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, может создаваться центр (центры) сбора, обработки и передачи информации. VI. Государственный учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне 23. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" ежегодно, до 1 июля года, следующего за отчетным, формирует государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, а также перечень ядерных материалов, находящихся в собственности юридических лиц Российской Федерации, принадлежащих иностранным государствам и иностранным юридическим лицам. Государственный регистр ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности, относится к федеральным информационным ресурсам и подлежит инвентарному учету в Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". 24. Министерство внутренних дел Российской Федерации и Федеральная служба безопасности Российской Федерации ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным, представляют в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору сводную информацию о выявлении, предупреждении и раскрытии незаконных действий в отношении ядерных материалов, а также причинах их совершения. 25. Федеральная таможенная служба ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" обобщенную информацию, содержащуюся в грузовых таможенных декларациях, о перемещениях через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов. При необходимости Федеральная таможенная служба представляет по запросу Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации сведения по отдельным фактам перемещения через таможенную границу Российской Федерации ядерных материалов. VII. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов 26. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное регулирование ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии, в пределах своих полномочий: осуществляют надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов; разрабатывают, утверждают и вводят в действие в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области государственного учета и контроля ядерных материалов. 27. Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов включает в себя проверку выполнения требований федеральных норм и правил, организационно-распорядительных документов в области государственного учета и контроля ядерных материалов, условий лицензий, а также состояния государственного учета и контроля ядерных материалов и их наличия на территории Российской Федерации, осуществляемую путем проведения инспекций. 28. Порядок организации и осуществления надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов определяется положением, утверждаемым в установленном порядке Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 г. N 351; от 04.02.2011 г. N 48) VIII. Ответственность за нарушение порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов 29. За нарушение установленного порядка ведения государственного учета и контроля ядерных материалов должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ____________ УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352 П Е Р Е Ч Е Н Ь ядерных материалов и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю Ядерные материалы Плутоний Уран (за исключением урана, содержащегося в руде) Торий (за исключением тория, содержащегося в руде) Нуклиды: нептуний-237 америций-241 америций-243 калифорний-252 Специальные неядерные материалы Нуклиды: дейтерий тритий литий-6 Примечание. Материалы, указанные в настоящем перечне, подлежат государственному учету и контролю независимо от химической и физической формы соединения, в которое они входят. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|