Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 940ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 12 августа 1994 г. N 940 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2005 г. N 36 Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 773 "Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: Утвердить прилагаемый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в части общих требований к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 940 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 1. Общие требования 1. Содержание и область применения. 1.1. Настоящий стандарт устанавливает: 1) структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании; 2) общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации; 3) общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем; 4) академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования; 5) общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования; 6) порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента; 7) правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. 1.2. Положения настоящего стандарта подлежат обязательному применению всеми образовательными учреждениями, расположенными на территории Российской Федерации и аккредитованными федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием в качестве высших учебных заведений. 2. Нормативные ссылки и определения понятий сферы высшего профессионального образования, используемых в настоящем стандарте 2.1. В настоящем стандарте использованы ссылки на Закон Российской Федерации "Об образовании", Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 597, и постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 773. 2.2. Высшее профессиональное образование - образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным настоящим стандартом, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. 2.3. Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования - документ (или комплект документов), определяющий в соответствии с настоящим стандартом содержание образования по направлению (специальности) определенного уровня высшего профессионального образования, включая всю совокупность образовательных услуг. 2.4. Структура высшего профессионального образования - совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования, характеризующих уровни высшего профессионального образования. 2.5. Государственный документ о высшем профессиональном образовании - документ государственного образца, выдаваемый высшим учебным заведением в подтверждение того, что его обладатель успешно завершил основную профессиональную образовательную программу и имеет право продолжить образование на следующем уровне и (или) осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной квалификацией по направлению (специальности) обучения. 2.6. Нормативный срок обучения - установленный стандартом расчетный срок освоения выпускником основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования для очной формы обучения, осуществляемого на базе среднего (полного) общего образования. 3. Структура высшего профессионального образования, документы о высшем образовании 3.1. Первый уровень высшего профессионального образования является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет обучения. Завершение студентом указанной части основной профессиональной образовательной программы должно позволять ему продолжить высшее образование или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому. 3.2. Второй уровень высшего профессионального образования является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией "бакалавр". Основная профессиональная образовательная программа должна включать гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющие профессиональное назначение*. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации "бакалавр", удостоверенной дипломом. 3.3. Третий уровень высшего профессионального образования является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией "магистр" или традиционно указываемой квалификацией - "инженер", "учитель", "агроном", "экономист" и т. п. (обобщенное наименование квалификации - "специалист"). 3.3.1. Основная профессиональная образовательная программа, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая выпускную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации "магистр", удостоверенной дипломом. 3.3.2. Основная профессиональная образовательная программа, которая включает гуманитарные, социально-экономические и естественно-научные дисциплины общенаучного характера, общепрофессиональные дисциплины, а также теоретическую и практическую подготовку по специальности и специализации, предполагающую различные виды профессиональной деятельности выпускника. Данная программа завершается итоговой аттестацией, включая дипломную работу (проект), с присвоением выпускнику квалификации специалиста - "инженер", "учитель", "агроном", "экономист" и т. п., удостоверенной дипломом. Действующие на момент принятия настоящего стандарта учебные планы и реализующие их образовательные программы подготовки специалистов с установленными для них сроками обучения приравниваются к соответствующей основной профессиональной образовательной программе. 3.4. Лицам, не завершившим образование, по их просьбе выдается академическая справка установленного образца или при выполнении определяемых настоящим стандартом условий диплом о неполном высшем образовании, в которых отражается объем и содержание полученного образования. 3.5. Конкретные нормативные сроки обучения по направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, а также формы документов о высшем профессиональном образовании, диплома о неполном высшем образовании и академической справки устанавливает федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием. 3.6. Документы государственного образца выдаются лицам, обучавшимся или завершившим обучение в высшем учебном заведении по аккредитованным направлениям (специальностям). 3.7. Квалификации выпускников высших учебных заведений, удостоверенные дипломами о высшем профессиональном образовании, обеспечивают им возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности, определенных в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования. 4. Общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования и условиям их реализации 4.1. Основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования должны предусматривать изучение студентом следующих обязательных дисциплин: 1) общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 2) математических и общих естественно-научных дисциплин**; 3) общепрофессиональных дисциплин (для данного направления или специальности подготовки); 4) специальных дисциплин. 4.2. Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования устанавливается федеральным компонентом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, который определяет государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям). 4.3. Содержание основных профессиональных образовательных программ, отражающее региональные особенности подготовки специалистов, определяется региональным компонентом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Порядок установления регионального компонента государственного образовательного стандарта определяется статьей 29 Закона Российской Федерации "Об образовании". Введение регионального компонента не должно приводить к снижению уровня требований, установленных федеральным компонентом настоящего стандарта. 4.4. Основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования должны включать наряду с обязательными дисциплины по выбору студента и факультативные дисциплины. 4.5. Не допускается рассматривать как получение второго высшего профессионального образования обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования, если образование данного уровня получается впервые. 4.6. Допускается осуществлять обучение по основным профессиональным образовательным программам на всех уровнях высшего профессионального образования в сокращенные сроки (относительно нормативных сроков обучения) с учетом предшествующего образования обучающегося. 4.7. Лица, имеющие диплом о высшем профессиональном образовании второго уровня, могут продолжить высшее образование на последующем уровне. Условия продолжения образования или перехода с одной основной профессиональной образовательной программы на другую определяются высшими учебными заведениями в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием. При этом должна обеспечиваться возможность поступления или перевода на последующие уровни обучения выпускников (студентов) других высших учебных заведений. 5. Общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем 5.1. Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы. 5.2. Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения должен ограничиваться государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части, где устанавливаются государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям и специальностям высшего профессионального образования. 5.3. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. 5.4. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.5. Общий объем каникулярного времени в учебный год должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. Академические свободы высшего учебного заведения в определении содержания высшего профессионального образования 6.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и принимает основные профессиональные образовательные программы, а также технологию их реализации на основе положений настоящего стандарта. 6.2. Высшее учебное заведение имеет в сфере, определяемой настоящим стандартом, другие права, установленные действующим законодательством в области образования и Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. 7. Общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования 7.1. Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования должен охватывать существующие и перспективные области науки, техники и культуры. Каждое направление (специальность) должно иметь социальную и личностную значимость. 7.2. Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами. Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования является частью настоящего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и именуется: "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования". 8. Порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента 8.1. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. N 773. 8.2. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования являются частью настоящего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и именуются: "Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников". Указанный стандарт разрабатывается отдельно по каждому направлению и по каждой специальности. 9. Правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 9.1. Правила государственного контроля за соблюдением государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования устанавливает федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием. Организацию государственного контроля за соблюдением требований настоящего стандарта осуществляет федеральный (центральный) государственный орган управления высшим образованием совместно с министерствами, ведомствами и другими федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся высшие учебные заведения. 9.2. За несоблюдение высшим учебным заведением требований настоящего стандарта к нему применяются санкции, предусмотренные в статье 38 Закона Российской Федерации "Об образовании". ____________ * Для направлений, отнесенных к области знаний "Образование", содержание основной профессиональной образовательной программы в части профессиональной подготовки определяется государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующим направлениям. ** Для специальностей, отнесенных к группе "Культура и искусство", формы изучения этих дисциплин устанавливаются государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по соответствующим специальностям. _____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|