Расширенный поиск
Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26.06.1993 № 597СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 26 июня 1993 г. N 597 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. N 264 Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) Совет Министров - Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о государственном высшем учебном заведении в РСФСР. Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации В. Черномырдин __________________________________ УТВЕРЖДЕНО постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 597 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) I. Высшее учебное заведение, его задачи и структура 1. Высшим учебным заведением в Российской Федерации является образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица и реализующее профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. 2. Высшее учебное заведение создается, реорганизуется, функционирует и ликвидируется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797), другими законодательными актами Российской Федерации, настоящим Положением и своим уставом. 3. По своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественных и религиозных организаций) высшие учебные заведения. Для негосударственных высших учебных заведений настоящее Положение является примерным. 4. Высшие учебные заведения создаются, реорганизуются и ликвидируются: федеральной подчиненности - Правительством Российской Федерации; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) подчиненности субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) муниципальные - соответствующими органами местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) После издания акта о создании государственного высшего учебного заведения функции учредителя высшего учебного заведения выполняет соответствующий орган государственного управления, в ведении которого оно находится. 5. В Российской Федерации действуют следующие государственные органы управления высшим образованием: федеральный орган исполнительной власти управления высшим образованием - Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) подразделения управления высшим образованием федеральных органов исполнительной власти; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) республиканские (республик в составе Российской Федерации) государственные органы управления высшим образованием. 6. Главными задачами (основной деятельностью) высшего учебного заведения как центра образования, науки и культуры являются: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации; организация и проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования; переподготовка и повышение квалификации преподавателей и специалистов; накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня. 7. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения дополнительного профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. В составе высших учебных заведений и при них могут быть предприятия, учреждения и организации. 8. Создание структурных подразделений высших учебных заведений (кроме филиалов) осуществляется самим учебным заведением с последующим уведомлением учредителя и внесением в установленном порядке изменений в устав высшего учебного заведения. Создание государственных предприятий, учреждений и организаций (включая бюджетные) в составе или при государственном высшем учебном заведении, в том числе имеющих статус юридического лица, осуществляется учредителем в установленном порядке. Филиалы государственных (муниципальных) высших учебных заведений, институты повышения квалификации и переподготовки кадров при высшем учебном заведении создаются учредителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) 9. Все высшие учебные заведения (включая их самостоятельные структурные подразделения, а также предприятия, учреждения и организации при высших учебных заведениях) могут выступать в качестве учредителей предприятий, учреждений и организаций всех организационно-правовых форм, за счет собственных средств могут приобретать акции, облигации и иные ценные бумаги, если это направлено на развитие их основной деятельности. 10. Высшее учебное заведение, включая его структурные подразделения и предприятия, учреждения, организации при нем, имеющие статус юридического лица, является единым учебно-научно-производственным комплексом - образовательным учреждением. 11. Функционирование высшего учебного заведения как единого учебно-научно-производственного комплекса обеспечивается: обязательным участием научных организаций и всех других структурных подразделений высших учебных заведений в обучении студентов и аспирантов или в организации (обеспечении) образовательного процесса; исполнением всеми структурными подразделениями решений ученого совета и руководства высшего учебного заведения; образованием в высшем учебном заведении централизованных фондов за счет отчислений, производимых входящими в его состав подразделениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Порядок использования этих фондов устанавливается ученым советом высшего учебного заведения. Конкретные формы и содержание организационно-правовых отношений внутри единого учебно-научно-производственного комплекса определяются уставом высшего учебного заведения. 12. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж. Университет - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественно-научных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения. Академия - высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в фере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области). Институт - самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования. Колледж - самостоятельное учебное заведение или структурное подразделение университета, академии, института, реализующее неполные и (или) полные образовательные программы высшего профессионального образования. 13. Официальное наименование государственного высшего учебного заведения устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием, если это не влечет изменения его организационно-правовой формы и направления подготовки кадров. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) Государственные награды бывшего СССР в официальном наименовании высшего учебного заведения не указываются. 14. Негосударственные высшие учебные заведения приобретают соответствующий статус после государственной аккредитации федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) II. Прием в высшие учебные заведения 15. Граждане Российской Федерации имеют право на конкурсной основе получить бесплатное высшее профессиональное образование в государственных высших учебных заведениях, если образование данного уровня получается впервые. 16. Высшее учебное заведение самостоятельно устанавливает величину и структуру приема в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в порядке, определяемом его уставом. Величина и структура приема студентов на обучение за счет средств соответствующих бюджетов определяются высшим учебным заведением в рамках заданий (контрольных цифр), устанавливаемых учредителем (для государственных высших учебных заведений - по согласованию с федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) Для лиц, окончивших образовательное учреждение среднего (полного) общего образования с медалью или образовательное учреждение среднего профессионального образования с дипломом с отличием, либо имеющих иные отличия в уровне подготовки, высшее учебное заведение вправе устанавливать особые условия приема. 17. Прием в высшие учебные заведения проводится по личному заявлению граждан, имеющих среднее (полное) общее образование или среднее профессиональное образование, на основе результатов вступительных испытаний, проводимых с целью определения возможности поступающих осваивать профессиональные образовательные программы высшей школы. При наличии конкурса должно обеспечиваться зачисление наиболее способных и подготовленных поступающих, если иное условие не оговорено законодательством Российской Федерации. 18. При приеме высшее учебное заведение обеспечивает соблюдение прав граждан на образование, установленных законодательством Российской Федерации, гласность и открытость работы приемной комиссии, объективность оценки способностей и склонностей поступающих. Высшее учебное заведение обязано ознакомить поступающих с уставом высшего учебного заведения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Негосударственные высшие учебные заведения обязаны ставить в известность поступающих о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и государственной аккредитации, определяющей статус образовательного учреждения (университет, академия, институт, колледж). 19. На вступительных испытаниях должна быть обеспечена спокойная и доброжелательная обстановка, предоставлена возможность поступающим наиболее полно проявить уровень своих знаний и умений. 20. Получившие неудовлетворительную оценку выбывают из конкурса и не зачисляются в высшее учебное заведение. 21. Порядок рассмотрения апелляций устанавливается высшим учебным заведением. 22. Сроки окончания приема документов от поступающих на первый курс очной формы обучения и сроки зачисления в государственные высшие учебные заведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) 23. От поступающих в государственное высшее учебное заведение наряду с личным заявлением требуются только документы, удостоверяющие его личность, гражданство, документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании или его копия (при зачислении - подлинник этого документа) и необходимое количество фотографий. Другие документы могут быть представлены поступающим, если он претендует на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, или потребованы от поступающего при наличии ограничений на соответствующее высшее профессиональное образование, установленных законодательством Российской Федерации. 24. В целях содействия государственным органам и общественным организациям в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем высшие учебные заведения могут выделять в рамках контрольных цифр приема определенное количество мест для целевого приема, организовывать на эти места отдельный конкурс и использовать для этих целей подготовительное отделение, правила приема на которое устанавливает высшее учебное заведение. В этом случае высшие учебные заведения заключают договоры с соответствующими государственными органами и организациями. 25. В части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Положению, высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает правила приема. III. Учебная и научная деятельность высшего учебного заведения 26. В высших учебных заведениях могут быть реализованы различные по срокам и уровню подготовки специалистов профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. В высших учебных заведениях могут реализовываться образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии. 27. Направления (специальности) подготовки и переподготовки специалистов определяются лицензией, выданной высшему учебному заведению, и свидетельством о государственной аккредитации и отражаются в его уставе. Вопросы бюджетного финансирования вновь открытых направлений (специальностей) в государственном высшем учебном заведении определяются учредителем. Содержание образовательного процесса по направлению (специальности), нормативные сроки его освоения определяются высшим учебным заведением на основе соответствующего государственного образовательного стандарта. 28. Высшее учебное заведение путем целенаправленной организации учебного процесса, выбора форм, методов и средств обучения создает необходимые условия обучающимся для освоения профессиональных образовательных программ. Запрещается использование и проведение антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья людей методов обучения. 29. Высшее учебное заведение разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе для индивидуального обучения лиц с учетом уровня их предшествующей подготовки и способностей. Индивидуальные планы (графики) обучения наряду с углубленной подготовкой могут обеспечивать завершение образования в сокращенные сроки без изменения обязательной программы обучения и требований к специалистам соответствующей квалификации. Учебный год начинается, как правило, 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по данному направлению (специальности). 30. В высших учебных заведениях устанавливаются следующие основные виды учебных занятий: лекция, консультация, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, контрольная работа, коллоквиум, самостоятельная работа, практика, курсовое проектирование (курсовая работа), дипломное проектирование (дипломная работа). Высшие учебные заведения могут проводить и другие виды учебных работ. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается уставом высшего учебного заведения продолжительностью 45-50 минут. 31. Студенты и аспиранты очной формы обучения государственных высших учебных заведений получают в установленных порядке и размерах государственную стипендию либо стипендию предприятий, учреждений, организаций. 32. Для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее двух раз в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью 7-10 недель. 33. Воспитательные задачи высших учебных заведений, вытекающие из гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, реализуются в совместной учебной, научной, творческой, производственной и общественной деятельности обучающихся и преподавателей. 34. Государственные высшие учебные заведения в обязательном порядке осуществляют фундаментальные, поисковые, методические и прикладные научные исследования, которые являются непременной составной частью подготовки специалистов. 35. Государственные высшие учебные заведения планируют свою научную деятельность, финансируемую за счет средств соответствующих бюджетов и привлеченных средств, в соответствии с утвержденными в установленном порядке научными и научно техническими программами или договорами, а инициативные поисковые исследования - в соответствии с тематическими планами, утверждаемыми ученым советом. IV. Академические свободы и автономность высшего учебного заведения 36. Каждому участнику научно-педагогической деятельности гарантируется право (в рамках единого государственного образовательного стандарта) выбора по своему усмотрению учебных курсов, метода и методик преподавания и обучения, задач научных исследований и средств их решения, а также свободного доступа к информации, необходимой для обеспечения учебного процесса и проведения научных исследований. 37. Высшее учебное заведение обладает установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" автономностью, самостоятельно в принятии решений и осуществлении действий, вытекающих из его устава. 38. Высшее учебное заведение вправе обратиться в любые организации Российской Федерации и международные организации в целях его общественной аккредитации. Такая аккредитация не влечет дополнительных финансовых обязательств со стороны государства. 39. Отношения между учредителем и высшим учебным заведением определяются договором. 40. Государственное высшее учебное заведение подлежит инспектированию федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием и подконтрольно учредителю, которые в случае нарушения высшим учебным заведением законодательства Российской Федерации и(или) своего устава вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность высшего учебного заведения до решения суда. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) V. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования 41. Профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования представляют собой совокупность образовательных услуг, позволяющих реализовать требования, установленные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. 42. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования устанавливают основное содержание образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки студентов, а также требования к уровню подготовки специалистов. 43. Профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность гражданам, имеющим высшее образование, повысить свою научную и педагогическую квалификацию, подготовиться к выполнению квалификационной работы на соискание ученой степени кандидата наук. 44. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы могут осваиваться в различных формах, отличающихся объемом обязательных занятий преподавателя со студентом: очная форма, очно-заочная (вечерняя) форма, заочная форма, экстернат. Допускается сочетание этих форм. 45. Экстернат в высшем учебном заведении - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины согласно профессиональной образовательной программе (учебному плану) по избранной специальности. Получение первого высшего образования через экстернат обеспечивается бесплатно. 46. Экстерн, успешно прошедший текущую и итоговую аттестации, получает диплом государственного образца об окончании высшего учебного заведения. 47. Положение об экстернате в государственном высшем учебном заведении утверждается федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) 48. Перечень специальностей (направлений) высшего профессионального образования, получение которых без отрыва от производства и в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) 49. Студент, выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой аттестации, по результатам которой решается вопрос о выдаче ему документа о соответствующем высшем образовании и квалификации. До создания государственной аттестационной службы положение об итоговой государственной аттестации утверждается федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) 50. Высшее учебное заведение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы об образовании, в которых указывается наименование образовательного учреждения, выдавшего документ, квалификация, присвоенная выпускнику в определенной области деятельности, а также перечень изученных дисциплин с указанием их объемов и оценок качества усвоения. Оценки по факультативным курсам приводятся по желанию выпускника. 51. Высшее учебное заведение, аккредитованное федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием, выдает выпускникам диплом о высшем образовании государственного образца, действующий на всей территории Российской Федерации. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) Перечень изученных дисциплин приводится в приложении к диплому. 52. Знания, умения и навыки обучающихся в документах об образовании определяются следующими оценками: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "зачтено". Оценки выставляются на экзаменах или при проведении аттестации результатов работы студентов в других формах, определяемых высшим учебным заведением. Несогласным с оценкой, полученной по результатам текущего контроля, предоставляется право сдачи экзамена. 53. Квалификация специалиста указывается в дипломе с необходимой степенью конкретизации, отражающей профессиональную сферу деятельности. 54. Формы дипломов государственного образца о высшем образовании, действующие на всей территории Российской Федерации, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) VI. Управление государственным высшим учебным заведением 55. Управление высшим учебным заведением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом. В части, определенной законодательством Российской Федерации, устав высшего учебного заведения согласовывается с учредителем. 56. Устав высшего учебного заведения утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. 57. Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет выборный представительный орган - ученый совет высшего учебного заведения, возглавляемый ректором. Срок полномочий ученого совета не может превышать 5 лет. Досрочные перевыборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего учебного заведения. Порядок выборов первого состава ученого совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения, общественных и других организаций. В высшем учебном заведении могут создаваться другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом высшего учебного заведения. Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) определяется действующим ученым советом с участием всех категорий работников, общественных организаций и обучающихся, при этом представительство членов ученого совета не должно составлять более 50 процентов от общего числа делегатов. 58. Изменения и дополнения к уставу высшего учебного заведения утверждаются ученым советом. При утверждении изменений и дополнений к уставу, касающихся решения социальных вопросов, в работе ученого совета должны принимать участие представители всех категорий работников и обучающихся, численность и порядок избрания которых определяет устав высшего учебного заведения. В высшем учебном заведении должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления и внесения предложений в проект его устава. Во вновь организуемых государственных высших учебных заведениях до формирования ученого совета их устав утверждается учредителем на срок не более года. Трудовые, социально-экономические и профессиональные вопросы решаются также в рамках коллективного договора, принятие и реализация которого определяется законодательством Российской Федерации. 59. Непосредственное управление деятельностью государственного высшего учебного заведения осуществляет ректор, прошедший соответствующую аттестацию. Порядок прохождения аттестации определяет федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) Разграничение полномочий между ученым советом и ректором определяется уставом высшего учебного заведения. Порядок занятия должности ректора определяется уставом высшего учебного заведения в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Ректору высшего учебного заведения совмещение его должности с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне высшего учебного заведения не разрешается. Ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству. В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в высшем учебном заведении. 60. Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам высшего учебного заведения. 61. В зависимости от структуры высшего учебного заведения в отдельных подразделениях (факультет, департамент и другие) могут создаваться выборные представительные органы - ученые советы, полномочия и порядок избрания которых определяются уставом высшего учебного заведения. 62. Факультет возглавляет декан, избираемый ученым советом высшего учебного заведения (факультета) из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения. 63. Кафедру возглавляет заведующий. Положения о кафедре и других структурных подразделениях разрабатывает и утверждает высшее учебное заведение в порядке, предусмотренном его уставом. 64. Должности ректора, руководителя филиала государственного высшего учебного заведения, проректоров, деканов факультетов и заведующих кафедрами могут быть заняты лицами в возрасте до 65 лет. По представлению ученого совета высшего учебного заведения учредитель вправе продлить срок пребывания в должности ректора до 70 лет. Для других руководящих должностей, поименованных в настоящем пункте, продление указанного срока до 70 лет может осуществляться ректором по представлению ученого совета высшего учебного заведения. Руководящие работники, достигшие указанного возраста, с их согласия переводятся на соответствующие их квалификации учебные, научные и другие должности. VII. Студенты, слушатели и работники высшего учебного заведения 65. Студентом является лицо, зачисленное на обучение приказом ректора высшего учебного заведения. Студенту высшего учебного заведения выдается студенческий билет и зачетная книжка. 66. Права и обязанности студентов и других обучающихся в высшем учебном заведении определяются законодательством Российской Федерации, уставом высшего учебного заведения и иными предусмотренными уставом локальными актами. 67. Студенты высших учебных заведений имеют право: получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения; посещать все виды учебных занятий в данном высшем учебном заведении, а по согласованию между руководителями - и в других высших учебных заведениях; участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления высшего учебного заведения; бесплатно пользоваться в государственных высших учебных заведениях при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом, библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений; обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 68. Студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм. 69. Студенты высшего учебного заведения обязаны выполнять требования его устава и соблюдать правила внутреннего распорядка. 70. Студенты обязаны за время обучения выполнить требования образовательной программы высшего профессионального образования. 71. За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе для студентов устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. 72. За невыполнение учебных планов, нарушение предусмотренных уставом высшего учебного заведения обязанностей, правил внутреннего распорядка к студентам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до исключения из высшего учебного заведения. Порядок отчисления и восстановления, а также перевода определяется уставом высшего учебного заведения. При этом в государственных высших учебных заведениях запрещается взимать плату за восстановление и перевод, если лицо получает высшее образование впервые. Перевод из одного высшего учебного заведения в другое производится с согласия ректоров обоих образовательных учреждений. 73. Высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями и трудоустройстве. 74. Слушателями высших учебных заведений являются лица, обучающиеся на подготовительных отделениях, факультетах повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также получающие параллельно второе профессиональное образование и являющиеся студентами другого высшего учебного заведения. 75. Правовое положение слушателей в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения. 76. В государственных высших учебных заведениях предусматриваются должности преподавательского, научного, инженерно-технического, административного, производственного, вспомогательного и другого персонала. Все должности в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и законодательством Российской Федерации о труде замещаются по контракту. Для преподавательского и научного состава перед заключением контракта проводится конкурсный отбор претендентов. Положение о порядке замещения должностей преподавательского состава утверждается федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) 77. Преподаватели высших учебных заведений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на нормированный шестичасовой рабочий день, сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск. Учебная нагрузка для лиц профессорско-преподавательского состава устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и специфики деятельности и не может превышать 900 часов в учебном году (в пределах должностного оклада). 78. Работники высшего учебного заведения имеют право: на обеспечение своей профессиональной деятельности; избирать и быть избранными в органы управления высшего учебного заведения; участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе и через общественные организации и органы управления высшего учебного заведения; пользоваться в установленном уставом высшего учебного заведения порядке информационными фондами высшего учебного заведения, услугами учебных, научных, социально-бытовых, лечебных и других подразделений высшего учебного заведения; обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 79. Работники имеют также другие права, определенные законодательством Российской Федерации, контрактом, уставом высшего учебного заведения, а преподаватели - на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом высшего учебного заведения. 80. Педагогическим работникам с целью содействия их обеспечению издательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада (заработной платы). 81. Преподаватели и научные сотрудники высшего учебного заведения имеют право выбирать методы и средства обучения, проведения научных исследований, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного процессов. Они обязаны развивать у студентов самостоятельность, инициативу, творческие способности, соблюдать устав высшего учебного заведения. 82. За успехи в учебной, методической, научной, воспитательной работе и другой уставной деятельности для работников высшего учебного заведения устанавливаются различные формы морального и материального поощрения. 83. Увольнение преподавателей, связанное с сокращением штатов, по инициативе администрации допускается только после окончания учебного года. 84. В высших учебных заведениях могут создаваться профсоюзные и другие общественные организации, деятельность которых регулируется их уставами и законодательством Российской Федерации. В государственных и муниципальных высших учебных заведениях создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций не допускается. VIII. Подготовка научно-педагогических кадров и повышение квалификации педагогических и научных работников 85. Подготовка научно-педагогических кадров осуществляется в аспирантуре (ординатуре, адъюнктуре) и докторантуре высших учебных заведений или научно-исследовательских учреждений при них, а также путем прикрепления к высшим учебным заведениям соискателей ученых степеней, перевода преподавателей на научные должности для подготовки докторских диссертаций, предоставления творческих отпусков для завершения работы над диссертациями. 86. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров утверждается федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) 87. Государство гарантирует повышение квалификации преподавателей и научных работников государственных высших учебных заведений и научных организаций системы высшей школы, выделяя на эти цели необходимые бюджетные ассигнования. 88. Преподаватели и научные работники высших учебных заведений и научных организаций системы высшей школы повышают свою квалификацию в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, в высших учебных заведениях, путем научных стажировок в ведущих отечественных и зарубежных научных и производственных организациях, а также путем подготовки и защиты диссертаций либо по утвержденным индивидуальным планам. 89. Наряду с формами повышения квалификации, финансируемыми за счет бюджетных ассигнований, допускается повышение педагогической и научной квалификации за счет средств заинтересованных граждан и организаций по договорам с высшими учебными заведениями или научными организациями. IХ. Контроль за деятельностью высшего учебного заведения 90. Государственный контроль за качеством высшего образования направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего образования, повышение качества подготовки специалистов в высшей школе, рациональное использование бюджетного финансирования высшей школы. Государственный контроль распространяется как на государственные, муниципальные, так и на негосударственные высшие учебные заведения. Единая система оценки деятельности высших учебных заведений включает: государственную аттестацию высших учебных заведений, проводимую государственной аттестационной службой или федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием, или по их доверенности иными государственными органами управления образованием, целью которой является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям); (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) государственную аккредитацию высших учебных заведений, проводимую федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием по результатам государственной аттестации, целью которой является подтверждение (установление) статуса высшего учебного заведения, уровня реализуемых им профессиональных образовательных программ; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) общественную аккредитацию высших учебных заведений различными российскими, зарубежными и международными общественными организациями. 91. Непосредственный контроль исполнения высшими учебными заведениями законодательства Российской Федерации, устава, лицензии, их образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель в рамках своей компетенции. Х. Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования 92. За высшим учебным заведением в целях обеспечения его уставной образовательной деятельности учредитель закрепляет объекты права собственности (землю, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Высшему учебному заведению принадлежат право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности; а также на доходы от собственной деятельности высшего учебного заведения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 93. За государственным высшим учебным заведением закрепляются в бессрочное бесплатное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки. Государственные высшие учебные заведения могут сдавать в аренду без права выкупа или во временное пользование закрепленные за ними земельные участки. 94. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно использует имущество, переданное в его оперативное управление, в том числе для ведения хозяйственной деятельности, сдачи его в аренду без права выкупа и пользование, если это осуществляется не в ущерб его основной деятельности. 95. Государственное высшее учебное заведение вправе образовывать ассоциации, комплексы, союзы и иные объединения, в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций, вступать, участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ), предприятий, используя в качестве вклада в их уставный фонд имущество, денежные средства и иные объекты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются его собственностью. 96. Использование высшими учебными заведениями природных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 97. Высшее учебное заведение в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию и охране природных ресурсов, а также возмещает ущерб, причиненный в результате своей деятельности. 98. Источниками формирования имущества высшего учебного заведения и финансирования его деятельности являются: средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта; материальные и денежные взносы учредителей; средства, получаемые от осуществления различных видов деятельности; кредиты банков и иных кредиторов; добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных и зарубежных, и другие источники. 99. Величина бюджетных средств и других предусмотренных уставом поступлений на содержание высшего учебного заведения должна обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на оказание соответствующих профилю учебного заведения услуг (работ), формирование средств на выплату заработной платы, стипендий, создание необходимой материально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулирование трудового коллектива в соответствии с законодательством Российской Федерации. 100. Финансирование государственных высших учебных заведений за счет бюджетных средств осуществляется учредителем в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, исходя из законодательно установленного уровня расходов на содержание и развитие высших учебных заведений. Сверх установленных заданий высшие учебные заведения могут осуществлять дополнительный прием студентов с полным возмещением затрат на их обучение по договорам с юридическими лицами. Финансирование высших учебных заведений федерального подчинения может осуществляться также за счет средств бюджетов территорий. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) денежные средства не могут быть изъяты у высшего учебного заведения или зачтены в объем финансирования последующего периода (в течение года или в следующем году). 101. Государственное высшее учебное заведение самостоятельно определяет порядок использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, включая определение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников. 102. Высшее учебное заведение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, в том числе студентам, обучающимся за счет средств бюджетов различного уровня по стандартным программам (на добровольной основе). Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой из средств бюджета. В противном случае средства, заработанные путем такой деятельности, изымаются учредителем. 103. Высшие учебные заведения вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. В своей предпринимательской деятельности высшее учебное заведение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности. 104. Высшее учебное заведение выполняет работы и оказывает услуги предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам на основе договоров. Высшее учебное заведение заказывает выполнение работ и оказание услуг, необходимых ему для осуществления уставной деятельности, в пределах имеющихся на эти цели средств. 105. Высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы, связанные с заключением договоров, определением обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству Российской Федерации и уставу высшего учебного заведения. 106. Высшее учебное заведение может проводить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, благотворительные мероприятия, аукционы и другие аналогичные мероприятия. 107. Высшее учебное заведение пользуется банковским кредитом и несет ответственность за выполнение кредитных договоров и соблюдение расчетной дисциплины. 108. Высшее учебное заведение имеет счета в банковских и других кредитных учреждениях (в том числе и валютные) для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 109. Минимальный размер оплаты труда работников высшего учебного заведения устанавливается законодательством Российской Федерации. 110. Высшее учебное заведение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно в установленном порядке определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, а также размеры должностных окладов всех категорий работников (без ограничения их предельных размеров), но не ниже устанавливаемых законодательством Российской Федерации. 111. В случае создания в высшем учебном заведении структурных подразделений и введения должностей, не предусмотренных соответствующей схемой (Единой тарифной сеткой), размеры должностных окладов по данным структурным подразделениям и должностям определяются непосредственно высшим учебным заведением с учетом специфики их деятельности применительно к существующим подразделениям и должностям. ХI. Международная деятельность высшего учебного заведения 112. Высшее учебное заведение имеет право осуществлять международное сотрудничество в области высшего образования и повышения квалификации специалистов, преподавательской деятельности, научных и иных работ, а также внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными соглашениями и договорами. 113. Обучение, подготовка и повышение квалификации граждан иностранных государств в высших учебных заведениях Российской Федерации, преподавательская и научно-исследовательская работа граждан Российской Федерации за рубежом осуществляются на основе межгосударственных соглашений, соглашений между федеральным органом исполнительной власти управления высшим образованием и соответствующими органами управления образованием зарубежных стран, а также по договорам (контрактам), заключаемым высшим учебным заведением с зарубежными учебными заведениями, организациями, или на основе индивидуальных договоров (контрактов). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.94 г. N 1428) ХII. Учет и отчетность 114. Высшее учебное заведение осуществляет оперативный и бухгалтерский учет результатов своей работы, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме, представляет учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании средств. 115. Должностные лица несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность за искажение государственной отчетности. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|