Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.03.2008 № 288-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 7 марта 2008 г. N 288-р г. Москва Утратилo силу с 01.07.2010 - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2009 г. N 2062-р 1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - Концепция). 2. Мининформсвязи России совместно с ФТС России, ФНС России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить управление реализацией Концепции. 3. Мининформсвязи России, ФТС России и ФНС России в 3-месячный срок подготовить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти план мероприятий по реализации Концепции и утвердить его. Председатель Правительства Российской Федерации В.Зубков __________________________ ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. N 288-р К О Н Ц Е П Ц И Я создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров I. Введение Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - система контроля) разработана в целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контролю правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания системы контроля, ее информационно-технологическую архитектуру, государственных заказчиков работ по созданию системы контроля, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития системы контроля, а также источники финансового обеспечения работ по ее созданию и развитию. Также в настоящей Концепции представлена оценка экономической и социальной эффективности системы контроля. II. Предпосылки создания системы контроля В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы и услуги, непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. В соответствии с данным положением российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг). В настоящее время в Российской Федерации рост возмещения налога на добавленную стоимость более чем в 2 раза превышает рост объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета. Рост связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. При этом недостаточная эффективность контроля вывоза товаров обусловлена: низкой оперативностью обмена данными между таможенными органами, в которых проводится таможенное оформление товаров, и приграничными таможенными органами, в зоне деятельности которых осуществляется вывоз этих товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также отсутствием у них оперативного доступа к централизованному информационному ресурсу таможенных органов, консолидирующему соответствующую информацию; преимущественным использованием бумажного документооборота, ограничивающего пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, на которые в соответствии с действующими процедурами контроля фактического вывоза возложена основная нагрузка по учету вывоза. Недостаточная эффективность контроля правомерности применения налогоплательщиками ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров обусловлена: отсутствием оперативного доступа налоговых органов к информации таможенных и других федеральных органов исполнительной власти, необходимой для проведения эффективного налогового контроля; недостаточным уровнем использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в рамках действующих процедур подтверждения фактического вывоза товаров и поступления выручки от экспорта таких товаров, что приводит к неоправданным трудозатратам таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных банков. Указанные ограничения на практике приводят к увеличению количества документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения факта вывоза, чрезмерной нагрузке на приграничные таможенные органы, значительным задержкам и несвоевременности получения информации, необходимой для проведения налогового контроля в установленные законодательством сроки. III. Цели и задачи создания системы контроля Основной целью создания системы контроля является обеспечение эффективного контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач: создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля; информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляемых Федеральной таможенной службой на всех уровнях внутриведомственного управления; обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий; перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти при контроле вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроле правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных. Создание системы контроля осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: использование электронного документооборота при организации информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными и налоговыми органами; использование по мере появления соответствующего нормативно-правового обеспечения имеющих юридическую значимость первичных документов, передаваемых в электронной форме; автоматическое формирование сведений, необходимых для подтверждения фактического вывоза товаров на основе информации, содержащейся в первичных документах; исключение повторного ввода информации; оперативное предоставление таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности информации об осуществлении ими фактического вывоза товаров преимущественно в форме электронных документов, имеющих юридическую значимость; оперативный обмен между налоговыми и таможенными органами сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по таможенному и налоговому контролю; использование инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде (далее - государственный информационный центр), создаваемого в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", для организации информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия, а также электронной цифровой подписи; обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации; централизация функций управления эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия; обеспечение юридической значимости информации, содержащейся в электронных документах, используемых в рамках системы контроля, для осуществления контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. IV. Информационно-технологическая архитектура системы контроля Информационно-технологическая архитектура системы контроля включает в себя ведомственные сегменты и межведомственный сегмент информационного взаимодействия. Ведомственные сегменты системы контроля создаются на основе единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, автоматизированной информационной системы "Налог" Федеральной налоговой службы, а также ведомственных информационных систем иных контролирующих и надзорных федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций. Межведомственный сегмент информационного взаимодействия системы контроля создается путем развития инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра, в том числе его телекоммуникационного компонента в части информационно-технологической поддержки информационного взаимодействия, а также обеспечения юридически значимого информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи. Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов: сбор предварительных сведений о подлежащих вывозу товарах по данным товаросопроводительных документов, представленных в форме электронных документов, при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля для таможенных режимов, предусматривающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации; сбор в электронной форме сведений о фактическом вывозе товаров при таможенном контроле и оформлении убытия товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; подготовка и анализ отчетности о фактическом вывозе товаров; предоставление участнику внешнеэкономической деятельности информации о фактическом вывозе его товаров с таможенной территории Российской Федерации; передача в межведомственный сегмент системы контроля в электронной форме информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также иных имеющихся в Федеральной таможенной службе сведений, необходимых для проведения налогового контроля; получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации, необходимой для проведения таможенного контроля с целью выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства. Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов: передача в межведомственный сегмент системы контроля информации, необходимой для проведения таможенного контроля для выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства; получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также сведений, необходимых для проведения налогового контроля, в том числе: сведений, содержащихся в выписках банков, подтверждающих фактическое поступление на счета налогоплательщиков в российских банках выручки от реализации товаров иностранным лицам; сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, содержащихся в таможенных декларациях, транспортных, товаросопроводительных и иных документах с отметками о прохождении таможенного и пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, осуществивших выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта. Создание межведомственного сегмента системы контроля позволит обеспечить: ведение централизованных справочников и классификаторов межведомственного информационного взаимодействия (в том числе идентификационных элементов); ведение реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, используемых при создании электронной цифровой подписи для подписания электронных сообщений (документов); ведение электронной базы регламентирующих документов по межведомственному информационному взаимодействию в удобной для пользователей форме; автоматизированную настройку форматов межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с регламентом; гарантированную доставку электронных сообщений (документов) субъектам межведомственного информационного взаимодействия, которым они адресуются; подтверждение подлинности сертификатов ключей электронной цифровой подписи электронных сообщений (документов); ведение журнала сеансов межведомственного информационного взаимодействия; накопление, хранение и архивирование данных межведомственного информационного взаимодействия; обеспечение юридической значимости электронных сообщений (документов) по запросу субъектов межведомственного информационного взаимодействия; обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования; обеспечение доступа к государственным информационным системам и иным информационным системам; анализ и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при межведомственном информационном взаимодействии; ведение единого реестра пользователей системы контроля, обеспечивающего регламентированное предоставление доступа к системе контроля; централизованное управление эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия. V. Государственные заказчики работ по созданию системы контроля Учитывая межведомственный характер работ, целесообразно определить государственного заказчика - координатора работ по созданию системы контроля (далее - государственный заказчик-координатор) и государственных заказчиков работ по созданию и развитию ее отдельных сегментов (далее - государственные заказчики). Государственным заказчиком-координатором предлагается определить Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. Государственными заказчиками работ по созданию отдельных сегментов системы контроля предлагается определить: Федеральную таможенную службу - в части создания и развития ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной службы; Федеральную налоговую службу - в части создания и развития ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой службы; Федеральное агентство по информационным технологиям - в части создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля. Основными функциями государственного заказчика-координатора являются: формирование технических и функциональных требований к системе контроля на основе предложений государственных заказчиков; разработка предложений по нормативно-правовому и финансовому обеспечению создания и функционирования системы контроля; координация деятельности государственных заказчиков; контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на создание системы контроля; организация приемки работ по созданию системы контроля; участие в приемке работ по созданию отдельных компонентов системы контроля. Государственные заказчики обеспечивают: подготовку предложений по техническим и функциональным требованиям к отдельным компонентам системы контроля; подготовку предложений по финансовому обеспечению создания и развития компонентов системы контроля; подготовку и проведение конкурсов по выбору исполнителей работ; координацию проводимых исполнителями работ по созданию и развитию соответствующих ведомственных сегментов системы контроля; приемку работ по созданию и развитию соответствующих ведомственных сегментов системы контроля. VI. Порядок информационного взаимодействия в рамках системы контроля Состав и источники информации, необходимой для контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, определяет Федеральная таможенная служба. Состав и источники информации, необходимой для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров, определяет Федеральная налоговая служба. Межведомственное информационное взаимодействие в рамках системы контроля осуществляется через государственный информационный центр. Условия и порядок межведомственного информационного взаимодействия определяются совместными приказами оператора государственного информационного центра и федеральными органами исполнительной власти, участвующими в информационном обмене в рамках системы контроля. В случае если участник информационного обмена не является федеральным органом исполнительной власти, условия информационного взаимодействия определяются соглашением между ним, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и оператором государственного информационного центра. VII. Обеспечение информационной безопасности системы контроля Целью обеспечения информационной безопасности системы контроля является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе контроля и ее пользователям. Информационная безопасность системы контроля обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности, задачами которой являются: обеспечение защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы контроля; обеспечение конфиденциальности и целостности информации; обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия. Основными направлениями создания системы защиты информации являются: организационно-режимные меры по защите; защита информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок; защита от вирусных атак; обеспечение безопасности информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств защиты информации, в том числе средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи; защита информации от несанкционированного доступа. VIII. Этапы создания, функционирования и развития системы контроля Создание и ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию планируется осуществить до конца 2010 года в 3 этапа. На I этапе (2008 год) планируется обеспечить: развитие инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра для создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля; разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых для организации межведомственного информационного взаимодействия с использованием инфраструктуры государственного информационного центра в процессе контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; доработку проектов технического задания, финансово-экономического обоснования и плана работ по созданию системы контроля с учетом финансового обеспечения работ по созданию системы контроля и уточнения состава участников обмена информацией, а также состава и структуры данных, которыми обмениваются федеральные органы исполнительной власти в рамках системы контроля; разработку нового, доработку и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях осуществления межведомственного обмена данными с использованием инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра; интеграцию и перевод в опытную эксплуатацию межведомственного и ведомственных сегментов системы контроля, обеспечивающих межведомственное информационное взаимодействие на федеральном уровне в объеме, предусмотренном соглашениями о межведомственном информационном обмене; разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов передачи сведений о фактах поступления выручки от реализации товаров иностранным лицам, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах I этапа; разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов. На II этапе (2009 год) планируется обеспечить: разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов таможенного контроля вывоза товаров с учетом специфики железнодорожного, авиационного, трубопроводного, морского (речного) видов транспорта и почтовых отправлений всеми видами транспорта, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах II этапа; разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов. На III этапе (2010 год) планируется обеспечить: выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на всех объектах ведомственных сегментов системы контроля; ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию. По мере развития системы контроля возможно расширение состава ее участников. Подключение к системе контроля федеральных органов исполнительной власти осуществляется по мере выпуска соответствующих приказов, или заключения соглашений об информационном взаимодействии, или внесения изменений в действующие приказы либо соглашения с учетом требований, предъявляемых оператором государственного информационного центра. В случае если передаче сведений должна предшествовать работа по организации их сбора, обеспечению необходимого уровня оперативности и достоверности, такая работа выполняется в рамках ведомственного сегмента системы контроля, закрепленного за федеральным органом исполнительной власти, являющимся владельцем соответствующей информации. Задачи, связанные с автоматизацией обработки полученной информации, решаются в рамках ведомственного сегмента системы контроля, закрепленного за федеральным органом исполнительной власти, являющимся получателем информации. Ввод системы контроля или ее компонентов в промышленную эксплуатацию осуществляется по результатам опытной эксплуатации. Опытная эксплуатация системы контроля должна осуществляться не более 1 года. IX. Финансовое обеспечение работ по созданию и развитию системы контроля Финансирование работ по проектированию, созданию и развитию межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Финансирование работ по созданию и развитию ведомственных сегментов системы контроля предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых государственным заказчикам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. X. Оценка экономической и социальной эффективности системы контроля Создание системы контроля обеспечит повышение эффективности работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации путем снижения с 15 до 0 количества обрабатываемых в бумажной форме письменных обращений о подтверждении факта вывоза товаров по одной таможенной декларации и сокращения времени при регистрации факта вывоза товаров, а также времени прохождения грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Функционирование системы межведомственного обмена данными в масштабе времени, близком к реальному, между таможенными и налоговыми органами позволит осуществлять более действенный контроль реально экспортируемых товаров и сумм предъявляемого к возмещению налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при экспорте товаров, а также контроль экспортных сделок в целях предотвращения оттока капитала. Система контроля позволит налоговым и таможенным органам совместно противодействовать неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость при экспорте товаров. Своевременное предоставление таможенными органами необходимых достоверных сведений налоговым органам будет способствовать решению вопросов, связанных с уменьшением сроков проведения мероприятий в рамках контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при одновременном соблюдении установленных законодательством сроков возмещения налога на добавленную стоимость, повышению надежности и правомерности такого возмещения. Создание системы контроля обеспечит: повышение обоснованности решений в отношении вывоза экспортируемых товаров и правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость; сокращение времени и снижение трудозатрат сотрудников таможенных и налоговых органов на осуществление мероприятий по контролю вывоза товаров и проверке правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; сокращение простоев транспортных средств, связанных с проведением таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; сокращение времени и снижение трудозатрат, связанных с получением участниками внешнеэкономической деятельности подтверждения факта вывоза и факта поступления выручки от экспорта товаров; снижение объема бумажного документооборота между таможенными, налоговыми органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Функционирование системы контроля позволит организовать оперативный сбор и обработку информации о фактически вывозимых товарах и транспортных средствах. С точки зрения экономической эффективности создание системы контроля обеспечит: сокращение потерь федерального бюджета, связанных с фиктивным экспортом и составляющих в настоящее время 10-30 млрд. рублей в год; сокращение потерь добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, связанных с несвоевременным получением возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и составляющих около 5 млрд. рублей в год. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|