Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 января 2002 г. N 65 г. Москва О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 08.10.2002 г. N 743; от 26.07.2004 г. N 380; от 15.08.2006 г. N 502; от 10.03.2009 г. N 219; от 10.09.2009 г. N 721; от 09.06.2010 г. N 403) Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы ежегодно уточнять размер выделяемых на реализацию Программы ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 г. N 219) 2. (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2004 г. N 380) 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". 4. Признать утратившим силу пункт 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. N 207-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 8, ст. 770). Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 г. N 403) Паспорт федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" Наименование - федеральная целевая программа "Электронная Программы Россия (2002-2010 годы)" Дата принятия - распоряжение Правительства Российской Федерации решения о от 12 февраля 2001 г. N 207-р, постановление разработке Правительства Российской Федерации от 28 января Программы, дата 2002 г. N 65 ее утверждения Государственный - Министерство связи и массовых коммуникаций заказчик - Российской Федерации координатор Программы Государственные - Министерство связи и массовых коммуникаций заказчики Российской Федерации, Министерство Программы экономического развития Российской Федерации, Федеральное агентство по информационным технологиям, Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации Основные - Министерство связи и массовых коммуникаций разработчики Российской Федерации, Министерство Программы экономического развития Российской Федерации Цели Программы - повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти Задачи Программы - переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства; развитие инфраструктуры электронного правительства Важнейшие - этапы перевода в электронный вид процессов целевые предоставления государственных услуг индикаторы и федеральными органами исполнительной власти; показатели количество органов государственного контроля (надзора), оказывающих услуги по приему уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности в электронном виде; количество органов государственного контроля (надзора), осуществляющих документарные проверки в электронном виде; доля пользователей единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) среди пользователей сети Интернет; количество информационных систем, с которыми проведена интеграция для автоматизированной загрузки в сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) сведений о порядке и условиях предоставления государственных услуг; количество субъектов Российской Федерации, в которых внедрены типовые программно-технические решения, обеспечивающие возможность предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием типовых решений региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и региональных реестров государственных и муниципальных услуг (функций); количество многофункциональных центров в субъектах Российской Федерации, использующих типовую информационную систему поддержки деятельности многофункционального центра для оказания государственных и муниципальных услуг; количество центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и к их услугам, предоставляемым в электронном виде; количество федеральных органов исполнительной власти, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного обслуживания; количество субъектов Российской Федерации, подтвердивших свою готовность к внедрению с 2011 года типовой универсальной электронной карты; доля органов государственной власти, предоставляющих сведения в автоматизированную информационную систему анализа сведений о государственных и муниципальных торгах по реализации имущества; доля официальных сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти; доля официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти; количество государственных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих информационное наполнение автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве; количество субъектов Российской Федерации, имеющих региональные порталы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства, созданные на основе типового решения; создание программного обеспечения и ввод в эксплуатацию подсистем официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд в части, касающейся регистрации пользователей официального сайта и размещения информации о размещении заказов; доля органов государственной власти, имеющих возможность передачи информации в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему "Управление"; количество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации; количество федеральных органов исполнительной власти, данные о результатах деятельности которых отображаются в информационной системе обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации; доля проектов основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, в общем количестве проектов, информация о которых доступна в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление"; доля проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, находящихся в открытом доступе, по которым в единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление" осуществляется мониторинг и анализ хода их исполнения; доля федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и предоставляющих информацию о ее выполнении в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему "Управление"; доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию по вопросам труда и занятости населения в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему "Управление"; доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о реализации национальных проектов в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему "Управление"; доля субъектов Российской Федерации, предоставляющих информацию о социально-экономическом развитии региона в единую вертикально интегрированную государственную автоматизированную информационную систему "Управление"; количество созданных региональных информационно-аналитических центров; количество созданных ситуационных центров в высших органах государственной власти; количество созданных автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих доступ к системе электронного документооборота в Администрации Президента Российской Федерации и Аппарате Правительства Российской Федерации; количество государственных услуг, при предоставлении которых используется система межведомственного электронного взаимодействия; готовность технического проекта по созданию интегрированной информационной системы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; количество субъектов Российской Федерации, внедривших 2-ю очередь государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов; количество удостоверяющих центров, входящих в состав единой сети удостоверяющих центров; количество федеральных органов государственной власти, имеющих абонентские пункты доступа к информационной системе межведомственного электронного документооборота; доля проектов создания и развития элементов инфраструктуры электронного правительства, по которым проводится экспертиза полученных результатов на предмет их соответствия содержанию Программы и исходным техническим требованиям; доля разработанных федеральными органами исполнительной власти проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в соответствии с нормативными техническими правилами и требованиями; количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий Сроки и этапы - 2002-2010 годы реализации Программы Объемы и - общий объем финансирования Программы на источники 2002-2010 годы составит 26964,213 млн. рублей финансирования (в ценах соответствующих лет), в том числе: Программы за счет средств федерального бюджета - 20369,431 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6594,782 млн. рублей. Общий объем финансирования Программы в 2002-2009 годах составил 17907,486 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 16664,207 млн. рублей, из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1790,153 млн. рублей; прочие нужды - 7111,046 млн. рублей; государственные капитальные вложения - 7763,008 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 1243,279 млн. рублей. Общий объем финансирования Программы на 2010 год составит 3139 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 3100 млн. рублей, из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 177 млн. рублей; прочие нужды - 1723,6 млн. рублей; государственные капитальные вложения - 1199,4 млн. рублей; за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 39 млн. рублей Ожидаемые - создание инфраструктуры электронного конечные правительства, обеспечивающей доступ к результаты информации о деятельности и услугам органов реализации государственной власти в электронном виде, Программы и межведомственное электронное взаимодействие и показатели единый государственный контроль социально- результативности деятельности органов экономической государственной власти, что позволит снизить эффективности уровень административной нагрузки на организации и граждан и даст ежегодную экономию до 10 млрд. рублей; повышение эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти на 10 процентов; снижение затрат органов государственной власти на организацию обмена информацией на межведомственном уровне на 25 процентов; уменьшение административной нагрузки на граждан и организации, связанной с представлением в органы государственной власти необходимой информации, снижение количества вынужденных обращений в органы государственной власти для получения государственных услуг и сокращение времени ожидания получения услуг на 10 процентов; обеспечение гарантированного уровня информационной открытости органов государственной власти, повышение уровня доверия и взаимодействия, сокращение затрат времени на реализацию гражданами Российской Федерации своих конституционных прав и обязанностей; повышение оперативности и качества принимаемых решений, сокращение издержек на организацию административно-управленческих процессов в органах государственной власти; разработка в рамках проекта долгосрочной целевой государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)" мероприятий, направленных на продолжение формирования в Российской Федерации электронного правительства в 2011-2020 годах, что обеспечит сохранность государственных инвестиций и долгосрочную экономическую эффективность от внедрения полученных от реализации Программы результатов; повышение спроса на информационные и телекоммуникационные технологии со стороны органов государственной власти и, как следствие, рост объема их предложения со стороны российских производителей до 10 процентов в год за счет повышения готовности и мотивации работников органов государственной власти к использованию в своей деятельности современных информационных и телекомунникационных технологий, а также за счет содействия разработке программ и проектов ведомственной информатизации; обеспечение формирования единого информационного пространства страны за счет развития национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд и подключения к ней органов государственной власти на всей территории Российской Федерации I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, обоснование необходимости ее решения программными методами По мере развития и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий во все сферы общественной жизни органы государственной власти все чаще используют их для организации эффективного управления своей деятельностью и повышения качества услуг, предоставляемых населению. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения. Сегодня в Российской Федерации созданы все необходимые предпосылки для совершенствования работы государственного аппарата на основе широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. В целом решены задачи, связанные с формированием в органах государственной власти современной базовой информационно-технологической инфраструктуры. В основном удовлетворены потребности органов государственной власти в вычислительной технике, формируются территориально распределенные ведомственные компьютерные сети. Во многих органах государственной власти созданы автоматизированные рабочие места, обеспечивающие доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет). Некоторыми федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации успешно реализуются программы и проекты по созданию государственных информационных систем, обеспечивающих автоматизированный сбор, обработку и хранение данных, необходимых для качественного и эффективного выполнения возложенных на них функций. Имеется опыт успешного обмена данными в электронном виде между ведомствами, а также между государственными органами, населением и организациями. Многими органами государственной власти созданы сайты в сети Интернет, на которых размещается нормативная правовая, справочная и новостная информация, связанная с деятельностью этих органов. В рамках реализации административной реформы ведется системная работа по описанию функций и процессов государственного управления, анализу возможностей их оптимизации и совершенствования на основе применения современных технологий. На федеральном уровне подготовлены нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы доступа к информации органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вместе с тем, несмотря на стремительный рост спроса органов государственной власти на информационные и телекоммуникационные технологии, их внедрение не всегда приводит к улучшению качества функционирования государственного аппарата, а зачастую усиливает негативные последствия неэффективных административно-управленческих процессов. Сохраняются значительные различия между органами государственной власти по использованию информационных и коммуникационных технологий, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно ведомственный характер. Существует серьезное отставание органов государственной власти субъектов Российской Федерации от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. Многие федеральные органы государственной власти не имеют комплексных программ внедрения информационных и телекоммуникационных технологий и совершенствования на их основе своей деятельности, что приводит к нерациональным расходам. Основная доля бюджетных расходов приходится на приобретение и установку компьютерного и сетевого оборудования, что свидетельствует о недостаточном уровне развития и использования прикладных информационных систем, а также о доминировании технологического подхода к решению задач информатизации. При этом органы государственной власти в большинстве случаев дублируют разработку типовых программных решений. Закупка и внедрение программного обеспечения производятся без использования открытых стандартов, что приводит к несовместимости программно-технических решений, невозможности обмена данными между различными государственными информационными системами. На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Лишь в некоторых органах государственной власти развернуты и используются комплексные системы электронного документооборота. В единичных случаях внедряются информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности органов государственной власти. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти, а также единая информационная система контроля их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов. На созданных в сети Интернет сайтах органов государственной власти практически не осуществляется оперативное информационное обновление и не содержатся необходимые сведения о порядке и условиях получения государственных услуг, что также затрудняет взаимодействие граждан с органами государственной власти. При этом недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения. Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, представления запросов и другой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения. Отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти населению, организациям и другим органам государственной власти требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" в виде системы удостоверяющих центров, применяющих технологию электронной цифровой подписи. Созданные удостоверяющие центры не объединены в домены взаимного доверия, их услуги фактически недоступны для населения и организаций. В электронном виде не предоставляются услуги в области нотариата, размещение нормативных правовых актов в сети Интернет не является официальной публикацией и т. д. Используемые государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой базы, регламентирующей эти процессы, и общей координации. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах. В результате такие информационные системы содержат сведения разной степени актуальности и достоверности. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит также к несогласованности и противоречивости содержащихся в них данных. Различные форматы хранения данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество государственных услуг, предоставляемых населению. Неконтролируемый рост объема информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан. Проблема отсутствия унифицированной инфраструктуры, типовых решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями становится особенно актуальной по мере дальнейшего развития государственных информационных систем и проникновения информационных и телекоммуникационных технологий в социально-экономическую сферу. Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий ведет к дальнейшей дифференциации органов государственной власти и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления. Отсутствие общих требований к управлению реализацией отдельных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий на уровне органов государственной власти снижает результативность и качество их выполнения, приводит к значительному числу неудачно завершенных проектов или проектов, завершенных с нарушением сроков или превышением расходов. Отсутствие общей классификации применяемых в органах государственной власти информационных систем, а также базовых стандартов и рекомендаций по их реализации на практике приводит к использованию неэффективных технологий. Общий уровень профессиональной подготовки работников органов государственной власти по владению современными информационными и коммуникационными технологиями также остается невысоким, что является особенно критичным в связи с внедрением в деятельность органов государственной власти все более сложных комплексных решений. В целях повышения эффективности федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее - Программа) в 2008 году Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации был проведен анализ ее реализации в 2002-2007 годах. Результаты анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных до 2008 года, носила излишне ведомственный характер и была направлена на решение в основном узкоспециализированных задач, не улучшающих качество взаимоотношений государства и общества. Внедрение информационных систем приводило к дублированию традиционного бумажного документооборота, делая его автоматизацию экономически неоправданной, вместо принципиального изменения концепции информатизации на основе свободы граждан на доступ к информации, повышения эффективности процессов оказания услуг и перевода взаимоотношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и бизнесом в электронный вид. В связи с этим направления реализации государственной политики в области развития и распространения информационных и телекоммуникационных технологий должны определяться в соответствии с текущими приоритетами и задачами развития страны. К 2010 году был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий: Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная поручением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р; план перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р. Формирование в Российской Федерации электронного правительства является одной из приоритетных задач, поставленной в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р. В 2009 году был принят план по реализации указанной Концепции. Вместе с тем существуют проблемы, без решения которых формирование электронного правительства в Российской Федерации представляется невозможным, и в том числе следующие: отсутствует системный проект электронного правительства, обеспечивающий полноту создания и эффективность взаимодействия всех подсистем электронного правительства; отсутствует эффективная модель информационного взаимодействия государства и общества, снимающая с граждан и организаций, обращающихся в государственные органы, обязанность по подтверждению первичных прав заявителей и перенос этой обязанности на органы государственной власти; не проведена оптимизация ведомственных и межведомственных административных процедур, обеспечивающая перевод государственных услуг в электронный вид; отсутствуют соответствующие задачам оптимизации административных процедур единые стандарты создания и эксплуатации ведомственных и межведомственных информационных систем, унифицированные технологии и протоколы ведомственного и межведомственного электронного взаимодействия; отсутствует необходимое нормативное правовое обеспечение для оказания государственных услуг в электронном виде; отсутствует единая инфраструктура обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия на основе применения электронной цифровой подписи; не созданы единая технологическая платформа и, что крайне важно, система управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства; не разработаны механизмы управления ведомственными и региональными программами информатизации органов государственной власти, учитывающие вопросы оптимизации административных процедур и необходимость обеспечения финансирования за счет средств федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; ряд целевых показателей носит искусственный характер, слабо связанный с требованиями государственных заказчиков Программы и объективными результатами выполнения мероприятий Программы. Для решения указанных проблем требуется создание единого центра принятия решений, ответственного за: выработку единой идеологии и системного проекта формирования электронного правительства; разработку нормативной базы, необходимой для формирования электронного правительства; реализацию ведомственных и региональных программ информатизации с учетом необходимости проведения оптимизации административных процедур на базе внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти при оказании услуг в электронном виде. Сложившаяся ситуация не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и предоставления государственных услуг населению и организациям на основе информационных и телекоммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти. Это возможно реализовать только в рамках программно-целевого подхода, направленного в приоритетном порядке на обеспечение развития и совместимости государственных информационных систем, разработку стандартов и технологий их взаимодействия, а также на формирование межведомственной инфраструктуры обеспечения информационного обмена. Использование программно-целевого метода позволит обеспечить целенаправленную реализацию государственной политики в сфере использования информационных и телекоммуникационных технологий в государственном управлении. Существующий уровень концептуальной и технической проработки указанных вопросов позволяет рассчитывать на успешную реализацию Программы при условии адекватного организационного и ресурсного обеспечения. В результате выполнения Программы будет значительно повышена результативность расходования бюджетных средств, выделяемых на внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. Возможная альтернатива использованию программного метода для решения указанных задач предполагает реализацию отдельных мер на уровне конкретных органов государственной власти. Однако применение подобного подхода потребует организации постоянного согласования решений на межведомственном уровне, принятия Правительством Российской Федерации решений, связанных с обеспечением согласованного развития и организацией взаимодействия государственных информационных систем, а также финансирования создания программных решений, имеющих межведомственный характер, и внедрения технологий в каждом отдельном случае. Реализация такого подхода на практике приведет к большим временным задержкам, чрезмерной нагрузке на участвующие ведомства и не позволит обеспечить необходимую интенсивность, эффективность и комплексность решения данных задач. Использование программно-целевого метода позволит минимизировать возможные риски, связанные с реализацией Программы, за счет создания адекватных механизмов управления выполнением мероприятий. Можно выделить следующие наиболее существенные риски, связанные с реализацией Программы: риск отсутствия повышения качества государственного управления от внедрения информационных и телекоммуникационных технологий. Для минимизации этого риска в состав Программы включаются мероприятия по формированию требований к информационным и телекоммуникационным технологиям, используемым в органах государственной власти и направленным на достижение целевых показателей деятельности органов государственной власти; риск пассивного сопротивления распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения мероприятий Программы и отсутствие необходимой мотивации. В целях минимизации этого риска предполагается в рамках выполнения отдельных мероприятий Программы сформировать совместные рабочие группы с участием заинтересованных ведомств для планирования расходов на информационные и телекоммуникационные технологии и оперативной координации реализации программ и проектов. Необходимо также предусмотреть закрепление результатов выполнения мероприятий Программы актами Правительства Российской Федерации и актами отдельных федеральных органов государственной власти; риск низкой эффективности реализации мероприятий Программы и недостижения запланированных результатов ее выполнения. Этот риск минимизируется путем внедрения в систему управления реализацией Программы принципов и методов проектного управления, механизмов независимой экспертизы программ (проектов, проектных решений), полного раскрытия для общества результатов реализации Программы и организации их широкого общественного обсуждения, а также усиления личной ответственности сотрудников органов государственной власти за достижение запланированных результатов; риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменениям в организации и деятельности органов государственной власти. В целях минимизации этого риска в состав мероприятий Программы предполагается включить создание системы мониторинга использования информационных и телекоммуникационных технологий в органах государственной власти и контроля достижения запланированных результатов реализации Программы, организовать систему обратной связи, обеспечивающей получение данных о соответствии выполняемых работ основным потребностям органов государственной власти в области повышения эффективности и качества их деятельности; риск дублирования и несогласованности выполнения работ в рамках Программы и других государственных программ и проектов внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти. В целях минимизации этого риска планируется реализация только мероприятий, имеющих комплексный межведомственный характер. Проекты, направленные на удовлетворение потребностей отдельных органов государственной власти в информационных и телекоммуникационных технологиях, будут выполняться при реализации ведомственных и региональных программ внедрения таких технологий; риск пассивного сопротивления отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы по созданию информационных баз, реестров, классификаторов, единого идентификатора граждан по этическим, моральным, культурным, религиозным причинам. В целях минимизации этого риска в состав экспертов по согласованию нормативной правовой базы предполагается включать авторитетных религиозных деятелей, деятелей культуры, экспертов по вопросам общественной морали и этики. Для оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, по тем или иным причинам считающим получение услуг в электронном виде для себя неприемлемым, предполагается сохранение возможности получения услуг традиционным способом. II. Основные цели и задачи Программы, сроки, этапы, целевые индикаторы и показатели ее реализации Основными целями Программы в 2010 году являются: повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения; повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе организации межведомственного информационного обмена и обеспечения эффективного использования органами государственной власти информационных и телекоммуникационных технологий, повышения эффективности управления внедрением информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти; повышение эффективности государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за деятельностью органов государственной власти. Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение следующих задач: переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти; развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства; развитие инфраструктуры электронного правительства; создание системы управления реализацией мероприятий Программы. Планируется провести в 2010 году анализ информационных процессов в сфере государственного управления и оказания государственных услуг и подготовить технический проект по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства. Также планируется создать в соответствии с техническим проектом технологическую платформу инфраструктуры электронного правительства (телекоммуникационную сеть, специализированные серверные площадки и сеть доверенных удостоверяющих центров электронной цифровой подписи) на базе единого национального оператора. К концу 2010 года будут созданы и введены в эксплуатацию ряд функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства, в частности: многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций), региональные порталы и реестры государственных услуг (функций), центры общественного доступа к информации органов государственной власти и к государственным услугам в электронном виде, центры телефонного обслуживания граждан и организаций, разработаны отдельные функциональные элементы по программам ведомственной и межведомственной информатизации. В рамках Программы будет осуществляться работа по обеспечению открытости доступа к информации о деятельности органов государственной власти, в частности работа по модернизации и развитию официальных сайтов органов государственной власти. В части, касающейся управления реализацией мероприятий Программы, будет осуществляться деятельность по совершенствованию методики определения целевых индикаторов и показателей ее результативности. Предоставляемая государственными заказчиками Программы методика измерения целевых индикаторов должна: базироваться на принципах объективности, независимости, измеримости целевых индикаторов; обладать свойством сопоставимости результатов в различные периоды реализации Программы. Отношение значения текущих целевых показателей к базовым целевым показателям будет использоваться в системе управления качеством и системе оценки эффективности выполнения как отдельных мероприятий, так и Программы в целом. Целевые индикаторы и показатели результативности выполнения мероприятий Программы на 2010 год приведены в приложении N 1. III. Система мероприятий Программы Предусматривается реализация мероприятий Программы по 5 основным направлениям. 1. Переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти Целью направления "Переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти" является реализация плана перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р. Методическое обеспечение перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде осуществляется: Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации - в части методического и организационного руководства процессом указанного перехода; Министерством экономического развития Российской Федерации - в части обеспечения соответствия мероприятий, проводимых в рамках административной реформы, плану перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти организуют в пределах своей компетенции реализацию указанного плана, включая осуществление мер, направленных на совершенствование законодательства, и иные меры для обеспечения перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде. Переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период на текущее финансирование деятельности этих органов. В рамках указанного направления осуществляются следующие мероприятия: перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по постановке на налоговый учет, взаимодействию с налогоплательщиками, уплате налогов и сборов; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получению выписок из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по постановке на учет и снятию с учета автотранспортных средств; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по выдаче документов, связанных с таможенным оформлением товаров; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере занятости населения; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты граждан; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по взаимодействию со страхователями - работодателями в сфере обязательного пенсионного и обязательного медицинского страхования; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по приему, регистрации и рассмотрению в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности и выдаче разрешений, связанных с охраной окружающей среды; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по оформлению и выдаче документов, удостоверяющих личность, предоставлению справочной информации; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по регистрации по месту жительства и месту пребывания; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере образования; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по предоставлению информации из государственных библиотечных фондов; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг по предоставлению государственной статистической информации; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в области безопасности дорожного движения; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере лицензирования отдельных видов деятельности; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере обеспечения автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг, связанных с недвижимым имуществом и сделок с ним; перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере уведомительного порядка при начале осуществления предпринимательской деятельности и проведения органами государственного контроля (надзора) документарных проверок в электронном виде; совершенствование системы осуществления разрешительных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий. Результаты выполнения мероприятий Программы в 2010 году по переводу в электронный вид государственных услуг федеральными органами исполнительной власти содержатся в приложении N 1 к Программе. При этом меры, обеспечивающие переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, осуществляются в 5 этапов, определенных в плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р: завершение размещения информации о государственной услуге и государственной функции в сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций); завершение размещения на едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения государственной услуги (функции), и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде; обеспечение возможности для заявителей в целях получения государственных услуг (функций) представлять документы в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций); обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления государственной услуги или исполнения государственной функции; обеспечение возможности получения результатов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законодательством. Перевод в электронный вид процесса предоставления государственных услуг в сфере уведомительного порядка при начале осуществления предпринимательской деятельности и проведения органами государственного контроля (надзора) документарных проверок в электронном виде В настоящее время в сфере предпринимательской деятельности взаимодействие хозяйствующих субъектов с органами государственной власти при предоставлении государственных услуг, в том числе в части проведения проверок, осуществляется с использованием документов на бумажном носителе, что существенно снижает эффективность деятельности органов государственной власти и влечет дополнительные временные и финансовые расходы для хозяйствующих субъектов. Для решения указанных проблем в 2009 году были разработаны информационные системы, обеспечивающие: подачу уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности. Данная система необходима для реализации Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в соответствии с которым с 1 января 2011 г. хозяйствующие субъекты вправе предоставлять в уполномоченные органы исполнительной власти уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в электронном виде; организацию электронного документооборота при организации и проведении документарных и выездных проверок, а также для составления ежегодных сводных планов проведения плановых проверок и обмена данной информацией с органами прокуратуры. Реализация данной системы позволяет значительно упростить процесс проведения документарных проверок. В рамках данного мероприятия в 2010 году планируется решить следующие задачи: доработать информационную систему ведения реестра уведомлений уполномоченных органов государственной власти и ввести в промышленную эксплуатацию информационную систему, обеспечивающую электронную подачу уведомлений, апробированную в 2009 году в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, а также разработать пакет нормативных актов, обеспечивающих использование указанной информационной системы; доработать информационную систему ведения документооборота по документарным и выездным проверкам в электронном виде и ввести ее в промышленную эксплуатацию в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и в опытную эксплуатацию в федеральных органах исполнительной власти, наиболее активно участвующих в проведении проверок; разработать регламенты электронного документооборота и протоколы взаимодействия между информационными системами по ведению документооборота по документарным и выездным проверкам в электронном виде и информационными системами контролирующих органов. Совершенствование системы осуществления разрешительных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий Анализ полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления показывает, что в настоящее время значительное количество их полномочий относится к разрешительным полномочиям, в том числе связанным с началом и ведением предпринимательской деятельности. К разрешительным полномочиям в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности относятся государственные или муниципальные полномочия, связанные с предоставлением органами государственной власти или органами местного самоуправления различных разрешений и подтверждений, необходимых для реализации права заниматься предпринимательской деятельностью (аттестация, регистрация, аккредитация, лицензирование, выдача разрешений, сертификация и декларирование товаров и услуг и т. п.). Значительная часть процедур исполнения разрешительных полномочий содержит типовые действия как со стороны государственных органов, так и со стороны заявителя. Перевод выполнения указанных процедур (в том числе таких, как предоставление информации о порядке получения разрешений, сбор подтверждающих сведений и документов, выдаваемых государственными органами и подведомственными организациями, подача заявлений и документов, уплата государственных пошлин, сборов и иных платежей) в электронный вид позволит повысить эффективность работы органов государственной власти и органов местного самоуправления и существенно снизить административные барьеры для предпринимателей при открытии и ведении бизнеса. Вместе с тем существует ряд системных проблем нормативного, методического, организационного и технического характера, которые сдерживают процессы внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности, в том числе: отсутствует доступная, полная и актуальная информация о порядке и условиях предоставления государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности; отсутствует нормативная база предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности; взаимодействие хозяйствующих субъектов с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе при регистрации предприятий, лицензировании, декларировании и сертификации товаров, выдаче разрешений хозяйствующим субъектам, осуществляется с использованием бумажных документов в очной форме; информационные системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, их технологическая и телекоммуникационная инфраструктура не готовы к предоставлению на всей территории Российской Федерации соответствующих услуг в электронном виде. В связи с этим в рамках данного мероприятия в 2010 году необходимо решить следующие задачи: разработать на основе анализа законодательства Российской Федерации и практики предоставления государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности проекты нормативных документов, направленных на сокращение избыточных процедур и повышение эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; подготовить пакет нормативных и организационно-методических документов по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности в электронном виде, в том числе предусматривающих: обеспечение возможности оформления необходимых документов в электронном виде; обеспечение возможности электронного межведомственного и межуровневого взаимодействия в электронном виде при предоставлении электронных услуг; обеспечение раскрытия (публикации) электронных реестров, выданных разрешений, лицензий, сертификатов и др. на официальных сайтах в сети Интернет и обеспечение их юридической значимости и доступа к ним без необходимости отправления заявителем запроса и без оплаты; осуществление в субъектах Российской Федерации комплексных пилотных проектов по переходу на предоставление государственных и муниципальных услуг по реализации разрешительных полномочий в сфере начала и ведения предпринимательской деятельности в электронном виде, в том числе при необходимости с созданием и апробацией типовых программно-технических решений. 2. Развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Целью направления "Развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления" является создание и развитие информационных систем, служащих для организации различных каналов доступа граждан и организаций к инфраструктуре электронного правительства и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Под инфраструктурой доступа к государственным и муниципальным услугам понимается совокупность программно-технических комплексов и других технических средств, выполняющих функциональные задачи по организации доступа граждан и организаций к сводному реестру государственных и муниципальных услуг (функций). В зависимости от регламента оказания государственных и муниципальных услуг и потребностей получателей услуг может быть организовано несколько способов взаимодействия, реализуемых при помощи инфраструктуры доступа. Допускаются как собственно электронные типы взаимодействия, без личного присутствия получателя услуги в органе государственной власти (органе местного самоуправления) в момент заказа и получения результатов оказания государственных (муниципальных) услуг, так и взаимодействие с участием работников органов государственной власти, бюджетных и коммерческих организаций. Взаимодействие с участием работников органов государственной власти и организаций необходимо в случае высокой юридической значимости результата оказания услуг или в случае невозможности оказания услуг через единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) по техническим причинам или в связи с личными предпочтениями получателей услуг. При этом ввиду высокой себестоимости оказания государственных услуг неэлектронным способом допускается совмещение мест оказания государственных и муниципальных услуг с публичными местами приема граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. В рамках указанного направления осуществляются: обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет; создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров; создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и к их услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет; развитие центров телефонного обслуживания граждан и организаций; обеспечение доступа к государственным услугам с использованием универсальной электронной карты; обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций; создание официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. Обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде с использованием сети Интернет Использование электронных форм коммуникации для предоставления государственных услуг может значительно ускорить и упростить их получение, расширить доступ к ним для граждан и организаций, а также снизить расходы органов государственной власти на выполнение соответствующих функций. При этом в зависимости от вида государственной услуги и уровня развития обеспечивающих ее предоставление информационных систем федеральных органов исполнительной власти электронные формы коммуникации могут использоваться на одном или на всех этапах получения государственной услуги. Уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий позволяет начать более активно использовать электронные формы взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями в рамках оказания государственных и муниципальных услуг. Однако состояние конкретных сайтов органов государственной власти в сети Интернет не позволяет их использовать для получения государственных услуг гражданами и организациями. Получение государственных услуг с использованием электронных форм коммуникации предполагает полную автоматизацию всех связанных с их предоставлением административных и управленческих процедур. Целью реализации указанного мероприятия является обеспечение свободного доступа граждан и организаций к полной, актуальной и достоверной информации о государственных и муниципальных услугах, предоставляемых различными органами государственной власти и органами местного самоуправления, создание информационных систем, предоставляющих гражданам и организациям возможность получать данные услуги в электронном виде. В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года предполагается создание единой технологической инфраструктуры электронного правительства на базе единого национального оператора и создание на ее платформе единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и других функциональных элементов инфраструктуры электронного правительства. Для обеспечения комплексной информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами государственной власти всех уровней, в том числе в части предоставления государственных и муниципальных услуг, а также для обеспечения доступа к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде, к 2010 году были созданы государственная информационная система ведения сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Также в рамках данного мероприятия к 2010 году была разработана концепция создания системы порталов государственных услуг в сети Интернет, разработаны пакет методических и нормативных правовых документов по обеспечению создания такой системы порталов и типовое программное обеспечение, необходимое для функционирования единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) и региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и ведения региональных реестров государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - типовые решения). Типовые решения, включающие типовые пакеты нормативных правовых актов, могут быть адаптированы каждым субъектом Российской Федерации и включены в общую систему. Проведена апробация типовых программно-технических решений региональных порталов и реестров государственных услуг (функций) в пилотных субъектах Российской Федерации, а также подготовка к внедрению их в остальных субъектах Российской Федерации. Разработанные типовые решения позволяют обеспечить: сбор информации о порядке оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, адресной и контактной информации о государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих эти услуги; сбор информации о ходе оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и автоматизированный контроль соответствия хода исполнения услуги нормативно закрепленному регламенту предоставления услуги на региональном или муниципальном уровне; автоматическую публикацию в свободном доступе в сети Интернет информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, адресной и контактной информации о государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих эти услуги, на порталах государственных и муниципальных услуг (функций); учет юридически значимых действий за счет организации информационного взаимодействия между порталами государственных услуг и органами государственной власти; возможность доступа для получателей услуг к информации о ходе предоставления им государственных и муниципальных услуг через сеть Интернет; сбор и анализ информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в едином информационном центре. В 2010 году планируется: создание и внедрение в субъектах Российской Федерации типовых программно-технических решений, обеспечивающих возможность предоставления социально значимых и массовых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием типовых решений региональных порталов государственных и муниципальных услуг (функций) и региональных реестров государственных и муниципальных услуг (функций); развитие сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) в части обеспечения информационного взаимодействия с ведомственными информационными системами для автоматизированной загрузки в федеральный реестр сведений о порядке и условиях предоставления государственных услуг федеральными органами государственной власти, информации об организационной структуре органов государственной власти (включая адресную информацию), информации о платежных реквизитах и способах оплаты платных государственных услуг, статистической информации о предоставлении органом государственной власти государственных услуг; доработка сводного реестра государственных и муниципальных услуг (функций) для сбора, хранения и анализа информации о государственных услугах в целях оптимизации и повышения качества предоставления государственных услуг. Создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года обосновывается необходимость оказания государственных услуг населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Для этой цели предполагается создавать специальные объекты - многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональные центры). Многофункциональные центры создаются для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу "одного окна". При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги, включая необходимые согласования, получение выписок, справок и т. п., происходит без участия заявителя. В рамках мероприятий Программы к 2010 году было разработано типовое программно-техническое решение, предназначенное для внедрения в создаваемых в субъектах Российской Федерации многофункциональных центрах и сетях многофункциональных центров. Помимо разработанной информационной системы типовое программно-техническое решение включает в себя документацию для пользователей системы, спецификации на информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, типовой пакет нормативных правовых актов, необходимых для ввода в действие и эксплуатацию системы, методические материалы по подготовке и осуществлению внедрения. Проведено апробирование автоматизированной информационной системы многофункционального центра, а также проведена подготовка к внедрению автоматизированной информационной системы многофункционального центра в субъектах Российской Федерации. Создание информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров направлено на повышение эффективности оказания этих услуг, в том числе в части: обеспечения своевременного информирования о порядке и об условиях предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о ходе их оказания через сеть Интернет, центры телефонного обслуживания граждан, информационные киоски, расположенные в многофункциональном центре; сокращения для заявителей затрат времени в случае оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде; сокращения количества ошибок при обращении заявителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления в процессе предоставления государственных или муниципальных услуг; снижения трудоемкости сбора заявителем комплекта документов, необходимых для заказа услуг, за счет использования системы электронного взаимодействия между различными органами государственной власти, предоставляющими государственные и муниципальные услуги на базе многофункциональных центров. Основными задачами информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров являются: автоматизация процедур подачи, обработки, рассмотрения запросов на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также выдачи результатов оказания государственных и муниципальных услуг; управление архивными данными, накапливаемыми в информационных ресурсах многофункциональных центров в ходе взаимодействия с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг; учет и мониторинг действий сотрудников многофункциональных центров и исполнителей в органах государственной власти, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг; информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров о ходе выполнения запросов на предоставление государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг; управление потоками обслуживания заявителей посредством организации электронной предварительной записи на прием; обеспечение информационного взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг; организация приема, обработки и выдачи заявителям информации из информационных систем органов государственной власти и органов местного самоуправления, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при наличии соглашений об информационном обмене, если иное не предусмотрено федеральным законом. В рамках указанного мероприятия в 2010 году предполагается обеспечить: тиражирование типовых информационных систем для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров; интеграцию информационных систем многофункциональных центров с государственными и муниципальными информационными системами, обеспечивающими предоставление государственных и муниципальных услуг, в том числе с информационными системами по ведению сводного реестра государственных услуг (функций), порталами государственных и муниципальных услуг, прочими информационными системами. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и к их услугам, предоставляемым с помощью сети Интернет В рамках мероприятий Программы к 2010 году была создана опытная инфраструктура общественного доступа через сеть Интернет к государственным информационным ресурсам на базе муниципальных библиотек и почтовых отделений, установлены пункты коллективного доступа в отдельных субъектах Российской Федерации. Данная инфраструктура общественного доступа выполняла в основном задачи информирования граждан о деятельности органов государственной власти, но к 2009 году государственных услуг населению и организациям не предоставляла. Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти и к предоставляемым ими государственным услугам необходимо предусмотреть создание в инфраструктуре типовых элементов - центров общественного доступа. В рамках мероприятия предполагается обеспечить: создание многофункциональных центров общественного доступа на базе отделений федеральной почтовой связи, региональных и муниципальных библиотек, на базе пунктов коллективного доступа, создаваемых для оказания универсальных услуг связи; создание центров общественного доступа и информационных терминалов в помещениях, занимаемых органами государственной власти, оказывающих государственные услуги организациям и гражданам; организацию доступа из центров общественного доступа к информации о деятельности органов государственной власти и оказываемых ими государственных услугах, размещаемой в ведомственной информационной сети или сети Интернет, в том числе размещаемой в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; организацию доступа из центров общественного доступа к государственным услугам, оказываемым в электронном виде. Развитие центров телефонного обслуживания граждан и организаций В целях обеспечения удобства обращения граждан и организаций в органы государственной власти и получения необходимой справочной информации предполагается создать в рамках данного мероприятия ведомственные и региональные центры телефонного обслуживания, обеспечивающие: прием и обработку телефонных обращений организаций и граждан; предоставление справочной информации о времени и местах приема граждан органами государственной власти, телефонах ответственных за взаимодействие с гражданами сотрудников, об условиях и о порядке предоставления государственных услуг; маршрутизацию вызовов при необходимости получения консультаций сотрудников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг либо консультаций сотрудников органа государственной власти или органа местного самоуправления; предоставление заявителям информации о статусе обращений и результатах оказанной им государственной услуги. Обеспечение доступа к государственным услугам с использованием универсальной электронной карты В рамках указанного мероприятия будет организован доступ к инфраструктуре электронного правительства для граждан и организаций - владельцев универсальной электронной карты. При создании типовой информационно-телекоммуникационной системы будут определены следующие типовые функциональные возможности универсальной электронной карты: идентификационная, обеспечивающая надежную идентификацию владельца карты и связь его персональных данных на карте с единым государственным регистром населения и регистрами населения субъектов Российской Федерации; биометрическая, обеспечивающая хранение данных о личных физиологических параметрах владельца карты для оказания услуг в сфере здравоохранения, обслуживания граждан с ограниченными физическими возможностями и укрепления общей информационной безопасности; социальная, обеспечивающая использование данных о владельце для автоматизации государственной деятельности в сфере социальной защиты населения на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; транспортная, обеспечивающая применение универсальных электронных карт в качестве учетного и расчетного средства для проезда в транспортных средствах различного типа, вида собственности и общественном транспорте, в том числе в рамках межрегионального режима учета; платежная, обеспечивающая применение карты в качестве доступа к личным банковским счетам граждан и организаций и проведение банковских расчетов через операторов национальной платежной системы, международные и локальные платежные системы. Применение универсальной электронной карты в электронном правительстве обеспечит предоставление гражданам удобного и универсального инструмента для получения социальных услуг и доступа к государственным информационным ресурсам на всей территории Российской Федерации, что будет способствовать: повышению эффективности реализации государственной социальной политики; реализации прозрачного механизма предоставления мер социальной поддержки; повышению эффективности и качества социального обслуживания граждан в государственных и коммерческих организациях; обеспечению государственного контроля над целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на социальные цели; увеличению доли безналичных расчетов; обеспечению юридически значимого электронного взаимодействия между гражданами, государством и коммерческими организациями; развитию информационно-технической базы систем социальной защиты населения. Однако реализация преимуществ универсальных электронных карт возможна только при использовании всего комплекса современных информационных телекоммуникационных технологий. Инфраструктура электронных карт - это комплекс, состоящий из вычислительных средств, систем хранения данных, специализированных рабочих мест сотрудников органов государственной власти и организаций, занимающихся предоставлением и учетом льгот, сети автономных электронных терминалов и других функциональных элементов. В период до 2009 года в Российской Федерации были успешно осуществлены несколько региональных проектов создания сети приема электронных карт, в том числе для автоматизации задач в сфере социальной защиты населения. Почти все эти проекты успешно прошли фазы проектирования, опытной эксплуатации, построения региональной сети, но так и не стали межрегиональными и не заняли существенную долю российского рынка электронных карт. Это произошло по следующим причинам: при автоматизации региона решались лишь несколько ключевых задач - только транспортная, только платежная или только социальная. Ввиду этого универсальные электронные карты регионов оказались несбалансированными с точки зрения реализованной функциональности; для уменьшения первоначальных капитальных затрат за основу были взяты существующие технологии международных платежных карт или локальных платежных карт, что потребовало вынужденной стандартизации по неэффективным, устаревшим техническим и финансовым стандартам; отсутствовала стандартизация информационных систем субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поэтому адаптация универсальных электронных карт для работы в другом регионе требовала существенных затрат, соизмеримых с первоначальными затратами на создание системы; технология работы программных средств для работы с микропроцессорными электронными картами российских производителей является закрытой информацией, поэтому отсутствуют объективные данные о независимости ее от иностранных поставщиков комплектующих, о патентной чистоте, информация о независимой аттестации средств информационной безопасности и механизмах защиты персональных данных; платежное приложение в действующих социальных электронных картах трудно сделать технологически независимым от работы центров обработки данных международных платежных систем и иностранных коммерческих банков, что делает его уязвимым от сопутствующих им финансовых, репутационных и технологических рисков. Таким образом, реализация проектов, связанных с универсальной электронной картой, представляет собой сложный процесс создания крупномасштабной информационной телекоммуникационной инфраструктуры федерального уровня. Универсальность электронных карт позволит вводить изменения в их функциональную логику дистанционным способом, без замены карты и непосредственного присутствия держателя карты. В свою очередь, это обеспечит высокую степень адаптации универсальной электронной карты к изменениям нормативной базы в области социальной поддержки населения и позволит снизить затраты на их эксплуатацию. Развитие инфраструктуры выпуска и обслуживания универсальных электронных карт в рамках текущего мероприятия планируется осуществлять по следующим направлениям: разработка единых технических и нормативных технических документов, системного и технического проектов по применению универсальных электронных карт, учитывающих риски и нерешенные проблемы их первоначального внедрения; определение статуса социальных электронных карт как единого удостоверения, юридически значимого идентификатора гражданина для получения государственных услуг в электронном виде, использования для автоматизированного обслуживания льготных категорий населения в органах государственной власти и организациях; осуществление взаиморасчетов граждан с транспортными организациями и предприятиями торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг, предоставляющими льготы социально незащищенным категориям населения; совершенствование механизмов предоставления субсидий и льгот на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающее создание системы персонифицированных социальных счетов и их связь с универсальной электронной картой гражданина; использование электронной карты для получения услуг в рамках системы государственного медицинского страхования, а также обеспечения однозначной идентификации гражданина при каждом случае осуществления государственных гарантий в сфере социального и медицинского обеспечения, в том числе при выдаче рецептов и получении медикаментов; подготовка предложений для широкомасштабного внедрения информационных систем на основе типовой универсальной электронной карты в субъектах Российской Федерации. Обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций Целью указанного мероприятия является повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления для всех категорий граждан, организаций и институтов гражданского общества и повышение качества административно-управленческих процессов за счет обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В рамках данного мероприятия к 2010 году были: разработана концепция и реализованы меры по обеспечению общедоступности государственных информационных ресурсов с учетом мероприятий по обеспечению их целостности и достоверности; проводился ежегодный мониторинг открытости официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет; создан ряд информационных систем, обеспечивающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти, в том числе информационная система мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг, государственная информационная система "Правоохранительный портал Российской Федерации", информационные системы ведения реестра саморегулируемых организаций; разработана методика мониторинга открытости и доступности информации на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет; разработана автоматизированная информационная система ведения реестра официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет; разработаны требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти в сети Интернет; принят Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и утвержден перечень информации о деятельности органов государственной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и подведомственных им федеральных органов исполнительной власти; создан и развивается портал Правительства Российской Федерации в сети Интернет; создан опытный образец портала Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации в сети Интернет; создан и развивается портал по вопросам деятельности Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в сети Интернет; создан программно-технический комплекс мониторинга средств массовой информации в интересах Администрации Президента Российской Федерации и Аппарата Правительства Российской Федерации; приобретены и установлены технические средства и лицензионное программное обеспечение для сайта поддержки приоритетных национальных проектов в сети Интернет. Современные принципы государственной открытости включают в себя несколько аспектов ее реализации - это не только увеличение открытости информации о деятельности органов государственной власти, но и расширение для граждан доступности информации из государственных автоматизированных баз данных, находящихся в ведении органов государственной власти и их подведомственных учреждений. Наличие автоматизированного доступа к государственным базам данных позволит создать инновационные методы взаимодействия государства и общества в широкой сфере отношений, даст стимул для разработки современных инструментов автоматизированного анализа государственной деятельности на основе открытых данных, существенно снизит затраты на обеспечение автоматизированного межведомственного и межрегионального информационного взаимодействия. Вместе с тем нормативные правовые акты и административные регламенты работы органов государственной власти не содержат норм, фиксирующих требования к инструментам обеспечения доступности информации о деятельности органов государственной власти. Доступ к информации о деятельности органов государственной власти, в том числе к социально значимой информации, оказывается в высшей степени затруднен. В свою очередь, ограниченность общественного запроса на получение государственной информации и наличие неофициальных механизмов получения информации у заинтересованных лиц (государственных служащих, экспертов, журналистов) способствуют консервации сложившейся ситуации. Такое положение вещей снижает качество административно-управленческих процессов, а их непрозрачность способствует развитию коррупции и иных злоупотреблений. В рамках указанного мероприятия в 2010 году необходимо решить следующие задачи: разработать пакет нормативных и методических документов, обеспечивающих повышение эффективности работы органов государственной власти по обеспечению доступа граждан и организаций к актуальной и достоверной информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, размещаемой на официальных сайтах в сети Интернет, в том числе к информации, содержащейся в государственных информационных базах данных (регистрах, реестрах, учетных системах), которые ведут органы государственной власти; обеспечить проведение мониторинга официальных сайтов федеральных и региональных органов государственной власти на соответствие требованиям действующего законодательства; обеспечить доступ граждан и организаций к актуальной и достоверной информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, размещаемой на официальных сайтах в сети Интернет. В рамках указанного мероприятия в 2010 году предполагается: привести сайты органов государственной власти в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации, в частности с требованиями к перечню публикуемых сведений, определенному Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", а также в соответствие с технологическими, программными и лингвистическими требованиями и средствами обеспечения пользования официальными сайтами органов государственной власти; модернизировать ресурсы Президента Российской Федерации в сети Интернет; разработать новую версию портала Правительства Российской Федерации в сети Интернет; создать информационную систему для анализа информации о государственных и муниципальных торгах, проводимых в целях продажи государственного имущества; обеспечить интеграцию автоматизированных информационных систем обработки сведений о банкротстве с информационными системами органов государственной власти, осуществляющих правоприменительные функции в сфере несостоятельности (банкротства); организовать систему безопасности информационных систем и разграничения доступа к информации, имеющей конфиденциальный характер. К настоящему времени в сфере банкротства сформирована нормативная правовая база об обязательном представлении информации о финансовом состоянии должника и ходе процедур, применяемых в деле о его банкротстве. Сформированы правовые основы для проведения электронных торгов по продаже имущества организаций-должников и порядок раскрытия такой информации. Это позволит повысить эффективность хода процедур банкротства, в том числе увеличить объем удовлетворения требований кредиторов за счет участия в электронных торгах большего числа покупателей имущества должников. Вместе с тем повышение информированности инвесторов и иных участников хозяйственного оборота требует комплексной проработки вопросов раскрытия информации о деятельности юридических лиц, включая раскрытие информации об их имуществе, в том числе сведений: раскрываемых в процессе исполнения Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, назначении генерального директора, изменении реквизитов; об осуществлении действий по взысканию имущества, в том числе о торгах по продаже такого имущества, включая залоги; об имеющихся обременениях имущества - залогах движимого и недвижимого имущества; о судебных актах из системы банка решений арбитражных судов. Системное объединение такой информации в одной базе данных позволит создать унифицированный портал раскрытия существенной информации о юридических лицах и снизит риски злоупотреблений участников хозяйственной деятельности и коррупционные риски. Создание подобной системы целесообразно осуществлять на унифицированной программно-технической платформе, что позволит снизить издержки по ее созданию и обеспечит требуемую производительность, функциональность и комплексность информационной системы при предоставлении обязательной информации. В качестве базы для создаваемой информационной системы предполагается использовать единую федеральную информационную систему, содержащую сведения о банкротстве, с последующим объединением ее с другими информационными системами. В 2007 году были разработаны первая очередь автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве, а также проекты нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, необходимых для внедрения созданной автоматизированной системы. В 2008 году была разработана вторая очередь автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве и проводилась ее опытная эксплуатация на всем массиве данных с полной загрузкой информационных баз. В 2009 году на основе Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была проведена модернизация автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве, в рамках которой: разработан механизм "одного окна" для опубликования сведений о банкротстве в автоматизированной информационной системе обработки сведений о банкротстве и в печатном издании, осуществляющем официальное опубликование сведений о банкротстве; доработаны механизмы обеспечения безопасности ввода, хранения и использования обрабатываемой информации; внедрена система мониторинга электронных торгов при реализации имущества должника в целях создания в этой сфере антикоррупционных правовых механизмов; обеспечена интеграция с информационными системами органов государственной власти, осуществляющих правоприменительные функции в сфере несостоятельности (банкротства). В 2010 году для обеспечения дальнейшей прозрачности процедур, применяемых в делах о банкротстве, а также обеспечения комплексного применения программных компонентов автоматизированной информационной системы обработки сведений о банкротстве предполагается: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|