Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 136-О-П

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


   по жалобе гражданина Репы Николая Федоровича на нарушение его
   конституционных прав пунктом 50 статьи 35 Федерального закона
      "О внесении изменений в законодательные акты Российской
         Федерации и признании утратившими силу некоторых
  законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
     федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
         Федеральный закон "Об общих принципах организации
    законодательных (представительных) и исполнительных органов
     государственной власти субъектов Российской Федерации" и
     "Об общих принципах организации местного самоуправления в
                       Российской Федерации"

     город Санкт-Петербург                      3 февраля 2010 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,   С.Д.Князева,   Л.О.Красавчиковой,    С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,     Ю.Д.Рудкина,     А.Я.Сливы,     В.Г.Стрекозова,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав в     пленарном     заседании     заключение    судьи
В.Г.Ярославцева,  проводившего на основании статьи 41  Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина Н.Ф.Репы,

                        у с т а н о в и л:

     1. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004
года   N  122-ФЗ  "О  внесении  изменений  в  законодательные  акты
Российской  Федерации  и  признании  утратившими   силу   некоторых
законодательных  актов  Российской  Федерации  в  связи с принятием
федеральных  законов  "О  внесении   изменений   и   дополнений   в
Федеральный  закон  "Об общих принципах организации законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов   власти   субъектов
Российской  Федерации"  и  "Об общих принципах организации местного
самоуправления  в  Российской  Федерации"   в   статью   63   Основ
законодательства  Российской  Федерации  об охране здоровья граждан
был внесен ряд изменений.
     В частности,  часть  вторая данной статьи,  закреплявшая право
врачей,   провизоров,   работников   со   средним   медицинским   и
фармацевтическим   образованием   государственной  и  муниципальной
систем  здравоохранения,  работающих  и  проживающих   в   сельской
местности  и  поселках городского типа,  а также проживающих с ними
членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и
освещением в соответствии с действующим законодательством, признана
утратившей силу.  Одновременно в нее была введена часть  четвертая,
согласно  которой  меры социальной поддержки медицинских работников
федеральных    специализированных    организаций    здравоохранения
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
     В своей жалобе  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
гражданин   Н.Ф.Репа   -   врач   федерального  специализированного
медицинского учреждения "Детский туберкулезный  санаторий  "Кирицы"
Федерального  агентства  по здравоохранению и социальному развитию,
находящегося в ведении Министерства здравоохранения  и  социального
развития   Российской   Федерации   и   расположенного  в  сельской
местности,  оспаривает конституционность положений пункта 50 статьи
35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
     По мнению заявителя,  осуществленное федеральным законодателем
изменение   действовавшего  правового  регулирования  привело  -  в
нарушение статей  2,  7,  18,  19,  21,  39,  40  и  55  (часть  2)
Конституции   Российской  Федерации  -  к  отмене  без  равноценной
компенсации   ранее   предоставлявшихся   медицинским    работникам
федеральных    специализированных    учреждений    здравоохранения,
расположенных в  сельской  местности,  жилищно-коммунальных  льгот,
поставило  их  в  неравное положение с работающими и проживающими в
сельской  местности  медицинскими  работниками   иных   организаций
здравоохранения  и,  при  отсутствии  соответствующего нормативного
правового  акта  Правительства  Российской  Федерации,   фактически
лишило   медицинских   работников   федеральных  специализированных
учреждений здравоохранения,  расположенных  в  сельской  местности,
социальной поддержки.
     Как следует  из  представленных  материалов,  решениями  судов
общей  юрисдикции  со  ссылкой  на  пункт 50 статьи 35 Федерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и отсутствие в  действующем
законодательстве   положений,   устанавливающих   для   медицинских
работников      федеральных      специализированных      учреждений
здравоохранения  конкретные меры социальной поддержки,  в том числе
по оплате жилья и коммунальных  услуг,  Н.Ф.Репе  было  отказано  в
сохранении  льготы  в  виде  бесплатного  пользования  квартирой  с
отоплением  и  освещением,  которая   до   1   января   2005   года
предоставлялась  ему  на  основании  части  второй  статьи 63 Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
     2. Федеральным  законом  от  22 августа 2004 года N 122-ФЗ был
осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по
состоянию  на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан.
В частности,  пунктом 50 статьи 35 названного  Федерального  закона
решение  вопросов  социальной поддержки медицинских работников было
передано тем  властным  структурам,  в  ведении  которых  находятся
соответствующие   организации   здравоохранения:   для  медицинских
работников     федеральных      специализированных      организаций
здравоохранения    меры    социальной   поддержки   устанавливаются
Правительством Российской  Федерации,  для  медицинских  работников
организаций   здравоохранения,   находящихся  в  ведении  субъектов
Российской Федерации,  - органами государственной власти  субъектов
Российской  Федерации,  а  для медицинских работников муниципальных
организаций  здравоохранения  -  органами  местного  самоуправления
(части   четвертая   -  шестая  статьи  63  Основ  законодательства
Российской  Федерации  об  охране  здоровья  граждан  в   указанной
редакции).
     Само по себе такое правовое регулирование,  принятое в  рамках
процесса   разграничения  полномочий  между  федеральными  органами
государственной власти,  органами государственной власти  субъектов
Российской   Федерации  и  органами  местного  самоуправления,  как
отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях  от
12 июля  2006 года  N 375-О,  от 4 декабря 2007 года N 947-О-П,  от
7 февраля 2008 года N 383-О-П и др.,  не вступает в противоречие  с
конституционными   предписаниями.   При  этом,  реализуя  указанные
полномочия,  соответствующие  органы   государственной   власти   и
местного  самоуправления  обязаны  учитывать,  что  изменение ранее
установленных правил предоставления населению льгот  и  компенсаций
должно  осуществляться  таким  образом,  чтобы  соблюдался  принцип
поддержания доверия  граждан  к  закону  и  действиям  государства,
предполагающий   правовую   определенность,   сохранение   разумной
стабильности  правового  регулирования,   недопустимость   внесения
произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость
законодательной политики,  с тем  чтобы  участники  соответствующих
правоотношений  могли  в  разумных  пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально
признанного   статуса,   приобретенных   прав,   действенности   их
государственной защиты,  т. е.  в  том,  что приобретенное  ими  на
основе действующего законодательства право будет уважаться властями
и будет реализовано,  а отмена либо приостановление  предоставления
выплат  либо  льгот  компенсаторного  характера  будут  иметь место
только  при  установлении  надлежащего  механизма  соответствующего
возмещения,  формы  и способы которого могут меняться,  но объем не
должен уменьшаться (постановления от 16 декабря 1997 года  N  20-П,
от  24  мая  2001  года N 8-П,  от  19 июня  2002 года  N 11-П,  от
23 апреля  2004 года  N 9-П,  определения от  4 декабря  2003  года
N 415-О,  от 15 февраля  2005 года  N 17-О,  от 1 декабря 2005 года
N 521-О и др.).
     3. Согласно  части  четвертой статьи 63 Основ законодательства
Российской  Федерации  об  охране  здоровья  граждан  (в   редакции
Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) к полномочиям
Правительства Российской Федерации  отнесено  принятие  нормативных
правовых   актов,   устанавливающих  с  1  января  2005  года  меры
социальной    поддержки    медицинских    работников    федеральных
специализированных   организаций   здравоохранения,   в  том  числе
медицинских  учреждений  (их  перечень   утвержден   постановлением
Правительства Российской Федерации  от  29 декабря  2004 года N 872
"О федеральных   учреждениях    здравоохранения    и    федеральных
учреждениях   оздоровительного  профиля",  действующим  в  редакции
постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008
года N 594).
     Детский туберкулезный    санаторий    "Кирицы"    Федерального
агентства  по  здравоохранению  и  социальному  развитию  включен в
перечень  федеральных  специализированных  медицинских  учреждений,
утвержденный   названным  постановлением  Правительства  Российской
Федерации.  Однако до настоящего времени  Правительство  Российской
Федерации  не  установило меры социальной поддержки для медицинских
работников     федеральных      специализированных      организаций
здравоохранения,  в  связи  с  чем  данные  работники (в отличие от
аналогичной категории работников иных организаций  здравоохранения)
оказались   лишенными   возможности   реализовать   право  на  меры
социальной поддержки,  а те из  них,  кто,  работая  и  проживая  в
сельской   местности,   до   1   января   2005   года   пользовался
жилищно-коммунальными льготами на основании части второй статьи  63
Основ  законодательства  Российской  Федерации  об  охране здоровья
граждан в прежней редакции,  фактически утратили такую  возможность
без какой-либо компенсации.
     Отсутствие надлежащего правового регулирования, которое должно
было  осуществить Правительство Российской Федерации в соответствии
с частью четвертой  статьи  63  Основ  законодательства  Российской
Федерации  об  охране  здоровья  граждан  (в  редакции Федерального
закона от  22  августа  2004  года  N  122-ФЗ),  не  предполагающей
произвольный   отказ   Российской   Федерации   от   предоставления
медицинским работникам федеральных  специализированных  медицинских
учреждений,   работающим   и   проживающим  в  сельской  местности,
жилищно-коммунальных льгот,  которыми они пользовались на основании
законодательства,   действовавшего   до  1  января  2005  года,  не
согласуется с приведенной правовой позицией  Конституционного  Суда
Российской Федерации.
     В целях  недопущения  ущемления  социальных   прав   указанной
категории медицинских работников Правительству Российской Федерации
надлежит незамедлительно установить меры их социальной поддержки, а
до установления таких мер на Российской Федерации лежит обязанность
по сохранению жилищно-коммунальных  льгот  для  тех  из  них,  кто,
работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами
до 1 января 2005 года.
     Исходя из  изложенного  и руководствуясь статьей 6,  пунктом 2
части первой статьи 43,  частью четвертой статьи 71,  частью первой
статьи  79  и  статьей  100  Федерального  конституционного  закона
"О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Установленное  пунктом  50 статьи 35 Федерального закона от
22  августа  2004  года  N   122-ФЗ   "О   внесении   изменений   в
законодательные  акты  Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием  федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах  организации  законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих  принципах  организации
местного    самоуправления   в   Российской   Федерации"   правовое
регулирование  не  предполагает  лишение   медицинских   работников
федеральных специализированных медицинских учреждений, работающих и
проживающих  в  сельской  местности,  жилищно-коммунальных   льгот,
которыми  они пользовались до 1 января 2005 года на основании части
второй статьи 63 Основ  законодательства  Российской  Федерации  об
охране здоровья граждан.
     2. Конституционно-правовой смысл положений пункта 50 статьи 35
Федерального  закона  от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ,  выявленный
Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем  Определении
на основе правовых позиций,  ранее выраженных им в сохраняющих свою
силу решениях,  является общеобязательным и исключает любое иное их
истолкование в правоприменительной практике.
     3. Признать  жалобу  гражданина  Репы  Николая  Федоровича  не
подлежащей  дальнейшему  рассмотрению  в заседании Конституционного
Суда Российской Федерации,  поскольку для разрешения  поставленного
им  вопроса  не  требуется  вынесение  предусмотренного  статьей 71
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
     4. Правоприменительные решения по делу гражданина Репы Николая
Федоровича,  основанные  на пункте 50 статьи 35 Федерального закона
от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в истолковании, расходящемся с его
конституционно-правовым    смыслом,    выявленным    в    настоящем
Определении,  подлежат пересмотру в установленном порядке, если для
этого нет иных препятствий.
     5. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     6. Настоящее Определение подлежит опубликованию в  "Российской
газете",   "Собрании   законодательства   Российской  Федерации"  и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     N 136-О-П

Информация по документу
Читайте также