Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2008 № 383-О-П

 



                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


      по жалобе граждан А.В.Иванова и других на нарушение их
   конституционных прав отдельными положениями пункта 50 статьи
    35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ
 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
   и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
   Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов
    "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
          "Об общих принципах организации законодательных
    (представительных) и исполнительных органов государственной
   власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах
    организации местного самоуправления в Российской Федерации"

     город Москва                               7 февраля 2008 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей   Н.С.Бондаря,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,     С.М.Казанцева,
М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,    С.П.Маврина,
Н.В.Мельникова,     Н.В.Селезнева,    А.Я.Сливы,    В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном заседании заключение судьи Г.А.Гаджиева,
проводившего на основании статьи 41  Федерального  конституционного
закона    "О    Конституционном    Суде    Российской    Федерации"
предварительное изучение жалобы граждан А.В.Иванова и других,

                        у с т а н о в и л:

     1. В своей жалобе в Конституционный Суд  Российской  Федерации
граждане   А.В.Иванов,   Т.Н.Иванова,  О.А.Ломакина,  Г.Г.Сошина  и
В.А.Теслинов  -  медицинские   работники   Хохольской   центральной
районной   больницы   (муниципального  учреждения  здравоохранения,
расположенного в рабочем поселке  Воронежской  области)  оспаривают
конституционность   отдельных   положений   пункта   50  статьи  35
Федерального закона от 22 августа 2004 года  N  122-ФЗ,  которым  в
статью  63  Основ  законодательства  Российской Федерации об охране
здоровья граждан был внесен ряд изменений,  а именно:  часть вторая
данной  статьи,  закреплявшая  право медицинских и фармацевтических
работников,  работающих  и  проживающих  в  сельской  местности   и
поселках  городского  типа,  на бесплатное предоставление квартир с
отоплением  и  освещением,  признана  утратившей   силу,   а   меры
социальной  поддержки  медицинских  и  фармацевтических  работников
организаций  здравоохранения,  находящихся  в   ведении   субъектов
Российской  Федерации,  и муниципальных организаций здравоохранения
устанавливаются  соответственно  органами  государственной   власти
субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
     По мнению заявителей,  названные законоположения в той мере, в
какой  они  - при отсутствии надлежащего правового регулирования на
уровне  субъекта  Российской  Федерации  (Воронежской  области)   и
муниципального  образования - позволяют правоприменительным органам
отменять   льготу,  предоставлявшуюся   медицинским  работникам  до
1 января  2005  года  в натуральной форме на основании части второй
статьи 63 Основ законодательства  Российской  Федерации  об  охране
здоровья граждан, неправомерно лишают их установленных государством
социальных  гарантий  без  равноценной  компенсации  и  тем   самым
противоречат  статьям  2,  7,  18,  19,  39,  40  и  55  (часть  2)
Конституции Российской Федерации.
     Как следует из представленных материалов, с 1 января 2005 года
на основании Закона Воронежской области от 2 июня 2005 года N 36-ОЗ
"О  мерах социальной поддержки по оплате жилья и (или) коммунальных
услуг  отдельных  категорий   граждан,   проживающих   в   сельской
местности"  (в редакции,  действовавшей до вступления в силу Закона
Воронежской области от 4 мая 2006 года  N  35-ОЗ)  и  постановления
Администрации Воронежской  области  от  19 августа 2005  года N 801
"Об установлении  размера  и   порядка   предоставления   субвенции
бюджетам   муниципальных   образований   для  социальной  поддержки
отдельных категорий граждан,  работающих и проживающих  в  сельской
местности,   рабочих   поселках  (поселках  городского  типа)"  для
медицинских  работников  областных   и   муниципальных   учреждений
здравоохранения,   расположенных   в   сельской   местности,   была
установлена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов на
оплату  коммунальных  услуг  в форме ежемесячной денежной выплаты в
размере 177 рублей.
     Аналогичная мера    социальной   поддержки   для   медицинских
работников муниципальных учреждений здравоохранения,  расположенных
в  сельской  местности,  была  с  1  января  2007  года установлена
решением  Совета  народных  депутатов  Хохольского   муниципального
района  Воронежской  области  от 25 декабря 2006 года N 78 "О мерах
социальной  поддержки  по  оплате  коммунальных  услуг  медицинских
работников  муниципальных учреждений здравоохранения",  принятым на
основании части шестой статьи 63 Основ законодательства  Российской
Федерации  об  охране  здоровья  граждан,  части 3 статьи 49 Закона
Воронежской   области   от   9   декабря    2002   года   N   77-ОЗ
"О здравоохранении   в  Воронежской  области"  (в  редакции  Закона
Воронежской  области  от  28  декабря  2005  года  N  92-ОЗ)  и   в
соответствии  с  пунктом 4  статьи  1 Закона Воронежской области от
4 мая 2006 года N 35-ОЗ "О внесении изменений в  Закон  Воронежской
области  "О  мерах  социальной  поддержки  по  оплате жилья и (или)
коммунальных  услуг  отдельных  категорий  граждан,  проживающих  в
сельской местности".
     Полагая, что решение  Совета  народных  депутатов  Хохольского
муниципального района  Воронежской  области от 25 декабря 2006 года
N 78 "О мерах социальной поддержки  по  оплате  коммунальных  услуг
медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения" не
соответствует   федеральному   законодательству    и    Конституции
Российской   Федерации,  поскольку  не  предусматривает  сохранение
льготы в виде бесплатного пользования  квартирами  с  отоплением  и
освещением,  предоставлявшейся  им до 1 января 2005 года,  граждане
А.В.Иванов,  Т.Н.Иванова,  О.А.Ломакина,  Г.Г.Сошина и В.А.Теслинов
обратились  с  заявлением  о  признании его недействующим с момента
издания в Хохольский районный суд  Воронежской  области,  однако  в
удовлетворении этого заявления им было отказано (решение от 28 июня
2007 года). На основании  решения мирового судьи  судебного участка
N 1  Хохольского района Воронежской области от 13 ноября 2006 года,
оставленного без изменения определением Хохольского районного  суда
Воронежской   области  от  21  декабря  2006  года  и  определением
Воронежского областного суда от 6 июля 2007 года, с заявителей была
взыскана  задолженность  по оплате коммунальных услуг (центрального
отопления) за период с января 2005  года  по  апрель  2006  года  в
полном объеме.
     2. Конституционно-правовой смысл положений пункта 50 статьи 35
Федерального  закона  от  22 августа 2004 года N 122-ФЗ был выявлен
Конституционным  Судом  Российской  Федерации   в  определениях  от
12 июля 2006 года N 375-О и от 4 декабря 2007 года N 947-О-П.
     Как отмечается в указанных определениях,  Федеральный закон от
22  августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 50 статьи 35) передал решение
вопросов социальной поддержки медицинских работников  тем  властным
структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации
здравоохранения.   В   частности,   согласно   статье   63    Основ
законодательства  Российской Федерации об охране здоровья граждан в
редакции данного  Федерального  закона  меры  социальной  поддержки
медицинских  работников организаций здравоохранения,  находящихся в
ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются их органами
государственной  власти  (часть  пятая),  муниципальных организаций
здравоохранения - органами местного самоуправления (часть  шестая).
Соответственно,  уровень  правового  регулирования  мер  социальной
поддержки работающих и проживающих в сельской  местности  (поселках
городского  типа)  медицинских  работников  должен  определяться  в
зависимости  от  того,  в  чьем   ведении   находится   организация
здравоохранения,  расположенная  в сельской местности,  что само по
себе не противоречит конституционным предписаниям.
     Опираясь на   ранее   сформулированные  им  правовые  позиции,
Конституционный Суд  Российской  Федерации  пришел  к  выводу,  что
закрепленное  в  пункте  50  статьи   35   Федерального  закона  от
22 августа  2004  года  N  122-ФЗ  правовое  регулирование   -   во
взаимосвязи   с   положениями   преамбулы   и  статьи  153  данного
Федерального закона - не предполагает отмену  права  на  льготы  по
оплате   жилья   и  коммунальных  услуг  (отопления  и  освещения),
приобретенного работающими и проживающими в  сельской  местности  и
поселках   городского  типа  медицинскими  работниками  организаций
здравоохранения на основании законодательства,  которое действовало
до 1 января 2005 года,  а,  напротив,  обеспечивает возможность его
сохранения после указанной даты.  При этом  органы  государственной
власти  Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации  и
органы местного самоуправления при возможном  изменении  порядка  и
способа   социальной   поддержки  указанной  категории  медицинских
работников   должны   вводить   эффективные   правовые   механизмы,
обеспечивающие  сохранение  прежнего  уровня их социальной защиты в
жилищно-коммунальной сфере.
     3. Как  неоднократно  указывалось  в решениях Конституционного
Суда Российской Федерации,  конституционно-правовой смысл  правовых
норм,   выявленный   Конституционным  Судом  Российской  Федерации,
является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование  в
правоприменительной   практике.   При   этом  требование  статьи  6
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации"  об  обязательности решений Конституционного
Суда Российской Федерации на всей территории  Российской  Федерации
для   всех  представительных,  исполнительных  и  судебных  органов
государственной   власти,    органов    местного    самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их
объединений,  по смыслу  названного  Федерального  конституционного
закона,  распространяется  на  все  решения  Конституционного  Суда
Российской  Федерации,  независимо  от  того,  в  какой  форме  они
выносятся, т. е.  не только на постановления, но и на определения и
заключения.
     Следовательно, в  целях  недопущения ущемления социальных прав
медицинских работников  муниципальных  учреждений  здравоохранения,
расположенных в сельской местности, соответствующие органы местного
самоуправления    обязаны    осуществить    надлежащее     правовое
регулирование, обеспечив предоставление указанной категории граждан
мер социальной поддержки  по  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг
(отопления  и освещения) с учетом требований Федерального закона от
22 августа 2004 года N 122-ФЗ и правовых  позиций  Конституционного
Суда Российской Федерации.
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьей  6,  пунктом  3
части  первой  статьи  43,  частью  первой  статьи 79 и статьей 100
Федерального  конституционного  закона  "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Установленное  пунктом  50 статьи 35 Федерального закона от
22  августа  2004  года  N   122-ФЗ   "О   внесении   изменений   в
законодательные  акты  Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием  федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах  организации  законодательных
(представительных)  и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации" и "Об общих  принципах  организации
местного    самоуправления   в   Российской   Федерации"   правовое
регулирование  не  предполагает  лишение   медицинских   работников
муниципальных учреждений здравоохранения,  работающих и проживающих
в  сельской  местности,  права  на  льготы  по   оплате   жилья   и
коммунальных услуг, которыми они пользовались до 1 января 2005 года
на  основании  части  второй  статьи  63   Основ   законодательства
Российской Федерации об охране здоровья граждан.
     Конституционно-правовой смысл    указанных    законоположений,
выявленный  Конституционным Судом Российской Федерации на основании
правовых позиций,  изложенных в  сохраняющих  свою  силу  решениях,
является  общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в
правоприменительной практике.
     2. Признать  жалобу граждан А.В.Иванова и других не подлежащей
дальнейшему  рассмотрению   в   заседании   Конституционного   Суда
Российской   Федерации,   поскольку  для  разрешения  поставленного
заявителями вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей
71  Федерального  конституционного  закона  "О Конституционном Суде
Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
     3. Правоприменительные   решения   по  делам  граждан  Иванова
Алексея Валентиновича, Ивановой Татьяны Николаевны, Ломакиной Ольги
Алексеевны,   Сошиной   Галины  Георгиевны  и  Теслинова  Владимира
Анатольевича,  основанные  на  положениях  пункта  50   статьи   35
Федерального   закона   от   22   августа  2004  года  N  122-ФЗ  в
истолковании,  расходящемся с их  конституционно-правовым  смыслом,
подлежат  пересмотру  в  установленном порядке,  если для этого нет
иных препятствий.
     4. Настоящее    Определение    окончательно,    не    подлежит
обжалованию,  действует непосредственно и не требует  подтверждения
другими органами и должностными лицами.
     5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в  "Российской
газете",   "Собрании   законодательства   Российской  Федерации"  и
"Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


     Председатель
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               В.Д.Зорькин

     Судья-секретарь
     Конституционного Суда
     Российской Федерации                               Ю.М.Данилов

     N 383-О-П


Информация по документу
Читайте также