Расширенный поиск
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.1994 № 158ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 28 февраля 1994 г. N 158 г. Москва О Государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы В целях совершенствования обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Государственную программу неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы, представленную Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Российской академией медицинских наук. Федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию указанной Государственной программы. 2. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование указанной в пункте 1 настоящего постановления программы начиная с I квартала 1994 г. При разработке проектов федерального бюджета на 1994-1996 годы предусматривать ассигнования, необходимые для финансирования этой программы. 3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать и утвердить региональные программы неотложных мер по обеспечению охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы и осуществить их финансирование за счет средств местных бюджетов; обеспечить финансирование санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполняемых учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в рамках первичной медико-санитарной помощи населению, за счет средств местных бюджетов в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. 4. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации: усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации и обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения; ежегодно докладывать Правительству Российской Федерации о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране и принимаемых мерах по ее улучшению. Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин __________________________ УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1994 г. N 158 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы 1. Обоснование В Российской Федерации сложилась неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, наблюдаются негативные тенденции к ухудшению состояния здоровья населения и демографической ситуации. Около 60 млн. человек проживают в условиях постоянного превышения предельно допустимых концентраций вредных для здоровья веществ в атмосферном воздухе. Увеличивается роль автомобильного транспорта в качестве источника загрязнения воздушной среды. Почти половина жителей Российской Федерации использует для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям и нормам. Отмечается ухудшение качества воды в местах питьевого и хозяйственно-бытового водопользования. В последние годы ухудшается качество и структура питания населения. Ежегодно до 10 процентов исследованных проб пищевых продуктов не соответствуют медико-биологическим требованиям и санитарным нормам по химическим и микробиологическим показателям. Не снижается уровень загрязнения пищевых продуктов нитратами, антибиотиками, пестицидами и токсичными элементами. Структура питания характеризуется уменьшением потребления высокоценных белков, резким дефицитом большинства витаминов и многих минеральных веществ. Опасным для здоровья населения является бессистемное и бесконтрольное захоронение в почву токсичных промышленных и бытовых отходов. Ежегодно в городах и поселках образуется около 27 млн. тонн твердых бытовых отходов, что при отсутствии индустриальных методов их переработки является мощным фактором, определяющим загрязнение окружающей среды. В неудовлетворительных условиях труда работают около 4,9 млн. человек, в том числе 1,6 млн. женщин. В результате негативное влияние санитарно-эпидемиологической обстановки на здоровье населения становится все более заметным. Общая заболеваемость населения в 1,5-2 раза превышает средние показатели заболеваемости по России в городах и населенных пунктах, уровень загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха в которых выше предельно допустимого их содержания. Выявлена связь повышенного уровня заболеваемости населения, особенно детей, с недостатками в питании. Значительным фактором, оказывающим негативное влияние на здоровье человека, являются неудовлетворительные условия труда, в результате чего только в 1992 году зарегистрировано 10,6 тыс. профессиональных заболеваний и отравлений. Актуальной проблемой остается инфекционная заболеваемость населения, ежегодно регистрируется 45-50 млн. случаев этих заболеваний. Основными медико-социальными факторами, определяющими распространение неинфекционных заболеваний, являются дестабилизация социально-экономического положения, проблемы загрязнения окружающей среды, неудовлетворительные условия питания и обитания человека. В определенной степени возникновение этих заболеваний связано с недостаточным вниманием к вопросам формирования здорового образа жизни и, как следствие, распространенности среди населения вредных привычек (курение, алкоголизм), организации питания и физической активности. Анализ демографической ситуации показывает отрицательный баланс естественного прироста населения, что может быть объяснено относительно высоким уровнем общей смертности (1992 год - 12,2 на 1000 населения) и низким уровнем рождаемости (1992 год - 10,7 на 1000 населения). Основными причинами смертности населения являются заболевания органов кровообращения, опухоли, несчастные случаи, заболевания органов дыхания и пищеварения, инфекционные и паразитарные болезни. Данная проблема носит государственный характер, требует участия в ее разрешении федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должна решаться в рамках Государственной целевой программы неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы (далее именуется - Программа) и соответствующих региональных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами. Программа разработана Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Российской академией медицинских наук совместно с заинтересованными федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 г. N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации". Программа подготовлена с учетом положений Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Программы Правительства Российской Федерации на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики", других нормативных актов в этой области. При разработке Программы были приняты во внимание следующие обстоятельства: решение чрезвычайно сложной и многообразной проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения требует выработки и осуществления единой государственной политики в этой области на федеральном и региональном уровнях; в сложившихся социально-экономических условиях в Российской Федерации для обеспечения выполнения Программы необходимо определить приоритетные направления и мероприятия, требующие государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях; в разрабатываемых федеральных и региональных целевых программах наряду с решением отраслевых проблем должны предусматриваться мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения; координация вопросов здравоохранения и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и должны решаться в рамках соответствующих федеральных и региональных программ, финансируемых из федерального и местного бюджетов. 2. Цели и задачи Целями Программы являются стабилизация санитарно-эпидемиологической обстановки, снижение уровня влияния на здоровье человека вредных и опасных факторов среды его обитания, предупреждение инфекционной и профилактика неинфекционной заболеваемости, снижение уровня преждевременной смертности населения. Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующих задач: разработка и определение основных принципов государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения, а также механизма ее реализации на федеральном и региональном уровнях; правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения; обеспечение безопасности питьевой воды; обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение качества и структуры питания населения; охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды; обеспечение государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения; профилактика неинфекционных заболеваний; предупреждение инфекционных заболеваний. 3. Разработка и определение основных принципов государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения, а также механизма ее реализации на федеральном и региональном уровнях Государственная политика в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения основывается на следующих основных принципах: приоритетность вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения при решении народнохозяйственных задач в области социального и экономического развития Российской Федерации и ее регионов; первоочередная государственная поддержка (льготная налоговая, кредитная, инвестиционная) мероприятий, направленных на производство и реализацию безопасной для здоровья населения продукции, оздоровление окружающей среды и условий жизнедеятельности населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, охрану здоровья и снижение уровня смертности населения; обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического, производственного и общественного контроля за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации; развитие нормативно-правового регулирования отношений в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний населения на федеральном и региональном уровнях; приоритетное финансирование гигиенических, противоэпидемических и оздоровительных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия. Реализация государственной политики в этой области предусматривается путем: разработки и принятия законодательных и иных нормативных актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения и окружающей среды и других сферах, регламентирующих безопасность питьевой воды, продовольственного сырья и пищевых продуктов, атмосферного воздуха, водоемов и почвы, условий труда; разработки и реализации федеральных и региональных целевых программ; приоритетного инвестирования за счет государственных капитальных вложений мероприятий по развитию систем централизованного водоснабжения и канализации, экологически чистых технологий, производства безопасной для здоровья человека продукции и пищевого сырья, а также по охране атмосферного воздуха и созданию соответствующих условий труда; разработки и внесения дополнений и изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам льготного налогообложения предприятий, организаций, иных юридических и физических лиц, осуществляющих мероприятия, способствующие сохранению здоровья населения и окружающей природной среды; развития и укрепления государственных контрольных служб Российской Федерации, других государственных организаций и учреждений, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие, профилактику заболеваний и снижение уровня преждевременной смертности населения. 4. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья населения регулируются Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, другими законодательными и иными нормативными актами. Санитарное законодательство Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан не отражают все необходимые аспекты оздоровления среды обитания человека, охраны здоровья и предупреждения преждевременной смертности населения. Выполнение основных положений указанных законодательных актов затруднено из-за отсутствия эффективных экономических и юридических механизмов их реализации. Основными направлениями развития правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения являются: развитие законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения путем внесения изменений и дополнений в законы Российской Федерации, а также разработки законодательных актов о безопасности питьевой воды и пищевых продуктов, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, оздоровлении среды обитания человека, возмещении вреда, причиненного здоровью населения в результате нарушения санитарных норм и правил; создание федеральной системы санитарно-эпидемиологического нормирования, предусматривающей разработку новых и пересмотр действующих норм и правил; обеспечение исполнения законов Российской Федерации, других нормативных актов, повышение качества контроля за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации. Реализация основных направлений в области правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения предусматривается в рамках Федеральной целевой программы развития государственной санитарно-эпидемиологической службы в 1993-1995 годах (утверждена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 г.) и других федеральных, государственных и отраслевых программ. 5. Обеспечение безопасности питьевой воды В Российской Федерации нарастают негативные тенденции в обеспечении населения доброкачественной питьевой водой. Более 20 процентов коммунальных и 10 процентов ведомственных водопроводов из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений, обеззараживающих установок, а также в результате использования устаревших технологий водоподготовки подают населению воду без соответствующей обработки и низкого качества. Ухудшилось обеспечение водопроводно-канализационного хозяйства реагентами и хлоросодержащими препаратами. Положение с качеством питьевой воды усугубляется в связи с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием водопроводных и канализационных сетей. Недостаточно осуществляется ведомственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды из-за отсутствия современного оборудования и приборов. Угрожающая ситуация складывается с загрязнением источников водоснабжения высокотоксичными органическими и неорганическими соединениями из-за неэффективной работы и аварийного состояния очистных сооружений промышленной и бытовой канализации. Все это приводит к серьезным отклонениям качества питьевой воды и ее дефициту. В 1992 году 22,1 процента исследованных проб не отвечали требованиям по санитарно-химическим и 12,3 процента по бактериологическим показателям. В результате возрастает частота возникновения среди населения инфекционных и неинфекционных заболеваний, обусловленных действием данного фактора. Основными направлениями организационных, инженерно-технических и научно-исследовательских работ по обеспечению безопасности питьевой воды для здоровья человека являются: пересмотр действующих и разработка новых законодательных и иных нормативных актов по этому вопросу; разработка и внедрение новых и совершенствование существующих технологий водоподготовки; строительство и реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства; снабжение в необходимых объемах водопроводно-канализационного хозяйства реагентами и оборудованием для водоподготовки, а также приборами и устройствами контроля за качеством питьевой воды. На федеральном уровне Программой предусматриваются: принятие Закона Российской Федерации "Об обеспечении населения питьевой водой", пересмотр действующих и разработка новых нормативных документов по этому вопросу; разработка и внедрение эффективных технологий водоподготовки, биологической очистки воды поверхностных водоисточников с использованием озона и сорбции на фильтрующей загрузке, очистки подземных водоисточников от природных примесей (нитратов, марганца, железа, фтора, стабильного стронция); обработка воды, обеспечивающая ее безопасность в отношении микроорганизмов и вирусов; пересмотр действующих и разработка новых санитарных правил, государственных стандартов, строительных норм и правил, регламентирующих требования к качеству воды, источникам централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, бытовым устройствам для очистки питьевой воды, методам определения токсичных элементов и микробиологического загрязнения; проведение научно-исследовательских разработок по комплексной оценке новых материалов и реагентов для использования их в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения, санитарно-гигиеническому обоснованию технологических схем водоподготовки. На региональном уровне предусматривается осуществление следующих мероприятий: проведение паспортизации всех источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, разработка и реализация неотложных мер по повышению их санитарно-эпидемиологической надежности; создание специализированных служб по техническому обслуживанию и эксплуатации водопроводных сооружений и сетей в сельской местности, а также аварийно-диспетчерских подразделений во всех территориальных службах водопроводно-канализационного хозяйства; развитие и укрепление материально-технической базы ведомственных лабораторий по контролю за качеством питьевой воды; строительство централизованных водопроводов в городах и населенных пунктах, в которых они отсутствуют; сокращение объемов использования питьевой воды для технических нужд промышленных предприятий путем внедрения экономических механизмов регулирования водопользования; расширение производства бытовых и групповых устройств для очистки питьевой воды, снабжение ими детских дошкольных учреждений, школ, общежитий и других организованных коллективов при отсутствии возможности обеспечения их питьевой водой гарантированного качества; организация производства питьевой воды в бутылках; материальное стимулирование работ, направленных на улучшение качества питьевой воды и ее рациональное использование. 6. Обеспечение безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение структуры и качества питания населения За последние годы в стране ухудшилось качество питания населения, в рационе нарастает дефицит белка и витаминов. Высокой остается загрязненность продовольственного сырья и пищевых продуктов токсическими химическими веществами и биологическими агентами. В результате увеличивается число заболеваний алиментарной природы, особенно среди детей. Загрязнение продовольствия чужеродными веществами оказывает токсичное воздействие на организм человека, способствует возникновению аллергии и иммунодефицитных состояний, является причиной пищевых отравлений и вспышек острых кишечных инфекций. Основными направлениями организационных, материально-технических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по повышению качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшению структуры питания населения являются: пересмотр действующих и разработка новых законодательных и иных нормативных актов; увеличение производства высококачественных продуктов питания на основе экологически чистого сырья с добавлением витаминов и витаминно-минеральных премиксов, а также с биологически активными пищевыми добавками; улучшение структуры питания детей и социально незащищенных групп населения; введение системы гигиенической регистрации продовольствия, поступающего по импорту, внедрение системы сертификации продуктов питания и лицензирования объектов их производства и реализации; повышение эффективности системы лабораторного контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов. На федеральном уровне Программой предусматриваются: разработка и принятие законов Российской Федерации "О качестве пищевых продуктов", "О безопасности химических и биологических средств защиты растений"; пересмотр действующих и разработка новых медико-биологических требований, санитарных правил, норм, гигиенических нормативов и государственных стандартов, предусматривающих безопасность пищевых продуктов и продовольственного сырья; разработка и реализация основных мероприятий, направленных на охрану здоровья населения, в том числе работающего в сельском хозяйстве, при хранении, транспортировке и применении средств химизации; совершенствование системы контроля, в том числе лабораторного, за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке и внедрению экспресс-методов и приборов обнаружения чужеродных и токсичных веществ в продовольственном сырье и пищевых продуктах; гигиеническая регламентация качества и безопасности продовольствия; гигиеническая оценка нагрузки на организм человека чужеродных веществ. Изучение состояния здоровья населения в связи со структурой и качеством питания в различных его группах. На региональном уровне предусмотрено проведение следующих мероприятий: создание условий для получения и производства высококачественного сырья для выработки продукции детского питания; организация снабжения населения продовольствием с учетом оценки структуры питания и сформированных наборов продуктов питания для различных групп населения; введение адресных дотаций на питание для беременных женщин, детей в возрасте до трех лет, кормящих матерей из малообеспеченных слоев населения; обеспечение горячим питанием учащихся школ и средних учебных заведений; проведение витаминизации готовых блюд в детских дошкольных, оздоровительных и лечебно-профилактических учреждениях; организация лечебно-профилактического питания для работающих во вредных условиях труда; развитие сети столовых для обеспечения питанием социально незащищенных групп населения; обеспечение эффективного функционирования системы лицензирования производства и реализации продовольствия, а также сертификации продуктов питания; экономическое стимулирование предприятий за внедрение прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск пищевой продукции гарантированного качества; создание специализированных служб по ремонту и техническому обслуживанию производственного, технологического и холодильного оборудования на пищевых объектах. 7. Охрана здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды В Российской Федерации почти половина населения проживает в условиях постоянного превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе. Только от автомобильного транспорта в атмосферный воздух выделяется 20 млн. тонн вредных веществ. Около 4,3 млн. человек, по данным 1992 года, трудятся на производстве, не отвечающем санитарно-гигиеническим нормативам. Воздух рабочей зоны превышает установленные предельно допустимые нормы в 25 процентах проб на содержание паров, газов, пыли и аэрозолей. Обостряется проблема утилизации, обезвреживания и захоронения токсичных отходов, около 4 млрд. тонн которых накоплено в неорганизованных местах и около 2 млрд. тонн - в организованных хранилищах. Только небольшая часть промышленных предприятий имеет полигоны для захоронения отходов, но без соответствующего их обустройства. Высокие уровни загрязнения вредными веществами атмосферного воздуха городов и поселков, воздуха рабочей зоны и нерешенные вопросы обезвреживания и захоронения токсичных отходов обусловливают неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, способствуют повышению уровня заболеваемости населения злокачественными новообразованиями, болезнями органов дыхания, нервной и эндокринной систем. Отмечается увеличение числа врожденных аномалий, осложнений беременности и родов, профессиональных заболеваний и отравлений. Основными направлениями организационной деятельности, инженерно-технических и научно-исследовательских работ по охране здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных загрязнителей окружающей среды являются: совершенствование правовой базы в области охраны труда и природоохранных мероприятий по защите окружающей среды; создание и внедрение экологически безопасных технологий и транспортных средств; разработка высокоэффективных способов очистки выбросов промышленных предприятий и транспорта; создание государственной системы экологического мониторинга; создание государственной системы контроля за условиями труда работающих; разработка генеральной схемы размещения в стране объектов по захоронению и утилизации отходов, внедрение установок по их переработке; замещение жидкого моторного топлива сжатым и сжиженным газом, перевод автомобильного транспорта на неэтилированный бензин. На федеральном уровне Программой предусматриваются: пересмотр действующих и разработка новых санитарных норм, правил, медико-гигиенических требований, гигиенических нормативов, государственных стандартов в области обеспечения безопасности окружающей среды; разработка генеральной схемы по размещению в Российской Федерации объектов по захоронению, утилизации и обезвреживанию отходов; составление кадастра утилизируемых промышленных отходов; создание регистра наиболее эффективных и доступных методик определения основных опасных экотоксикантов в объектах окружающей среды с последующей государственной их стандартизацией; разработка критериев гигиенического и экологического риска от совместного воздействия нескольких химических веществ и физических факторов. На региональном уровне предусматривается осуществление следующих мероприятий: внедрение государственной системы экологического мониторинга; создание диагностических комплексов для определения технического состояния автомобилей, содержания загрязняющих веществ в отработанных газах автотранспорта; строительство транспортных развязок и стоянок (создание безтранспортных зон), объездных трасс в крупных городах; проведение инвентаризации образующихся и скопившихся в накопителях и хранилищах отходов и создание банка данных, реализация неотложных мероприятий по их утилизации и захоронению; выполнение неотложных мер по утилизации, хранению и захоронению радиоактивных отходов и отработанных ядерных материалов, а также проведение рекультивационных мер по восстановлению ранее загрязненных радиоактивными отходами территорий; создание специальных служб по сбору, утилизации и обезвреживанию промышленных токсичных отходов с учетом их специфики. 8. Обеспечение государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения В сложившихся социально-экономических условиях осуществление возложенных на органы и учреждения государственного надзора и контроля задач и функций по сохранению и поддержанию санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охране окружающей среды затрудняется из-за недостаточного уровня финансирования этих служб, неудовлетворительной их лабораторной базы и несовершенства научного и методического обеспечения. Реализация задачи оптимизации организационного построения и управления государственных служб контроля, улучшение их ресурсного и научного обеспечения будет осуществляться в рамках федеральных и региональных программ, в том числе при реализации Федеральной целевой программы развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 1993-1995 годах. Разработка и внедрение эффективной системы санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и фитосанитарного контроля и комплекса мер по усилению охраны территории Российской Федерации предусматривается в Федеральной целевой программе по охране территории Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсических веществ. В целях обеспечения государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в числе первоочередных мероприятий Программой предусматриваются: создание и внедрение государственной системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья населения в связи с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека; введение государственной регистрации потенциально опасных химических, биологических веществ, импортируемой пищевой продукции и товаров народного потребления, направленной на обеспечение их безопасности для здоровья человека и окружающей среды; повышение требовательности за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации объектами промышленности, сельского хозяйства и социально-бытовой сферы. Наряду с этим необходимо обеспечение ветеринарно-санитарного контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и продукции животного и растительного происхождения на основании: создания государственных ветеринарных экспертных объединений; разработки и внедрения системы ветеринарно-санитарной сертификации продуктов и сырья животного и растительного происхождения. 9. Профилактика неинфекционных заболеваний Возникновение и развитие неинфекционных заболеваний в определенной мере зависит от состояния окружающей среды, образа жизни и вредных привычек, к основным из которых относятся курение, алкоголизм, низкая физическая активность, неправильное питание, избыточная масса тела и другие. Лечение уже развившихся заболеваний не дает должного эффекта и требует больших экономических затрат. Отсутствует постоянно действующая информационно-пропагандистская система санитарно-гигиенического образования населения. Не создаются необходимые условия для повышения его физической активности. В условиях реформирования системы здравоохранения ликвидируются структуры профилактической направленности - кабинеты и центры медицинской профилактики, профпатологические центры, снизилась ответственность руководителей органов и учреждений здравоохранения за организацию и проведение профилактических мероприятий. Состояние здоровья населения Российской Федерации заметно ухудшается. Основными направлениями в области профилактики неинфекционных заболеваний наряду с предусмотренными в предыдущих разделах Программы являются: формирование здорового образа жизни населения, создание условий для повышения его физической активности; обеспечение доступности для населения необходимых медицинских услуг; удовлетворение потребностей населения в лекарствах, современном диагностическом и лечебном оборудовании и средствах; разработка и внедрение правовых, экономических и организационных механизмов повышения заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья; повышение ответственности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей за проведение оздоровительных и профилактических мероприятий; разработка и осуществление специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наиболее распространенных заболеваний, являющихся причиной преждевременной смертности населения (болезни сердечно-сосудистой системы, злокачественные новообразования, сахарный диабет, эндемический зоб и другие). На федеральном уровне Программой предусматриваются: создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью формирования здорового образа жизни населения, широкой информированности его о мерах профилактики социально значимых неинфекционных заболеваний; разработка опытной модели профилактики курения и наркомании; разработка и внедрение системы мониторинга заболеваемости населения по основным нозологическим формам: сердечно-сосудистым заболеваниям, острым токсическим отравлениям, сосудистым заболеваниям мозга, эндемическому зобу, ревматизму, остеопорозу, нервно-психическим и нервно-мышечным заболеваниям, алкоголизму; пересмотр Национального перечня канцерогенных веществ, разработка гигиенических нормативов, регламентирующих их содержание в различных средах; разработка модели комплексной региональной программы профилактики злокачественных новообразований для территорий с высоким уровнем заболеваемости; создание макетного образца автоматизированной медицинской системы полиметрической диагностики вегетативно-сосудистых нарушений. На региональном уровне Программой предусматриваются: подготовка кадров медицинских работников по вопросам формирования здорового образа жизни и санитарно-гигиенического образования населения; внедрение в детских дошкольных учреждениях, школах, средних специальных и высших учебных заведениях программ гигиенического обучения, воспитания и формирования здорового образа жизни; расширение проката кино- и видеофильмов, пропагандирующих здоровый образ жизни, в том числе посвященных борьбе с курением, алкоголизмом и наркоманией; обеспечение издания популярной литературы для населения по вопросам профилактики заболеваний; ежегодное проведение Дней здорового образа жизни с широким освещением их в местных средствах массовой информации и привлечением видных общественных деятелей, ученых, артистов и спортсменов; создание научно-технических предприятий, обеспечивающих экспериментальную разработку и тиражирование современных средств гигиенического воспитания и обучения, пропаганду здорового образа жизни и профилактики заболеваний; организация благотворительных фондов с целью улучшения материальной базы детских дошкольных, школьных учреждений, средних специальных учебных заведений, проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, организации совместного досуга родителей и детей по месту учебы и жительства; создание сети автоматизированных диагностико-консультативных и физкультурно-оздоровительных кабинетов при спортсооружениях, санаториях-профилакториях и медсанчастях; восстановление в структуре лечебно-профилактических учреждений смотровых кабинетов; создание в центрах медицинской профилактики кабинетов психологической помощи; разработка и реализация региональных противораковых программ для территорий с повышенной онкологической заболеваемостью населения; создание специализированных баз данных по канцерогенным веществам, используемым в регионах; измерение артериального давления у всех школьников один раз в год, обучение родителей детей из групп риска измерению артериального давления; внедрение программы мониторирования основных сердечно-сосудистых заболеваний; организация и проведение по показаниям профилактики эндемического зоба; внедрение системы профилактики сосудистых заболеваний мозга; внедрение современных методов диагностики остеопороза и проведение комплекса лечебно-профилактических мер по предупреждению его развития у лиц из групп риска; внедрение специальных обучающих программ для врачей и больных сахарным диабетом и раком молочной железы; создание центров и пунктов оздоровления и реабилитации на крупных промышленных предприятиях, в учреждениях, клубах по месту жительства; внедрение территориальной автоматизированной информационной системы для оказания практической помощи при отравлениях и травмах; внедрение современной системы профилактики ревматизма; совершенствование мер профилактики нервно-психических расстройств у детей, а также наследственной и врожденной патологии нервно-мышечной системы у детей и взрослых; создание региональных суицидологических служб; создание системы мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании. 10. Предупреждение инфекционных заболеваний Неблагополучная обстановка сложилась в области распространения инфекционных заболеваний. Отмечается рост заболеваемости инфекциями, для профилактики которых имеются вакцины. Ежегодно в стране регистрируется свыше 1 млн. кишечных инфекционных заболеваний, более 100 крупных вспышек дизентерии, сальмонелеза, брюшного тифа и вирусного гепатита А. До сих пор практическое здравоохранение не имеет вакцин против гепатита В. Нерешенными остаются вопросы профилактики паразитарных, природно-очаговых заболеваний, социально обусловленных инфекций, таких как туберкулез, венерические болезни, педикулез. Возрастает угроза распространения синдрома приобретенного иммунодефицита. Большую опасность для больных, находящихся на стационарном лечении, представляют внутрибольничные инфекции. Основными направлениями деятельности по совершенствованию предупреждения инфекционных заболеваний являются: повышение эффективности системы вакцинопрофилактики "управляемых" инфекционных заболеваний; обеспечение безопасности продуктов питания и питьевой воды как основы предупреждения распространения кишечных инфекций; усиление борьбы с социально обусловленными инфекционными заболеваниями; интенсификация научно-исследовательских работ, направленных на разработку высокоэффективных методов и средств диагностики и профилактики инфекционных заболеваний. На федеральном уровне Программой предусматриваются: организация производства вакцины против вирусного гепатита В; обеспечение промышленного выпуска эффективных препаратов для лечения гельминтозов; разработка и внедрение системы мониторинга антибиотикотерапии и лекарственной устойчивости микроорганизмов; проведение научно-исследовательских работ по разработке высокочувствительных лечебных препаратов и диагностических тест-систем для массового обследования населения на социально значимые гельминтозы, современных средств и методов диагностики и профилактики зооантропонозов, биологических препаратов, нормализующих иммунно-микроэкологический статус организма. На региональном уровне предусматривается осуществление следующих мероприятий: внедрение современной системы санитарно-эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями с использованием компьютерной техники; улучшение медицинского обслуживания детей в дошкольных учреждениях и школах в целях профилактики острых кишечных инфекций; расширение объема иммунизации лиц из групп риска на территориях, эндемичных по природно-очаговым инфекциям; внедрение современных методов лабораторной диагностики вирусных гепатитов; внедрение во всех лечебно-профилактических учреждениях стандартных методов предстерилизационной очистки, дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария; осуществление мероприятий по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях; обеспечение детских дошкольных и подростковых учреждений противопедикулезными препаратами. 11. Социально-экономический эффект Реализация Программы позволит к 1997 году за счет снижения техногенного воздействия на окружающую среду, обеспечения населения доброкачественным питанием и питьевой водой, проведения профилактических и оздоровительных мероприятий стабилизировать санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране, улучшить показатели здоровья населения. Мероприятия Программы будут носить медико-социальный и экономический характер. Медико-социальные показатели будут определяться уровнем снижения инфекционной заболеваемости, ряда нозологических форм неинфекционной природы, снижением уровня преждевременной смертности населения. Так, по прогнозным оценкам ожидается уменьшение заболеваемости вирусным гепатитом В на 20 процентов, коклюшем - до пяти и корью - до трех случаев на 100/тыс. населения, дифтерией - до единичных случаев. Улучшится выявляемость на ранних стадиях заболеваний системы кровообращения, злокачественных новообразований и другой хронической патологии, что позволит предотвратить их развитие, возможные осложнения и преждевременную смертность в трудоспособном возрасте. Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и предполагаемых экономических потерь общества, что приведет к улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания. Кроме того, Программа позволит объединить усилия министерств и ведомств, учреждений и организаций на федеральном и региональном уровнях по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики заболеваний населения и сократить материальные расходы на эти цели. 12. Управление и механизм реализации Основные направления и отдельные разделы Программы ежегодно будут корректироваться с учетом динамики социально-экономического развития страны, а также на основе результатов научных исследований, проводимых по этим проблемам. Предусмотрено также привлечение внебюджетных средств для реализации мероприятий Программы. Для координации деятельности по реализации мероприятий Программы создается на общественных началах межведомственный совет, состоящий из ведущих специалистов заинтересованных министерств и ведомств. Основными его функциями должны быть контроль за реализацией Программы, подготовка и внесение предложений по ее корректировке, контроль за использованием выделенных финансовых средств, оценка эффективности программных мероприятий. Кроме того, предусмотрены дальнейшее включение мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и профилактику заболеваний населения, в федеральные целевые программы, программы социально-экономического развития регионов, а также разработка отраслевых программ по решению отдельных вопросов профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Основные направления Программы должны осуществляться в рамках соответствующих региональных программ, разрабатываемых с учетом конкретной санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, состояния здоровья населения, уровня развития здравоохранения и санитарно-эпидемиологического обеспечения. Финансирование мероприятий будет осуществляться из местных бюджетов и внебюджетных источников. Государственными заказчиками Программы являются Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Российская академия медицинских наук. Разработано технико-экономическое обоснование мероприятий Программы согласно приложению. _______________ ПРИЛОЖЕНИЕ к Государственной целевой программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы Технико-экономическое обоснование мероприятий Программы Таблица 1 Объем финансирования Программы из республиканского бюджета Российской Федерации (в ценах августа 1993 г.) (млн. рублей) +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦1994-1996 годы¦В том числе 1994 год¦ ¦ мероприятий ¦ ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Обеспечение безопасности 215 143 питьевой воды (таблица 2) Обеспечение безопасности 7105,6 2990,5 продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшение структуры и качества питания населе- ния (таблица 3) Охрана здоровья населения 209 100 от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды (таблица 4) Обеспечение государственного 650 164 надзора и контроля за санитар- но-эпидемиологическим благо- получием населения (таблица 5) Профилактика неинфекцион- 7830,317 2747,034 ных заболеваний (таблица 6) Предупреждение инфекционных 2550 1123 заболеваний (таблица 7) 170 тыс. 170 тыс. долларов США долларов США _____________________ Итого: 18559,917 7267,534 170 тыс. 170 тыс. долларов США долларов США _______________ Таблица 2 Объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности питьевой воды (млн. рублей) +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦1994-1996 ¦В том числе¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятий ¦годы ¦1994 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Пересмотр действующих, 60 33 Госстандарт разработка и издание го- России сударственных стандартов Госстрой России в области безопасности Российская ака- питьевой воды демия медицин- ских наук Госкомсанэпид- надзор России Комплексные исследования 100 75 Госкомсанэпид- по санитарно-гигиениче- надзор России скому обеспечению Российская ака- проблемы демия медицин- ских наук Технологические решения 55 35 Госстрой России водоподготовки Жилищно-ком- мунальная академия Госкомсанэпид- надзор России Российская ака- демия медицин- ских наук _________________________ Итого: 215 143 ________________ Таблица 3 Объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, улучшению структуры и качества питания населения (млн. рублей) +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦1994-1996¦В том числе¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятий ¦годы ¦1994 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Создание системы лабора- 4288,1 2409,5 Госстандарт торного контроля России за качеством и безопас- Минсельхозпрод ностью продовольственного России сырья и пищевых продуктов Центросоюз Российской Федерации Охрана здоровья населения, 520 140 Минсельхозпрод в том числе работающих при России хранении, транспортировке и Госкомсанэпид- применении средств химизации надзор России в сельском хозяйстве Обнаружение, идентификация 697,5 241 Минсельхозпрод и количественное опреде- России ление приоритетных загряз- Госкомсанэпид- нителей продовольственного надзор России сырья и пищевых продуктов Российская ака- на основе современных демия медицин- методов и приборов ских наук Гигиеническая оценка 600 70 Госкомсанэпид- нагрузки на организм надзор России человека чужеродных Российская ака- веществ демия медицин- ских наук Гигиеническая регламента- 200 60 -"- ция качества и безопас- ности продовольственного сырья и пищевых продуктов Изучение питания 800 70 Госкомсанэпид- и состояния здо- надзор России ровья различных групп Российская ака- населения в связи со демия медицин- структурой питания ских наук _____________________________ Итого: 7105,6 2990,5 ______________ Таблица 4 Объем финансирования мероприятий по охране здоровья населения от неблагоприятного влияния вредных факторов окружающей среды (млн. рублей) +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦1994-1996¦В том числе¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятий ¦годы ¦1994 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Обоснование критериев ги- 40 21 Госкомсанэпид- гиенического и экологиче- надзор России ского риска для человека Минприроды и окружающей среды в ре- России зультате совместного Госстандарт воздействия токсичных хими- России ческих веществ и физических Российская ака- факторов демия медицин- ских наук Составление государствен- 25 25 Минприроды ного кадастра экологически России опасных технологий и Госкомсанэпид- утилизируемых промышлен- надзор России ных отходов Нормативная документация 24 14 Госстандарт для определения содержания России опасных экотоксикантов Минприроды в объектах окружающей России среды. Создание регистра Госкомсанэпид- методик определения ток- надзор России сичных веществ Генеральная схема 60 20 Госстрой размещения в стране России объектов по захоронению Госкомсанэпид- всех видов отходов надзор России Нормативно-методическая 60 20 Госкомсанэпид- документация по сбору надзор России и утилизации всех видов отходов ________________________________________________________ Итого: 209 100 ______________ Таблица 5 Объем финансирования мероприятий по обеспечению государственного надзора и контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения (млн. рублей) +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦1994-1996¦В том числе¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятий ¦годы ¦1994 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Создание государственной 640 160 Госкомсанэпид- системы социально- надзор России гигиенического мониторинга Минприроды состояния здоровья России населения в связи с Минздравмедпром санитарно-эпидемиологи- России ческой обстановкой Введение государственной 10 4 Госкомсанэпид- регистрации потенциально надзор России опасных химических и био- логических веществ, импор- тируемой пищевой продукции и товаров народного по- требления _______________________ Итого: 650 164 _______________ Таблица 6 Объем финансирования мероприятий по профилактике неинфекционных заболеваний (млн. рублей) +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦1994-1996¦В том числе¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятий ¦годы ¦1994 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Создание постоянно дей- 3623,537 1250,484 Минздравмедпром ствующей информационно- России пропагандистской системы с целью формирования здо- рового образа жизни насе- ления, широкой информиро- ванности его о мерах по профилактике неинфекцион- ных заболеваний Разработка и внедрение 4142,360 1467 -"- системы мониторинга забо- леваемости населения и профилактика наиболее рас- пространенных болезней и вредных привычек: сердечно-сосудистые 3825,9 1275,3 болезни сосудистые заболевания 28 15 мозга острые токсические 150 75 отравления ревматизм детей и 70,960 35,460 подростков остеопороз 13 10 нервно-психические и 43,6 35,6 нервно-мышечные забо- левания алкоголизм 12 6 Минздравмедпром России зависимость от наркотиков 148,9 89,64 -"- и табака Пересмотр Национального 12,44 7,57 Госкомсанэпид- перечня канцерогенных ве- надзор России ществ, разработка гигие- Минздравмедпром нических нормативов, ре- России гламентирующих их содер- Российская ака- жание в различных средах демия медицин- и объектах ских наук Разработка модели комплекс- 1,98 1,98 Минздравмедпром ной программы профилактики России злокачественных новообразо- Госкомсанэпид- ваний для территорий с вы- надзор России соким уровнем заболевае- Российская ака- мости населения демия медицин- ских наук Организация хемопрофи- 30 10 Минздравмедпром лактики злокачественных России образований В-каротином с бесплатной выдачей этого препарата обследуемым ли- цам из групп риска алкоголизм 12 6 Минздравмедпром России зависимость от наркотиков 148,9 89,64 -"- и табака Создание макетного образца 20 10 Минздравмедпром автоматизированной медицин- России ской системы полиметричес- Российская кой диагностики вегетативно- академия меди- сосудистых нарушений цинских наук _______________________________________ Итого: 7830,317 2747,034 _______________ Таблица 7 Объем финансирования мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний (млн. рублей) +-----------------------------------------------------------------+ ¦ Наименование ¦1994-1996¦В том числе¦ Исполнители ¦ ¦ мероприятий ¦годы ¦1994 год ¦ ¦ +-----------------------------------------------------------------+ Организация промышленного 1123 400 Минздравмедпром выпуска вакцины против 170 тыс. 170 тыс. России гепатита В долларов долларов Госкомсанэпид- США США надзор России Обеспечение промышленного 495 155 Минздравмедпром выпуска оригинальных пре- России паратов для лечения гель- минтозов (медамина, фена- сала, азинокола) Разработка высокочувстви- 142 94 Минздравмедпром тельных лечебных препара- России тов и диагностических тест- Госкомсанэпид- систем для массового обсле- надзор России дования населения на соци- ально значимые гельминтозы Разработка современных 164 60 Минздравмедпром средств и методов диагно- России стики и профилактики Госкомсанэпид- зооантропонозов надзор России Российская академия меди- цинских наук Российская академия сель- скохозяйствен- ных наук Разработка и внедрение 560 389 Минздравмедпром мониторинга антибиотико- России терапии и лекарственной Госкомсанэпид- устойчивости микроорга- надзор России низмов Российская академия меди- цинских наук Разработка препаратов, 21 10 Госкомсанэпид- нормализующих микроэколо- надзор России гический статус организма Минздравмедпром человека России Разработка и выпуск опытных 45 15 Госкомсанэпид- серий менингококковой вак- надзор России цины серогруппы В _________________________________ Итого: 2550 1123 170 тыс. 170 тыс. долларов долларов США США ________________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|