Расширенный поиск

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24.12.1998 № 567-СФ

 



                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


               О положении в уголовно-исполнительной
         системе Министерства юстиции Российской Федерации

     Обсудив   положение   в    уголовно-исполнительной     системе
Министерства     юстиции     Российской    Федерации    (далее    -
уголовно-исполнительная  система),  Совет  Федерации   Федерального
Собрания  Российской Федерации отмечает,  что,  несмотря на усилия,
предпринимаемые  федеральными  органами  государственной  власти  и
органами  государственной  власти субъектов Российской Федерации по
стабилизации   положения   в    уголовно-исполнительной    системе,
обстановка,  в  которой  вынуждены строить свою работу учреждения и
органы уголовно-исполнительной системы, остается крайне тяжелой.
     В следственных  изоляторах  и  исправительных  учреждениях  не
созданы     условия     содержания,     отвечающие      требованиям
санитарно-гигиенических норм и международным стандартам,  ощущается
острая нехватка лекарств и продуктов питания, широко распространены
сердечно-сосудистые,   инфекционные   и  венерические  заболевания,
психические расстройства,  увеличивается смертность.  Только за два
последних   года   от  болезней  умерли  около  16  тысяч  человек,
зафиксированы  случаи  смерти  от  дистрофии.   Характер   эпидемии
приобрела  заболеваемость  туберкулезом.  В  настоящее  время  этим
опасным недугом страдают свыше 90 тысяч человек.  При этом более 25
тысяч   больных   содержатся   вместе   со   здоровыми.  Показатель
заболеваемости туберкулезом в  учреждениях  уголовно-исполнительной
системы  превысил в 1997 году аналогичный показатель по стране в 54
раза,  а  показатель  смертности  -  в  28  раз.   Для   надлежащей
организации   лечения   недостает   диагностической   аппаратуры  и
лекарственных  препаратов.  На  медицинское   обслуживание   одного
человека,  содержащегося в местах лишения свободы,  отпускается в 2
раза меньше средств,  чем в  системе  Министерства  здравоохранения
Российской Федерации.
     Ежегодно из  мест   лишения   свободы   освобождаются   тысячи
неизлечившихся туберкулезных больных, которые в большинстве случаев
остаются вне поля зрения территориальных  органов  здравоохранения.
Этот  фактор  осложняет  и  без того напряженную эпидемиологическую
ситуацию  в  стране,  представляет  серьезную  угрозу  национальной
безопасности.
     Основными причинами  сложившейся  обстановки  являются  крайне
неудовлетворительное   и   постоянно  сокращающееся  финансирование
уголовно-исполнительной  системы,  отсутствие  должного  исполнения
Министерством финансов Российской Федерации поручений Правительства
Российской  Федерации  по  выделению   средств   для   стабилизации
положения в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.
     Если в 1996 году потребность уголовно-исполнительной системы в
финансах  была  удовлетворена  на  66  процентов,  то в 1997 году -
только на 34 процента. За одиннадцать месяцев 1998 года фактическое
финансирование  из  федерального  бюджета составило 38 процентов от
минимальных потребностей системы.  Более  того, в июле-октябре 1998
года  полностью  прекратилось  выделение  бюджетных ассигнований на
содержание заключенных под стражу и осужденных,  что  не  позволило
своевременно  закупить  продовольствие  и  топливо на осенне-зимний
период 1998/99 года.
     Фактически проваленной оказалась федеральная целевая программа
"Строительство и  реконструкция  следственных  изоляторов  и  тюрем
Министерства   внутренних   дел   Российской   Федерации,  а  также
строительство жилья для персонала указанных учреждений  (на  период
до   2000   года)",   утвержденная   постановлением   Правительства
Российской Федерации от 3 ноября 1994 года N 1231.  Объем бюджетных
ассигнований,  выделяемых  на ее реализацию,  за последние три года
уменьшился  в  7  раз   и   составляет   менее   3   процентов   от
предусмотренного.  В  результате следственные изоляторы переполнены
почти  в  1,5  раза  от  установленного  лимита,  около  100  тысяч
подозреваемых  и  обвиняемых  в  совершении  преступлений  не имеют
спальных мест.
     Из-за отсутствия  финансирования  не  исполняется  Федеральная
целевая  программа  содействия  трудовой  занятости  осужденных   к
наказанию   в   виде  лишения  свободы  на  период  до  2000  года,
утвержденная постановлением Правительства Российской  Федерации  от
13 августа 1996 года N 970.
     Нарушение требований    законодательства    при     содержании
заключенных  под  стражу  и  осужденных  в  местах лишения свободы,
попрание  их  прав  формируют   негативное   общественное   мнение,
дискредитируют   не   только   российскую   уголовно-исполнительную
систему,  но и  само  государство  перед  Советом  Европы,  другими
международными организациями, порождают недовольство указанных лиц,
провоцируя их на социальный взрыв,  который может произойти в любой
момент.
     Вместе с  тем  ухудшилось  и  без  того  трудное  материальное
положение  сотрудников уголовно-исполнительной системы.  Заработная
плата им своевременно и в полном  объеме  не  выплачивается,  а  ее
уровень   в   условиях   финансового  кризиса  не  обеспечивает  их
социальной защищенности.
     Считая, что  положение в уголовно-исполнительной системе вышло
за рамки  ведомственных  проблем  Министерства  юстиции  Российской
Федерации  и  возможностей органов государственной власти субъектов
Российской  Федерации,  Совет   Федерации   Федерального   Собрания
Российской Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Признать   положение   в    следственных    изоляторах    и
исправительных    учреждениях    уголовно-исполнительной    системы
критическим  и  требующим   незамедлительного   принятия   мер   по
соблюдению    законодательства   Российской   Федерации   в   части
обеспечения  прав   подозреваемых   и   обвиняемых   в   совершении
преступлений и осужденных.
     2. Отметить, что данные Российской Федерацией при вступлении в
Совет  Европы  обязательства по безотлагательному улучшению условий
содержания в местах лишения свободы не выполняются.
     3. Обратить  внимание  Правительства  Российской  Федерации на
непринятие  действенных  мер  по  исполнению  постановления  Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 июня 1996
года  N  229-СФ  "О  положении  в  уголовно-исполнительной  системе
Российской Федерации" и предложить:
     разработать в   1999    году    концепцию    по    дальнейшему
реформированию     уголовно-исполнительной    системы,    основными
направлениями которой должны стать реорганизация деятельности  мест
лишения  свободы,  совершенствование  нормативно-правовой  базы  их
функционирования   в   соответствии   с   Конституцией   Российской
Федерации,  общепризнанными  принципами  и  нормами  международного
права и международными договорами Российской  Федерации  по  защите
прав и свобод человека;
     осуществить меры   по    полному    погашению    задолженности
уголовно-исполнительной  системы перед поставщиками по состоянию на
1 января 1999 года;
     изыскать дополнительные   возможности   для  финансирования  в
полном  объеме  федеральной  целевой  программы  "Строительство   и
реконструкция   следственных   изоляторов   и   тюрем  Министерства
внутренних дел Российской Федерации,  а также  строительство  жилья
для  персонала  указанных  учреждений  (на  период  до 2000 года)",
продлив срок ее  действия  до  2005  года,  и  Федеральной  целевой
программы  содействия  трудовой  занятости осужденных к наказанию в
виде лишения свободы на период до 2000 года;
     разработать и   утвердить  в  1999  году  федеральную  целевую
программу реструктуризации и реформирования  промышленного  сектора
уголовно-исполнительной системы;
     принять неотложные   меры   по   оказанию   специализированной
противотуберкулезной   помощи  учреждениям  уголовно-исполнительной
системы с учетом мероприятий,  предусмотренных федеральной  целевой
программой  "Неотложные  меры  борьбы  с  туберкулезом  в России на
1998-2004   годы",   утвержденной   постановлением    Правительства
Российской Федерации от 11 июня 1998 года N 582.  При этом включить
в качестве  государственного  заказчика  программы  и  Министерство
юстиции Российской Федерации;
     рассмотреть в 1999  году  вопрос  о  внесении  соответствующих
изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях
и органах,  исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"
и в порядке законодательной инициативы внести его в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
     4. Рекомендовать    законодательным    (представительным)    и
исполнительным органам государственной власти субъектов  Российской
Федерации:
     срочно разработать  и  принять   региональные   программы   по
поддержке уголовно-исполнительной системы,  в которых предусмотреть
размещение обязательных заказов на  предприятиях  ее  промышленного
сектора;
     освободить учреждения  и  предприятия  уголовно-исполнительной
системы  от  налогов  и  платежей,  зачисляемых в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные бюджеты.
     5. Поручить  Комитету  Совета  Федерации  по  конституционному
законодательству и судебно-правовым вопросам подготовить в  порядке
законодательной   инициативы   и   внести  на  рассмотрение  Совета
Федерации проекты федеральных законов, предусматривающих:
     внесение изменений   и   дополнений   в  законодательные  акты
Российской Федерации,  касающиеся вопросов стабилизации положения в
уголовно-исполнительной системе;
     ограничение применения меры пресечения в виде  заключения  под
стражу в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за
преступления небольшой тяжести;
     снятие ограничений  в  получении осужденными к лишению свободы
посылок,  передач и бандеролей,  а также в  приобретении  продуктов
питания и предметов первой необходимости.
     6. Предложить  Государственной  Думе   Федерального   Собрания
Российской Федерации:
     предусмотреть при рассмотрении проекта федерального закона  "О
федеральном   бюджете   на   1999   год"   выделение  ассигнований,
обеспечивающих нормальную жизнедеятельность уголовно-исполнительной
системы  с  учетом  передачи  в  ее  ведение дополнительных функций
конвоирования,  этапирования и медицинского обеспечения заключенных
под стражу и осужденных;
     рассмотреть вопрос  об  объявлении  амнистии   для   некоторых
категорий   лиц,   совершивших  преступления  небольшой  и  средней
тяжести.
     7. Рекомендовать  Министерству  юстиции  Российской  Федерации
совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и другими
правоохранительными  органами  выработать  согласованную  позицию о
внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в  части
возможной   замены  лишения  свободы  другими  видами  наказаний  и
представить   соответствующий   проект   федерального   закона    в
Правительство  Российской  Федерации  для  внесения  его  в порядке
законодательной  инициативы  в  Государственную  Думу  Федерального
Собрания Российской Федерации.
     8. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации  до
внесения     соответствующих     изменений     и    дополнений    в
уголовно-процессуальное   законодательство   Российской   Федерации
усилить   прокурорский   надзор  за  обоснованностью  применения  в
отношении  подозреваемых  и  обвиняемых  меры  пресечения  в   виде
заключения  под  стражу,  особенно  в отношении несовершеннолетних,
женщин и пожилых людей.  Чаще  практиковать  применение  таких  мер
пресечения, как подписка о невыезде, личное поручительство и залог.
     9. Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с  просьбой
проанализировать  в  1999  году  соблюдение  судами предусмотренных
уголовно-процессуальным  законодательством   Российской   Федерации
сроков   рассмотрения  уголовных  дел  и  вынести  этот  вопрос  на
обсуждение Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
     10. Направить  настоящее  постановление  Президенту Российской
Федерации,  в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации,  Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд
Российской   Федерации,   Верховный   Суд   Российской   Федерации,
Генеральную   прокуратуру   Российской  Федерации,  законодательные
(представительные) и исполнительные органы  государственной  власти
субъектов Российской Федерации.
     11. Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
принятия.


     Председатель
     Совета Федерации Федерального
     Собрания Российской Федерации                       Е.С.СТРОЕВ

     Москва
     24 декабря 1998 года
     N 567-СФ

Информация по документу
Читайте также