Статья: правовые аспекты международных перевозок (булаев с.в.) ("транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, n 3)
"Транспортные услуги: бухгалтерский учет и
налогообложение", 2007, N 3
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК Правовое регулирование международных перевозок является непростым вопросом. Помимо норм российского законодательства российским перевозчикам следует обращать внимание на международные конвенции и соглашения, заключенные в сфере этой деятельности. Но и они не всегда решают те или иные организационно-правовые задачи. В таких случаях международным перевозчикам следует учесть инструкции отраслевого ведомства, таможенных и других компетентных органов в области международных автомобильных перевозок. Каков порядок допуска к международным автомобильным перевозкам? Какую роль в этом играет Ассоциация международных автомобильных перевозчиков? Какие документы необходимы водителю, отправляющемуся в международный рейс? Для международных перевозок разработана обширная нормативно-правовая база, и в статье автор постарается систематизировать имеющуюся правовую информацию в отношении деятельности международных перевозчиков. Международно-правовые акты На международном уровне приняты конвенции и соглашения, регулирующие отдельные вопросы автомобильных перевозок. Конвенции, к которым присоединяются несколько участников-государств, устанавливают общие нормы и положения, касающиеся вопросов международного автомобильного сообщения. Среди них можно выделить Конвенции: - о дорожном движении, заключенную в Вене 08.11.1968; - о договоре международной дорожной перевозки грузов, заключенную в Женеве 19.05.1956; - о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенную в Женеве 14.11.1975. Помимо международных конвенций РФ заключены соглашения с отдельными государствами и содружествами в сфере международного автомобильного сообщения, например Соглашение о взаимодействии государств - участников СНГ в области международных автомобильных перевозок (заключено в Ялте 18.09.2003), соглашения между Правительством РФ и руководством других стран о международном автомобильном сообщении. Нормы международного права имеют приоритет перед актами российского законодательства в этой области, поэтому последние принимаются и разрабатываются с учетом международных правил осуществления автомобильных перевозок. У российских перевозчиков не так много времени на ознакомление с положениями и нюансами международных правовых конвенций и соглашений. Они могут воспользоваться более практичными и доступными для понимания отечественными нормативными актами, регулирующими вопросы осуществления международных перевозок. Охватить все документы, касающиеся международных перевозок, в одной статье вряд ли возможно, поэтому рассмотрим лишь основные из них, которые следует учесть в первую очередь. Законодательство РФ в сфере международных перевозок Международные перевозки в РФ регулируются Законом о государственном контроле за осуществлением международных перевозок (далее - Закон) <1>. Данным документом установлены основополагающие условия и требования, обязательные для выполнения российскими и иностранными перевозчиками. Если международным договором РФ установлены правила, противоречащие предусмотренным настоящим Законом, то применяются положения международного договора. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения". Перечислим основные требования, предъявляемые Законом к международным перевозчикам. 1. Для осуществления международных перевозок транспортной организации или индивидуальному предпринимателю необходимы: - разрешение на проезд по территории иностранного государства (одностороннее или многостороннее). Данное разрешение может не понадобиться, если международными договорами РФ с другими государствами на условиях взаимности предусмотрено осуществление международных автомобильных перевозок без разрешений; - специальное разрешение на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов; - специальное разрешение на перевозку опасных грузов. 2. Водители должны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором РФ. В настоящее время таким документом является Европейское соглашение, заключенное в Женеве 01.07.1970, в отношении работы экипажей транспортных средств (ТС), производящих международные автомобильные перевозки. В нем указаны требования к членам экипажа, допустимая продолжительность управления ТС, перерывов и отдыха, а также иные положения, касающиеся повышения безопасности дорожного движения. Проконтролировать соблюдение этих требований можно с помощью специальных устройств регистрации режима труда и отдыха водителей (тахографов), устанавливаемых на ТС, принадлежащих международным перевозчикам. 3. Международные перевозчики должны использовать только ТС, имеющие регистрационные и отличительные знаки своего государства. Это правило не распространяется на прицепы и полуприцепы, которые могут иметь регистрационные номера другого государства. В целях исполнения Закона утверждено отдельное Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок <2>. В нем определены место и правила проведения транспортного контроля, целями которого являются: - проверка соблюдения российскими и иностранными перевозчиками установленного порядка осуществления международных автомобильных перевозок; - предупреждение и пресечение административных правонарушений при осуществлении международных автомобильных перевозок; - учет использования разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска ТС через Государственную границу РФ. -------------------------------- <2> Положение о государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1272. Данный документ предназначен для должностных лиц транспортных инспекций как органов транспортного контроля, перевозчики могут изучить его в ознакомительном порядке. Российским международным перевозчикам следует обратить внимание на требования Закона, одним из которых является наличие лицензии на данный вид деятельности. Однако законодательство не стоит на месте, и вместо лицензирования для перевозчиков установлена процедура допуска к международным перевозкам. Допуск к международным перевозкам К международным перевозкам могут быть допущены транспортные организации и предприниматели, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров. Для этого им следует обратиться в органы транспортной инспекции Министерства транспорта. Руководящим документом для перевозчиков и транспортной инспекции в этом вопросе является отдельное Положение о допуске к международным перевозкам (далее - Положение о допуске) <3>. Данным документом установлен ряд обязательных для выполнения перевозчиками условий: - наличие лицензии на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек; - наличие ТС, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании. Автомобили, используемые для перевозок, должны соответствовать международным техническим стандартам, а также конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные автомобильные перевозки; - соответствие назначенных российским перевозчиком лиц, ответственных за осуществление международных автомобильных перевозок, квалификационным требованиям по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении; - устойчивое финансовое положение российского перевозчика. Оно определяется наличием собственного имущества, стоимость которого в расчете на одно ТС, осуществляющее международные автомобильные перевозки, составляет не менее 50 тыс. руб. или в расчете на одну тонну разрешенной максимальной массы указанного ТС - не менее 2,5 тыс. руб. Перевозчик может выбрать один из указанных критериев, подтверждающих его устойчивое финансовое положение; - обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС. -------------------------------- <3> Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 N 730. Из этих условий рассмотрим на примере выполнение предпоследнего требования - финансовой устойчивости перевозчика. В Положении о допуске не сказано, какое имущество принимается в расчет: все или только внеоборотные (оборотные) активы. Для организаций в качестве исходных данных о стоимости можно взять показатели бухгалтерского учета. Индивидуальный предприниматель, который уплачивает налог с полученных доходов по правилам гл. 23 НК РФ, сведения о стоимости имущества может взять из Книги учета доходов и расходов. Так же могут поступить предприниматели-"упрощенцы". Если организация считает, что остаточная стоимость не соответствует текущей рыночной стоимости, она может привлечь оценщика для более достоверного определения этого показателя. Плательщикам ЕНВД привлекать оценщиков не нужно, данный спецрежим вводится в отношении внутренних перевозок пассажиров и грузов органами муниципальных образований на территории РФ - места оказания транспортных услуг. Пример 1. В активе Бухгалтерского баланса транспортной организации на 01.07.2007 отражены следующие показатели. 1. Внеоборотные активы (разд. I): - остаточная стоимость основных средств (стр. 120) - 1200 тыс. руб.; - долгосрочные финансовые вложения (стр. 140) - 850 тыс. руб. 2. Оборотные активы (разд. II): - запасы - 100 тыс. руб.; - дебиторская задолженность - 50 тыс. руб.; - денежные средства - 200 тыс. руб. Количество ТС, использующихся в международных перевозках, - 10 шт. Сумма внеоборотных и оборотных активов баланса составит 2400 тыс. руб. (1200 + 850 + 100 + 50 + 200), а стоимость имущества (без учета имущественных прав) будет равна 1500 тыс. руб. (2400 - 850 - 50). В расчете на одно ТС стоимость имущества составит 150 тыс. руб. (1500 тыс. руб. / 10 шт.). Условие о минимальной стоимости имущества в расчете на одно ТС ограничивало перевозчиков в период утверждения Положения о допуске. В связи с повышением цен выполнить это требование сегодня международным перевозчикам стало проще. То же самое можно сказать, если организация будет определять стоимость имущества в расчете на тонну разрешенной максимальной массы. Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Рассчитаем стоимость имущества в расчете на грузоподъемность - на 1 т разрешенной максимальной массы используемых в международных перевозках ТС. Предположим, разрешенная максимальная масса 10 грузовых автомобилей составляет 400 т. В расчете на одну тонну разрешенной массы всех ТС стоимость имущества составит 3,75 тыс. руб. (1500 тыс. руб. / 400 т). Полученное значение превышает установленный минимальный предел в 2,5 тыс. руб., однако если ТС имеют большую грузоподъемность, то организации, возможно, придется прибегнуть к первому способу - рассчитать стоимость имущества по количеству ТС, используемых в международных перевозках. Свидетельством о праве осуществления международных перевозок являются удостоверение допуска и карточка допуска на каждое ТС. Формы данных документов приведены в Приложениях N N 3, 4 к Приказу Минтранса России от 22.11.2004 N 36. Удостоверение является основанием для выдачи российскому перевозчику разрешения уполномоченного органа иностранного государства на проезд ТС по его территории, а также одним из обязательных документов для допуска к международным перевозкам. Для получения удостоверения и карточки допуска перевозчик должен представить следующие документы: - заявление о выдаче допуска с указанием идентификационных данных организации и предпринимателя, вида перевозок и срока, на который требуется удостоверение; - копии учредительных документов для организации и свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, а также постановки на учет в налоговом органе; - копия лицензии на перевозку пассажиров; - паспорт ТС и документы, подтверждающие их соответствие международным техническим стандартам, конвенциям и соглашениям, регламентирующим международные перевозки; - копия документа, подтверждающего компетентность лиц, ответственных за перевозки; - балансовый отчет (первая и вторая формы по Общероссийскому классификатору управленческой деятельности) за последний отчетный период. Название отчета говорит о том, что организация вправе представить формы бухгалтерской отчетности, на основании которой составляется финансовая и управленческая отчетность; - копия полиса "автогражданки". Для перевозчиков, имеющих стаж оказания международных транспортных услуг, может потребоваться подтверждающий этот факт документ, если они претендуют на получение удостоверения с пятилетним сроком действия. Перевозчикам, которые подают документы впервые и не имеют опыта международных перевозок или он составляет не более года, удостоверение выдается на год. Положением о допуске не предусмотрено взимание платы за рассмотрение заявления, выдачу и оформление удостоверения и карточек допуска к международным автомобильным перевозкам. В процессе оказания услуг в области международных перевозок количество ТС может увеличиться. Тогда организации или предпринимателю следует представить документы на право владения ТС и подтвердить его соответствие международным техническим стандартам для получения дополнительных карточек допуска ТС к международным перевозкам. Транспортная компания или предприниматель не вправе передавать удостоверение и карточки другому перевозчику. Однако достаточно ли данных документов для осуществления международных перевозок? Да, достаточно, если международная перевозка осуществляется на территории иностранного государства, с которым РФ заключено соглашение о перевозках без получения разрешений. В противном случае требования Закона обязывают международного перевозчика получить разрешение на проезд ТС по территории иностранного государства. Разрешение на проезд по территории иностранного государства Министерством транспорта, являющимся компетентным органом в международном автомобильном сообщении, предусмотрен централизованный Порядок обеспечения российских международных перевозчиков иностранными разрешениями <4>. -------------------------------- <4> Порядок организации работы по обеспечению российских юридических и физических лиц (перевозчиков), осуществляющих перевозки грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении, иностранными разрешениями на эти перевозки, утв. Приказом Минтранса России от 13.05.1997 N 46. Российские перевозчики для получения разрешений на проезд по территории иностранного государства представляют заявки в Ассоциацию международных автомобильных Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Апрель
|