"Модельный закон о просветительской деятельности" (Принят в г. Санкт-Петербурге 07.12.2002 Постановлением 20-15 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
Принят
на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 20-15 от 7 декабря 2002 года) МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Закон призван способствовать созданию в странах Содружества эффективной системы просветительских учреждений и организаций, обеспечивающих реализацию неотъемлемого права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также их права на беспрепятственное получение и распространение информации. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия и их определения Перечисленные ниже понятия используются в тексте настоящего Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона: образование - процесс передачи и освоения социально-культурного опыта, сориентированный на формирование комплекса способностей к его обогащению; просвещение - целенаправленный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных процедур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений; непрерывное образование - пожизненный стадиальный процесс освоения знаний и умений, сориентированный на поступательное обогащение творческого потенциала личности и ее духовного мира; состоит из трех основных этапов - социализация индивида (детское образование), подготовка к различным видам социальной деятельности (юношеское образование), личностное развитие в период взрослости (образование взрослых); образование взрослых - составная часть системы образования, преемственно обеспечивающая обогащение знаний и умений, приобретенных до вступления в сферу оплачиваемой трудовой деятельности; общее образование - совокупность учреждений и образовательных программ, сориентированных на систематическое обогащение знаний и умений, необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий; неформальное образование - совокупность программ и курсов, по завершении которых у лица не появляется права заниматься профессиональной деятельностью по профилю пройденного курса или поступать в образовательные учреждения более высокого уровня; просветительская деятельность - разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию (к практической деятельности "со знанием дела"); просветительское мероприятие - совокупность организованных действий, направленных на распространение и разъяснение научных знаний и иных социально значимых сведений; эффективность просвещения - оценочная категория, характеризующая результаты просветительской деятельности по критерию их соответствия поставленным социальным целям. Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как: - признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека; - ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма; - недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости; - широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения; - автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций; - плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию; - недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям; - государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций; - достоверность сообщаемых сведений; - партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности; - учет региональных и местных особенностей территории; - учет общегосударственных интересов. Статья 3. Законодательство о просветительской деятельности Законодательство о просветительской деятельности является правовой системой, включающей нормы общенационального, регионального и местного действия, а также подзаконные нормативные акты правомочных органов, определяющие организационные и экономические аспекты деятельности просветительских учреждений и организаций. Оно основывается на конституции страны, нормах настоящего Закона и иных нормативных актов, а также межгосударственных договоров, ратифицированных страной. Просветительская деятельность регулируется также уставами и другими положениями, принимаемыми самостоятельно просветительскими учреждениями и организациями. Статья 4. Цели законодательства о просветительской деятельности Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы. Законодательство о просветительской деятельности формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного (пожизненного) образования. Статья 5. Сфера действия законодательства о просветительской деятельности Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности. Раздел II. СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ Статья 6. Понятие системы просвещения Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию. В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами: - исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ; - просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности; - учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории; - государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности. Правоотношения компонентов системы просвещения и правовые нормы, регулирующие процесс их взаимодействия, устанавливаются настоящим Законом, а также подзаконными нормативными актами, принимаемыми в его исполнение; при этом учитывается специфика видов просветительской деятельности. Статья 7. Социальные функции просвещения В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции: - образовательную: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах; - информативную: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики; - разъяснительную: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений; - идеологическую: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп; - агитационно-пропагандистскую: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов; - консультативную: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности. Статья 8. Цели просветительской деятельности Под целями просветительской деятельности понимаются социально значимые результаты, на достижение которых направлена деятельность всех компонентов системы просвещения. Основная цель просветительской деятельности - повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Названная цель достигается посредством выполнения приоритетных задач, перечисленных в статье 9 настоящего Закона. Статья 9. Приоритетные задачи просветительской деятельности Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся: - использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан; - своевременное информирование граждан о планируемых политических решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений; - содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности; - способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях; - содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан; - формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу. Статья 10. Направления просветительской деятельности Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с содержанием и структурой текущих и перспективных потребностей населения в научных знаниях и иных сведениях. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям: - общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения; научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское просвещение; - специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда. Раздел III. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ Статья 11. Понятие права на просвещение Право на просвещение является составной частью права на образование и понимается как совокупность устанавливаемых и охраняемых государством и его органами правовых норм, обеспечивающих гражданам возможность ознакомления с достижениями различных отраслей культуры и свободного пользования ими, а также возможность ознакомления с разного рода сведениями, затрагивающими или могущими затронуть их жизненные интересы. Названное право реализуется через целенаправленную деятельность учреждений и организаций, входящих в состав системы просвещения (см. статью 6 настоящего Закона). Право на просвещение устанавливается в соответствии со статьей 27 Всеобщей декларации прав человека и рассматривается как одно из абсолютных прав личности, устанавливаемых конституцией страны. Статья 12. Всеобщность права на просвещение Все граждане имеют право на пользование достижениями науки и культуры, а также право на получение информации, затрагивающей их интересы, независимо от их пола, возраста, этнической или национальной принадлежности, семейного положения, состояния здоровья, уровня доходов и каких-либо иных обстоятельств. Данное право распространяется на всех граждан и признается всеми, кого это касается или может касаться, на всей территории страны. Статья 13. Неотъемлемость права на просвещение Право граждан на просвещение неотъемлемо. Лица, ограниченные в правах по решению суда, не могут быть лишены права на просвещение; ограничению подлежат лишь способы его реализации, обусловленные лишением права на свободное передвижение. Статья 14. Обязанности органов власти и управления по обеспечению права граждан на просвещение Органы власти и управления всех уровней являются организациями-гарантами, обеспечивающими реализацию права граждан на просвещение на подведомственной им территории. В этих целях они предпринимают следующие действия: - разрабатывают и осуществляют политику в сфере просвещения; - издают нормативные акты, обеспечивающие развитие сети учреждений просвещения и эффективность просветительской деятельности; - оказывают финансовую помощь всем зарегистрированным просветительским организациям и учреждениям, независимо от того, кто является их учредителем; - осуществляют контроль за неукоснительным соблюдением права на просвещение, выявляют и пресекают случаи дискриминации в этой области; - осуществляют общий контроль за качеством просветительских программ и их соответствием принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона. Статья 15. Контроль за соблюдением права на просвещение Контроль за исполнением нормативных актов, обеспечивающих право граждан на просвещение, осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также неправительственными организациями, профессиональными союзами и другими общественными организациями, имеющими правоохранительные и правозащитные функции. Раздел IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ Статья 16. Понятие просветительской программы Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы. Статья 17. Принципы формирования просветительских программ Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов: - целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности (статьи 7, 9 настоящего Закона); - адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход); - достоверность предлагаемых для освоения сведений; - доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения; - научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки; - учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход); - взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход); - взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона; - учет региональных и местных особенностей территории. Статья 18. Виды просветительских программ Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|