Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 по делу n А75-951/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 21 мая 2009 года Дело № А75-951/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2009 года. Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кливера Е.П. судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2094/2009) общества с ограниченной ответственностью «Сибинтерн» (далее – ООО «Сибинтерн»; Общество) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.02.2009 по делу № А75-951/2009 (судья Истомина Л.С.), принятое по заявлению ООО «Сибинтерн» к Управлению Федеральной миграционной службе по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в городе Нижневартовске (далее – УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске; административный орган), о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 12.12.2008, при участии в судебном заседании: от ООО «Сибинтерн» − представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске – представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, установил:
ООО «Сибинтерн» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа к УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в сумме 400 000 рублей. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.02.2009 в удовлетворении требования ООО «Сибинтерн» отказано. В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, а также отсутствия процессуальных нарушений со сторона административного органа. В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 27.02.2009 по делу № А75-951/2009 и обжалуемое постановление УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске. Податель апелляционной жалобы считает, что заинтересованным лицом нарушен порядок привлечения Общества к административной ответственности. ООО «Сибинтерн», извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило. УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске, извещенное надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своего представителя не обеспечило, письменного отзыва на апелляционную жалобу ООО «Сибинтерн» не представило. Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств о его отложении. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. На основании распоряжения № 180 о проведении проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции от 08.10.2008 инспектором ОУФМС РФ по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске была проведена проверка ООО «Сибинтерн» по соблюдению Обществом норм Федеральных законов от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». 18.11.2008 в адрес ООО «Сибинтерн» было направлено определение об истребовании сведений с перечислением документов, которые необходимо представить в УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске. Во исполнение указанного документа Обществом были представлены документы, испрашиваемые административным органом. При проведении проверки документов, поступивших в учетную группу ОУФМС в г. Нижневартовске, от ООО «Сибинтерн» посредством почтового отправления 29.10.2008 оригинала отрывной части бланка уведомления на гражданина Узбекистана Рахматуллаева Бахтиера Мамажановича для снятия с миграционного учета, который состоял в миграционном учете в Обществе с 09.08.2008, установлено, что после прекращения трудового договора с указанным гражданином, ООО «Сибинтерн» в установленный законом срок не направило оригинал отрывной части бланка уведомления о постановке на миграционный учет гражданина Узбекистана Рахматуллаева Бахтиера Мамажановича для снятия с миграционного учета в связи с убытием из места пребывания ХМАО-Югры в г. Нижневартовске. Таким образом, Общество нарушило пункты 1, 2 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Данные обстоятельства зафиксированы в акте о проведении проверочных мероприятий по соблюдению положений законодательства Российской Федерации в сфере миграции от 05.11.2008, протоколе № 054295 об административном правонарушении, совершенным юридическим лицом от 21.11.2008. 12.12.2008 исполняющий обязанности начальника отдела УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске, рассмотрев дело об административном правонарушении, вынес постановление по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в сумме 400 000 рублей. Полагая, что упомянутое выше постановление нарушает права и законные интересы ООО «Сибинтерн», последнее обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявленным требованием. 27.02.2009 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа принял обжалуемое решение. Проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса обжалуемый судебный акт на предмет соответствия его нормам материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ООО «Сибинтерн», исходя из следующего. В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О Порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» разработаны Правила снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания. Согласно пункту 39 названных Правил, при убытии иностранного гражданина из места пребывания, принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина. В силу части 4 статьи 18.9 КоАП РФ неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет за собой административную ответственность в виде административного штрафа. Имеющиеся в материалах настоящего дела документы свидетельствуют, что 12.05.2008, путем заключения ООО «Сибинтерн» с гражданином Рахматуллаевым Б.М. срочного трудового договора № 124, последний был принят на работу на должность – работника. Общество уведомило УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности гражданина Республики Таджикистана Рахматуллаева Б.М. Приказом ООО «Сибинтерн» от 22.09.2008 прекратило (расторгло) трудовой договор с Рахматуллаевым Б.М. на основании его заявления. 24.10.2008 Общество обратилось с заявлением в УФМС России по ХМАО-Югре в г. Нижневартовске о снятии с миграционного учета в связи с увольнением Рахматуллаева Б.М. Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях ООО «Сибинтерн» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 КоАП РФ. Однако судом первой инстанции ошибочно заключен вывод об отсутствии процессуальных нарушений со стороны административного органа, в силу следующего. КоАП РФ, регламентируя порядок проведения соответствующих процессуальных действий, предусматривает ту или иную степень участия лица, привлекаемого к ответственности, при их совершении. Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ, составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу возможность реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой. В частности, законному представителю юридического лица должна быть обеспечена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении и представить объяснения и замечания по содержанию протокола; законному представителю должны быть разъяснены права и обязанности, предусмотренные целым рядом статьей названного Кодекса (статьи 24.2-24.4, 25.1 и 30.1 КоАП РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении административным органом разрешается, в том числе, вопрос о назначении времени и места рассмотрения дела и вызове лиц, предусмотренных статьями 25.1-25.10 КоАП РФ (при необходимости, выносится соответствующее определение). Согласно статье 29.7 того же Кодекса при рассмотрении дела об административном правонарушении компетентный орган обязан установить факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела, выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке о дате и месте рассмотрения дела, выяснить причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители (часть 1 статьи 25.4 КоАП РФ). Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ). Перечень законных представителей, определенный в части 2 статьи 25.4 КоАП РФ, является закрытым. Следовательно, представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Указанная правовая позиция находит отражение в пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях» (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2007 № 46). Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в данном Постановлении указал, что арбитражным судам следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Изложенные выше нормы права и правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий лица, привлекаемого к административной ответственности, поскольку без предоставления их правонарушителю дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным. Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что при составлении протокола об административном правонарушении в качестве законного представителя ООО «Сибинтерн» присутствовала Свириденко Наталья Викторовна, действующая на основании доверенности от 10.10.2008. В соответствии с данной доверенностью Общество доверило Свириденко Н.В. представлять интересы Общества в УФМС России по ХМАО-Югре в отделе в г. Нижневартовске с правом подписи и получения акта, протокола, определения. Однако указанная доверенность не содержит в себе указания на полномочия Свириденко Н.В. по участию в конкретном административном деле. Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2009 по делу n А46-6573/2009. Отменить решение полностью и принять новый с/а »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|