Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по делу n А70-7930/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 20 мая 2009 года Дело № А70-7930/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сидоренко О.А., судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Радченко Н.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе (регистрационный номер 08АП-1864/2009) открытого акционерного общества «Военно-страховая компания» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2009 по делу № А70-7930/2008 (судья О.В. Коряковцева), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Военно-страховая компания» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области 3-и лица: Муниципальное учреждение «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции», Управление муниципальных закупок Администрации города Тюмени о признании незаконным решения от 17 сентября 2008 г. № К08/53-03 о прекращении дела, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Военно-страховая компания» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Муниципального учреждения «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом; от Управления муниципальных закупок Администрации города Тюмени – Белова Н.Н. по доверенности от 12.05.2009 № 14, действительной до 31.12.2009 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); установил:
Открытое акционерное общество «Военно-страховая компания» (далее – ОАО «Военно-страховая компания», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее – Тюменское УФАС России, антимонопольный орган) от 17 сентября 2008 г. № К08/53-03 о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Заявленные требования были мотивированы неправомерным прекращением Тюменским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Муниципального учреждения «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции», Управления муниципальных закупок Администрации города Тюмени, которые в конкурсной документации установили форму договора страхования, не соответствующую форме договора страхования, принятой в обществе. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное учреждение «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции», Управление муниципальных закупок Администрации города Тюмени. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 17.02.2009 по делу № А70- 7930/2008 в удовлетворении требований ОАО «Военно-страховая компания» отказано в полном объеме. Судебный акт об отказе в удовлетворении требований основан на том, что антимонопольный орган рассмотрел заявление общества по существу и правомерно прекратил производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства, так как установление в конкурсной документации особой формы договора страхования не препятствует заявителю изменить (дополнить) свою форму договора в порядке Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела». ОАО «Военно-страховая компания» с отказом в удовлетворении требований не согласилось и обжаловало решение суда первой инстанции в порядке апелляционного производства, указав на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, Тюменское УФАС России не рассмотрело по существу заявление о наличии в действиях третьих лиц нарушений норм антимонопольного законодательства; установление в конкурсной документации особой формы договора страхования лишает возможности все страховые организации заключить договор страхования с участниками конкурса либо предложенная форма договора является договором одной из страховых компаний, что является признаком ограничения конкуренции; изменение принятой в обществе (утвержденной в установленном порядке) формы договора страхования сопровождается сложным и длительным согласованием в органе страхового надзора. Тюменское УФАС России, Муниципальное учреждение «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции» и Управление муниципальных закупок Администрации города Тюмени представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых указали на: необоснованность требований ОАО «Военно-страховая компания»; отсутствие нарушений прав заявителя действиями по установлению в конкурсной документации формы договора страхования, которая не соответствует форме договора общества; наличие возможности общества изменить имеющуюся у него форму в установленном порядке; наличие у иных страховых организаций формы договора страхования, отвечающей требованиям конкурсной документации; отсутствие в действиях третьих лиц нарушений норм антимонопольного законодательства; правомерное прекращение Тюменским УФАС России рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. В заседании суда апелляционной инстанции принял участие представитель третьего лица – Управления муниципальных закупок Администрации города Тюмени, поддержавший доводы об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции. Представители иных участвующих в деле лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем по правилам статьи 156 арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие. Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Тюмени, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. В феврале-апреле 2008 года третьими лицами МУ «Служба заказчика по капитальному строительству и реконструкции» и Управлением муниципальных закупок Администрации города Тюмени (соответственно Заказчик и Уполномоченный орган) была предпринята попытка проведения открытого конкурса № 32/08-ок на размещение муниципального заказа на оказание услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования и смежных областях. Заявки на участие в конкурсе подавали ОАО «Нью Граунд», ОАО «Тюменский Промстройпроект» и ООО «НПО «Мостовик». По результатам изучения заявок всем указанным лицам было отказано в допуске к участию в конкурсе, в связи с чем 3 апреля 2008 года конкурс признан несостоявшимся (л.д. 139-142). Одновременно с этим ОАО «Военно-страховая компания» 3 марта и 29 апреля 2008 года обратилось к Тюменскому УФАС России с заявлениями, в которых просило возбудить в отношении вышеуказанных Заказчика и Уполномоченного органа дело о нарушении антимонопольного законодательства, выдать им соответствующие предписания и привлечь к ответственности их должностных лиц (л.д.21-26). В обоснование своих заявлений ОАО «Военно-страховая компания» сослалось на то, что документация вышеуказанного конкурса содержит положение, согласно которому с победителем конкурса заключается муниципальный контракт только после предоставления им одного из трех видов обеспечения исполнения контракта - банковской гарантии, страхования ответственности либо передачи денежных средств в залог; в случае, если обеспечение предоставляется в виде страхования ответственности по контракту, договор страхования оформляется и заключается по форме согласно приложению к конкурсной документации (л.д.46-52). В этой связи заявитель указывает, что поскольку ОАО «Военно-страховая компания» имеет иную, чем в конкурсной документации, форму договора страхования, которая утверждена для него лицензирующим органом (в конкурсной документации установлено условие о выплате штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту, которого нет в Правилах страхования ОАО «Военно-страховая компания») заявитель не может заключить договор по предложенной в конкурсной документации форме. Данные обстоятельства ОАО «Военно-страховая компания» расценивает как возможность для определенных страховых компаний устранить конкуренцию на страховом рынке, а в отношении других страховых компаний, в частности и для заявителя, для наложения ограничений. В этой связи заявитель усматривает в названном требовании конкурсной документации нарушение статей 11, 15, 16 и 17 Федерального закона «О защите конкуренции». На основании вышеуказанных заявлений ОАО «Военно-страховая компания» Тюменское УФАС России возбудило дело № К08/53 по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции», в соответствии с которым органам власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. По результатам рассмотрения дела № К08/53 Тюменским УФАС России вынесено решение 17 сентября 2008 года № К08/53-03 о прекращении производства по делу в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства (л.д. 14-20, 35-40). Несогласие ОАО «Военно-страховая компания» с решением о прекращении производства по делу в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным. Судом первой инстанции по вышеуказанным основаниям принято решение об отказе в удовлетворении требований ОАО «Военно-страховая компания», которое является предметом рассмотрения апелляционного суда. Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего. Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов организациями или органами, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, определены Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Органом, на которого возложены полномочия по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, выявлению нарушения антимонопольного законодательства, принятию мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечению к ответственности за такие нарушения, а также по предупреждению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, является антимонопольный орган (глава 6 Федерального закона «О защите конкуренции»). Данный орган согласно положением статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания, в числе которых может быть решение о прекращении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимаемое в случае отсутствия признаков нарушения норм антимонопольного законодательства (отсутствия признаков ограничения конкуренции). Как уже было указано, антимонопольный орган прекратил рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства и, поскольку в судебном порядке соответствующее решение о прекращении было оспорено, суду надлежит проверить наличие оснований для прекращения такого дела (установить наличие либо отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства). ОАО «Военно-страховая компания», обращаясь в антимонопольный орган, указало на ограничение конкуренции, выразившееся во включении в конкурсную документацию формы договора, по условиям которого в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий контракта выплате подлежат штрафные санкции. Суд апелляционной инстанции не усматривает в этом нарушений каких-либо норм действующего законодательства. В статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрены признаки ограничения конкуренции, в числе которых сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2009 по делу n А46-21048/2008. Отказать в отложении судебного разбирательства (ст.157, 158 АПК),Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|