Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2015 по делу n А70-1966/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

город Омск

05 октября 2015 года

                                              Дело №   А70-1966/2015

Резолютивная часть постановления объявлена  28 сентября 2015 года

Постановление изготовлено в полном объеме  05 октября 2015 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.,

судей Шиндлер Н.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9721/2015) общества с ограниченной ответственностью «Тюменская дорожная компания «Автострада» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03.07.2015 по делу № А70-1966/2015 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Тюменская дорожная компания «Автострада» к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 о признании незаконным решения от 13.11.2014 № 13-2-60/4 в части,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Тюменская дорожная компания «Автострада» - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 – Иванова С.И. (по удостоверению, по доверенности № 3 от 06.04.2015 сроком действия по 15.12.2015); Клюева Т.Н. (личность удостоверена паспортом, по доверенности б/н от 15.05.2015 сроком действия по 31.12.2015); Суханова Т.Н. (п личность удостоверена паспортом, по доверенности № 5 от 13.07.2015 сроком действия по 31.12.2015);

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Тюменская дорожная компания «Автострада» (далее также - ООО «ТДК «Автострада», заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в арбитражный суд с уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 3 (далее - ответчик, ИФНС России по г.Тюмени № 3, налоговый орган) о признании незаконным решения от 13.11.2014 № 13-2-60/4 в части доначисления НДС в размере 4588089,2 руб., налога на прибыль в размере 3587559,68 руб., штрафа по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) и соответствующих пеней.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.07.2015 по делу № А70-1966/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указало на то, что сделки по приобретению и дальнейшей реализации услуг подтверждены документально: договорами, счетами-фактурами, товарными накладными (актами), товарно-транспортными накладными, актами сверки, письмами и другими документами.

По мнению Общества, налогоплательщик не должен нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Податель жалобы указывает на то, что право Общества на возмещение НДС не зависит от исполнения налоговых обязательств контрагентом. Следовательно, по убеждению Общества, факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

В представленном до начала судебного заседания отзыве Инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ООО «ТДК «Автострада» поддержал доводы и требования изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

ООО «ТДК «Автострада» зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1087232014572); место нахождения: г.Тюмень, ул.Щербакова, д.239, офис 216.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности Общества является деятельность в области архитектуры; инженерно-техническое проектирование; геолого - разведочные и геофизические работы; геодезическая и картографическая деятельность; деятельность в области стандартизации и метрологии; деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; виды деятельности, связанные с решением технических задач, не включенные в другие группировки.

ИФНС России по г.Тюмени № 3 проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2010 по 30.11.2013, в результате которой установлено, что заявитель не уплатил налог на прибыль 5 097 876,87 руб., НДС в сумме 4 588 089,2 руб. в результате неправомерного получения необоснованной налоговой выгоды по договорам подряда, заключенным с ООО «Спектр», ООО «Тюменьнефтепроект» и ООО «Спецмонтаж».

По результатам проверки составлен акт от 29.08.2014 № 08-30/21 (л.д.13-150/т.1, 1-29/т.2), с учетом возражений налогоплательщика вынесено оспариваемое решение от 13.11.2014 № 13-2-60/4 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа за неуплату НДС в размере 756 948,17 руб., штрафа за неуплату налога на прибыль организаций в общей сумме 1 019 575,37 руб., штрафа за неполное перечисление НДФЛ в размере 126 145,80 руб. Кроме того, Обществу доначислен налог на прибыль в сумме 5 097 876,87 руб., НДС в сумме 4 588 089,2 руб., пени за просрочку уплаты НДС в сумме 1 083 076,86 руб., пени за просрочку уплаты налога на прибыль в сумме 1 157 161,69 руб. и пени за несвоевременное перечисление НДФЛ в сумме 7 343,89 руб. (л.д. 43-150/т.3, л.д.1-117/т.4).

Не согласившись с данным решением, в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, Общество обжаловало решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Тюменской области от 29.01.2015 № 0041 решение Инспекции отменено в части: доначисления налога на прибыль в сумме 1 510 317,18 руб.; исчисленного штрафа по налогу на прибыль в размере 302 063,44 руб. (л.д.148-150/т.5, л.д.1-32).

Во исполнение решения Управления Инспекцией произведен перерасчет сумм пени по налогу на прибыль организаций.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

03.07.2015 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как следует из материалов дела, основанием для доначисления налога на прибыль организаций и НДС, пени и штрафов послужил вывод налогового органа о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде включения в доходы, учитываемые налогоплательщиком, в качестве уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, сумм затрат, которые не могут считаться обоснованными, подтвержденными расходами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, а также в виде влечения в налоговые вычеты по НДС сумм по финансово-хозяйственным отношениям с ООО «Спектр», ООО «Тюменьнефтепроект» и ООО «Спецмонтаж».

В проверяемом периоде Общество являлось плательщиком налога на прибыль и НДС.

В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из положений главы 25 НК РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, носят заявительный характер, в связи с чем именно на налогоплательщика возложена обязанность доказать правомерность и обоснованность уменьшения налогооблагаемой прибыли, в том числе, путем предоставления документов, отвечающих критериям статьи 252 НК РФ.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Если произведенные налогоплательщиком расходы не обладают характером реальных затрат, не возникают и объективные условия для признания таких сумм фактически понесенными налогоплательщиками.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Пунктом 1 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Пункты 5 и 6 статьи 169 НК РФ устанавливают обязательные для оформления счетов-фактур требования.

Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ несоблюдение вышеназванных требований при оформлении счета-фактуры влечет отказ в предоставлении вычета по налогу на добавленную стоимость.

Таким образом, в силу изложенных норм налогового законодательства, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами предъявления ему к оплате сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и наличия первичных документов, содержащих достоверную информацию.

Законодательство о налогах и сборах Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, в частности налоговых вычетов при исчислении НДС, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Требования к достоверности учета хозяйственных операций содержатся в статье 1, пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовал в 2012 году).

Согласно статье 1 названного Федерального закона бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Одной из основных задач бухгалтерского учета является обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Для реализации данной задачи в статье 9 названного Федерального закона закреплено требование, согласно которому все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2015 по делу n А46-5252/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также