Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А46-2147/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 07 мая 2009 года Дело № А46-2147/2009 Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2009 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ивановой Н.Е., судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю., при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мокшиной С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2226/2009) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 02.03.2009 по делу № А46-2147/2009 (судья Солодкевич И.М.), принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области о признании распоряжения от 28.11.2008 № 946-р недействительным, при участии в судебном заседании представителей: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области – Чепилко Т.В. (удостоверение № 138 выдано 14.04.2008, доверенность № 59-Д от 11.01.2009 сроком до 31.12.2009); от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – Галиаскаров М.Р. (удостоверение № 941 действительно до 15.04.2010, доверенность № 04/20110 от 23.05.2008 сроком на один год); установил: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - департамент имущественных отношений, орган местного самоуправления) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области (далее по тексту - ТУ ФАУГИ по Омской области, Управление Федеральной регистрационной службы, орган государственной власти) о признании недействительным распоряжения № 946-р от 28.11.2008. Решением от 02.03.2009 по делу № А46-2147/2009 Арбитражный суд Омской области (с учетом определения от 29.04.2009 об исправлении опечатки) удовлетворил требования департамента имущественных отношений. При принятии обжалуемого решения арбитражный суд исходил из наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных департаментом имущественных отношений требований, поскольку вынесенное распоряжение не соответствует нормам Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ). В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ по Омской области просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных департаментом имущественных отношений требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, Конституцией Российской Федерации установлен принцип разграничения государственной собственности между Российской Федерацией и её субъектами, но не определено какие объекты должны находится в собственности Российской Федерацией, а какие - в собственности субъектов Российской Федерации, следовательно, при разрешении этого федеральный законодатель, исходя из объема, пределов и особенностей конкретных полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правомочен отнести объекты государственной собственности к соответствующему уровню (виду) федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также установить порядок передачи имущества, в том числе на безвозмездной основе, от одного субъекта публичной власти к другому. Относительно жилищного фонда федеральный законодатель выразил свою волю в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность», приложением 3 которого объекты жилищного фонда отнесены к муниципальной форме собственности. Нормы Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, приведённые в апелляционной жалобе, подлежащие применению с учётом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 542-О, при вынесении распоряжения от 28.11.2007 № 946-р соблюдены, а мнение органа местного самоуправления принято во внимание, поскольку было оно высказано им в распоряжении Департамента недвижимости Администрации города Омска (далее - Департамент недвижимости (прежнее наименование заявителя)) за № 460-р, изданном им 30.04.2004. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель управления поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе. Представитель департамента имущественных отношений в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции просит оставить решение арбитражного суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. 10.11.2008 войсковая часть 41146 Министерства обороны Российской Федерации направила в ТУ ФАУГИ по Омской области документы для оформления передачи в муниципальную собственность квартир №№ 1-8, сетей водопровода и канализации, находящихся в доме № 67, расположенном по адресу: г. Омск, ул. 6-я Станционная, закреплённых на её балансе. На основании этого обращения ТУ ФАУГИ по Омской области 28.11.2008 принято распоряжение за № 946-р, которым перечисленные объекты федеральной собственности решено безвозмездно передать в муниципальную собственность, для чего подготовлен и подписан ТУ ФАУГИ по Омской области в одностороннем порядке акт приёма - передачи этого федерального имущества и передан для визирования в Департамент имущественных отношений, как уполномоченный на то орган местного самоуправления. Посчитав, что распоряжение № 946-р от 28.11.2008 не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы, департамент имущественных отношений обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным. 02.03.2009 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. Абзацами шестым и седьмым части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, предусмотрено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; Согласно абзацам девятнадцатому, двадцать третьему и двадцать седьмому части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации; органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в данной части решений в соответствии с передаточным актом; в случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке. Перечисленные выше законоположения, регулирующие вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому, явились предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционно-правовой толкование их дано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года № 8-П, Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 542-О, ссылками на которые аргументирована позиция ТУ ФАУГИ по Омской области, и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 828-О-П, принятом позднее, чем указанные выше судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, в связи с чем подлежат применению с учётом последнего из приведённых определений, на которое указывает департамент имущественных отношений в подтверждение правомерности своей позиции. В Постановлением от 30 июня 2006 года № 8-П положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в части, устанавливающей порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают необходимость учета волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагает достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации. Распространяя приведенные правовые позиции на порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 7 декабря 2006 года № 542-О исходил из того, что установленное действующим законодательством правовое регулирование отношений по безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти аналогично регулированию порядка передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность. Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения части 11 статьи 154 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в системе действующего правового регулирования предполагают необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие исполнительному органу государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества, принимать решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в собственность Российской Федерации в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления на такую передачу. Суд первой инстанции, исходя из изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года № 8-П и Определении от 7 декабря 2006 года № 542-О правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, обоснованно пришел к выводу, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, то есть при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную. Необходимость Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2009 по делу n А70-1462/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|