Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А70-4038/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 18 июня 2015 года Дело № А70-4038/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рожкова Д.Г., судей Грязниковой А.С., Солодкевич Ю.М., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4515/2015) общества с ограниченной ответственностью «Центр Газ» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 03 марта 2015 года по делу № А70-4038/2014 (судья Демидова Е.Ю.), принятое по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) к обществу с ограниченной ответственностью «Центр Газ» (ОГРН 1067203340786, ИНН 7203180658) об изъятии земельного участка для государственных нужд, при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «Центр Газ» - представитель Стебляков С.П. (по доверенности от 05.05.2015 сроком действия 1 год), представитель Храмов С.В. (по доверенности от 05.05.2015 сроком действия 1 год), от Департамента имущественных отношений Тюменской области - представитель Каюмова Р.Р. (по доверенности № 71/08-3-Д от 03.03.2015 сроком действия 1 год), установил: Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее – Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской Области к обществу с ограниченной ответственностью «Центр Газ» (далее – ООО «Центр Газ», ответчик) с иском об изъятии земельного участка (категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для производства сельскохозяйственной продукции, площадь 3 813 кв.м, адрес объекта: Тюменская обл., г.Тюмень, кадастровый номер 72:17:0706003:300) для государственных нужд Тюменской области путем выкупа по выкупной цене в размере 2 464 000 руб. В обоснование заявленных требований истец ссылается на статью 49 Земельного кодека Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и статью 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также на постановления Правительства Тюменской области от 21.02.2013 № 66-п «Об изъятии земельного участка с кадастровым номером 72:17:0706003:300 для государственных нужд Тюменской области До разрешения спора по существу истец заявил ходатайство об изменении размера исковых требований, просил установить выкупную стоимость земельного участка в размере 1 045 200 руб. согласно результатам проведенной экспертизы. В порядке статьи 49 АПК РФ уточнения иска приняты судом к рассмотрению. Решением Арбитражного суда Тюменской области от 03.03.2015 по делу № А70-4038/2014 исковые требования удовлетворены. Суд изъял у ООО «Центр Газ» путем выкупа для государственных нужд Тюменской области земельный участок с кадастровым номером 72:17:0706003:300, площадью 3 813 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенной использование: для производства сельхозпродукции, адрес объекта: Тюменская область, г.Тюмень, по выкупной цене в размере 1 045 200 руб. Взыскал с ООО «Центр Газ» в пользу Департамента имущественных отношений Тюменской области судебные издержки в размере 130 000 руб. Взыскал с ООО «Центр Газ» в доход федерального бюджета 4000 руб. государственной пошлины за рассмотрение иска. Не соглашаясь с решением суда, ООО «Центр Газ» в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, установив выкупную стоимость земельного участка в размере 5 541 726 руб. Также просило назначить по делу повторную экспертизу. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что заключение экспертизы ООО «Институт оценки собственности и финансовой деятельности» не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. Ответчик отмечает, что экспертом в расчетах при применении сравнительного метода использованы лишь два объекта-аналога, что недостаточно для установления итоговой стоимости объекта оценки. Также апеллянт ссылается на не рассмотрение экспертом всех вариантов разрешенного использования земельного участка с учетом градостроительного зонирования города Тюмени и непринятие во внимание нахождение вблизи участка подводящих сетей электроснабжения. От Департамента имущественных отношений Тюменской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. До начала судебного заседания от ответчика поступило письменное ходатайство о назначении повторной экспертизы. Представитель истца относительно удовлетворения ходатайства возражал. Рассмотрев ходатайство ответчика о назначении по делу повторной экспертизы, коллегия суда не находит основания для его удовлетворения по причинам, изложенным ниже в мотивировочной части настоящего постановления. По существу заявленных требований представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав мнение представителей сторон, оценив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения. Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Тюменской области от 02.09.2008 № 260-п, автомобильная дорога «Обход г.Тюмень» включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Тюменской области, идентификационный номер 71 ОП РЗ 71К-1706. В 2010 году Правительством Тюменской области принято решение о строительстве и реконструкции автомобильной дороги Тюмень - Ханты-Мансийск через г.Тобольск, г.Сургут, г.Нефтеюганск. Окружная автомобильная дорога г. Тюмень на участке от автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск через г.Тобольск, г.Сургут, г.Нефтеюганск до автодороги Тюмень- Боровский - Богандинский. Постановлением Правительства Тюменской области от 21.02.2013 № 66-п принято решение об изъятии для государственных нужд Тюменской области земельного участка с кадастровым номером 72:17:0706003:300 (т.1 л.д. 16) В соответствии с пунктом 2.34. постановления Правительства Тюменской области от 29.09.2006 № 222-п изъятие земельных участков для государственных нужд Тюменской области обеспечивает Департамент имущественных отношений Тюменской области. Приказами Главного управления строительства Тюменской области от 30.06.2011 № 359-од, 19.01.2012 № 17-од государственное учреждение Тюменской области «Управление автомобильных дорог» наделено функциями государственного заказчика по объектам, предусмотренным программой «Сотрудничество» в части дорожной деятельности. В установленном законом порядке, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 279 ГК РФ, решение об изъятии зарегистрировано 27.03.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, запись регистрации № 72-72-01/145/2013-393. На дату принятия решения об изъятии земельного участка в государственную собственность Тюменской области и до настоящего времени собственником земельного участка является ООО «Центр Газ» (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 05.03.2011 серия 72 НЛ 963980, запись регистрации № 72-72-01/080/2011-223). На основании отчета от 03.04.2013 № 211/13, подготовленного ООО «ЗСК-Центр» распоряжением Правительства Тюменской области от 27.05.2013 № 898-рп выкупная цена земельного участка утверждена в размере 2 464 000 руб. (том 1 л. 17, 18). Письмами от 23.05.2013 № 05403/10-1, от 04.06.2013 № 5872/10-1 Департамент уведомлял собственника земельного участка о размере выкупной цены и предлагал рассмотреть возможность заключения соглашения об изъятии (том 1 л. 19, 20). Согласно ответам, поступившим от ООО «Центр Газ» (письма от 03.12.2013 №38, от 17.12.2013 № 17-12/1) собственник с выкупной ценой земельного участка, изымаемого для государственных нужд, не согласился (том 1 л. 21, 22). Не достигнув соглашения с ответчиком о выкупной цене земельного участка, истец обратился в Арбитражный суд Тюменской области с настоящим исковым заявлением. Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее. На основании статьи 279 ГК РФ, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. Статья 281 Кодекса устанавливает, что плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Как указано в статье 282 Кодекса, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Ответчик правомерность изъятия спорного участка для государственных нужд Тюменской области не оспаривает. Исходя из приведенных сторонами доводов и возражений, предметом разногласий является выкупная цена изъятого участка. Конституция Российской Федерации в качестве гарантии права частной собственности устанавливает возможность принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 3 статьи 35). Указанная гарантия на предварительное и равноценное возмещение в случае принудительного отчуждения земельного участка для государственных и муниципальных нужд нашла свое отражение и в статье 55 ЗК РФ. При этом, под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. Согласно статье 57 ЗК РФ убытки, причиненные землепользователям, землевладельцам и арендаторам изъятием земельных участков, возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки. Порядок возмещения убытков арендаторам земельных участков устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок возмещения убытков определен Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 262 от 07.05.2003. В соответствии с пунктом 6 Правил определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах. Из вышеназванных норм права следует, что принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости, под которым понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2015 по делу n А46-2686/2015. Отменить решение, Принять отказ от иска, Прекратить производство по делу (ст. 49, 150, 151, 269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|