Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А75-8715/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 28 мая 2015 года Дело № А75-8715/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2015 года Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2015 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Солодкевич Ю.М., судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарём Ненашевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4142/2015) общества с ограниченной ответственностью «СК-Моторс» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2015 по делу № А75-8715/2014 (судья Касумова С.Г.) по иску общества с ограниченной ответственностью «СК-Моторс» (ОГРН 1058602078270, ИНН 8602248155) к обществу с ограниченной ответственностью «Экспром - Сервис» (ОГРН 1048600509176, ИНН 8603115528), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «СК-Моторс Сервис», Сайфуллин Фанис Задович, о взыскании 5 261 505 руб., при участии в судебном заседании представителей: от общества с ограниченной ответственностью «СК-Моторс» – Ушаковой Н.В. (доверенность № 201 от 12.01.2015 сроком действия по 31.12.2016), от общества с ограниченной ответственностью «Экспром - Сервис» – Левченко И.А. (доверенность № 1/15 от 15.05.2015 сроком действия по 31.12.2015), установил: общество с ограниченной ответственностью «СК-Моторс» (далее – ООО «СК-Моторс», истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Экспром – Сервис» (далее – ООО «Экспром – Сервис», ответчик) о взыскании 4 969 938 руб. убытков. Определением суда от 13.11.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: общество с ограниченной ответственностью «СК-Моторс Сервис» (далее – ООО «СК-Моторс Сервис») и гражданин Сайфуллин Фанис Задович. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24.02.2015 по делу № А75-8715/2014 в удовлетворении исковых требований ООО «СК-Моторс» отказано. Этим же решением истцу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 1 457 руб. 53 коп. Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просил его отменить и принять по делу новый судебный акт о возмещении убытков в размере 4 969 938 руб. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал, что необходимая совокупность обстоятельств для возмещения убытков, в том числе противоправность деяния ответчика, причинившая убытки истцу выразившаяся в нарушении срока проведения ремонта, установленного Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), документально и достоверно установлена вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции. Довод суда первой инстанции о том, что для надлежащего исполнения своих обязанностей ООО «СК-Моторс» должно было проявить необходимую степень заботливости и осмотрительности, является неверным. Также неправомерна ссылка суда на статью 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Судом первой инстанции не дана оценка всем доказательствам, неверно истолкованы обстоятельства, установленные решением суда общей юрисдикции. ООО «Экспром - Сервис» в письменном отзыве на апелляционную жалобу выразило несогласие с доводами истца. Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании части 1 статьи 266, части 5 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. В судебном заседании представитель истца поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Представитель ответчика высказался согласно доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В порядке статьи 163, части 1 статьи 266 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 21.05.2015 на 16-15 час., информация о котором была размещена на сайте суда в сети Интернет. В судебное заседание, продолженное после перерыва, представители лиц, участвующих в деле, не явились. Повторно рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого решения суда и установил следующее. 09.04.2012 между ООО «СК-Моторс» (продавцом, официальным дилером NISSAN в городе Сургуте) и Сайфуллиным Ф.З. (покупателем) заключен договор купли-продажи автомобиля № 8926, по условиям которого продавец передал в собственность покупателю автомобиль NISSAN PATHFINDER 2,5D WAGON LE 5A/T, 2011 года выпуска. Стоимость автомобиля составила 1 831 000 руб. (пункт 2.1 договора). В соответствии с пунктом 6.4 договора гарантия на автомобиль составляет 36 месяцев или 100 000 километров пробега (в зависимости от того, что наступит раньше) и устанавливается в соответствии с гарантийными правилами (условиями) «NISSAN». Согласно пункту 6.7 договора гарантийное обслуживание дополнительного оборудования и аксессуаров производится в сроки и в соответствии с условиями, установленными для них заводом изготовителем. ООО «СК-Моторс Сервис» - официальный дилер NISSAN в городе Нижневартовске 01.04.2012 установило на автомобиль Сайфуллина Ф.З. дополнительное оборудование на сумму 194 100 руб., в том числе автосигнализацию SCHER-KHAN MAGICAR-5 NEW 57307, приняв на себя с гарантийные обязательства в отношении данного оборудования. В связи с загоранием на панели приборов сигнала неисправности, пропала зарядка аккумуляторной батареи, автомобиль перестал заводиться с помощью ключа замка зажигания Сайфуллин Ф.З., обратился в официальный дилер NISSAN в городе Нижневартовске - ООО «Экспром-Сервис», который принял 04.02.2013 автомобиль для определения причин возникновения неисправностей и их устранения. Поскольку в установленный Законом о защите прав потребителей 45-дневный срок неисправности не были устранены, Сайфуллин Ф.З. 05.04.2013 обратился к ООО «СК-Моторс» с претензией, в которой просил возвратить уплаченную за автомобиль цену, возместить убытки, компенсировать моральный вред и выплатить неустойку за нарушение сроков устранения недостатков. Письмом от 17.04.2013 № 133-1/4 ООО «СК-Моторс» отказалось удовлетворить предъявленные Сайфуллиным Ф.З. требования, указав, что неисправности автомобиля возникли вследствие некачественного дополнительного оборудования, а не недостатков в автомобиле. В связи с тем, что ООО «СК-Моторс» в добровольном порядке не удовлетворило требования Сайфуллина Ф.З. последний обратился с иском к ООО «СК-Моторс» и к ООО «Экспром-Сервис» в Нижневартовский городской суд. Решением Нижневартовского городского суда от 08.11.2013, частично измененным определением судебной коллегии по гражданским делам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.02.2014, с ООО «СК-Моторс» в пользу Сайфуллина Ф.З. взыскано 6 424 938 руб., в том числе: 1 932 000 руб. рыночной стоимости автомобиля, 194 100 руб. убытков, 2 126 100 руб. неустойки, 2 128 600 руб. штрафа, 5 000 руб. компенсации морального вреда, 22 000 руб. судебных расходов, 17 138 руб. государственной пошлины. Также, указанным решением с ООО «Экспром-Сервис» в пользу Сайфуллина Ф.З. взыскано 466 680 руб., в том числе неустойка в размере 309 120 руб., штраф в размере 154 560 руб., судебные расходы в размере 3 000 руб. Полагая, что в результате нарушения ООО «Экспром – Сервис» срока гарантийного ремонта автомобиля и предоставления недостоверной информации о причинах неисправностей (некачественная дополнительно установленная автосигнализация), ООО «СК-Моторс» причинены убытки в размере взысканной по названным судебным актам суммы (1 932 000 руб. - уплаченная за товар сумма; 194 100 руб. – убытки; 5 000 руб. – моральный вред; 2 126 100 руб. – неустойка; 2 128 600 руб. – штраф; 22 000 руб. – судебные расходы; 17 138 руб. – государственная пошлина) за вычетом стоимости автомобиля, оцененной на 20.05.2014 в размере 1 455 000 руб., ООО «СК-Моторс» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с настоящим иском. В качестве правового обоснования истец сослался, в том числе на положения статьи 15 ГК РФ. В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками согласно пункту 2 названной статьи понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). По смыслу приведенных норм права лицо, обращающееся в арбитражный суд с требованием о возмещении убытков, обязано доказать совокупность следующих юридически значимых обстоятельств: наличия убытков, вины ответчика, противоправности действий, причинно-следственной связи между допущенными нарушениями обязательства со стороны ответчика и возникшими у истца убытками. Недоказанность одного из названных условий является основанием к отказу во взыскании убытков. Пунктом 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей установлено, что потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, помимо прочего, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. В отношении технически сложного товара, к которым относится автомобиль, потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению, в том числе в случае нарушения установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товар. Указанные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (пункт 2 статьи 18 Закона о защите прав потребителей). Согласно пункту 1 статьи 20 названного Закона, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней. В соответствии с частью 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. Нарушение срока устранения недостатков (срока гарантийного ремонта) дало Сайфуллину Ф.З. право обратиться с претензией о расторжении договора, возмещения убытков к продавцу, который в добровольном порядке ее не удовлетворил, что явилось основанием для обращения покупателя в суд общей юрисдикции. Основанием для удовлетворения судом общей юрисдикции исковых требований Сайфуллина Ф.З. в части взыскания стоимости аналогичного автомобиля в размере 1 932 000 руб. послужило установление обстоятельств того, что непосредственно купленному автомобилю, а не дополнительному оборудованию (сигнализации, на которую гарантийные обязательства ООО «СК «Моторс» и ООО «Экспром-Сервис» не распространяются) требовался гарантийный ремонт, который в установленный законом срок должно было обеспечить, не только ООО «Экспром-Сервис», куда обратился покупатель автомобиля, но и ООО «СК-Моторс», у которого автомобиль был приобретен, что ими сделано не было. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что неисправности автомобиля возникли из-за дополнительного оборудования (автосигнализации SCHER-KHAN MAGICAR-5 NEW 57307), является неверным. Из судебных актов суда общей юрисдикции следует, что право на расторжение договора купли-продажи возникло у Сайфуллина Ф.З. по причине нарушения ООО «Экспром-Сервис» 45 дневного срока, установленного для выполнения гарантийного ремонта, поэтому убытки истца в виде возмещения стоимости аналогичного автомобиля находятся в причинно-следственной с действиями ответчика. Однако истец мог уменьшить размер убытков в виде возмещения стоимости автомобиля, если бы самостоятельно в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона о защите прав потребителей организовал проверку качества автомобиля, находящегося в ремонте у ООО «Экспром-Сервис», после предъявления к нему Сайфуллиным Ф.З. претензии, в том числе посредством проведения проверки качества и экспертизы товара, и установив в разумные сроки причину неисправности, в апреле 2013 года добровольно удовлетворил требования потребителя, что им сделано не было, а была лишь запрошена информация у ООО «Экспром-Сервис», которая не была проверена на соответствие действительности. Такое поведение истца нельзя признать заботливым и осмотрительным. Кроме того, действуя разумно после предъявления Сайфуллиным Ф.З. претензии к ООО «СК-Моторс» общество Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 по делу n А46-124/2015. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|