Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А81-2037/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

06 февраля 2015 года

                                                  Дело №   А81-2037/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  05 февраля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  06 февраля 2015 года.

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.,

судей  Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13344/2014) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014 по делу № А81-2037/2014 (судья Д.П. Лисянский), принятое по заявлению открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (ИНН 8602060185, ОГРН 1028600587399) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу об оспаривании решений от 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 - 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» - Алешин Антон Дмитриевич (личность удостоверена паспортом, по доверенности № 07/14-89 от 31.07.2014 сроком действия на один год);

установил:

 

открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Тюменьэнерго» (далее - ОАО «Тюменьэнерго», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, налоговый орган, МИФНС № 5 по ЯНАО) об оспаривании решений 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязании произвести возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 - 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб.

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014 требования ОАО «Тюменьэнерго» удовлетворены, признаны недействительными решения инспекции от 26.09.2013 № 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Суд обязал налоговый орган произвести возврат Обществу излишне уплаченного налога на имущество организаций за 2011 - 2012 годы в общей сумме 3 518 807 руб. Взыскал с инспекции в пользу налогоплательщика расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 594 руб. 04 коп.

Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.10.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.

В обоснование апелляционной жалобы её податель ссылается на то, что перечисленные выше объекты неправомерно включены Обществом в состав объектов, по которым предоставляется льгота при обложении налогом на имущество организаций. По мнению Инспекции, описание технических характеристик и функционального назначения, содержащееся в представленных Обществом документах, не позволяет отнести указанные объекты к имуществу, относящемуся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью. Считает, что налогоплательщиком не доказан факт нахождения в спорных зданиях какого-либо специального оборудования и названия спорных объектов свидетельствуют о том, что они предназначены не для передачи энергии, а для других целей.

Налоговый орган полагает, что функциональное назначение спорных объектов, в отношении которых Обществу отказано в применении льготы, не совпадает с примечаниями к заявленным кодам ОКОФ.

В представленном до начала судебного заседания отзыве ОАО «Тюменьэнерго» просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определением суда апелляционной инстанции рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 05.02.2015 в связи с рассмотрением Арбитражным судом Западно-Сибирского округа кассационной жалобы МИФНС № 5 по ЯНАО на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.07.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по делу № А81-72/2014 с аналогичным правовым подходом.

МИФНС № 5 по ЯНАО, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайств об отложении слушания по делу не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.

Представитель ОАО «Тюменьэнерго» возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя ОАО «Тюменьэнерго», суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

18.04.2013 общество представило в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2011 год (2 декларации) и за 2012 год (3 декларации), в которых заявлена налоговая льгота в отношении следующих объектов:

- Административно-бытовой корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Административно-лабораторный корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Здание диспетчерской МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- ГСМ и маслохозяйство (код ОКОФ 110001140);

- Цех подготовки зданий на базе НЭС (код ОКОФ 110001190);

- Котельная РПБ НЭС (код ОКОФ 114521127);

- Асфальтовое покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Покрытие из ж/б плит (код ОКОФ 120001121);

- Ж/б покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Кабельная линия связи г. Ноябрьск (код ОКОФ 124526080);

- ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (код ОКОФ 124526080);

- Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 124526111);

- Линия связи НЭС-МРЭС-ПРЭС (код ОКОФ 143222010);

- Оборудование связи (код ОКОФ 143222260);

- Центр управления системы (код ОКОФ 143312000);

- Радио-релейная линия связи «Мини-Линк» (код ОКОФ 143312000);

- Внутриплощадочные проезды (код ОКОФ 120001121);

- Наружное ограждение территории (код ОКОФ 123697050);

- Наружные сети тепловодоснабжения (код ОКОФ 124521125);

- Насосная станция первого подъема (код ОКОФ 124525351);

- Электрокотельная М/К-320 кВт (код ОКОФ 142897030);

- Наружные сети электроснабжения (код ОКОФ 143131000).

В период с 18.04.2013 по 18.07.2013 инспекцией проведены камеральные налоговые проверки указанных уточненных налоговых деклараций, в ходе которых сделаны выводы, что функциональное назначение указанных объектов не позволяет отнести их к имуществу, которое в соответствии со статьей 381 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения налогом на имущество организаций.

По результатам налоговых проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 31.07.2013 №№ 1966, 1972, 1973, 1980, 1980 (т.1 л.д.89-124).

26.09.2013 исполняющим обязанности заместителя начальника инспекции вынесены решения №№ 443, 444, 445, 446, 447 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми налогоплательщику доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 641 855 руб. (т.1 л.д.24-88).

Соблюдая установленный статьей 101.2 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 03.08.2013) досудебный порядок урегулирования спора, ОАО «Тюменьэнерго» обратилось с апелляционной жалобой на решения инспекции от 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 в вышестоящий налоговый орган (т.1 л.д.144-164).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31.01.2014 № 32 оспариваемые решения инспекции от 26.09.2013 оставлены без изменения, апелляционная жалоба ОАО «Тюменьэнерго» – без удовлетворения (т.2 л.д.3-18).

Руководствуясь положениями статьи 78 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлениями от 30.01.2013 о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций (т.2 л.д.44-48).

Полагая, что решения инспекции от 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447 не соответствуют закону, нарушают его права в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

16.10.2014 Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 137 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Пунктом 1 статьи 138 НК РФ предусмотрено, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае Обществом оспорена законность решений Инспекции от 26.09.2013 №№ 443, 444, 445, 446, 447, которыми ОАО «Тюменьэнерго» доначислен налог на имущество организаций в общей сумме 7 641 855 руб. в связи с отказом налогового органа в применении льготы налогообложения в отношении отдельных объектов, принадлежащих Обществу.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В спорном периоде ОАО «Тюменьэнерго» в соответствии со статьей 373 НК РФ являлось плательщиком налога на имущество организаций.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Статьей 381 Налогового кодекса РФ установлен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество.

В соответствии с пунктом 11 статьи 381 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) освобождаются от обложения налогом на имущество организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Такой Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее также – Перечень).

Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 1 статьи 381 НК РФ; имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Основанием для применения указанной льготы в рассматриваемом деле является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, то есть, следуя буквальному смыслу вышеуказанной нормы, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между энергооборудованием и линией энергопередачи.

В рассматриваемом случае Обществу налоговым органом отказано в применении льготы по налогу на имущество за 2011 и 2012 годы в отношении следующих объектов:

- Административно-бытовой корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Административно-лабораторный корпус МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- Здание диспетчерской МРЭС (код ОКОФ 110001120);

- ГСМ и маслохозяйство (код ОКОФ 110001140);

- Цех подготовки зданий на базе НЭС (код ОКОФ 110001190);

- Котельная РПБ НЭС (код ОКОФ 114521127);

- Асфальтовое покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Покрытие из ж/б плит (код ОКОФ 120001121);

- Ж/б покрытие (код ОКОФ 120001121);

- Кабельная линия связи г. Ноябрьск (код ОКОФ 124526080);

- ВОЛС НПГЭС-ПС летняя (код

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 по делу n А46-398/2014. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)  »
Читайте также