Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу n А46-1250/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 июля 2014 года Дело № А46-1250/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Киричёк Ю.Н., судей Кливера Е.П., Золотовой Л.А., при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5331/2014) открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» на решение Арбитражного суда Омской области от 25.04.2014 по делу № А46-1250/2014 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Администрации города Омска к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11», при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области– не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; от Администрации города Омска – Окишев Константин Владимирович по доверенности №Исх-АГ/24-2950 от 16.06.2014 сроком действия 1 год, личность установлена на основании служебного удостоверения; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом; установил:
Администрация города Омска (далее – истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее – ответчик, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Кадастровая палата), в котором просила: - установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3018, площадью 274 381 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 1-этажное здание, участок находится примерно в 170 метрах от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 71 по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 176 701 000 руб.; - обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3018 площадью 274 381 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 1-этажное строение, участок находится примерно в 170 метрах от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 71, в размере 176 701 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу. Определением арбитражного суда от 18.02.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области), открытое акционерное общество «ТГК №11» (далее – ОАО «ТГК №11»). Решением от 25.04.2014 по делу № А46-1250/2014 Арбитражный суд Омской области удовлетворил требования Администрации, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3018, площадью 274 381 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир 1-этажное здание, участок находится примерно в 170 метрах от ориентира по направлению на север, почтовый адрес ориентира: Омская область, город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 71 по состоянию на 01.01.2011 равной его рыночной стоимости в размере 176 701 000 руб. с момента вступления решения суда в законную силу. Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО «ТГК №11» обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении требований Администрации в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не приведены нормы права, на основании которых отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка от 01.12.2011 №3358-3/11, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью «Городской юридический центр недвижимости «Эталон» (далее – ООО «ГЮЦН «Эталон»), является недостоверным. ОАО «ТГК №11» считает, что арбитражный суд не дал оценки доводам Общества относительно недостоверности отчета от 31.10.2013 №396 о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3018, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью «Империя-А» (далее – ООО «Империя-А»). Кроме того, по мнению подателя жалобы, суд не принял во внимание и не дал оценки сведениям о рыночной стоимости подобных земельных участков, определённой Администрацией с привлечением независимых оценщиков в целях продажи данных объектов на аукционах, а также сведениям о состоявшихся по итогам аукционов сделкам. В судебном заседании представитель Администрации с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение законным и обоснованным. ОАО «ТГК №11»,ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, Управление Росреестра по Омской области, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об его отложении не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя Администрации, установил следующие обстоятельства. 14.12.2011 между Главным управлением по земельным ресурсам Омской области (арендодатель) и ОАО «ТГК № 11» (арендатор) был заключён договор аренды № ДГУ/11-2488-К-13 находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного в городе Омске, под капитальный объект недвижимого имущества, в соответствии с пунктом 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду сроком на 6 лет находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенный в городе Омске и относящийся к категории земель населённых пунктов земельный участок площадью 274 381 кв.м с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3018, местоположение которого установлено в 170 м севернее относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: г.Омск, Кировский административный округ, ул. 2-я Солнечная, д. 71, для производственных целей. Согласно пункту 2.1 договора размер арендной платы поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка. Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 30.05.2012 № 86 кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена в размере 47 400 000 руб. Данные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости. По заказу департамента имущественных отношений Администрации города Омска ООО «Империя-А» произведена оценка рыночной стоимости земельного участка (Отчет об оценке от 31.10.2013 № 396), которая по состоянию на 01.01.2011 составила 176 701 000 руб. Сославшись на то обстоятельство, что содержащаяся в государственном реестре недвижимости кадастровая стоимость указанного выше земельного участка существенно занижена по сравнению с его рыночной стоимостью, истец обратился в суд с настоящим требованием. 25.04.2014 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу. Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 28.06.2011 №913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза. В соответствии с правовым подходом, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 №10761/11 по делу №А11-5098/2010, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату. Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости. Истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет от 31.10.2013 № 396 об оценке объекта оценки подготовленный ООО «Империя-А», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3018 составила 176 701 000 руб. (т. 1 л.д. 29-74). Отчет от 31.10.2013 № 396 об определении стоимости имущества подтверждает, что содержащаяся в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость спорного земельного участка существенно ниже его рыночной стоимости. Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Статья 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривает возможность экспертизы отчета, под которой понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу n А70-440/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|