Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу n А75-11784/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected] ПОСТАНОВЛЕНИЕ город Омск 15 мая 2014 года Дело № А75-11784/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2014 года Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2014 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2805/2014) открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2014 по делу № А75-11784/2013 (судья Зубакина О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» (ОГРН 1028600584540, ИНН 8602060555) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 29.11.2013 № 03-1276/2013, при участии в судебном заседании представителей: от открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» - Суглобов Яков Владимирович по доверенности № 34-Д от 01.01.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Афанасьев Виталий Викторович по доверенности № 1552-Д от 30.04.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом; установил:
открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (далее - заявитель, ОАО «Сургутнефтегаз», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее -Природнадзор, Служба, административный орган, ответчик) о признании постановления по делу об административном правонарушении от 29.11.2013 № 03-1276/2013 незаконным (л.д. 5-13, 93). Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.02.2014 по делу № А75-11784/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано, с чем общество не согласилось, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что на основании распоряжения административным органом 08.11.2013 проведено рейдовое патрулирование территории участков лесного фонда в квартале 356, выделы 29 и 94 Русскинского участкового лесничества Территориальный отдел - Сургутское лесничество на предмет выявлений нарушений требований законодательства в сфере охраны окружающей среды., в ходе которого обнаружено, что на почве, на поверхности визуально наблюдается нефтяная пленка с радужными разводами, ОАО «Сургутнефтегаз» проводятся работы по ликвидации нефтяного разлива и обваловки участка. Рекультивация не проводится. Результаты патрулирования зафиксированы в акте обследования от 08.11.2013, фото-таблице (том 1 л.д. 107, 108-117). По данному факту 25.11.2013 в отношении общества составлен протокол № 03-1276/2013 об административном правонарушении (том 1 л.д. 137), выдано предписание от № 106 (том 1 л.д. 142). Постановлением от 29.11.2013 № 03-1276/2013 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей. Признавая данное постановление законным и отказывая в удовлетворении указанного выше заявления общества, суд первой инстанции руководствовался выводами о наличии в действиях ОАО «Сургутнефтегаз» состава вменяемого правонарушения. В том числе судом на основании акта обследования от 08.11.2013, фотоматериалов, протокола об административном правонарушении от 25.11.2013, сообщения о разливе нефти от 08.11.2013, выкопирови с плана лесонасаждений квартала 356, выделы 29 и 94 Русскинского участкового лесничества, подтвержденной выпиской из лесного реестра от 12.11.2013, установлен факт загрязнения лесного участка. Также суд посчитал, что в соответствии с пунктом 9.1.4 Правил по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов РД 39-132-94, утвержденных Минтопэнерго России, некатегорийные отказы трубопроводов возникают в результате нарушений при их эксплуатации, что имеет место быть в рассматриваемым случае. Судом указано на соблюдение срока привлечения к ответственности и уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения дела. В апелляционной жалобе ОАО «Сургутнефтегаз» просит отменить судебное решение, оспаривая сформулированные судом выводы и установленные им обстоятельства. По мнению подателя жалобы: акт обследования, а также фото-таблица не являются доказательством по делу; не определены место и уровень загрязнения; ссылка суда на выкопировку необоснованна, поскольку таковой документ не обозначен ни в протоколе об административном правонарушении, ни в спорном постановлении; не был произведен отбор образцов почвы на предмет установления загрязнения; отсутствует вина; не установлено событие; не определена дата совершения правонарушения; не доказано уведомление общества о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении. Службой представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены возражения на доводы заявителя и просьба оставить рассматриваемое судебное решение без изменения как законное и обоснованное. Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей общества, поддержавших доводы своего доверителя. Административный орган, должным образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не заявил, что с учетом положений части 3 статьи 156 и части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием к проведению судебного заседания. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей ОАО «Сургутнефтегаз», изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, считает его подлежащим отмене, исходя из следующего. В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Заявитель привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ. Частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, заключается в загрязнении лесов, при этом загрязнение является одномоментным действием, заканчивающимся в момент завершения поступления загрязняющих веществ в окружающую среду. Согласно части 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Как следует из статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с частью 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. На основании пункта 5 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется, в частности, установление санитарных требований к использованию лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации). В соответствии с положениями статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 №414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее - Правила). Так, согласно пункту 39 Правил при использовании лесов не допускается, в частности, загрязнение почвы в результате нарушения установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами; иные действия, способные нанести вред лесам. В силу пункта 52 Правил использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, гидротехнических сооружений, специализированных портов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей не должно ухудшать санитарное состояние лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и на лесных участках, прилегающих к ним. Нефть в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды (вода, почва) вызывает их загрязнение, высокая токсичность нефти является причиной уничтожения растительного покрова и организмов, имеющих контакт с загрязненной почвой. Последствием разлива нефти на земельных участках, участках лесного фонда является порча земель, загрязнение лесов. Лица, допустившие нарушение требований указанных выше Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации пункт 53 Правил). В данном случае административный орган установил, что в квартале 356 выдела 29 и 94 Русскинского участкового лесничества, Конитлорского месторождения в непосредственном прилегании к кустовой площадке № 73, принадлежащей ОАО «Сургутнефтегаз» НГДУ «Комсомольскнефть», выявлен нефтезагрязненный участок. Указанное обстоятельство послужило основанием для вывода о совершении Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае материалами дела, в том числе, актом обследования от 08.11.2013, фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 25.11.2013, сообщением о разливе нефти от 08.11.2013 (том 1 л.д. 106), выкопировкой с плана лесонасаждений квартала 356, выделы 29 и 94 Русскинского участкового лесничества Территориальный отдел - Сургутское лесничество (том 1 л.д. 118), подтвержденной выпиской из лесного реестра №86/012/13/574 от 12.11.2013 (том 1 л.д. 120), договором аренды лесного участка от 16.04.2009 № 0516/09-16 (том 1 л.д.123), подтверждается тот факт, что обществом были совершены действия, приведшие к загрязнению лесного участка нефтью. Между тем, судом не учтено, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утверждённого Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 24.08.2012 № 299-п, Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору (за геологическим Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 по делу n А75-11272/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Март
|