Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу n А46-15067/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

                                                                                

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

16 апреля 2014 года

                                                     Дело №   А46-15067/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  09 апреля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объёме  16 апреля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи  Ивановой Н.Е.,

судей  Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарём Михайловой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2291/2014) апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2291/2014) открытого акционерного общества «Омский каучук» на решение Арбитражного суда Омской области от 19.02.2014 по делу № А46-15067/2013 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Омский каучук» (ОГРН 1025500520297, ИНН 5501023216)

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области

при участии в деле - Омского межрайонного природоохранного прокурора,

о признании незаконным и отмене постановления от 18.11.2013 № А-486/07-193/2013,

при участии в судебном заседании представителей:

от открытого акционерного общества «Омский каучук» - Грабельникова А.С. (личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации, по доверенности № 3285 от 13.09.2013 сроком действия до 13.09.2014);   

от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области – Пономарева Н.Г. (предъявлено служебное удостоверение, по доверенности № 01/3219 от 13.06.2013 сроком действия 1 год);

от Омского межрайонного природоохранного прокурора – Корнеева Л.Ж. (предъявлено служебное удостоверение),

установил:

 открытое акционерное общество «Омский каучук» (далее по тексту - ОАО «Омский каучук», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Омской области, административный орган) от 18.11.2013 № А-486/07-193/2013, согласно которому, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 руб.

Определением суда к участию в деле была привлечена Омская межрайонная природоохранная прокуратура (далее по тексту – прокуратура).

Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных  ОАО «Омский каучук» требований в полном объёме.

При этом арбитражный суд пришёл к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило принятое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ОАО «Омский каучук» требований в полном объёме, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд необоснованно пришёл к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку, по мнению подателя апелляционной жалобы, отсутствие в проекте  нормативов предельно допустимых выбросов (далее по тексту – ПДВ) ОАО «Омский каучук» выбросов бенз(а)перина от стационарных источников выбросов № 217 и № 238 не является нарушением обществом обязанности по нормированию выбросов, а обусловлено действующим в настоящее время порядком нормирования выбросов.

Кроме того, заявитель полагает, что ОАО «Омский каучук» были предприняты все меры, направленные на исполнение действующего природоохранного законодательства, в силу чего в действиях общества отсутствовал умысел на совершение вменённого административного правонарушения.

В представленных до начала судебного заседания отзывах Управление Росприроднадзора по Омской области и прокуратура просят оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

Представители административного органа и прокуратуры с доводами апелляционной жалобы не согласились, поддержали доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, прокуратурой в период с 10.10.2013 по 31.10.2013 была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ОАО «Омский каучук», в ходе которой были выявлены нарушения статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее по тексту - Закона об охране атмосферного воздуха).

В ходе проверки было установлено, что ОАО «Омский каучук» на промышленной площадке в городе Омске по проспекту Губкина, 30 производит синтетические бутадиенметилстирольные каучуки, латексы, ацетальдегид, синтетический фенол и ацетон, 2-метил-5-этилпиридин (МЭП), 2-метил-5-винилпиридин (МВП), альфаметилстирол, пропилен, пропан, этилен. Деятельность ОАО «Омский каучук» осуществляется круглосуточно и круглогодично с перерывом на ремонтные работы.

В результате проверки прокуратурой было выявлено нарушение Обществом части 1 статьи 14, статьи 25 Закона об охране атмосферного воздуха, в частности, был зафиксирован выброс бенз(а)пирена от стационарных источников выбросов, учтённых в нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за № 217, № 238, в то время как разрешением на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу ОАО «Омский каучук» от 12.12.2012 № 215/2012 и приложением к нему «Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по конкретным источникам и веществам» выброс бенз(а)пирена от данных источников не разрешён.

С учётом выявленного нарушения 31.10.2013 Омским межрайонным природоохранным прокурором было вынесено постановление о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по части 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 87-88).

По результатам рассмотрения материалов административного дела, главным специалистом – экспертом отдела экологического надзора Жебановым Сергеем Владимировичем в отношении ОАО «Омский каучук» вынесено постановление от 18.11.2013  № А-486/07-193/2013 о назначении административного наказания за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 80 000 руб. (л.д. 11-16).

Полагая, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности, ОАО «Омский каучук» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 18.11.2013 № А-486/07-193/2013.

19.02.2014 Арбитражным судом Омской области вынесено оспариваемое заявителем в апелляционном порядке решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.

Согласно статье 14 Закона об охране атмосферного воздуха выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Как следует из материалов дела, Обществу разрешён выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в количестве 7326,696 тонн в год на основании разрешения № 215/2012, выданного Управлением Росприроднадзора по Омской области, на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия с 12.12.2012 по 12.12.2013 (л.д. 28-34).

Разрешение выдано на основании утвержденных Управлением Росприроднадзора по Омской области 16.12.2011 нормативов ПДВ для ОАО «Омский каучук».

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в ходе производственной деятельности Общества являются: технологические аппараты, оборудование, системы транспорта сырья, полупродуктов и продукции, топливосжигающие установки, дымовые трубы технологических печей и электростанции, вентиляционные трубы из производственных помещений, дыхательные клапаны резервуаров и воздушки технологических аппаратов, неплотности оборудования и коммуникаций в производственных помещениях и на открытых установках, открытые поверхности очистных сооружений.

Общее число действующих на предприятии источников загрязнения – 691, из них 614 организованных источников.

В результате производственной деятельности Общества в атмосферу выбрасывается 104 загрязняющих вещества.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и Обществом не оспариваются.

При этом, довод подателя апелляционной жалобы о том, что проект нормативов ПДВ ОАО «Омский каучук», в том числе, в части не включения в проект нормативов ПДВ бенз(а)пирена по источникам № 217 и № 238, разработан в соответствии с действующим природоохранным законодательством, признаётся судом апелляционной инстанции несостоятельным в силу неверного толкования ОАО «Омский каучук» нормы права.

Согласно части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 39 названного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии со статьёй 1 Закона об охране атмосферного воздуха вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (часть 3 статьи 12 Закона об охране атмосферного воздуха).

Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Для определения количества выбрасываемых веществ юридическое лицо, имеющее стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязано в соответствии с частью 1 статьи 22, абзацем 2 части 1 статьи 30 Закона об охране атмосферного воздуха обеспечить проведение инвентаризации таких веществ и их источников в порядке, определённом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию установлен Приказом Минприроды Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормировании» (далее по тексту

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2014 по делу n А46-399/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также